Надзор за соблюдением работодателем трудового законодательства

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории РФ осуществляют органы Федеральной инспекции труда.

Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» установлен порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется Федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций) в отношении любых работодателей (юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей – физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры. Принципы деятельности, основные задачи и полномочия Федеральной инспекции труда и ее территориальных органов – государственных инспекций труда изложены в ст. 354–356 ТК РФ.

Предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение работодателями в процессе осуществления ими своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также выполнения предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.

Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативным правовыми актами РФ.

Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных проверок и (или) выездных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и с учетом особенностей, установленных ТК РФ.

Плановые проверки проводятся государственными инспекторами труда на основании разрабатываемых в соответствии с полномочиями федеральной инспекции труда ежегодных планов не чаще чем один раз в три года.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

  • 1) истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • 2) поступление в Федеральную инспекцию труда:
    • – обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц Федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации и фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
    • – обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
    • – запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;
  • 3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по труду и занятости или государственной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней.

При осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда государственные инспекторы имеют право:

  • – беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать работодателей в целях их проверки;
  • – запрашивать у работодателей и их представителей, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • – расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  • – направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации юридических лиц (организаций) или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда и др.

В процессе проведения проверки инспектор государственной инспекции труда выявляет ряд типичных нарушений в ведении кадровой работы:

  • – оформление на работу по гражданско-правовому договору (договор подряда, поручения, возмездного оказания услуг), в то время как работа носит постоянный характер и человек работает фактически на условиях трудового договора (с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, с ежемесячной выплатой заработной платы без оформления актов сдачи-приема выполненных работ, но без предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, оплаты листков временной нетрудоспособности и предоставления каких-либо социальных гарантий);
  • – отсутствие трудовых договоров, заключенных в письменной форме;
  • – отсутствие защиты договора от изъятий и вложений. Работник должен расписаться на каждой странице документа и иметь на руках второй экземпляр трудового договора;
  • – уменьшение размера заработной платы на период испытания;
  • – безосновательное заключение трудового договора на определенный срок (срочного). Многие работодатели сознательно идут на это, чтобы иметь возможность уволить работника в связи с окончанием срока трудового договора;
  • – отсутствие подписей работников с целью ознакомления в приказах по личному составу или нарушение сроков ознакомления;
  • – отсутствие подписей работников в личной карточке формы Т-2 об ознакомлении с записями в трудовой книжке;
  • – отсутствие утвержденного графика отпусков;
  • – отсутствие системы ознакомления всех работников организации с локальными нормативными актами под расписку;
  • – нарушение сроков выплаты заработной платы и другие нарушения, связанные с оплатой труда;
  • – отсутствие учета рабочего времени, графиков сменности, учета сверхурочных работ; утвержденного перечня должностей с ненормированным рабочим днем;
  • – несоблюдение прав несовершеннолетних и других льготных категорий работников и другие нарушения.

По результатам проверки государственный инспектор труда составляет акт проверки по установленной форме.

Таким образом, по результатам проверки государственные инспекторы труда принимают меры по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений работодателями обязательных требований, а также привлечению виновных в их нарушении лиц к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Законодательная база

Работодатели обязаны соблюдать нормы трудового права. Государство время от времени проверяет, как выполняется эта обязанность. На практике, если у компании какой-либо формы собственности есть в штате хотя бы один человек, туда придет трудинспекция: планово, а иногда и внепланово.

Что проверяют специалисты трудовой инспекции? Основная цель проверок — контроль соблюдения предпринимателями и должностными лицами трудового законодательства. Порядок проведения и нормативы этого контроля регламентированы на законодательном уровне. В частности, этому посвящены статьи из главы 57 Трудового Кодекса.

Статьи про проверки

  • Статья 353 содержит определение понятия госнадзора.
  • Статья 354 дает определение и описывает структуру федеральной инспекции труда (ГИТ).
  • Статья 355, в которой сформулированы принципы работы и задачи федеральной инспекции труда.
  • Статья 356 определяет ключевые полномочия инспекционной комиссии.
  • Статья 357 содержит перечень прав, которыми обладают инспекторы ГИТ.

Законодательные акты, которые контролируют выполнение норм трудправа:

  • ФЗ №294 от 26.12.2008 направлен на защиту юрлиц и ИП при проверках. Он регламентирует процедуру госнадзора, устанавливает сроки проведения, содержит другую важную для предпринимателей информацию.
  • Правительственное постановление № 875 от 01.09.2012 утверждает Положение о госнадзоре в области трудового права.

Максимальный срок трудовой проверки зависит от ее вида и от категории проверяемого субъекта. В статье разъясним, сколько длятся проверки, могут ли их продлить и с какого момента считать контрольное мероприятие начавшимся.

Каков максимальный срок трудовой проверки?

Согласно ст. 13 закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон 294-ФЗ) проверять работодателя могут максимум 20 рабочих дней. Это относится и к документарным, и к выездным контрольным мероприятиям.

Установлены ограничения для проведения выездных плановых проверок в отношении:

  • малого бизнеса — не более 50 часов в год;
  • микропредприятий — не более 15 часов в год.

По документарным плановым, а также по внеплановым проверкам этих субъектов такого ограничения нет. О критериях отнесения предприятия к указанным категориям см. ст. 4 закона «О развитии малого…» от 24.07.2007 № 20-ФЗ.

Допускается продление выездных плановых проверок на тот же срок, но лишь в исключительных случаях. Они должны быть связаны с потребностью в проведении длительных и/или сложных экспертиз, расследований и т. д. Другие виды проверок не подлежат продлению.

Приостановление проверки возможно только в отношении малого бизнеса и микропредприятий и лишь в одном случае — при необходимости получения документов в порядке межведомственного взаимодействия. Напомним, что инспекторам ГИТ запрещено требовать от работодателя документы, которые имеются в распоряжении государственных или муниципальных органов (в том числе лицензии).

Срок приостановления — не более 10 рабочих дней. В этот период инспектора не могут находиться на территории работодателя.

Если необходимо проверить организацию, имеющую подразделения в нескольких субъектах РФ, срок по каждому подразделению должен устанавливаться отдельно. Но общий срок проверки не может превышать 60 рабочих дней.

С какого момента исчисляется срок проверки ГИТ?

Правовым основанием для проведения проверки трудовой инспекцией выступает приказ ее руководителя или его заместителя (ч. 1 ст. 14 закона 294-ФЗ). В приказе указывается как общий срок проверки, так и дата, с которой инспектора обязаны приступить к ее проведению. Именно с этой даты и начинается срок проверки ГИТ.

Приказы о проведении плановых проверочных мероприятий должны издаваться на основании утвержденного плана. Отметим, что планы находятся в открытом доступе. С ними можно ознакомиться на официальном портале ГИТ по субъекту РФ. Также узнать о запланированных контрольных мероприятиях можно на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Однако в планах указывается лишь месяц проверки. О конкретной дате ее проведения работодатель узнает, когда получит на руки копию соответствующего приказа (не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проверки).

По-другому обстоит дело с внеплановыми проверками. По общему правилу уведомить работодателя о таком мероприятии должны не позднее чем за 24 часа до его начала (ч. 16 ст. 10 закона 294-ФЗ). При этом ГИТ не обязана уведомлять работодателя о внеплановом визите, если основанием для него явилось следующее (ч. 8 ст. 360 ТК РФ):

  • сообщение работником о нарушении его трудовых прав;
  • информация об угрозе жизни и здоровью людей, полученная из различных источников — от граждан, организаций, СМИ, госорганов и т. д.

***

Максимальный срок трудовой проверки — 20 рабочих дней, а для малого бизнеса и микропредприятий — 50 и 15 часов соответственно. На такой же срок могут продлить плановые выездные проверки, но лишь в исключительных случаях. Срок начала проверки начинается с даты, указанной в приказе о ее проведении.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Во время плановой проверки сотрудникам трудовой инспекции требуется проверить точность и своевременность исполнения трудового законодательства работодателями. В ходе выездной проверки государственные инспекторы будут осуществлять анализ деятельности подконтрольной организации.

Для проверки законности совершаемых работодателем действий и принимаемых решений государственным служащим потребуется провести анализ документов, подготовленных для трудовой инспекции руководителем компании.
Инспекция по труду основывает свою деятельность на следующих принципах:

  • уважение, соблюдение и защита гражданских прав;
  • независимость и гласность проверки;
  • законность и объективность решений, принимаемых по итогам изучения работодателя.

В ходе подготовки и проведения контрольных мероприятий в 2018 году должностные лица инспекции по труду нацелены на выполнение таких задач как:

  • предотвращение и выявление фактов отступления от трудовых норм или правил безопасности трудовой детальности;
  • информирование работодателей и работников о современных методах соблюдения действующих положений;
  • сообщение уполномоченным государственным органам об обнаружении фактов совершения неправомерных деяний (действий или бездействий), злоупотребления правом или принятия решений, не соответствующих указаниям трудового законодательства.

Документы, необходимые для проведения проверки

Законодатель передает трудовым инспекторам права по:

  • истребованию у работодателей и бесплатному изучению любой документации, информации или объяснений, которые требуются для наиболее полного и всестороннего изучения подконтрольного объекта;
  • изъятию для анализа образцов веществ и материалов, которые обрабатываются или иным образом используются производственными работниками;
  • направлению в адрес работодателя официальных запросов с просьбой предоставить конкретные документы. Получив такой письменный запрос, руководитель должен передать государственным служащим копию необходимого документа, удостоверенную печатью предприятия, а также личной подписью начальника или уполномоченного им должностного лица организации.

Трудовое законодательство не позволяет государственным инспекторам оставлять запросы на документы или изымать образцы, которые не имеют отношения к проводимой проверке. Также сотрудники трудовой инспекции не вправе совершать изъятие из организации оригинальных экземпляров любых документов.

Какие документы проверяет трудовая инспекция при плановой проверке

Для всестороннего изучения объекта уполномоченным инспекторам необходимо проанализировать:

  • учредительные документы организации (устав или учредительный договор);
  • документы об ИП или сведения об участниках юридического лица;
  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • локальные нормативные акты, утвержденные руководством компании;
  • официально действующие в организации должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, а также штатное расписание;
  • содержание индивидуальных и коллективных трудовых договоров, заключенных с работниками и руководителем фирмы;
  • акт о порядке обработки персональных данных работников;
  • положение об организации работы по охране труда, положение о службе охраны труда;
  • утвержденный руководителем график отпусков, необходимый согласно ст. 123 ТК РФ;
  • положения об оплате труда (ст. 129 ТК РФ) и начислении стимулирующих выплат (ст. 135 ТК РФ);
  • форму расчетного листка и график сменной работы;
  • личные карточки работников, оформленные в соответствии с действующими стандартами;
  • трудовые книжки и журнал движения трудовых книжек;
  • журнал учета рабочего времени;
  • схему управления производственно-хозяйственной деятельностью;
  • журнал прохождения вводного и рабочего инструктажа, программы по проведению инструктажа на рабочем месте, инструкции по охране труда;
  • приказы о порядке прохождения стажировки, приказы о допуске к самостоятельной работе;
  • акты ввода в эксплуатацию зданий и сооружений, акты приемки производственных механизмов;
  • личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты, документы о приобретении специальной одежды и обуви;
  • протоколы аттестации по охране труда, удостоверения о прохождении обучения правилам безопасности трудовой деятельности;
  • документы о прохождении медицинских осмотров.

Какой период проверяется

Согласно законным указаниям плановая проверка работодателя, проводимая сотрудниками трудовой инспекции, должна происходить не чаще 1 раза в течение 3-х лет.

Какие годы проверяются

Чаще всего проверке подвергают сведения за последние 3 года. Проверяющий истребует у представителя работодателя журнал учета проверок. Этот документ позволяет отслеживать периодичность контрольных мероприятий. В журнале органы по надзору за соблюдением трудового законодательства отмечают:

  • наименование контрольного органа;
  • дату начала и окончания проверки;
  • задачи и предмет, правовые основания для организации контрольных мероприятий;
  • перечень выявленных нарушений и выданных предписаний.

Проверка малого предприятия

Целью проведения проверки малых предприятий является поиск нарушений трудовых прав сотрудников. При наличии соответствующих просьб проверяющий знакомит руководителя с административным регламентом проверки. Затем должностные лица проводят контрольные мероприятия и сообщают руководителю организации о результатах проверки.

Если государственный инспектор выявляет отступления от действующего закона, он:

  • выдает представителю юридического лица предписание с целью устранить выявленные нарушения в конкретные сроки, а также провести мероприятия по предотвращению травматизма среди работников;
  • контролирует исполнение выданных предписаний.