Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Автономные учреждения: выгода и риски

«Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта».

Федеральный закон «Об автономных учреждениях». Ст. 2, п. 1.

Президент России 3 ноября 2006 года подписал два федеральных закона – «Об автономных учреждениях» и «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений». Поначалу оба они вызвали в обществе вопросы и дискуссии. Если ранее деление образовательных и иных учреждений на типы (частные, государственные или муниципальные) производилось в зависимости от принадлежности их имущества, то теперь появилось еще одно деление, основанное на степени самостоятельности: государственные и муниципальные учреждения получили право быть либо бюджетными, либо автономными. Естественно, что профессиональное сообщество интересовало, выгодно ли образовательной системе появление учреждений нового типа, как перемена статуса скажется на процессе обучения, работниках и обучающихся? Ведь отличия между автономным и бюджетным учреждением действительно значительны и касаются многих сфер деятельности: управления, финансирования, бухгалтерского и налогового учета, отчетности и ответственности.

Закон устанавливает, что автономное учреждение создается на базе имущества собственника и распоряжается им на праве оперативного управления.

Основным видом деятельности автономного учреждения является бесплатное или частично платное для потребителя оказание услуг по заданию учредителя. В сфере образования это государственный или муниципальный заказ, который финансируется из соответствующего бюджета. В рамках основной деятельности учебные заведения могут оказывать услуги и сверх заданных объемов.

При переходе на новую организационно-правовую форму хозяйственная, экономическая и финансовая деятельность учебного заведения расширяются. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются для достижения целей, ради которых оно создано. Тем самым решается другая проблема: уменьшаются расходы учредителя.

Контролирует автономную деятельность наблюдательный совет, куда входят представители учредителя, иных государственных (муниципальных) органов власти, общественности, трудового коллектива.

Закон требует публичной отчетности автономного учреждения. Правила опубликования отчетов о его деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества появились несколько позднее – были утверждены Постановлением Правительства РФ 18 октября 2007 года.

Из сказанного видно, что новая организационно-правовая форма расширяет хозяйственно-экономическую и финансовую самостоятельность учебных заведений и делает управление ими более мобильным. Но, несмотря на столь очевидные плюсы, ее внедрение в практику оказалось связанным с определенными рисками. Главными из них аналитики считают:

  • конкуренцию автономных учреждений с иными организациями, оказывающими услуги в социальной сфере;
  • платежеспособный спрос населения на услуги;
  • возможность сокращения государственных заданий.

Тем не менее, процесс перехода образовательных учреждений в новый статус распространился по всей России. В конце 2008 года Министерство образования и науки РФ организовало расширенный мониторинг перевода образовательных учреждений в форму автономных. Информация поступила от 40 субъектов Российской Федерации, что составляет 46 процентов от общего числа. Это дает некоторое представление о том, сколько автономных учреждений появится в нашей стране к концу 2012 года и какого типа они будут.

Как видно из таблицы, в основном, в новую форму переведены дошкольные учреждения (68,2 процента) и учреждения дополнительного образования детей (15,2 процента). Эта тенденция сохранится и в дальнейшем. Но к концу прогнозного периода активизируется переход в автономные общеобразовательные учреждения (35,7 процента). Вузы этот процесс практически не затронет.

Мониторинг показал, что к 2012 году в 40 регионах России появится 2271 автономное образовательное учреждение. Наиболее активно процесс перехода на новую организационно-правовую форму будет осуществляться в Новгородской Калининградской (367) и Тюменской (425) областях, Республике Карелия и Санкт-Петербурге. Большинство регионов предполагает проводить эту работу на уровне муниципальных образований (78 процентов).

В министерстве отметили, что в значительной степени переход к самостоятельной деятельности замедляется из-за недостаточной разработанности нормативно-правовой и методической базы.

Что касается практической деятельности автономных учреждений, этой теме посвящены несколько статей, опубликованных в номере.

ВОПРОС — ОТВЕТ

– Как повлияет перевод в автономные учреждения на содержание образовательных программ?

– Содержание программ менее всего зависит от типа учреждения, поскольку регулируется государственным образовательным стандартом, который задает требования к образованию. Независимо от того, бюджетное это учреждение или автономное, контент содержания программ остается одинаковым. Другое дело, что при утверждении программы развития учебного заведения возможно освоение новых программ обучения.

– Каким образом планируется проводить оценку качества образования?

– Подтверждением качества услуги будет лицензия, государственная аккредитация, а также система показателей, которая будет внедряться в 2009 году.

– Устанавливается ли учредителем задание на платные услуги?

– Государственное задание устанавливается только на образовательные услуги с бюджетным финансированием. На платные образовательные услуги учредитель задание не устанавливает.

– Если отчёт о выполнении государственного задания оказался меньше планового, приведет ли это к уменьшению финансирования автономного учреждения?

– Конечно. Если, например, автономному учреждению надо обучить 1000 студентов, а обучены 800, то получается, что объём, указанный в задании, не выполнен, и при расчёте автономное учреждение будет вынуждено вернуть часть субсидии, выделенной на выполнение задания.

– Входят ли в субсидию на содержание имущества расходы, связанные с проведением текущего ремонта, капитального ремонта?

– Входят, как и все коммунальные услуги.

– Существует имущество, связанное с учёбой, но еще есть и общежития. Студент оплачивает только 5 процентов проживания в общежитии. Будет ли отдельно дотироваться этот вид жилья?

– Содержание недвижимого имущества должно финансироваться из бюджета. После согласования списка недвижимого и ценного движимого имущества с Росимуществом должны рассчитываться расходы на содержание всего этого и выплачиваться суммы из соответствующего бюджета. Государственное имущество будет содержаться, как и обслуживающий персонал, сотрудники. Они, конечно, находятся в зоне риска, придётся их содержание как-то компенсировать за счёт платных услуг.

– В условиях, когда нормативная база недоработана, целесообразно ли сейчас вузам переходить в автономные? Если да, то с какими показателями?

– Для перехода почти вся база сложилась. Недоработана лишь база для функционирования автономных учреждений. Переход оценивается примерно в год. Самая большая проблема –
оформление правоустанавливающих документов на имущество и землю. Необходимо помнить, что изменился порядок внесения имущества в федеральный реестр недвижимости.

В первую очередь, в автономные рекомендуется переходить тем вузам, которые имеют пусть и небольшой, но достаточно стабильный доход от оказания образовательных услуг: например, связанный с повышением квалификации. Здесь вузы различного направления находятся в равной ситуации, потому что повышение квалификации нужно всякому работодателю. Постоянный доход может приносить выполнение научно-исследовательских работ. Это либо средства различных целевых программ, либо средства конкретных предприятий, которые заказывают проведение научных исследований. Третий, возможный в некоторых случаях источник, – аренда. В общем, если есть стабильный доход от этих трёх направлений, можно думать, как лучше поступить. Если для вашей организации переход в новую организационно-правовую форму более выгоден, то лучше всего начать сейчас, когда работает программа поддержки таких инициатив.

– В чем заключаются основные риски при переходе в автономные учреждения?

– Первый риск – ответственность по своим обязательствам перед внешними кредиторами. Можно в какой-то момент просто остаться без зарплаты, потому что все деньги на счетах заберут в счёт погашения долга. Но, с другой стороны, попасть в ситуацию, когда нечем платить зарплату, – это надо постараться.

Второй риск это выбор кредитного учреждения, которое окажется либо недобросовестным, либо банкротом. В условиях кризиса это особенно страшно. Но, во-первых, есть система страхования вкладов, она развита и работает. Во-вторых, размещая деньги в банке, можно депонировать средства, то есть получать дополнительный доход, тем самым спасая себя от инфляции, или из этой разницы погашать страхование.

Ещё один вид риска – гибель имущества. Выходом опять же будет страхование. Кроме того, вы можете вкладывать средства в уставные фонды других организаций, то есть получать дополнительный доход от создания малых предприятий, которые будут заниматься обкаткой новых, полученных в результате научно-исследовательских работ технологий перед запуском их в производство.

По материалам электронных сайтов (Сайт органа рабочей группы Рособразования по переводу образовательных учреждений в автономные и au.edu.ru)

9. ВНЕБЮДЖЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Организации, финансируемые из бюджета, кроме бюджетных средств могут иметь в своем распоряжении средства от приносящей доходы деятельности (внебюджетные). По этим средствам ежегодно составляются и утверждаются сметы доходов и расходов одновременно со сметами по бюджету. Наряду с возможностью вести предпринимательскую деятельность в некоторых случаях законодательство содержит прямой запрет на нее.

Например, подп. «в» п. 4 указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» всем федеральным службам по надзору запрещено оказывать платные услуги. Эта норма права получила развитие и в других нормативных актах в отношении конкретных федеральных служб. Например, Федеральное казначейство не вправе оказывать платные услуги (п. 7 постановления Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе»). Аналогичная норма установлена постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 и для Федеральной таможенной службы.

Бюджетным учреждениям разрешено осуществлять деятельность, приносящую доход, например учреждениям здравоохранения и образования. Предпринимательская деятельность может осуществляться учреждением, если в учредительных документах это специально отражено. В этом случае доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (ст. 298 ГК РФ).

Разрешение на приносящую доход деятельность бюджетное учреждение получает у вышестоящей организации (собственника его имущества), такое разрешение должно быть закреплено в учредительных документах. То есть в уставе (положении) должны быть указаны виды разрешенной деятельности.

Для осуществления некоторых видов деятельности учреждение должно в обязательном порядке получить соответствующую лицензию.

Если коммерческая деятельность будет наносить ущерб уставной деятельности, то учредитель (орган местного самоуправления) имеет право ее приостановить до решения суда по этому вопросу.

Для использования предоставленного законодательством права на ведение приносящей доход деятельности ранее учреждению необходимо было открыть лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства, на котором следовало обособленно учитывать операции по такой деятельности (п. 2 приказа Минфина России от 21.06.2001 № 46н – утратил силу). Лицевой счет открывался на основании генерального разрешения.

С 2009 г. получатель не имеет отдельного лицевого казначейского счета по учету внебюджетных средств. Открывается один лицевой счет получателя бюджетных средств, на одном счете в разрезе разных разделов отражаются операции по учету средств федерального бюджета, внебюджетных средств, от аренды, по оперативно-розыскной деятельности и пр.

Орган казначейства зачисляет поступления на лицевой счет получателя бюджетных средств без права их расходования:

– при отсутствии в платежном поручении ссылки на источник образования средств от приносящей доход деятельности;

– при условии, что указанный в платежном поручении источник средств не соответствует источникам, которые отражены в вышеуказанном разрешении.

В этом случае деньги числятся на счете получателя до представления им соответствующего дополнения к разрешению или дополнительной информации об источнике образования средств. Указанную информацию вносят на бланк получателя и заверяют подписями руководителя и главного бухгалтера получателя (их заместителей).

Для оплаты денежных обязательств за счет средств от приносящей доход деятельности учреждения должны представлять в ОФК по месту обслуживания заявку на кассовый расход или заявку на получение наличных денег.

Иногда потратить средства на оплату тех или иных затрат бюджетное учреждение не имеет права на основании положений внутриведомственных актов или из-за ограничений, установленных общими нормами. Возможность израсходовать средства, предусмотренные по смете по ст. 290 на покупку подарков, может отсутствовать из-за детализации, обозначенной в бюджетной смете учреждения.

Согласно Общим требованиям к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений (утверждены приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н) правила составления и ведения смет подведомственными учреждениями устанавливают вышестоящие распорядители средств бюджета. Они могут потребовать отражения в смете всех направлений расхода, которые планируются по одному коду бюджетной классификации Российской Федерации (т.е. детализировать статьи и подстатьи по видам предполагаемых расходов).

В подобном случае, если среди прочих затрат по коду 290 затраты на покупку подарков работникам не предусмотрены, то соответственно такую операцию учреждение не вправе осуществить.

Предусмотрены ограничения по срокам использования средств. Остатки доведенных на определенный финансовый год средств необходимо использовать до его окончания, так как ст. 242 БК РФ определено, что бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.

Кроме того, нужно учитывать сроки, установленные для осуществления последних операций по кассовому расходу с лицевых счетов. Эти сроки устанавливает Минфин России приказами о порядке завершения операций по исполнению федерального бюджета в текущем финансовом году. В 2008 г. такой Порядок был утвержден приказом от 06.06.2008 № 56н. В пункте 3 этого Порядка установлено, что учреждения могут подать документы на осуществление кассового расхода в органы Федерального казначейства не позднее чем за один рабочий день до окончания текущего финансового года. Документы для исполнения операций по выплатам за счет наличных денег должны быть представлены в казначейство не позже чем за два рабочих дня до конца года.

Заметим, что это правило не распространяется на средства, полученные в рамках приносящей доход деятельности в финансовом году. Ведь их можно использовать и в течение последующих периодов.

Затраты на приобретение подарков отражаются по коду 290 только в том случае, если они приобретены для работников. Стоимость детских подарков можно оплатить только за счет внебюджетных средств, ведь непосредственно к прочим расходам учреждения они не относятся.

Доходы от приносящей доход деятельности после уплаты налогов и сборов в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения (п. 2 ст. 42 БК РФ).

Функции по утверждению смет доходов и расходов возложены на главных распорядителей бюджетных средств (п. 4 ст. 158 БК РФ). Главный распорядитель утверждает и представленные учреждением сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности. Один экземпляр сметы должен быть представлен в орган Федерального казначейства.

В течение финансового года при необходимости учреждение может вносить уточнения в смету доходов и расходов. При этом составляется уточненная смета, которая утверждается руководителем бюджетного учреждения и главным распорядителем бюджетных средств (п. 6 ст. 158 БК РФ). Уточненная смета также представляется в казначейство.

Налоговым законодательством специальные нормы по постановке бюджетного учреждения на налоговый учет не установлены. То есть все бюджетные учреждения при их создании на основании ст. 83 НК РФ подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения.

При постановке на учет учреждению присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (п. 7 ст. 84 НК РФ). Поэтому после получения разрешения на предпринимательскую деятельность учреждению дополнительно становиться на учет как плательщику налога на прибыль и НДС не нужно.

Налоговое законодательство не связывает обязанность по уплате НДС с организационно-правовой формой юридического лица и не содержит каких-либо специальных норм по этому налогу в отношении бюджетных учреждений. Поэтому они признаются плательщиками НДС на общих основаниях, если совершают операции, которые согласно ст. 146 НК РФ признаются объектами налогообложения.

Если сумма выручки бюджетного учреждения за три последовательных календарных месяца не превысит в совокупности 2 000 000 руб., то учреждение имеет право воспользоваться освобождением от уплаты НДС (ст. 145 НК РФ).

Перечень операций, освобождаемых от налогообложения, приведен в ст. 149 НК РФ. В соответствии с п. 6 ст. 149 НК РФ для применения льготы учреждение должно иметь лицензию на вид осуществляемой деятельности, который подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Осуществляя предпринимательскую деятельность, учреждение может совершать одновременно, операции, облагаемые НДС и не облагаемые этим налогом. В этом случае учреждение должно вести раздельный учет таких операций.

Бюджетные учреждения, получающие доходы от деятельности, приносящей доход, признаются плательщиками налога на прибыль. В этом случае они определяют налоговую базу по правилам ст. 321.1 НК РФ. Эти правила обязывают вести раздельный учет доходов и расходов, которые производятся за счет средств бюджетов всех уровней по смете, и средств, получаемых учреждением от предпринимательской деятельности.

В статье 321.1 НК РФ установлены правила определения налоговой базы, например:

– налоговая база представляет собой разницу между полученной суммой дохода от реализации товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и внереализационных доходов и суммой фактических расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности;

– сумму превышения доходов над расходами до исчисления налога на прибыль нельзя направлять на покрытие расходов, которые предусмотрены по смете бюджетного учреждения;

– при определении налоговой базы по налогу на прибыль не участвуют средства, поступающие из бюджета на ведение уставной деятельности, и расходы, производимые за счет этих средств.

Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, например, п. 11 ст. 5 Закона расширены права бюджетных учреждений в отношении распоряжения средствами, полученными от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Так, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление некоторым бюджетным учреждениям, направляются ими на содержание и развитие своей материально-технической базы сверх ассигнований из федерального бюджета.

Законом № 63-ФЗ предусмотрены положения, которые позволяют учреждениям использовать на обеспечение своей деятельности средства, полученные от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от граждан и организаций (в том числе от международных и правительств иностранных государств), а также средства от иной приносящей доход деятельности.

Использовать эти средства можно на основании генерального разрешения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются их источники и направления использования. Устав бюджетного учреждения должен содержать соответствующие положения о возможности вести такую деятельность.

Основные бухгалтерские проводки по ведению внебюджетной деятельности (средства дополнительного бюджета).

Начисление доходов от платных услуг (при использовании кассового метода расчета доходов – при поступлении средств в кассу по приходному кассовому ордеру, при использовании метода начисления – по выставленным счетам):

Получение средств от платных услуг через кассу учреждения:

Дебет 1 20104 510 – Кредит 1 20503 660 – по приходному кассовому ордеру на основании чека кассового аппарата.

Выбытие из кассы по расходному кассовому ордеру:

Дебет 1 21002 130 – Кредит 1 20104 660.

Поступление на внебюджетный расчетный счет по выписке банка:

Дебет 2 20101 510 – Кредит 2 30305 730. Забаланс 17.130.

При оплате дебиторами напрямую на расчетный счет, открытый в кредитной организации (банке), по извещениям банка делаются две проводки:

Дебет 1 21002 130 – Кредит 1 20503 660. Забаланс 17.130;

Дебет 2 20101 510 – Кредит 2 30305 730. Забаланс 17.130.

На последнее число месяца в случае наличия задолженности по платежам в бюджет на основании бухгалтерской справки делается проводка на сумму остатка по счету 2 30305 000:

Дебет 1 20103 510 – Кредит 1 21002 130.

На 1-е число следующего месяца делается обратная проводка на ту же сумму:

Дебет 1 21002 130 – Кредит 1 20103 610.

Начисление налогов (сборов) (налога на прибыль, НДС) в соответствии с законодательством о налогах и сборах по бухгалтерской справке:

Дебет 1 40101 130 – Кредит 1 21002 130;

Дебет 2 30305 830 – Кредит 2 30303 730.

Перечисление налогов (сборов) с внебюджетного счета (налога на прибыль, НДС) по заявке на кассовый расход:

Дебет 2 30303 830 – Кредит 2 20101 610. Забаланс 18.290.

Перечисление средств на единый счет в министерство финансов области по заявке на кассовый расход:

Дебет 2 30305 830 – Кредит 2 20101 610. Забаланс 18.130.

Расходование средств с лицевого счета учреждения в ОФК (с отличительным признаком «Доп.бюджет»):

Дебет 1 20600 000 – Кредит 1 30405 000;

Дебет 1 30200 000 – Кредит 1 30405 000;

Дебет 1 30600 000 – Кредит 1 30405 000.

Все фактические расходы по определенной деятельности аккумулируются на счете 1 10604 340 (например, Дебет 1 10604 340 – Кредит 1 10505 440 – расходование материальных запасов).

При предоставлении услуги: Дебет 1 40101 130 – Кредит 1 10604 440

Для учебных хозяйств образовательных учреждений (столовых и т.п.):

Формирование себестоимости продукции по сумме затрат:

Дебет 1 10604 340 – Кредит соответствующих затратных счетов – расходы на ГСМ (1 10503 440), семенной материал, заработную плату, амортизацию основных фондов, приобретенных по дополнительному бюджету.

Оприходование выращенной готовой продукции по плановой цене:

Дебет 1 10505 340 – Кредит 110604 440 (коррекция осуществляется по аналогичной проводке со знаком + или -).

Расходование на нужды учреждения:

Дебет 1 40101 272 – Кредит 1 10505 440.

Передача продукции на реализацию:

Дебет 1 10604 340 – Кредит 1 10505 440;

Дебет 1 10506 340 – Кредит 1 10604 440.

Списание реализованной готовой продукции со склада:

Дебет 1 40101 130 – Кредит 1 10506 440.

Начисление дохода от реализации продукции по цене реализации (с торговой наценкой):

Дебет 1 20503 560 – Кредит 1 40101 130.

Следующая глава >>

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Что такое налогообложение?

Что такое налогообложение? С помощью налогов государство формирует свои доходы, получаемые от вас, меня и всех предприятий, действующих на его территории.К налогам, которые платят физические лица, относятся подоходный налог и взносы на социальное страхование. С

2.2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

2.2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от уплаты налога на прибыль, НДС, и налога на имущество. Вместо этих налогов они перечисляют в бюджет единый налог.В то же время те налоги, от которых организации, применяющие

4. Налогообложение

4. Налогообложение Российское налоговое законодательство не самое простое, но и не самое сложное в мире. При разработке бизнес-плана необходимо выяснить, обязанность по уплате каких налогов, по каким ставкам, в какие органы и в какие сроки возникают в связи с планируемой

Налогообложение нерезидентов

Налогообложение нерезидентов Иностранные юридические лица делятся на две группы, – действующие в России через постоянные представительства и не имеющие в России постоянного представительства.В первом случае инофирма работает в России как обычный российский

3.3.2. Налогообложение

3.3.2. Налогообложение В целях налогового учета подрядные организации должны руководствоваться общеустановленным порядком налогообложения, который определен главой 25 НК РФ. При этом налогоплательщик должен принимать во внимание специфику строительной деятельности.При

3.6.3.2. Налогообложение

3.6.3.2. Налогообложение Операции по выполнению работ для собственного потребления являются объектом обложения НДС (пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговая база при выполнении СМР для собственного потребления определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из

2.3. Налогообложение дивидендов

2.3. Налогообложение дивидендов 2.3.1. Общие положения Российское общество, выплачивающее дивиденды, является налоговым агентом, который обязан исчислить, удержать и перечислить в бюджет налог на дивиденды.Ставки налога на доходы в виде дивидендов установлены:для

7.4.3. Налогообложение ОВГВЗ

7.4.3. Налогообложение ОВГВЗ Особенности налогообложения прибыли, полученной первичными владельцами ОВГВЗ, установлен ст. 3 Федерального закона от 06.06.2005 № 58ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие

3.5.2. Налогообложение лизингодателя

3.5.2. Налогообложение лизингодателя При приобретении предмета лизинга у продавца лизингодатель имеет право на налоговый вычет по НДС при выполнении следующих условий:– имущество получено лизингополучателем от продавца, что подтверждается соответствующими

3.5.3. Налогообложение лизингополучателя

3.5.3. Налогообложение лизингополучателя Лизингодатель обязан выставить счет-фактуру на уплату лизинговых платежей с выделенной суммой НДС. В этом случае сумма НДС принимается к вычету в полном объеме.ПБУ 6/01 предусмотрено принятие к бухгалтерскому учету активов в

Налогообложение путевок

Налогообложение путевок Давайте разберемся, облагается ли налогами стоимость приобретенных путевок в оздоровительные лагеря и санатории.Стоимость путевок в санатории и оздоровительные лагеря в расходы организации не включаются. Причем это касается как части

Конфискационное налогообложение

3. Конфискационное налогообложение Сегодня основным инструментом конфискационного интервенционизма служит налогообложение. Не важно, являются целью обложения налогами имущества и дохода так называемые социальные мотивы выравнивания богатства и доходов или на

ЛЕКЦИЯ № 8. Налогообложение

ЛЕКЦИЯ № 8. Налогообложение 1. Функции и принципы налогообложения Налоги являются важной экономической категорией, исторически связанной с существованием и эволюцией государства как такового. Согласно статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, налогом

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ Следует помнить, что бо?льшая часть льгот подлежит налогообложению как «пособия, выплачиваемые в натуральной форме». Заслуживающими внимания исключениями являются санкционированные пенсионные программы, питание там, где оно предоставляется всем

38. Доходы и расходы бюджетных учреждений

Доходы и расходы бюджетных учреждений определяются сметой учреждения на очередной финансовый год, утверждаемой в порядке, установленном действующим законодательством. Согласно п. 2 ст. 161 БК РФ в смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности: от оказания платных услуг, использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, иной деятельности. Доходы, получаемые бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, включаются в состав доходов бюджетов соответствующего уровня.

Бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством.

Бюджетные учреждения вправе расходовать бюджетные средства исключительно на:

1) оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

2) перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

3) трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;

4) командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ;

5) оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

6) оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются бюджетными учреждениями исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов. При этом в случае уменьшения уполномоченными органами государственной власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых бюджетным учреждением, бюджетное учреждение и другая сторона подобного договора должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия договора. Сторона договора вправе потребовать от бюджетного учреждения только возмещения реального ущерба, причиненного изменением условий договора.

Следующая глава >>

Глава 30 Доходы и расходы

Глава 30 Доходы и расходы Чтобы прибыль и убыток начали соответствовать реалиям, а вместе с ними приблизился к реалиям бухгалтерский баланс, потребовалось изобрести и осмыслить ранее неизвестные категории расходов и доходов. Что они такое? Расходы обычно возникают ранее,

Доходы минус расходы

Доходы минус расходы Если объектом налогообложения выбраны доходы минус расходы, то сумма пособия, выплаченная за счет собственных средств «упрощенца», учитывается как расходы на оплату труда (подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Причем этот вид расходов определяется по правилам

Документы, подтверждающие доходы и расходы

Документы, подтверждающие доходы и расходы Если применяется УСН, то доходы и расходы учитываются кассовым методом. Для регистрации доходов и расходов нужны подтверждающие документы.В первую очередь это будут документы, регистрирующие операции с денежными

13.2. Прочие доходы и расходы

13.2. Прочие доходы и расходы Для учета информации о прочих доходах и расходах используется активно-пассивный счет 91 «Прочие доходы и расходы».Пример 13.2. Предприятие продает не готовую продукцию или товары, а продает ставшие ненужными материалы. Цена продажи –

63. Доходы и расходы предприятия

63. Доходы и расходы предприятия Показателем эффективности управления финансами предприятия является, прежде всего, устойчивость генерирования прибыли в среднем. Прибыль является функцией от двух параметров – доходов и расходов.Определения понятий доходов и расходов

Доходы и расходы

Доходы и расходы Тратьте меньше, чем зарабатываете, – вот вам и философский камень. Бенджамин Франклин Кто из нас не пытался хотя бы раз учитывать свои расходы? Кто не пробовал собирать чеки и выяснять, куда уходят все деньги? Думаю, читатели этой книги наверняка

Шаг 2. Запишите все ваши доходы и расходы

Шаг 2. Запишите все ваши доходы и расходы Прежде всего постарайтесь собрать все чеки, счета и другие платежные документы за тот месяц, в котором вы ведете учет. Это касается не только расходов, но и доходов. Подсчитайте ваш средний месячный доход (заработную плату).

Доходы, расходы и «список счастья»

Доходы, расходы и «список счастья» Каждый доволен состоянием своего ума, и каждый недоволен состоянием своего кошелька. Французская пословица Итак, давайте начнем с анализа доходов: вы знаете, сколько составляет ежемесячный доход вашей семьи? А намного ли он может быть

Шаг 2. Запишите все ваши доходы и расходы Не поленитесь – возьмите ручку (или сядьте за компьютер) и запишите в таблицу доходов и расходов суммы по статьям, которые вы считаете «правильными» на сегодня.Создайте в таблице столбцы для занесения фактических данных: если вы

Доходы и расходы Двойная бухгалтерия применима не только к активам и пассивам, но также к доходам и расходам. Богатый папа объяснял это следующим образом: «Почти каждому пассиву должен соответствовать актив, только располагаются они в разных финансовых отчетах.

20. Денежные доходы и расходы населения

20. Денежные доходы и расходы населения Денежная масса как совокупность безналичных и наличных денег, покупательских и платежных средств призвана обеспечить в национальной экономике обращение товаров и услуг.В ее структуре выделяют активную часть – денежные средства,

41. Доходы и расходы в бухгалтерском балансе

41. Доходы и расходы в бухгалтерском балансе В бухгалтерском учете отражаются данные доходов и расходов фирмы.Эта информация относится к определенному отчетному периоду, в котором происходили поступления и выплаты финансовых средств, которые имеют отношение к данным

4.1. Введение: доходы и расходы государства

4.1. Введение: доходы и расходы государства Такие интервенционистские центры влияния, как государства, не могут не тратить средства; если речь идет о денежной экономике, они должны тратить деньги. Источником денег могут быть только доходы, или поступления. Существует два

3. Доходы и расходы предприятия

3. Доходы и расходы предприятия Источниками доходов и поступлений средств предприятия являются:1) прибыль от производственно-хозяйственной деятельности. Конечным финансовым результатом является балансовая прибыль. Она включает:а) прибыль от реализации продукции,

6.3.3. Налог по УСН «Доходы минус расходы – 15 %»

6.3.3. Налог по УСН «Доходы минус расходы – 15 %» Доходы, уменьшенные на величину расходов, – это то же самое, что и прибыль. Казалось, слово «прибыль» – короче и понятнее. Но для УСН используется именно данный вариант наименование объекта налогообложения, чтобы не путать его

Главная » Бухгалтеру » Внебюджетные средства в бюджете

Статью подготовила специалист по международным стандартам финансовой отчетности Меликова Мария Марковна. Связаться с автором


Вернуться назад на Внебюджетные средства

Под внебюджетными средствами бюджетных учреждений понимают денежные средства, получаемые этими учреждениями помимо ассигнований, выделяемых им из государственного или местного бюджета. Установлено, три вида внебюджетных средств: специальные, депозитные и суммы по поручениям.
Основными среди них являются специальные средства, которые определены как доходы бюджетных учреждений, получаемые от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности. БК РФ не применяет термин «специальные средства», называя их средствами, полученными за счет внебюджетных источников, и более подробно – доходами бюджетного учреждения, получаемыми от осуществления предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход.
Указывается, что названные доходы бюджетного учреждения в полном объеме не только учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
Кроме названных, другим путем привлечения дополнительных источников финансирования бюджетных учреждений может быть использование возможностей благотворительной деятельности юридических и физических лиц в пользу учреждения.
За исключением общих положений БК РФ, правовой основой для привлечения внебюджетных источников финансирования бюджетными учреждениями служат нормативные акты, действующие в определенных областях и сферах общественной жизни и государственного управления.

Так, государственным и муниципальным образовательным учреждениям предоставляется право привлекать дополнительные, в том числе валютные средства, за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, собственной производственной, коммерческой, посреднической, хозяйственно-финансовой и иной деятельности, предусмотренной уставами учреждений.
В ФЗ № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» закреплено право государственных и муниципальных высших учебных заведений осуществлять, сверх финансируемых за счет средств федерального бюджета государственных заданий (контрольных цифр) по приему студентов, подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами в объеме, согласованном с органами исполнительной власти, органом местного самоуправления, в ведении которого это высшее учебное заведение находится.
В тоже время предпринимательская деятельность бюджетных учреждений носит не основной, а вспомогательный характер и не должна приносить ущерб основной деятельности.
БК РФ закрепляет самостоятельность бюджетных учреждений в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников, при исполнении сметы доходов и расходов. Однако предусмотренная самостоятельность сочетается с необходимостью проведения финансового контроля со стороны уполномоченных органов, в том числе со стороны вышестоящих органов, в ведении которых находятся конкретные бюджетные учреждения.
На укрепление контроля направлен переход к казначейской системе исполнения бюджета. Соответственно такому порядку БК РФ предписывает зачислять средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на единый счет федерального бюджета в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства. Подобный же порядок распространяется и на учреждения, финансируемые из бюджетов других уровней.
Бюджетные учреждения помимо ассигнований из соответствующих бюджетов имеют, как правило, и внебюджетные средства. Внебюджетные средства бюджетных учреждений образуются сегодня в основном за счет оказания бюджетными учреждениями платных услуг. Иногда внебюджетные средства могут образовываться у бюджетного учреждения и по другим основаниям.
Виды и правовой режим внебюджетных средств бюджетных учреждений определены еще Положением, утвержденным постановлением Совета Министров и Инструкцией Минфина «О порядке планирования, использования и учета внебюджетных средств, а также отчетности по ним».
В соответствии с этой инструкцией внебюджетные средства бюджетных учреждений подразделяются на 4 группы: специальные средства, суммы по поручениям, депозитные суммы, другие внебюджетные средства.
Специальные средства — самая широкая группа внебюджетных средств бюджетных учреждений. Ими являются доходы бюджетных учреждений, получаемые от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности. Специальные средства имеются, например, у медицинских учреждений, которые помимо своей основной деятельности, финансируемой из бюджета, осуществляют и платные медицинские услуги в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» в редакции Федерального закона и постановлением Правительства «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями». Кроме того, такие средства имеются у высших учебных заведений, учреждений культуры и искусства.
Суммы по поручениям — это средства, получаемые бюджетными учреждениями от предприятий, учреждений и организаций для выполнения определенных поручений. К их числу относятся: суммы, полученные бюджетным учреждением на выплату стипендий студентам и учащимся за счет средств предприятий, направивших их в учебные заведения; суммы, переведенные предприятиями бюджетному учреждению на выполнение конкретных заданий в соответствии с действующим законодательством.
Депозитные суммы — это средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений и подлежащие по наступлении определенных условий возврату вносителям или передаче по назначению.
К ним относятся денежные средства больных, находящихся на лечении в лечебных учреждениях; денежные средства в виде заработной платы, не полученные работниками в срок и т. д. Депозитные суммы, подлежащие передаче гражданам, хранятся в течение трех лет, предприятиям, организациям и учреждениям (кроме бюджетных учреждений) — в течение одного года, бюджетным учреждениям — до 31 декабря того года, в котором эти суммы были внесены.
Другие внебюджетные средства — это средства, не входящие в состав специальных средств, сумм по поручениям и депозитных сумм. К их числу относятся: плата за содержание детей в дошкольных учреждениях; плата за обучение детей в музыкальных школах; плата за пользование общежитиями при высших и средних специальных учебных заведениях; средства, образующие фонд всеобуча для оказания материальной помощи нуждающимся учащимся.

Внебюджетные фонды
Внеоборотные активы
Консолидированный бюджет
Федеральный бюджет
Финансовая отчетность


| | Вверх