Любовь и голуби картина

Фигура печальная по одной простой причине. Время неумолимо бежит вперед, с каждой минутой катастрофически приближается к тому печальному моменту когда нужно сесть в автобус и покинуть Осло. Но пока еще там, надо успеть обежать как можно больше. Что интересного есть в центре города? Конечно — это Национальный драматический театр. Театр был построен в 1899 году, сейчас это памятник культурного наследия.

Архитектор театра — Хенрик Булл (норв. Henrik Bull).

Но тем интереснее, что по обе стороны входа стоят фигуры двух известных норвежских писателей. Бьёрнстьерне Бьёрнсон — автор гимна «Да, мы любим этот край» (Ja, vi elsker dette landet).

Нашла и его перевод:

1. Да, мы любим край родимый, Край лесистых круч,

Море, ветер нелюдимый, Небо в хлопьях туч.

Любим дым родного дома, И отца, и мать.

Стужи бодрость нам знакома, Солнца благодать.

2. Гаральд здесь набегам вражьим Положил предел.

Хокон был нам верным стражем Эйвин песни пел.

Начертал здесь кровью Олаф Крест на склонах гор.

Сверре вёл из этих долов С новым Римом спор.

3. На врага точили бенны Топоры свои.

Торденскьольд в поход священный Выводил ладьи.

Жёны защищали кровью Честь своей земли

И без жалоб участь вдовью До конца несли.

4. Правда, нас немного было, Но хватило всё ж

— Коль валила вражья сила, Все брались за нож!

Лучше сжечь гнездо родное, Чем отдать врагу.

Я напомнить вам, герои, Фредриксхалл могу!

5. Но насупилась погода, И пришла беда.

Синеглазая Свобода Родилась тогда.

С нею всё легко, и что там Голод иль война!

Даже смерть для нас почётом Сделала она!

6. Враг бежал, покинув сечу, Но, подняв булат,

Вышел нам визирь навстречу, Наш названый брат.

Огорчась, без чувства мести Спор вели мы с ним,

И теперь, три брата вместе Мы навек стоим!

7. Славь, Норвегия, свой жребий, Ибо в дни тревог

Бог тебя услышал в небе И тебе помог,

— Чтобы жертвою кровавой, Не ценой войны

Отстояли мы и право И покой страны.

8.Д а, мы любим край родимый, Край лесистых круч,

Море, ветер нелюдимый, Небо в хлопьях туч,

И, как бились наши деды — Гордость наших лир,

— Будем биться до победы, Но за вечный мир! © discoveric.ru

Первым директор театра был сын Бьёрнстьерне Бьёрнсон — Бьёрн Бьёрнсон, в первые три дня он поставил разные спектакли — комедию Людвига Хольберга, на второй день — драму Генрика Ибсена, на третий день драму своего отца. В процессе своей работы он в большей степени ставил произведения своего отца и в итоге, Ибсен от обиды не разговаривал практически больше 20 лет, еще одним фактором послужило вручение в 1903 Нобелевской премии по литературе его отцу. А к Генрику Ибсену вернемся чуть позже.

А пока пройдем в фойе театра.

Расписные потолки имитирующие небесный свод.

Витиеватые барельефы. И пара бюстов внутри.

Тори — знаменитая норвежская актриса (1901-1979), за плечами которой более ста ролей, в основной массе играла героинь по произведениям Ибсена.

В 1950 годах основала собственный театр и гастролировала с успехом по многим странам.

Из Вики Осе Бю: Её сценический дебют состоялся в Национальном театре 2 ноября 1923 года, и Бюе сотрудничала с театром на протяжении 50 лет. Её первой ролью была Сольвейг в хрестоматийной драме Хенрика Ибсена «Пер Гюнт», где она не только сыграла главную роль, но и исполнила знаменитую песню главной героини, обычно звучавшую из-за кулис в исполнении оперных певиц. И публика, и капельмейстер Юхан Халворсен были потрясены. Дебют оказался настолько успешным, что Бюе получила поощрительную премию в размере 200 крон, что по тем временам было немалой суммой. Впоследствии она сыграла и в других постановках драм Ибсена — «Юн Габриэль Боркман» и «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся», а также в телевизионной постановке по мотивам пьесы «Фру Ингер из Эстрота». Эта роль стала одной из её последних — в 1974 году она завершила артистическую карьеру. Всего на её счету более ста ролей в спектаклях по пьесам как норвежских, так и зарубежных драматургов («Укрощение строптивой» Шекспира, «Тартюф» Мольера, «Школа злословия» Р. Шеридана, «Пигмалион» Б. Шоу и др.) Особенно она любила играть в постановках Б. Бьёрнсона («Банкрот», «Когда цветёт молодое вино» и др.)

В 1920 — начале 1930-х гг. она также снялась в ряде фильмов, ставших рубежными для норвежского кинематографа — «Свадебное шествие в Хардангере» (Brudeferden i Hardanger, 1926) и «Кристине Валдресдаттер» (Kristine Valdresdatter, 1930) Расмуса Брестейна, а также в первом норвежском звуковом фильме «Большие крестины» (Den store barnedåpen, 1931) Танкреда Ибсена. Если первые два стали символами эпохи «национальной романтики» в норвежском кино, то «Большие крестины» считаются первой значительной реалистической драмой в кинематографе Норвегии.

Бюе обладала превосходной дикцией и активно сотрудничала с NRK в качестве чтеца, некоторые из её выступлений были изданы на грампластинках.

Дверей много, но все они ведут к выходу. Рядом с театром собрана коллекция из памятников причастных к театру лиц, например,

Юхан (1864- 1935). С момента работы театра более 30 лет руководил оркестром театра.

Пер Аабель (1902-1999) играл на сцене Национального театра Осло с 1930 года, известный норвежский актер кино и театра, но предпочитал театр.

Венке Фосс — актриса, певица театра и кино, памятник открыт был в 2007 году. Памятник был поставлен при жизни, умерла она в 2011 году.

На телевидении работала с 1940, последнюю роль сыграла в 90 лет. Но идем дальше, и перед нами:

Джоанна (1867-1950) ведущая актриса Национального театра на протяжении почти 50 лет.

Более того, по происхождению из актерской среды, ее родители играли также в театре Христиании. Дочь актера Матиас Юэлл (1835-1894) и актрисы Джоан Режин Elvig (1847-1882).

По его произведению, шла самая первая постановка в театре. Кроме того, Людвиг — основатель датской и норвежской литературы. Титулов много, но одно несомненно — великий писатель в истории Норвегии.

Описания памятника не нашла, но думаю, что рядом с ним (сам Людвиг по центру) стоят герои его произведений.

И его фото из Вики, подтверждает мысль, что по центру он.

А если уйти в сторону от театра, то мы из мира игры попадаем в мир науки — Университет Осло перед нами.

Подходим ближе. Очень величественное и массивное здание, основан в 1811 году.

Занимает 63 место в ТОР -200 университетов мира по версии журнала Times Higher Education.

Петер Андреас Мунк (1810-1863) — историк, член-корреспондент Петербургской академии наук, описал историю Норвегии до 1397 года.

<p «=»»>Понравились решетки, ведущие на территорию городка. А ниже — памятник Кристиану, юрист, премьер-министр Норвегии.

Сравним с оригиналом, Christian Homann Schweigaard (1838-1889).

Если пройти сквозь решетки на территорию студенческого городка, нас то тут, то там снова встречают скульптуры, но уже лиц, причастных к Университету.

Про Фритьофа Нансена уже упоминала в посту про «Фрам», профессор университета, который написал ряд научных статей об экспедиции.

Окинув взглядом университетские дома, прогуляемся по украшенной гирляндами улице.

В темное время суток смотрится очень феерично и празднично, но чуть отойти в сторонку и освещения маловато я бы сказала.

Как и все европейские столицы в Осло есть велосипеды, даже памятники велосипедистам,

и парковки, но их (велосипедов) не очень много.

Сохранились и старые постройки в Осло, перед нами — самое старое кафе.

Это кафе было любимым местом богемы. Его часто посещали — Генрик Ибсен, Эдвард Григ, Бьёрнстьерне Бьёрнсон. Памятник актеру Йоганну Брюну стоит у входа в кафе, тоже частому посетителю кафе.

Есть в Осло и своя пешеходная центральная улица — Карл- Йохансгате.

Идет улица от Королевского Дворца до Центрального вокзала Осло. На ней находятся основные городские достопримечательности (Норвежский Парламент, Национальный театр, университет, Гранд отель). Жизнь кипит на Карл-Йохансгате и днем, и ночью. В день Конституции — 17 мая проходит костюмированный парад. А в наш визит улица только просыпалась, изредко попадались выносные киоски с сувенирами.

Люблю заглядывать в витрины, смотреть, что да как. Цена скромных пиджачков по акции всего 3 884 рубля.

Норвегия родина троллей, и как оказалось, покупать их в качестве сувенира нужно с соблюдением ряда правил:

1) Они должны вам безумно нравится!

2) Покупать всегда следует пару, одного ни-ни.

Я так и не поняла, что продают в этом магазине, но оформлено было очень красиво. Эти летящие связки трав, хотелось бы ощутить какой там был аромат внутри.

Значительно в стороне от Национального театра есть еще небольшой музей Генрика Ибсена.

Музей Генрика Ибсена располагается в здании, где он провёл последние годы своей жизни. В Музее полностью сохранена обстановка, которая была при жизни писателя. Рабочий кабинет выглядит таким же каким его драматург его видел.

В спальне где скончался писатель, по многим источником говорится, что все родственники собрались около него, Генрик встал с кровати, сказал: «Напротив!» — и ушел в мир иной. Что хотел сказать — тайна для всех.

А около музея золотым шрифтом написаны цитаты из его книг, правда, золотое тиснение едва заметно.

Адрес: Henrik Ibsens gate, 26. График работы: ежедневно; с 11:00 до 16:00. Посещение музея возможно только в составе экскурсий, которые начинаются каждый час. Вход — 130 NOK, детям — 40 NOK, или бесплатно с картой Oslo Pass. Сайт музея Генрика Ибсена

Ряд цитат Ибсена, не факт, что они есть на асфальте, но мне понравились:

В этом мире ничто не дается даром.

Никогда не надевайте парадные брюки, если идете сражаться за свободу и истину.

Чистая совесть – самая лучшая подушка.

Если дверь в залу открыта, избегайте черного хода.

Общество напоминает корабль; все, кто на борту, должны быть готовы встать у руля.

<p «=»»>А пока я готова встать у руля, и начать управлять городским транспортом, например, нажав кнопку, и спокойно перейти дорогу.

Столкнувшись с картой Оslo Pass, сразу стало интересно, для чего она, нашла такую информацию:

Преимущества карты Oslo Pass:Карточка на 72 часа стоит 535 крон(примерно 4 100).1) Бесплатный проезд на городском общественном транспорте Осло (в пределах зон 1 и 2; аэропорт находится в зоне 4, так что на проезд из аэропорта до центра эта карточка не распространяется). Карточка позволяет бесплатно доехать до парка развлечений Tusenfryd (автобус № 541), поскольку он находится в пределах 2 зоны.2) Бесплатное посещение около 30 музеев Осло: замка Акерсхус, Музея норвежского Сопротивления, Музея корабля Фрам, Исторического музея, Музея Ибсена, Музея Мунка, Музея Кон-Тики, Музея кораблей викингов, Музея Густава Вигеланна, Музея декоративно-прикладного искусства и дизайна, Национальной галереи, Национального музея современного искусства, Нобелевского центра, Народного музея под открытым небом, Морского музея, Городского музея Осло и наконец, — Ратуши и кафедрального собора (но они и так бесплатны!).3) Скидки на некоторые экскурсии и развлечения: например, скидка 20% на экскурсию по Опере; скидка 20% на входной билет в парк развлечений TusenFryd; скидка 15% на экскурсионные мини-круизы по Осло-Фьорду (Båtservice); скидка 10%-20% в некоторых кафе и ресторанах; и другие скидки.4) Бесплатное посещение летних купален под открытым небом Frognerbadet (два 50-метровых бассейна, водные горки, башня для прыжков; комплекс находится близ парка Вигеланна).5) Бесплатное посещение купален Tøyenbadet (напротив Музея Мунка) (комплекс включает 2 открытых и 2 крытых бассейна, горку и башню для прыжков).

А что привезти из страны? Если магнитики меня не интересуют, можно сделать самой. А вот что-то вкусное и сладкое, например, шоколад. Оксана нам подсказала, фирменная норвежская шоколадка на фото ниже:

Покупала правда на пароме, в составе упаковки несколько шоколадок:

По вкусу типичный KitKat, только более молочный шоколад, скажу честно — разочаровало. Ожидала нечто этакое. Ну а мальчикам можно привезти следующий фирменный напиток.

И с ним, есть легенда: по вкусу что-то типа самогона на картофеле. Я не запомнила кто его куда вез, но как обычно нарушили технологию, и напиток болтался в бочках больше положенного времени. Несмотря на это, решили напиток попробовать и ахнули. После чего, стали повторять путь, возить напиток через экватор в дубовых бочках. Собственно Linie переводится как «экватор». Напиток тихо мирно бултыхается в бочке, впитывает аромат дерева, и становится таким теплым янтарным цветом, затем его разливают по бутылкам. И пьют слегка подогретым чуть-чуть. А наша бутылка пока ждет своего часа.

На этом я завершаю свои посты о Норвегии, надеюсь было интересно окунуться в атмосферу столицы, и перехожу к Дании. Забегая вперед скажу, что Дания меня сильно приятно удивила настолько, что я теперь буду думать об отдельной поездке туда.

Посты о Норвегии:

Любовь и голуби. Фигура первая. Лирическая

Любовь и голуби. Фигура вторая. Разлучная

Я тебя поведу к самому краю Вселенной

Мосфильм выложил фильм «Любовь и голуби» в свободный доступ и его можно посмотреть на Youtube бесплатно. Впереди выходные — посмотрите это хорошее кино.

А «Клерк» дает краткий бухгалтерский пересказ картины.

Картина первая. Лирическая

Василий и Надюха живут душа в душу уже много лет. Растят троих детей и даже не думают о том, что в семье может настать разлад.

И тут приходит беда: Вася получает травму. И едет лечиться в санаторий.

Неплохо бы подлечиться и тем, кто придумал драконовские меры по защите персональных данных. Могут придраться даже к магнитным картам для входа в офис. В общем, «инфаркт микарда! Вот такой рубец!»

Фигура вторая. Печальная

Пока Вася в отъезде, в деревне нешуточные страсти. Дядя Митя ради бутылки готов на словах похоронить тетю Шуру.

Трагическую тему развивала сегодня наша финансовая муза. Она сделала крутое видео про бесплатные гробы, «дешевую» ипотеку и то, как украсть 39 млрд рублей. Чиновники, посмотрев ее расследование, расстроятся не меньше, чем от новости о смерти тети Шуры: «Беги, дядь Мить, беги».

А Вася тем временем смотрит на звезды с Раисой Захаровной. Интересно, они знают, какую классную неделю предсказал бухгалтерам астролог «Клерка»?

Раиса Захаровна активно просвещает Василия. Чай, городская! И мы — не хотим, чтобы вы путались в элементарном и подготовили график сдачи отчетности в 3 квартале 2017.

Разлучница любит порядок и старается приучить к нему нового возлюбленного. Так и налоговые консультанты сегодня предложили очень дельный кейс по законной оптимизации НДС. Они рассказывают, как привести налоговое планирование в порядок.

Короткая рекламная пауза! Не отходите от экранов. Чтобы знать, что ответить налоговикам на вопрос «Людк, а Людк! Ты деньги брала, а?», сходите на главную бухгалтерскую тусовку года. Там еще и 20 000 руб. можно выиграть.

Фигура третья. Разлучная

Гром среди ясного неба: Надюха узнает об измене. Она читает письмо Васи, слезы размывают чернила. А вот бухгалтерам теперь не надо будет так мучаться с подписями на первичке. Уже завтра, 19 августа вступают в силу позитивные поправки.

В дом Кузякиных приходит Раиса. Та-да-да-дам! Она, как наш главред Марина Снеговская, которая явилась вчера в ФНС и договорилась об очень крутом интервью. Для него нам нужна ваша помощь.

И пусть все будет хорошо, как у Васи и Нади. Голуби снова летают над крышей Кузякиных. А нашим бухгалтерам не придется жаловаться больше на налоговую (а если что, то вот новое место, где это можно сделать).

——————————
​​​​​​​Ваша редакция, которой «уже не шешнадцать!»

📌 Реклама

Фильм «Любовь и голуби» давно разобран на цитаты — он заслуженно стал классикой. Более того: это редкий случай, когда фильм по достоинству оценили не только зрители и критики, но и коллеги Владимира Меньшова по цеху. «Они подходили ко мне, — говорит режиссер, — и после третьей рюмки признавались: «Ну, такую хрень, как «Москва слезам не верит», мы бы тоже могли снять, но «Любовь…» нам не по зубам».

НЕТ ДОМА ТОГО. В основу сценария легла одноименная пьеса сценариста Владимира Гуркина. В пьесе дело происходит в сибирской деревне, но режиссер решил искать локацию для съемок поближе к цивилизации — Меньшов пришел в ужас от нищеты, которая царила в настоящих сибирских селах. Выбор пал на Медвежьегорск в Карелии. Причем снимали картину в настоящем доме, где жила семейная пара. За разрешение использовать жилплощадь хозяевам пообещали капитально отремонтировать двор и хату. Потом домик Кузякиных забросили, и он долгое время стоял без хозяев, постепенно разрушаясь. В итоге кто-то запустил на подворье «красного петуха». Зато сейчас на месте пожарища вырос новый особнячок.

Единственное здание, ко­­торое сохранилось со времен съемок, — Дом культуры, около которого проходил смотр самодеятельности (помните: «Фигура первая. Рабочая», «Фигура вторая. Печальная», «Фигура третья. Разлучная»). Он хоть и находится в плачевном состоянии, но еще стоит. Местные жители долгое время подрабатывали с его помощью — за деньги пускали в Дом культуры туристов.

РЕАЛЬНЫЕ КУЗЯКИНЫ. В ос­­нову фильма Гуркин положил реальную историю Василия и Надежды Кузякиных. которые жили в городе Черемхово Иркутской области. Гуркин писал свою пьесу, еще будучи студентом театрального. Времени катастрофически не хватало, так что он даже не успел придумать своим героям фальшивые имена — вписал настоящие. Хотел поменять позже для фильма, но тут на дыбы взвился Меньшов: «Не позволю! Имена просто шикарные. Оставить!» В 2001 году в Черемхово открыли памятник Кузякиным: брозовые Вася и Надя сидят у воды, а вокруг них вьются голуби, образовывая крыльями сердце.

ЭКСТРИМ НА ПЛОЩАДКАХ. По воспоминаниям Меньшова, съемки проходили весело, но опасно. Актеры — люди занятые, кроме кино, им еще и на театральную сцену выходить надо, так что на съемочной площадке они не живут, а приезжают сюда по мере надобности. Один актер — в кадр, второй — в Москву, на спектакль. Собрать всех исполнителей вместе было сродни чуду. Потому для съемки финальной сцены на крыше сарая, где все актеры были должны присутствовать в обязательном порядке, пришлось даже использовать вертолет! С его помощью на съемку доставили Дорошину — гримировали актрису прямо во время полета, о чем она потом не раз с удовольствием вспоминала. Приземлившись, актриса сразу вошла в кадр. А через 20 минут этой же вертушкой улетел в Москву Михайлов.

СЕКРЕТЫ ГРИМА. Чтобы Ми­­хайлов смотрелся в кадре с Дорошиной как можно органичнее, его решили состарить (Нина Михайловна была старше его на 10 лет). Сказано — сделано. Каждый день кудесники-гримеры накладывали на кожу актера искуственные морщины и подкрашивали желтой краской зубы — под табачный налет. Юрский отделался сравнительно легко — ему просто нацепили бороду и оставили в покое. А вот кому пришлось действительно нелегко, так это 39-летней бабе Шуре — Наталье Теняковой.

Издевались над ней всей съемочной группой. Для начала обрядили в чью-то старую тельняшку, под которую напихали несколько килограмм ваты и марли — фигура сразу «правильно поплыла». На шею накручивали по 2—3 платка, чтобы скрыть настоящую шею актрисы, а на лицо накладывали толстенный слой грима. За время съемок актриса успела проклясть всех и вся — натерпелась, бедная.

И даже на Меньшова бывает проруха

Почему-то бытует мнение, что раньше не только деревья были выше, но и курьезов в картинах не было. Мол, всяческие комиссии за этим строго следили и в случае чего могли дать невнимательному режиссеру по кепке. Но киноляпы были, есть и будут. Любой режиссер может что-то упустить из виду. Меньшов — не исключение.

Моя любимая ошибка — свистопляска с галстуками. Обратите внимание: на курорте Василий в тренажерном зале слушает героиню Гурченко в новом синем галстуке. А чуть позже на рынке он этот самый синий галстук только собирается приобрести. С одеждой вообще творится неразбериха. Так, когда армия справедливо разгневанных женщин организованно наступает на дядю Митю, в одном из кадров у него зеленая рубашка, а в другом — уже в клетку. Пострадала от невнимательности и Надя. Во время встречи с Василием на набережной на ней повязан платочек с разноцветными концами (слева — желтый, справа — зеленый). Но по ходу действия желтый конец чудесным образом меняется местом с зеленым.

Несуразница творится и с предметами вокруг героев: то пропадают, то появляются скамейки у калитки, а дядя Митя зачем-то дважды достает сигареты (в руках у него уже есть пачка, а он лезет в пиджак еще за другой). Еще одна нелепость: когда Надя читает письмо, то за ее спиной — окно. А в следующем кадре за спиной героини уже маячит одежный шкаф.

Реклама

В общем и на таких дотошных режиссеров, как Владимир Меньшов, приходится своя доля ляпов. Но разве они портят общую картину? Да ни капельки!

Перлы, улетевшие в народ

  • Ишь ты, орган движения они лечили, орган движения! Поотрубать бы вам к чертовой матери эти органы-то!
  • День взятия Бастилии впустую прошел.
  • Умерла, говорит, дедушка, твоя бабушка.
  • Девушки, уймите вашу мать!
  • — Ты идешь к этой Горгоне? — Нет, к жене.
  • Инфаркт микарда! Вот такой рубец!
  • Что характерно — любили друг друга.
  • Мамка твоя плохая тута — дома, а папка твой хороший — вона, другу мамку себе заимел!
  • — Ах ты… Сучка ты крашена. — Ну почему же крашена? Это мой натуральный цвет!
  • Брак — это добровольное рабство.
  • Беги, дядь Мить, беги.
  • Людк, а, Людк! Тьфу! Деревня!
  • А в груди прям жгеть! Прям жгеть, как будто жар вот с печи сглотнула!
  • Простите, что помешал вам деньги прятать.
  • Может, мы тоже пойдем с тобой — состругаем снегурочку-то?

Владимир Меньшов: «Думал поехать в Госкино с автоматом»

— Владимир Валентинович, ваши фильмы фанаты давно уже разобрали, что называется, по косточкам. А все равно многое до сих пор неясно. Например, относительно истории с вашим отстранением от работы над фильмом «Любовь и голуби» существует множество версий…

— В этом случае без алкоголя не обошлось (смеется). Я сдал картину, которую снял по утвержденному сценарию, материал до этого все, кому нужно, уже видели. И вдруг приходит все начальство — министр, замминистра — и говорят: «Ну нет, эта картина не может на экраны выйти». Я не понимаю, что происходит. Мне объясняют: «У вас же тут все время пьют, этого быть не может!» А произошло вот что. Был такой Соломенцев — председатель Совета министров РСФСР. После работы у себя на даче он посмотрел картину «Ольга и Константин». Там играют Остроумова и Кикабидзе, шампанское льется рекой. А он пришел домой с больной головой и ужасно возмутился: «Ну когда же это закончится, мать честная! Мы не успеваем строить детские дома для детей-даунов, которые рождаются в результате этой пьянки бесконечной! А вы еще кино такое снимаете!» (напомним, в разгаре была горбачевская антиалкогольная кампания. — Авт.). И все испуганные чиновники начали срочно вырезать целые куски с водкой из старых картин — «Петра Первого», «Чапаева»… А новые картины просто закрывали. А как же я мог вырезать эти эпизоды из своей картины? Дядя Митя, которого сыграл Сергей Юрский, все время ищет, где выпить. Это же образ такой. Когда я отказался, меня приказом отстранили от картины. Там такое было! Доделывать фильм сел другой человек, но, естественно, он не смог ничего переделать, а то, что было переделано, оказалось таким бредом!

— Чувствую, по вашему здоровью это хорошо ударило…

— Не то слово! Там ведь где-то режут мой фильм! Считай, ребенка твоего режут. Мне казалось, я прям слышу эти звуки из монтажной… Выкуривал по три пачки в день, переживал. Уже начал думать, что нужно где-то автомат достать, поехать в Госкино и как дать от колена! Хрен с ним — буду сидеть всю оставшуюся жизнь, но не позволю, чтобы творилось черт знает что! (Картина полгода пылилась на полке, пока не поутихла истерия, потом фильм восстановили в первоначальном виде и выпустили на экраны. — Авт.).

— Актер Александр Михайлов рассказывал, что вы не съемках «Голубей» постоянно смеялись, заражая смехом своих коллег.

— Было дело. Я знаю, что у режиссеров есть такая примета: «Не ржать». Мол, если ты снимаешь комедию, сам смеешься на съемочной площадке, значит зрителю потом будет неинтересно. Я хоть и режиссер, но суеверен по минимуму. Да, нельзя спотыкаться на площадке, рассказывать о своих планах — иначе Бога можно насмешить.

— Это правда, что для вас в картине важнее всего сценарий?

— Нет, это не так! Хотя, конечно, сценарий крайне ценю. Были времена, когда для того, чтобы снять хороший фильм, нужно было три условия: сценарий, сценарий и еще раз сценарий. Но это были еще тридцатые-сороковые годы. С тех пор искусство режиссера выросло. Ну какой сценарий, например, в «Зеркале» Тарковского? Содержание этого фильма вообще трудно пересказать. Да и в «Сталкере» не очень понятно, что происходит. Есть много фильмов, в которых искусство режиссера важнее, чем история, которая рассказывается… Кроме того, лично я обожаю импровизации, считаю, что они делают фильм более живым и искренним. И я не гордый — если мои предложения съемочная группа не одобряла, говорила, что это неинтересно, то я спокойно мог от них отказаться.

— Почему вы ничего не снимаете вот уж 14 лет?

— На наш кинематограф сейчас наложили лапу продюсеры — они влезают во все, и режиссер в гораздо большей степени несвободен, чем было в советское время. Так что я вне этой игры.