Мониторинг налогового законодательства

Контроль в форме налогового мониторинга начал работать с 01.01.2015. При такой форме контроля инспекторы получают доступ к данным бухгалтерского и налогового учета компаний, которые заключили с ФНС специальное соглашение. Переход к налоговому мониторингу позволяет организациям избежать налоговых проверок, а также сэкономить значительные средства на уплате налоговых штрафов и пеней. Рассказываем, что собой представляет эта форма налогового администрирования, кто может подключиться к налоговому мониторингу и как это сделать.

Что такое налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг является разновидностью налогового контроля, проводимого с согласия и по заявлению самого налогоплательщика (ст. 105.26 НК РФ).

Отличительной чертой данного вида контроля является то, что он проводится путем предоставления налоговым органам онлайн-доступа к учетной системе налогоплательщика, включая бухгалтерскую и налоговую отчетность организации. Налоговики сами контролируют учет и отчетность плательщика и выявляют ошибки.

Налоговые проверки (выездные и камеральные) в рамках мониторинга не проводятся. Проверки заменяются на оперативное взаимодействие с самим налогоплательщиком. Причем вместо сплошных проверок налоговики выявляют в ходе мониторинга операции с высокими рисками. В частности, контролируют вычеты по НДС, обоснованность расходов.

При обнаружении каких-либо противоречий в отчетности инспекция запрашивает у плательщика дополнительные пояснения и документы. Если налоговики установят, что организация неправильно посчитала и не доплатила в бюджет налоги, она потребует исправить допущенные ошибки и погасить задолженность. При этом пени не начисляются.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Налоговый мониторинг — разновидность налогового контроля, проводимого с согласия и по заявлению самого налогоплательщика. Налоговым органам предоставляется онлайн-доступ к учетной системе налогоплательщика, включая бухгалтерскую и налоговую отчетность организации. Налоговики сами контролируют учет и отчетность и выявляют ошибки.

2. Налоговые проверки (выездные и камеральные) в рамках мониторинга не проводятся.

3. Подключиться к налоговому мониторингу могут только крупнейшие налогоплательщики с миллиардными доходами.

4. Не исключено, что в ближайшем времени требования к претендентам на подключение к налоговому мониторингу смягчат.

Все это происходит оперативно в режиме реального времени, без выездов к налогоплательщику и без применения к нему традиционных мер воздействия, практикуемых налоговиками.

При этом переход на налоговый мониторинг способствует значительному снижению финансовых издержек бизнеса и экономии на налоговых санкциях. Так, по данным ФНС, организации, которые перешли на налоговый мониторинг, на 30% сократили затраты на сопровождение налоговых проверок. А общая экономия по пеням при этом составила 31,2 млн руб.

Кто может участвовать в налоговом мониторинге

Закон ограничивает число плательщиков, которые могут подключиться к налоговому мониторингу. Таким правом наделяются только крупнейшие налогоплательщики с миллиардными доходами.

Организация вправе обратиться с заявлением о проведении налогового мониторинга только при одновременном соблюдении следующих условий (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате за предыдущий год, составляет не менее 300 млн руб.;
  • суммарный объем полученных доходов составляет не менее 3 млрд руб.;
  • совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации составляет не менее 3 млрд руб.

Здесь учитываются данные за год, предшествующий году подачи заявления о проведении мониторинга. Всего в России этим критериям

Если организация не соответствует хотя бы одному из указанных выше критериев, в проведении мониторинга ей откажут.

За последние годы количество участников налогового мониторинга .

При этом не исключено, что в ближайшем времени требования к претендентам на подключение к налоговому мониторингу смягчат.

Заявление о проведении мониторинга

Налоговый мониторинг проводится налоговым органом исключительно в заявительном порядке с добровольного согласия плательщика (ст. 105.26 НК РФ). Форма заявления утверждена приказом ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним».

Заявление подается в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 1 июля года, предшествующего году, в котором будет проводиться налоговый мониторинг. Если организация уже подключена к мониторингу и хочет его продлить, заявление нужно подать не позднее 1 сентября текущего года (ст. 105.27 НК РФ).

К заявлению необходимо приложить комплект следующих документов:

  • регламент информационного взаимодействия. В этом документе указывается порядок учета доходов и расходов, порядок предоставления налоговикам документов и сведений, а также данные о налоговых регистрах организации;
  • сведения об организациях и физлицах, которые прямо или косвенно участвуют в организации (при доле участия более 25%);
  • учетную политику организации;
  • документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.

Документы представляются на рассмотрение налогового органа. Если у налоговиков возникнут какие-либо вопросы по документам, представленным организацией, они сообщат об этом не позднее 1 месяца со дня получения заявления о проведении налогового мониторинга.

В свою очередь, организация должна будет в 10-дневный срок представить в инспекцию необходимые пояснения (дополнительные документы и информацию). В противном случае в проведении мониторинга будет отказано.

При этом до принятия решения о проведении мониторинга организация вправе отозвать свое заявление. В случае отзыва заявления оно не будет считаться поданным.

Решение по заявлению принимается до 1 ноября текущего года. Решение о проведении налогового мониторинга (решение об отказе в его проведении) направляется организации в течение 5 дней со дня его принятия. При этом сам мониторинг начнется с 1 января следующего года.

Регламент информационного взаимодействия

Регламент информационного взаимодействия налогоплательщиков с налоговым органом в рамках мониторинга утвержден приказом ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@.

В Регламенте должны быть прописаны:

  1. Порядок доступа налогового органа к данным налогоплательщика.
  2. Порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов, расходов, объектов налогообложения, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета.
  3. Информация о системе внутреннего контроля организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

Порядок доступа налогового органа к данным налогоплательщика

В Регламенте должен быть указан способ информационного взаимодействия организации с налоговым органом (предоставление доступа к информационным системам (ресурсам) и (или) передача документов (информации) по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота).

Это может быть прямой доступ на просмотр информационной базы либо доступ к «Витрине данных». Технических требований к «Витрине данных» в настоящее время не предусмотрено.

На практике «Витрина данных» – это информационная система, позволяющая хранить данные и раскрывать их налоговому органу с целью проведения налогового мониторинга.

В Регламенте необходимо перечислить, какое программное обеспечение используется, порядок подключения. Налогоплательщику необходимо создать рабочее место налогового органа, которое может представлять собой персональный компьютер, расположенный на территории налогоплательщика, либо виртуальную машину, расположенную в информационном пространстве общества.

Штатные средства системы «1С:Предприятие 8» уже сейчас позволяют организовать доступ налогового инспектора к информационной системе с ограничением прав. Ряд компаний уже реализовали налоговый мониторинг с использованием возможностей «1С:Предприятия». Например, компания ООО «Комацу СНГ», входящая в крупный японский машиностроительный холдинг Komatsu, присоединилась с 01.01.2019 к режиму налогового мониторинга в России. С помощью корпоративной информационной системы на базе «1С:Предприятия» организован удаленный доступ специалистов налоговой службы к данным бухгалтерского и налогового учета.

В рамках налогового мониторинга налоговые органы должны получить доступ к отчетности налогоплательщика, при этом отчетность по НДС, налогу на прибыль и налогу на имущество должна расшифровываться по всем показателям до первичного документа. В настоящее время штатные средства «1С:Бухгалтерии 8» поддерживают полную расшифровку декларации по НДС и налогу на имущество. Декларация по налогу на прибыль полностью расшифровывается в части расходов, в части доходов полную расшифровку планируется реализовать до конца 2019 года.

Фирма «1С» в 2019 году планирует автоматизировать информационное взаимодействие налогового органа и налогоплательщика в программных продуктах «1С:Управление холдингом 8», «1С:Управление холдингом. ERP» и новом специализированном решении «1С:Налоговый мониторинг». В июне 2019 года фирма «1С» планирует выпустить бета-версию «1C:Налоговый мониторинг». Подробнее читайте в .

Описание функциональных возможностей информационной системы

В соответствии с приказом ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ дополнительно необходимо описать порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов, расходов, объектов налогообложения, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета.

Подробное описание функциональных возможностей «1C:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) и инструкция по использованию описаны в выпускаемых издательством «1С-Паблишинг» книгах:

Полагаем, что потенциальным участникам налогового мониторинга полезно будет приложить книги к представляемым в налоговый орган документам.

В рамках представляемых в налоговый орган документов необходимо направить учетную политику организации.

Система внутреннего контроля

В отдельной статье Регламента приводится описание системы внутреннего контроля организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

В «1С:Бухгалтерии 8» предусмотрены различные инструментальные средства, позволяющие проверить правильность ведения учета и выявить допущенные ошибки. В состав таких средств, в частности, входят: Экспресс-проверка ведения учета, отчет Анализ состояния бухгалтерского учета, отчет Анализ состояния налогового учета по налогу на прибыль. Подробнее о проверке ведения учета и возможностях отчетов читайте в статье «Проверка ведения учета: возможности «1С:Бухгалтерии 8″».

Эти инструменты позволят отчасти выполнить необходимые контрольные мероприятия.

В планируемом к выпуску решении «1С:Налоговый мониторинг» будет реализована подсистема внутреннего налогового контроля, которая обеспечит:

  • ведение паспортов налоговых рисков,
  • планирование контрольных процедур,
  • регистрацию результатов контрольных процедур,
  • регистрацию инцидентов,
  • регистрацию мероприятий по совершенствованию системы внутреннего контроля,
  • процессы согласования произвольных объектов системы.

Предоставление пояснений и документов

По большей части налоговый мониторинг проводится без участия самого плательщика. Но при выявлении в отчетности каких-либо неточностей или ошибок налоговики вправе запросить у проверяемой организации необходимые дополнительные пояснения. Вместе с тем, как отмечает руководитель ФНС России М.В. Мишустин, количество истребованных документов значительно сокращается. По состоянию на февраль 2019 года налоговая служба зафиксировала сокращение требований на 77%.

Представить пояснения организация должна в течение 5 дней, а внести исправления в свои документы – в течение 10 дней с момента получения соответствующего требования (п. 2 ст. 105.29 НК РФ).

Также в ходе мониторинга инспекция вправе истребовать у организации документы, которые необходимы для исчисления и уплаты налогов. Истребуемые документы компания обязана направить в налоговый орган лично или через представителя, по почте заказным письмом или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в течение 10 дней с момента получения требования (п.п. 4, 5 ст. 105.29 НК РФ). Если налогоплательщик перешел на юридически значимый документооборот, то налоговый орган получает доступ к первичным документам в электронном виде и ничего дополнительно не запрашивает.

В рамках информационного взаимодействия может быть предусмотрено прикрепление скан-копий первичных документов в информационную систему.

Мотивированное мнение налоговиков

Мотивированное мнение налогового органа представляет собой позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов (п. 1 ст. 105.30 НК РФ). Форма документа утверждена приказом ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@.

Мотивированное мнение выносится как по инициативе налоговиков, так и по запросу самой организации. Мотивированное мнение позволяет организациям:

  • заранее оценить планируемые сделки с точки зрения налоговых последствий;
  • сориентироваться в спорных ситуациях, когда налогоплательщику непонятен порядок исчисления налогов;
  • избежать доначисления налогов в результате неправильного применения налогового законодательства.

Мотивированное мнение по запросу организации направляется в течение месяца со дня получения инспекцией соответствующего запроса (п. 5 ст. 105.30 НК РФ).

Также мотивированное мнение направляется плательщику во всех случаях, когда инспекция установит, что организация неправильно исчисляет и уплачивает налоги. В таких ситуациях мнение направляется организации в течение 5 дней со дня его составления (п. 3 ст. 105.30 НК РФ). Мнение подлежит обязательному исполнению.

Организация выполняет мотивированное мнение путем учета изложенной в нем позиции налогового органа. При этом исполнение мнения освобождает от налоговой ответственности в тех случаях, когда мнение окажется ошибочным.

Отмена налоговых проверок

По общему правилу в период проведения налогового мониторинга налоговый орган не вправе проводить выездную налоговую проверку. Но мониторинг не всегда освобождает от выездной проверки.

При определенных обстоятельствах налоговой проверки будет не избежать (п. 1.1 ст. 88 НК РФ, п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Например, в ходе мониторинга выездная налоговая проверка проводится в следующих случаях:

  • проведение выездной проверки вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью инспекции, проводившей налоговый мониторинг (пп. 1 п. 5.1 ст. 89 НК РФ);
  • невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа (пп. 3 п. 5.1 ст. 89 НК РФ);
  • представление уточненной декларации за период проведения налогового мониторинга, в которой была уменьшена сумма налога по сравнению с ранее представленной декларацией (пп. 4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Кроме того, выездную проверку проведут и при досрочном прекращении налогового мониторинга (пп. 2 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Прекращение налогового мониторинга

Длительность налогового мониторинга составляет 1 год и 9 месяцев, глубина мониторинга – 1 год (п.п. 4, 5 ст. 105.26 НК РФ). То есть мониторинг, в ходе которого налоговики проверяют 2019 год, будет длиться с 01.01.2019 до 01.10.2020.

Но в некоторых случаях возможно и досрочное прекращение налогового мониторинга (ст. 105.28 НК РФ).

Налоговый мониторинг прекращается досрочно в случаях:

  • неисполнения организацией регламента информационного взаимодействия;
  • представления организацией в ходе мониторинга недостоверной информации;
  • неоднократного (два раза и более) непредставления инспекции документов, информации или пояснений.

Налоговики обязаны уведомить организацию о досрочном прекращении налогового мониторинга не позднее 1 сентября года, следующего за периодом, за который он проводится.

Минфин России подготовил законопроект, вносящий поправки в налоговое законодательство в части расширения практики применения налогового контроля в форме налогового мониторинга1. Предполагается, что поправки вступят в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования соответствующего документа, а применяться будут в отношении налоговых деклараций (расчетов), уточненных налоговых деклараций (уточненных расчетов), представленных после дня вступления в силу.

Законопроектом предлагается скорректировать совокупную стоимость налогов, уплаченную организацией за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга. Если в настоящее время в нее включаются суммы НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, то законодатель намерен включить в нее и суммы уплаченного НДФЛ и страховых взносов. Помимо этого, будет скорректирована и сама совокупная стоимость налогов. Сейчас для участия в налоговом мониторинге нужно уплатить не менее 300 млн руб., то законопроект предлагает снизить эту сумму до 100 млн руб. (подп. 1 п. 3 ст. 105.26 Налогового кодекса).

Также корректировке предлагается повергнуть и суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга. Нормами налогового законодательства он установлен в размере не менее 3 млрд в руб. (подп. 2 п. 3 ст. 105.26 НК РФ). Законопроект предусматривает ее снижение до 1 млрд руб.

Аналогичным образом предлагается снизить с 3 млрд руб. до 1 млрд руб. и совокупную стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга (подп. 3 п. 3 ст. 105.26 НК РФ).

Кроме того, предлагается упростить процедуру перехода на налоговый мониторинг для организаций, являющихся участникамим консолидированной группы налогоплательщиков (в том числе ответственным участником указанной группы). Они, как и те организации, в отношении которых уже проводится налоговый мониторинг, получат возможность не выполнять вышеуказанных условий.

Предлагается внести изменения и в порядок исчисления срока проведения налогового мониторинга. Сейчас, в соответствии с нормами налогового законодательства он начинается с 1 января года указанного периода и оканчивается 1 октября года, следующего за указанным периодом (п. 5 ст. 105.26 НК РФ). Законодатель же предлагает прописать условия продления этого срока. Так, например, срок может быть продлен не более, чем на три месяца, если организация представит в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, менее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга уточненную налоговую декларацию (уточненный расчет) за налоговый (отчетный) период, за который проводится или проведен налоговый мониторинг.

В случае представления в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, менее чем за шесть месяцев до окончания срока проведения налогового мониторинга уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (акцизу), в которой сумма налога заявлена к возмещению, за налоговый период, за который проводится или проведен налоговый мониторинг, срок проведения налогового мониторинга по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа может быть продлен не более чем на шесть месяцев.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Такие решения о продлении срока проведения налогового мониторинга будут приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа до окончания срока – 1 октября. Оно направляется организации в течение пяти дней со дня его принятия.

В случае представления налоговой декларации (расчета) или уточненной налоговой декларации (уточненного расчета) за налоговый (отчетный) период, за который уже проведен налоговый мониторинг, такая налоговая декларация (расчет) или уточненная налоговая декларация (уточненный расчет) проверяется в рамках проведения налогового мониторинга, срок проведения которого не окончен.

Также законопроектом предлагается внести изменения в технологии информационного взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами.

1 С текстом законопроекта «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового мониторинга» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/08-20/00107219).

Опубликовано в 2015, Выпуск Декабрь 2015, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | Нет комментариев

Цыганова Т.Д.1, Лялина Ж.И.2

1 ORCID: 0000-0001-8200-0677, Студентка, 2 Кандидат экономических наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет

ИНСТИТУТ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены возможности и перспективы реализации в российской налоговой системе концепции партнёрских отношений налоговых органов и налогоплательщиков в форме предварительного налогового контроля. Проанализированы преимущества и недостатки введения налогового мониторинга и налогового рулинга, зарубежная практика их применения.

Ключевые слова: предварительный налоговый контроль, налоговый мониторинг, налоговый рулинг.

Tsyganova T.D.1, Lyalina Zh.I.2

1 ORCID: 0000-0001-8200-0677, Student, 2 PhD in Economics, Associate professor, Far Eastern Federal University

INSTITUTE OF PRELIMINARY TAX CONTROL IN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Abstract

Keywords: preliminary tax control, tax monitoring, tax ruling.

Согласно Бюджетному Посланию Президента РФ о бюджетной политике в 2014-16 гг. налоговая система России ставит одной из целей качественное улучшение налогового администрирования. Актуальность данной проблемы обусловлена увеличением масштаба уклонения от уплаты налогов особенно в период нестабильной экономической обстановки, когда перед налоговыми органами стоит задача найти такие способы взаимодействия с налогоплательщиками, которые максимально снизят риск недополучения налоговых платежей в бюджет. Одним из таких способов решения проблемы является предварительный налоговый контроль.

Государство способно в полной мере реализовывать свою налоговую политику только когда налогоплательщики понимают всю важность уплаты налогов для общества и заинтересованы их платить . Долгое время для налоговой системы России был характерен налоговый контроль, основанный на тотальной проверке документов в сочетании с комплексом тяжёлых карательных мер в виде санкций за нарушение налогового законодательства . Фискальный характер налоговой системы также повлиял на формирование негативного отношения налогоплательщиков к уплате налогов. Доминирование принципа власти и подчинённости в налоговом администрировании приводило к низкой экономической отдаче, а налоговый контроль в целом являлся неэффективным.

В связи с этим государство было вынуждено искать новые пути взаимодействия с налогоплательщиками. Возникла насущная необходимость внедрения новых эффективных форм налогового контроля, которые могли бы позволить:

– бесперебойно финансировать доходную часть государственного бюджета, не нанося ущерб платёжеспособности налогоплательщика непомерными налоговыми санкциями;

– сокращать расходы государства на проведение налоговых проверок;

– изменить негативное отношение налогоплательщиков к налоговым администрациям.

На сегодняшний день наиболее перспективной видится принципиально новая форма взаимодействия Федеральной налоговой службы и налогоплательщиков как партнёров. В этом случае государство выступает поставщиком определённого сервиса, который включает развитую инфраструктуру, благоприятные условия ведения бизнеса и др., а налогоплательщик, расставаясь со своими деньгами в форме налогов, получает возможность быть пользователем всех этих благ . По мнению российских экспертов, партнёрские отношения – наиболее удобная и взаимовыгодная форма сотрудничества государства и налогоплательщика, обеспечение которой, также как и развитие экономики, возможно лишь при соблюдении базовых принципов налогообложения: определённости, стабильности и эффективности . В налоговом контроле, основанном на партнёрских отношениях, основной упор сделан на превентивные или предупредительные меры в отношении возможных нарушений налогового законодательства.

Эта идея не является новой. За рубежом данная концепция активно реализуется на практике в форме институтов предварительного налогового контроля. Россия, напротив, всё ещё находится в переходном к данной системе взаимоотношений периоде.

Наибольшую известность на сегодняшний день получил институт налогового мониторинга. Содержание данной формы налогового контроля заключается в предоставлении налоговому органу доступа к информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и контроль налоговым органом в режиме реального времени за исполнением налогоплательщиком налоговых обязанностей . Впервые налоговый мониторинг стал применяться в Нидерландах в 2005 г. Позднее стали появляться аналоги данного инструмента налогового контроля в других странах мира (таб. 1).

Таблица 1 – Институты налогового мониторинга за рубежом

Несмотря на то, что формы налогового мониторинга в разных странах мира неодинаковы, общей чертой для всех видов является то, что налогоплательщики получают от налоговых органов заключение о квалификации для целей налогообложения как уже реализованных, так и только планируемых сделок в целях предотвращения налоговых споров.

Одним из наиболее значимых мероприятий по реализации концепции партнёрских отношений в России является введение 1 января 2015 г. института налогового мониторинга. Появлению предшествовал пилотный проект по внедрению расширенного информационного взаимодействия государства и налогоплательщика, проводимый в 2012-2013 гг. с участием четырёх крупнейших компаний: ОАО «Русгидро», ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», ОАО «Мобильные ТелеСистемы» и «Эрнст энд Янг (СНГ) Б.В.» . На основании полученных по его окончании положительных результатов было принято решение закрепить институт налогового мониторинга законодательно в разделе V.2 Налогового кодекса РФ. Первым участником процедуры налогового мониторинга в России стало ПАО «Мобильные ТелеСистемы».

Система налогового мониторинга в России имеет как свои преимущества так и недостатки (таб. 2).

Таблица 2 – Особенности налогового мониторинга в России

Вторым шагом в развитии налогового контроля, основанного на партнёрских отношениях, является попытка создания института налогового рулинга. Данная форма налогового контроля впервые упоминалась в «Основных направлениях налоговой политики РФ на 2016 г. и плановый период 2017, 2018 гг.» и ещё не закреплена законодательно. В отличие от налогового мониторинга, налоговый рулинг создаётся с целью предоставления налогоплательщику возможности получать информацию о налоговых последствиях конкретной сделки, которую он только планирует совершить. Налоговый рулинг не подразумевает полной передачи ФНС информации бухгалтерского и налогового учёта. Налоговый орган проводит оценку возможных последствий будущей сделки и выдаёт соответствующее заключение, в соответствии с которым действует налогоплательщик. Налоговый рулинг, как и налоговый мониторинг, имеет большой опыт применения за рубежом. К примеру, во Франции применяется rescript fiscal, в США действует private ruling, в Израиле – tax ruling, а в Швеции – Forhandsbesked .

Система партнёрских отношений базируется на предупредительных мероприятиях налогового контроля и направлена на создание доверительных отношений между налогоплательщиком и государством в лице Федеральной налоговой службы. Институты предварительного налогового контроля, основанные на данной форме взаимоотношений с налогоплательщиками, позволят налоговым органам предотвращать незаконные схемы уклонения от налогообложения и минимизации налогов, снижать количество выездных проверок и в целом повышать уровень налогового контроля, по которому, как известно, оценивают качество работы всей налоговой службы. Сотрудничество, основанное на партнёрских доверительных отношениях, способствует в определённой мере изменению сознания налогоплательщика, и, следовательно, подходов к концепции налогообложения в целом.

Литература

  1. Вахитов Р.Р. Налогоплательщик и государство: обречённые на сотрудничество // Налоговед. – 2010. – №11. – С.12-14.
  2. Куклина Т.В. Метод горизонтального мониторинга в системе налогового администрирования в России // Актуальные проблемы управления и экономики: российский и зарубежный опыт. – 2013. – С.205-211.
  3. Надточий Е.В. Горизонтальный мониторинг – новая форма взаимодействия в налоговой сфере // Налоги и налогообложение. – 2013. – №1. – С.33-40.
  4. Панов Е.Г. Философия налогов // Вестник ФА. – 2009. – №5. – С.61-65.
  5. Тибирьков А.А. Налоговый мониторинг – новая форма налогового контроля // Налоги и налоговое планирование. – 2015. – №2. – С.8-13.
  6. Трошин А.Г. Формирование налоговой культуры налогоплательщиков в ходе налогового администрирования // Политика и право. Изд-во Амурского гос.университета. – 2010. – №10. – С.174-176.
  7. Шамсиева М.В. Налоговый мониторинг как инструмент совершенствования налогового администрирования и минимизации рисков российских компаний // Государственная политика и управление в России. Вестник ПАГС. – 2015. – С.109-115.

References