Мобильный рынок

Доли рынка и основные финансовые показатели сотовых операторов по итогам 2017 года

Подробности Родительская категория: Операторы сотовой связи Категория: Операторы сотовой связи России

Доли рынка и основные финансовые показатели сотовых операторов по итогам 2017 года

Последние годы для операторов сотовой связи ознаменовались стагнацией. Но в 2017 году компании стали предпринимать решительные шаги в направлении изменения стратегии в сторону диджитализации. Такой поворот стал вынужденным для операторов мобильной связи. Ведь чтобы выжить как отрасли, им просто необходимо думать о стратегических сдвигах.

Цифровизация бизнеса у каждого игрока происходит по-разному. В конкурентной борьбе каждая компания выбирает свои стратегии взаимодействия с диджитал. Но стоит отметить, что все участники находятся в равных условиях. Ведь еще сложно сказать, какой именно путь станет наиболее выигрышным.

Доли рынков операторов сотовой связи по числу абонентов

Рынок мобильной связи в России представлен четырьмя крупными игроками: «МТС», «МегаФон», «Билайн» и «Теле2». Именно им принадлежит 99% всего рынка.

Наибольшая доля рынка завоевана компанией «МТС». Несмотря на снижение количества абонентов на 2,13%, оператор в очередной раз смог удержать лидирующую позицию. По итогам 2017 года доля «МТС» составила 31%, что составляет 78,3 млн. абонентов.

Вторую позицию занимает «МегаФон». Этот оператор понес меньшие потери в количестве абонентов. Их число снизилось всего на 0,22%. Но этот факт не вывел «МегаФон» на лидирующее место. Так, доля компании составила 29%. Абонентская база провайдера равна 75,4 млн. человек.

Вслед за «МегаФоном» с показателем в 23% идет компания «Вымпелком» (бренд «Билайн»). Этот оператор также понес потери в количестве абонентов. Абонентская база снизилась на 0,25% и составила 58,16 млн. человек.

Четвертое место принадлежит оператору «Теле2». В отличие от своих конкурентов, провайдер мобильной связи продемонстрировал увеличение числа абонентов. Абонентская база выросла на 4,1%, увеличив число абонентов до 40,6 млн. Доля компании составила 16%.

Стоит заметить, что на всеобщем фоне снижения мобильных подключений, есть регионы, в которых этот показатель наоборот вырос. Так, количество абонентов в Москве выросло на 2,8%. А в Санкт-Петербурге – на 4,2%.

Анализ финансовых показателей операторов мобильной связи

Несмотря на потерю доли абонентов, мобильные операторы показывают увеличение выручки. Причем основной доход приходится именно на мобильную связь. Рост доходов от мобильной связи связан со следующими факторами:

  • отказ операторов от ценовой конкуренции;
  • уход от безлимитных тарифов;
  • получение доходов от дополнительных услуг для корпоративных клиентов.

Основные показатели компаний «большой четверки» продемонстрированы в таблице ниже. Но для начала разберем термины, которые будут в ней использованы.

Выручка – это полная сумма денежных средств, полученная компанией от реализации продукции, услуг, работ за определенный промежуток времени.

Чистая прибыль – это итоговая часть дохода, которая осталась после всех вычетов: на налоги, зарплаты, закупку оборудования, аренду и прочих затрат.

Таблица «Основные финансовые показатели «большой четверки”»

Изменения в конкурентной борьбе между операторами

До 2017 года основным методом конкуренции между операторами было снижение цен. Но так как 2016 год принес снижение выручки, компаниями мобильной связи было принято негласное соглашение о «примирении». Операторы решили отказаться от демпинговой политики и переключиться на удержание абонентов.

Такая стратегия положительно сказалась на рынке мобильной связи. Так, к примеру, в 3-м квартале 2017 года наблюдался рост выручки, тогда как за тот же период 2016 года операторы оказались в минусе.

Перспективы развития мобильной связи

Традиционные услуги связи становятся все менее востребованными. И не факт, что внедрение технологий 5G сможет изменить эту ситуацию. Мобильные операторы прекрасно это понимают. А поэтому всерьез взялись за расширение границ отрасли.

Операторы стали предлагать услуги телевидения, онлайн-музыки, развивать мобильную коммерцию. Также мобильные провайдеры заинтересованы и в ИТ-секторе. Такие направления, как облачные сервисы, М2М, решения на основе BigData, интернет вещей, значительно повышают конкурентоспособность отрасли.

Узнать подробнее о технических особенностях мобильной связи, путях развития, а также об экономических и маркетинговых аспектах отрасли можно в книге «Мобильная связь на пути к 6G».

Компания J’son & Partners Consulting завершила подготовку исследования состояния и перспектив развития башенной инфраструктуры мобильной связи в рамках концепции Smart City и 5G в России и мире. Цели исследования состояли в определении подходов к разработке перспективных бизнес-моделей для операторов башенной инфраструктуры и телекоммуникационных компаний в условиях внедрения сетей 5G.

Внедрение и развитие сетей пятого поколения 5G в мире, которые используют новый радиочастотный спектр и новые технологии, окажет существенное влияние на телекоммуникационные компании и «башенные» компании, towercos.

Участники рынка должны учитывать определенные требования к архитектуре сети и инфраструктуре для 5G. В частности, операторы мобильной связи должны оценивать расходы, связанные с 5G, с точки зрения как капитальных расходов (например, инвестиций в оборудование), так и операционных расходов (например, аренды площадок), в то время как «башенные» компании — определить возможности максимизировать доход от АМС в условиях изменений в конфигурации сайтов, а также учитывать возможности для удовлетворения меняющихся требований инфраструктуры сетей.

Основные факторы, оказывающие влияние на рынок

К основным факторам, которые могут оказать существенное влияние на компании в части развития башенной инфраструктуры в краткосрочной и среднесрочной перспективе относятся:

— внедрение, развитие сетей 5G — большое количество антенн MIMO, использование малых сот в миллиметровом диапазоне (mmWave) и уплотнение сетевых элементов, централизация сетей радиодоступа и т. д. Этот фактор, в частности, может существенно повысить спрос на оптоволоконные решения и сайты для размещения малых сот;

— развитие рынка интернет вещей и технологий LPWAN.

К сдерживающим факторам развития независимых операторов рынка относятся:

— возможное укрупнение рынка, уменьшение числа арендаторов в результате M&A и концепции единого оператора 5G;

— усиление интереса операторов к модели Network Sharing;

— ужесточение регулирования в отношении пассивной инфраструктуры;

— отказ телекоммуникационных компаний от услуг инфраструктурных операторов;

— радиофобия населения.

Стратегии развития основных участников рынка

— для «башенных» компаний основные стратегические направления – консолидация, региональная экспансия, снижение интереса к высотным конструкциям в пользу малых опор, диверсификация — стремление увеличить долю доходов от других арендаторов (не операторов мобильной связи) и других технологий/сервисов (IoT, Smart City, DAS и др.), стремление расширить продуктовый портфель;

— в сегменте телекоммуникационных компаниий наблюдаются тенденции:

o в мире — выделение «башенных» активов в дочерние или совместные компании, но в большинстве случаев не для продажи, а для более эффективного управления;

o в России не происходит отказа телекоммуникационных компаний от непрофильного бизнеса, «башенных» активов. Модель крупных независимых инфраструктурных операторов фактически не работает.

С появлением 5G, Интернета вещей и сервисов Smart City, традиционная модель и основное ценностное предложение телекоммуникационных компаний могут быть пересмотрены. Возникает концепция «сетевой компании», которая могла бы самостоятельно управлять инфраструктурой и обеспечивать связь с удаленными районами страны, позволяя телекоммуникационным компаниям сосредоточиться на развитии профильных сервисов.

Взаимодействие инфраструктурных операторов с регулирующими органами

Внедрение сетей 5G, инновационных продуктов и сервисов Smart City создает для компаний новые вызовы при создании инфраструктуры связи, в т.ч. и при взаимодействии с органами власти в части регулирования процессов.

Основные сложности при создании инфраструктуры связи 5G связаны с необходимостью обеспечить большое число локаций (существенно больше, чем в случае предыдущих поколений мобильной связи) для размещения малых сот. Даже в развитых странах, в частности в США, «башенным» компаниям приходится сталкиваться с бюрократическими и экономическими барьерами – требованиями городских властей по созданию и установке новых уличных фонарей, внедрения бесплатного Wi-Fi, задержками при получении различных разрешений, заградительными тарифами на доступ к инфраструктуре, дискриминацией инфраструктурных операторов и т.п. Интересы операторов защищают федеральная комиссия по телекоммуникациям (FCC), а также некоммерческие организации — Small Cell Forum, Ассоциация телекоммуникационной индустрии США (TIA), 5G Americas и другие. Эти структуры, в частности, выступают с инициативами по оптимизации и ускорению процесса развертывания сетей 5G. В частности, подписан совместный меморандум о взаимопонимании по разработке технических, коммерческих и нормативных решений для развертывания малых сот.

Анализ примеров взаимодействия операторов и органов власти, муниципалитетов в проектах Smart City позволил выявить ряд наиболее перспективных направлений с разделением зон ответственности.

В частности, в области «умных» опор освещения предлагается использовать решение, которое может применяться не только для энерго-эффективного интеллектуального освещения, но и для предоставления услуг беспроводного ШПД в городских районах с высокой концентрацией трафика, в том числе на базе новых технологий 5G, а также для создания IoT-инфраструктуры.

«Умные» опоры светодиодного освещения с поддержкой технологий 4G/5G совмещают мини базовую станцию сотовой связи (малую соту) со встроенным телекоммуникационным оборудованием, антеннами и радиомодулями с LED-источником света. Они также могут быть оснащены различными сенсорами. Так в 2018 г. компании Philips Lighting и American Tower Corporation запустили в США совместный проект Philips Smart Fusion — уличный светильник, который объединяет возможности качественного энергоэффективного уличного LED освещения и оборудования для беспроводной связи, которое может поддерживать сервисы нескольких мобильных операторов.

Решение Smart Fusion Pole представляет интерес как для городских властей, так и для телекоммуникационных компаний, операторов инфраструктуры, позволяя создать базу для реализации продуктов IoT/ Smart City, обеспечить поддержку частотных диапазонов для внедрения 5G/малых сот, обеспечить нормативы и требования городов, в т.ч. в части эстетики объектов, снижения уровня радиофобии жителей и другие.

Информационный бюллетень подготовлен компанией J’son & Partners Consulting. Мы прилагаем все усилия, чтобы предоставлять фактические и прогнозные данные, полностью отражающие ситуацию и имеющиеся в распоряжении на момент выхода материала. J’son & Partners Consulting оставляет за собой право пересматривать данные после публикации отдельными игроками новой официальной информации.