Наличие выгодоприобретателя в анкете банка, что значит?

Содержание

Бенефициар: определение термина

Бенефициарным владельцем — это закреплено в законодательстве РФ — признается физлицо, которое прямо или при посредничестве третьих лиц владеет более чем 25% капитала юридического лица или же обладает возможностями для осуществления контроля за действиями данного юрлица (ст. 3 закона «О противодействии отмыванию доходов» от 07.08.2001 № 115-ФЗ). Законом также предусмотрен статус бенефициарного владельца физлица (по умолчанию являющегося тем же физлицом, если нет оснований считать по-другому).

См. также «Порядок идентификации клиента в банке по закону 115-ФЗ».

Пример

Уставный капитал ООО «Салют» на 70% принадлежит ООО «Люкс», на 20% — Петрову В. С. и на 10% — Степанову А. В. При этом Степанову принадлежат 100% уставного капитала ООО «Люкс». Таким образом, Степанов — бенефициарный владелец ООО «Салют», несмотря на то что де-юре его доля в данной организации в 2 раза меньше, чем доля Петрова.

Таким образом, статус бенефициарного владельца — это юридическая категория, и ее характеристики прописаны на уровне общеотраслевых правовых норм. Однако какую позицию бенефициар может занимать в структуре управления бизнесом? Рассмотрим, каким образом ключевые позиции в фирме учредителя и генерального директора соотносятся со статусом бенефициарного владельца — это важно с точки зрения более детального понимания роли бенефициаров на различных уровнях правоотношений.

Бенефициар — учредитель или генеральный директор?

Принципиально не имеет значения, какую должность занимает человек в бизнесе — учредителя, директора или совладельца. Главное для установления статуса бенефициарного владельца — это соответствие роли человека в бизнесе критериям, определенным в ст. 3 закона № 115-ФЗ. Он может быть фактическим владельцем (не имея юридически закрепленной доли в бизнесе — особенности данного статуса мы рассмотрим далее в статье) и при этом генеральным директором или же де-факто принимать ключевые решения в управлении организацией, в то время как директором будет другой человек.

Конечно, в общем случае бенефициарный владелец — это учредитель фирмы (или один из них). Но не исключено, что он будет лицом, купившим необходимую долю уставного капитала впоследствии. Распространены случаи, когда бенефициарный владелец юридического лица — это учредитель той фирмы, которая владеет основной долей соответствующего юридического лица.

Пример

Гражданин Львов А. Е. владеет 55% акций в ПАО «Виктория», которое, в свою очередь, является владельцем 70% акций в ПАО «Алмаз». Фактически Львов не владеет акциями «Алмаза» напрямую, но является косвенным участником этого общества. Доля его косвенного участия составит 0,55 × 0,70 = 0,385, или 38,5%. Следовательно, Львов имеет преобладающее участие (более 25%) в капитале ПАО «Алмаз» и соответствует критериям бенефициарного владельца данной компании.

Итак, понятие бенефициара закреплено законодательно. Но можно ли говорить, что статус бенефициарного владельца — это то же понятие, что подразумевает другой распространенный термин — «фактический собственник»?

Бенефициар и фактический владелец (юрлица или физического лица) — одно и то же?

Понятие «фактический собственник» на уровне законодательства РФ, в свою очередь, не закреплено. В некоторых источниках права оно приводится в том же контексте, что и термин «бенефициарный владелец» (например, в письме Минфина РФ от 09.04.2014 № 03-00-РЗ/16236). Можно ли в связи с этим их отождествлять?

В принципе, это правомерно, и повод тому дает определение бенефициарного владельца, приведенное в законе № 115-ФЗ. В данном нормативном акте сказано, что бенефициар может соответствовать лицу, имеющему возможности влиять на решения, принимаемые юрлицом (даже несмотря на то, что ему, возможно, не принадлежат какие-либо доли в уставном капитале фирмы).

Вполне допустимо именовать «фактическим владельцем» человека, который по тем или иным основаниям является бенефициарным владельцем физлица. Более того, в данном случае правомерно говорить о некоторой «чистой форме» фактического владения, поскольку законодательством не предусмотрено выделение уставного капитала физлица. Например, бенефициарным (фактическим) владельцем физлица можно назвать получателя средств, указанного физлицом в своем завещании.

Таким образом, статус бенефициарного владельца — это юридическая категория, которая может отождествляться с понятием «фактический владелец», и лучше всего данное отождествление применять в контексте контроля за действиями юрлица или над физлицом. В контексте владения уставным капиталом юрлица лучше применять только термин «бенефициарный владелец».

Какие фирмы должны вести учет бенефициаров?

Обязательства по учету бенефициаров возлагаются на юридических лиц, не являющихся:

  • государственными или муниципальными структурами;
  • международными организациями;
  • эмитентами акций в рамках организованных торгов (при раскрытии информации по ценным бумагам в установленном порядке);
  • иностранными эмитентами акций в рамках торгов на иностранной бирже (при включении биржи в перечень, определенный Банком РФ);
  • иностранными субъектами правоотношений, не имеющими статуса юрлица и не предусматривающими наличие бенефициаров и должности генерального директора.

Организации обязаны знать своих бенефициаров, принимать при необходимости меры по получению сведений о них, перечисленных в подп. 1 п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ, обновлять данные сведения ежегодно, хранить полученные данные не менее 5 лет.

Кроме того, сведения о бенефициарах фирмы могут раскрываться в ее отчетности — в порядке, установленном законодательством (п. 7 ст. 6.1 закона № 115-ФЗ). Порядок раскрытия информации определен в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» и в рекомендациях аудиторам, содержащихся в Приложении к Письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01 (Письмо Росфинмониторинга от 29.07.2019 N 01-04-05/17015). В частности, информация о таких лицах раскрывается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Какие фирмы должны раскрывать своих бенефициаров?

Юрлица, а также ИП обязаны предоставлять сведения о бенефициарах по запросам (п. 6 ст. 6.1 закона № 115-ФЗ, п. 10 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 № 209):

  • в Росфинмониторинг;
  • в ФНС.

Кроме того, при обращении в организацию или к ИП, которые осуществляют управление денежными средствами, юрлица и ИП предоставляют сведения о своих бенефициарных владельцах — это также их законная обязанность, предусмотренная п. 14 ст. 7 закона № 115-ФЗ. Объем данных сведений определен в абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ.

Как общества осуществляют учет и раскрытие информации о бенефициарах, пошагово разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Законодательно форма сведений о бенефициарных владельцах не утверждена. Но она должна включать в себя:

  • ФИО бенефициарных владельцев;
  • гражданство;
  • дата рождения;
  • паспортные данные (или сведения иного документа, удостоверяющего личность);
  • адрес места жительства;
  • ИНН.

Образец заполнения справки можно скачать ниже.

Скачать образец сведений о бенефициарных владельцах

Непредоставление фирмой в указанные государственные органы сведений о бенефициарных владельцах — это повод для применения в отношении нее санкций, предусмотренных ст. 14.25.1 КоАП РФ. А именно — штрафа на должностных лиц в величине 30 000–40 000 руб., на юрлиц — 100 000–500 000 руб.

Итоги

Бенефициарный владелец — это учредитель или директор, один из собственников или же фактический владелец фирмы (даже если де-юре какие-либо доли в уставном капитале организации ему не принадлежат), который обладает возможностями как минимум контролировать деятельность соответствующего хозяйствующего субъекта. При этом организационно-правовой статус данного субъекта значения не имеет — это может быть как юрлицо, так и ИП.

Для юридического определения статуса бенефициарного владельца необходимо, чтобы физлицо владело не менее 25% уставного капитала организации. Фирмы и ИП обязаны информировать Росфинмониторинг, ФНС, организации, управляющие денежными средствами, о своих бенефициарах по запросу.

Узнать больше об особенностях работы органов финансового контроля (которые, в частности, имеют полномочия запрашивать у юрлиц и ИП сведения об их бенефициарах) вы можете в статьях:

  • «Аудиторы будут сообщать в Росфинмониторинг обо всех подозрительных сделках»;
  • «Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ (перечень)».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 июля 2011 г.

Регистрационный N 21239

Утвердить прилагаемое Положение о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Руководитель Ю. Чиханчин

Положение о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает требования к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Настоящее Положение применяется организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (далее — организации), указанными в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон), за исключением кредитных организаций.

Настоящее Положение распространяется также на лиц, указанных в статье 7.1 Федерального закона.

1.2. Организации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 статьи 7 Федерального закона.

1.3. Организации обязаны идентифицировать как лиц (клиентов), которым оказываются услуги либо с которыми заключаются сделки (совершаются операции) разового характера (не предполагающие дальнейшего обслуживания клиента в организации, поскольку при их совершении обязательства сторон выполняются одновременно1 ) (далее — «разовые» операции), вне зависимости от вида, характера и размера оказываемых услуг либо заключаемых сделок (совершаемых операций), так и лиц (клиентов), которые принимаются на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений.

1.4. Если от имени юридического или физического лица действует его представитель, организация обязана идентифицировать представителя, проверить его полномочия, а также идентифицировать и изучить представляемого клиента.

1.5. Организация в соответствии с пунктом 1 статьи 7.3 Федерального закона обязана предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц (любых назначаемых или избираемых лиц, занимающих какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любых лиц, выполняющих какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или государственного предприятия)2 , а также на регулярной основе обновлять имеющуюся в распоряжении организации информацию о находящихся у нее на обслуживании иностранных публичных должностных лицах.

1.6. При проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, обновлении информации о них организация вправе на основании пункта 5.4 статьи 7 Федерального закона требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя).

1.7. Организация при проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя использует сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, сводном государственном реестре аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, а также сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов, получаемые в соответствии с абзацем 5 статьи 9 Федерального закона от соответствующих федеральных органов исполнительной власти в установленном порядке.

Организация также может использовать иные дополнительные (вспомогательные) источники информации, доступные организации на законных основаниях.

1.8. На основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона организации вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона.

1.9. Организация в соответствии с пунктом 6 Рекомендаций по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2010 N 967-р (Собрание законодательства Российский Федерации, 2010, N 26, ст. 3377) (далее — Рекомендации), в составе правил внутреннего контроля разрабатывает программу идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей (далее — Программа идентификации), и программу оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее — Программа оценки риска).

Программа идентификации должна включать порядок идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя.

В Программе идентификации в соответствии с пунктом 13 Рекомендаций организация должна предусмотреть порядок принятия на обслуживание клиентов, являющихся иностранными публичными должностными лицами, учитывающий обязанности организаций, установленные статьей 7.3 Федерального закона, а также меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц.

Программа идентификации также может содержать иные положения, включаемые по усмотрению организации.

1.10. При выполнении требований Федерального закона и настоящего Положения организации должны учитывать установленный статьей 4 Федерального закона запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

II. Требования к идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя

2.1. Идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя включает в себя следующие мероприятия:

установление определенных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона сведений в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя;

проверка наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона;

определение принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу 3 ;

выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);

оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска.

2.2. В соответствии с пунктом 10 Рекомендаций в целях более подробного изучения юридического лица рекомендуется дополнительно (при наличии его согласия) устанавливать и фиксировать дату государственной регистрации юридического лица, его почтовый адрес, а также коды форм федерального государственного статистического наблюдения (при наличии).

2.3. Организация в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона предпринимает обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по сбору сведений и документов, свидетельствующих, что клиент действует к выгоде или в интересах другого лица (выгодоприобретателя), в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций (сделок), а также по идентификации выгодоприобретателя в объеме, установленном пунктом 2.1 настоящего Положения.

2.4. Организация в рамках идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, а также при проведении операций и сделок с их участием или к их выгоде обязана проверить факт наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя сведений в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности (далее — Перечень)4.

При проведении организацией проверки наличия информации о клиенте, представителе клиента и выгодоприобретателе в Перечне используется актуальный на дату такой проверки Перечень.

2.5. Результаты проверки клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне, а также дата проверки фиксируются организацией в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным в правилах внутреннего контроля.

Информация о результатах проверки клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне не должна быть доступна клиенту, представителю клиента, выгодоприобретателю или иным лицам, за исключением органов государственной власти в соответствии с их компетенцией в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

2.6. Идентификация клиентов и выгодоприобретателей в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона осуществляется с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее — Риск).

2.7. Организация осуществляет идентификацию на основании действительных на дату предъявления документов, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя.

В случае если для идентификации предъявляются документы, составленные полностью или в какой-либо их части на иностранном языке, то такие документы должны представляться организации с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык.

В случае если организация осуществляет идентификацию на основании документов, исходящих от государственных органов иностранных государств, то такие документы должны быть легализованы в установленном порядке, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Положения абзаца второго и третьего настоящего пункта не распространяются на документы, удостоверяющие личность, выданные компетентными органами иностранных государств, при условии наличия у иностранного гражданина документа, подтверждающего право законного пребывания на территории Российской Федерации (например, въездная виза, миграционная карта).

Организация осуществляет идентификацию на основании документов, представленных клиентом (представителем клиента) в подлиннике либо в форме надлежащим образом заверенной копии (за исключением документов, удостоверяющих личность физических лиц).

Если к идентификации клиента (представителя клиента), выгодоприобретателя имеет отношение только часть документа, для идентификации может быть представлена заверенная выписка из него.

В случае представления клиентом копий документов организация вправе потребовать представления подлинников документов для ознакомления.

2.8. Сведения о клиенте, а также представителе клиента и (или) выгодоприобретателе целесообразно фиксировать в анкете клиента (Приложение 4 к настоящему Положению) либо иным способом, предусмотренным организацией в правилах внутреннего контроля.

Анкета клиента составляется на бумажном носителе или в виде электронного документа.

Анкета клиента, составленная в виде электронного документа, при переносе на бумажный носитель заверяется подписью сотрудника организации, ответственного за работу с клиентом.

Сведения, содержащиеся в анкете клиента, хранящейся в электронном виде, при переносе их на бумажный носитель по своему содержанию должны соответствовать их электронному аналогу.

2.9. Организации следует оформлять анкету клиента в случаях, если:

фамилия, имя и отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), а также другие имеющиеся у организации сведения о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе полностью совпадают с информацией, содержащейся в Перечне;

в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя или операции у организации возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

имеются основания для документального фиксирования информации, предусмотренные пунктом 2 статьи 7 Федерального закона;

организация оценивает степень (уровень) Риска как повышенную.

2.10. Организации следует обновлять сведения о клиенте и выгодоприобретателе не реже одного раза в год при установлении отношений длящегося характера либо при повторном обращении клиента, совершавшим «разовые операции», а также если у нее возникли сомнения в достоверности сведений, полученных ранее в результате реализации Программы идентификации, или в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя или операции возникли подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

2.11. При получении от клиента информации (документов), подтверждающей (подтверждающих) изменение сведений, устанавливаемых в целях идентификации, организации следует в день их получения внести соответствующие изменения в анкету клиента либо зафиксировать иным способом, установленным организацией в правилах внутреннего контроля.

2.12. В рамках идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, а также при проведении операций и сделок организация оценивает и присваивает клиенту степень (уровень) риска.

2.13. Организация оценивает степень (уровень) Риска с учетом признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — признаки повышенной степени (уровня) Риска), самостоятельно включенных организацией в правила внутреннего контроля с учетом рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

2.14. Организация оценивает степень (уровень) Риска при установлении деловых отношений с клиентом (принятии его на обслуживание).

2.15. В соответствии с пунктом 16 Рекомендаций для оценки степени (уровня) Риска клиента, а также в целях последующего контроля за его изменением организация осуществляет постоянный мониторинг операций (сделок) клиента по мере их совершения.

Если операции (сделки) или деятельность клиента отнесены к повышенному риску, организация уделяет повышенное внимание операциям (сделкам), проводимым этим клиентом, в целях выявления оснований для документального фиксирования информации, предусмотренных абзацем 4 пункта 2 статьи 7 Федерального закона, операций, подпадающих под критерии и признаки необычных сделок, предусмотренные в правилах внутреннего контроля, и в целях представления в уполномоченный орган сведений об операциях, установленных пунктом 3 статьи 7 Федерального закона.

2.16. Оценка степени (уровня) Риска, а также обоснование оценки Риска фиксируются организацией в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным в правилах внутреннего контроля.

2.17. Организации следует обновлять сведения, полученные в результате идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, не реже одного раза в шесть месяцев при повышенной степени (уровне) Риска и не реже одного раза в год в иных случаях, а также пересматривать степень (уровень) Риска по мере изменения указанных сведений либо в случае, когда:

в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя или операции возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

имеются основания для документального фиксирования информации, предусмотренные пунктом 2 статьи 7 Федерального закона.

Для целей реализации организациями данного пункта датой начала течения установленного в нем срока обновления сведений следует считать день, следующий за датой заполнения анкеты клиента либо последнего обновления (изменения) сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, присвоения степени (уровня) Риска.

2.18. Пересмотр степени (уровня) Риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, и обновление сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, могут производиться также в иных случаях в порядке и сроки, установленные организацией в правилах внутреннего контроля.

2.19. Результаты оценки степени (уровня) Риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, не должны быть доступны иным лицам, за исключением органов государственной власти в соответствии с их компетенцией в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

III. Заключительные положения

3.1. Документы, полученные в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, а также документы, относящиеся к деятельности клиента (в том числе документы переписки и иные документы по усмотрению организации), подлежат хранению в организации в течение не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом.

3.2. Информация и документы, содержащие сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также относящиеся к деятельности клиента, должны храниться таким образом, чтобы они могли быть своевременно доступны Федеральной службе по финансовому мониторингу, а также иным органам государственной власти в соответствии с их компетенцией в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

1Например, покупка ювелирных изделий в розничной сети, осуществление почтового перевода денежных средств и т.д.

2Согласно статье 2 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 26, ст. 2780), ратифицированной Федеральным законом от 08.03.2006 N 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации; 2006, N 12, ст. 1231).

3Проводится в отношении физических лиц.

4Перечень составляется и ведется Федеральной службой по финансовому мониторингу в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 N 27 «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 4, ст. 329; 2005, N 44, ст. 4562; 2006, N 3, ст. 297; 2008, N 48, ст. 5604; N 50, ст. 5958).

Приложение 1

Сведения, устанавливаемые в целях идентификации физического лица

1. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона организация устанавливает следующие сведения в отношении физических лиц:

1.1. Фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая).

1.2. Гражданство.

1.3. Дата рождения.

1.4. Реквизиты документа, удостоверяющего личность: наименование, серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, и код подразделения (если имеется).

1.5. Данные миграционной карты: серия, номер карты, дата начала срока пребывания и дата окончания срока пребывания.

1.6. Данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации: серия (если имеется) и номер документа, дата начала срока действия права пребывания (проживания), дата окончания срока действия права пребывания (проживания).

1.7. Идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

1.8. Сведения (адрес) о регистрации по месту жительства и о фактическом месте жительства (месте пребывания).

2. В соответствии с пунктом 1 статьи 7.3 Федерального закона организация устанавливает сведения о том, является ли физическое лицо иностранным публичным должностным лицом, его супругом, близким родственником (родственником по прямой восходящей или нисходящей линии (родителем или ребенком, дедушкой, бабушкой или внуком), полнородными или неполнородными (имеющим общего отца или мать) братом или сестрой, усыновителем или усыновленным).

3. В целях более подробного изучения физического лица рекомендуется дополнительно (при наличии его согласия) устанавливать место рождения.

4. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона организация устанавливает сведения о представителе физического лица (в случае его наличия):

4.1. Дату и номер документа, подтверждающего наличие соответствующих полномочий.

4.2. Сведения, предусмотренные пунктами 1-3 настоящего Приложения.

Приложение 2

Сведения, устанавливаемые в целях идентификации юридического лица и индивидуального предпринимателя

1. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона организация устанавливает следующие сведения в отношении юридических лиц:

1.1. Наименование (полное, сокращенное (если имеется) и наименование на иностранном языке (если имеется).

1.2. Организационно-правовая форма.

1.3. Идентификационный номер налогоплательщика — для резидента, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации — для нерезидента.

1.4. Сведения о государственной регистрации: основной государственный регистрационный номер (ОГРН) (для нерезидента — регистрационный номер в стране регистрации); серия и номер документа, подтверждающего государственную регистрацию.

1.5. Адрес (место нахождения), указанный в Едином государственном реестре юридических лиц (для резидента); место нахождения, указанное в учредительных документах; адрес (место нахождения) представительства, отделения, иного обособленного подразделения нерезидента на территории Российской Федерации либо сведения о регистрации по месту жительства и о фактическом месте жительства (месте пребывания) физического лица — уполномоченного представителя нерезидента на территории Российской Федерации (при наличии).

1.6. Номера контактных телефонов и факсов.

2. В целях более подробного изучения юридического лица рекомендуется дополнительно (при наличии его согласия) устанавливать и фиксировать дату государственной регистрации юридического лица, его почтовый адрес, а также коды форм федерального государственного статистического наблюдения (при наличии).

3. Сведения, получаемые в целях идентификации индивидуальных предпринимателей:

3.1. Сведения, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона для идентификации физических лиц.

3.2. Сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя: основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (ОГРЫИП); дата государственной регистрации и данные документа, подтверждающего факт внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации; наименование и адрес регистрирующего органа.

3.3. Почтовый адрес и номера контактных телефонов и факсов.

4. Сведения о представителе юридического лица или индивидуального предпринимателя:

4.1. Дата и номер документа, подтверждающего наличие соответствующих полномочий;

сведения, предусмотренные пунктами 1-3 настоящего Приложения.

Приложение 3

Сведения в целях установления и идентификации выгодоприобретателя

1. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона организация устанавливает сведения об основаниях, свидетельствующих о том, что клиент действует к выгоде или в интересах выгодоприобретателя при проведении операций с денежными средствами или иным имуществом.

2. Сведения, получаемые в целях идентификации выгодоприобретателя — физического лица в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона:

2.1. Фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая).

2.2. Гражданство.

2.3. Дата рождения.

2.4. Реквизиты документа, удостоверяющего личность: наименование, серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, и код подразделения (если имеется).

2.5. Данные миграционной карты: серия, номер карты, дата начала срока пребывания и дата окончания срока пребывания.

2.6. Данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации: серия (если имеется) и номер документа, дата начала срока действия права пребывания (проживания), дата окончания срока действия права пребывания (проживания).

2.7. Идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

2.8. Сведения (адрес) о регистрации по месту жительства и о фактическом месте жительства (месте пребывания).

3. Сведения, получаемые в целях идентификации выгодоприобретателя — юридического лица в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона:

3.1. Наименование (полное, сокращенное (если имеется) и наименование на иностранном языке (если имеется).

3.2. Организационно-правовая форма.

3.3. Идентификационный номер налогоплательщика — для резидента, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации — для нерезидента.

3.4. Сведения о государственной регистрации: основной государственный регистрационный номер (ОГРН) (для нерезидента — регистрационный номер в стране регистрации); серия и номер документа, подтверждающего государственную регистрацию.

3.5. Адрес (место нахождения), указанный в Едином государственном реестре юридических лиц (для резидента); место нахождения, указанное в учредительных документах; адрес (место нахождения) представительства, отделения, иного обособленного подразделения нерезидента на территории Российской Федерации либо сведения о регистрации по месту жительства и о фактическом месте жительства (месте пребывания) физического лица — уполномоченного представителя нерезидента на территории Российской Федерации (при наличии).

3.6. Номера контактных телефонов и факсов.

Приложение 4

Сведения, рекомендуемые для включения в анкету клиента

1. Сведения, установленные в результате идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, указанные в приложениях 1-3 к настоящему Положению.

2. Сведения о степени (уровне) Риска, включая обоснование оценки Риска, фиксируемые организацией в соответствии с пунктом 2.16 настоящего Положения.

3. Результаты проверки клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне, дата проверки.

4. Сведения о принадлежности клиента к иностранному публичному должностному лицу5.

5. Сведения о принадлежности клиента (регистрация, место жительства, место нахождения, наличие счета в банке) к государству (территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

6. Дата начала отношений с клиентом (дата заключения первого договора на проведение операции с денежными средствами или иным имуществом).

7. Дата заполнения анкеты.

8. Дата обновления анкеты.

9. Фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), должность сотрудника, ответственного за работу с клиентом.

10. Подпись лица, заполнившего анкету клиента на бумажном носителе (с указанием фамилии, имени, а также отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), должности) или фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), должность лица, заполнившего анкету клиента в форме электронного документа.

11. Иные сведения (по усмотрению организации).

5Устанавливается в отношении физического лица.

Справка о бенефициарах – образец предлагается нами для субъектов, которые должны представлять эту справку по правилам закона «О противодействии легализации (отмыванию) прибылей, приобретенных криминальным методом, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее — закон № 115). Предписанная справка считается одним из инструментов борьбы с отмыванием средств через фальшивые фирмы.

Кто должен представлять справку о бенефициарных обладателях и кто вправе ее настоятельно просить

Схемы для определения бенефициарного обладателя нет, вследствие этого, не обращая внимания на различие в терминологии (бенефициарные обладатели и юридическое лицо в законе № 115 — взаимозависимые лица в Налоговом кодексе России), возможно, предложить применить способ, конкретный в ст. 105.2 Налогового кодекса России.

Список субъектов, обязанных беречь обозначенные сведения, находится в ст. 5 закона № 115. Список юридических лиц из всего перечня освобождены от прямых обязанностей производить учет бенефициарных обладателей (абз. 2–5 подп. 2 п. 1 ст. 7 закона № 115):

  • органы государственной власти;
  • фирмы и учреждения, в коих долю больше 50% имеют РФ, ее ареалы или же городские образования, и др.

Перечень нужно производить каждый день и 1 один раз в год обновлять, автономно выясняя личностные данные хозяев. Юридическое лицо должно представлять его по правилам, утв. распоряжением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913, по запросу:

  • ФНС и ее подразделений;
  • Росфинмониторинга и его межрегиональных управлений.

Не считая такого, справку о бенефициарах уполномочен запросить банк (п. 14 ст. 7 закона № 115). Имеет возможность он потребоваться и для роли в торгах. Почти все положения о закупках включают заявка продемонстрировать всю цепочку связей и объявить бенефициаров, собственно что сознается легитимным притязанием (решение Московского УФАС России от 17.08.2015 по занятию № 1-00-1338/77-15).

Читайте также статью ⇒ Образец справки о численности работников организации.

Как составить письмо о бенефициарных обладателях: образец справки

Ни ФНС, ни Росфинмониторинг не предложили но бы рекомендательной формы для перечня бенефициарных собственников, в связи с чем его, возможно, составить на свое усмотрение.

Основные условие: перечень обязан держать сведения, перечисленные в абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 7 закона № 115, а как раз:

  • Полное имя лица;
  • дату рождения и гражданство;
  • реквизиты паспорта господина РФ или же документа на право проживания в РФ зарубежного господина или же апатрида;
  • ИНН.

На практике организации перерабатывают для рассматриваемой цели перечень аффилированных лиц.

Банки, как правило, предлагают собственную форму справки, где имеют все шансы показать некоторое количество расширенный или же напротив суженный список сведений. Конфигурация сведений о бенефициарах для торгов в рамках закона «О закупках продуктов, дел, предложений отдельными обликами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ предлагается заказчиком совместно со всей конкурсной документацией и диктуется, как правило, положением о закупках соответственного клиента.

Категории бенефициаров в зависимости от работы компании:

  • Обладатели счетов в банках.
  • Юридические лица-арендодатели имущества.
  • Фактические обладатели компаний.
  • Покупатели трастовых фондов, передавшие собственные активы в ДУ.
  • Иные юридические лица.

В согласовании с притязаниями стат. 6.1 Закона юридические лица должны владеть достоверную информацию о собственных бенефициарных обладателях, каждый год обновлять и закреплять документально данные, беречь сведения мало в направление 5 лет от даты получения. В целях противодействия коррупции, нелегальному отмыванию средств, финансированию и развитию терроризма сведения о бенефициариях обязаны сервироваться юридическими лицами по запросу ФНС, Росфинмониторинга, уполномоченных органов, банковских структур. В отдельных случаях эти данные подлежат раскрытию в составе бухотчетности (п. 7 стат. 6.1 Закона).

Кто подает сведения о бенефициарном обладателе

Честные сведения о бенефициарном обладателе, образчик в конце заметки, даются юридическими лицами. Детальный порядок и сроки регулируются Распоряжением № 913 от 31.07.17 г. Общий срок оформляет 5 дней (рабочих) с этапа получения соответственного запроса. При обнаружении в раньше данной информации ошибок на поправку дается ещё 3 дня.

Идентификация бенефициаров не ведется в отношении надлежащих юридических лиц:

  1. Всевозможные городские образования и госструктуры, охватывая районные органы власти, внебюджетные муниципальные фонды.
  2. Международные организации.
  3. Эмитенты промоакций, имеющее право на роль в санкционированных торгах и раскрывающие информацию по законодательным притязаниям
  4. Зарубежные эмитенты промоакций, допущенные к торгам на забугорной бирже, включенной в одобренный Банком РФ официальный список.
  5. Зарубежные бизнес-структуры, не имеющие правовой статус юрлица, предусматривающие выбор единоличного органа управления и не имеющие бенефициария.

Сведения о бенефициарных обладателях юридического лица

Унифицированного бланка на аутентичный момент не есть. При заполнении документа о бенефициариях конфигурация оформляется с учетом притязаний стат. 7 Закона. В неотъемлемом порядке в справку вносятся:

  1. По физическим лицам – ФИО, животрепещущее гражданство, реквизиты удостоверяющего лицо документа, дата рождения, для жителей других стран – реквизиты миграционной карты (иного документа, дающего право на проживание/пребывание в РФ), ИНН, адресок проживания (пребывания или же регистрации), иная информация.
  2. По юридическим лицам – организационно-правовой статус, заглавие фирмы, ИНН, ОГРН, регистрационный адресок (едино для русских и иностранных организаций).
  3. По иностранному бизнесу без юридического статуса – регистрационный номер, заглавие, код налогоплательщика (при наличии), пространство воплощения рабочей работы, для трастов – еще состав имущественных объектов в ДУ, данные на учредителя и управляющего.
  4. В случае если, сообразно общепризнанным меркам законодательства, идентификация бенефициариев не исполняется, при запросе данных довольно показать базу по Закону.

Читайте также статью ⇒ Какая ответственность номинального директора.

Пример справки

Справка о бенефициарных владельцах

ОАО «Ромашка», г. Учалы, 2-й ул.Труда д. 4, ОГРН 34444432222222,

наименование, адрес, ОГРН, ИНН юрлица

ИНН 22255533344

Сведения о бенефициарном владельце

Данные об основаниях, свидетельствующих о том, что лицо является бенефициарным владельцем Имеет преобладающее участие (более 20%) в уставном капитале ОАО «Ромашка»
Фамилия, имя, а также отчество Иванов Алексей Иванович
Дата и место рождения 01.01.1977

г. Учалы

Гражданство

Россия

Реквизиты документа, удостоверяющего личность: Вид документа: паспорт гражданина РФ

Серия и номер документа: 01 03

Дата выдачи документа: 418634

Наименование органа, выдавшего документ: РОВД «Хорошево-Мневники» г. Учалы

Код подразделения (если имеется): 772-092

Данные миграционной карты (для иностранного гражданина и лица без гражданства) Номер карты:

Дата начала срока пребывания:

Дата окончания срока пребывания:

Данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации (для иностранного гражданина и лица без гражданства) Вид документа:

Серия документа (если имеется):

Номер документа:

Дата начала срока действия права пребывания (проживания):

Дата окончания срока действия права пребывания (проживания):

Адрес места жительства (регистрации) или места пребывания Россия, Московская область, Ленинский район,

г. Видное, проспект Ленинского Комсомола, д. 10

ИНН (если имеется)
Номера контактных телефонов и факсов (если имеются)

8 (919)8885566

Дата заполнения сведений

__________________________ _Директор ОАО «Ромашка» Буханкин В. С.

подпись должность, Ф. И. О.

Подведем итог

Таким образом, образец справки о бенефициарах имеет возможность быть предложен запросившей его уполномоченной организацией/органом или же составлен автономно. Обязав ряд юридических лиц выяснять и беречь сведения о бенефициарных обладателях, законодатель не внес предложение формы документа, содержащего животрепещущие сведения о таких.

Бенефициарный владелец – это непременно учредитель хозяйствующего субъекта или все же нет? Далеко не все могут с уверенностью ответить на этот вопрос. Между тем носителем данного статуса является физическое лицо, контролирующее предприятие как фактически, так и юридически. Само понятие рассматривает 115-й Федеральный закон. Далее мы подробнее разберемся с приведенным выше термином и всеми нюансами, связанными с его использованием.

Кто такие бенефициары

Бенефициарный владелец того или иного юридического лица – это человек, владеющий напрямую или через другие предприятия более чем четвертью уставного капитала субъекта экономической деятельности. Кроме того, он также должен обладать возможностью контролировать работу коммерческой структуры.

Подобное определение присутствует в тексте Федерального закона о противодействии такому негативному явлению, как отмывание доходов (ранее упомянутый 115-й ФЗ).

Определение понятия бенефициарный владелец в отношении ИП – физическое лицо, которое в конечном счете является и зарегистрированным индивидуальным предпринимателем.

Давайте рассмотрим пример:

  • владельцем ООО «Красная нить» является компания «Саламандра», зарегистрированная в Панаме (65 процентов капитала общества – ее собственность);
  • при этом 25% ООО принадлежат Сидорову, а оставшиеся 10% – Иванову;
  • последний зарегистрирован как единоличный собственник «Саламандры».

Таким образом, де-юре именно Иванова следует считать бенефициаром «Красной нити», невзирая на то, что его доля в этом обществе меньше, чем у Сидорова. Именно в его распоряжении по факту находится 75% капитала.

Рассматриваемый в настоящей статье термин – сугубо юридическое понятие, зафиксированное в корпоративном праве. Это, однако, не объясняет, какое отношение бенефициарный владелец имеет к управлению предприятием. Далее мы расскажем, как соотнести названный статус с основными фигурами любой компании – директором и собственно учредителем.

Бенефициарный владелец – это любой учредитель или конкретно директор

Здесь все очень просто. По большому счету никакого существенно значения не имеет, является ли бенефициар совладельцем, гендиректором или же учредителем общества. Самое главное, чтобы конкретное лицо в точности соответствовало определению, приведенному в 115-м законе.

То есть, по сути, человек, именуемый бенефициаром, может:

  • оказаться одновременно и формальным и фактическим владельцем субъекта хозяйственной деятельности;
  • при этом занимать пост директора либо неофициальным порядком принимать решения, влияющие на деятельность компании, уступив руководящую должность другому.

Здесь особого значения не имеет, закреплена ли за ним доля в капитале юридически или же нет. Впрочем, в подавляющем большинстве случаев, бенефициарный владельцем именуют непосредственно учредителя предприятия. Но это не означает, что подобный статус не переходит лицу приобретшему требуемую долью в уставном капитале впоследствии. В практике очень часто встречаются случаи, когда бенефициаром оказывается основатель компании, владеющей главной долей конкретного субъекта экономической деятельности.

Давайте рассмотрим пример. Смутьянову принадлежит 65 процентов АО «Конь». Последнее при этом владеет 75% ПАО «Спринг». Получается, что господин Смутьянов по факту не имеет в наличии ни одной акции последнего предприятия, но при этом все же считается совладельцем «Кисы», хотя, конечно, только косвенным. Теперь следует выяснить, может ли он именоваться бенефициаром? Тут потребуется рассчитать долю. Порядок действий такой: 0,65 × 0,75 = 0,4875. То есть получается, что у Смутьянова 48,75% капитала. Из этого следует однозначный вывод: названный делец имеет рассматриваемый статус.

Тождественны ли статусы бенефициарного и фактического владельцев

Как мы выяснили ранее, бенефициар – это вполне официальный юридический термин, но тут возникает другой вопрос: корректно ли полагать, что его допустимо использовать вместо другого распространенного понятия – «фактический собственник»? Сразу отметим, что толкования последнего в действующем российском законодательстве найти не удастся. Причем словосочетание иногда встречается в отдельных нормативных документах и ровно в том же контексте, что и бенефициар. Примером тому служит письмо, изданное Министерством финансов в апреле 2014-го (его номер – 03-00-РЗ / 16236). Но является ли это основанием рассматривать термины как синонимы?

Анализ вышеупомянутого 115-го ФЗ позволяет сделать вывод о правомерности отождествления. Поводом для этого становится определение бенефициара, встречающееся в 3-й статье закона. Здесь отмечается, что таким образом допустимо именовать гражданина, имеющего возможность непосредственно влиять на принимаемые компанией решения, даже если он и не располагает долей в ее капиталах.

При этом совершенно однозначно следует называть фактическим собственником любого, кто в официальном порядке именуется и бенефициаром физлица-предпринимателя. Здесь, впрочем, есть одно существенное отличие от ООО. У ИП, в принципе, нет уставного капитала, а значит, его владелец рассматривается как лицо, которому принадлежат всегда 100 процентов предприятия.

Несмотря на то что бенефициарные собственники – это совершенно конкретная выделенная законодательством категория, чьих представителей допустимо отождествлять с фактическими владельцами, последний термин более целесообразно использовать в отношении граждан, контролирующих действия и решения физических или юридических лиц без формального закрепления права собственности на них. Человека же, владеющего долей в уставном капитале субъекта экономической деятельности, надлежит именовать исключительно бенефициаром.

В каких организациях необходимо осуществлять учет бенефициарных собственников

Учитывать бенефициарных владельцев обязаны предприятия, не относящиеся к числу:

  • международных;
  • муниципальных и в равной степени – государственных;
  • выпускающих на публичные торги свои акции;
  • иностранных эмитентов ценных бумаг, реализующихся через зарубежные биржи;
  • заграничных субъектов без статуса юридического лица, при условии, что у них отсутствует должность директора и не предусмотрено наличие бенефициаров как таковых.

Об этом, в частности, говорится в ранее упомянутом 115-м Федеральном законе.

Все прочие коммерческие организации должны принимать необходимые меры для сбора и фиксации сведений, касающихся их бенефициаров. Обновлять записи надлежит ежегодно, а ранее полученные сведения сберегают на протяжении следующих 5 лет.

Кто должен сообщать сведения о бенефициарах

По получении запроса от уполномоченного органа или же налогового органа компании обязаны раскрывать информацию о бенефициарных владельцах в отчетности. Данная норма присутствует в 6-й статье 115-го ФЗ. Требовать подобные сведения по закону может не только собственно ФНС, но и Росфинмониторинг.

Рассказывают о своих бенефициарных владельцах ИП и другие организации, если они обращаются в коммерческие структуры, осуществляющие управление финансовыми средствами. Данная обязанность предусмотрена в 7-й статье 115-го закона.

Если хозяйствующий субъект проигнорирует требование госорганов и не расскажет о владельцах-бенефициарах, то на него могут наложить наказание, предусмотренное в Административном кодексе. Его статья 14.25 позволит взыскать штраф в размере:

  • до 500 тысяч (юридическое лицо);
  • максимум 40 000(должностное).

Такими образом, мы выяснили, что бенефициарным владельцем может стать:

  • учредитель компании;
  • один из ее собственников;
  • директор;
  • фактический владелец.

И в последнем случае не имеет решительно никакого значения, есть ли у него юридически оформленная доля в предприятии. Здесь главное, на что обращают внимание – возможность держать под контролем деятельность компании. Также не принимается к сведению и статус хозяйствующего субъекта (ООО, ПАО, ИП и пр.).

Употребление термина «бенефициар» корректно лишь в отношении гражданина, обладающего минимум 25-процентной долей уставного капитала. Предприятия обязаны раскрывать сведения о своих совладельцах по запросу от государственных органов и финучреждений.

Бенефициарный владелец — это физлицо, которое может контролировать бизнес не только де-юре, но и де-факто. Бенефициарные владельцы — это предприниматели, статус которых определяется на основе положений закона № 115-ФЗ — рассмотрим их подробнее.

Юрлица, а также ИП обязаны предоставлять сведения о бенефициарах по запросам (п. 6 ст. 6.1 закона № 115-ФЗ, п. 10 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 № 209):

Кроме того, при обращении в организацию или к ИП, которые осуществляют управление денежными средствами, юрлица и ИП предоставляют сведения о своих бенефициарных владельцах — это также их законная обязанность, предусмотренная п. 14 ст. 7 закона № 115-ФЗ. Объем данных сведений определен в абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ.

Непредоставление фирмой в указанные государственные органы сведений о бенефициарных владельцах — это повод для применения в отношении нее санкций, предусмотренных ст. 14.25.1 КоАП РФ. А именно — штрафа на должностных лиц в величине 30 000–40 000 руб., на юрлиц — 100 000–500 000 руб.

Бенефициарный владелец — это учредитель или директор, один из собственников или же фактический владелец фирмы (даже если де-юре какие-либо доли в уставном капитале организации ему не принадлежат), который обладает возможностями как минимум контролировать деятельность соответствующего хозяйствующего субъекта. При этом организационно-правовой статус данного субъекта значения не имеет — это может быть как юрлицо, так и ИП.

Для юридического определения статуса бенефициарного владельца необходимо, чтобы физлицо владело не менее 25% уставного капитала организации. Фирмы и ИП обязаны информировать Росфинмониторинг, ФНС, организации, управляющие денежными средствами, о своих бенефициарах по запросу.

Узнать больше об особенностях работы органов финансового контроля (которые, в частности, имеют полномочия запрашивать у юрлиц и ИП сведения об их бенефициарах) вы можете в статьях:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

специально для ГАРАНТ.РУ

О методике определения косвенного участия физического лица в капитале организации в целях установления возможности признания его бенефициарным владельцем рассказывает эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Любовь Карасевич.

Иногда определить, является ли физическое лицо бенефициаром того или иного акционерного общества, не так-то просто, но в некоторых случаях знать это просто необходимо – в том числе для выполнения требований законодательства о противодействии отмыванию денежных средств. Специальный закон, конечно, определяет, кто является бенефициаром общества, (ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; далее – Закон № 115-ФЗ), однако и это не всегда помогает решить вопрос о наличии или отсутствии бенефициарности.

К примеру, одним из учредителей компании (назовем ее ЗАО-1), владеющим 60% его акций, является другое общество (ЗАО-2), а контрольный пакет в ЗАО-2 принадлежит физическому лицу. Попробуем определить, является ли это физическое лицо бенефициаром ЗАО-1

В соответствии с п. 14 ст. 7 Закона № 115-ФЗ клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований данного закона. В состав этих сведений включается также информация о выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах клиентов финансовых организаций.

Исчерпывающий список организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом и, соответственно, имеющих право требовать от клиентов такую информацию, приведен в ст. 5 Закона № 115-ФЗ.

Понятие бенефициарного владельца, используемое в Законе № 115-ФЗ, раскрывается в абз. 13 ст. 3 этого закона. Бенефициаром признается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом-юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

Следует отметить, что Закон № 115-ФЗ не раскрывает алгоритм действий по определению процентного участия физического лица в капитале организации. Если определение прямого участия в капитале не представляет сложности, то определение косвенного участия может вызвать затруднения.

На наш взгляд, порядок такого определения аналогичен порядку, используемому, например, при определении взаимозависимости лиц в целях налогообложения. Так, согласно п. 3 ст. 105.2 НК РФ доля косвенного участия в организации определяется в следующем порядке:

определяются все последовательности участия одной организации в другой организации через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

определяются доли прямого участия каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

суммируются произведения долей прямого участия одной организации в другой организации через участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации всех последовательностей.

В рассматриваемой ситуации физическое лицо владеет 51% акций в ЗАО-2. В свою очередь, ЗАО-2 является владельцем 60% акций в ЗАО-1. Поскольку физическое лицо не владеет акциями ЗАО-1 напрямую, участие его в капитале этого общества следует признать косвенным. С учетом вышеприведенных разъяснений рассчитаем долю косвенного участия физического лица в ЗАО-1. Она составит: 0,51 х 0,6 = 0,306 или 30,6%. Следовательно, физическое лицо имеет преобладающее участие в капитале (более 25%) и отвечает признакам бенефициарного владельца ЗАО-1.

Обращаем внимание, что в соответствии с п. 3.3 Положения Банка России от 2 марта 2012 г. № 375-П кредитная организация принимает решение о признании физического лица бенефициарным владельцем при наличии у такого лица возможности контролировать действия клиента с учетом следующих факторов:

физическое лицо прямо или косвенно (через третьих лиц) имеет преобладающее участие (более 25%) в капитале клиента или владеет более 25% от общего числа акций клиента с правом голоса;

физическое лицо имеет право (возможность), в том числе на основании договора с клиентом, оказывать прямое или косвенное (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые клиентом, использовать свои полномочия с целью оказания влияния на величину дохода клиента, физическое лицо имеет возможность воздействовать на принимаемые клиентом решения об осуществлении сделок (в том числе, несущих кредитный риск (о выдаче кредитов, гарантий и т.д.), а также финансовых операций.

Кредитная организация вправе определить также иные факторы, на основании которых физическое лицо будет признано кредитной организацией бенефициарным владельцем.