МДС 81 29

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ

МДС 81-02-12-2011

МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ —
УКРУПНЕННЫХ НОРМАТИВОВ ЦЕНЫ
СТРОИТЕЛЬСТВА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ
ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
НЕПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
И ИНЖЕНЕРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Москва 2011

РАЗРАБОТАНЫ саморегулируемой организацией Некоммерческое партнерство «Национальное объединение специалистов стоимостного инжиниринга».

УТВЕРЖДЕНЫ приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 04.10.2011 № 481.

ВНЕСЕНЫ в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых планируется осуществлять с привлечением средств федерального бюджета под регистрационным номером от 14.10.2011 № 153.

МДС 81-02-12-2011

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ —
УКРУПНЕННЫХ НОРМАТИВОВ ЦЕНЫ СТРОИТЕЛЬСТВА
РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА НЕПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
И ИНЖЕНЕРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

1. Положения, приведенные в настоящих Методических рекомендациях по применению государственных сметных нормативов — укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капительного строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры (далее — Методические рекомендации) рекомендуются к применению при составлении сметных расчетов на строительство объектов капитального строительства с использованием государственных сметных нормативов — укрупненных нормативов цены строительства (далее — НЦС).

2. Сметные расчеты, выполняемые с использованием НЦС, используемые при планировании инвестиций (капитальных вложений), оценки эффективности использования средств, направляемых на капитальные вложения, подготовки технико-экономических показателей в задании на проектирование, рекомендуется составлять с учетом настоящих Методических рекомендаций.

3. При применении настоящих Методических рекомендаций следует учитывать, что показатели НЦС включают в себя:

3.1.1 затраты на строительство объектов капитального строительства, отвечающих градостроительным и объемно-планировочным требованиям, предъявляемым к современным объектам повторно применяемого проектирования (типовая проектная документация), а также затраты на строительство индивидуальных зданий и сооружений, запроектированных с применением типовых (повторно применяемых) конструктивных решений;

3.1.2 затраты, предусмотренные действующими нормативными документами в сфере ценообразования для выполнения работ при строительстве объекта в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами;

3.1.3 затраты на приобретение строительных материалов и оборудования, затраты на оплату труда рабочих и эксплуатацию строительных машин (механизмов), накладные расходы и сметную прибыль, затраты на строительство временных зданий и сооружений, дополнительные затраты на производство работ в зимнее время, затраты, связанные с получением заказчиком и проектной организацией исходных данных, технических условий на проектирование, проведение необходимых согласований по проектным решениям, расходы на страхование (в том числе строительных рисков); затраты на проектно-изыскательские работы и экспертизу проекта, содержание службы заказчика строительства и строительный контроль, резерв средств на непредвиденные работы и затраты.

4. При применении настоящих Методических рекомендаций следует учитывать, что показатели НЦС не включают в себя:

4.1.1 работы и затраты, связанные с отводом земель для строительства, командировочные расходы рабочих, перевозку рабочих, затраты на строительство и содержание вахтовых поселков, плату за землю и земельный налог в период строительства, плату за подключение к внешним инженерным сетям. Учет указанных затрат приводится в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 5 марта 2004 г. № 15/1 (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации в государственной регистрации не нуждается, письмо от 10 марта 2004 г. № 07/2699-ЮД).

4.1.2 дополнительные затраты, возникающие при особых условиях строительства (в удаленных от существующей инфраструктуры населенных пунктах (дополнительные транспортные расходы), стесненных условиях производства работ), которые следует учитывать дополнительно. Особые условия строительства объекта учитываются коэффициентами, предусмотренными в технических частях сборников НЦС. Дополнительные транспортные расходы учитываются применением зональных коэффициентов изменения стоимости строительства в разрезе субъекта Российской Федерации, указанных в приложении № 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

5. При применении НЦС рекомендуется учитывать регионально- экономические, регионально-климатические, инженерно-геологические и другие условия осуществления строительства.

6. Расчет стоимости планируемого к строительству объекта с применением НЦС рекомендуется выполнять в следующей последовательности:

— сбор исходных данных по планируемому к строительству объекту;

— выбор соответствующих НЦС;

— подбор необходимых коэффициентов, предусмотренных в приложениях № 1, 2, 3, 4 к настоящим Методическим рекомендациям и техническими частями соответствующих сборников, определение их численных значений;

— расчет стоимости планируемого к строительству объекта.

7. сбор исходных данных по планируемому к строительству объекту рекомендуется включать:

— определение функционального назначения объекта;

— мощностные характеристики объекта (общая площадь, количество мест, протяженность и т.д.);

— дата начала и окончания работ на объекте;

— регион строительства.

8. Выбор НЦС осуществляется по соответствующему сборнику с учетом функционального назначения планируемого к строительству объекта и его мощностных характеристик.

9. Определение прогнозной стоимости планируемого к строительству объекта в региональном разрезе рекомендуется осуществлять с применением коэффициентов, учитывающих регионально-экономические, регионально-климатические, инженерно-геологические и другие условия осуществления строительства по формуле:

где:

НЦС, — используемый показатель государственного сметного норматива — укрупненного норматива цены строительства по конкретному объекту для базового района (Московская область) в уровне цен на начало текущего года;

N — общее количество используемых показателей государственного сметного норматива — укрупненного норматива цены строительства по конкретному объекту для базового района (Московская область) в уровне цен на начало текущего года;

М — мощность планируемого к строительству объекта (общая площадь, количество мест, протяженность и т.д.);

Ипр — прогнозный индекс, определяемый в соответствии с пунктом 10 настоящих Методических рекомендациям на основании индексов цен производителей по видам экономической деятельности по строке «Капитальные вложения (инвестиции)», используемых для прогноза социально- экономического развития Российской Федерации;

Ктр- коэффициент перехода от цен базового района (Московская область) к уровню цен субъектов Российской Федерации, применяемый при расчете планируемой стоимости строительства объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, определяемой на основании государственных сметных нормативов — нормативов цены строительства. Величина указанных коэффициентов перехода ежегодно устанавливаются приказами Минрегиона России;

Крег — коэффициент, учитывающий регионально-климатические условия осуществления строительства (отличия в конструктивных решениях) в регионах Российской Федерации по отношению к базовому району (приложение № 1 к настоящим Методическим рекомендациям);

Кс — коэффициент, характеризующий удорожание стоимости строительства в сейсмических районах Российской Федерации (приложение № 3 к настоящим Методическим рекомендациям);

Кзон — коэффициент зонирования, учитывающий разницу в стоимости ресурсов в пределах региона (приложение № 2 к настоящим Методическим рекомендациям);

Зр — дополнительные затраты, учитываемые по отдельному расчету, в порядке, предусмотренном Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 5 марта 2004 г. № 15/1 (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации в государственной регистрации не нуждается, письмо от 10 марта 2004 г. № 07/2699-ЮД);

НДС — налог на добавленную стоимость.

10. Определение значения прогнозного индекса-дефлятора рекомендуется осуществлять по формуле:

Ин.стр. — индекс цен производителей по видам экономической деятельности по строке «Капитальные вложения (инвестиции)», используемый для прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, от даты уровня цен принятого в НЦС до планируемой даты начала строительства, в процентах;

Ипл.п. — индекс цен производителей по видам экономической деятельности по строке «Капитальные вложения (инвестиции)», используемый для прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, на планируемую продолжительность строительства объекта, рассчитываемого по НЦС, в процентах.

11. Планируемая продолжительность строительства принимается на основании показателя продолжительности строительства, приведенного в соответствующей таблице Отдела 2 «Объекты-представители» соответствующего сборника НЦС.

12. При определении продолжительности строительства объектов в сложных природно-климатических районах Российской Федерации дополнительно применяются повышающие коэффициенты, приведенные в приложении № 4 к настоящим Методическим рекомендациям.

13. Продолжительность строительства объектов, показатель мощности (количества мест, площади и другие) которых отличается от приведенных в сборниках НЦС показателей и находится в интервале между ними, определяется интерполяцией.

14. Стоимостные показатели по объекту, полученные с применением соответствующих НЦС, суммируются. После чего к полученной сумме прибавляется величина налога на добавленную стоимость.

15. Размер денежных средств, связанных с выполнением работ и покрытием затрат, не учтенных в НЦС, рекомендуется определять на основании отдельных расчетов.

16. Сметный расчет стоимости строительства объекта с использованием НЦС рекомендуется оформлять согласно примеру, приведенному в приложении № 5 к настоящим Методическим рекомендациям.

17. При составлении сметных расчетов, выполненных на основе НЦС, рекомендуется учитывать, что:

17.1. НЦС не распространяются на объекты капитального строительства, по которым уже приняты или согласованы нормативные правовые акты, устанавливающие размер бюджетных ассигнований федерального бюджета, предоставляемых (планируемых к представлению) на их строительство;

17.2. при определении стоимости строительства жилых домов с использованием НЦС «Жилые здания» расчетная стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения не может превышать предельную стоимость строительства, установленную постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. № 460 «О предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений при их приобретении (строительстве) для федеральных государственных нужд».

Рекомендуемые коэффициенты, учитывающие регионально-климатические условия осуществления строительства

№ п/п

Субъект Российской Федерации

Коэффициенты

Примечание

Центральный Федеральный округ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область (2 зона)

Смоленская область

Тамбовская область (1 зона)

Тверская область

Тульская область (1 зона)

Ярославская область

г. Москва

Северо-Западный федеральный округ

Республика Карелия (1 зона)

1,09

Республика Коми (1 зона)

1,09

1,22 севернее полярного круга

Ненецкий автономный округ (1 зона)

1,09

Архангельская область (1 зона)

1,09

Вологодская область (3 зона)

Калининградская область

Ленинградская область (1 зона)

Мурманская область

1,09

Новгородская область

Псковская область (1 зона)

г. Санкт-Петербург

Южный федеральный округ

Республика Адыгея (Адыгея)

0,94

Астраханская область

0,94

Волгоградская область

0,94

Республика Калмыкия

Краснодарский край

0,94

Ростовская область

0,94

Северо — Кавказский федеральный округ

Республика Дагестан (1 зона)

0,94

Республика Ингушетия

0,94

Кабардино-Балкарская Республика (1 зона)

0,94

Карачаево-Черкесская Республика

0,94

Республика Северная Осетия — Алания

0,94

Чеченская Республика

0,94

Ставропольский край

0,94

Приволжский федеральный округ:

Республика Башкортостан

1,09

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

1,09

Чувашская Республика — Чувашия (1 зона)

Кировская область (1 зона)

1,09

Нижегородская область

г. Саров (Нижегородская область)

Оренбургская область

1,09

Пензенская область (1 зона)

Пермский край

1,09

Самарская область

Саратовская область (1 зона)

Ульяновская область

Уральский федеральный округ

Курганская область

1,09

Свердловская область

1,09

Тюменская область (1 зона)

1,19

Челябинская область

1,09

Ханты-Мансийский автономный округ -Югра

1,09

1,19 севернее 60 параллели

Ямало-Ненецкий автономный округ (2 зона)

1,09

1,19 севернее 60 параллели

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай (1 зона)

1,09

Республика Бурятия

1,09

Республика Тыва

1,09

Республика Хакасия

1,09

Алтайский край (1 зона)

1,09

Красноярский край (1 зона)

1,09

1,12 севернее 60 параллели

Иркутская область

1,09

1,19 севернее 60 параллели

Кемеровская область (2 зона)

1,09

Новосибирская область (4 зона)

1,09

Омская область

1,09

Томская область

1,09

1,19 севернее 60 параллели

Забайкальский край

1,09

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия)

1,09

Приморский край

1,09

Хабаровский край (1 зона)

1,09

1,13 севернее 60 параллели

Амурская область

1,09

Камчатская край (1 зона)

1,09

Магаданская область

1,09

Сахалинская область (2 зона)

1,09

Еврейская автономная область

1,09

Камчатский край (КАО)

1,09

1,13 севернее 60 параллели

Чукотский автономный округ

1,09

(Измененная редакция. Изм. от 27.12.2011 г.)

Приложение № 2

Рекомендуемые зональные коэффициенты изменения стоимости строительства в разрезе субъекта Российской Федерации

* Примечание: Наименование и границы зон, а также зональные коэффициенты изменения стоимости строительства, отсутствующие в приложении № 2 к Методическим рекомендациям рекомендуется принимать в соответствии с территориальными сметными нормативами, установленными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Приложение № 3

Рекомендуемые коэффициенты, учитывающие сейсмичность

Здания и сооружения

Сейсмичность в баллах

Здания непроизводственного назначения (жилые дома, объекты образования, учреждения здравоохранения, спортивные объекты, административные здания и пр.)

1,03

1,04

1,06

Надземные сооружения (автомобильные и железные дороги, трубопроводы, линии электропередач и пр.)

1,02

1,03

1,05

Мосты и путепроводы со стальными и сталежелезобетонными пролетными строениями

1,02

1,03

1,05

Мосты и путепроводы с железобетонными пролетными строениями

1,02

1,04

1,08

Примечание. Сейсмическое районирование территории Российской Федерации принимается в соответствии с действующими документами в данной области.

Приложение № 4

Рекомендуемые коэффициенты к срокам продолжительности строительства в районах Российской Федерации

1. При определении продолжительности строительства объектов в сложных природно-климатических районах Российской Федерации рекомендуется применять следующие коэффициенты:

1,6 — побережье и острова Северного Ледовитого океана; все районы Магаданской области; Лешуконский, Мезенский, Пинежский районы Архангельской области; все районы Ненецкого автономного округа; все районы Камчатского края; Таймырский и Эвенкийский районы Красноярского края; все районы Чукотского автономного округа; все районы Сахалинской области; все районы севернее 60-й параллели Ханты-Мансийского автономного округа — Югра; все районы Ямало-Ненецкого автономного округа; Охотский район Хабаровского края; все районы севернее 60-й параллели Республики Саха (Якутия);

1,4 — все районы Мурманской области, за исключением городов Мурманска, Дудинка, Игарка, Норильск; Туруханский район Красноярского края; все районы южнее 60-й параллели Республика Саха (Якутия);

1,2 — все районы Амурской области; все районы Архангельской области, за исключением городов Архангельска и Северодвинска; все районы Республики Бурятия, за исключением города Улан-Удэ; все районы Республики Карелия, за исключением города Петрозаводска; все районы Республики Коми; город Мурманск; все районы Иркутской, Новосибирской, Омской, Томской области и все районы Красноярского края севернее Транссибирской железнодорожной магистрали, за исключением городов, расположенных на этой магистрали, а также городов Братска и Томска; все районы севернее 60-й параллели Пермского края; все районы Приморского края, за исключением городов Владивостока и Находки; все районы Республики Тыва; все районы южнее 60-й параллели Ханты-Мансийского автономного округа — Югра; все районы Хабаровского края, за исключением городов Комсомольска-на-Амуре, Советской Гавани и Хабаровска; все районы Забайкальского края, за исключением города Читы.

2. Продолжительность строительства объектов, возводимых в горных местностях с высотой над уровнем моря 1500 м и более, применяется в соответствии с проектом организации строительства и не может превышать продолжительность строительства аналогичных объектов в обычных условиях более чем на 30 %.

3. Продолжительность строительства объектов, возводимых в районах пустынь и полупустынь и характеризуемых средней температурой июля выше 27 С° и количеством осадков менее 300 мм в год, определяется с применением коэффициента 1,1.

4. Продолжительность строительства объектов жилищно-гражданского назначения, возводимых в районах с коэффициентом сейсмичности 7 баллов и выше, определяется с применением коэффициента 1,1.

5. В случаях, когда на территорию строительного объекта распространяется несколько повышающих коэффициентов, в расчет может приниматься только один из них.

Приложение№ 5 Пример (цифры условные)

Расчетная стоимость строительства детского сада на 250 мест для Республики Северная Осетия — Алания

№ п/п

Наименование объекта строительства

Обоснование

Единица измерения

Кол.

Стоимость единицы изм. по состоянию на 01.01.2011, тыс. руб.*

Стоимость в текущем (прогнозном), тыс. руб.

Детский сад на 250 мест

НЦС 81-02- 03-2011

Стоимость 1 места * кол. мест

мест

590,67

147 667,50

Коэффициент на сейсмичность

Приложение 3

1,06

Стоимость детского сада с учетом сейсмичности

156 527,55

Наружные инженерные сети

Водоснабжение. Водопровод из стальных труб d = 200 мм на глубине 2 м в сухих грунтах.

НЦС 81-02- 14-2011

км

0,50

3 888,00

1 944,00

Водоотведение (канализация). Канализация из чугунных труб d = 200 мм на глубине 2 м в сухих грунтах.

НЦС 81-02- 14-2011

км

0,50

2 738,00

1 095,20

Энергоснабжение. Прокладка кабеля медного в траншее.

НЦС 81-02- 12-2011

км

0,50

2 896,00

2 027,20

Наружные сети связи. Подземная прокладка телефонного кабеля.

НЦС 81-02- 11-2011

км

0,40

3 120,16

1 248,06

Теплотрасса. Бесканальная прокладка трубопроводов в изоляции ППУ d = 150 мм.

НЦС 81-02- 13-2011

км

0,70

14 526,24

10 168,37

Малые архитектурные формы.

Детские площадки.

НЦС 81-02- 16-2011

мест

19,87

4 967,50

Ограждение.

НЦС 81-02- 16-2011

100 м

4,50

59,56

268,02

Элементы озеленения и благоустройства.

Озеленение (деревья, живая изгородь, газоны, цветники)

НЦС 81-02- 17-2011

мест

2,66

665,00

Проезды и площадки.

НЦС 81-02-08-2011

100 м2

3,10

80,59

249,83

Итого стоимость инженерных сетей и благоустройства

22 633,18

Коэффициент на сейсмичность

Приложение 3

1,05

Итого стоимость инженерных сетей и благоустройства с учетом сейсмичности

23 764,84

Всего стоимость детского сада с учетом сейсмичности

180 292,39

Поправочные коэффициенты

Поправочный коэффициент перехода от базового района Московская область к ТЕР Северная Осетия — Алания (1 зона)

0,83

Зональный коэффициент для Республики Северная Осетия — Алания (от 1 зоны к 3 зоне)

Приложение 2

1,08

Регионально-климатический коэффициент

Приложение 1

0,94

Стоимость строительства с учетом сейсмичности, территориальных и регионально-климатических условий

151 917,25

Плата за землю

расчет

1 500,00

Затраты на подключение к инженерным сетям

расчет

18 230,07

Всего по состоянию на 01.01.2011

171 647,32

Продолжительность строительства

мес.

Начало строительства

Окончание строительства

Расчет индекса-дефлятор на основании показателей Минэкономразвития России

Ии стр. с 01.01.2011 no 01.01.2012=108 %

Ипл. п. с 01.01.2012 по 1.10.2012 = 106 %

Информация Министерства экономического развития Российской Федерации

1,11

Всего стоимость строительства с учетом срока строительства

190 528,53

НДС

Налоговый кодекс Российской Федерации

%

34 295,13

Всего с НДС

224 823,66

Составил:______________________

Проверил:_______________________

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

От «04» октября 2011 г.

№ 481

Об утверждении Методических рекомендаций по применению
государственных сметных нормативов — укрупненных нормативов цены
строительства различных видов объектов капитального строительства
непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры

В соответствии с Положением о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. № 40 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 5, ст. 390; № 13, ст. 1169; 2006, № 6, ст. 712; № 18, ст. 2002; 2007, № 45, ст; 5488; 2008, № 22, ст. 2582; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1669; № 38, ст. 4497; 2010, № 9, ст. 960; № 22, ст. 2776; № 25, ст. 3190; № 26, ст. 3350; № 28, ст. 3702; № 31, ст. 4251; 2011, № 14, ст. 1935, № 32, ст. 4843), приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 353 «Об утверждении Классификации сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, проектирование, строительство, реконструкция и ремонт которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 октября 2009 г., регистрационный № 14940, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2009, № 42) в редакции приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 июня 2011 г. № 302 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 июля 2011 г., регистрационный № 21376, Российская газета, 2011,№ 162), приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации по применению государственных сметных нормативов — укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капительного строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры согласно приложению к настоящему приказу.

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 марта 2004 года N 07/2699-ЮД

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: «N 15/1». — Примечание изготовителя базы данных.

Данный акт в государственной регистрации не нуждается, поскольку не содержит правовых норм и носит рекомендательный характер.
В случае внесения в названный документ изменений правового характера он должен быть представлен на государственную регистрацию в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009 (с изменениями и дополнениями).
Акт, признанный не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт. После опубликования такого акта необходимо проинформировать Министерство юстиции Российской Федерации об источнике его опубликования (наименование издания, его номер и дата) и направить один экземпляр в Министерство юстиции Российской Федерации.

Первый заместитель Министра
Ю.Г.Демин

Текст документа сверен по:
рассылка

МДС 81-19.2000

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
о порядке разработки государственных элементных сметных норм
на строительные, монтажные, специальные строительные и
пусконаладочные работы

Дата введения 1998-05-01

1. РАЗРАБОТАНЫ Управлением совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве Госстроя России (руководитель — В.А.Степанов, ответственный исполнитель — Малютина Н.В., исполнители — Т.Е.Кочергина, Л.Н.Крылов, В.Н.Маклаков, Г.А.Шанин).
РАССМОТРЕНЫ на заседании рабочей группы при Госстрое России по разработке документов по ценообразованию в строительстве.

2. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 01.05.98 постановлением Госстроя России от 24.04.98 N 18-40.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Методические указания разработаны во исполнение постановления Госстроя России от 11.02.98 N 18-15 «О переходе на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве» и предназначены для разработки государственных элементных сметных норм (ГЭСН)* на строительные, монтажные, специальные строительные и пусконаладочные работы с целью соблюдения организациями-разработчиками единого порядка разработки и подготовки к обработке на ЭВМ указанных норм.
__________________
* ГЭСН подразделяются по уровню применения в соответствии со «Сводом правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации» (СП 81-01-94), принятым и введенным в действие письмом Минстроя России от 29.12.94 г. N ВБ-12-276.
Государственные элементные сметные нормы являются составной частью СНиП 81.
Порядок разработки государственных элементных сметных норм, установленный настоящими Методическими указаниями, обязателен для всех организаций-разработчиков.

1.3. Координацию и контроль за проведением указанных работ осуществляет Управление совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве Госстроя России (далее — Управление ценообразования).

1.4. Организации-разработчики на подготовительном этапе выполняют следующие мероприятия:
— составляют техническое задание и рабочую программу, согласовывают их с Управлением ценообразования;

— отбирают из проектных материалов технические условия и проекты производства работ по всей разрабатываемой ими номенклатуре сборников ГЭСН;

— определяют исходные условия для составления новых ГЭСН и согласовывают их с Управлением ценообразования;

— выбирают оптимальные технологические карты на производство отдельных видов работ и рабочие чертежи;

— составляют сводки (выборки) затрат труда, машинного времени строительных машин, расхода материалов, изделий и конструкций на измеритель ГЭСН.

1.5. Разработка ГЭСН производится в соответствии с требованиями, изложенными в разделах 2-10 настоящих Методических указаний.

1.6. Проекты сборников ГЭСН, разработанные исполнителями, проходят экспертизу Управления ценообразования и утверждаются в установленном порядке.

1.7. Экспертные заключения рассматриваются межведомственной комиссией (рабочей группой).
По экспертным заключениям и результатам рассмотрения организации-разработчики вносят в проекты сборников ГЭСН соответствующие изменения и дополнения.

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА СБОРНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭЛЕМЕНТНЫХ СМЕТНЫХ НОРМ (ГЭСН)

2.1. Каждый сборник ГЭСН содержит техническую часть и таблицы элементных сметных норм по форме N 1, приведенной в прил.2.

2.2.1. В раздел «Общие указания» включается перечень общих требований и положений о порядке применения элементных сметных норм.

2.2.2. В раздел «Правила исчисления объемов работ» включаются правила, формулы и примеры расчетов.

2.2.3. В раздел «Коэффициенты к сметным нормам» включаются коэффициенты, учитывающие конкретные особенности производства работ и конструктивных элементов.

2.3. ГЭСН сводятся в таблицы с пояснениями к ним. В пояснениях к таблицам приводится состав работ с полным перечнем основных и вспомогательных операций.

2.4. Каждому виду элементов затрат присваивается свой код.
Таблицам ГЭСН также присваивается свой конкретный код, который состоит из номера сборника и номера таблицы в составе сборника. При нумерации таблиц допускается оставлять резерв номеров для выпуска дополнений к ГЭСН.
Присвоение кодов таблицам, позициям ГЭСН, элементам затрат таблиц ГЭСН осуществляется централизованно, после экспертизы. Кодировка ГЭСН проводится строго в соответствии с номенклатурой и системой кодирования, предусмотренными основными положениями по кодификации.

2.5. Номенклатура рабочих по профессиям принимается по действующему Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС).

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ И РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

3.1. В техническом задании указываются обоснования для разработки ГЭСН, сроки выполнения работы, основные цели и задачи, нормативные источники, которыми следует руководствоваться при разработке ГЭСН, этапы и общая стоимость работ.

3.2. Рабочая программа должна содержать наименование сборника ГЭСН с перечнем видов работ, включаемых в этот сборник.

ИСХОДНЫЕ УСЛОВИЯ И НОРМАТИВНАЯ БАЗА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ГЭСН

4.1. На подготовительном этапе проводится следующая работа:

— уточняются характерные особенности конструкций, сооружений и видов работ с учетом территориальных, климатических и других факторов по регионам России;

— отбираются типовые и повторно применяемые экономичные индивидуальные проекты, на основе которых предполагается разработать ГЭСН;

— проверяются на наличие сертификатов соответствия новые материалы, изделия и конструкции отечественного и зарубежного производства;

— отбираются проекты производства работ на строительство объектов или производство отдельных видов работ по проектам, принятым за объект-представитель для составления исходных условий;

— анализируются действующие элементные сметные нормы, в том числе ресурсные сметные нормы, с целью исключения устаревших и не находящих применения в современных условиях.

4.2. При пересмотре действующих и разработке новых ГЭСН должны быть соблюдены правила и требования действующих нормативных документов по проектированию, организации, производству и приемке подрядных работ.

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ГЭСН

5.1. Единицы измерения видов работ в ГЭСН устанавливаются в соответствии с действующими нормативными документами.
Перечень измерителей, применяемых при разработке ГЭСН, приведен в прил.3.

5.2. Для каждой сметной нормы разрабатывается технологическая карта с подробным перечнем всех видов работ и операций, характеристикой применяемых строительных машин и механизмов. Подсчет объемов работ производится на измеритель ГЭСН по форме N 2 прил.4.

5.3. ГЭСН составляются на основании калькуляции затрат по форме N 3 прил.4. В их состав входят:
— затраты труда рабочих, занятых на основном производстве, погрузочно-разгрузочных работах в пределах стройплощадки и внутрипостроечном транспорте, в чел.-ч. по форме N 4 прил.4. (в отдельных случаях при разработке новых ГЭСН по согласованию с Управлением ценообразования допускается выделение затрат на внутрипостроечный транспорт);

— потребность в строительных машинах и механизмах в маш.-ч по форме N 5 прил.4;

— расход материалов, изделий и конструкций в принятых единицах измерения по форме N 6 прил.4.

5.4. При составлении калькуляции элементной сметной нормы в нее не включаются затраты, производственные приспособления и оборудование, перечисленные в прил.5 и учитываемые:
— в составе накладных расходов по статье «Расходы на обслуживание работников строительства»;

— в нормах амортизационных отчислений по статье «Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов» в составе титульных временных зданий и сооружений.

5.5. Индивидуальные ГЭСН на работы, выполняемые при техническом перевооружении и реконструкции действующих производств и капитальном ремонте зданий и сооружений, разрабатываются в тех случаях, когда технология работ и потребность в ресурсах отличаются от предусмотренных в сборниках действующих элементных сметных норм.

5.6. Основанием для разработки индивидуальных ГЭСН и на их основе индивидуальных расценок служат акты, составляемые совместно подрядчиком, заказчиком и проектной организацией и подтверждающие необходимость разработки такой нормы.

5.7. Индивидуальные сметные нормы разрабатываются в порядке, установленном настоящими Методическими указаниями, с учетом следующего.
В тех случаях, когда в процессе производства цикла работ частично применяются старые технологии и строительные машины, следует использовать действующие сборники элементных сметных норм (СНиП 4.02-91; 4.05-91) на соответствующий вид работ. При невозможности использования действующих норм следует разрабатывать новые на основе данных хронометражных наблюдений методом технического нормирования или по расчету, составляемому на основе технологических карт трудовых процессов.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМ ЗАТРАТ ТРУДА В СОСТАВЕ ГЭСН

6.1. При определении нормы затрат труда в составе ГЭСН по видам работ в качестве справочного материала используется действующая нормативная база по труду (сборники ЕНиР, ВНиР, ТНиР и др.).
Норма затрат труда на основе анализа приводится в соответствие с современными технологиями производства работ.

6.2. Затраты труда определяются на основании:
— типовых технологических карт трудовых процессов по видам работ или проектов производства работ;

— действующей нормативной базы по труду.

6.3. Сводка затрат труда рабочих составляется по форме N 4 прил.4.
Для учета мелких, трудно поддающихся учету операций, неизбежных в условиях оптимальной организации труда, к итогу сводки затрат труда разработчиками может вводиться поправочный коэффициент.

6.4. Затраты труда рабочих, обслуживающих строительные машины и механизмы, определяются на основе выборки из калькуляции затрат машинного времени и включаются в соответствующие графы сводки потребности в машинах и механизмах и затрат труда механизаторов по форме N 5 прил.4.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИНАХ И МЕХАНИЗМАХ В СОСТАВЕ ГЭСН

7.1. При разработке ГЭСН потребность в строительных машинах и механизмах определяется по проекту производства работ или типовым технологическим картам трудовых процессов. При этом в качестве справочного материала могут использоваться сборники СНиР-91 (СНиП 4.02-91; 4.05-91).

7.2. Нормы машинного времени принимаются на основании потребности в эксплуатации:
— основных машин, производительность которых определяет темпы производства работ (землеройные, дорожные, путевые, для очистки и изоляции трубопроводов, землесосные снаряды и др.);

— машин, входящих в состав комплекта, использование которых зависит от ведущей машины;

— машин, обслуживающих одновременно один или несколько технологических процессов.

7.3. При пересмотре действующих сборников ЭСН потребность в строительных машинах и механизмах, отраженная в рублях (в базисном уровне), расшифровывается поименно в соответствии с технологическими картами. Потребность в прочих строительных машинах и механизмах принимается в процентах от стоимости затрат эксплуатации основных машин.

7.4. Сводка потребности в строительных машинах и механизмах составляется по форме N 5 прил.4.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ, ИЗДЕЛИЯХ И КОНСТРУКЦИЯХ В СОСТАВЕ ГЭСН

8.1. Потребность в строительных материалах, изделиях и конструкциях на принятый измеритель ГЭСН определяется на основании сборников нормативных показателей расхода материалов на основные виды строительных, монтажных и специальных строительных работ, введенных в действие Госстроем России в период с 1993 г. по 1998 г. Перечень действующих сборников приведен в письме Госстроя России от 15.01.98 N ВБ-20-8/12.
При отсутствии на отдельные виды работ норм расхода строительных материалов и других материальных ресурсов их потребное количество определяется по рабочим чертежам или по местным нормам, утвержденным в установленном порядке.
При применении новых отечественных или импортных материалов их потребность определяется в соответствии с технологическими картами производства работ.

8.2. В калькуляциях и сводках затрат к ним характеристики материалов, изделий и конструкций указываются в соответствии с проектом, принятым за основу разработки ГЭСН.

8.3. При определении потребности в строительных материалах учитываются неизбежные трудно устранимые потери и отходы, возникающие в пределах строительной площадки при выполнении рабочих операций, предусмотренных технологией и организацией производства работ.
Нормы потерь и отходов на отдельные виды материальных ресурсов принимаются на основании «Правил разработки и применения нормативов трудно устранимых потерь и отходов материалов в строительстве» (РДС 82-202-96), принятых и введенных в действие постановлением Минстроя России от 08.08.96 N 18-65, и приложения к ним, которым является «Сборник типовых норм потерь материальных ресурсов в строительстве» (письмо Госстроя России от 03.12.97 N ВБ-20-276/12). По материалам и изделиям, отсутствующим в указанных документах, принимаются местные нормы потерь и отходов, разработанные и утвержденные в установленном порядке.

8.4. Потребность в лесоматериалах и других оборачиваемых материалах при возведении конструкций из монолитного бетона и железобетона, производстве земляных работ с применением креплений и других аналогичных работах определяется с учетом возврата после каждой разборки устройств и дополнительного расхода материалов на их восстановление в соответствии с «Правилами разработки норм расхода материалов в строительстве» (РДС 82-201-96), принятыми и введенными в действие постановлением Минстроя России от 14.11.96 N 18-80.

8.5. Потребность в прочих материалах принимается с учетом их группировки по видам работ в размере до 5% от стоимости основных материалов, изделий и конструкций.

УЧЕТ ЗАТРАТ ВНУТРИПОСТРОЕЧНОЙ ТРАНСПОРТИРОВКИ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

9.1. Затраты, связанные с доставкой материальных ресурсов от места их заготовки (приобретения) до приобъектного склада (за исключением погрузки на приобъектном складе) в составе ГЭСН не учитываются. Указанные затраты включаются в стоимость материалов.

9.2. В составе ГЭСН, разрабатываемых на основе действующих элементных сметных норм, учитываются затраты, связанные с внутрипостроечной транспортировкой материальных ресурсов. Также учитываются затраты по подаче в рабочую зону к месту монтажа или укладки в дело материальных ресурсов. Для отдельных видов ресурсов в объеме до 20% могут предусматриваться затраты на горизонтальный транспорт при расстоянии до 1 км в пределах строительной площадки до зоны действия подъемного механизма.
При разработке новых ГЭСН допускается выделение затрат по внутрипостроечному транспорту.

9.3. Потребность в затратах труда по выгрузке материалов на строительной площадке включается в сводку затрат труда рабочих по форме N 4 прил.4.

9.4. Затраты машинного времени внутрипостроечного транспорта включаются в сводку потребности в строительных машинах и механизмах и затратах труда механизаторов по форме N 5 прил.4.

ОФОРМЛЕНИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА УТВЕРЖДЕНИЕ СБОРНИКОВ ГЭСН

10.1. Организации-разработчики представляют на утверждение проекты сборников и обосновывающие материалы, оформленные с соблюдением требований, предусмотренных «Системой нормативных документов в строительстве. Основные положения» (СНиП 10-01-94):

— на бумажных носителях — в трех экземплярах;

— на магнитных носителях — в одном экземпляре.

Структура, формат таблицы ГЭСН приведены в прил.2.

10.2. Сборники ГЭСН формируются по видам работ. Им присваиваются соответствующие номера, приведенные в прил.1.
Нумерация разделов и таблиц ГЭСН ведется в целом по сборнику.

10.3. Для каждой таблицы ГЭСН оформляются следующие обосновывающие документы:
— пояснительная записка, в которой приводится ссылка на проекты, типовые конструкции, рабочие чертежи, по которым разработаны элементные сметные нормы, методы и условия выполнения работ, обоснования принятых типов машин и механизмов, данные о произведенном укрупнении и усреднении и другие сведения об исходных данных;

— технологические карты трудовых процессов с подробным перечнем всех технологических операций по каждому виду работ;

— калькуляции с подробным расчетом затрат, составляющих элементную сметную норму;

— сводка затрат труда рабочих;

— сводка потребности в строительных машинах и механизмах и затратах труда механизаторов;

— сводка расхода строительных материалов, изделий и конструкций;

— проект производства работ, чертежи и другие документы, принятые при разработке ГЭСН.

10.4. Пример формы обложек и страниц сборников ГЭСН приведен в прил.6.

10.5. Пример расчета ГЭСН приведен в прил.7.

Приложение 1. Номенклатура государственных элементных сметных норм

Приложение 1

Приказом Минстроя России от 30 июня 2017 года теперь не подлежат применению целый ряд методических документов, в том числе:

  • МДС 81-27.2007 Методические рекомендации по применению ГЭСН на пуско-наладочные работы
  • МДС 81-36.2004 Указания по применению ФЕР на специальные и специальные строительные работы
  • МДС 81-37.2004. Указания по применению ФЕР на монтаж оборудования
  • МДС 81-38.2004 Указания по применению ФЕР на ремонтно-строительные работы
  • МДС 81-40.2006 Указания по применению ФЕР на пусконаладочные работы

Это те МДС, к которым привыкли сметчики и работали с 2000-ых годов! Эти методические документы не действуют с 1 июля 2017г.

Внимание! Отмена МДС-35!

Вслед за отменой сборников ГЭСН-2001 и ФЕР-2001 в редакции 2014 года теперь отменены также ранее действующие методические указания по применению федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы, на монтаж оборудования, на ремонтно-строительные работы и на пусконаладочные работы.
Вместо отменённых методик следует руководствоваться новыми методическими документами, утверждёнными Приказами Минстроя России в декабре 2016 года и в феврале 2017 года. Экспертиза уже требует работать по «новому»!
Будьте внимательны!
В связи с появлением в последнее время новых Приказов Минстроя России (об утверждении изменений и дополнений к базе ГЭСН-2017 и ФЕР-2017 и об отмене старых методических документов) необходимо будет обновить имеющуюся сметную программу до последней версии.
Напомним, например, что справочник коэффициентов в составе программного комплекса «ГРАНД-Смета» версии 8 дополнен коэффициентами из Методики применения сметных норм (согласно приказу Минстроя России от 29 декабря 2016 года № 1028/пр) и коэффициентами из Методических рекомендаций по применению ФЕР, ФЕРр, ФЕРм, ФЕРп (согласно приказу Минстроя России от 9 февраля 2017 года № 81/пр), а коэффициенты из ранее действующих МДС перенесены в отдельный раздел с соответствующим наименованием.

Еще раз напомним хронологию от Минстроя

28 апреля 2017 года Приказами Минстроя России: № 1038/пр; № 1039/пр; № 660/пр; № 661/пр введена в действие новая сметно-нормативная база ГЭСН-2017 и ФЕР-2017 с новой системой кодирования ресурсов, включающей ОКПД 2.
Сборники ГЭСН-2001 и ФЕР-2001 в редакции 2014 года с 28 апреля 2017 года признаны не подлежащими применению.
Приказом Минстроя России от 15 июня 2017 года № 886/пр утверждены изменения и дополнения к базе ГЭСН-2017 и ФЕР-2017.
Приказами Минстроя России: № 999/пр; № 1000/пр; № 1001/пр; № 1028/пр; № 69/пр; № 75/пр; № 76/пр; № 77/пр; № 78/пр; № 81/пр; № 84/пр утверждены новые методические документы по ценообразованию в строительстве.
Приказом Минстроя России от 30 июня 2017 года № 946/пр признаны не подлежащими применению ранее действующие методические документы, в том числе МДС 81-36.2004, МДС 81-37.2004, МДС 81-38.2004, МДС 81-40.2006.
И вопрос с ТЕРами до сих пор в «подвешенном состоянии».

Заказать новую версию сметной программы и базу ФЕР-2017 с изм.1