Мотивы задержания

Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс. СПб.: Питер, 2005. 272 с. – (Серия «Краткий курс»).

1-е изд. | 2-е изд. | последнее издание 2015 года | скачать или читать в PDF

Глава 7. Меры процессуального принуждения

§ 2. Задержание подозреваемого и обвиняемого

Задержание подозреваемого – это неотложная мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 5 ст. 11 УПК).

Фактическое задержание (захват) – это конкретные принудительные физические действия по нейтрализации вероятного преступника, лишении его свободы передвижения (п. 15 ст. 5). Фактический захват может быть элементом уголовно-процессуального задержания, если он завершается кратковременным содержанием под стражей подозреваемого.

Уголовно-процессуальное задержание надо отличать от административного задержания, которое регламентируется КоАП РФ и применяется по делу об административном правонарушении, а также от задержания, предусмотренного Уголовно-исполнительным кодексом РФ (ч. 2 ст. 30).

В отличие от меры пресечения в виде заключения под стражу задержание характеризуется признаками неотложности и кратковременности.

В силу неотложности задержание производится лишь на начальном этапе уголовного преследования без санкции прокурора или суда. Поэтому нельзя дважды задержать подозреваемого или обвиняемого по тем же самым основаниям, так как после первого задержания не­отложность ситуации расследования утрачивается.

Задержание должно быть кратковременным. До судебного решения никто не может быть подвергнут задержанию на срок более 48 часов с момента фактического задержания (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ, ч. 1 ст. 10 УПК).

Задержание делится на две разновидности: задержание обвиняемого и задержание подозреваемого.

Задержание обвиняемого — это неотложная мера процессуального принуждения, содержание которой состоит в кратковременном содержании под стражей обвиняемого в целях незамедлительного доставления его в суд для рассмотрения ходатайства органов уголовного преследования об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 3 ст. 210 УПК). Основанием для задержания обвиняемого является необходимость рассмотрения в суде обоснованного ходатайства следователя об избрании в отношении разыскиваемого обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Цель состоит в незамедлительном доставлении обвиняемого в суд для рассмотрения указанного ходатайства. В качестве мотива выступает опасение, что обвиняемый уклонится от явки в судебное заседание. Условием служит вынесение обоснованного постановления о привлечении в качестве обвиняемого, а в исключительных случаях — обвинительного акта.

Задержание подозреваемого предусмотрено гл. 12 УПК представляет собой не­отложную меру процессуального принуждения, содержание которой состоит в кратковременном содержании под стражей лица с целью установить его причастность к совершению преступления и необходимость применения меры пресечения в виде заключения под стражу.

Закон предусматривает четыре основания для задержания подозреваемого (ст. 91 УПК).

1. Лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения.

2. Потерпевшие или очевидцы указали на данное лицо как на совершившее преступление.

3. На этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

4. Имеются иные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления. Эти данные — менее весомые доказательства виновности, нежели явные следы преступления (сходство внешности подозреваемого с описанием преступника, явка с повинной, показания лиц, не являющихся очевидцами, и т. д.).

По данному основанию задержание возможно при наличии одного из четырех дополнительных условий: если это лицо пыталось скрыться, не имеет постоянного места жительства, не установлена личность подозреваемого или в суд направлено ходатайство об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Цели задержания подозреваемого логически вытекают из оснований его освобождения (ст. 94 УПК). Задержание предназначено для: 1) проверки подозрения — установления причастности или непричастности лица к совершению преступления; 2) определения оснований для применения меры пресечения в виде заключения под стражу.

Мотивами задержания являются опасения, что лицо, подозреваемое в совершении преступления, может воспрепятствовать производству по делу: скрыться, продолжить преступную деятельность или помешать установлению истины (угрожать свидетелю, иным участ­никам процесса, уничтожить доказательства).

Условия задержания подозреваемого разделяются на общие и специальные. Общими условиями процессуального задержания (как и применения всех мер процессуального принуждения) являются: 1) наличие возбужденного уголовного дела; 2) надлежащий субъект применения этой меры; 3) надлежащий объект задержания — задерживаемое лицо.

Специальное условие задержания вытекает из его цели — определить необходимость заключения под стражу. Задержание допускается лишь при подозрении в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы (ст. 91). Вторым специальным условием задержания является соблюдение дополнительных требований, связанных со служебным иммунитетом отдельных категорий должностных лиц (ст. 449).

Процессуальный порядок задержания складывается из следующих этапов (ст. 92 УПК).

1) Фактическое задержание (захват), доставление подозреваемого и вынесение постановления о возбуждении уголовного дела. С момента фактического задержания исчисляется 48 часовой срок кратковременного содержания под стражей, и защитник допускается к участию в деле.

2) В срок не более трех часов с момента доставления должен быть составлен протокол задержания, который является основанием для помещения подозреваемого под стражу. Копия протокола вручается подозреваемому по его просьбе.

3) В течение 12 часов с момента задержания уведомляются о произведенном задержании: прокурор, близкий или иной родственник подозреваемого , командование воинской части (если подозреваемый является военнослужащим), представительство иностранного государства (если подозреваемый является его гражданином или подданным), защитник подозреваемого, который должен располагать информацией о месте или о перемене места содержания задержанного.

4) Не позднее 24 часов с момента фактического задержания подозреваемому должна быть предоставлена возможность дать показания в присутствии защитника, если он добровольно от него не отказался. До начала допроса подозреваемый имеет право на свидание с защитником продолжительностью не менее 2 часов.

5) Содержание подозреваемого под стражей регламентируется законом РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года. Условия содержания не должны причинять подозреваемому дополнительных лишений или преследовать цель незаконно воздействовать на него. Встречи оперативного работника с подозреваемым допускаются только по письменному разрешению лиц, в производстве которых находится уголовное дело.

6) Задержание подозреваемого завершается одним из трех решений:

Освобождением подозреваемого в связи с неподтверждением подозрения, отсутствием оснований для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, незаконностью задержания или истечением срока задержания.

Применением меры пресечения в виде заключения под стражу.

Продлением срока задержания судом не более чем на 72 часа для предоставления органами уголовного преследования дополнительных доказательств, подтверждающих необходимость заключения под стражу.

При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с санкции прокурора может не производится, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним (ч. 4 ст. 96 УПК).

Надзор за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве является одной из наиболее приоритетных задач, стоящих перед органами прокуратуры. Важнейшее из таких прав – право каждого человека на свободу передвижения, соблюдению которого всегда уделялось наибольшее внимание надзирающих прокуроров.

Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, является наиболее строгой мерой процессуального принуждения, в связи с чем ее применение строго регламентировано в статьях 91 – 94 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ).

Прежде всего, законодателем определен закрытый перечень должностных лиц, уполномоченных на задержание, а также оснований для этого.

Так, орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Также в законе строго прописан порядок задержания подозреваемого.

Так, после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены его права, предусмотренные статьей 46 УПК РФ.

В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

Подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном статьей 184 УПК РФ.

Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46, статей 189 и 190 УПК РФ. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:

1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 УПК РФ.

По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном пунктом 3 части седьмой статьи 108 УПК РФ.

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.

При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

В случае нарушения установленного законом порядка задержания лица по подозрению в совершении преступления, гражданам необходимо безотлагательно обращаться в прокуратуру города или района по месту нахождения органа предварительного расследования.

Возврат к списку



Задержание — особая уголовно-процессуальная процедура, которая предполагает кратковременное лишение свободы лица, в отношении которого есть объективные данные, полагать, что он совершил преступное деяние .

Процессу задержания в УПК РФ отведена целая глава 12, представленная несколькими статьями. В ней четко определены основания задержания, права подозреваемого и ключевые этапы самого процесса.

Задержание может быть применено только при наличии возбужденного уголовного дела.

Осуществлять задержание подозреваемого могут только уполномоченные законом лица: дознаватель, орган дознания, следователь.

Другие сотрудники не имеют права проводить данную меру принуждения.

Главный Закон РФ (Конституция) не допускает безосновательного ограничения свободы любого человека.

Конституция РФ допускает задержание лица до судебного решения на срок до 48 часов.

Порядок задержания гражданина определен в главе 12 УПК РФ. В ней кроме порядка содержатся нормы, регламентирующие освобождение подозреваемого, правила личного обыска и условия правомерности при задержании лица.

В рамках данной процессуальной процедуры подозреваемый имеет следующие права:

– на защитника;

– на свидание с защитником перед проведением допроса;

– на получение копии постановления о задержании и протокола допроса;

– на получение сведений о причинах задержания;

– на предоставление доказательств, ходатайств, прошений и отводов;

– на бесплатного переводчика;

– на дачу показаний на любом известном ему языке.

По инициативе подозреваемого ему может быть предоставлен другой защитник, если ранее явившийся его не устраивает.

Итак, основания для задержания гражданина указаны в ст. 91 УПК РФ. Среди них указаны:

– признание лица, как совершившего преступление очевидцами или потерпевшем;

– обнаружение следов преступления на самом подозреваемом, в его доме или на его одежде;

– лицо пыталось скрыться;

– не установлена личность лица или оно не имеет постоянного места жительства.

В обязательном порядке о задержании должны быть уведомлены все лица, имеющие отношение к делу. Законом дается 12 часов на предупреждение близких родственников о задержании подозреваемого, а также тех государственных органов, в которых он работает или служит, если это предусмотрено законом.

Если это имеет значение для следствия и после получения разрешения от прокурора, следователь может не предупреждать о задержании подозреваемого. Это возможно в отношении любых лиц, кроме несовершеннолетних .

Итак, порядок задержания подозреваемого, выглядит следующим образом:

  1. В течение 3 часов с того момента, как лицо доставлено в орган следствия, должен быть составлен протокол задержания. В нем отражается вся важная информация по уголовному делу: основания задержания и место, права подозреваемого, сведения о личном обыске и подписи лица, составившего протокол, и подозреваемого.
  2. Подозреваемый не позднее 3 часов с момента доставления его к следователю имеет право на один телефонный разговор.
  3. В течение 12 часов следователь должен уведомить прокурора о факте задержания.
  4. Перед допросом подозреваемый имеет право провести личную встречу с защитником продолжительностью минимум 2 часа.
  5. Осуществляется допрос.

Если защитник по делу участвует с момента задержания подозреваемого, он обязан присутствовать при составлении протокола задержания.

После задержания подозреваемый должен быть допрошен в течение 24 часов.

После того, как подозреваемый задержан, он находится в изоляторе временного содержания, пока не будет освобожден или в отношении него судом не будет избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В рамках оперативно-розыскных мероприятий могут быть разрешены встречи сотрудников дознания с подозреваемым.

Подозреваемый подлежит немедленному освобождению в ряде случаев:

– подтвердились сведения, что подозреваемый не имеет отношения к преступлению;

– к подозреваемому не может быть применена мера пресечения в виде заключения под стражу;

– процедура задержания проведена с нарушениями уголовно-процессуального закона.

В качестве нарушений могут быть:

– отсутствуют основания для задержания;

– задержание проведено без возбуждения уголовного дела;

– задержание проводилось лицом, не имеющим данных полномочий .

Итак, срок берет начало с момента фактического задержания подозреваемого. По общему правилу срок ограничен 48 часами. Судья может продлить данный срок до 72 часов.

Инициировать продление задержания могут сотрудники следственных органов, если докажут, что это время необходимо для представления дополнительных доказательств обоснованности задержания.

За 8 часов до окончания срока задержания дознаватель или следователь должен ходатайствовать о возможности применения меры наказания в виде заключения под стражу.

После освобождения ранее подозреваемое лицо получает на руки соответствующую справку, в которой отражены сведения о дате, времени и основании нахождения под стражей.

Говоря о процессуальном институте задержания, необходимо отметить неотложный характер этой меры принуждения. Задержание относится к числу процессуальных действий, не терпящих отлагательства, и в большинстве случаев осуществляется на первоначальном этапе расследования. Для задержания подозреваемого необходимо наличие обязательных оснований, которые указаны в ст. 91 УПК РФ.

Цель данной меры принуждения заключается в изоляции лица, которое подозревается в совершение преступления, от общества, для установления его причастности или непричастности к совершению преступления, а также для обеспечения судебной процедуры решения вопроса о применении к задержанному лицу меры пресечения в виде заключения под стражу .

Что касается некоторых предложений по оптимизации норм УПК РФ о задержании, модно выделить следующие:

  1. Статью 5 УПК РФ целесообразно дополнить п. 15.1, изложив его в следующей редакции: «Фактическое задержание — процессуальные действия по фактическому лишению свободы или передвижению лица, подозреваемого в совершении преступления».
  2. Следует также дополнить УПК РФ статьей 91.1, в которой должно найти свое правовое регулирование институт фактического задержания. В этой статье необходимо определить процедуру и основания фактического задержания.
  3. В ч. 1 ст. 92 УПК РФ следует внести уточнение, которое определит, что после доставления лица, которое фактически задержано в органе дознания либо доставлено к следователю, должностное лицо должно определить дальнейшую судьбу задержанного, путем вынесения решения о применении к нему уголовно-процессуального задержания либо иной меры пресечения, которая не связана с изоляцией задержанного, либо взять с него обязательство о явке, а при определенных случаях освободить задержанное лицо.

Анализ практики применения положений УПК РФ показал, что в законодательстве существует ряд проблемных и спорных моментов, которые могут повлечь определенные сложности в механизме реализации ряда его норм.

В уголовно процессуальном законодательстве отсутствует разграничения понятий момента «фактического» и «процессуального» задержания.

В связи с эти предложено:

  1. Дополнить ст. 5 п. 15.1: «Момент процессуального задержания — это доставление задержанного лица, подозреваемого в совершение преступления к следователю (дознавателю)».
  2. В ч. ч. 2, 3 ст. 94 УПК РФ и в ч. ч. 1, 2 ст. 100 УПК РФ слова «момент задержания» — заменить на: «момент процессуального задержания».

Данные изменения позволят избежать расхождения во взглядах участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения и защиты о моменте начала исчисления срока задержания.

УПК РФ не предусматривает участие переводчика при осуществлении подозреваемым своего права на один телефонный разговор с целью уведомления родственников или близких лиц в случаи, если он не владеет языком уголовного судопроизводства.

С целью разрешения данной проблемы необходимо ст. 96 УПК РФ дополнить частью 1.1, в следующей редакции: «В случаи если подозреваемый не владеет языком уголовного судопроизводства, данный разговор осуществляется через переводчика». Эти изменения будут способствовать реализации данного права.

Литература:

  1. Маслов И. В. Генезис российского института задержания подозреваемого // Уголовное судопроизводство. 2018. N 4. С. 30
  2. Россинский С. Б. Момент фактического задержания подозреваемого сквозь призму конституционно-межотраслевого подхода // Российский следователь. 2018. N 8. С. 29
  3. Россинский С. Б. Многогранная сущность задержания подозреваемого в уголовном судопроизводстве // Российский следователь. 2016. N 22. С. 18
  4. Химичева О. В., Шаров Д. В. Некоторые аспекты обеспечения прав лица при задержании по подозрению в совершении преступления // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. N 5. С. 56

Описание

Задержание подозреваемого — Уголовно-процессуальные документы, образцы протоколов, образцы постановлений, бланки документов, юридическая литература

Положение лица, задержанного в качестве подозреваемого и помещенного в условия изоляции, по своему правовому режиму, степени применяемых ограничений и претерпеваемого в связи с этим ущемления свободы тождественно положению лица, в отношении которого содержание под стражей избрано в качестве меры пресечения. Поэтому задачей прокурора является проверка соблюдения всех требований закона, касающихся задержания граждан.
Часть 1 ст. 91 УПК РФ содержит перечень оснований, при наличии которых орган дознания, следователь или прокурор вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его
совершения;
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы
преступления.
При этом условием применения данной нормы должно быть подозрение лица в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.
Вместе с тем ч. 2 указанной статьи предоставляет возможность задержать лицо и при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, в следующих случаях:
1) если это лицо пыталось скрыться;
2) это лицо не имеет постоянного места жительства;
3) не установлена его личность;
4) прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено
ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Одним из главных показателей эффективности работы прокуратуры является не только правильное, но и своевременное применение предусмотренных законом мер реагирования. Естественно, чем меньше срок, установленный законом для совершения тех или иных процессуальных действий, тем сложнее органам прокуратуры вовремя выявлять допущенные нарушения и принимать необходимые меры для их устранения.
Согласно требованиям УПК РФ о произведенном задержании орган дознания или следователь обязаны сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания. Приложением к части VI УПК РФ предусмотрен специальный бланк сообщения о задержании, однако на практике прокурор зачастую извещается путем направления ему копии постановления,
Получив сообщение о задержании, прокурор должен принять одно из следующих решений:
— освободить подозреваемого из-под стражи;
— возбудить перед судом ходатайство об избрании подозреваемому в качестве меры пресечения
заключение под стражу или утвердить постановление следователя, дознавателя о возбуждении такого
ходатайства.
Подозреваемый подлежит освобождению из-под стражи в следующих случаях:
1) не подтвердилось подозрение в совершении этим лицом преступления;
2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
3) задержание было произведено без достаточных на то оснований. Поскольку в течение менее
40 часов (учитывая, что постановление о возбуждении ходатайства должно быть представлено судье не
позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания) прокурору необходимо решить вопрос об
освобождении подозреваемого или о даче согласия на возбуждение перед судом соответствующего
ходатайства, важное значение имеет своевременность извещения прокурора о задержании
подозреваемого.
Иногда органы внутренних дел вместо направления прокурору письменных уведомлений о задержании практикуют устные сообщения, в том числе сообщения по телефону. Такая ситуация не может быть признана допустимой. Она не соответствует требованиям закона, не обеспечивает в должной мере реализацию полномочий прокурора и свидетельствует о плохой организации руководителем прокуратуры взаимодействия с поднадзорными правоохранительными органами.
Заслуживает внимания сложившаяся в ряде районов практика, когда вопрос оперативного получения прокурором необходимой информации решается по согласованию с руководством органов внутренних дел следующим образом: утром вместе со сводкой происшествий предоставляются также сведения обо всех произведенных за сутки задержаниях, о которых ранее не направлялись письменные уведомления. Этот порядок способствует своевременной проверке законности задержаний и при необходимости — быстрому реагированию на допущенные нарушения.

В протоколе, составляемом после задержания и доставления лица, подозреваемого в совершении преступления, должно указываться не только время составления протокола, но и время фактического задержания.
Прокурор должен следить за тем, чтобы дознавателями и следователями соблюдались требования закона об уведомлении родственников подозреваемого о его задержании. Несмотря на то, что нарушение данной нормы не влияет на дальнейшее производство по делу, оно может свидетельствовать о возможном применении незаконных методов расследования. Поэтому при выявлении таких фактов прокурор должен принять соответствующие меры реагирования.
Надзор за соблюдением порядка и условия содержания задержанных лиц в изоляторах временного содержания и других местах содержания подозреваемых является предметом прокурорского надзора. Однако надо иметь в виду, что если задержание и арест произведены законно и обоснованно, то нарушение условий содержания подозреваемого под стражей не может являться основанием для отмены или изменения меры пресечения.
Захват лица на месте преступления до возбуждения уголовного дела, осуществленный не сотрудниками правоохранительных органов, а какими-либо посторонними лицами, не подпадает под процессуальное понятие задержания, несмотря на то что связан с ограничением свободы.
Вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры лицу, задержанному в качестве подозреваемого, должен возмещаться государством в полном объеме независимо от вины соответствующих должностных лиц. Проверка заявления задержанного о применении незаконных методов следствия проводится незамедлительно. Получив заявление о применении к задержанному незаконных методов расследования, прокурор должен безотлагательно опросить задержанного и, в случае необходимости, направить его на медицинское освидетельствование.
Следует иметь в виду, что эта проверка имеет самостоятельный характер и проводится независимо от расследования уголовного дела, по которому был задержан подозреваемый или обвиняемый. По результатам проверки прокурор должен принять решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в его возбуждении.
Если проверкой установлены факты применения к задержанному незаконных методов расследования, прокурор, выявивший нарушение, должен поставить в известность прокурора, надзирающего за расследованием данного дела. Материалы дела должны быть тщательно проверены на предмет обнаружения других нарушений при производстве расследования и допустимости собранных доказательств.
Часть 2 ст. 91 УПК РФ предусматривает задержание подозреваемого в том случае, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления.
В качестве оснований для задержания может быть использована и непроцессуальная информация, например оперативно-розыскные данные. Однако использовать ее стоит только в том случае, когда она содержит указания на то, что в дальнейшем сможет явиться источником процессуальных доказательств, т.е. может быть проверена. Если же источник неизвестен или по каким-либо соображениям не может быть раскрыт либо информация не может быть использована из-за того, что она получена с нарушением закона, прокурору стоит осторожно подходить к принятию решения.
Случается органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, используют задержание лиц, заподозренных в совершении конкретных преступлений или в осуществлении преступной деятельности, для того чтобы иметь возможность добиваться от них необходимых показаний, зачастую с нарушением порядка их получения.
Одним из способов контроля над соблюдением законности при задержании подозреваемых является проверка содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел.
Проверять изоляторы временного содержания следует ежедневно. Прокурор имеет право посещать изоляторы в любое время. Генеральный прокурор предписывает прокурорам проверять законность содержания лиц в изоляторах временного содержания в нерабочее время.
При этом по возможности необходимо контролировать соблюдение права задержанных обращаться с просьбой о личном приеме к прокурору и другим лицам, контролирующим деятельность мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых во время нахождения на территории данного учреждения. Меры по жалобам на незаконное задержание должны приниматься незамедлительно.
Предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или в органы государственной власти, имеющие право контроля за местами содержания под стражей подозреваемых

и обвиняемых, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня должны быть направлены адресату в запечатанном конверте.
Предложения, заявления или жалобы, адресованные в другие органы государственной власти, общественные объединения, а также защитнику, должны быть рассмотрены администрацией места содержания под стражей и направлены по принадлежности не позднее трех дней с момента подачи.скачать dle 11.0 фильмы бесплатно