Метод сетевого обучения

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Дмитриев В.С. 1 Иванова В.С. 1 Мертинс К.В. 1 1 Национальный исследовательский Томский политехнический университет Проведен теоретический анализ возможности использования электронного обучения при реализации сетевой формы организации образовательного процесса. Определены цели сетевого взаимодействия при электронном обучении для стейкхолдеров. Рассмотрены виды и формы сетевого взаимодействия. Выделены ограничения, которые выступают сдерживающими факторами при реализации сетевого обучения. Представлены условия для эффективного сетевого взаимодействия. 2474 KB электронное обучение сетевые формы организации образовательного процесса виды и формы сетевого взаимодействия 1. Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/law/review/fed/nw2013-05-15.html#4 (дата обращения: 02.04.15). 2. Весна Е.Б., Гусева А.И. Модели взаимодействия организаций при сетевой форме реализации образовательных программ // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования» (Режим доступа:URL: http://www.science-education.ru/113-10934 (дата обращения: 02.04.15). 3. URL: http://portal.tpu.ru/departments/head/education/document (дата обращения: 02.04.15). 4. Еленева Ю.Я., Еленев К.С. Сетевое взаимодействие как фактор инновационного развития вузов// Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования», (Режим доступа: URL: http://www.science-education.ru/pdf/2013/1/419.pdf (дата обращения: 02.04.15). 5. Лобов Н.В., Столбов В.Ю., Гитман М.Б. Сетевое взаимодействие вузов: методика проектирования совместных образовательных программ // Высшее образование сегодня. – 2014. – № 5. – С. 40–45.

Изменение требований работодателей к подготовке и переподготовке кадров по структуре и содержанию, вызванное стремительным развитием наукоемких производств, ускорение внедрения инновационных научных разработок в массовое производство предъявляют новые требования к науке, образованию и бизнесу. В этих условиях они не могут больше эффективно развиваться и адаптироваться к изменениям изолированно, независимо друг от друга.

Цель исследования-провести теоретический анализ возможности использования электронного обучения при реализации сетевой формы организации образовательного процесса, выявить причины неэффективности развития сетевого взаимодействия.

В соответствии со статьей 15 273-ФЗ сетевая форма реализации образовательных программ подразумевает совместную деятельность образовательных организаций (в т.ч. зарубежных вузов) с использованием при необходимости ресурсов организаций науки, образования, культуры, иных организаций, в том числе посредством разработки и реализации совместных образовательных программ и учебных планов . Кроме того, сетевая форма может быть реализована и с помощью предприятий – партнеров университета.

Многообещающим направлением в сетевом взаимодействии выступает электронное обучение, которое, с одной стороны, может значительно сократить расходы на реализацию сетевого обучения, а с другой стороны, предоставить больше свободы и возможностей как для обучающегося, так и для вузов и предприятий.

Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, взаимодействие обучающихся и преподавателей .

Основные цели, которые достигаются при использовании электронного обучения в рамках сетевого взаимодействия, представлены в табл. 1 .

Таким образом, основной целью сетевого взаимодействия является создание связей, механизмов и мероприятий по развитию идей, методик, технологий и инноваций современной науки и образования. Основные виды сетевого взаимодействия представлены в табл. 2.

В настоящее время образовательные организации высшего образования готовы к организации сетевого взаимодействия, но имеется ряд существенных ограничений, которые вызваны как объективными, так и субъективными причинами. Ниже приведены наиболее значимые из них:

– Отсутствие навыков командной работы в течение длительного периода времени;

– Трудности при планировании и зачете показателей деятельности университета;

– Сложности в согласовании портфеля образовательных программ, в том числе, с вузами, имеющими собственные образовательные стандарты;

– Неготовность профессорско-преподавательского состава (ППС) согласовывать результаты обучения по отдельным дисциплинам, выступающим частью междисциплинарных модулей;

– Отсутствие нормативно-методической документации по признанию виртуальной академической мобильности обучающихся;

– Отсутствие совместных фондов оценочных средств (ФОС), в том числе с участием работодателей;

– Нежелание нести ответственность за качество предоставляемых услуг;

– Перестроение иерархии административных связей;

– Конкурентная среда вузов;

– Языковой барьер.

Для эффективного сетевого взаимодействия необходимо выполнение следующих условий:

– Обеспечение заключения договора об участии в сетевой форме обучения;

– Разработка требований, предъявляемых ко всем участникам сетевого взаимодействия;

– Разработка финансовых условий реализации сетевой формы обучения (в т.ч. формы договора об оказании платных образовательных услуг);

– Подготовка системы отбора обучающихся для участия в сетевой форме организации (в т.ч. рекламные материалы);

– Разработка единой формы промежуточной и итоговой аттестации (в т.ч. в дистанционном формате), а также документов о присвоении квалификации;

– Разработка ФОС и согласование (вузы, работодатели);

– Разработка модульной структуры учебных планов;

– Подготовка сопровождения обучающихся (в т.ч. информационная образовательная среда, тьюторство, работа в социальных сетях и т.д.);

– Разработка системы мер мотивации участия ППС в сетевой форме;

– Подготовка учебно-методических материалов (с экспертизой);

– Обеспечение чтения лекций, руководство курсовыми работами и ВКР ведущими специалистами предприятий и вузов-партнеров;

– Подготовка портфолио студентов (совместно с вузами, предприятиями, вузами, организациями);

– Участие в ГЭК (в т.ч. на основе единой системы оценки).

Таблица 1

Цели сетевого взаимодействия стейкхолдеров

Стейкхолдеры

Достигаемые цели, направленные на решение проблем

Органы власти субъектов РФ

– Популяризация достижений современной науки и техники, инновационной деятельности инженерного образования

– Создание системы отбора и поддержки талантливой молодежи по инженерно-техническим направлениям

Предприятия (бизнес)

– Обеспечение кадрами приоритетных отраслей экономики высококвалифицированными специалистами

Организации общего образования

– Создание ресурсной базы для реализации программы повышения инженерной грамотности обучающихся

– Профориентационная работа

Организации (иные)

– Создание системы подготовки для повышения качества образовательных программ

Вуз на уровне региона

– Развитие кластерной политики, повышение эффективности работы Консорциума вузов

Российский вуз

– Повышение академической мобильности, качества образования

Зарубежный вуз

– Повышение академической мобильности, качества образования, внедрение лучших проектов

Таблица 2

Виды и формы сетевого взаимодействия

1. По степени централизации управления

Централизованные

Децентрализованные

2. По сопоставлению географического и административного расположения сети

Внутренние

Региональные

Российские

Международные

3. По уровню взаимодействия участников сетевого взаимодействия друг с другом

Развитость с высокой степенью интеграции участников и наличием взаимосвязей между всеми участниками

Неразвитость и отсутствие интеграции, отсутствие взаимосвязей между участниками и наличие участников, не имеющих связей с другими

4. По коммуникации между участниками и степени интеграции различных участников в сетевое взаимодействие

– С организациями, выполняющими роль ресурсных центров.

– Сети, имеющие один или несколько ресурсных центров.

– Простые, состоящие из одной сети

– С равномерным распределением функций между всеми участниками, входящими в сеть.

– Сложные, включающие несколько практически самостоятельных сетей

5. По количеству участников, вошедших в сеть

Малые, средние, большие, территориальные

6. По преобладающим способам сетевого взаимодействия участников

Реальные: в формах реального обмена обучающимися или ресурсами

Виртуальные: с помощью современных информационных технологий (электронного обучения)

7. По содержанию сетевого взаимодействия участников

Сети финансовые, информационные, научно-методического и материально-технического взаимодействия участников, кадровые сети (ротация кадров или использование кадрового потенциала

Сети интеграционного взаимодействия участников: с взаимодействием по разным направлениям, в т.ч. в разных формах

8. По форме обучения

Индивидуальные

Групповые

9. По результатам обучения

Признаваемая квалификация (признаваемый результат модуля)

Сертификат о прохождении обучения

10. По финансовым условиям

Равнозначные (взаимозаменяемые)

Доминирующие

11. По отношению к обучающемуся

Инициативные (обучающийся сам выбирает форму сетевого взаимодействия – курс, модуль, семестр, год обучения и т.д.)

Управляемые (обучающий действует по траектории академического консультанта)

Перечисленные условия наглядно демонстрируют, что все участники сетевого взаимодействия должны принять активное участие не только в процессе обучения, но и при проектировании образовательной программы и оценке компетенций. Предлагаемые схемы (рисунок) включают участников образовательного процесса, формируемые результаты сетевого взаимодействия и соотнесение ожиданий работодателей (достижения целей) с реальным выпускником образовательной программы. Отличительной особенностью схемы является четко прослеживаемая ответственность за результаты обучения (формирование, оценку на основе рассмотрения и учета портфолио обучающегося), включая перспективу развития выпускника на конкретном предприятии как специалиста. Государственная итоговая аттестация подводит итог успешности образовательной программы, выбранных технологий освоения образовательной программы (в т.ч. электронного обучения) и уровня взаимодействия вуза с предприятиями и организациями. И промежуточная, и итоговая аттестация может проводиться с использованием информационно-коммуникационных средств.

Таким образом, электронное обучение при сетевой форме взаимодействия обеспечивает:

– Распространение лучших практик;

– Концентрацию ППС на научных исследованиях;

– Экономию ресурсов (времени, финансов, оборудования и т.д.);

Условия эффективного взаимодействия

– Повышение квалификации ППС;

– Личностно-ориентированную среду (при составлении индивидуального плана обучающихся);

– Развитие профессиональных и личностных коммуникаций;

– Внутренний бенчмаркинг;

– Расширение сотрудничества с предприятиями и вузами-партнерами;

– Привлечение талантливых абитуриентов;

– Объективность оценки индивидуальных результатов освоения образовательных программ.

Сетевое взаимодействие в настоящее время является основой для обеспечения доступности качественного образования, одним из наиболее перспективных направлений организации профильного обучения на высоком, качественном уровне, что побуждает искать новые, современные подходы к организации образовательного процесса на основе сетевого взаимодействия, в т.ч. с использованием электронного обучения.

Библиографическая ссылка

Дмитриев В.С., Иванова В.С., Мертинс К.В. СЕТЕВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 7. – С. 33-36;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=7722 (дата обращения: 27.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Информатизация системы образования предусматривает активное использование коммуникаций, технологий и сетевых форм обучения для повышения эффективности взаимодействия преподавателя и обучающегося. Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» , «образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации».

Рассмотрим более детально подходы современных ученых-педагогов к трактовке нового для российского образования термина «сетевое обучение». Рассмотрим некоторые подходы к определению данного термина.

А.Н. Богомолов рассматривает сетевое обучение в контексте дистанционного обучения и считает, что информационно- коммуникационные технологии раскрывают свой потенциал в дистанционном обучении (ДО). Под дистанционным обучением в данной концепции понимается «целенаправленный синхронный или асинхронный процесс взаимодействия субъектов учебного процесса между собой и со средствами обучения на расстоянии при помощи специализированной образовательной среды, базирующейся на использовании информационно-телекоммуникационных технологий» .

А.Н. Богомолов выделяет следующие составляющие дистанционной формы обучения .

1. Технологическая составляющая. Основывается на материально-технической базе: аппаратные средства, программное обеспечение, техническая поддержка, сопровождение программного обеспечения, обновление системы и содержания.

2. Содержательная составляющая. Представляет собой структурированный учебный контент, в котором предусмотрены различные типы электронных обучающих ресурсов.

3. Организационная составляющая. Отвечает за организацию и проведение учебного процесса с использованием различных моделей дистанционного обучения.

Эти составляющие позволяют создать единое информационно-образовательное пространство, которое включает в себя образовательный процесс, его информационное содержание, управление этим процессом и современные педагогические технологии.

А.Н. Богомолов приводит следующую классификацию моделей дистанционного обучения, при которой каждая модель имеет свою структурную организацию и специфические способы взаимодействия участников образовательного процесса между собой и средой обучения .

Модель 1 «Сетевое обучение» представлена в виде автономного курса или курсов дистанционного обучения, программное обеспечение которых размещено в сети Интернет, и в виде виртуального центра. Для его функционирования необходимо создать структурированную информационно-образовательную среду, в которой будут содержаться все курсы дистанционного обучения, предусмотренные учебным и храниться все работы обучающихся. Также эта среда должна иметь информационно-дидактическое обеспечение и предоставлять возможность диалогового обмена информацией между всеми субъектами образовательного процесса. Отдельные научные исследования в области педагогики отождествляют данную модель дистанционного обучения с очной формой обучения и полагают, что ее достаточно для получения качественного образования.

Модель 2 «Интегрированное/комбинированное обучение» представляет собой сочетание дистанционной и очной формы обучения, т.е. при очном занятии с обучающими преподаватель использует учебные материалы, созданные на базе интернет-технологий и/или кейс-технологий. В первом случае используются размешенные в сети учебные материалы. Во втором случае в образовательном процессе используются уже изданных учебники или учебные пособия, размещенные в сети. Это самая распространенная модель, и, по мнению некоторых ученых-педагогов, наиболее перспективная.

Модель 3 «Распределенный класс» строится на организации образовательного процесса в режиме реального времени или отсроченного доступа на базе видеоконференций, интерактивного телевидения или специально созданной программы в форуме. Главным преимуществом этой модели является то, что преподаватель может заниматься с обучающимися в аудитории одновременно с «удаленными» студентами при помощи интерактивных технологий. Все это делает данную модель доступной для большинства вузов.

Сетевое обучение, по мнению А.Н. Богомолова, «протекает в виде самостоятельной индивидуальной работы обучающихся и в виде диалогового обмена информацией со всеми субъектами учебного процесса».

Структура информационно-образовательной среды курса, построенного на модели сетевого обучения, представлена следующими инвариантными компонентами .

  • База данных учебной информации, которая должна содержать в себе сетевую обучающую программу курса, регистрационную форму для пользователей курса, рекомендации для обучающихся, форум, службу технической поддержки курса, ссылки на рекомендуемые печатные учебники и образовательные порталы, анкеты и рекомендации для преподавателей по работе с материалами курса.
  • Административный блок, с помощью которого можно просматривать и изменять базы данных обучающихся и преподавателей: распределять обучающихся по группам, назначать преподавателей, мониторинг процесса обучения, просматривать выполненные работы и вести документацию образовательного процесса.
  • База данных преподавателей, с помощью которой тьюторы могут просматривать информацию о своих студентах, осуществлять с ними обмен информацией, вести журнал.
  • База данных разработчиков позволяет управлять образовательным процессом.

А.Н. Богомолов выделил три формы организации сетевого обучения .

  1. Самостоятельная индивидуальная работа без тьютора. При этой форме организации сетевого обучения обучающийся взаимодействует только со средой обучения, которая позволяет студенту самостоятельно организовать образовательную деятельность без помощи преподавателя. Система осуществляет контроль правильности выполнения заданий, показывает контекстные подсказки и рекомендации виртуального преподавателя.
  2. Самостоятельная индивидуальная работа с тьютором. При этой форме организации сетевого обучения обучающийся взаимодействует со средой обучения и с преподавателем. В курсах этой среды представлены интерактивные типы заданий и возможность обратной связи между обучающимися и преподавателем, поэтому образовательный процесс можно организовать не только из самостоятельной работы обучающихся, но и диалогового обмена информацией с преподавателем, который использует различные роли: консультант, координатор образовательной деятельности.
  3. Самостоятельная работа в мини-группе с тьютором. При этой форме организации сетевого обучения обучающийся взаимодействует со средой обучения, с преподавателем и другими обучающимися этого курса. Образовательный процесс проходит в виртуальной аудитории, где обучающиеся взаимодействуют друг с другом, а преподаватель становится координатором.

Немного другая точка зрения отражена в работах И.А. Нагаевой , которая считает, что «основой сети является сообщество, ресурсы имеют вторичное значение». Обучение представляет процесс трансформации знаний в смысл и взаимодействия его участников друг с другом.

По мнению И.А. Нагаевой , сетевое обучение реализует два подхода к обучению: индивидуальное и персональное.

Индивидуальное обучение – модель организации образовательного процесса, при которой преподаватель взаимодействует лишь с одним обучаемым, учитывая его личностные особенности, создавая психолого-педагогические условия для его развития. При таком обучении преподаватель выступает в роли наличие наставника, который направляет студента, помогает ему обработать большой массив информации, находящейся в сети. Преимуществом такого обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы образовательного процесса к индивидуальным особенностям обучающегося, который в свою очередь может контролировать затраченные силы и время работы.

Персональное обучение – модель организации образовательного процесса, при которой обучающийся осознает необходимость в освоении какой-либо дисциплины для получения важной для себя информации.

Преимущества такой модели для обучающегося:

  • управление процессом обучения происходит самостоятельно;
  • постановка необходимых целей в образовательном процессе;
  • выбор собственного темпа работы;
  • выбор обучающимся только необходимых дисциплин (составление собственного учебного плана);
  • индивидуальное общение с преподавателем;
  • проверка полученных знаний, умений и самоконтроль.

И.А. Нагаева формулирует основные принципы сетевого обучения через дистанционное обучеие.

1. «Коллективный контекст в движении» – при этом принципе раскрываются способы пополнения и изменения контента обучаемыми, способствующие их самообразованию.

2. «Мета-учение как источник знания» – при этом принципе полученная информации используется для прогнозирования успеваемости обучающихся и их достижений.

3. «Все равны, но при этом все разные» – при этом принципе в образовательный опыт включается осмысление противоположных точек зрения, т.е. объединение мнений обучающихся и преподавателей.

4. «Учебная деятельность распределена и не линейна» – при этом принципе определяется собственная траектория обучения в образовательной среде.

5. «Осуществление мотивации и переход к следующей цели» – при этом принципе рассматривается измерение информации после совместной деятельности.

На основе рассмотренных выше принципов было создано сетевое сообщество для изучения небольших курсов уровня вуза. Обучающиеся, работая в группах, вместе занимаются поиском и изучением информации, выполняют задания. Для оценки результатов деятельности обучающихся приглашают эксперта, который предлагает итоговые задания и оценивает их выполнение. В данном сетевом сообществе выделяют три вида курсов: собственно курс, учебная группа и испытание. На курсе типа испытание обучающемуся предлагают создать индивидуальный проект. После обсуждения общих для всех обучающихся заданий и обмена результатами разрабатывается совместный продукт.

Эти инновационные образовательные технологии используются при индивидуальном обучении. При персональном обучении применяется ризоматическое обучение, при котором студент/слушатель изучает только то, что для него интересно или важно в данное время.

Таким образом, обучение с применением дистанционных образовательных технологий происходит в открытом доступе, из-за чего появляются дополнительные возможности для анализа результатов образовательной деятельности.

А.С. Соколова в своих работах рассматривает сетевое или так называемое взаимное обучение, которое основывается «на идее массового сотрудничества, идеологии открытых образовательных ресурсов, в сочетании с сетевой организацией взаимодействия участников».

В данном контексте сетевое обучение представляется как индивидуальный процесс обучения, который основан на самодисциплине обучающихся. При построении сетевого обучения идея децентрализованной образовательной деятельности является основополагающей. Таким образом, сетевое взаимное обучение, по мнению автора, представляет собой модель «равный к равному» .

Отличительной чертой взаимного обучения является то, что функции педагога выполняются учебным сообществом. При этом участники взаимного обучения осуществляют «непрерывное совместное производство общей учебной среды» и «создание учебного контекста, необходимого и достаточного для их самообразования» .

А.С. Соколова считает, что модель сетевого (взаимного) обучения постепенно вводится в практику образовательного процесса, так как получения новых знаний без отрыва от работы является актуальным. Особенно такой подход востребован в непрерывном образовании.

Тогда подходы и принципы сетевого обучения можно реализовать в неформальной образовательной среде, в которой обучающие дополняют ее контингент для научно-исследовательских целей.

По мнению А.С. Соколовой, в сетевом обучении процесс взаимодействия происходит по следующим шаблонам :

  1. «учащийся – учащийся»,
  2. «учащийся – преподаватель»,
  3. «учебное сообщество – учебные ресурсы».

А.С. Соколова дает определение совместного сетевого обучения. «Совместное сетевое обучение – это совместная учебная деятельность автономных участников посредством электронного диалога» .

Сетевое обучение состоит из нескольких стадий: обновление информации до актуального состояния в настоящий момент времени; непосредственное использование данной информации; обмен информацией с другими обучающимися.

Сетевое обучение помогает обрабатывать постоянно растущее объемы информации, приводить потоки информации в упорядоченный вид, накапливать знания.

М.В. Озерова в своих работах рассматривает сетевое обучение как одну из форм реализации профильного образования. Сетевая форма профильного обучения (СФПО) представляет собой образовательную среду, созданную за счет объединения ресурсов нескольких образовательных учреждений. В ходе исследования автором делается вывод, что «сетевая форма профильного обучения создает условия для формирования образовательных потребностей старшеклассников и позволяет удовлетворить их в рамках школы» .

М.В. Озерова выделяет ряд преимуществ сетевой формы профильного обучения :

  • развитие склонностей и способностей обучающихся;
  • сотрудничество нескольких школ и вуза в рамках одной образовательной программы;
  • облегчение перехода обучающихся к следующим уровням образования.

На основе рассмотренных подходов выполним построение модели сетевого обучения (рис. 1). При данной модели обучающийся сам выбирает временя и место своего обучения. Она представляет собой самостоятельную работу студентов по изучению теоретического материала и выполнению практических заданий, нацеленных на формирование компетенций. Обязательным элементом этой модели является система тестов, которая позволяет контролировать процесс обучения (текущий и промежуточный контроль) и производить оценивание уровня знаний, имений и навыков обучающихся. Главным условием данного обучения являются сетевые взаимодействия: форумы, чаты, общение по электронной почте и др.

Рис. 1 Модель сетевого обучения

Рассмотрим основные требования к модели сетевого обучения.

1. Дидактические:

  • образовательный объект определяется как информационный ресурс, предназначенный для многократного использования в целом или отдельными компонентами;
  • компактность и четкость изложения материала;
  • оптимальное, с точки зрения педагога, разбиение учебного материала на модули/ блоки;
  • возможность формирование и редактирование контента с сохранением предыдущих вариантов изложения;
  • центральным компонентом образовательного процесса является инструментальная среда;
  • оптимальное сочетание средств мультимедиа для представления информации;
  • возможность сочетания онлайн и оффлайн обучения;
  • возможность проведения промежуточного и итогового контроля с использованием образовательной среды;
  • хранение данных о результатах обучения и возможность формирования аналитических отчетов в разрезе нескольких параметров.

2. Коммуникационные:

  • взаимодействие участников процесса обучения осуществляется посредством инструментальной среды;
  • основным каналом передачи данных контента является глобальная или локальная сеть;
  • увеличение скорости взаимодействия осуществляется за счет технических возможностей (например, архивации данных, установка определенных параметров для передаваемых файлов, использование облачных хранилищ);
  • использование различных форм коммуникаций (например, форумы, чаты, беседы, видеоконференции, вебинары, электронная почта);
  • обеспечение определенного уровня безопасности при работе с контентом и базой персональных данных.

В современном образовании происходят процессы, стирающие четкие грани между традиционными и инновационными формами и технологиями обучения. При этом только грамотное и оптимальное сочетание различных подходов и концепций, традиций и инноваций, моделей и форм обучения позволит осуществить переход от принципа «обучение на всю жизнь» к принципу «обучение на протяжении всей жизни».

Библиографический список

Все статьи автора «Яковлева Надежда Александровна»

Благодаря закону «Об образовании в Российской Федерации» сетевая и электронная формы обучения обрели законодательный статус (см. статьи 15, 16).

Основные понятия

Сетевая форма реализации образовательных программ (далее — сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций: организаций, осуществляющих образовательную деятельность, научных, медицинских, организаций культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, в том числе и иностранных.

Если сказать коротко: сетевое образование — это когда в учебном процессе принимают участие несколько организаций.

Деятельность организаций, входящих в сеть, осуществляется на основании договора между ними и совместно разрабатываемых и утверждаемых образовательных программ.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Таким образом, электронное обучение (e-learning) — это обучение с применением информационно-коммуникационных технологий и электронных обучающих ресурсов.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Сетевое образование

Сетевая форма образования довольно широко использовалась и используется общеобразовательными организациями: проекты «Школа-вуз», «Школа – межшкольный учебный комбинат», «Школа – ПТУ-коледж-вуз», «Школа-производство», «Школа-социокультурный комплекс», в сельской местности — сетевая форма при реализации профильного обучения и др.

Работа с документами

При использовании сетевой формы обратите внимание на работу с документами:

1.Сетевая форма действует на договорной основе:

  • Договор о совместной деятельности образовательных организаций при реализации образовательных программ в рамках сетевого взаимодействия;
  • Договор образователной организации с родителями (законными представителями) обучающегося, осваивающего образовательные программы в сторонней организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • Договор образовательных и иных организаций о совместной деятельности в рамках сетевого взаимодействия.

2.Разрабатываются образовательные программы, реализуемые в сетевой форме;

3.Вносятся соответствующие изменения в Устав, колдоговор, правила внутреннего распорядка, должностные инструкции работников организации, занятой в сети;

4.Разрабатываются, принимаются и утверждаются необходимые локальные акты.

Положения (примерный перечень):

  • Сетевое взаимодействие в реализации проекта;
  • Сетевые формы реализации образовательных программ, реализуемых в сети;
  • Управление сетевым взаимодействием;
  • Порядок комплектования классов, групп при использовании сетевой формы образования;
  • Ресурсное обеспечение сетевого взаимодействия;
  • Порядок финансирования образовательных организаций, реализующих образовательные программы в рамках сетевого взаимодействия;
  • Процедура формирования индивидуальных образовательных программ и учебных планов в рамках сетевого взаимодействия;
  • Процедура и формы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в рамках сетевого взаимодействия;
  • Положение о сетевой комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Нет необходимости доказывать преимущества сетевой формы обучения: сетевая форма дает возможность использовать ресурсы базовых предприятий и организаций, физических и химических кабинетов, биологических лабораторий и т.д.

Электронное образование

Как показывает анализ электронного образования, наибольшее распространение эта форма получила в высшей школе. Однако, как отмечает Минобрнауки РФ, пока заинтересованность со стороны образовательных учреждений в массовом внедрении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий недостаточна.

Здесь все упирается в ряд проблем. Одна из них состоит в том, что «для реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, — говорится в законе об образовании, — должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся».

Другая – это кадровая проблема. Мало учителя обеспечить ноутбуком, скоростным интернетом, электронным учебником, интерактивной доской, технологиями и т.д., надо еще и хорошо научить его пользоваться всем этим богатством, снабдить современными методическими разработками. Из закона следует, что теперь запрещено заниматься электронным образованием не только не имея электронных учебников, информационно-образовательной среды, соответствующих баз данных, но, самое главное, не имея специально подготовленных преподавателей и управленцев.

Надо отметить, что в школах эти проблемы постепенно начинают решаться, хотя не так быстро, как хотелось. Например, в Пензенской области в рамках модернизации образования все учителя были обеспечены сначала нетбуками, а потом и ноутбуками. Школы подключены к сети Интернет, имеют сайты, пополняются интерактивными досками, компьютерной техникой и IT-технологиями, внедряют электронные дневники и электронные классные журналы. В рамках пилотного проекта организовано дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями. Учителя осваивают IT-технологии и методики их применения.

Согласно закону об образовании общее образование может быть получено в форме семейного образования и самообразования. Вот здесь, как нельзя кстати, и пригодилось бы электронное образование.

Чтобы подготовить современного выпускника к вхождению в трудовую деятельность, общеобразовательная школа, как социальный институт, должна идти на десяток лет впереди общества.

Будем надеяться, что школы будут идти в ногу со временем. Опыт такой работы в ряде территорий уже имеется. Это территории, где реализуется, например, проект «Сетевой город», «Электронное образование в Республике Татарстан» и др.

Нормативная база электронного образования в школе

Положения:

  • об электронном образовании;
  • о введении электронного классного журнала;
  • о введении электронного дневника;
  • об уроке с использованием IT-технологий;
  • об использовании электронной формы обучения при обучении детей на дому;
  • об электронном документообороте и др.

При использовании электронной формы, дистнционного обучения необходимо внести соответствующие изменения в локальные акты школы и должностные инструкции сотрудников.

Перспективы

Сегодня в развитых странах обучения без использования электронных технологий просто не существует. По поручению зампреда Правительства РФ Ольги Голодец должен быть подготовлен план развития электронного образования в нашей стране и сформирована межведомственная рабочая группа, которая и утвердит программу действий на ближайшие три года.

Минобразование РФ определило задачу, чтобы в 2013 году любой ребенок, который проявит желание получить школьное образование в дистанционной форме либо в силу своего здоровья, либо в силу удаленного проживания имел такую возможность.

Полезные информационные ресурсы к теме:

  • Электронные библиотеки, словари, энциклопедии

Интернет-ресурсы образовательного и научно-образовательного назначения, оформленные в виде электронных библиотек, словарей и энциклопедий.

  • Ресурсы для дистанционных форм обучения

Раздел содержит перечень ресурсов, разработанных и рекомендованных для дистанционного обучения.

  • Ресурсы для администрации

Раздел содержит перечень ресурсов, касающихся управленческих и правовых аспектов организации и ведения образовательной деятельности, в т.ч. методические рекомендации по использованию информационных и телекоммуникационных технологий в обучении. В раздел также вошли ресурсы, содержащие положения, регламентирующие управление школой, рекомендации начинающим директорам, нормативные документы, приказы и распоряжения в области образования и другая информация.

1.Федеральный институт развития образования (ФИРО) провел апробацию электронных учебников на уроках. Эксперимент выявил, что мультимедийные компоненты делают учебный процесс более наглядным и современным. Кроме того, компактное и легкое устройство позволяет ученикам освободить портфель от громоздких книг.

Среди пяти протестированных устройств – носителей: PocketBook Pro 9XX*, Plastic Logic*, Ectaco JetBook Color*, Inte® Classmate PC, enTourage eDGe* — наиболее высокие технические и эксплуатационные характеристики показали мобильные компьютеры ученика Intel® Classmate PC. По результатам сравнительного анализа, они обладают наиболее развитыми функциональными возможностями и отвечают всем потребностям современного образовательного процесса.

2.16 апреля 2013 года состоится Международный форум «Электронные образовательная среда: технологии, концепции, ресурсы, услуги» (см. Сайт Форума >).