Методика расчета нормативов выбросов от неорганизованных источников

Минприроды России попыталось зарегистрировать в Минюсте свой приказ от 27.02.2020 № 99, которым утверждена методика разработки (расчета) нормативов допустимых выбросов, однако в очередной раз неудачно.

Тем не менее обратим внимание на подходы, которые предлагает министерство к очень актуальному на сегодняшний день расчету.

Методику установления нормативов допустимых выбросов (НДВ) пытаются разработать и утвердить с тех самых пор, как вступил в силу Закон № 219-ФЗ1, который поменял систему нормирования и контроля с классической, ориентированной на предприятие-природопользователя, на новую — объектно ориентированную. Объекты, оказывающие негативное воздействие (ОНВ), разделили на категории, и теперь устанавливать НДВ необходимо не всем.

— Реклама —

ЗАКОН № 7-ФЗ2 В РЕДАКЦИИ ЗАКОНА № 219-ФЗ1

СТАТЬЯ 22. НОРМАТИВЫ ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ, НОРМАТИВЫ ДОПУСТИМЫХ СБРОСОВ

2. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
3. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.
4. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
5. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории.
6. Методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Однако нормативного правового акта, в соответствии с которым нужно устанавливать НДВ, до сих пор нет. В связи с этим мы продолжаем пользоваться давно устаревшим постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 1833.

Состав проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), каким он был до вступления в силу Закона № 219-ФЗ1, не был четко определен. Разработка проекта регламентировалась Рекомендациями4 1987 г. Кроме того, приходилось пользоваться Методическим пособием5 ОАО «НИИ Атмосфера», как более современным документом, учитывающим требования закона, но при этом рекомендательного характера. В итоге проекты ПДВ представляли собой «сборную солянку» разделов и таблиц, собранных из этих документов, а также с добавлением некоторых деталей, взятых из тоже рекомендательного, но полезного ГОСТ 17.2.3.02−20146.

Попытки регистрации нового приказа о разработке НДВ предпринимались несколько раз. В марте 2020 г. на государственную регистрацию в Минюст России был направлен приказ Минприроды России от 27.02.2020 № 99 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (далее — Методика). Рассмотрим данный документ, несмотря на то, что госрегистрацию он не прошел. Возможно, наш анализ будет полезен при следующей попытке разработки Методики.

Важно

В соответствии с новой терминологией необходимо употреблять словосочетание «нормативы допустимых выбросов». Но в приказе разработчики продолжают использовать старое наименование — «предельно допустимый
выброс».

Первое и самое важное — Методика определяет порядок разработки НДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за исключением разработки НДВ радиоактивных веществ и расчета выбросов при авариях (аварийных выбросов), а также определяет порядок оформления расчетов НДВ.

Согласно Методике ПДВ рассчитываются для следующих объектов ОНВ:

▸планируемых к строительству объектов ОНВ I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду);
▸действующих объектов ОНВ I категории и в случае получения комплексного экологического разрешения II категории в отношении высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности) при их наличии в выбросах;
▸действующих объектов II категории;
▸действующих объектов III категории при наличии в выбросах высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности) при их наличии в выбросах.

Расчет нормативов осуществляется для веществ, подлежащих нормированию, с учетом результатов расчета рассеивания веществ, выполненного согласно приказу Минприроды России от 06.06.2017 № 2737. Расчет проводится исходя из соблюдения гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха.

ПДВ для Байкальской природной территории согласно требованиям п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об охране озера Байкал»8 устанавливаются на 1 год.

Для строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов ОНВ нормативы разрабатываются на основе проектной документации, для действующих — на основании данных инвентаризации источников выбросов. Кроме того, устанавливается отдельный порядок разработки НДВ для случаев сноса (ликвидации) объекта ОНВ, его части — аналогично строящимся объектам.

Отдельно отмечено, что ПДВ определяются при таком режиме, работы оборудования, в котором выбросы максимальны.

Расчеты ПДВ оформляются отдельным томом с приложениями, состав тома устанавливается приказом, бумажная версия расчетов заверяется подписью и печатью, электронная — электронной цифровой подписью.

Согласно Методике разработка НДВ включает:

▸формирование данных для разработки НДВ;
▸определение перечня загрязняющих веществ и стационарных источников;
▸проведение расчетов рассеивания выбросов, их анализ и расчет значений ПДВ;
▸расчет выбросов для соблюдения НДВ при наступлении неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).

Таким образом, в расчет НДВ, как раньше в проект ПДВ, предполагалось вновь включить раздел выбросов при наступлении НМУ. Непонятно, для чего это нужно, ведь план-график мероприятий при НМУ уже давно разрабатывается отдельно согласно ст. 19 Закона № 96-ФЗ9.

Рассмотрим все действия, предлагаемые Методикой, поэтапно.

Этап 1 — формирование данных для разработки НДВ

Речь идет о следующих данных.

ДАННЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ НДВ:

a) результаты анализа гигиенических и экологических (при их наличии) нормативов качества атмосферного воздуха, применимых для района расположения объекта ОНВ;

б) информация o географических, климатических и метеорологических характеристиках района расположения объекта ОНВ;

в) данные о фоновом уровне загрязнения атмосферного воздуха;

г) сведения o расположении объекта ОНВ и прилегающей территории;

д) сведения об объекте ОНВ и его воздействии на атмосферный воздух с учетом возможных изменений видов и объемов деятельности (перспективы развития);

е) данные об инвентаризации выбросов для действующих объектов ОНВ, включая сведения о стационарных источниках и выбросах объекта ОНВ, в том числе о стационарных источниках залповых выбросов;

ж) данные о стационарных источниках и выбросах, выполненные на основе проектной документации, для строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов ОНВ. Разделы (подразделы) проектной документации‚ содержащие данные о стационарных источниках и выбросах, указаны в п. 20 Методики.

Подпункт «а» говорит о необходимости анализа наличия особых нормативов качества среды (например, если для территории применяется коэффициент 0,8 ПДК, когда территория имеет особые условия нормирования — относится к жилым или рекреационным зонам), а также экологических нормативов.

Подпункт «б» — это климатическая справка о районе расположения предприятия либо информация из климатических справочников в соответствии с Методами расчета рассеивания7. Сведения заносятся в таблицу 1 приложения 2 к Методике.

Данные о фоновых концентрациях (подп. «в») — это справка из Росгидромета либо данные сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, полученные у органов государственной власти в случае, если такие расчеты проводятся на территории населенного пункта в соответствии со ст. 22.1 Закона № 96-ФЗ9.

Подпункт «г» — это наименование объекта ОНВ, его местонахождение, карта-схема объекта и ситуационный план местности. В Методике описаны очень подробные требования к оформлению картографических материалов: какого масштаба они должны быть, что должно быть нанесено и в каком виде.

Сведения об объекте ОНВ и его воздействии на атмосферный воздух с учетом перспективы развития (подп. «д») содержат описание видов деятельности, информацию о производстве продукции с указанием проектных и фактических значений, а также информацию о газоочистных установках (ГОУ), перспективах развития производства, в том числе в части воздухоохранных мероприятий.

Данные об инвентаризации выбросов для действующих объектов ОНВ (подп. «е») приводятся в соответствии с Порядком проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов10. Рекомендуемые образцы оформления представлены в таблицах 2 и 3 приложения 2 к Методике.

Наконец подп. «ж» — данные об источниках выбросов для строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов OHB. Они берутся из расчетов выбросов, приведенных в составе проектной документации на строительство с учетом его этапов и на период эксплуатации. Показатели выбросов проектируемых объектов определяются по сведениям из руководств (инструкций) по эксплуатации, по данным производителя (поставщика) технологического оборудования и (или) по данным об объектах-аналогах. В Методике даже приведен перечень разделов проектной документации (в соответствии с постановлением Правительства РФ № 8711), в составе которой можно найти необходимую информацию по характеристикам оборудования:

▸для объектов производственного и непроизводственного назначения:
▸»Сведения об инженерном оборудовании, o сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений»;
▸»Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети»;
▸»Технологические решения»;
▸»Проект организации строительства»;
▸»Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (основой раздел, в котором приводятся характеристики выбросов, обоснование расчета выбросов и расчет рассеивания);
▸для линейных объектов капитального строительства:
▸»Пояснительная записка»;
▸»Проект полосы отвода»;
▸»Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения»;
▸»Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта»;
▸»Проект организации строительства»;
▸»Проект организации работ по сносу или демонтажу линейного объекта»;
▸»Мероприятия по охране окружающей среды».

Этап 2 — определение перечня загрязняющих веществ и стационарных источников

Для проектируемых объектов ОНВ I и II категорий, a также для действующих объектов ОНВ II категории загрязняющие вещества выбираются из Перечня, утвержденного распоряжением Правительства РФ № 1316-р12; для действующих объектов ОНВ I и III категорий выбираются высокотоксичные вещества, вещества, обладающие канцерогенными, мутагенными свойствами (вещества I, II классов опасности), которые включены в Перечень12. Соответственно формируются и перечни организованных и неорганизованных источников выбросов объекта ОНВ, которые будут нормироваться при расчетах.

На основе полученных перечней в табличной форме составляется «Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых разрабатываются предельно допустимые выбросы» с указанием кодов, классов опасности, значений ПДК (ОБУВ), среднего годового выброса в тоннах. Образец таблицы приведен в приложении 2 к Методике. Подобная таблица была в проектах ПДВ и раньше, только без средних годовых выбросов за последние 3 года. В перечень источников включаются источники залповых выбросов, проектируемые и ликвидируемые источники.

Этап 3 — проведение расчетов рассеивания выбросов, их анализ и расчет значений ПДВ

Рассеивание выбранных веществ рассчитывается с определением зоны влияния их выбросов, с выявлением особенностей распределения концентраций веществ в соответствии с Методами расчета рассеивания7. Зоной влияния считается зона, за пределами которой концентрация вещества не превышает 0,05 ПДК. На основе определения зоны влияния выбросов выбираются размеры расчетной области, шаг и общее количество узлов сетки, проводятся расчеты приземных концентраций в слое атмосферного воздуха до 2 м включительно и при необходимости вертикального распределения концентраций с учетом влияния застройки. При этом сетка должна охватить границы санитарно-защитной зоны (СЗЗ), жилые зоны и другие особые зоны.

Для расчетной области определяются распределение в атмосферном воздухе концентраций выбрасываемых загрязняющих веществ, которое характеризует воздействие объекта, и суммарное загрязнение атмосферного воздуха, формируемое воздействием объекта ОНВ, с учетом фонового уровня загрязнения в районе расположения объекта. Отчет о суммарном загрязнении содержит сведения о программах, используемых для расчета, сведения о параметрах выбросов, результаты расчетов с учетом фона, карты-схемы с изолиниями концентраций веществ, а также перечень источников с наибольшим воздействием с указанием подразделения, номера источника, номера расчетной точки и наименований и кодов веществ, их максимальных приземных концентраций на границе предприятия, границе СЗЗ, в жилой зоне и (или) зоне с особыми условиями, с учетом и без учета фона.

Такой перечень источников вносится в табличную форму из приложения 2 к Методике. Подобная таблица ранее в проекте ПДВ была известна как «Перечень источников, дающих наибольшие вклады в уровень загрязнения атмосферы», только в ней не нужно было приводить результаты рассеивания с учетом и без учета фона.

Если выбросы веществ на расчетных точках особых зон не превышают санитарно-гигиенические и прочие нормативы, то на их основе можно утверждать НДВ.
Здесь примечательно то, что согласно Методике нет необходимости и обязанности разрабатывать общие НДВ или нормативы с учетом выбросов соседних предприятий, если нет сводных расчетов по территории в соответствии с Правилами13 их проведения. Это важно, потому что иногда сложно договориться с предприятиями из общей с нормируемым объектом ОНВ промзоны о предоставлении их проектной документации для учета выбросов.

ПУНКТ 31 МЕТОДИКИ

В случае если в производственной зоне, в том числе на территории индустриального (промышленного) парка, находятся несколько объектов ОНВ, имеющих стационарные источники, то предельно допустимые выбросы для каждого объекта ОНВ в такой производственной зоне рассчитываются с учетом выбросов от стационарных источников всех объектов ОНВ, расположенных на данной территории, с использованием метода сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.
До разработки сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха допускается разработка предельно допустимых выбросов для каждого объекта ОНВ, указанного в абзаце первом настоящего пункта, отдельно с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

В результате действий третьего этапа определяются ПДВ в виде следующих показателей:

▸максимальных разовых значений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в граммах в секунду), отражающих наибольшую мощность выбросов этих веществ (массу выбросов загрязняющих веществ в единицу времени) — в отношении загрязняющих веществ, для которых установлены максимальные разовые предельно допустимые концентрации в атмосферном воздухе;
▸осредненных значений выбросов загрязняющих веществ за год (в граммах в секунду) с учетом времени работы стационарных источников в течение года и нестационарности выбросов за этот период (год) — в отношении загрязняющих веществ, для которых установлены значения среднесуточных и (или) среднегодовых предельно допустимых концентраций в атмосферном воздухе;
▸значений валовых (годовых) выбросов загрязняющих веществ (в тоннах в год), отражающих суммарную массу выбросов конкретного загрязняющего вещества за год с учетом времени работы оборудования, сезонности нагрузки, расхода топлива, сырья и материалов в течение года.

Как видим, помимо знакомого показателя максимальных разовых значений выбросов для веществ с ПДКмр добавлены осредненные значения выбросов загрязняющих веществ за год для веществ с ПДКсс или ПДКсг. Это связано с тем, что с выходом Методов расчета рассеивания7 изменился алгоритм расчета рассеивания для веществ с разными типами ПДК, который раньше был одинаковым для всех.

При этом сейчас для загрязняющих веществ, по которым установлены максимальные разовые ПДК или ОБУВ, проводится расчет осредненных за 20−30-минутный интервал максимальных разовых концентраций, которые сопоставляются с максимальными разовыми ПДК или ОБУВ. Для загрязняющих веществ, по которым установлены среднесуточные ПДК, проводится расчет значений концентраций, осредненных за год с учетом нестационарности выбросов в течение года‚ и такие концентрации сопоставляются со среднесуточными ПДК или среднегодовыми ПДК (при их наличии). Если для загрязняющего вещества установлены значения и максимальных разовых, и среднесуточных ПДК, то расчетные максимальные разовые концентрации сопоставляются с максимальными разовыми ПДК, а расчетные среднегодовые концентрации сопоставляются со среднесуточными ПДК.

Расчет ПДВ, как и раньше, проводится исходя из необходимости соблюдения условия, что отношение приземной концентрации вещества к его минимальному ПДК (ОБУВ), суммированное с фоновой концентрацией данного вещества в долях ПДК, будет меньше либо равно 1 (для особых зон — 0,8).

Фон при расчетах учитывается, только если максимальная приземная концентрация выбросов от объекта по данному веществу превышает 0,1 ПДК. При этом если Росгидромет не предоставляет данные о фоновом уровне по веществу и нет сводных расчетных данных по нему, фон принимается равным нулю.

В Методике есть очень важное положение, касающееся линейных объектов ОНВ и объектов, деятельность которых осуществляется в разных районах субъекта РФ. Для линейных объектов предлагается нормирование по однотипному участку ведения работ, наиболее близкому к нормируемым территориям, а для работ в разных районах рекомендуется проведение расчетов на примере одной из площадок ведения работ, расположенной наиболее близко к нормируемым территориям. Эти вполне разумные положения взяты из ГОСТ 17.2.3.02−20146.

Есть еще одно довольно важное уточнение, касающееся проектируемых объектов. Если при разработке ПДВ для строящихся, вводимых в эксплуатацию объектов ОНВ проектные значения выбросов меньше расчетных значений ПДВ, то в качестве ПДВ принимается проектное значение выбросов.

Если по каким-либо источникам нельзя установить ПДВ, разрабатывается программа повышения экологической эффективности или план мероприятий по охране окружающей среды в установленном законом порядке.

Результаты расчетов ПДВ оформляются в виде таблицы, в которой для каждого стационарного источника приводятся значения рассчитанных ПДВ (временно разрешенных выбросов — ВРВ) на момент разработки и на 7 следующих лет. Отдельной таблицей оформляется расчет нормативов выбросов по каждому веществу в целом по объекту на момент разработки и на 7 лет вперед и общее суммарное значение норматива по всем веществам.

Этап 4 — расчет выбросов для соблюдения ПДВ при наступлении НМУ

Даны рекомендации по расчету выбросов, позволяющих соблюсти нормативы качества воздуха при наступлении НМУ для разных степеней опасности.

Расчет выбросов на периоды НМУ включает:

▸анализ загрязнения атмосферного воздуха, создаваемого выбросами объекта ОНВ, и степеней опасности НМУ, характерных для района размещения объекта ОНВ (например, приподнятые и приземные инверсии, штилевые условия, туманы и преобладающие ветра);
▸определение перечня загрязняющих веществ, по которым необходимо уменьшение выбросов в периоды НМУ;
▸определение перечня стационарных источников, на которых проводится уменьшение выбросов в периоды НМУ, и мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ для выбранных стационарных источников;
▸расчет приземных концентраций загрязняющих веществ с учетом проведения мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ и оценку обеспечения нормативов качества атмосферного воздуха при проведении на объекте ОНВ мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ (оценка эффективности мероприятий при НМУ).

Оценка эффективности мероприятий рассчитывается в процентах как отношение объема сокращения выбросов при мероприятии к выбросам источника без мероприятия, умноженное на 100. Кроме того, необходимо рассчитать эффективность от мероприятий по расчетным концентрациям веществ.

В этом разделе нет ничего нового, все процедуры известны еще со времен РД 52.04.52−8514.

В приложении 1 к Методике приведен рекомендуемый образец оформления содержания расчетов НДВ. От привычного нам тома проекта нормативов ПДВ данный образец отличается по нескольким пунктам. Так, отдельным разделом выделены «Сведения о стационарных источниках и загрязняющих веществах, по которым предельно допустимые выбросы на объекте ОНВ не обеспечиваются», то есть источники, по которым будут разрабатываться ВРВ.

Как уже было сказано, вернулся раздел «Расчет выбросов для соблюдения предельно допустимых выбросов при наступлении НМУ», который в последнее время в проектах ПДВ если и присутствовал, то содержал либо информацию о разработанном и согласованном в отдельном порядке плане-графике мероприятий при НМУ, либо копии таблиц из данного отдельного документа.

Кроме того, есть отдельный раздел, содержащий сведения о полученном санитарно-эпидемиологическом заключении (СЭЗ) о соответствии НДВ санитарным правилам в соответствии со ст. 20 Закона № 52-ФЗ15. Это означает обязательность прохождения санитарно-эпидемиологической экспертизы и получения СЭЗ, которое затем будет приложено к расчетам НДВ.

Выводы

1. По сути, предложенная министерством Методика предлагает разрабатывать НДВ по старой схеме, не содержит качественно новых подходов к нормированию выбросов. В итоге мы получаем тот же проект ПДВ, только без утверждения Росприроднадзором или уполномоченным органом и без итоговой выдачи разрешения на выброс.
Разработанный документ будет приложением к комплексному экологическому разрешению для объектов I категории, к декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории или отельным документом по расчету НДВ для веществ I, II классов опасности для объектов III категории.

2. СЭЗ на расчеты получать нужно, тут ничего не изменилось, потому что не вносились соответствующие целям реформаторского Закона № 219-ФЗ1 изменения в Закон № 52-ФЗ15.

3. Неясно, для каких целей предлагается возвратить раздел о мероприятиях при НМУ, дублирующий аналогичный отдельно разрабатываемый документ.

4. Проект нормативов ПДВ в его старой интерпретации по своему составу и содержанию не был строго регламентирован, что давало простор для неоднозначной трактовки требований. В предлагаемой Методике очень подробно описывается, где берется та или иная исходная информация, приведены все формулы для расчета и соответствующие нормативные ссылки, что не может не радовать.

5. Главное — снижение контролирующей нагрузки на бизнес, которое попытались реализовать в Законе № 219-ФЗ, — в целом провалено, что в очередной раз подтверждает текст Методики. Нагрузка снизилась лишь для очень небольшой прослойки предпринимателей, которым повезло получить IV категорию для своих объектов.

Документы

  1. Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  3. Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».
  4. Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия (утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987).
  5. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. — СПб.: НИИ Атмосфера, 2012.
  6. ГОСТ 17.2.3.02−2014. Межгосударственный стандарт. Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями (утратил силу).
  7. Приказ Минприроды России от 06.06.2017 № 273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе».
  8. Федеральный закон от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».
  9. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
  10. Приказ Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».
  11. Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
  12. Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды».
  13. Приказ Минприроды России от 29.11.2019 № 813 «Об утверждении правил проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию».
  14. РД 52.04.52−85. Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях.
  15. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Еланцева Е.Н. 1 Костарев С.Н. 1 Середа Т.Г. 1 1 ФГБОУВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» Статья посвящена проведению экспериментальных исследований по определению ориентировочных значений фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в районе предполагаемого строительства полигона твердых бытовых отходов. Путем проведения предварительных расчетов рассеивания были выявлены приоритетные вещества, для которых необходимо определять их фоновую концентрацию. Для выбранных веществ проведен ряд натурных замеров концентраций в атмосферном воздухе. По результатам замеров определены наиболее вероятные законы распределения случайных величин. Определены квоты загрязнения атмосферного воздуха полигоном твердых бытовых отходов на основе существующих санитарных нормативов качества атмосферного воздуха. 193 KB фоновые концентрации полигон твердых бытовых отходов (ТБО) мониторинг атмосферный воздух 1. ГОСТ 17.2.3.02-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями. – М.: Изд-во стандартов,1984. – 11 с. 2. Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике: учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1979. – 400 с. 3. Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика. Для инженеров и научных работников. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2006. – 816 с. 4. Методика расчёта количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от полигонов твёрдых бытовых и промышленных отходов. – М.: НПП «Логус», 2004. – 20 с. 5. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. – СПб.: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012. – 222 с. 6. Середа Т.Г., Костарев С.Н., Еланцева Е.Н. Исследование безопасности окружающей среды от воздействия полигона твердых бытовых отходов с применением модели анаэробного реактора // Сб. тр. V Межд. науч.-практ. конф.: Инновационные технологии и экономика в машиностроении. – Томск: Изд-во ТГУ, 2014. – С. 239-244. 7. Середа Т.Г., Костарев С.Н. Научные подходы к автоматизированному проектированию полигонов твёрдых бытовых отходов // Наука – производству. – 2007. – № 5. – С. 43-46. 8. Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об охране атмосферного воздуха» // Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, N 18, ст. 2222.

При проведении оценки возможности проектирования промышленных и иных хозяйственных объектов, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, должен учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности. Это обстоятельство нашло отражение в нормативно-методической литературе, регламентирующей проведение проектных работ, а также в основополагающих правовых документах .

Фоновая концентрация для промышленного объекта представляет собой загрязнение атмосферы на территории, где находится данный объект, созданное другими объектами, исключая данный. В случае проектируемого объекта в качестве фоновой имеется в виду концентрация, образованная существующими объектами. Значения фоновой концентрации можно определить расчетным или экспериментальным путем. В подавляющем большинстве случаев нет возможности рассчитать фоновую концентрацию по формулам, приняв во внимание все многочисленные источники загрязнения атмосферы, включая автотранспорт, а также трансграничные потоки загрязняющих веществ. Это связано с высокой степенью хозяйственной освоенности территорий, сложностью динамического учета неодновременности работы существующих промышленных и иных объектов, а также источников загрязнения атмосферы внутри каждого такого объекта. Поэтому в таких случаях фоновое загрязнение учитывают, определяя его на основе экспериментальных данных по согласованию с действующими государственными органами в области гидрометеорологии, контроля природной среды и здравоохранения.

Целью настоящих исследований являлись оценка фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на предпроектной стадии строительства полигона ТБО и определение закона распределения случайной величины на основе полученных экспериментальных данных.

Согласно определено условие, определяющее необходимость учета фоновых концентраций конкретного вещества:

qм, пр. j> 0,1,(1)

где qм,пр. j (в долях ПДК) – величина наибольшей приземной концентрации j-го загрязняющего вещества, создаваемая (без учета фона) выбросами рассматриваемого хозяйствующего субъекта на границе ближайшей жилой застройки в зоне влияния выбросов субъекта.

По результатам предварительно проведенного расчета рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе для полигона ТБО без учета фоновых концентраций определяют вещества, концентрация которых на границе ближайшей жилой застройки в зоне влияния выбросов превышает 0,1 ПДК . В каждом конкретном случае перечень таких веществ может быть разным, это зависит от мощности полигона, морфологического состава отходов, технологии захоронения отходов, размера расчетной санитарно-защитной зоны, географических и метеорологических условий местности и многих других факторов . Например, для проектируемого полигона ТБО в Кетовском районе Курганской области указанному условию удовлетворяет дигидросульфид (сероводород). Для некоторых веществ превышение 0,1 ПДК на границе жилой застройки не наблюдается, однако они являются специфическими для полигона ТБО. Так, по данным , наибольшей удельной концентрацией в среднестатистическом составе биогаза, выделяемого полигоном, обладают метан (52,915 %), метилбензол (толуол) (0,723 %), аммиак (0,533 %).

Ни один из отобранных загрязнителей не входит в перечень веществ, за которыми ведет многолетние наблюдения государственная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в данном районе. С учетом того, что какие-либо иные наблюдения могут дать только приблизительную оценку фоновому загрязнению на период замеров и от года к году средние концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе могут изменяться по причинам колебаний метеорологических условий, непостоянности и изменчивости трансграничных переносов, появлений, перемещений и ликвидаций некоторых природных и техногенных источников загрязнения атмосферы, заключения о степени воздействия полигона на атмосферный воздух по результатам наблюдений за содержанием этих веществ в атмосферном воздухе до строительства и после введения полигона ТБО, поэтому необходимо создать модель, учитывающую эти факторы, а для этого необходимы натурные исследования.

По приоритетным для характеристики уровня загрязненности атмосферы региона веществам государственными территориальными органами по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды ведутся многолетние наблюдения, дающие возможность наиболее точной оценки фоновой концентрации. В случае проектирования отдельных объектов, например, таких, как полигон ТБО, возникает необходимость получения информации о фоновом содержании в атмосферном воздухе специфических загрязняющих веществ, за которыми наблюдения специализированной территориальной службой не ведутся. Ввиду невозможности определения концентраций требуемых веществ и расчетным способом в силу приведенных выше причин, а также отсутствия времени для проведения многолетних наблюдений, остается определять их экспериментальным путем.

Для систематизации и оценки уровня загрязнения атмосферы за рассматриваемый период обычно применяются такие статистические характеристики, как среднее арифметическое значение концентрации примеси, среднеквадратическое отклонение результатов измерений от среднего арифметического, максимальное значение концентрации примеси, коэффициент вариации, показывающий долю изменчивости от среднего арифметического значения . Среднее арифметическое значение концентрации примеси является основным показателем загрязнения атмосферы. Кроме этого, с целью характеристики наибольшего за рассматриваемый период времени загрязнения атмосферы в реальных условиях определяют максимальную из разовых концентрацию примеси.

В данном случае проводились исследования по замеру концентраций требуемых специфических загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и последующее нахождение наиболее вероятных диапазонов значений фоновых концентраций.

Показательность исследований состояния загрязнения атмосферного воздуха в предполагаемом районе размещения полигона ТБО зависит от правильности расположения контрольных точек для замеров. Из-за постоянного перемешивания воздуха уровень загрязнения будет определяться всеми существующими источниками выбросов на исследуемой территории. Поскольку задачей замеров является установить уровень загрязнения воздуха, характерный для данного района в целом, в наших исследованиях, контрольные точки выбраны как на участках местности вблизи существующих источников выброса веществ, аналогичных выбросам проектируемого полигона, так и на участках, отдаленных от таких источников и приближенных к жилью и прочим нормируемым территориям. В таком случае будут определены усредненные, наиболее характерные для данного района фоновые концентрации. Каждая точка находилась на открытой проветриваемой площадке с тем, чтобы не допустить завышения или занижения результатов замеров из-за застоя воздушной массы или, наоборот, поглощения загрязнений листвой густо растущих растений.

В настоящих исследованиях использовался газоанализатор ГАНК-4 для аспирационного отбора проб атмосферного воздуха, позволяющий быстро и качественно определять концентрации широкого спектра веществ. На рисунке 1 показаны места расположения точек контроля качества атмосферного воздуха (к.1, к.2, к.3) для проектируемого полигона ТБО. Две точки выбраны с западной и восточной сторон от территории планируемого строительства, в непосредственной близости к садовым участкам, к качеству атмосферного воздуха которых предъявляются особые санитарно-гигиенические требования. Так, в местах массового отдыха населения концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе не должны превышать 0,8 ПДК. После введения в эксплуатацию полигона точки мониторинга будут находиться на границе ближайших нормируемых территорий, поэтому сравнение значений концентраций специфических веществ в таких точках на предпроектной и эксплуатационной стадиях в целях мониторинга будет наиболее показательным.

Для каждого из четырех веществ (дигидросульфид (сероводород), аммиак, метан, метилбензол (толуол)) были проведены замеры в трех контрольных точках, расположенных с западной, северной и восточной сторон от места проектируемого полигона ТБО (с южной стороны жилая застройка и прочие нормируемые территории отсутствуют), при этом в каждой контрольной точке отобраны пять проб.

Рисунок 1. Расположение точек контроля качества атмосферного воздуха для проектируемого полигона ТБО (пос. Кетово Курганской обл.)

Таким образом, для каждого вещества была сформирована выборка из 15 значений концентраций.

Обобщенные статистические характеристики, полученные в ходе проведения исследований, приведены в диаграмме на рисунке 2. Обработка результатов наблюдений проводилась с учетом определения закона, описывающего распределение вероятностей совокупности, из которой извлечена обрабатываемая выборка случайных величин. Для этого выдвигается гипотеза, утверждающая, что наблюдаемое распределение случайных величин описывается конкретным законом. Известно, что критерии проверки гипотезы, называющиеся критериями согласия, подразделяются на общие и специальные. Общие критерии согласия применимы к формулировке гипотезы о согласии наблюдаемых результатов с любым априорно предполагаемым распределением. Специальными критериями проверяются специальные гипотезы, формулирующие согласие с конкретной формой распределения.

Рисунок 2. Расчетные, ориентировочные фоновые и допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в районе предполагаемого строительства полигона ТБО

Проведенные расчеты показали, что распределение случайной величины концентрации не всех специфических веществ в атмосферном воздухе района предполагаемого строительства полигона ТБО подчиняются закону нормального распределения. В частности, гипотеза о нормальном распределении генеральной совокупности концентраций не подтверждается для таких веществ, как метан и метилбензол. В обоих случаях это обусловлено тем, что в контрольной точке вблизи существующего пруда-накопителя жидких бытовых отходов концентрации этих веществ заметно выше, чем в контрольных точках возле границ садовых участков. Это значит, что пруд-накопитель является основным фоновым загрязнителем в данном районе по метану и метилбензолу. И наоборот, концентрации аммиака и дигидросульфида (сероводорода) являются нормально распределенными, содержание их в районе предполагаемого строительства равномерное, в частности это равномерное содержание обусловлено преимущественно трансграничным переносом.

Таким образом, на основе экспериментальных данных содержания специфических загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в районе проектируемого полигона ТБО был определен закон распределения случайной величины фонового рассеивания веществ, а также определены квоты загрязнения атмосферного воздуха полигоном твердых бытовых отходов на основе существующих санитарных нормативов качества атмосферного воздуха.

Рецензенты:

Янников И.М., д.т.н., профессор кафедры «Техносферная безопасность» Ижевского государственного технического университета имени М. Т. Калашникова, г. Ижевск;

Долинина И.Г., д.п.н., профессор каф. «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин» Пермского института Федеральной службы исполнения наказаний, г. Пермь.

Библиографическая ссылка

Еланцева Е.Н., Костарев С.Н., Середа Т.Г. ОЦЕНКА ФОНОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ НА ПРЕДПРОЕКТНОЙ СТАДИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТА ПО ЗАХОРОНЕНИЮ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22101 (дата обращения: 27.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Часто задаваемые вопросы

Нестойкие загрязняющие вещества (далее – НЗВ) оказывают серьезное негативное воздействие на климат. Они участвуют в загрязнении атмосферного воздуха и воздуха внутри помещений, однако сохраняются в атмосфере на короткий период времени – от нескольких дней до приблизительно десяти лет. Принимая во внимание небольшую продолжительность жизни НЗВ, безотлагательное принятие решительных мер по сокращению их выбросов может позволить в короткие сроки как улучшить качество воздуха, так и замедлить темпы изменения климата в краткосрочной перспективе.

К основным НЗВ, наносящим непосредственный вред здоровью человека, можно отнести сажу (аморфный углерод), метан и озон. Все эти вещества одновременно загрязняют воздух и способствуют глобальному потеплению. На долю выбросов сажи приходится существенная часть загрязнения воздуха мелкими частицами, которые считаются наиболее опасными загрязняющими атмосферу веществами, приводящими к преждевременной смертности и заболеваемости. Озон оказывает значительное негативное воздействие на здоровье дыхательных путей, а метан участвует в образовании озона. Эксперты по вопросам борьбы с изменением климата считают, что решительные действия по сокращению выбросов НЗВ могли бы замедлить темпы глобального потепления на 0,5⁰C в ближайшие несколько десятилетий. При всем этом следует помнить, что в контексте борьбы за стабилизацию климата меры по сокращению выбросов НЗВ должны быть не альтернативой, а дополнением к мерам по борьбе с выбросами CO2, имеющего гораздо более продолжительный срок жизни.

Откуда берутся эти загрязняющие вещества?

Открытые пожары (включая лесные пожары, намеренное сжигание лесов/порубочных остатков, а также бытовых и сельскохозяйственных отходов) являются крупнейшим источником выбросов сажи. На долю сжигания топлива в жилых и торговых помещениях и транспорта приходится около 80% всех антропогенных выбросов сажи, связанных с производством и использованием энергии. Выбросы в результате сжигания дизельного топлива, биомассы и керосина содержат наибольшую концентрацию сажи и, таким образом, их сокращение представляется как приоритетный вопрос для снижения воздействия загрязняющих веществ, участвующих в изменении климата в краткосрочной перспективе.

Выбросы мелких твердых частиц из других источников, таких как сжигание каменного угля на электростанциях, также содержат сажу, однако в этом случае сажа попадает в атмосферу вместе с другими загрязняющими веществами, которые могут приводить к «охлаждению” атмосферы. Поэтому борьба с выбросами сажи в этом секторе будет в меньшей степени отражаться на динамике изменения климата в краткосрочной перспективе. Тем не менее, с точки зрения охраны здоровья населения борьба с выбросами мелких твердых частиц из других источников, разумеется, может быть полезна и может также позволить снизить выбросы CO2, а значит и сдержать изменение климата в долгосрочной перспективе.

Озон не является непосредственным компонентом выбросов, а образуется в результате взаимодействия ряда веществ-«предшественников» озона под действием солнечного света. К таким предшественникам озона, главным образом, относятся метан, оксид азота, летучие органические вещества и монооксид углерода. Озон является вторым НЗВ по интенсивности вредного воздействия на дыхательную систему. Последствия этого могут быть разными, от нарушений функции легких и увеличения числа случаев астмы до преждевременной смертности. Метан сам по себе также является опасным НЗВ. К источникам его выбросов относятся сельское хозяйство, в том числе животноводство, сектор утилизации отходов, а также добыча и использование полезных ископаемых, где метан является побочным продуктом. Выбросы метана представляют опасность для здоровья человека, поскольку метан участвует в образовании озона.

В чем заключается вредное воздействие НЗВ на здоровье?

Поскольку выбросы НЗВ приводят к повышению концентрации озона и мелких твердых частиц диаметром до 2,5 мкм, эти вещества непосредственно связаны с развитием сердечнососудистых и респираторных заболеваний, включая болезни сердца и легких, респираторные инфекции и рак легких. Таким образом, ежегодно более семи миллионов случаев преждевременной смерти, связанных с загрязнением воздуха, во многом обусловлены выбросами НЗВ.

Косвенное воздействие выбросов озона и сажи заключается в том, что они затрудняют фотосинтез и рост растений, что приводит к снижению урожайности. Это в свою очередь представляет угрозу для продовольственной безопасности. Выбросы НЗВ также приводят к изменению погодных условий и к таянию снегов и льдов, что может провоцировать экстремальные погодные явления и, таким образом, ставить под угрозу здоровье человека.

Можно ли сократить выбросы НЗВ?

Да. Поскольку источников выбросов НЗВ множество (транспорт, сельское хозяйство, утилизация отходов, жилищный сектор и промышленность), существует целый ряд возможностей сократить выбросы и снизить негативное воздействие НЗВ на здоровье человека. В целом, решение проблемы выбросов имеет множество конкретных преимуществ, поскольку многие меры по их сокращению очень быстро дают ощутимый положительный эффект на здоровье населения. Кроме того, эти меры не только позволят добиться замедления изменения климата в краткосрочной перспективе, но и могут стать хорошим дополнением к долгосрочному сокращению выбросов CO2, необходимому для борьбы с изменением климата в долгосрочной перспективе.

Какие меры можно принять для снижения воздействия НЗВ?

докладе описано множество различных стратегий, и составлен сравнительный «рейтинг» 19 из них по их эффективности в области охраны здоровья и сокращения выбросов НЗВ. Также была выполнена оценка потенциала этих стратегий по сокращению выбросов CO2, поскольку сокращение выбросов НЗВ рассматривается как дополнение к деятельности по борьбе с выбросами CO2, необходимой для стабилизации климата и обеспечения здоровой жизни для будущих поколений. Было выявлено четыре стратегии, которые, как представляется, отличаются наибольшим совокупным потенциалом по снижению выбросов НЗВ и их вредного воздействия на здоровье человека, а также по сокращению выбросов CO2.

  • Меры и инвестиции, направленные на приоритетное развитие в городах с высокой плотностью застройки выделенной инфраструктуры для скоростного общественного транспорта, пешей ходьбы и езды на велосипеде. Эти меры могут дать целый ряд положительных результатов в области укрепления здоровья населения, включая снижение вредного воздействия загрязнения воздуха, уменьшение риска травматизма на дорогах и расширение возможностей для использования активных видов транспорта.
  • Пропаганда среди финансово благополучного населения, подверженного риску целого ряда неинфекционных заболеваний, связанных с питанием, более здорового рациона, богатого продуктами растительного происхождения и содержащего мало мясопродуктов. Это благоприятно скажется на здоровье людей и будет способствовать сокращению выбросов.
  • Содействие приобретению и пропаганда более экологичных и энергоэффективных кухонных печей и видов бытового топлива и более экологически чистых источников энергии среди около 2,8 млрд. домохозяйств с низким уровнем дохода, которые на данный момент вынуждены использовать для приготовления пищи и отопления твердое топливо.
  • Сокращение выбросов мелких твердых частиц и предшественников озона (например, NO2) в результате эксплуатации транспортных средств посредством введения более жестких стандартов на автомобили и на концентрацию вредных веществ в выхлопных газах, а также введение более жестких стандартов энергоэффективности. (e.g. NO2) by implementing stricter vehicle and fuel emissions and efficiency standards.

При этом, наряду с этими четырьмя мерами, многие другие приведенные в этом докладе меры по снижению выбросов НЗВ также будут иметь положительный эффект на здоровье населения. К ним относятся переход на более совершенные способы утилизации отходов, повышение энергоэффективности жилых и нежилых зданий, вывод из

В чем заключается польза сокращения выбросов для здоровья населения?

Вкратце, сокращение выбросов НЗВ будет оказывать положительный эффект на здоровье населения по трем основным направлениям:

(1) непосредственно, за счет уменьшения загрязнения воздуха и снижения распространенности связанных с ним заболеваний;

(2) косвенно, за счет снижения ухудшающего продовольственную безопасность негативного воздействия озона и сажи на погодные условия и производство продовольствия;

(3) Принятие некоторых мер по борьбе с НЗВ, таких как транспортных систем, более здоровый рацион или более эффективная утилизация отходов, может также положительно отразиться на здоровье населения, поскольку позволит расширить возможности для активного образа жизни, снизить риск травматизма на дорогах, риск хронических заболеваний, связанных с неправильным питанием, или риски, связанные с ненадлежащими способами утилизации отходов и неудовлетворительными санитарными условиями.

Почему необходимо действовать безотлагательно?

Все больше фактических данных указывает на то, что непосредственное воздействие некоторых НЗВ пагубно отражается на здоровье. Как следует из их названия, НЗВ отличаются короткой продолжительностью жизни в атмосфере. Это означает, что после сокращения выбросов загрязняющие вещества относительно быстро исчезают из атмосферы, и положительное воздействие этого на здоровье человека ощущается вскоре, а иногда почти сразу после принятия мер. Еще одним важным аспектом является то, что это положительное воздействие будет отмечаться непосредственно в тех местах, где принимаются меры, что положительно скажется на здоровье членов местных сообществ. Поэтому сокращение выбросов НЗВ или их предшественников могло бы позволить спасти жизни многих людей в результате повышения качества воздуха, сокращения прогнозируемых темпов глобального потепления на 0,5⁰C или более на протяжении нескольких десятилетий, а также укрепления продовольственной безопасности.

Почему все это важно для лиц, ответственных за выработку политики?

Принятие мер по сокращению выбросов НЗВ, которые в краткосрочной перспективе положительно скажутся на здоровье членов местных сообществ, с политической точки зрения может рассматриваться как особенно привлекательная стратегия.

Меры по сокращению выбросов легко совместимы с непосредственными приоритетными задачами в области развития, стоящими перед политиками местного и национального уровней, поскольку они способствуют снижению загрязнения воздуха, делают города более чистыми и привлекательными для жизни и работы, а также расширяют возможности по ведению здорового образа жизни.

Ввиду короткой продолжительности жизни НЗВ положительный эффект от сокращения их выбросов в атмосферу начнет ощущаться очень скоро после принятия соответствующих мер.

Что могу сделать лично я?

Некоторые простые перемены в образе жизни каждого отдельного человека могут положительно сказаться на ситуации с выбросами НЗВ и на здоровье. Несмотря на то, что успех принимаемых мер во многом зависит от решений на уровне политиков, выбор, который делает каждый из нас относительно своего рациона питания, используемых видов транспорта и источников энергии (например, можно предпочесть пользоваться общественным транспортом, а не личным автомобилем, и вести здоровый образ жизни, выбрав пешую ходьбу и езду на велосипеде) также может способствовать сокращению загрязнения атмосферы и шумового загрязнения, укреплению здоровья и повышению благополучия.

Какие еще проблемы позволит решить сокращение выбросов НЗВ?

Сокращение выбросов НЗВ имеет и другие положительные эффекты. Кроме значительной пользы для здоровья населения многие стратегии по сокращению выбросов НЗВ также могут привести к существенному сокращению выбросов CO2, что позволит сдерживать изменение климата в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

УЧЕТ ФОНОВЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ПРИ РАСЧЕТАХ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ И УСТАНОВЛЕНИЕ ФОНА РАСЧЕТНЫМ ПУТЕМ

7.1. В случае наличия совокупности источников выброса вклады этих источников (или их части) могут учитываться в расчетах загрязнения воздуха путем использования фоновой концентрации с_ф (мг/м3), которая для отдельного источника выброса характеризует загрязнение атмосферы в городе или другом населенном пункте, создаваемое другими источниками, исключая данный.

Фоновая концентрация относится к тому же интервалу осреднения (20 — 30 мин), что и максимальная разовая ПДК. По данным наблюдений с_ф определяется как уровень концентраций, превышаемый в 5 % наблюдений за разовыми концентрациями.

7.2. Определение фоновой концентрации производится на основании данных наблюдений за загрязнением атмосферы по нормативной методике, утвержденной Госкомгидрометом и Минздравом СССР.

Примечание. Фоновые концентрации устанавливаются местными органами Госкомгидромета (УГКС) и Минздрава СССР по данным регулярных наблюдений на сети постов Общегосударственной службы наблюдений и контроля за загрязненностью объектов природной среды (ОГСНК) или по данным подфакельных наблюдений.

7.3. Фоновая концентрация устанавливается либо единым значением по городу, либо, в случае выявления существенной изменчивости, дифференцировано по территории города (по постам), а также по градациям скорости и направления ветра.

7.4. При расчетах для действующих и реконструируемых источников (предприятий) используется значение фоновой концентрации с’_ф представляющей из себя фоновую концентрацию с_ф, из которой исключен вклад рассматриваемого источника (предприятия).

Значение с’_ф вычисляется по формуле

при с <= 2 с_ф; (7.1)
с’_ф = 0,2 с_ф при с > 2 с_ф, (7.2)

где с — максимальная расчетная концентрация вещества от данного источника (предприятия) для точки размещения поста, на котором устанавливался фон, определенная по формулам разделов 2-6 при значениях параметров выброса, относящихся к периоду времени, по данным наблюдений за который определялась фоновая концентрация с_ф.

Примечание. Для вновь строящегося источника (предприятия)

с’_ф = с_ф. (7.3)

7.5. В случаях, предусмотренных п. 1.4, допускается использование фоновой концентрации, вычисленной не по отдельным веществам, а совместно по комбинации веществ с суммирующимся вредным действием. При этом фоновая концентрация определяется по концентрациям, приведенным к наиболее распространенному из веществ, входящих в рассматриваемую комбинацию.

7.6. При отсутствии данных наблюдений за приземными концентрациями рассматриваемого вредного вещества или в случаях, когда в соответствии с нормативной методикой по установлению фоновой концентрации (см. п. 7.2) по данным наблюдений фоновая концентрация не определяется, учет последней основывается на использовании данных инвентаризации выбросов и результатов расчетов по формулам настоящего ОНД или приближенно по формулам п. 7.8.

Одним из двух способов учета фоновой концентрации в рассматриваемом случае является расчет распределения суммарной концентрации от рассматриваемых и других существующих и проектируемых источников выбросов вещества или комбинации веществ с суммирующимся вредным действием.

Вторым расчетным способом является замена фоновой концентрации, определенной по экспериментальным данным, фоновой концентрацией, рассчитанной для совокупности источников города (промышленного района) по параметрам, полученным при общегородской инвентаризации выбросов. При этом фоновая концентрация определяется умножением расчетной концентрации с на коэффициент 0,4 с дальнейшим осреднением по территории и выделением градаций скорости и направления ветра в соответствии с нормативной методикой по определению фоновой концентрации (см. п. 7.2).

Примечания: 1. Второй способ, как правило, используется при определении фоновой концентрации для городов.

2. При расчете фонового загрязнения воздуха выбросами автотранспорта используются формулы раздела 3 для наземных линейных источников (потоков автомашин на улицах) и формулы раздела 5 для наземных площадных источников (при учете выбросов автотранспорта на отдельных участках города).

7.7. За фоновую концентрацию с_ф для реконструируемого предприятия, которое является единственным источником в городе, выбрасывающим рассматриваемое вредное вещество, принимается вклад в суммарную концентрацию с источников того же предприятия, не подвергающихся реконструкции.

7.8. Для предприятий рассчитываются также значения фоновых концентраций с’_фn на момент достижения предельно допустимых выбросов (на перспективу) по формулам:

при > ПДК; (7.4)
при ПДК, (7.5)

где максимальная концентрация веществ от совокупности источников рассматриваемого предприятия вычисляется по формулам разделов 2-5 при значениях параметров выброса, относящихся к периоду времени, за который определялась фоновая концентрация с’_ф.

, (7.6)
, (7.7)
(7.8)

Здесь N_n -число предприятий в городе, М_i (г/с) и _i (м) -соответственно полный выброс и его средневзвешенная высота на i-м предприятии; , и т.д. — суммарные выбросы j-го предприятия в интервалах высот источников до 10 м включительно, 11-20, 21-30 м и т.д. Если все источники на i-м предприятии являются низкими или наземными, т.е. высота выброса не превышает 10 м (выбросы могут быть как организованными, так и неорганизованными), то _i принимается равной 5 м.

2. Применимость разработанных с использованием с’_фn нормативов ПДВ проверяется расчетом концентрации по формулам разделов 2-5.