Медицинский учет

Отвечает эксперт службы правового консалтинга компании «Гарант» Анна Киреева:

Рассмотрев вопрос мы пришли к выводу, что учет медикаментов в бухгалтерском учете бюджетного учреждения от старшей медицинской сестры на пост осуществляется в порядке, определенном учетной политикой учреждения.

При организации бухгалтерского учета бюджетные учреждения руководствуются положениями:

— инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 г. № 157н;

— федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 г. № 256н;

— инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 г. № 174н.

Кроме того, в части, не противоречащей изданным позднее нормативным правовым актам, учреждения здравоохранения могут использовать положения инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 г. № 747, которая не утратила силу. Например, опираясь на положения инструкции № 747, строят свои разъяснения специалисты финансового ведомства в отношении учета медикаментов, перевязочных средств и изделий медназначения в бюджетных учреждениях здравоохранения.

Отметим, что следует различать бухгалтерский и «специальный» учет медикаментов. Предметно-количественный учет лекарственных средств для медицинского применения осуществляется медучреждением согласно ст. 58.1 Федерального закона от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». В частности, данной нормой устанавливаются перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, а также порядок их «специального» учета и соответствующие документы. Кроме того, особенности предметно-количественного учета лекарственных средств в учреждениях, имеющих аптеку, описаны в разделе II инструкции № 747.

П. 45 инструкции № 747 предусмотрено, что стоимость лекарственных средств, выданных в отделения (кабинеты) учреждения, списывается в расход. Данная норма может быть обусловлена тем, что лекарственные средства отпускаются аптекой отделениям (кабинетам) в размере текущей потребности: ядовитые лекарственные средства – 5-дневной, наркотические – 3-дневной, все остальные – 10-дневной (п. 19 инструкции
№ 747). А также в отделении (кабинете) не допускается создание запасов лекарственных средств сверх текущей потребности (п. 11 инструкции № 747).

Наряду с этим списание материальных запасов в бухгалтерском учете осуществляется на основании положений инструкций №№ 157н, 174н. Данные нормативные правовые акты не содержат особенностей списания медикаментов. Они списываются в общем порядке, предусмотренном для списания материальных запасов.

При этом важен вопрос момента списания материальных запасов, который определяется учреждением самостоятельно при соответствующем обосновании данного решения и закрепляется в учетной политике учреждения. При принятии решения о моменте списания лекарственных препаратов учреждению следует избегать крайностей и учитывать, что они делятся на потребляемые и непотребляемые. Кроме того, желательно определить, насколько важно обеспечить контроль за сохранностью конкретной группы (вида) материальных ценностей, насколько они значимы. Например, не вызывает сомнения значимость особого учета наркотических средств.

При этом следует понимать, что действующие нормативные правовые акты не устанавливают четких границ между потребляемыми и непотребляемыми материальными запасами; а также имуществом, подлежащим списанию прямым расходом при выдаче из мест хранения, и ценностями, которые могут списываться с баланса только после оформления дополнительных документов.

Учет медикаментов на балансе учреждения в течение всего времени их использования позволит избежать претензий со стороны контролирующих органов. В то же время польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку.

Таким образом, в медицинском учреждении в соответствии с принятым решением, закрепленным в учетной политике, выбытие медикаментов может осуществляться как прямым расходом при их выдаче со склада в отделение, так и по факту оказания медицинской услуги. Если в учреждении принимается решение о списании с бухгалтерского учета медикаментов непосредственно по факту оказания медицинской услуги, то в таком случае медикаменты, переданные старшей медицинской сестре, продолжают учитываться на счете 105 01 до момента их списания. На основании сведений, получаемых медсестрой с поста с периодичностью, установленной учреждением (но не реже 1 раза за интервал, для которого установлен размер текущей потребности), она фиксирует дату выбытия медикаментов, которой затем отражается их выбытие в бухгалтерском учете. Иными словами, в бухгалтерском учете отражается списание по счету 105 01 в порядке абзаца 1 п. 37 инструкции № 174н.

Выбытие медикаментов осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом – Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством РФ Минфином России (п. 34 инструкции № 157н). Таким актом может быть Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). К нему, в частности, могут прикладываться документы, на основании которых осуществляется фактическое расходование лекарственных средств (приложение № 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 г. № 52н). То есть документы по «специальному» учету медикаментов.

Для целей отражения в учете остатков медикаментов, переданных на пост, может быть предусмотрено ведение дополнительного аналитического учета на счете 105 01 медикаментов, переданных старшей медсестрой непосредственно в отделение. Например, медикаменты учитываются на балансовом счете 105 01 с указанием материально ответственного лица – старшей медсестры. При их передаче в отделение отражается их внутреннее перемещение со сменой аналитики, например, «медикаменты на посту». Списание медикаментов в бухгалтерском учете со счета 105 01 в таком случае будет также производиться на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230), составленного по данным, представленным старшей медсестрой.

Следует отметить, что подобный вариант учета является правом, а не обязанностью учреждения. Конкретное решение о порядке учета и списания медикаментов принимается медорганизацией и закрепляется в рамках формирования ее учетной политики. Принимая такое решение, необходимо сопоставить возможные трудозатраты с полученным результатом.

На основании изложенного в рассматриваемой ситуации могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:

  1. Дебет 0 105 01 340 (медикаменты, выданные на пост) Кредит 0 105 01 340 (медикаменты у старшей медсестры) – отражены выданные на пост медикаменты.
  2. Дебет 0 109 60 272 Кредит 0 105 01 440 (медикаменты, выданные на пост) – отражено списание фактически израсходованных медикаментов, формирующих себестоимость конкретной услуги, непосредственно по факту оказания медицинской услуги.

Бухучет в аптеке по общему порядку аналогичен ведению учета на предприятии торгово-розничной сферы. Нюансы зависят от специфики работы конкретного предприятия и от применяемой системы налогообложения. Рассмотрим такие нюансы подробнее.

Содержание

Как может работать аптека?

Для аптечных предприятий характерны некоторые отличия от стандартной организации розничной торговли:

  1. Помимо продажи готовых лекарственных препаратов, аптека часто занимается и изготовлением лекарств по рецептам врача непосредственно в аптеке.
  2. Аптеки, специализирующиеся на продаже изделий медицинского назначения, могут также сдавать часть таких изделий в прокат.
  3. Существующие в РФ меры социальной государственной поддержки населения приводят к тому, что часть товаров в аптеке должна реализовываться только по определенным правилам и установленным ценам.
  4. Аптеки, имеющие разрешение на работу с веществами ограниченного оборота (далее — ВОО) — наркотиками, психотропными субстанциями — должны обеспечивать дополнительный предметно-количественный учет и контроль по ВОО.

Отличия от иных видов розничной торговли приводят к появлению соответствующих нюансов в бухучете аптечного предприятия.

Специфика учета при изготовлении лекарств по рецепту в аптеке

Процесс создания лекарства в аптеке включает в себя:

  • использование имеющихся в аптеке компонентов, необходимых для изготовления;
  • выполнение работ непосредственно по созданию лекарства — обработке и соединению компонентов;
  • фасовочные работы — развес и упаковку готового препарата, таблетирование и т. п.

ВАЖНО! Возможен вариант, когда лекарство создается из компонентов, предоставленных заказчиком (полностью либо частично).

Подобное распределение этапов неслучайно. Каждый из них должен найти свое отражение в бухгалтерских регистрах. Так, для этапа создания лекарства ведется один регистрационный журнал, а для этапа фасовки — другой.

Основной причиной такого деления является влияние этапов на налоговый учет по НДС:

  • на изготовление лекарства собственными силами и из собственных компонентов применяется ставка НДС 10% (подп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ), как на продукцию собственного производства, облагаемую по ставке 10%;
  • если аптека готовит лекарство из компонентов заказчика, стоимость услуг аптеки по такому изготовлению освобождена от НДС (подп. 24 п. 2 ст. 149 НК РФ). При этом, по мнению налоговиков, подобное освобождение действует только тогда, когда заказчик предоставил полностью все необходимые компоненты (например, см. письмо столичного УМНС от 21.06.2004 № 24-14/4/41004 «Рекомендации по проверке правомерности освобождения от НДС по ст. 149 НК»);
  • ряд компонентов, применяемых при создании лекарства (например, упаковочные материалы и тара), может облагаться НДС по ставке 18%. Тогда, в случае если стоимость такой тары включена в стоимость готового лекарства, облагаемого по ставке 10%, вся операция по продаже этого лекарства облагается по ставке 10% (письмо УМНС по Москве от 10.06.2002 № 24-05/26400).

Таким образом, при изготовлении лекарств в аптеке должен быть обеспечен раздельный учет по торговле готовыми препаратами и по созданию в самой аптеке препаратов по рецепту. Кроме того, для целей налогового учета в бухучете должны идентифицироваться:

  • собственные компоненты для создания лекарств;
  • давальческие компоненты, поступившие от заказчиков;
  • материалы и тара, облагаемые НДС по ставке 18%.

Специфика учета при прочих услугах населению

Кроме изготовления лекарств, специализированные аптечные предприятия могут оказывать населению услуги по прокату медицинской техники и изделий медназначения. Также некоторые аптеки могут работать как комиссионные магазины по реализации медтехники б/у.

В отношении продажи комиссионных медицинских товаров действуют нормы п. 2 ст. 156 НК РФ: комиссионные не облагаются НДС. Однако для применения нормы следует помнить обязательные условия такого освобождения (в соответствии со ст. 149 НК, на которую законодатель ссылается в ст. 156 НК):

  • медицинские изделия (техника) должны относиться к категории жизненно необходимых;
  • либо медицинские изделия (техника) могут использоваться исключительно для жизнеобеспечения либо реабилитации больных (инвалидов).

Отсюда следует, что бухгалтерский учет в аптеке, реализующей товары по комиссии, должен обеспечивать пообъектную аналитику принимаемых на комиссию товаров. Чтобы в дальнейшем была возможность правильно учесть их реализацию и комиссионные, в том числе для целей налогообложения.

Подробнее об освобождении от НДС читайте здесь.

В отношении услуг по прокату ситуация следующая: поскольку услуги по прокату отдельно в НК в качестве льготных не упомянуты, а по действующему классификатору ОКВЭД 029-2001 (утв. постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст) коды 71.40.6 «Прокат предметов медицинского обслуживания» и 71.34.6 «Аренда медицинской техники» относятся к разделу аренды, а не медицины — обложение НДС по прокату/аренде у аптек должно происходить на общих основаниях.

Больше об ОКВЭД и о грядущих изменениях узнайте из этой статьи.

Таким образом, в аптеках следует обеспечить и раздельный учет по операциям по передаче в прокат, в аналитике медтехники и медизделий.

Особенности учетного контроля за лекарствами, отпуск и стоимость которых регулируются государством

В соответствии со ст. 60 закона «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 № 61-ФЗ государство устанавливает верхний предел цен для некоторых категорий лекарств по утверждаемым перечням. Критериями для попадания препарата в перечень обычно выступают жизненная потребность в данном препарате и его важность в комплексной медицинской помощи.

Из этого имеются несколько последствий для бухгалтера в аптеке:

  • Ведущий учет специалист должен быть знаком с действующим перечнем лекарств, цены на которые регулируются государством.
  • Следует обеспечить отдельный учет и контроль за ценообразованием по таким препаратам.
  • И еще одна необходимость часто возникает у коммерческих аптек, т. к. обычно продажа лекарств по лимитированным ценам в конечном итоге является убыточной. Следует уделить внимание анализу и планированию деятельности, чтобы убытки от реализации по регулируемым ценам компенсировались доходами от остальной реализации. В противном случае аптека может прогореть. Из этого становится понятно, что в бухучете должны быть реализованы некоторые управленческие принципы, позволяющие получать и анализировать информацию по сегментам ценообразования и планировать деятельность соответствующим образом.

ВАЖНО! В любой аптеке должен быть в наличии минимальный запас лекарств первой необходимости, большинство из которых включены в регулируемый перечень. Поэтому совсем исключить из аптечного оборота убыточные позиции нельзя.

Дополнительные регистры учета в аптеке

Для регистрации событий в деятельности аптеки предусмотрено ведение многих специфических форм. Например, следует вести отдельный регистр по неправильно оформленным рецептам, по показаниям приборов в помещениях, где хранятся лекарства и т.п. В этой статье остановимся на тех формах, которые могут служить также документами для бухучета:

  1. Журнал учета сроков годности лекарств (в соответствии с приказом Минздрава от 23.08.2010 № 706н). Порядок ведения утверждается руководством аптеки. Ведется в случае, если не обеспечен компьютерный учет в этом аспекте. На основании данных журнала и первичных документов осуществляется оперативное списание лекарств и изделий с истекшим сроком годности.
  2. Рецептурный журнал по форме А-2.1 или квитанции по форме А-2.2 (утв. методическими рекомендациями Минздрава от 14.05.1998 № 98/124). В журнал (квитанцию) вносится информация об изготовлении лекарства по рецепту, включая данные о стоимости и о компонентах, предоставленных пациентом.
  3. Журнал лабораторно-фасовочных работ (форма АП-11, утв. приказом Минздрава СССР от 08.01.1988 №14, снова рекомендована к применению п. 2.8 порядка, утв. приказом Минздрава от 14.12.2005 № 785).
  4. Акты об уничтожении рецептов (приложения 2 и 3 к порядку, утв. приказом Минздрава от 14.12.2005 № 785).
  5. Сигнатура (приложение 5 к порядку, утв. приказом Минздрава от 14.12.2005 № 785). По сути, обменивается на рецепт, содержит информацию из рецепта и прилагается к выдаваемому лекарству.

Итоги

Нюансы бухучета в аптеке связаны с особенностями налогообложения деятельности аптек в части НДС, а также с государственным регулированием аптечно-фармацевтического сектора.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Списание медикаментов в бюджетных учреждениях имеет особенности в документальном оформлении, а в бухгалтерском учете производится по правилам, применяемым к остальным материалам. В этой статье рассмотрим основные вопросы, связанные с данной темой.

Документальное оформление списания медикаментов

Действующим НПА, который регламентирует учет лекарственных средств в медицинских бюджетных учреждениях (БУ), является инструкция, утвержденная приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 № 747.

Медицинские средства отпускаются из аптеки для использования при оформлении накладной (требования), один экземпляр которой хранится в аптеке учреждения, а второй — у материально ответственного работника, получившего эти лекарственные запасы. На основании данных из накладных заполняется книга учета протаксированных накладных (требований) (ф. 7-МЗ), итоги за месяц из которой переносятся в отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммарном) выражении (ф. 11-МЗ).

Для медицинских средств, которые должны дополнительно учитываться в предметно-количественном виде (спирт, ядовитые средства, лекарства, которые могут оказывать наркотический эффект, вещества, имеющие существенную стоимость, а также препараты, которые находятся на стадии исследования, и тара), оформляются специальные регистры:

  • книга предметно-количественного учета аптекарских запасов (ф. 8-МЗ):
  • ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (ф. 1-МЗ).

Если БУ не располагает аптекой, то лекарства поступают в отделения медицинского учреждения, минуя промежуточный пункт, в количестве, требуемом для осуществления текущей деятельности. При поступлении подписывается 4 экземпляра накладных для обычных лекарств (2 — для учреждения, 2 — для поставщика) и 5 экземпляров (2 — для учреждения, 3 — для поставщика) для медикаментов, которые учитываются в предметно-количественном виде. Поступившие накладные сопоставляются со счетом от поставщика, предоставляемым за определенный сторонами период. На основании счета и накладных бухгалтерия проводит списание использованных медикаментов.

Бухгалтерский учет списания медикаментов

Бухгалтерский учет медикаментов в БУ ведется в соответствии с требованиями единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Кроме того, действуют специальный план счетов и инструкция к нему для БУ, утвержденные приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н. Для бухучета медикаментов используются счет 010500000 «Материальные запасы» и счет аналитического учета 010501000 «Медикаменты и перевязочные средства».

Существует 2 варианта списания стоимости медицинских запасов:

  • по фактической стоимости единицы;
  • по средней фактической стоимости.

Если БУ выбрало определенный способ для конкретного вида лекарственных средств или их группы, то оно не может поменять этот способ в течение всего отчетного года. Расчет средней фактической стоимости производится по формуле:

Сср = (Сн + Сп) / (Кн + Кп),

где:

Сср — средняя фактическая стоимость определенного вида медикаментов;

Сн — стоимость медикаментов на начало месяца;

Сп — стоимость поступивших медикаментов в течение месяца на дату списания;

Кн — количество медикаментов на начало месяца;

Кп — количество поступивших медикаментов в течение месяца на дату списания.

Пример расчета средней фактической стоимости ищите в статье «Учет материалов в бюджетных учреждениях (нюансы)».

Перечень проводок, которыми отражается списание медикаментов в БУ, можно посмотреть в таблице.

Скачать проводки

Подробную информацию об учете медикаментов в БУ ищите в статье «Учет медикаментов в бюджетных учреждениях (нюансы)».

основания для списания медикаментов

BorisG сказал(-а): 04.05.2012 13:52

Аноним сказал(-а): 07.05.2012 19:35

BorisG сказал(-а): 10.05.2012 17:20

Аноним сказал(-а): 10.05.2012 17:54

BorisG сказал(-а): 10.05.2012 23:33

BorisG сказал(-а): 14.05.2012 08:06

Аноним сказал(-а): 16.05.2012 17:20

интересно. у нас деятельность образовательная,которой предусмотрено обеспечение студентов медпунктом и пунктом питания.

выходит и на производство булочек брать лицензию?

а так- мед.фельдшер из поликлинники на 0,25 ставки по договору на мед услуги по косгу 226 и площадь им предоставляем по договору сотрудничества (за аренду не платят), медикаменты по приносящей доход дятельности сами приобретаем -билась с поликлиникой -ни в какую- даже спирт не дают фельдшеру , а уж спирт то -он =огого. какой ответственный учет требует)))

в штате нет ни медиков ни ..поварих)))

и как жить дальше.

BorisG сказал(-а): 18.05.2012 07:54

Nephila сказал(-а): 21.05.2012 09:12

интересно. у нас деятельность образовательная,которой предусмотрено обеспечение студентов медпунктом и пунктом питания.

выходит и на производство булочек брать лицензию?

а так- мед.фельдшер из поликлинники на 0,25 ставки по договору на мед услуги по косгу 226 и площадь им предоставляем по договору сотрудничества (за аренду не платят), медикаменты по приносящей доход дятельности сами приобретаем -билась с поликлиникой -ни в какую- даже спирт не дают фельдшеру , а уж спирт то -он =огого. какой ответственный учет требует)))

в штате нет ни медиков ни ..поварих)))

BorisG сказал(-а): 21.05.2012 10:33

BorisG сказал(-а): 21.05.2012 10:40

Nephila сказал(-а): 21.05.2012 14:52

skit50 сказал(-а): 05.10.2012 11:13

Nephila сказал(-а): 05.10.2012 20:29

topalov сказал(-а): 07.10.2012 00:27

topalov сказал(-а): 07.10.2012 00:33

BorisG сказал(-а): 07.10.2012 19:32

Это отнюдь не смешные доки. А, как правильно сам и отметил, руководящие нормативные документы. Наплевательсви относиться к которым, как ты предлагаешь, явно не стоит.

Увы, это бред.
Любое применение лекарственного средства — это согласно закону — обращение лекарственных средств со всеми вытекающими из этого факта последствиями.
То, что лицензирующие и контрольные органы в этом направлении пока почти не рабюотают — это другой вопрос. В основном вопрос времени и «специфики» работы этих органов. Почему «специфика» в кавычках — это тоже другой вопрос.
По крайней мере лекарства из аптечек уже убрали. И за частные учреждения тоже потихоньку берутся. До государственных руки врядли скоро дойдут.

topalov сказал(-а): 07.10.2012 21:05

skit50 сказал(-а): 08.10.2012 06:04

skit50 сказал(-а): 08.10.2012 06:05

topalov сказал(-а): 09.10.2012 00:21

Списываются по ФОРМА 2-МЗ ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРЕДМЕТНО-КОЛИЧЕСТВЕННОМУ УЧЕТУ.

Предметно-количественный учет лекарственных средств ведется в книге предметно-количественного учета аптекарских запасов (форма 8-МЗ), страницы которой должны быть пронумерованы и заверены подписью главного бухгалтера. На каждое наименование, фасовку, лекарственную форму, дозировку лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, открывается отдельная страница .

Материально ответственные лица ведут учет медикаментов в книге (ф. 0504042) или карточке (ф. 0504043) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству.

Аноним сказал(-а): 10.11.2012 12:32

Статья 58. Хранение лекарственных средств
1. Хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность ИЛИ ЛИЦЕНЗИЮ НА МЕДИЦИНСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств.

А как Вам эта нормативка? Чушь Вы порете «уважаемый».

Как списать медикаменты в бюджетной организации

Дата публикации 11.06.2015

На основании каких документов должны списываться в бухгалтерском учете бюджетного учреждения лекарственные препараты, используемые для обеспечения деятельности учреждения, при отсутствии аптеки? У нас ведется предметно-количественный учет дорогостоящих (свыше 800 руб.) препаратов, остальные списываются общей суммой в конце того месяца, в котором их приобрели. Правильно ли это?

Это неправильно. Инструкция, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее Инструкция № 157н) не содержит никаких облегченных норм специально для учета «лекарственных препаратов при отсутствии аптеки». Для всех видов материальных запасов (кроме товаров и готовой продукции для продажи) установлены единые нормы ведения учета.

В соответствии с п. 101 Инструкции № 157н единица бухгалтерского учета материальных запасов выбирается учреждением самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением.

Если медикаменты списываются общей суммой в конце того месяца, когда их приобрели (вне зависимости от их фактического расходования), не приходится говорить ни о каком «надлежащем контроле за их наличием и движением».

Согласно п. 108 Инструкции № 157н выбытие (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости.

Выполнить требования этого пункта Инструкции № 157н невозможно без количественно-суммового учета материальных запасов.

В соответствии с п. 119 Инструкции № 157н аналитический учет материальных запасов ведется по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству, в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения.

Если медикаменты списываются общей суммой в конце того месяца, когда их приобрели (вне зависимости от их фактического расходования), – нарушено требование об «аналитическом учете по наименованиям и количеству».

В соответствии с п. 119 Инструкции № 157н материально ответственные лица ведут учет материальных запасов в Книге (Карточке) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству.

Если медикаменты списываются общей суммой в конце того месяца, когда их приобрели (вне зависимости от их фактического расходования), значит, материально ответственные лица не ведут учет материальных запасов в Книге (Карточке) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству.

Согласно п. 36 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н) выбытие материальных запасов производится на основании следующих первичных учетных документов:

  • Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);
  • Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230).

Порядок списания медикаментов в бюджетных учреждениях

Списание медикаментов в бюджетных учреждениях имеет особенности в документальном оформлении, а в бухгалтерском учете производится по правилам, применяемым к остальным материалам. В этой статье рассмотрим основные вопросы, связанные с данной темой.

Учет и списание медикаментов в госучреждениях

Лекарственные средства – особый вид материальных запасов. Организацией их учета занимается не только Минфин, но и Минздрав. Мы расскажем, к каким медикаментам предъявляются особые требования и как вести бухучет в медучреждении.

Проверьте, правильно ли вы учитываете медикаменты, чтобы не нарушать условия медицинских лицензий и бухгалтерских инструкций.

Кто ведет учет медикаментов

Медикаменты в госучреждениях в зависимости от особенностей учета подразделяются на две категории:

  • лекарственные средства, в отношении которых федеральные законы, приказы Минздрава выдвигают требования о предметно-количественном учете и дают четкие указания о его организации;
  • лекарственные средства и перевязочные материалы, к которым такие требования не предъявляются.

Медикаменты из первой группы должны учитывать:

  1. Производители (фармакологические компании).
  2. Продавцы (аптеки).
  3. Потребители (медицинские учреждения).

Это требование ст.58.1 61-ФЗ от 12.04.2010 года.

В отношении второй группы никаких специальных требований не выдвигается. Учет организовывается в соответствии с бухгалтерскими инструкциями и федеральными стандартами.

Закупка медикаментов

Казенным и бюджетным учреждениям покупать медикаменты и перевязочные средства нужно в порядке, установленном Законом о контрактной системе. Исключение – закупки бюджетных учреждений за счет средств платной деятельности, которые проводят по Закону № 223-ФЗ.

Автономные и бюджетные учреждения, которые закупают товары, работы и услуги по Закону № 223-ФЗ, порядок закупки медикаментов определяют самостоятельно и закрепляют его в своем Положении о закупке (письмо Минэкономразвития от 26.04.2017 № Д28и-1865).

Какие медикаменты нужно учитывать

Перечень лекарственных средств, подлежащих обязательному предметно-количественному учету, содержится в Приказе Минздрава 183н от 22.04.2014 года. В нем выделены следующие группы медикаментов:

  • содержащие наркотические и психотропные вещества;
  • содержащие сильнодействующие и ядовитые вещества;
  • комбинированные, состоящие из малых частей наркотических или психотропных компонентов в сочетании с другими фармакологически активными веществами;
  • иные.

Поскольку в сфере фармакологии происходит непрерывное движение, появляются новые препараты, снимаются с производства старые, утвержденный Минздравом перечень должен регулярно корректироваться. Порядок включения в список новых препаратов прописан в Приказе Минздрава 30н от 20.01.2014 года.

Сложность заключается в том, что учет медикаментов в бюджетных учреждениях в 2018 году ведется в соответствии с Инструкцией 157н, а также с новым федеральным стандартом «Концептуальные основы бухучета и отчетности». Лекарственные и перевязочные средства (счет 0 105 31) тоже относятся к МЗ, поэтому на них распространяются общие правила.

Но существует еще Инструкция от 02.06.1987 года № 747, в которой, например, говорится, что в отношении всех остальных лекарственных средств (не входящих в перечень) применяется суммовой учет. Это противоречит требованиям п.119 Инструкции 157н о том, что аналитический учет МЗ ведется по группам, видам, наименованиям, сортам и количеству. К тому же, суммовой учет делает невозможным получение достоверной информации о движении МЗ по отдельным наименованиям, а в некоторых случаях приводит к нарушениям.

В письме Минфина от 25 марта 2016 г. N 02-07-10/17036 учреждениям разрешается вести суммовой учет в том случае, если количественный ведется в месте хранения – аптеке. Для медучреждений, не имеющих аптек, количественно-суммовой учет обязателен. Остальные вправе принимать решение самостоятельно. Важное разъяснение в письме: по разным видам МЗ (продукты, лекарства, ГСМ) могут быть разные способы учета. Порядок учета медикаментов в бюджетном учреждении здравоохранения нужно закрепить в Учетной политике. В соответствии с п. 100 Инструкции157н следует выбрать учетную единицу: номенклатурный номер, партия, однородная группа.

Как вести количественный учет

Для препаратов из перечня Минфина учет ведется по каждому наименованию, дозировке, форме выпуска и т.д. Все операции, приводящие к изменению их количества, регистрируются в специальных журналах.

Правила ведения учета для наркотических, психотропных и комбинированных средств определены ПП от 04.11.2006 года № 644. Заполнять журнал обязаны должностные лица, уполномоченные приказом руководителя. Запись должна вноситься в день совершения операции. Подробнее про учет и хранение наркотических, психотропных, ядовитых и сильнодействующих препаратов читайте в инструкции

Для остальных медикаментов, подлежащих предметно-количественному учету, предназначены другие журналы, форма которых утверждена приказом Минздрава от 17.06.2013 года №378:

  • для аптек – в приложении №1;
  • для медучреждений – в приложении №2.

Для каждого наименования (с учетом формы и дозировки) ведется отдельный лист (разворот) в журнале. Все операции, которые в него заносятся, должны быть подтверждены документами. Допускается электронная форма журнала с ежемесячной распечаткой и брошюровкой по каждому наименованию. Нельзя суммировать приход по нескольким документам даже при единовременном поступлении. В журнал вносятся сведения по каждому приходному документу. Для некоторых препаратов есть возможность упрощенного учета. Например, разрешено вносить записи о расходе диэтилового эфира раз в месяц при условии, что его оборот в учреждении не превышает за этот период 10 кг.

Внутренний контроль достоверности учета осуществляется ежемесячно. Уполномоченный сотрудник (чаще всего бухгалтер) сверяет остаток препарата по журналу, по бухучету и фактическое наличие. Отметка о проведенной инвентаризации должна быть в журнале. В ПП 644 и приказе 378 подробно расписаны условия и сроки хранения журналов, порядок их уничтожения.

Бухучет и налогообложение

Все обязательные журналы по медикаментам, входящим в перечень, ведутся параллельно со стандартным документооборотом, установленным для отражения поступления, перемещения и выбытия лекарственных средств в учреждении. Порядок организации бухучета при наличии аптеки представлен в таблице.

В частности, судом было указано, что из представленных актов о порче, бое, ломе (лекарственных препаратов) (форма N ТОРГ-15) не представляется возможным сделать вывод о характере дефекта, ставшего причиной уничтожения препарата; в актах уничтожения лекарственных средств не указаны место уничтожения лекарственных средств, сведения об уничтоженных лекарственных средствах (наименование, лекарственная форма, дозировка, единица измерения, серия) и их количестве, а также о таре или упаковке, наименование производителя лекарственных средств, то есть не указаны обязательные сведения, позволяющие идентифицировать списанные лекарственные средства.

Акт на списание лекарственных средств списка «a»

Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н). Порядок проведения и оформления результатов инвентаризации установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее – Методические указания по инвентаризации).

Результаты инвентаризации фиксируются в документах по формам, утвержденным Постановлениями Госкомстата России от 27.03.2000 N 26 и от 18.08.1998 N 88, Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49. В то же время следует отметить, что в силу ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению.

Как составить акт о списании медикаментов

Как правильно списать лекарственные средства с истекшим сроком годности

Кроме того, организации, реализующие лекарственные препараты с установленным сроком годности, должны вести постоянный контроль сроков годности и изымать препараты из оборота, когда срок, указанный фармпроизводителем на маркировке, истек. При списании просроченных либо испорченных лекарственных средств с учета организация – владелец медикаментов может использовать также унифицированные формы N ТОРГ-15 «Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей” и N ТОРГ-16 «Акт о списании товаров” при условии, что они утверждены учетной политикой организации.

В дальнейшем недоброкачественные лекарственные средства должны быть уничтожены организацией – владельцем медикаментов в соответствии с Правилами. Так, согласно п.

Бланк акта на списание медикаментов с истекшим сроком годности образец

ВажноРуководитель (подпись)(И.О.Фамилия) Отметка об уничтожении списанных лекарственных средств списка «A». Члены комиссии: (подпись) Cкачать документ » Cкачать образец документа «Акт на списание лекарственных средств списка «A»» Приложения к документу: Какие документы есть еще: Что еще скачать по теме «Акт»:

  • Каким должен быть правильно составленный трудовой договорТрудовой договор определяет взаимоотношения работодателя и сотрудника.

От того, насколько досконально будут учтены условия взаимоотношения сторон, его заключивших, зависит соблюдение сторонами прав и обязательств, им предусмотренных.

  • Как грамотно составить договор займаВзятие денег в заем – явление, достаточно, характерное и распространенное для современного общества. Юридически правильным будет оформить кредитный заем с последующим возвратом средств документально.
  • Акт о списании образец бланк

    Таким образом, при соблюдении владельцем медикаментов требований законодательства, регулирующего отношения по обороту лекарственных средств на территории Российской Федерации, при составлении акта о списании недоброкачественных лекарственных средств, в том числе в части наличия в акте обязательных сведений, а также соблюдения требований Закона N 402-ФЗ, указанный акт в числе иных подтверждающих первичных документов будет являться документальным подтверждением расходов для целей налога на прибыль, связанных с уничтожением медикаментов. В настоящее время специального документа, в соответствии с которым списывались бы недоброкачественные лекарственные средства, нет.

    Организация – владелец медикаментов вправе разработать для списания недоброкачественных лекарственных препаратов свою форму, указав все необходимые реквизиты, приведенные в ст.

    Акт на списание медикаментов образец

    В тексте указывается:

    • основание для составления акта;
    • дата поступления списываемых ценностей;
    • причины их списания (истек срок годности, испортились, пришли в негодность в результате механического повреждения, сломались и восстановлению не подлежат и так далее);
    • наименование;
    • единица измерения;
    • масса, количество;
    • цена единицы измерения;
    • стоимость.

    После перечисления списываемых товарно-материальных ценностей в конце выводится итоговая цифра их стоимости и прописывается в рублях. Готовый акт подписывается всеми членами комиссии и материально ответственным лицом.

    Он составляется в нескольких экземплярах.

    Акт списания лекарственных средств образец

    В рамках данного дела суды также назвали возможный комплект документов, подтверждающих расходы налогоплательщика, связанные с уничтожением лекарственных средств с истекшим сроком годности, в целях уменьшения налога на прибыль, это: акт инвентаризации товарно-материальных ценностей; решение владельца недоброкачественных лекарственных средств об их изъятии, уничтожении; договор с организацией, осуществляющей уничтожение лекарственных средств; копия лицензии организации, осуществляющей уничтожение лекарственных средств, на право ведения такой деятельности; первичный документ, подтверждающий передачу лекарственных средств на уничтожение; акт об уничтожении лекарственных средств (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2014 N 09АП-1072/2014 по делу N А40-115533/13).

    ИнфоПриказа № 706 н).ВАЖНО! Акт списания является главным документом при утилизации испорченных или просроченных лекарственных средств. На его основании они передаются в спецорганизации для уничтожения.
    ВниманиеПравомерное уничтожение лекарственных средств Ставшие недоброкачественными лекарства не могут быть просто выброшены в мусор. Их нужно в обязательном порядке передать для законодательно регламентированного уничтожения специальным фирмам, имеющим на это разрешение.
    Финансовый учет утилизации лекарственных средств Собственник заключает с такой организацией договор оказания услуг – он будет служить документом, подтверждающим расходы.
    Договор лизинга, сублизинга, финансовой аренды

    • Лицензионный, сублицензионный договор
    • Договор мены, бартера, обмена
    • Договор найма, поднайма жилого помещения
    • Договор на выполнение работ, оказание услуг
    • Договор обучения, стажировки, переподготовки
    • Договор перевода долга
    • Договор подряда, субподряда
    • Договор поручения, договор поручительства
    • Договор поставки товара, продукции, оборудования
    • Договор представительства: юридического, коммерческого
    • Договор о совместной деятельности
    • Договор страхования, перестрахования
    • Договор уступки требований, договор цессии
    • Договор хранения товара, имущества
    • Трудовой договор, контракт, соглашение
    • Удостоверительная надпись
    • Прочие договора

    Цитата на века Желающего идти судьба ведет, не желающего — тащит.