Медкабинет в школе

Содержание

Медицинские кабинеты в образовательных учреждениях: требования к составу, персоналу, производственный контроль

Законодательством Российской Федерации устанавливается порядок обеспечения прав детей на охрану здоровья, оказания детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей:

  • профилактику заболеваний;
  • медицинскую диагностику;
  • лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение;
  • медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями;
  • санаторно-курортное лечение детей.

Медицинское обеспечение в детских образовательных учреждениях и школах должны осуществлять медицинский персонал, находящийся в штате самого учреждения, или специалисты лечебно-профилактического учреждения.

Архитектурно-планировочные и конструктивные решения помещений медицинского назначения должны обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, обеспечивать условия для оказания медицинской помощи.

Требования к медицинским кабинетам

Медицинские кабинеты, осуществляющие медицинскую деятельность, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным нормам согласно заявленным на лицензирование видам деятельности, работам и услугам.

Планировка помещений должна исключать возможность перекрещивания или соприкосновения «чистых» и «грязных» технологических потоков.

Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих и медикаментозных средств.

Межэтажные перекрытия, перегородки, стыки между ними и отверстия для прохождения инженерных коммуникаций и проводок должны обеспечивать непроницаемость для грызунов и насекомых.

Поверхность стен, полов и потолков должна быть гладкой, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.

В помещениях с влажным режимом работы, подвергающихся влажной текущей дезинфекции (процедурные, прививочные и другие помещения), стены следует облицовывать глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на всю высоту помещения. Для покрытия пола следует применять водонепроницаемые материалы. Потолки в помещениях с влажным режимом должны окрашиваться водостойкими красками или выполняться другими влагостойкими материалами.

Покрытия пола в медицинском кабинете не должны иметь дефектов (щелей, трещин, дыр и др.), должны быть гладкими, плотно пригнанными к основанию, устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен должны быть подведены под плинтусы, плотно закрепленные между стеной и полом. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть тщательно пропаяны.

Допускается применение подвесных потолков. При этом конструкции и материалы потолков должны обеспечивать герметичность, гладкость поверхности и возможность проведения их влажной обработки и дезинфекции.

Требования к водоснабжению, отоплению, вентиляции и освещению

В медицинских кабинетах должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями. Системы отопления, вентиляции должны обеспечивать оптимальные условия микроклимата. Нагревательные приборы должны иметь гладкую поверхность, допускающую легкую очистку, их следует размещать у наружных стен, под окнами, без ограждений.

Помещения медицинского кабинета должны быть с естественной вентиляцией. Форточки, фрамуги оборудуют системами фиксации.

Медицинские помещения должны иметь естественное освещение. Уровень естественного и искусственного освещения должен соответствовать санитарным правилам и нормам для общественных зданий. Светильники общего освещения помещений, размещаемые на потолках, должны иметь сплошные (закрытые) рассеиватели.

Для обеззараживания воздуха и поверхностей помещений в медицинских кабинетах применяется ультрафиолетовое бактерицидное излучение с использованием облучателей, разрешенных к применению в установленном порядке. Методы применения бактерицидного излучения, правила эксплуатации должны соответствовать гигиеническим требованиям и инструкциям по применению ультрафиолетовых лучей.

Требования к составу и площадям медицинских помещений

Детские дошкольные учреждения

Детские дошкольные учреждения, построенные по типовым проектам, должны иметь следующий состав медицинских помещений:

  • кабинет педиатра площадью 12 м2;
  • процедурный кабинет площадью 8 м2;
  • изолятор, включающий в себя:

– приемную площадью от 4 до 6 м2;

– палаты площадью от 4 до 12 м2;

  • санузел с местом для приготовления дезинфицирующих средств площадью 6 м2.

Медицинский кабинет должен иметь самостоятельный вход из коридора и располагаться смежно с палатой изолятора, который проектируют не менее чем на две инфекции. Палаты изолятора размещают только в изолированных помещениях.

Обратите внимание!

Использовать кабинет приема врача или процедурный кабинет как изолятор запрещено.

Общеобразовательные учреждения

Медицинский пункт общеобразовательного учреждения, построенного по типовым проектам, должен включать:

  • кабинет врача площадью не менее 14 м2;
  • кабинет стоматолога площадью 12 м2;
  • процедурный кабинет площадью 14 м2;
  • кабинет психолога площадью 10 м2.

При медпункте необходимо оборудовать отдельный санузел.

Образовательное учреждение начального профессионального образования

Медицинский пункт включает:

  • кабинет врача площадью не менее 21 м2;
  • процедурный кабинет площадью не менее 12 м2;
  • кабинет зубного врача площадью 12 м2.

При медицинском пункте должен быть туалет на 1 унитаз с умывальником в шлюзе.

Специализированные образовательные учреждения

Специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии

Медпункт предназначается не только для организации оздоровительно-профилактических мероприятий, но и для осуществления лечебной коррекционно-восстановительной работы, что требует расширенного состава помещений (в соответствии с профилем учреждения). Учитывая разнообразие заболеваний, сопутствующих основному дефекту, в школах-интернатах необходимо предусматривать ряд дополнительных медицинских помещений и специальное оборудование.

Во всех типах специальных общеобразовательных школ-интернатов должны быть:

  • физиотерапевтический кабинет со светолечением для всех воспитанников и водолечением для воспитанников с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата;
  • кабинеты или залы лечебной физкультуры;
  • логопедический кабинет.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям)

Приемное отделение размещают на первом этаже с обязательным самостоятельным выходом на участок.

Приемное отделение предназначается:

  • для проведения первичной санитарной обработки воспитанников;
  • для проведения медицинского осмотра и направления их при наличии показаний на лечение в стационарно-медицинское учреждение;
  • для оказания первичной психологической и медицинской помощи.

В состав приемного отделения входят:

  • санпропускник, помещение для первичного осмотра, кладовая для сбора одежды, бывшей на детях при поступлении в приют, дезинфекционная камера (при ее отсутствии используют камеру в близлежащих учреждениях), душевая, санитарный узел;
  • кабинет врачебного осмотра площадью не менее 12 м2;
  • изолятор (не менее 2 палат площадью по 9 м2 каждая);
  • помещение для обработки против педикулеза площадью не менее 6 м2;
  • буфет-раздаточная с 3-секционной мойкой площадью не менее 6 м2;
  • санитарный узел с ванной комнатой или душевой площадью не менее 8м2 и помещение для одевания воспитанников площадью не менее 5 м2;
  • раздевалка для персонала площадью не менее 5 м2.

В состав медицинских помещений должны входить:

  • кабинет врача-педиатра — площадью не менее 12 м2;
  • кабинет психоневролога-психолога — площадью не мене 14 м2;
  • кабинет психотерапии площадью не менее 18 м2;
  • кабинет медицинской сестры площадью не менее 14 м2;
  • процедурный кабинет площадью 18 м2;
  • санитарный узел для персонала;
  • изолятор не менее чем на 2 палаты (не более чем на 2 койки каждая) с санитарным узлом.

Важно!

Медицинские помещения, помещения для сна и занятий детей следует изолировать от кухни и прачечной, чтобы избежать отрицательного влияния шума, высоких температур, влажности воздуха и запахов.

Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря

Все помещения, оборудование, инвентарь должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений должна осуществляться не менее 2 раз в день с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению.

Мытье оконных стекол должно проводиться не реже 1 раза в месяц изнутри и не реже 1 раза в 3 месяца снаружи.

Генеральная уборка должна проводиться по графику с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников. Генеральная уборка процедурных, манипуляционных кабинетов должна проводиться один раз в неделю с обработкой и дезинфекцией оборудования, мебели, инвентаря.

Обратите внимание!

Уборочный инвентарь должен иметь четкую маркировку с указанием помещений и видов уборочных работ, использоваться строго по назначению, обрабатываться и храниться в выделенном помещении.

В помещениях ежегодно следует проводить косметический ремонт.

Текущие дефекты (протечки на потолках и стенах, следы сырости, плесени, трещины, щели, выбоины, отслоившаяся облицовочная плитка, дефектов напольных покрытий и др.) должно устраняться незамедлительно.

К сведению

В период проведения текущего или капитального ремонта функционирование медицинского кабинета должно быть прекращено.

Изделия медицинского назначения однократного применения после дезинфекции утилизируются в установленном порядке.

Изделия медицинского назначения многократного применения, которые в процессе эксплуатации могут вызвать повреждения кожи, слизистой оболочки, соприкасаться с раневой поверхностью, контактировать с кровью или инъекционными препаратами, подлежат дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации.

Требования к правилам личной гигиены медицинского персонала

Медицинский персонал должен быть обеспечен достаточным количеством комплектов сменной одежды: халатами, шапочками, масками, сменной обувью. Дополнительно в наличии должен быть комплект санитарной одежды для экстренной ее замены.

Стирка одежды должна осуществляться централизованно.

Медицинские работники обязаны мыть и дезинфицировать руки перед осмотром каждого ученика или перед выполнением процедур.

Медицинский кабинет должен быть оборудован аптечкой для оказания экстренной помощи.

Производственный контроль проведения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий

В целях защиты детей и учащихся от условно-патогенных возбудителей инфекционных заболеваний в образовательном учреждении должен осуществляется производственный контроль при проведении дезинфекционных и стерилизационных мероприятий, работ и услуг.

Производственный контроль предусматривает:

  • наличие в организации официально изданных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
  • назначение лиц, ответственных за организацию и осуществление производственного контроля;
  • организацию лабораторно-инструментальных исследований;
  • контроль наличия в организации документов, подтверждающих безопасность и безвредность продукции, работ и услуг;
  • визуальный контроль уполномоченными должностными лицами за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарно-эпидемиологических правил, разработкой и реализацией мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

Производственный контроль проведения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий осуществляется на основании соответствующего раздела плана производственного контроля образовательного учреждения, включающего программу лабораторно-инструментального контроля. План производственного контроля разрабатывает лицо, ответственное за его организацию и проведение, а утверждает руководитель образовательного учреждения.

Критерии оценки качества проведения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в образовательном учреждении:

  • отрицательные результаты посевов проб со всех объектов внутрибольничной среды, в т. ч. контроль стерильности;

  • показатели обсемененности воздуха, не превышающие установленные нормативы;

  • отсутствие в помещениях грызунов и членистоногих, подтвержденное с применением субъективной оценки и объективных методов обнаружения.

Ответственность

Согласно ст. 55 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 04.07.2016) за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлена ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 100 до 500 руб.;
  • на должностных лиц — от 500 руб. до 1 тыс. руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 руб. до 1 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил установлена ст. 236 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 1 года.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Медицинские кабинеты для школы

Медицинский торговый дом «Апрель» > Каталог > Медицинские кабинеты для образовательных учреждений > Медицинские кабинеты для школы

Для надлежащего медобслуживания детского населения медицинский торговый дом «Апрель» предлагает все виды медицинского оборудования для школ, детских садов и других учебных учреждений. Это современная мебель и аппаратура, которая изготовлена в соответствии с существующими нормативами, имеет сертификаты соответствия и регистрационные удостоверения, подтверждающие безопасность для здоровья детей.

Медкабинеты школ и других общеобразовательных учреждений – один из типов медицинских учреждений, где наряду с поликлиниками оказывается систематическое плановое медобслуживание детей и подростков. Это проведение медосмотров учащихся, вакцинация, туберкулинодиагностика и оказание первой медицинской помощи. В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями образовательные учреждения в обязательном порядке должны включать помещения для медицинского обслуживания. Их оснащение регламентируется:

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СКАЧАТЬ;
  • СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» СКАЧАТЬ;
  • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 5 ноября 2013 г. № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» СКАЧАТЬ;
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 декабря 2009 г. № 946н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям, страдающим стоматологическими заболеваниями» СКАЧАТЬ.

Оказание медицинской помощи детям является лицензируемым видом услуг, а оснащение медкабинета определяется видом помещения (кабинет врача, стоматологический, процедурный или прививочный кабинет), типом и мощностью учреждения и регламентируется санитарным законодательством.

Медицинский кабинет в школе оснащается аналогично педиатрическому кабинету в поликлинике и включает: мебель медицинскую (рабочие столы и стулья врача, медсестры; ширму; кушетку; аптечный шкаф; шкаф для документации и т.д.) и медицинское оборудование (весы; ростомер; сантиметровая лента; динамометр ручной; спирометр; тонометр; термометр; стетофонендоскоп; секундомер; таблица для определения остроты зрения и т.д.).

Прививочный кабинет в школе оснащается, в соответствии с требованиями предъявляемыми к помещениям, в которых хранятся вакцины и инъекции: медицинские столы с маркировкой по видам прививок, холодильник, оснащённый двумя термометрами и специальный стол для туберкулинодиагностики.

Стоматологический кабинет оборудуется универсальной стоматологической установкой, столом и креслом врача-стоматолога, стерелизаторами и другим спецоборудованием.

Каждое медицинское помещение в образовательном учреждении оснащается устройствами и материалами для соблюдения противоэпидемиологического режима. Это бактерицидный облучатель воздуха, емкости для сбора медицинских отходов, дезинфекции инструментов и расходных материалов, а также их хранения. Особые требования предъявляются и к мебели: она должна иметь специальное покрытие, устойчивое к воздействию влаги и дезинфектантов.

Стандарт

оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях

(в соответствии с Приказ Министерства здравоохранения РФ от 5 ноября 2013 г. № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях»)

Наименование

Количество, шт.

Весы медицинские

1

Ростомер или антропометр

1

Тонометр с возрастными манжетами

2

Стетофонендоскоп

2

Секундомер

2

Сантиметровая лента

по требованию

Динамометр кистевой 2-х видов (для детей разных возрастных групп)

4

Плантограф

1

Термометр медицинский

по требованию

Оториноскоп с набором воронок

1

Шпатель металлический или одноразовый

по требованию

Анализатор окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина (смокелайзер)

1 комплект

Аппаратно-программный комплекс для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма

1 комплект

Холодильник

2

Бактерицидный облучатель воздуха, в том числе переносной

рассчитывается с учетом площади помещения и типа облучателя

Шприц одноразовый с иглами (комплект 100 шт.)

на 1 мл

1

на 2 мл

5

на 5 мл

5

на 10 мл

1

Лоток медицинский почкообразный

2

Аппарат Рота с таблицей Сивцева-Орловой

1

Перчатки медицинские

по требованию

Пипетки

10

Комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот»

1

Аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу)

1

Грелка медицинская

2

Пузырь для льда

2

Жгут кровоостанавливающий резиновый

2

Носилки

2

Травматологическая укладка, включающая:

1 комплект

шины пневматические (детские и взрослые)

вакуумный матрас

косынка

фиксатор ключицы

воротник Шанца (2 размера)

жгут кровоостанавливающий

перчатки

бинт стерильный

салфетки стерильные

гелевый охлаждающе-согревающий пакет

ножницы

лейкопластырь 2 см — 1 шт., 5 см — 1 шт.

Зонды желудочные разных размеров

Перевязочный материал: бинты, стерильные бинты, стерильные салфетки, стерильная вата, лейкопластырь, антисептики для обработки ран

по требованию

Термоконтейнер для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов

1

Дозаторы для мыла, бумажные полотенца, антисептик для обработки рук

по требованию

Спирт этиловый

0,5 мл на инъекцию

Салфетки спиртовые из мягкого материала для обработки инъекционного поля

по требованию

Посиндромная укладка медикаментов и перевязочных материалов для оказания неотложной медицинской помощи

1 комплект

Дезинфицирующие средства

по требованию

Ведро с педальной крышкой

2

Емкость для дезинфицирующих средств

по требованию

Емкость — непрокалываемый контейнер с крышкой для дезинфекции отработанных шприцев, тампонов, использованных вакцин

по требованию

Стол рабочий

2

Стул

6

Кушетка

2

Ширма медицинская

2

Шкаф медицинский для хранения лекарственных средств

1

Шкаф для хранения медицинской документации

1

Стол медицинский

1

Столик инструментальный

1

Столик манипуляционный

1

Лампа настольная

2

Бикс большой

2

Бикс малый

2

Пинцет

4

Корцанг

4

Ножницы

2

Персональный компьютер

1 комплект

Принтер

1 комплект

Калькулятор

2

Сейф для хранения медикаментов

1

Халат медицинский

2

Шапочки

2

Маски

по требованию

Коврик (1 м х 1,5 м)

1

Комплект оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни

по числу учебных классов

Стоимость минимального набора мебели и оборудования в соответствии со Стандартом: 180 000 руб.

Стандарт

оснащения стоматологического кабинета в образовательном учреждении

(в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 декабря 2009 г. № 946н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям, страдающим стоматологическими заболеваниями»)

Наименование медицинской техники, оборудования
и инструментария

Количество (шт)

Аппарат для диагностики кариеса фиссур

1

Аппарат для заточки инструментов

1

Базовый набор инструментов для осмотра

10

Биксы для стерильного материала

4

Горелка (спиртовая, газовая, пьезо)

1

Емкость для утилизации шприцев, игл и других
одноразовых инструментов

1

Инструменты и материалы для пломбирования
кариозных полостей и герметизации фиссур

по требованию

Инструменты режущие

по требованию

Инъектор карпульный

5

Камера для хранения стерильных инструментов

1

Компрессор (если установка не укомплектована)

1

Кресло стоматологическое (если установка не
укомплектована)

1

Лампа бактерицидная

1

Лампа для полимеризации

1

Набор инструментов и медикаментов для снятия
зубных отложений

5

Наконечник стоматологический (прямой и угловой для
микромотора, турбинный с фиброоптикой, турбинный
без фиброоптики, эндодонтический)

6 на 1 рабочее
место

Набор аппаратов, инструментов, материалов и
медикаментов для оказания помощи при неотложных
состояниях. Посиндромная укладка медикаментов и
перевязочных средств

1

Прибор для очистки и смазки наконечников

1

Светильник стоматологический

1

Стерилизатор гласперленовый

1

Стерилизатор суховоздушный

1

Рабочее место врача-стоматолога

1

Установка стоматологическая универсальная

1

Стоимость минимального набора инструментов и оборудования: 250 000 руб.

Требования к организации медицинских пунктов в детских образовательных учреждениях, в том числе специализированных

Главные цели медицинской деятельности в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), школах, школах-интернатах — охрана и укрепление здоровья детей. Медицинское обеспечение в ДОУ и школах может осуществлять медперсонал, находящийся в штате самого, или специалисты лечебно-профилактического учреждения (по договору), на территории обслуживания которого располагается детское учреждение.

Согласно Федеральному закону № 128-ФЗ от 08.08.2001г «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность, в том числе в образовательных учреждениях, подлежит лицензированию. Обязательное условие выдачи лицензии — наличие санэпидзаключения о соответствии санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

При выдаче санэпидзаключений на медицинские пункты образовательных учреждений Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия руководствуется действующим санитарным законодательством. Требования к архитектурно-планировочным решениям, составу, площадям, внутренней отделке помещений для оказания медицинской помощи регламентируют следующие нормативные документы:

СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;

СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);

СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» (с изменениями и дополнениями);

СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, № 4076-86 от 06.03.1986 и некоторые другие.

Состав и площади помещений.

Архитектурно-планировочные решения помещений медицинского назначения должны обеспечивать надлежащие условия для осуществления медицинской деятельности, соблюдения санитарно-гигиенического, противоэпидемического режима, а так же создания оптимальных условий труда медработников. Структура и планировка помещений должны исключать возможность перекрещивания или соприкосновения чистых и грязных потоков. Требования санитарных правил распространяются на учреждения как построенные по типовым проектам, так и размещенные в приспособленных помещениях.

Детские дошкольные учреждения, построенные по типовым проектам, должны иметь следующий состав медицинских помещений:

— кабинет педиатра (площадь 12 кв.м.),

— процедурный кабинет (площадь 8 кв.м.),

Медицинский кабинет должен иметь самостоятельный вход из коридора и располагаться смежно с палатой изолятора, который проектируют не менее чем на две инфекции. В состав изолятора входят приемная, палаты и санузел. Палаты изолятора размещают только в изолированных помещениях. Использовать кабинет приема врача или процедурный кабинет как изолятор запрещено. При наличии достаточных площадей в медицинском блоке ДОУ оборудуют физиотерапевтический кабинет, руководствуясь при этом СанПиН 2.4.1.1249-03 (Приложение 17).

В детских дошкольных учреждениях, построенных по старым проектам или размещенных в приспособленных помещениях, допускается устройство медпункта, состоящего из медицинского кабинета и изолятора.

Медицинский пункт общеобразовательного учреждения, построенного по типовым проектам, должен включать следующие помещения:

— кабинет врача (площадь не менее 14 кв.м.);

— кабинет стоматолога (площадь 12 кв.м.);

— процедурный кабинет (площадь 14 кв.м.);

— кабинет психолога (площадь 10 кв.м.).

При медпункте необходимо оборудовать отдельный санузел.

В состав медицинского пункта, расположенного в приспособленных помещениях, должны входить в кабинет врача и процедурная.

Требования к специализированным образовательным учреждениям.

В специализированных дошкольных образовательных учреждениях (коррекционные ДОУ для детей с нарушением зрения, слуха, осанки, неврологической патологией и т.д.) помимо указанных кабинетов размещают кабинеты врачей-специалистов в зависимости от профиля учреждения (офтальмолог, невропатолог, хирург-травматолог и т.д.).

В специальных общеобразовательных школах-интернатах медпункт предназначается не только для организации оздоровительно-профилактических мероприятий, но и для осуществления лечебной коррекционно-восстановительной работы, что требует расширенного состава помещений (в соответствии с профилем учреждения). Кроме того, учитывая разнообразие заболеваний, сопутствующих основному дефекту, в школах-интернатах необходимо предусматривать ряд дополнительных в сравнении со школами-интернатами общего типа медицинских помещений (приложение к Санитарным правилам № 4076-86 от 06.03.1986г) и специальное оборудование:

  • 1. Во всех типах специальных общеобразовательных школ-интернатов:

— физиотерапевтический кабинет со светолечением для всех воспитанников и водолечением для воспитанников с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата;

— кабинеты или залы лечебной физкультуры;

— логопедический кабинет;

  • 2. В школах-интернатах для детей с поражениями опорно-двигательного аппарата:

— кабинеты врача ЛФК, невропатолога, ортопеда, протезирования;

— гипсовая комната;

— мастерская по ремонту протезов и обуви;

— кабинеты трудотерапии, парафинолечения, озокерито- и гидротерапии;

  • 3. В школах-интернатах для умственно-отсталых детей — кабинет психиатра;
  • 4. В школах-интернатах для детей с нарушениями слуха, с расстройствами речи — кабинет отоларинголога с аудиометрической кабиной и кабинет для индивидуальной работы по развитию слуха и формированию произношения;
  • 5. В школах-интернатах для детей с нарушениями зрения — офтальмологический кабинет, кабинет оптических средств коррекции развития и охраны остаточного зрения.

Водоснабжение и освещение.

Во всех медицинских кабинетах должны быть раковины с подводкой горячей и холодной воды , оборудованные смесителями. В кабинете стоматолога и других помещениях, в которых применяется медицинский инструментарий, необходимо установить дополнительную раковину для обработки используемых многоразовых инструментов. В местах установки раковин или оборудования, эксплуатация которого связана с возможным увлажнением стен и перегородок, их отделку следует выполнять глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту 1,6 м от пола и на ширину более 20 см от оборудования и приборов с каждой стороны.

Медицинские помещения образовательных учреждений должны иметь естественное освещение. Искусственная освещенность (общая и местная), источник света, тип лампы принимаются в соответствующими документами. Для осмотра ребенка в кабинете врача могут быть установленные настенные или переносные светильники. Для обеззараживания воздуха медицинских кабинетов применяется ультрафиолетовое бактерицидное излучение с использованием облучателей, разрешенных к применению в установленном порядке.

Внутренняя отделка помещений.

Материалы для внутренней отделки должны быть разрешены для применения в лечебно-профилактических учреждениях в установленном порядке и использоваться в соответствии с функциональным назначением медицинских помещений. Поверхность стен, полов и потолков — гладкая, легкодоступная для влажной уборки и устойчивая к воздействию моющих и дезинфицирующих средств. В процедурных, прививочных кабинетах и других помещениях с влажным режимом работ стены следует облицовывать глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на всю высоту. Применять обои, панели из ДСП для внутренней отделки помещений медицинского назначения недопустимо.

Для покрытия пола следует использовать водонепроницаемые материалы. Покрытие пола в лечебных учреждениях должно быть гладким, без дефектов — щелей, трещин, дыр и т.д., плотно пригнанным к основанию, устойчивым к действию моющих и дезинфицирующих средств. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен подводят под плинтусы, плотно закрепленные между стеной и полом.

Применение подвесных потолков допустимо. При этом конструкции материалы таких потолков должны обеспечивать герметичность, гладкость поверхности и возможность проведения их влажной обработки и дезинфекции. Потолки в помещениях с влажным режимом окрашивают водостойкими красками или выполняют из влагостойких материалов.

Мебель используемая в медицинских кабинетах должна быть гладкой. Выполняют ее из материалов, устойчивых к воздействию моющих, дезинфицирующих и медикаментозных средств. Медицинский кабинет оснащают оборудованием и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.4.1.1249-03 (приложение 16), СанПиН 2.4.2.1178-02 (приложение 1).

Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия рекомендует придерживаться данных требований при выделении и оборудовании помещений для осуществления медицинской деятельности, проведении капитального и текущего ремонта зданий детских образовательных учреждений.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 г. Правдинска»

Паспорт

медицинского кабинета

Ответственный за кабинет: старшая медсестра

1. Нормативно-правовые документы

1.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 15 мая 2013 г. N 26)

2. методическим пособие от 1993 г. «Об организации медицинского контроля за физическим развитием и здоровьем дошкольников на основе скрининг-тестов и их оздоровлений в условиях детского сада».

3. приказом № 408 от 12.07.1989 г. «О мерах по снижению заболеваемости вирусным гепатитом».

4. приказ № 342 от 26.11.1998 г. «По усилению мероприятий по профилактике эпидемического сыпного тифа и борьбе с педикулезом».

5.должностной инструкцией старшей медсестры детского сада.

2.Функции кабинета

— лечебно-оздоровительная (оказание доврачебной медицинской помощи детям, контроль за физкультурными занятиями, диспансеризация, контроль за проведением закаливающих процедур, оздоровление детей группы ЧДБ, контроль за питанием детей),

— противоэпидемическая (контроль за санитарным состоянием учреждения и территории детского сада, контроль за прохождением обязательных медосмотров персонала, проведение занятий по сантехминимуму, мероприятия по дегельминтизации, осмотры на педикулез).

— санитарно-просветительская (беседы и консультации для персонала и родителей, оформление санбюллетеней, уголков здоровья).

3.Задачи работы кабинета

— планировать и осуществлять профилактическую, лечебно-оздоровительную, противоэпидемическую и санитарно-просветительскую работу с детьми, родителями и персоналом ДОУ.

— анализировать результаты своей работы.

Площадь медицинского блока: 31,3 м2

— кабинета – 13.4 м2

— процедурного кабинета – 8 м2

— изолятора – 3.9 м2

— кабинет (местом хранения дезинфицирующих средств – 6 м2

Число рабочих мест – 1 (старшей медицинской сестры)

4.Документация медработника

  • Инструкция по проведению профилактических прививок.
  • Комплексный план работы на год, утвержденный заведующей ДШО поликлиники и администрацией
  • Графики работы врача и медицинской сестры, заверенные главным врачом поликлиники и заведующим ДОУ.
  • Помесячный план работы.
  • Санитарный журнал (ф. 308/у).
  • Журнал контроля санитарного состояния дошкольного учреждения.
  • Журнал переписи детей, посещающих ДОУ.
  • Диспансерный журнал.
  • Журнал дегельминтизации.
  • Журнал учета движения детей по группам здоровья.
  • Журнал осмотра детей на педикулез и кожные заболеваниями
  • Журнал учета инфекционных заболеваний (ф. 060/у).
  • Журнал учета детей, направленных в туберкулезный диспансер.
  • Тетрадь оценки питания.
  • Журнал профилактических прививок.
  • Журнал учета искусственной «С» — витаминизации пищи.
  • Журнал бракеража сырой продукции (ф.36/у).
  • Журнал учета санпросветработы (ф. 038/у).
  • Журнал регистрации медицинского осмотра сотрудников.
  • Журнал учета времени наработки ламп ультрафиолетового зрительного облучателя в процедурном кабинете
  • Журнал бракеража готовой пищи.
  • Карантинный журнал.
  • Карта профилактических прививок (ф. 063/у).
  • Сводный план и анализ выполнения туберкулинодиагностики и прививок.
  • Медицинская карта ребенка (ф. 026/у).
  • Журнал «Учет генеральных уборок».
  • Журнал учета работы бактерицидных ламп.

4.Материально- техническое оснащение

Медицинский кабинет оснащен письменными столами со стульями для старшей медсестры, шкафами канцелярскими, умывальной раковиной, весами медицинскими, ростомером, тонометром, фонендоскопом, бактерицидной лампой «Дезар 4»

Процедурный кабинет оборудован кушеткой, шкафом аптечным, двумя медицинскими стеклянными столикам, набором прививочного инструментария, средствами для оказания неотложной помощи, холодильником для медикаментов, ведром с педальной крышкой, жгутом резиновым, шприцами одноразовыми с иглами, пинцетами, термометрами медицинскими, ножницами, грелкой резиновой, пузырем для льда, лотками почкообразными, шпателями металлическими, термоконтейнером, настенной бактерицидной лампой, контейнером для дезинфекции использованных одноразовых шприцев, ёмкостями-контейнерами для сбора острого одноразового инструментария, дозатором антисептика и жидкого мыла, бумажными полотенцами на полотенцедержателе, одноразовыми желтыми пакетами класса Б.

Изолятор оснащен одной кроватью с постельными принадлежностями, умывальной раковиной, детским столом и стулом.

Комната для хранения дезинфицирующих средств оснащена умывальником, мерными емкостями, средствами индивидуальной защиты.

Врач на перемене

Депутаты доработали законопроект о школьной медицине с учетом всех поступивших из правительства замечаний и предложений. Как подчеркнул глава Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов, авторами обновленной редакции законопроекта стали свыше ста депутатов. Документ также доработан с учетом мнений педиатров и медицинских экспертов. По словам Дмитрия Морозова, также завершаются пять пилотных проектов в регионах. Например, доврачебный мониторинг состояния здоровья школьников в Ростове-на-Дону, автоматический учет иммунизации детей в Смоленске, анализ детского питания и подготовка школьного фельдшера в Якутии, межведомственные центры здоровья на Ямале. Теперь, по мнению Морозова, необходимо внедрение четкой структуры школьной медицины по всей стране.

В советские годы медкабинеты были в каждой школе. Детям делали не только прививки, но даже лечили зубы. Например, в Москве в 1960-1970-е годы, помимо медсестры, которая работала в школе каждый день, дважды в неделю приходили врач-стоматолог и специальная медицинская сестра.

А в осенние месяцы для работы с первоклассниками трижды в неделю на несколько часов приходил еще и врач-логопед.

Сейчас постоянное присутствие медицинского работника в школах не предусмотрено, они работают только в учреждениях спорта. Как подчеркивает генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, сегодня ответственность за здоровье детей полностью возложена на родителей. Да и профилактические осмотры поменяли идеологию. «С профилактики заболеваний — на раннее выявление патологии. Сложилась правовая неопределенность», — считает Дмитрий Морозов. По его мнению, необходимо дополнительно закрепить обязательства по охране здоровья обучающихся в образовательных организациях.

Заместитель генерального директора Национального медицинского исследовательского центра кардиологии Минздрава России, врач-кардиолог Нана Погосова в целом поддерживает предложение о возвращении в школы медработников. «Но не думаю, что в каждой школе обязательно нужен именно врач, достаточно среднего медицинского персонала, — отмечает Погосова. — У нас сегодня серьезная проблема с детским ожирением, поэтому задача школьного медработника — это прежде всего пропаганда здорового образа жизни. Чтобы дети с малых лет учились правильно питаться, заниматься спортом с учетом индивидуальных особенностей организма».

Сегодня постоянное присутствие медицинского работника в школах не предусмотрено, они работают только в учреждениях спорта

Не дожидаясь принятия законопроекта, «Единая Россия» в этом году начала акцию, цель которой — обучить школьников навыкам правильного питания и основам здорового образа жизни. Как сообщается на сайте партии, «в школах будут проводиться уроки об основах правильного питания и ведения здорового образа жизни, практикумы по изучению влияния продуктов питания и типов физической нагрузки на организм и продолжительность жизни». По итогам акции 200 учеников, принимавших наиболее активное участие, отправят отдыхать в «Артек». При поддержке школьной медицины, если таковая уже существовала, эта акция могла бы стать масштабнее и долгосрочнее.

Однако Дмитрий Журавлев обращает внимание и на организационные вопросы: «На чьем балансе должны существовать школьные медицинские кабинеты? Если кабинеты будут включены в медицинскую систему, то где медучреждения найдут деньги и кадры для их укомплектования, учитывая, что детских медицинских учреждений на районном уровне у нас в стране не так уж много?»

Доцент кафедры государственного и муниципального управления Российского экономического университета имени Плеханова Кирилл Парфенов напоминает, что по приказу минздрава, изданному несколько лет назад, на тысячу школьников должны приходиться один врач и медсестра. «Если сейчас в России свыше 15 миллионов школьников, то требуется не менее 15 тысяч врачей. Где их взять, если по стране в среднем обеспеченность участковыми детскими врачами немногим выше 60 процентов?» — задается вопросом эксперт.

В одном из регионов, где проходили пилоты по школьной медицине, в конце эксперимента указали именно на проблему нехватки кадров. Укомплектованность школьных медкабинетов специалистами не превышает 65 процентов, сообщили в начале этого года СМИ в Министерстве здравоохранения Ростовской области. Каждый третий школьный врач был на то время совместителем, а более 40 процентов — уже пенсионного возраста.

Впрочем, эта проблема присуща и отрасли здравоохранения в целом, говорит Кирилл Парфенов. И добавляет, что если и вводить школьную медицину, то с учетом местных особенностей. Для школ в больших городах она актуальна. Ну а в селах и поселках и так все рядом.

«Почти всегда школа, больница и поликлиника расположены если не в соседних зданиях, то на расстоянии нескольких сотен метров, — поясняет Кирилл Парфенов. — Зачем нужен медицинский кабинет, если медработники и так находятся в шаговой доступности? Может быть, деньги лучше потратить не на медкабинет в школе и «галочку в отчете», а израсходовать на какие-то нужды поликлиники? Или потратить на увеличение зарплаты медперсоналу, который с большой неохотой едет на село?» 

Вступили в силу

Врачам разрешили онлайн-рецепты

С 7 апреля этого года врачи получили право выписывать электронные рецепты на лекарства. Приказ об этом Минздрав России опубликовал на официальном портале правовой информации.

В электронном рецепте, помимо назначения, должны быть указаны наименование медицинской организации и другие «географические» данные места его выдачи.

Как ранее писала «РГ», рецепты онлайн по выбору пациента могут быть оформлены либо на бумаге, либо в виде электронного документа, заверенного усиленной электронной подписью медицинского работника.

Использовать электронные рецепты на территории конкретного региона можно будет только после того, как региональный минздрав даст на это добро. Ведь его еще надо адаптировать и для аптек. Когда все это начнет работать, эксперты обещают много преимуществ от этого новшества. Электронный рецепт не потеряешь, не испортишь. Врачи могут проконтролировать, купил ли их пациент назначенное лекарство.