Начисление премии покупателю проводки

В качестве поощрения покупателей и привлечения потенциальных клиентов компании используют различные маркетинговые приемы – предоставляют скидки на продаваемые товары, выплачивают бонусы и премии, стимулируя рост объема продаж. Несмотря на то, что все перечисленные виды поощрений направлены на выполнение одной цели, между ними существует разница.

Скидка, как правило, означает уменьшение цены на товар при выполнении покупателем условий, прописанных в договоре. Под премией или бонусом понимают поощрение за выполненные договорные обязательства, например, в виде выплаты денежного вознаграждения или дополнительной поставки товара, не требующей оплаты. Подобные поощрительные меры не уменьшают стоимости уже поставленной продукции. Об этих, не влияющих на цену товара, способах поощрения и их отражении в учете обеих сторон сделки пойдет речь в публикации.

Читайте также: Учет скидок в бухучете

Премия покупателю за объем закупок: проводки

Договором поставки предусматриваются условия реализации товара и критерии, выполнение которых (например, за определенный объем закупок в установленные сроки) дает возможность покупателю получить денежную премию или дополнительную партию продукции в виде бонусного вознаграждения. Эти активы поставщику следует правильно списать.

В бухучете продавца премиальные выплаты учитываются в прочих расходах и отражаются на сч. 44, как затраты, связанные с продажей. Премия покупателю за объем закупок сопровождается проводками:

Операции

Д/т

К/т

Премия:

— начислена клиенту

— перечислена ему

— либо зачтена в счет взаимных расчетов

«Премиальные» расходы отнесены на затраты

В налоговом учете денежные премии учитываются в составе внереализационных затрат. При этом важно, чтобы порядок их расчета и выплаты был означен в договоре поставки, договорные условия выполнены, а начисление подтверждалось актом, подписанным обеими сторонами. В структуру затрат продавца премия включается на дату составления акта (при методе начисления), либо по факту выплаты, если применяется кассовый метод учета.

В свою очередь покупатель отразит полученное поощрение в учете так:

Операции

Д/т

К/т

Премия от поставщика:

— учтена в прочих доходах на основании соответствующего акта

62,76

— поступила на расчетный счет

62,76

— либо зачтена по взаимным расчетам

62,76

62,76

Пример 1:

Компания – продавец по условиям договора поставки выплатил денежную премию в размере 2% с суммы закупки, превышающей 8 000 000 руб. в месяц (с учетом НДС). В апреле 2019 покупатель приобрел товар на сумму 18 000 000 руб. (в т.ч. НДС 20% 3000000 руб.). Величина начисленной премии составила 200000 руб. ((18 000 000 – 8 000 000) х 2%). Продавец оформит операцию так:

Операции

Д/т

К/т

Сумма в руб.

Учтена выручка

18 000 000

НДС начислен

3 000 000

Покупателю начислена премия

200 000

Премия выплачена

200 000

При расчете налога на прибыль продавец учтет доходы:

  • от продаж — стоимость проданных товаров 15000000 руб. (18000000 – 3000000);

  • внереализационные — величину премии, выплаченной клиенту 200000 руб.

Покупатель составит следующие проводки:

Операции

Д/т

К/т

Сумма в руб.

Оприходованы товары

15 000 000

НДС начислен

3 000 000

НДС возмещен

3 000 000

Начислен прочий доход

200 000

От поставщика поступила премия на счет

200 000

В налоговом учете покупателя полученная от поставщика премия включается в базу для налога на прибыль. Ее учитывают в составе внереализационных доходов. НДС с подобных вознаграждений не исчисляют, так как они не связаны с оплатой ТМЦ. Моментом получения премии является дата подписания акта на ее передачу вне зависимости от применяемого метода учета признания доходов и затрат.

Учет бонусов у поставщика

Бонус, выплаченный товаром, считается передачей ТМЦ в безвозмездном порядке, следовательно, потребуется начисление НДС, который придется рассчитать исходя из его рыночной стоимости (п. 2 ст. 154 НК РФ), и эта ситуация из возможных вариантов поощрения клиента наименее выгодна для поставщика. Разберемся, как поставка дополнительных товаров оформляется в учете бонусов продавца.

Пример 2:

Коммерческое предприятие поставляет заказчику партию изделий. В заключенном договоре предусмотрено получение покупателем бонуса (в виде 8-ми изделий) при закупе 80-ти изделий. Заказчик условие выполнил – приобрел 80 единиц по цене 12 000 руб. каждая (в т.ч. НДС 2000 руб.). Себестоимость единицы товара составляет 7000 руб. Поставщик также отгрузил 8 единиц в качестве бонуса.

Бонусы покупателям — проводки у продавца:

Операции

Д/т

К/т

Сумма в руб.

Выручка от реализации (80 х 12000)

960 000

НДС (80 х 2000)

160 000

Списана себестоимость проданных изделий (80 х 7000)

560 000

Оформлена передача бонуса (8 х 7000)

56 000

На рыночную стоимость бонусного вознаграждения начислен НДС (80000 х 20%)

16 000

Учет бонусов у покупателя

Поступление бонусных активов ведет к увеличению экономической выгоды, которое признается доходом, и стоимость такого товара покупатель обязан учесть в бухучете в составе прочих доходов.

Бонусные товары принимаются к учету по фактической себестоимости. Но какого-либо специального порядка ее определения для ТМЦ, полученных по возмездным договорам и не оплачиваемых, ПБУ 5/01 «Учет МПЗ» не содержит. Поэтому компании-покупатели вправе принять к учету товар по текущей рыночной или обычной цене его приобретения у поставщика. Учесть его покупатель может, используя сч. 98 «Доходы будущих периодов» (как применяемый при безвозмездной передаче) или без его участия, что на практике происходит чаще.

Продолжим пример – учет бонусов у покупателя:

Покупатель отразит операцию по учету бонуса-вознаграждения в учете так:

Операции

Д/т

К/т

Сумма в руб.

Безвозмездное получение бонусов — товаров (10 000 х 8)

80 000

В прочих доходах учтена стоимость бонуса

80 000

По бонусному поступлению отражено постоянное налоговое обязательство, так как, в отличие от бухгалтерского учета, в налоговом его стоимость будет нулевой (80 000 х 20%)

16 000

Для покупателя товарный бонус (в сравнении с денежной премией) также менее выгоден, поскольку его следует учесть во внереализационных доходах (п. 8 ст. 250 НК РФ) на дату получения, оприходовать по рыночной стоимости и с этой стоимости уплатить налог на прибыль. При продаже бонусных товаров покупатель не сможет уменьшить базу налога по прибыли на их стоимость, так как не нес затрат на их приобретение.

Читайте также: Ретробонус в бухгалтерском учете