Лукойл нижегороднефтеоргсинтез ИНН

История создания и развития

В 50-е годы прошлого века началось бурное развитие промышленности центральных регионов России, и в связи с этим возникла высокая потребность в горюче-смазочных материалах. Поэтому в 1951 году для строительства Ново-Горьковского нефтеперерабатывающего завода Министерством нефтяной промышленности СССР создается дирекция по строительству. И спустя 7 лет в августе 1958 года завод отправил своим потребителям первую партию продукции.

В последующие годы завод интенсивно развивается. Так, в период с 1959 по 1966 годы на Горьковском НПЗ были построены 32 технологические установки, на которых производилось 22 вида высококачественной продукции. С 1966 по 1976 годы на заводе ввели в эксплуатацию еще 12 технологических установок. Столь быстрые темпы развития НПЗ позволили ему уже к средине 80-х годов выйти на второе место в стране по объему переработки нефти. К марту 1973 года на Горьковском НПЗ удалось переработать 100-миллионную тонну нефти. А в сентябре 1976 года завод был переименован в ПО «Горькнефтеоргсинтез». Знаменательным годом для предприятия стал 1981-й, в октябре этого года нефтехимики получили новое производство — нефтехимический завод ЭП-300, это позволило довести выпуск товарной продукции до 82 видов.

В июне 1994 года предприятие вновь преобразуется и с этого времени называется АООТ «Нижегороднефтеоргсинтез» (АО «НОРСИ»). На следующий год — в сентябре 1995 — АО «НОРСИ» входит в состав АО «НК «НОРСИ-ОЙЛ». А с 2002 года входит в состав нефтяной компании «ЛУКОЙЛ».

Крупная реконструкция и техническое перевооружение завода началось в 1997 году. В следствии проделанной работы, в том числе, была модернизирована установки АВТ-5 и гидроочистки масел. Это позволило повысить мощность установки с 3 миллионов тонн нефти в год до 4,5 миллионов. Введено в эксплуатацию производство пищевых высокоочищенных парафинов. Увеличен объем выработки и экспорта парафина.

В 2004 году, в первые в России, на «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» начинается производство топлива для турбореактивных двигателей Jet A-1, которое соответствует экспортному стандарту качества AS/EN 9100. В это же время строится установка каталитического риформинга бензина с непрерывной регенерацией катализатора ЛФ-35/21-1000, мощность которой достигает 1 миллиона тонн в год. Это позволяет повысить долю выпускаемых на предприятии высокооктановых бензинов до 66,5%.

В последующие два года 2005-2006 коллектив предприятия вводит в эксплуатацию новый блок вакуумной разгонки мазута на установке АТ-6 мощностью 3,3 миллиона тонн в год и заканчивает реконструкцию установки риформинга Л-35/5. Также в это время введена установка измеризации бензинов проектно мощностью 440 тыс. т/год. Помимо этого удается увеличить производительность установки АВТ-6 с 7 до 9 миллионов тонн нефти в год. Это стало возможным после проведения реконструкции атмосферной части на АВТ-6.

В 2006 году предприятие начинает выпуск автомобильных бензинов класса ЕВРО-3 и дизельного топлива класса ЕВРО-4. А уже к 2008 году весь объем производимых на «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» бензинов соответствует 3-му классу экологичности. Реконструированы установки гидроочистки, что позволило начать выпуск дизельного топлива по стандарту ЕВРО-5. В 2008 году введена установка висбрекинга гудрона мощностью 2,4 млн т/год.

В 2009 на «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» реализуется инвестиционный проект «Реконструкция производства азота и воздуха». Впервые на российских НПЗ на установках АВТ-5 и АВТ-6 успешно внедряются усовершенствованные системы управления (АРС-систем).

В 2010 году на предприятии начинается выпуск новой марки бензина АИ-98 — ЭКТО-Sport, который соответствует классу ЕВРО-5. В этом же году коллектив завода приступает к промышленной эксплуатации комплекса каталитического крекинга. С вводом Комплекса производство высокооктановых автомобильных бензинов на предприятии выросло на 1,4 млн т/год, дизельного топлива — на 400 тыс. т/год, а выход светлых нефтепродуктов увеличился на 12%. В 2011 году начинает работать установка АКС-2 (по производству азота и воздуха) и установка фтористоводородного алккилирования. На установке АВТ-1 внедрена современная распределенная система управления на базе микропроцессорной.

2012 год ознаменуется на предприятии переходом к производству автомобильных бензинов АИ-92, АИ-95 и АИ-98, которые соответствуют классу ЕВРО-5. В 2015 году закончено строительство 2-го комплекса каталитического крекинга вакуумного газойля.
Процесс модернизации и наращивания мощности на «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» продолжается — в настоящий момент ведется строительство комплекса по глубокой переработке нефтяных остатков, благодаря чему глубина переработки нефти превысит 95%, а также запущен инвестиционный проект по возведению производства полипропилена.

ЛУКОЙЛ определился с площадкой под строительство крупного производства полипропилена: по словам главы компании Вагита Алекперова, проект будет реализован в Кстове на НПЗ компании. Ранее в ЛУКОЙЛе также рассматривали свои мощности в Пермском крае. Ориентировочная стоимость установки по производству полипропилена составит $1 млрд, а ее мощность — порядка 500 тыс. тонн продукции в год. По мнению экспертов, компания сможет избежать конкуренции с СИБУРом за счет узкого ассортимента полипропилена.

Во вторник информагентства со ссылкой на президента компании ЛУКОЙЛ Вагита Алекперова сообщили о принятом инвестиционном решении по реализации крупного проекта производства полипропилена на площадке Кстовского нефтеперерабатывающего завода компании (ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез»). По словам господина Алекперова, ориентировочная годовая мощность завода оценивается в 500 тыс. тонн полипропилена в год, предназначенного в том числе на экспорт и получаемого на основе собственного сырья.

Как ранее рассказывал «Ъ-Приволжье” заместитель гендиректора ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» Павел Логунов, стоимость проекта в стадии технико-экономического обоснования оценивается в $1 млрд с вводом в эксплуатацию к 2023 году.

В ЛУКОЙЛе пока не уточнили параметры и сроки строительства завода. Проект обсуждается достаточно давно: еще весной о планах по созданию производства по выпуску полипропилена и стирола на НПЗ в Кстове говорил первый вице-президент ЛУКОЙЛа по переработке и сбыту Вадим Воробьев. Тогдашний гендиректор НПЗ Алексей Коваленко сказал, что лучше семь раз просчитать рыночные риски, чем вложить средства в занятую конкурентами нишу, учитывая соседство в Кстове крупнейшего производителя ПВХ компании «Русвинил» и запуск строящегося в Тобольске завода «Запсибнефтехима», за счет которого холдинг СИБУР намеревался занять 47% российского рынка полипропилена.

В мае вице-президент ЛУКОЙЛа по нефтепереработке Рустем Гималетдинов сообщил, что компания выбирает между площадкой кстовского НПЗ и ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» в Перми для размещения площадки нового производства. Тогда топ-менеджер называл Пермь более привлекательным вариантом из-за имеющегося большего количества необходимого сырья: этана, легкой нафты и сжиженных углеводородных газов.

В Кстове сырьем для производства полипропилена на нижегородской площадке ЛУКОЙЛа послужат побочные продукты от каталитического крекинга (работает установка мощностью 4 млн тонн высокооктанового бензина и легкого газойля в год). Новый проект стал бы логическим продолжением создания производственного цикла нефтепродуктов на кстовском НПЗ.

При этом отраслевые эксперты не исключали реализации сразу двух проектов по полипропилену, поскольку речь шла об установках разной мощности: в Перми рассматривалось строительство к 2024 году установки для пиролиза на 2 млн тонн с побочным выходом 1 млн тонн полиэтилена и 600 тыс. тонн полипропилена. В настоящее время ЛУКОЙЛ производит порядка 120 тыс. тонн полипропилена на заводе «Ставролен» в Буденновске, а «ЛУКОЙЛ Нефтохим Бургас» в Болгарии ежегодно выпускает порядка 80 тыс. тонн продукции.

Любопытно, что на прошлой неделе стало известно о вероятности развития кстовской площадки СИБУРа: компания запросила у Нижегородской области земельный участок более чем в 50 га под для строительство комплекса окиси пропилена, пропиленгликоля и простых полиэфиров с инвестициями в размере 60,8 млрд руб. Однако нефтехимический холдинг снял свою заявку прямо перед заседанием совета по земельным и имущественным отношениям при правительстве Нижегородской области.

В СИБУРе отказались комментировать причины этого и назвали свой проект «предварительными инвестиционными идеями», решения по которым еще не были приняты. По предположению собеседника «Ъ-Приволжье” в правительстве Нижегородской области, СИБУР и ЛУКОЙЛ могли вести переговоры с властями разных регионов, выбирая для себя наиболее выгодные условия под строительство новых производств. Отметим, что в июне законодательное собрание Нижегородской области одобрило ЛУКОЙЛу очередные налоговые льготы до 2024 года в объеме 4,4 млрд руб. под строительство комплекса переработки нефтяных остатков с установкой коксования за 90 млрд руб., который с прошлого года строится на территории «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез».

По мнению главы Rupec Андрея Костина, если ЛУКОЙЛ создаст новое производство полипропилена, то сможет избежать конкуренции с СИБУРом за счет специализации. «Рынок полипропилена сегодня представлен большим количеством продукции — тот же «Запсибнефтехим» будет выпускать огромное количество разных марок, в том числе полимерных. ЛУКОЙЛ, понимая напряженность рынка, скорее выберет для себя технологии и марочный ассортимент, позволяющий избежать серьезной конкуренции»,— предположил эксперт.

Он также отметил, что у ЛУКОЙЛа и СИБУРА на их кстовских предприятиях разные технологические процессы (каталитический крекинг и пиролиз), разное сырье, поэтому в перспективе и продукция может быть разной.

Роман Рыскаль

Новости от «Ъ-Приволжье » вы можете получать на