N 238 ФЗ о независимой оценке квалификации

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 283-ФЗ «О независимой оценке квалификации», устанавливающий как правовые, организационные основы, так и порядок проведения независимой оценки квалификации работников. Также Закон определяет правовое положение, права и обязанности участников оценки. Попробуем разобраться, что нового привнес данный акт в российское законодательство.

Что регулирует?

Вступивший 1 января в юридическую силу Закон № 283-ФЗ направлен прежде всего на регулирование отношений, возникающих при проведении так называемой независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности. Данный Закон определяет такую оценку как процедуру подтверждения соответствия квалификации соискателя соответствующим требованиям к квалификации, то есть положениям профстандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Такая процедура должна проводиться центром оценки квалификаций (юридическим лицом, осуществляющим деятельность по проведению независимой оценки квалификации) в соответствии с данным Законом.

Помимо предмета регулирования и в соответствии с ним Закон устанавливает правовые, организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой оценки.

Как обычно, не обошлось без некоторых замечаний и исключений. Так, в ст. 1 вышеназванного Закона указано, что иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ в случае, если в отношении соответствующих категорий работников ТК РФ определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда. Что касается исключений, то положения Закона № 283-ФЗ не применяются в отношении как госслужащих, так и граждан, претендующих на замещение должностей госслужбы.

Участники системы независимой оценки

Система независимой оценки квалификации в соответствии с Законом № 283-ФЗ включает в себя следующих участников.

Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Национальный совет является консультативным органом для рассмотрения вопросов, касающихся развития квалификаций в России, и осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, профсоюзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций в сфере независимой оценки квалификации. Издание нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам независимой оценки квалификации осуществляется после рассмотрения и одобрения этих актов данным советом. В состав нацсовета входят представители вышеуказанных органов, объединений, ассоциаций (союзов) и иных организаций. Что касается полномочий нацсовета, то они, как и его состав, определяются Законом № 283-ФЗ и соответствующим указом Президента РФ.

Национальное агентство развития квалификаций. На агентство Законом № 283-ФЗ возложен ряд функций, в числе которых:

–обеспечение поддержки деятельности (в частности, организационной, методической, экспертно-аналитической) национального совета, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций;

–организация формирования и ведение реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации (информационный ресурс для обеспечения проведения независимой оценки квалификации);

– осуществление информирования и консультирования участников системы независимой оценки по вопросам ее проведения.

Совет по профессиональным квалификациям. Совет представляет собой орган управления, создаваемый решением нацсовета, на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества решением, наделенный анализируемым нами законом полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности. В состав совета в том числе входят представители профсоюзов (их объединений), образовательных, научных и других организаций. Совет осуществляет возложенные на него законом функции на основании положения о совете по профессиональным квалификациям.

Центр оценки квалификаций. Центр представляет собой юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с законом деятельность по проведению независимой оценки квалификации. Для соответствующего центра советом по профессиональным квалификациям определяется перечень квалификаций для проведения оценки. Оценка осуществляется центром посредством проведения профессиональных экзаменов в порядке, установленном Правительством РФ. В случаях, установленных Законом № 283-ФЗ, полномочия центра могут быть прекращены. Тогда сведения о центре исключаются нацагентством из реестра, а совет по профессиональным квалификациям обеспечивает выполнение не исполненных обязательств перед соискателями, в отношении которых не завершена процедура независимой оценки квалификации.

Работодатель. Физическое или юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Соискатель. Соискатель, он же работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, которое в установленном законом порядке обратилось в том числе по направлению работодателя в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации.

Уполномоченный орган исполнительной власти. Это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Уполномоченный орган исполнительной власти наделен законодателем широким спектром полномочий, определенных в Законе № 283-ФЗ. В частности, уполномоченный орган осуществляет мониторинг и контроль в сфере независимой оценки квалификации.

Проведение независимой оценки

Независимая оценка проводится центром оценки квалификации в форме профессионального экзамена. Такой экзамен проводится при соблюдении следующих условий:

1. Представление в центр оценки письменного заявления соискателя по установленному образцу (заявление может быть подано лично, законным представителем либо в форме электронного документа).

2. Представление копии паспорта (иного документа, удостоверяющего личность).

3. Представление иных документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.

Заметим, что экзамен проводится либо по инициативе соискателя за счет собственных средств (иных физических и (или) юридических лиц), либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.

Что касается трудового законодательства, то параллельно с вступлением в силу Закона № 283-ФЗ в силу вступил Федеральный закон от 03.07.2016 № 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации». Закон вносит соответствующие изменения (дополнения) в ст. 187, 196, 197 ТК РФ.

Так, согласно ст. 187 ТК РФ (в ред. Закона № 239-ФЗ) при направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя. При прохождении оценки с отрывом от работы за работником сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, а с отрывом от работы в другую местность – производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Статьей 197 ТК РФ законодателем дано работнику право на прохождение независимой оценки квалификации, а ст. 196 подчеркивает, что необходимость направления работников на прохождение такой оценки для собственных нужд определяет работодатель с их письменного согласия на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

По результатам прохождения экзамена соискателю выдается:

– при успешной сдаче экзамена – свидетельство о квалификации;

– при получении неудовлетворительной оценки – заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя.

Соответствующий документ выдается центром в 30-дневный срок, в течение которого советом по профессиональным квалификациям производятся проверка, обработка и признание результатов независимой оценки квалификации соискателя. Соответствующие сведения о выданных свидетельствах вносятся в реестр национальным агентством развития квалификаций.

Если соискатель, работодатель (иные лица в соответствии с законом) не согласны с вынесенным центром решением, любой из них вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям. Жалоба подается в такой же 30-дневный срок с даты их информирования о результатах прохождения профессионального экзамена в порядке, установленном положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации.

Подводим итог

Независимая оценка квалификации – процедура (экзамен) подтверждения соответствия квалификации соискателя соответствующим требованиям к квалификации, то есть положениям профстандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данная процедура проводится центром оценки квалификаций на основании письменного заявления соискателя (может быть подано лично, законным представителем или в форме электронного документа), иных документов в соответствии с Законом № 283-ФЗ.

По результатам данной процедуры выдается свидетельство о квалификации (при успешной сдаче) либо заключение о прохождении профессионального экзамена (если результат признан неудовлетворительным). Профэкзамен оплачивают или работник (при оценке квалификации по собственной инициативе), или работодатель (при направлении на оценку работодателем). Положения федерального закона о независимой оценке квалификации не применяются в отношении как госслужащих, так и граждан, претендующих на замещение должностей госслужбы.

Отметим, что прохождение независимой оценки не является обязательным, тем не менее стимулируется законодателем. Так, Федеральным законом от 03.07.2016 № 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» (вступил в силу 01.01.2017) скорректированы, в частности, положения ст. 217 (включен вид доходов физических лиц – суммы платы за прохождение независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, не подлежащий обложению НДФЛ) и ст. 264 НК РФ (расходы на прохождение оценки квалификации юрлица смогут исключать из базы для обложения налогом на прибыль).

Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности – процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ.

Основаниями для оценки являются профессиональные стандарты и иные квалификационные требования, отражающие актуальные запросы рынка труда.

Независимость обеспечивается процедурами, независимыми от соискателя, конкретного работодателя, образовательной организации – при ведущей роли профессиональных объединений в контроле за оценкой.

Независимая оценка квалификации – это:

— Подтверждение соответствия квалификации соискателя профессиональному стандарту;

— Свидетельство о квалификации общероссийского образца;

— Единственная процедура подтверждения профессиональной квалификации, установленная законодательно;

— Прямой контроль объединений работодателей за проведением профессиональных экзаменов;

— Независимость оценки квалификаций от образовательных организаций, осуществляющих подготовку;

— Широкое применение информационных технологий.

Принципы независимой оценки:

— добровольность, доступность; открытость;

— компетентность оценки, подготовленные эксперты из реального сектора, единые процедуры, методики и оценочные средства;

— исключение конфликта интересов, дискриминации и принятия пристрастных решений;

— право соискателя на апелляцию, помощь в подготовке, конфиденциальность персональных данных;

— поддержка работодателей в оценке персонала.

Бенефициары независимой оценки:

Независимая оценка квалификации в отношении соискателя обеспечивает:

1) Возможность подтверждения и признания квалификации вне зависимости от способов ее получения

2) Продвижение в профессии

3) Повышение шансов на рост зарплаты, допуск к определённым видам работ

4) Расширение возможности трудоустройства

5) Целевой характер затрат времени и средств на профессиональное образование и обучение.

Независимая оценка квалификации в отношении работодателя обеспечивает:

1) Возможность подтвердить репутацию компании, доказав наличие квалифицированного персонала

2) Получение конкурентного преимущества в международных и российских торгах

3) Существенная экономия на подборе и обучении работников

4) Повышение эффективности внутренних процедур управления персоналом, трудовых отношений с работниками.

Независимая оценка квалификации в отношении органов государственной власти обеспечивает:

1) Обоснованность выделения бюджетных ресурсов на подготовку кадров

2) Формирование программ развития экономических кластеров с опорой на реальные данные о качестве трудовых ресурсов

3) Аргументированность распределения бюджетных средств и проведения закупок

4) Повышение инвестиционной привлекательности отдельных регионов и страны в целом

5) База для международного взаимодействия в сфере квалификаций и рынков труда

Независимая оценка квалификации в отношении образовательных организаций обеспечивает:

1) Подтверждение качества подготовки кадров по своим программам

2) Высокая репутация организации перед учредителями и контрольными органами

3) Обеспечение профессионально – общественной аккредитации своих программ

4) Рост конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, увеличение внебюджетных доходов

Нормативные документы:

— Федеральный закон «О независимой оценке квалификаций»

— Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»

— Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»»

— Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 18 декабря 2016 г. № 676)

— Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1179 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

— Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 1204 «Об утверждении правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена»

— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 758н «Об утверждении примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий»

— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий»

— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01 декабря 2016 г. № 701н «Об утверждении положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации»

— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. № 726н «Об утверждении положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации»

— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01 ноября 2016 г. № 601н «Об утверждении положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации»

— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02 декабря 2016 г. № 706н «Об утверждении образца заявления для проведения независимой оценки квалификации и порядка подачи такого заявления»

— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. № 725н «Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена»

— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 ноября 2016 г. № 649н «Об утверждении порядка формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним, а также перечня сведений, содержащихся в указанном реестре»

— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 декабря 2016 г. № 729н «Об утверждении порядка осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации»

Участники системы независимой оценки квалификации:

Регуляторы:

— Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям;

— Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;

— Национальное агентство развития квалификаций;

Исполнительные органы:

— Советы по профессиональным квалификациям;

— Центры оценки квалификаций;

Пользователи:

— Работодатели;

— Соискатели.

Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям — консультативный орган при Президенте Российской Федерации, образованный в целях рассмотрения вопросов, касающихся создания и развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации.

Совет по профессиональным квалификациям — орган управления, создаваемый на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, в совокупности осуществляющих свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и (или) представляющих более пятидесяти процентов работников, занятых определенным видом профессиональной деятельности, наделенный в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности

Центр оценки квалификаций — юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ деятельность по проведению независимой оценки квалификациии и наделенное советом по профессиональным квалификациям полномочиями по проведению независимой оценки квалификации.

Соискатель — работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ

Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации:

— информационный ресурс для комплексной поддержки всех участников системы независимой оценки квалификаций;

— обеспечивает все процедуры оценки квалификаций;

— содержит всю необходимую информацию о квалификациях, центрах оценки, фактически выданных и действующих свидетельствах о квалификации;

— обеспечивает мониторинг и контроль за процессами оценки:

— дает возможность проверить подлинность документов о квалификации работодателям, службам подбора персонала и др.