Минтранс нормы

Организации используют автомобили круглый год. Эксплуатируя их в зимних условиях, они могут применять повышенные нормы расхода топлива. Рассмотрим некоторые вопросы, возникающие при их применении.

1. Как определить размер повышения нормы расхода топлива при эксплуатации автомобиля в зимних условиях (зимнее повышение)?

Законодательство устанавливает верхний предел повышения нормы расхода топлива при эксплуатации автомобилей на территории Беларуси и за ее пределами в зимних условиях эксплуатации — не более 10% <1>. Используемое в организации значение может быть ниже предельного.

Повышение нормы расходы топлива, в т.ч. зимнее повышение, должно быть установлено в приказе руководителя организации. В нем отражается применяемый организацией размер повышения <2>.

Объем топлива, которое можно дополнительно израсходовать в пределах норм в связи с применением зимнего повышения, определяется следующим образом <3>:

или

2. Можно ли применить зимнее повышение в отношении любого транспортного средства?

Повышение нормы расходы топлива при эксплуатации в зимних условиях нельзя применить:

— к транспортным средствам, предназначенным для эксплуатации исключительно в зимних условиях <4>;

— транспортным средствам, по которым используется временная норма расхода топлива.

Последнее объясняется так. Зимнее повышение можно применить только к линейным нормам расхода топлива и нормам расхода топлива на выполнение транспортной работы. Такие нормы устанавливает Минтранс. В случае отсутствия утвержденных норм организация вправе использовать временную норму (не более 6 месяцев). Но для целей применения норм расходы топлива она не относится к линейной. Поэтому зимнее повышение применить нельзя <5>.

3. Как рассчитать норму расхода топлива, если кроме зимнего повышения имеются и иные основания для корректировки?

Если организация одновременно применяет несколько повышений (понижений) нормы расхода топлива, нормируемый расход топлива устанавливается с учетом их суммы или разности <6>.

Допустим, у организации есть два основания для повышения линейной нормы расхода топлива. Рассчитать применяемую норму можно таким образом:

или

Перемножить коэффициенты повышения будет неверным:

4. Когда можно применять зимнее повышения?

Как следует из названия, зимнее повышение применяется при эксплуатации автомобиля в зимних условиях. Таковой считается его использование в условиях отрицательной температуры окружающего воздуха, ниже 0 °С <7>. Календарная дата значения не имеет. Это означает, что зимнее повышение:

— не применяется в дни, относящиеся к декабрю-февралю (календарная зима), если температура воздуха составляет 0 °С и более;

— используется в остальные периоды, если температура воздуха опускается ниже 0 °С.

Определение температуры воздуха производится на дату и время выпуска автомобиля на линию. Ее последующее изменение роли не играет.

Температуру измеряет ответственное лицо организации. Результаты вносятся в журнал регистрации результатов измерений температуры окружающего воздуха, который следует вести по установленной форме <8>.

На заметку
Если автомобиль эксплуатируется за пределами Беларуси, порядок определения и учета температуры окружающего воздуха устанавливается руководителем организации <9>.

5. Как влияет на расчет налога на прибыль использование повышения нормы расхода топлива в зимних условиях эксплуатации (зимнее повышение)?

Стоимость топлива, использованного при эксплуатации автомобилей, организация в целях налогообложения прибыли учитывает в затратах (если использование автотранспорта связано с процессом производства, реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), внереализационных расходов (при использовании автомобилей в иных целях, связанных с осуществлением организацией своей деятельности) <10>.

Однако только в пределах установленных законодательством норм. Топливо, израсходованное сверх них, относится к затратам, не учитываемым при налогообложении прибыли <11>.

Если организация в установленном порядке использует повышения норм расхода топлива, в т.ч. зимнее повышение, то при расчете налога на прибыль она может учесть стоимость топлива, использованного в пределах норм, рассчитанных с учетом таких повышений.

Обратите внимание!
Если зимнее повышение применено неправильно (с нарушением установленного порядка), стоимость фактически израсходованного топлива, приходящегося на такое зимнее повышение, не учитывается при налогообложении прибыли.

Например, фактический расход топлива по легковому автомобилю, использованному организацией для поездок по г. Минску в производственных целях, составил 149 л за отчетный месяц. Приказом руководителя установлено применение зимнего повышения и повышения при эксплуатации автомобиля в городах с численностью населения от 1 до 3 млн.чел. <12> в максимальном размере.

Нормативный расход топлива (с учетом пробега) за отчетный месяц составил: по линейной норме — 125 л, повышению при эксплуатации автомобиля в городах с численностью населения от 1 до 3 млн.чел. — 18,75 л. Возможное зимнее повышение (с учетом наличия отрицательных температур воздуха на начало выпуска автомобиля на линию в отчетном месяце) — 6,25 л. Однако данные температуры не зафиксированы в журнале регистрации результатов измерений температуры окружающего воздуха.

Для налога на прибыль можно учесть стоимость 143,75 л топлива (125 л + 18,75 л). Стоимость 5,25 л топлива (149 л — 143,75 л) в затратах не учитывается. При корректном оформлении при налогообложении прибыли можно было бы учесть стоимость всего фактически израсходованного данным автомобилем топлива.

Нормы расходования топлива в 2020 году Скачать приказ Минтранса в последней редакцииБланк приказа об утверждении норм расхода топлива скачать бесплатно

Утвердили новые способы рассчитать норму ГСМ

Обязательно ли соблюдать в 2020 году нормы расходы ГСМ от Минтранса

Компания не обязана нормировать расходы на топливо для служебных автомобилей. Это подтвердил Минфин в письме от 26.09.2019 № 03-03-07/74189. Чиновники признали, что затраты на бензин относятся к прочим расходам и их можно списывать по факту (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК). В кодексе нет ни слова о каких-либо нормах. Единственное условие — расходы должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены (ст. 252 НК).

На практике руководители утверждают нормы на бензин, чтобы водители не злоупотребляли и у инспекторов не было сомнений в обоснованности затрат. У контролеров не возникает претензий, если в организации действуют нормы расходы топлива Минтранса. Но свои нормы приходится утверждать на те автомобили, которых нет в минтрансовском перечне.

Читайте также: Порядок работы с путевыми листами в 2020 году

За старые автомобили организациям придется платить значительно больше. Минпромторг предлагает повысить ставки транспортного налога для авто устаревших моделей. Изменения могут вступить в силу уже со следующего года.

Узнать про изменения

Где узнать нормы расхода топлива

Компания должна самостоятельно решить, на какие нормативы ориентироваться. Вариантов может быть несколько. Например, возможно учитывать ГСМ в пределах затрат, установленных:

  • Методическими рекомендациями Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р;
  • производителем автомобиля в документах к нему;
  • отраслевыми документами для специализированной техники (например, в лесном хозяйстве применяются нормы из Приказа Рослесхоза от 13.09.99 № 180).

Скоро не потребуется заполнять путевые листы вручную, их можно будет сформировать электронно. Минтранс и Минкомсвязь уже работали проект поправок. А пока коллеги сами научились экономить время на оформлении путевых листов. Узнайте, какие способы использовать безопасно.

Как упростить работу с путевыми листами

Также компания вправе самостоятельно установить нормы для служебного транспорта. Для этого необходимо провести контрольный заезд и составить акт о ее результатах. Установить собственные нормы расхода топлива в 2020 году выгодно, если расход ГСМ больше, чем в нормах Минтранса.

Читайте также: Нормы расхода топлива на 2019 год в последней редакции Минтранса РФ

Как показывает практика, чаще всего компании используют нормы, которые привел Минтранс. Причин этому несколько:

  • перечень марок автомобилей наиболее полный и периодически обновляется;
  • налоговики признают эти нормы обоснованными для списания ГСМ;
  • не нужно тратиться на проведение замеров или оплату услуг специалистов для создания собственного документа с нормами.

Не верьте всем разъяснениям налоговиков, даже если вам отвечают официально — с датой и номером, подписью ответственного. Нередко мнения из регионов расходятся с позицией ФНС, что может привести компанию к штрафам. «Учет. Налоги. Право» разобрала несколько писем с опасными трактовками и выяснила, как поступить с противоречивыми разъяснениями. Есть среди них и разъяснение про подтверждение транспортных расходов.

Каким разъяснениям следовать опасно

Списание ГСМ по нормативам Минтранса в 2020 году

Нормы списания ГСМ Минтранс утвердил для транспортных организаций. Но применять их могут компании и из других отраслей деятельности. Для этого нужно только издать приказ, в котором установить признание расходов в пределах норм из этого документа. Скачать пример того, как можно оформить приказ об установлении нормы списания ГСМ можно по ссылке ниже.

Приказ на утверждение норм расхода топлива (ГСМ) на 2020 год с учетом распоряжения Минтрансаскачать бесплатно

Приказ об утверждении норм расхода топлива на 2020 год

Нормы расходования топлива на 2020 года от Минтранса РФ

Нормы списания ГСМ Минтранс РФ — таблица, где прописано количество литров горючего на каждые 100 км пути. Эти базовые нормативы установлены для разных марок автомобилей. В последний раз их обновляли в сентябре 2018 года (см. таблицу в конце статьи).

Еще Минтранс поясняет, в каком порядке рассчитывать нормативы для работы. Базовые нормы можно скорректировать на специальные коэффициенты. Это связано с тем, что машина расходует топливо по-разному в разных условиях — в теплое и холодное время года, при езде по пробкам и по свободной дороге. При последней редакции ведомство добавило в расчет еще один коэффициент, который зависит от срока эксплуатации транспорта.

Пример расчета лимита для легковой машины по правилам Минтранса.

Для автомобиля Renault Logan 1.4 базовая норма на 100 км составляет 7 л. Пробег по данным путевого листа — 70 км. Автомобиль эксплуатируется в городе, с населением 200 тыс. человек, что дает надбавку к нормативу в 10%. Учитывая зимний период, норматив нужно увеличить еще на 15 %.

Норматив расхода ГСМ для данного автомобиля составит: 6,125 литров . На списание ГСМ нормы расхода топлива закрепите в приказе вместе с используемыми коэффициентами. В нем можно сразу привести зимние и летние данные.