Локальные источники трудового

Пряженников М.О.

Развитие национального трудового права является постоянным процессом и, несмотря на наличие определенных элементов системы отрасли права, формирующихся на базе существующих общественных отношений, требует критического отношения к каждому правовому институту. Правовое регулирование должно быть не избыточным, но достаточным для решения конкретных правовых задач, — целесообразность существования любого правового института должна оцениваться максимально объективно и независимо от того, насколько он является устоявшимся в системе национального трудового права. Одним из важных институтов российского трудового права является локальное правовое регулирование.

Определение будущего локального правового регулирования как национального правового института в отечественном трудовом праве возможно после ответа на два вопроса:

1) Каким образом задачи, стоящие перед локальным правовым регулированием, решаются в других национальных правовых системах?

2) Могут ли схожие задачи выполняться иными правовыми институтами в рамках существующей системы российского трудового права, решаться при помощи иных правовых средств?

Ответу на поставленные вопросы предшествует определение функционального назначения локального правового регулирования социально-трудовых отношений. Сущность локального регулирования выражена в его функциях1 — основных направлениях воздействия на локальные социально-трудовые отношения, определяемые целями и задачами трудового пра-ва2. Цели трудового права на локальном уровне можно определить следующим образом:

1 М.В. Молодцов под функциями понимал способы проявления активности системы и ее компонентов, формы жизнедеятельности, способствующие сохранению компонентов и системы (Молодцов М.В. Система советского трудового права и система законодательства о труде. М.: Юридическая литература, 1985. С.14).

2 Целями трудового права являются установление государственных

гарантий трудовых прав граждан, создание благоприятных условий

труда, защита прав и интересов работников и работодателей. (Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе (новые подходы к

1) Обеспечение устойчивого социально-экономического развития государства, общества и отдельных индивидов через формирование и реализацию системы правил функционирования субъектов хозяйственной деятельности, трудовых коллективов, отдельных работников, иных локальных субъектов в сфере коллективного организованного производства материальных и нематериальных благ;

2) Формирование у каждого работодателя такой системы управления трудом, при которой достигается максимально возможная эффективность хозяйственной деятельности при сохранении здоровья и трудоспособности, соблюдении прав и законных интересов работников;

3) Обеспечение эффективной защиты прав и законных интересов работников и работодателя.

Функции локального регулирования многообразны. Сразу оговоримся, что функции индивидуального регулирования здесь рассматриваться не будут, только функции локального нормативного регулирования3, к которым относятся: формирование и поддержание локального правопорядка; регулирование вопросов, прямо отнесенных к компетенции субъектов локального нормотворчества и не регулируемых централизованно; конкретизация норм, установленных централизованно; повышение уровня прав и гарантий работников по сравнению с источниками трудового права большей юридической силы; обеспечение развития правового регулирования социально-трудовых отношений в условиях рыночного общества при обеспечении социальных гарантий; опережающее регулирование на локальном уровне; установление льгот и преимуществ, не имеющих непосредственной связи с трудовыми отношениями; перераспределение «регулятивной нагрузки» между нормативными правовыми, локальными нормативными и индивидуальными актами.

узловым проблемам теории государства и права// Теория права: новые идеи. Вып. 1/ под ред. Р.З. Лившиц. М, 1991. С. 6).

Выполнение функций локального правового регулирования осуществляется при помощи механизма локального правового регулирования в целом и отдельных его элементов. Среди них наиболее значимыми правовыми средствами являются коллективный договор и локальные нормативные акты работодателя, а также трудовой договор как базовые отраслевое правовое средство и акт реализации права.

Прежде, чем перейти к рассмотрению места локального правового регулирования в системе трудового права и права России в целом, представляется правильным рассмотреть указанный институт в зарубежных правовых системах.

Кодекс законов о труде Украины4 напрямую не определяет локальный нормативный акт работодателя и коллективные договоры в качестве источника трудового права, хотя коллективному договору посвящена Глава II и признается возможность регулировать на локальном уровне значительное количество вопросов. Например, согласно ч. 2 ст. 3 особенности труда членов кооперативов и их объединений, коллективных сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств, работников предприятий с иностранными инвестициями определяются, в том числе, и их уставами, а ст. 9-1 предоставляет организациям право за счет собственных средств как устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников, так и материально поощрять работников медицинских, детских, культурно-просветительных, учебных и спортивных заведений, организаций общественного питания и организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в его состав. Как представляется, использоваться для этого могут как коллективный договор, так и локальный нормативный акт работодателя. Глава 4 КЗОТ, например, называет в качестве локальных нормативных актов работодателя правила внутреннего трудового распорядка и графики сменности. Фактически закреплен приоритет коллективного договора над локальными нормативными актами работодателя. Так, формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, ставки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат устанавливаются предприятиями, учреждениями, организациями самостоятельно в коллективном договоре и только при отсутствии коллективного договора — локальным нормативным актом работодателя, принятым по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем), представляющей интересы большинства работников, а в случае его отсутствия — с другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом (ст. 97). Принцип совместного принятия работодателем и первичной профсоюзной организацией решений по введению, пересмотру и изменению норм труда, рабочего времени и времени отдыха, графикам сменности и предоставления отпусков, введению суммированного учета рабочего времени, проведению сверхурочных работ, работ в выходные дни и т.п., социального развития предприятия, улучшения условий труда, материально-бытового, медицинского обслуживания работников закреплен в ст. 247 КЗОТ.

Более близкий к российскому просматривается подход в Трудовом кодексе Республики Беларусь5. Коллективные договоры и иные локальные нормативные правовые акты обозначены в качестве источника трудового права в ст. 7 ТК. В свою очередь, под локальными нормативными правовыми актами понимаются «коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные, принятые в установленном порядке, нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя» (ст. 1). Установлено ограничение на ухудшение положения работников по сравнению с законодательством о труде, хотя работодатель имеет право на позитивную дифференциацию и установление дополнительных трудовых и иных гарантий. Ст. 55 определено, что наниматели осуществляют свои обязанности в соответствующих случаях по согласованию или с участием профсоюзов, в том числе при принятии локальных нормативных правовых актов, затрагивающих трудовые и социально-экономические права работников. Локальные нормативные правовые акты — правовое средство в институтах оплаты труда, дисциплины труда, охраны труда, рабочего времени и времени отдыха, но в целом возможности коллективно-договорного регу

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Локальные нормативные акты (ст. 8 ТК) — это акты местного значения, носящие нормативный характер. Они имеют обязательную силу и распространяют свое действие на всех или отдельные категории работников организации или индивидуального предпринимателя.

Локальные нормативные акты являются подзаконными актами и не должны противоречить законодательству, коллективным договорам и соглашениям. Подобные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению.

Локальные нормативные акты в форме приказов, распоряжений, правил, инструкций и др. издаются работодателями, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в рамках их компетенции, определенной законом. Локальными нормативными актами устанавливаются системы премирования работников, вводятся некоторые виды режима рабочего времени и т. д.

В большинстве случаев в соответствии с требованиями закона локальные нормативные акты издаются с учетом мнения выборного профсоюзного органа. Подобным образом утверждаются:

♦ графики сменности (ст. 103 ТК);

♦ режим рабочего времени с разделением рабочего дня на части (ст. 105 ТК);

♦ графики отпусков (ст. 123 ТК);

♦ системы нормирования труда (ст. 159 ТК);

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

♦ нормы труда (ст. 162 ТК) и др.

Некоторые вопросы могут регулироваться либо локальными нормативными актами, либо коллективными договорами. Примерами являются предоставление дополнительных отпусков отдельным категориям работников (ст. 116 ТК), установление системы нормирования труда (ст. 159 ТК).

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Локальные нормативные акты как источники трудового права

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Локальные нормативные акты как источники трудового права

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Локальные нормативные акты как источники трудового права

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Понятие и виды локальных нормативных актов Особым источником права являются локальные нормативные акты. Определение локального нормативного правового акта, данное в абз. 12 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361­З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»1, указывает только на пределы его распространения: локальный нормативный правовой акт — нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций. Согласно ст. 4 названного Закона установленный в нем порядок подготовки, оформления, принятия (издания), опубликования, действия, толкования (разъяснения) и систематизации нормативных правовых актов не распространяется, в частности, на локальные нормативные правовые акты. Локальные нормативные акты занимают важное место среди источников трудового права. В ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь содержится определение локальных нормативных актов. Локальные нормативные акты — это коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя. К числу локальных нормативных актов, регулирующих трудовой распорядок в организации, относятся также штатное расписание, должностные инструкции работников, графики работ (сменности), графики отпусков, положения и инструкции по охране труда и технике безопасности и другие локальные нормативные акты по вопросам труда (ч. 1 ст. 194 ТК). Таким образом, в Трудовом кодексе Республики Беларусь во многих случаях указываются виды локальных нормативных актов, регулирующих трудовые и связанные с ними отношения.

В то же время необходимо отметить, что соглашения (генеральное, тарифное, местное) не относятся к числу локальных нормативных актов. В соответствии с ч. 1 ст. 358 ТК соглашение — это нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально­трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории. Локальный нормативный акт стоит на самом последнем месте в иерархии нормативно­правовых актов. Соглашения являются актами более высокого уровня. Полагаем, отнесение соглашений к числу локальных нормативных актов не отражает их юридическую природу и централизованный аспект их воздействия на трудовые отношения, что снижает эффективность правового регулирования.

Заключение диссертации по теме «Трудовое право; право социального обеспечения», Букреева, Елена Николаевна

Заключение

Результаты проведенного научного исследования локальных правовых актов как источников трудового права в современной России позволяют сформулировать ряд теоретических выводов:

1. Развитие локального регулирования в сфере труда имело определенные закономерности, среди которых можно выделить следующие:

• наличие достаточно простого механизма осуществления данного регулирования (сначала — государство «обозначало» границы и определяло принципы осуществления данного регулирования; а затем — работодатель и работник путем взаимных уступок и компромиссов вырабатывали определенные нормы поведения, которые затем легализовывались посредством государственного признания);

• в ходе взаимодействия работника и работодателя в процессе разработки вышеуказанных норм и те и другие периодически апеллировали к государству как некому посреднику в данном процессе; при этом в зависимости от аргументации обратившихся, собственных интересов, внутриполитического режима и еще ряда факторов государство либо поддерживало данное обращение, либо отклоняло его.

2. Периодизация развития локальных правовых актов соответствует периодам развития трудового законодательства и в зависимости от интенсивности и характера данного развития включает в себя следующие периоды:

I. Начальный период формирования локального регулирования трудовых отношений (с первой половины XIX века до 1917 года).

II. Период развития локального регулирования в советском государстве (1917 г.- 1965 г.).

III. Период развития локального регулирования в ходе хозяйственной реформы 1965 г. (1965 г. — первая половина 80-х годов XX века).

IV. Период развития локального регулирования в ходе либерализации правовой системы России (первая половина 80-х годов XX века — 2001 г.).

V. Современный период развития локального регулирования трудовых отношений (2001 г. — настоящее время).

Каждый из указанных периодов включается в себя несколько этапов. Смена этапов обусловлена изменением целей и способов государственного регулирования трудовых отношений.

3. Современный период развития локального регулирования трудовых отношений характеризуется тем, что локальные правовые акты занимают самостоятельное место в иерархии источников трудового права. Их роль и значение возрастает. Однако, при отсутствии нормативных правовых актов, разработанных компетентными органами государства и носящих характер рекомендаций, локальные нормативные акты зачастую противоречат действующему законодательству, что может привести к ущемлению прав работников. В этой связи целесообразно использовать опыт как Российской империи, так советской России по разработке типовых положений, рекомендаций, которые будут учитываться работодателями при создании локальных нормативных актов, что будет способствовать разумному сочетанию интересов работников, работодателей и государства.

4. Локальное нормотворчество определяется как средство восполнения пробелов трудового права. Основная цель — регулирование трудовых и непосредственно с ними связанных отношений, составляющих предмет трудового права на уровне конкретной организации, отрасли или муниципального образования.

5. Локальные правовые акты о труде — это письменные официальные документы, заключаемые работниками и работодателем в лице их представителей или принятые в определенной форме правотворческим органом работодателя в пределах его компетенции, единолично, совместно, с учетом мнения или по согласованию с представительным органом работников и направленные на конкретизацию, дополнение или восполнение пробелов трудового законодательства, применительно к задачам и условиям отдельной организации.

6. Локальные нормативные акты о труде — это локальные правовые акты о труде, содержащие общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение и распространяющие свое действие на неограниченный круг лиц в пределах отдельной организации.

7. Локальные договорные акты о труде — это локальные правовые акты, содержание которых определяется сторонами трудовых и иных тесно связанных с ними отношений совместно.

8. Локальным нормативным актам присущи все признаки, характерные для нормативного правового акта, а именно: волевое содержание; официальный характер; множественность и иерархическое построение; всеобщность характера; государственная легализация компетенции уполномоченных субъектов на принятие данных актов; документальное оформление; предназначенность для регулирования социально значимых общественных отношений.

9. Для локальных источников права характерны следующие специфические особенности:

• подзаконный характер локальных правовых актов;

• доминирующим субъектом локального нормотворчества является работодатель;

• локальные акты — это акты, предназначенные только для внутреннего использования в рамках конкретной организации, отрасли, муниципального образования;

• быстрота реагирования локальных актов на изменения в общественной организации труда;

• гибкость в применении трудового законодательства к конкретным условиям производства и разнообразие локальных актов;

• социальная направленность локальных правовых актов.

10. Классификация локальных правовых актов представляет собой основной инструмент построения системы данных актов как упорядоченной структуры, состоящей из взаимозависимых и взаимообуславливающих элементов, которое происходит посредством выявления и фиксации различного рода сущностных характеристик данных правовых явлений и способствует выявлению существующих связей между локальными актами, определению места того или иного акта во всей их совокупности, установлению их различий и уяснению особенностей их содержания и структуры.

11. Классификация тех или иных явлений может быть осуществлена по

различным основаниям, от выбора которых зависит и прикладное значение той, либо иной классификации. В качестве таких оснований следует выделить: основные, существенные, связанные с процессом принятия указанных актов, и дополнительные.

12. Основными основаниями для классификации следует считать: предмет регулирования локального акта; форму правового воздействия локального акта; содержание локального акта; сферу действия локального акта и срок действия локального акта. К существенным основаниям классификации относятся: юридическая природа (происхождение) локального акта; способ создания (принятия) локального акта и способ санкционирования (легализации) локального акта. К дополнительным — степень обобщенности локального акта и форма выражения (наименования) локального акта.

13. Вполне закономерным процессом, следующим в развитии такой процедуры как классификация, можно назвать процесс систематизации уже классифицированных элементов. Говоря о систематизации локальных актов в области труда, следует отметить, что система локальных источников права в области труда, охватывая значительный массив внутриорганизационных общественно-трудовых отношений, призвана обеспечивать конкретизацию и детализацию общих норм трудового законодательства применительно к местным условиям, а равно — восполнение пробелов законодательства.

14. К основным особенностям системы локальных источников права в области труда необходимо отнести:

• ее зависимость от углубления дифференциации трудового права;

• выражение ее децентрализацию в правовом регулировании трудовых отношений;

• направленность на обеспечение гибкости применения общих норм к конкретным условиям производства.

15. К принципиальным подходам к разработке и принятию локальных нормативных актов следует отнести следующие положения:

а) работодатель может (в отдельных случаях должен) принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, только в пределах своей

компетенции, которая в соответствии с частью 1 статьи 8 Трудового кодекса РФ определена иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

б) законодатель предусматривает несколько вариантов принятия локальных

актов:

• принятые работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ч. 2 ст. 8 ТК РФ);

• принятые работодателем по согласованию с представительным органом работника (совместные) (ч. 3 ст. 8 ТК РФ);

• единоначальные (самостоятельные) (ч. 2 ст. 8 ТК РФ);

• принятые органами управления юридического лица-работадателя;

• принятые представительным органом работников.

16. Исследуя порядок разработки и принятия локальных нормативных и локальных договорных актов в трудовом праве, необходимо отметить, что в настоящее время российский законодатель акцентировал свое внимание только лишь на порядке принятия указанных актов, порядок разработки же не устанавливается.

17. Трудовой кодекс РФ устанавливает пять этапов, связанных с принятием локальных актов, если данные акты принимаются не единолично работодателем:

• направление работодателем проекта локального акта и обоснования по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации;

• рассмотрение выборным органом первичной профсоюзной организации представленных материалов и оформление письменного мотивированного мнения по проекту;

• поиски сторонами возможного компромисса;

• при не достижении согласия оформление возникших разногласий в виде протокола;

возможное обжалование принятого работодателем локального нормативного акта в суд или государственную инспекцию труда.

18. Коллективные договоры являются источниками трудового права, т.к. в них закрепляются правила поведения, обязательные для неопределенного круга

лиц, рассчитанные на неоднократное применение. Кроме того коллективные договоры также являются особым источником права, поскольку таких источников в других отраслях права не имеется.

19. К особенностям коллективных договоров и соглашений относятся:

• направленность указанных актов на конкретизацию нормативных источников трудового права;

• представление указанных актов как ведущей формы реализации социально-партнерских отношений работодателей и работников;

• содержание в данных актах норм права, представляющих собой общие правила поведения, адресованные всем работникам;

• сочетание в указанных актах публичных интересов работников и частных интересов работодателя;

• невозможность изменения и прекращения данных актов по усмотрению одной из сторон.

20. Важно отметить, что дифференциация локальных источников на локальные договорные акты и локальные нормативные акты не имеет под собой достаточно серьезного прикладного значения. Причина здесь в том, что, во-первых, перечень локальных договорных актов довольно невелик, а, во-вторых, в их состав (особенно коллективного договора) входят локальные акты в качестве целых разделов или приложений.

21. К основным проблемам локального регулирования в сфере труда относятся проблемы систематизации локальных норм права, проблемы проявлений общеправовых и отраслевых функций в области локального регулирования и проблемы, связанные с нормотворчеством работодателя.

22. Для систематизации локальных актов в сфере труда необходимо разработать на концептуальном уровне самостоятельное, комплексное и перспективное направление юридической науки — теорию локального правового регулирования, посредством обобщения накопленных по этому вопросу данных теоретической науки и практики, а также выработки научно-практических рекомендаций по дальнейшему совершенствованию российского законодательства.

23. Систематизацию локальных источников следует расценивать как способ унификации локального нормотворчества, направленный на то, чтобы:

• сделать многочисленные локальные нормативные акты удобными для практического применения;

• создать стройную и взаимоувязанную иерархию локальных актов, которая позволила бы найти точные ответы, связанные с подчиненностью одних актов другим, или получить необходимые данные о «цепочке» нормативных актов, регулирующих определенную правовую ситуацию.

24. Систематизация локальных нормативных актов при помощи приведения множественности данных актов к определенным институтам трудового права является более предпочтительным нежели предпринятая в Трудовом кодексе РФ систематизация с помощью коллективного договора. При этом наиболее удачными формой систематизации следует назвать практику применения так называемых стандартов организации. Стандартов, обеспечивающих инвентаризацию и учет внутренних документов организаций и позволяющих эффективно совершенствовать локальное нормотворчество.

25. В настоящее время необходимо перейти от рассмотрения локальных норм как восполняющих в нормативной системе и имеющих дополнительный, субсидиарный характер к признанию за ними самостоятельного регулирующего значения.

26. Функции локального регулирования в трудовом праве должны подчеркивать специфику, проявлять свойства, присущие, прежде всего данному явлению. Это обусловлено их целями, задачами в правовом регулировании единого предмета социально-трудовых отношений.

27. Функциональное назначение правового опосредования общественных отношений в трудовом праве можно определить как внешнее проявление свойств, выражающихся в воздействии на поведение работников и работодателя в процессе несамостоятельного, неединоличного, договорного труда.

28. Субъектам предоставляется возможность самим влиять на социально-трудовые отношения, определять по соглашению сторон или работодателем в одностороннем порядке (для документов, опосредующих технологический

процесс) содержание локальных норм трудового права.

Помимо общетеоретических выводов в ходе работы диссертантом были сформированы следующие практические рекомендации:

1. Внести следующие изменения и дополнения в Трудовой кодекс РФ:

• дополнить статьи 18 и 19 фразой: «локальными нормативными актами», разместив ее после словосочетания «уставом (положением) организации».

• изменить абзац 9 часть 2 статьи 22, изложив его в следующей редакции:

«знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными

нормативными актами, а также — с изменениями, вносимыми в данные акты, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью».

• изменить статью 134, изложив ее в следующей редакции:

«Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном локальными нормативными актами».

• исключить из статьи 190 предложение:

«Правила внутреннего трудового распорядка, как правило, являются приложением к коллективному договору».

• изменить часть 3 статьи 372, изложив ее в следующей редакции:

«В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех рабочих дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения».

• изменить часть 4 статьи 372, изложив ее в следующей редакции:

«При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются

протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации, а также любым работником в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд в течение месяца после его принятия. Выборный орган первичной профсоюзной организации работников также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом».

2. Целесообразно в отдельных статьях Трудового кодекса РФ вписать отсылку к локальному акту с определением порядка его принятия.

3. Для урегулирования правоотношений в области разработки и заключения коллективного договора и соглашения целесообразно внести дополнения в Трудовой кодекс РФ, в котором регламентировать процедурные вопросы в области разработки и заключения коллективного договора и соглашения.

4. Необходимо разработать на федеральном уровне комплекс рамочных локальных нормативных актов в области труда. Указанный комплекс должен иметь вид методических рекомендаций «Об унификации локального нормотворчества в области труда», которые необходимо принять на уровне Федеральной службы по труду и занятости, направленных на поддержание баланса интересов работодателя и защищенностью прав работников.

Представляется, что в методических рекомендациях Федеральной службы по труду и занятости «Об унификации локального нормотворчества в области труда» необходимо зафиксировать, что данные рекомендации не являются общеобязательными и не лишают работодателя самостоятельно решать вопросы локального регулирования и, в частности, выбора внешней формы локального правового акта.

5. Представляется необходимым разработать и принять на уровне Федеральной службы по труду и занятости методические рекомендации «О порядке учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов», в которых необходимо будет указать, что:

• содержащиеся в рекомендациях положения распространяются на любой

представительный орган работника;

• при получении контрпредложения органа первичной профсоюзной организации на переданный последнему для согласования локальный акт работодатель обязан в течение трех рабочих дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

6. В соответствии с пунктом 10 статьи 86 Трудового кодекса РФ работодатели, работники и их представители должны совместно выработать меры защиты персональных данных работников. В этой связи, представляется, что принятые решения об этих мерах защиты должны быть оформлены локальным нормативным актом в форме приказа работодателя или правил защиты персональных данных работника.

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1

Внести в статью 18 Трудового кодекса Российской Федерации (СЗ Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3) следующее изменение, изложив ее в следующей редакции:

«Трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, локальными нормативными актами определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности».

Статья 2

Внести в статью 19 Трудового кодекса Российской Федерации следующее изменение, изложив ее в следующей редакции:

«Трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, локальными нормативными актами».

Статья 3

Внести в статью 22 Трудового кодекса Российской Федерации следующее изменение, изложив абзац 9 части 2 в следующей редакции:

«знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, а также — с изменениями, вносимыми в данные акты, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью».

Статья 4

Внести в статью 134 Трудового кодекса Российской Федерации следующее изменение, изложив ее в следующей редакции:

«Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном локальными нормативными актами».

Статья 5

Внести в статью 190 Трудового кодекса Российской Федерации следующее изменение:

Часть 2 признать утратившим силу.

Статья 6

Внести в статью 372 Трудового кодекса Российской Федерации следующие изменения:

1) часть третью изложить в следующей редакции:

«В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех рабочих дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения».

2) часть четвертую изложить в следующей редакции:

«При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной

профсоюзной организации, а также любым работником в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд в течение месяца после его принятия. Выборный орган первичной профсоюзной организации работников также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом».

Локальное правовое регулирование трудовых отношений — это самостоятельная форма реализации законов и иных нормативных правовых актов. В отличие от других форм предполагает осуществление нормотворческих функций работодателем самостоятельно либо с учетом мнения представительного органа работников и связана с принятием таких нормативных правовых актов, которые действуют только на предприятии, в учреждении, организации. Использование данного метода регулирования позволяет, с одной стороны, работодателю оперативно принимать внутренние акты, направленные на обеспечение реализации внешних нормативных правовых актов, а с другой — дает возможность работникам через выборные представительные органы участвовать в управлении. Локальные нормативно-правовые акты, принятые на предприятии, определяют его особый внутренний правопорядок. Они ближе к опосредуемым общественным отношениям, чем централизованные, быстрее улавливают их динамику, более полно учитывают особенности и специфику регулирования применительно к конкретной организации. Взаимодействие централизованного и локального правового регулирования осуществляется по следующим направлениям: 1. Признание за работодателями и представителями работников прав и обязанностей на локальное нормотворчество. Пределы локального правового регулирования устанавливаются государством путем издания государственными органами: а) управомачивающих норм, которыми работодателю и представителю работников предоставляется возможность принимать по многим вопросам «свои» правовые установления. б)норм, которые предписывают работодателю издать или принять локальный нормативный акт самостоятельно, но с соблюдением соответствующих процедур; в) норм, содержащих запреты и ограничения в сфере локального регулирования и определяющих область централизованного правового регулирования; 2.Закрепления за работодателем и представительными органами работников обязанностей по осуществлению локального правового регулирования отдельных трудовых отношений . 3. Официального признания локальных нормативных актов правовой основой для решения дел в суде. 4. Установления на федеральном уровне минимума правовых гарантий, который не может снижаться в локальном порядке; определения желательного варианта правового регулирования отдельных видов трудовых отношений посредством выработки соответствующих рекомендаций или примерных типовых правовых актов. 5. Установления процедуры разработки и принятия локальных правовых актов. 6. Юридического обеспечения прав работодателей и работников в области локального регулирования. 7. Закрепления в федеральных нормативных актах правовых норм, локального нормотворчества, широко применяемых на практике. Локальное регулирование является подзаконным и носит дополнительный, вторичный характер, но играет существенную роль в обеспечении трудовых прав работников. Подзаконность локальных правовых актов и норм предполагает: соответствие их содержания положениям федеральных и региональных законов, иных правовых актов, принятых на этих уровнях регулирования; соблюдение требуемого порядка принятия (издания) локальных актов или норм; правильное определение пределов локального нормотворчества. Среди источников трудового и трудового процедурно процессуального права важная роль принадлежит локальным нормативно-правовым актам. К ним относятся: устав предприятия; положение о филиале; положение о представительстве; структурном подразделении; коллективный договор; соглашение; правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда; должностное положения и инструкции; документы, регламентирующие определенные действия представителей работодателя и администрации. Они приобретают юридическую силу при наличии двух условий: 1) приняты в установленном законом или иным федеральным нормативным актом порядке; 2) имеется общая норма, которая предоставляет право либо уполномочивает субъектов локального правотворчества на принятие того или иного акта, или отсутствует общая норма, запрещающая издание локального нормативно-правового акта. Эти акты должны отвечать следующим требованиям: не ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором или соглашением; отражать специфику производства, характер и профиль деятельности предприятия, учреждения, организации и учитывать их экономические возможности; не противоречить общим нормам трудового и трудового процедурно-процессуального права. 1.По сфере действия локальные нормативно-правовые акты делятся на применяемые: в пределах предприятия в целом; в филиалах, представительствах; в отдельных структурных подразделениях; в различного рода органах, создаваемых на предприятии, в трудовых коллективах разных уровней.

2. По кругу субъектов их можно разделить на общие (коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка) и специальные (положение о премировании отдельных работников, о предоставлении льгот лицам, обучающимся без отрыва от производства, и т.д.). Первые распространяются на всех или на большинство рабочих и служащих предприятия, вторые — на определенную их часть, выделяемую по различным основаниям: пол, возраст, условия, формы организации труда, выполняемая работа.

Применительно к субъектам, участвующим в разработке и принятии локальных актов, последние можно классифицировать на принимаемые: непосредственно работниками на общем собрании (конференции); единолично работодателем (постановление о стимулирующих выплатах, должностные инструкции); работодателем с участием представительного органа работников; представителями работодателя и работников.