На то и расчет

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы включают в себя:
– плату, взыскиваемую за перевозку грузов:
– сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;
– правила исчисления платы и сборов.

Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать для транспортного предприятия возмещение эксплутационных расходов и возможность получения прибыли, а для покупателя транспортных услуг – возможность перекрытия транспортных расходов. Как известно, одним из существенных факторов, влияющих на выбор организатора доставки товара, является стоимость перевозки. Борьба за клиентов, неизбежная в условиях конкуренции, также может вносить коррективы в транспортные тарифы.

Существует несколько видов тарифов:
На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.
Общие тарифы – это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов. Исключительные тарифы – это тарифы, устанавливаемые с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок и скидок. Они могут быть повышенными и ли пониженными и распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы. Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенной цели, а также грузов самих железных дорог. Местные тарифы устанавливают начальники отдельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размер платы за перевозку грузов и ставки различных сборов, действуют в пределах данной железной дороги.

Кроме провозной платы железная дорога взимает с грузополучателей и грузоотправителей плату за дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов. Такого рода платежи называются сборами и взыскиваются за выполнение железной дорогой операций по хранению, взвешиванию, проверке груза, подаче или уборке вагонов, дезинсекции вагонов, экспедированию грузов, погрузочно-разгрузочным работам и др.

Основные факторы, от которых зависит перевозка грузов железнодорожным транспортом, – вид отправки. Тип вагона, принадлежность вагона или контейнера, объем перевозимого груза.
Вид отправки. По железной дороге груз можно отправить повагонной, контейнерной, малотоннажной (весом до 25 тонн и объемом до полувагона) и мелкой отправкой (весом до 10 тонн и объемом до 1/3 вместимости вагона).
Скорость перевозки. По железной дороге груз может перевозиться грузовой, большой или пассажирской скоростью. Вид скорости определяет, сколько километров в сутки должен проходить груз.
Расстояние (километраж) перевозки. Провозная плата может взиматься за расстояние (при перевозках грузовой или большой скоростью) либо за действительно пройденное расстояние (в случае перевозки негабаритных грузов или перевозки грузов пассажирской скоростью).
Тип вагона. По железной дороге груз может перевозиться в универсальных, специализированных или изотермических вагонах, в цистернах или на платформах. Размер провозной платы в каждом случае будет различным.
Принадлежность вагона или контейнера. Вагон, платформа или контейнер могут принадлежать железной дороге, а могут быть собственностью грузополучателя или грузоотправителя.
Количество перевозимого груза. Фактор, также оказывающий существенное влияние на стоимость перевозки.

Основные факторы, от которых зависит размер платы при перевозке грузов на автомобильном транспорте, – сдельные тарифы, тарифы на перевозку грузов на условиях платных тонно-часов, тарифы за повременное пользование грузовыми или легковыми автомобилями, тарифы на перевозку из покилометрового расчета, тарифы на перегон подвижного состава, договорные тарифы.
На размер тарифной платы на автомобильном транспорте оказывают влияние следующие факторы: расстояние перевозки, масса груза, объем и вес груза, грузоподъемность автомобиля, общий пробег, тип автомобиля, район, в котором осуществляется перевозка. Каждый тариф на перевозку грузов автомобильным транспортом учитывает не всю совокупность факторов, а некоторые из них, наиболее существенные в данных условиях перевозки. Во всех случаях на размер платы за использование автомобиля оказывает влияние район, в котором осуществляется перевозка. Это объясняется устойчивыми различиями в уровне себестоимости перевозок грузов по районам.

Основные факторы, от которых зависит размер платы при перевозке грузов речным транспортом, – тарифы на перевозку грузов и сборы за перегрузочные работы, связанные с перевозками. Они определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка, где пароходство выступает как транспортная организация. В основу расчета размера тарифа закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие, а также предельный уровень рентабельности, установленный действующим законодательством.

Оплата за перевозку грузов на морском транспорте осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке. Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется системой линейного судоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается по объявленному тарифу. В том случае, когда при выполнении перевозки работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, перевозка оплачивается по фрахтовой ставке.
Для расчета доставки груза применяются следующие формулы:

Железнодорожный: Тж. = tН.К. + L/VЖН + tЖ.ДОП.
Морской: Тм = L/VKOM
Речной: Tр = TО + L/VPH + tР.ДОП
Автомобильный: Та = tH.K. + L/VЭК

В приведенных формулах встречаются такие символы:
TН.К. – время на начально-конечные операции, сутки (час);
L – расстояние перевозки, км (миль);
VЖН, VРН – норма пробега вагона или судна в сутки;
VЖ.ДОП., VР.ДОП – время на дополнительные операции на железнодорожном и речном транспорте, сутки;
VКОМ – коммерческая скорость, миль/сутки;
ТО – время на накопление, формирование и отправление грузов, сутки;
VЭК – эксплуатационная скорость, км/час
Коммерческая скорость определяется по формуле:

Где VСУТ – эксплуатационная скорость судов, работающих на данной линии, миль/сутки;
γ – коэффициент использования грузоподъемности;
Dг – грузоподъемность судна, т;
М – средневзвешенная суточная норма грузовых работ в порту отправления и назначения, т/сутки;
tМДОП – время на дополнительные операции на морском транспорте.

Для проведения стратегических прогнозов требуется достоверная информация о вероятном будущем развитии перевозок, к которому эти решения относятся. Эта информация должна быть получена в заданные сроки при конкретных условиях. Необходимо выбирать в каждом конкретном случае оптимальный вариант прогнозирования и научно-обоснованные методы планирования перевозок продукции производственно-технического назначения с предприятий оптовой торговли. Для обоснования объема перевозок с предприятий оптовой торговли используется расчет удельного показателя объема перевозок, отнесенного к 1 млн. руб. товарооборота. Удельный показатель объема перевозок, который приходится на 1 млн. руб. товарооборота склада, определяется по формуле:


Где Нгр – удельный показатель объема перевозок, отнесенный к 1 млн. руб. товарооборота склада;
Нр – расчетный показатель объема перевозок, отнесенный к 1 млн. руб. товарооборота;
Уп, Ур – соответственно плановый и расчетный уровни механизации погрузочно-разгрузочных работ;
Мn, Мр – соответственно плановый и расчетный показатели доли децентрализованных перевозок.

В начало

Слово «рас­чет» пра­виль­но пишет­ся с одной бук­вой «с».

Чтобы понять, как пра­виль­но пишет­ся «рас­чет» или «рас­счет», с одной бук­вой «с» или с дву­мя, выпол­ним мор­фем­ный раз­бор сло­ва.

Морфемный разбор слова «расчет»

Сначала выяс­ним, что инте­ре­су­ю­щее нас сло­во явля­ет­ся суще­стви­тель­ным муж­ско­го рода и име­ет нуле­вое окон­ча­ние, кото­рое про­яв­ля­ет­ся в виде букв и зву­ков в его падеж­ных фор­мах:

  • нет чего? рас­чета
  • дам пред­по­чте­ние чему? рас­чету
  • инте­ре­су­юсь рас­четом

В нача­ле сло­ва ука­жем при­став­ку рас-, как и мор­фем­ном соста­ве гла­го­лов:

  • расхва­тать
  • раскро­ить
  • расшить

Главной мор­фе­мой назо­вем корень -чет-, кото­рый про­сле­жи­ва­ет­ся в соста­ве род­ствен­ных слов:

  • расчетный
  • расчетливый
  • расчетливо
  • расчетливость

В ито­ге запи­шем мор­фем­ный состав рас­смат­ри­ва­е­мо­го сло­ва в виде схе­мы:

расчет — приставка/корень/окончание

Для сту­ден­тов дадим более точ­ный мор­фем­ный состав:

расчет — приставка/корень/нулевой суффикс/нулевое окон­ча­ние

Слово «расчёт» как пишется правильно?

В рус­ском язы­ке отме­тим мно­же­ство слу­ча­ев, когда рядом встре­ча­ют­ся оди­на­ко­вые соглас­ные, отно­ся­щи­е­ся к раз­ным мор­фе­мам. Так воз­ни­ка­ет напи­са­ние двой­ных соглас­ных в сло­вах.

Чтобы выяс­нить, сколь­ко соглас­ных пишет­ся на сты­ке при­став­ки и кор­ня, кор­ня и суф­фик­са, доста­точ­но выпол­нить их мор­фем­ный раз­бор.

Понаблюдаем:

  • расспросить
  • беззастенчивый
  • бессовестный
  • русский
  • сонный

Написание сло­ва «рас­счёт» или «рас­чёт» достав­ля­ет затруд­не­ние в выбо­ре одной или двух бук­вы «с». Оно обра­зо­ва­но от гла­го­ла «рас­счи­тать», кото­рый пишет­ся с дву­мя бук­ва «с» на сты­ке двух мор­фем:

рассчитать — приставка/корень/суффикс/окончание

А сло­во «рас­чёт», как ста­ло ясно из выпол­нен­но­го мор­фем­но­го раз­бо­ра, име­ет корень -чет- и при­став­ку рас-.

Вывод Слово «рас­чёт» пишет­ся с одной бук­вой «с».

В напи­са­нии этих слов ори­ен­ти­ру­ем­ся на такую орфо­гра­фи­че­скую зако­но­мер­ность:

Перед -чет- пишет­ся одна бук­ва «с», а перед -чит- — две бук­вы.

Сравним:

  • расчетный, расчетчик;
  • рас­считать, рас­считывать

Исключение бессчёт­ный

Примеры

Горничная нако­нец полу­чи­ла пол­ный рас­чёт.

Твой мер­кан­тиль­ный рас­чёт не оправ­дал себя.

Следует при­нять в рас­чёт её неком­пе­тент­ность в этой ситу­а­ции.