Налог на дивиденды в Казахстане

«Казахские дивиденды»

И. Кумаритов, финасовый менеджер ООО «БазэлЦемент»
Журнал «Практическая бухгалтерия» № 7/2008

Российские компании все чаще сталкиваются с проблемой налогообложения дивидендов, получаемых от «дочки», находящейся в Казахстане. В чем проявляются трудности и каким образом дочерней компании снизить налоговое бремя, рассмотрим в статье.

Термин «дивиденды» означает доходы по акциям, учредительским паям, правам или сертификатам на участие в прибыли. Исключение составляют долговые требования. Если организация и инвестор являются резидентами России, то налогообложение дивидендов происходит в соответствии с российским законодательством. А в случае, когда инвестор — иностранец, российская фирма может столкнуться с некоторыми трудностями при налогообложении его доходов. Рассмотрим вопрос налогообложения дивидендов, получаемых от казахской компании, с точки зрения налогового законодательства и Конвенции между Россией и Казахстаном от 18 октября 1996 г. об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал.

Характеристика ТОО

Наиболее распространенная форма юридического лица в Казахстане — товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО). Участники ТОО не отвечают по его обязательствам, но при этом они несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Как правило, доли всех участников в уставном капитале пропорциональны их доле в стоимости имущества. Однако в уставе может быть указан и иной порядок распределения долей (ст. 59 Гражданского кодекса Республики Казахстан — далее ГК РК). Чистая прибыль ТОО облагается корпоративным подоходным налогом (ст. 78 Налогового кодекса Республики Казахстан — далее НК РК), а с участников взимается подоходный налог, который удерживает источник выплаты (ст. 131 НК РК).

Упрощенная система регистрации делает ТОО наиболее привлекательными для ведения бизнеса в Казахстане. Чтобы зарегистрировать ТОО, не нужно дополнительно проводить регистрацию эмитированных акций и соблюдать требования, предъявляемые к размеру минимального акционерного капитала.

Порядок налогообложения дивидендов в Казахстане

Дочерняя компания, работающая в Казахстане, при расчете налогов должна руководствоваться кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

Дивидендами в ТОО признается часть чистого дохода, распределяемого между его участниками. Размер чистого дохода, который пойдет на выплату дивидендов, определяет общее собрание участников ТОО. Чистый доход или чистая прибыль ТОО — это разница между налогооблагаемым доходом и обязательством ТОО по корпоративному подоходному налогу. Корпоративный подоходный налог в Казахстане аналогичен налогу на прибыль организаций в России и составляет 30 процентов. Подлежащий налогообложению доход включает в себя все виды доходов, полученных ТОО в течение года, и определяется как разница между выручкой компании и налоговыми вычетами (расходами), предусмотренными НК РК. Как правило, на вычет можно относить все расходы, понесенные дочерней фирмой в ходе ее предпринимательской деятельности.

Дочерняя компания несет ответственность за своевременное и полное удержание налога и перечисление его в государственный бюджет.

В Казахстане для доходов в виде дивидендов применяется ставка в размере 15 процентов (ст. 180 НК РК). Отметим, что при расчете налога на дивиденды наряду с НК РК следует учитывать и соглашения об избежании двойного налогообложения. Согласно нормам НК РК, международные соглашения играют первоочередную роль при налогообложении доходов.

это важно

Уплаченный за границей налог может быть вычтен из сумм, подлежащих уплате в России, но его размер не должен превышать сумму российского налога, исчисленного с такого дохода.

Налогообложение в России дивидендов, полученных от казахской «дочки»

По действующему в России Налоговому кодексу дивиденды, полученные российской организацией за рубежом, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Эти доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в России, так и за ее пределами (п. 1 ст. 311 НК РФ).

Если дивиденды выплачивает иностранная организация (в нашем случае — казахская), то они облагаются по ставке 9 процентов (подп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ).

Так как между Россией и Казахстаном заключена Конвенция от 18 октября 1996 г. об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (ратифицирована Федеральным законом от 28 апреля 1997 г. № 74-ФЗ), ставка налога на дивиденды может быть снижена. А в некоторых случаях международные соглашения и вовсе освобождают дивиденды от налогообложения у источника выплаты. В нашем случае материнская компания может применить нормы соглашения, что даст ей возможность снизить ставку по подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты в Казахстане (п. 2 ст. 23 Конвенции). Вместе с тем уплаченный за границей налог может быть вычтен из сумм, подлежащих уплате в России (п. 3 ст. 311 НК РФ). В России зачет налога по доходам в виде дивидендов, уплаченных в иностранном государстве, предоставляется только в случае наличия международного соглашения об избежании двойного налогообложения. Для этого казахская сторона должна предоставить российской организации документы, подтверждающие уплату налога в Казахстане. Это могут быть контракты (договоры) на оказание услуг (выполнение работ) не на территории Российской Федерации, а также первичные документы, оформленные должным образом и подтверждающие место оказания услуг. При этом размер такого вычета не должен превышать сумму российского налога, исчисленного с такого дохода.

Пример

Предположим, что российская материнская компания владеет 100 процентами доли в ТОО, расположенном в Казахстане. Размер доли — менее 500 млн руб. За 2007 год ТОО получило чистую прибыль (прибыль, оставшуюся после уплаты корпоративного подоходного налога) в размере 1 млн руб., которую решено направить на выплату дивидендов. Других доходов материнская компания не имеет и сама дивидендов не выплачивает. Так как между Россией и Казахстаном заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, организация применяет его нормы.

При выплате дивидендов российской компании в Казахстане будет удержан подоходный налог у источника выплаты по ставке 10 процентов. Сумма удержанного налога составит 100 000 руб. В России размер налога на прибыль составит 81 000 руб. . Так как в Казахстане была уплачена сумма большая, чем та, которая подлежит уплате в России, налог платить не нужно.

С 1 января 2008 года компании, получающие дивиденды за рубежом, могут быть освобождены от уплаты налога на прибыль с полученных дивидендов полностью (ст. 284 НК РФ), но при соблюдении определенных условий:

  • материнская компания должна владеть не менее чем 50 процентами уставного капитала выплачивающей организации;
  • на день принятия решения о выплате дивидендов получатель в течение не менее 365 дней обязан непрерывно владеть на праве собственности правами участия (акциями, долями, депозитарными расписками);
  • стоимость приобретения данной 50-процентной доли превышает 500 млн рублей;
  • дочерняя компания не должна быть резидентом офшорной зоны, перечень которых утвержден приказом Минфина РФ от 13 ноября 2007 г. № 108н.

Каков порядок налогообложения дивидендов юридических лиц-резидентов и юридических лиц-нерезидентов РК? (Д. Пак, 22 февраля 2019 г.)

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Каков порядок налогообложения дивидендов юридических лиц-резидентов и юридических лиц-нерезидентов РК?

(Д. Пак, аудитор РК, аудиторская компания «ТрастФинАудит», 22 февраля 2019 г.)

ТОО, резидент Республики Казахстан, имеет 2 участника, не имеет преференций по освобождению от корпоративного подоходного налога по своей деятельности. Участники: компания А-резидент РК, компания Б-нерезидент РК (зарегистрирован в государстве, которое не входит в перечень государств с льготным налогообложением). Каков порядок налогообложения дивидендов юридических лиц-резидентов и юридических лиц-нерезидентов РК?

По вопросу о порядке налогообложения дивидендов, выплачиваемых юридическому лицу-резиденту РК

Доходы, облагаемые корпоративным подоходным налогом у источника выплаты, определены статьей 307 Налогового кодекса.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 данной статьи установлено, что к доходам, облагаемым у источника выплаты, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, относятся дивиденды, указанные в подпункте 2 пункта 2 статьи 241 настоящего Кодекса.

Для отражения налоговым агентом доходов, облагаемых у источника выплаты, исчисления и своевременной уплаты КПН, удерживаемого у источника выплаты, при выплате доходов резидентам представляется «Расчет по корпоративному подоходному налогу» по форме 101.03.

В данном случае дивиденды, указанные в подпункте 2 пункта 2 статьи 241 Налогового кодекса не имеют место, в связи с чем доходы, облагаемые корпоративным подоходным налогом у источника выплаты, не определяются и «Расчет по корпоративному подоходному налогу» по форме 101.03 не представляется.

По вопросу о порядке налогообложения дивидендов, выплачиваемых юридическому лицу-нерезиденту РК

Порядок налогообложения доходов юридических лиц-нерезидентов, осуществляющих деятельность без образования постоянного учреждения в Республике Казахстан определен статьей 309 Налогового кодекса, согласно которой исчисление, удержание и перечисление корпоративного подоходного налога с доходов юридических лиц-нерезидентов, осуществляющих деятельность без образования постоянного учреждения в Республике Казахстан, установленных подпунктом 2 пункта 1 статьи 307 настоящего Кодекса, а также представление налоговой отчетности производятся в порядке, определенном главой 72 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 307 Налогового кодекса определено, что к доходам, облагаемым у источника выплаты, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, относятся доходы нерезидентов из источников в Республике Казахстан, определяемые в соответствии со статьей 644 настоящего Кодекса, не связанные с постоянным учреждением таких нерезидентов, за исключением указанных в подпункте 3 настоящего пункта (что не имеет место в данном случае).

Решением общего собрания участников ТОО распределена прибыль отчетного года и часть прибыли направлена на выплату дивидендов. При этом ТОО является компанией-резидентом, участником СЭЗ и освобождено от уплаты социального налога и корпоративного подоходного налога, не является недропользователем. Все участники ТОО не являются недропользователями и владеют долями участия более 3-х лет. Учитывая ст.317, 320 и 341 НК, необходимо ли облагать указанные доходы в виде дивидендов?

Ответ:

Законодателем отложена уплата налогов путем отмены пени на один квартал.

Статья 51. (Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов и (или) плат) Налогового кодекса Республики Казахстан:

1. Отсрочка или рассрочка по уплате налогов и (или) плат представляет собой изменение срока уплаты налогов и (или) плат при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой сумм налогов и (или) плат.

Отсрочка с единовременной уплатой сумм налогов и (или) плат предоставляется на срок, не превышающий шести месяцев.

Рассрочка с ежемесячной или ежеквартальной уплатой сумм налогов и (или) плат равными долями предоставляется на срок, не превышающий трех лет.

Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена по одному или нескольким налогам и (или) платам.

2. Отсрочка или рассрочка по уплате налогов и (или) плат может быть предоставлена налогоплательщику, финансовое положение которого не позволяет уплатить налог и (или) плату в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность их уплаты возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии одного из следующих оснований:

1) причинение налогоплательщику ущерба в результате непреодолимой силы (чрезвычайные ситуации социального, природного, техногенного, экологического характера, военные действия и иные обстоятельства непреодолимой силы);

2) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг налогоплательщиком носит сезонный характер;

3) имущественное положение физического лица, не состоящего на регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Республики Казахстан не может быть обращено взыскание), исключает возможность единовременной уплаты налога;

4) принятие судом решения о применении процедуры реструктуризации задолженности;

5) основной вид деятельности налогоплательщика относится к отрасли экономики, имеющей стратегическое значение согласно законам Республики Казахстан;

6) представление налогоплательщиком дополнительной налоговой отчетности;

7) согласие налогоплательщика с суммами начисленных налогов и (или) плат, указанными в уведомлении о результатах проверки. Положения настоящего подпункта не распространяются на налогоплательщиков, период с даты регистрации которых в качестве налогоплательщика до даты подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки составляет не менее пяти лет.

3. К заявлению об изменении срока исполнения налогового обязательства по уплате налогов и (или) плат прилагаются следующие документы:

1) перечень контрагентов-дебиторов налогоплательщика с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами-дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства). Положения настоящего подпункта не распространяются на физическое лицо, не состоящее на регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя, лица, занимающегося частной практикой;

2) документы, подтверждающие наличие оснований для изменения срока уплаты налогов и (или) плат, указанные в пункте 4 настоящей статьи;

3) документы об имуществе, которое может быть предметом залога с приложением отчета оценщика об оценке рыночной стоимости имущества, предоставляемого в залог, либо договор банковской гарантии, заключенный между банком-гарантом и налогоплательщиком, и банковская гарантия. При этом отчет оценщика об оценке рыночной стоимости залогового имущества должен быть составлен не ранее десяти рабочих дней до даты подачи налогоплательщиком заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки.

4. Документы, подтверждающие наличие оснований для изменения срока уплаты налогов и (или) плат по основанию, предусмотренному:

подпунктом 1) пункта 2 настоящей статьи, — подтверждение факта наступления в отношении налогоплательщика обстоятельств непреодолимой силы соответствующими уполномоченными государственными органами;

подпунктом 2) пункта 2 настоящей статьи, — документ, составленный налогоплательщиком и подтверждающий, что в общем доходе от реализации товаров, работ, услуг такого лица доля его дохода от отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, составляет не менее 50 процентов;

подпунктом 3) пункта 2 настоящей статьи, — сведения о доходах за год, предшествующий дате подачи заявления, движимом и недвижимом имуществе физического лица, выданные соответствующим уполномоченным органом не ранее десяти рабочих дней до даты подачи заявления.

5. Решение об изменении срока исполнения налогового обязательства по уплате налогов и (или) плат или об отказе его изменении принимается органом, уполномоченным принимать такое решение в соответствии со статьей 50 настоящего Кодекса, в течение двадцати рабочих дней со дня получения заявления налогоплательщика по форме, установленной уполномоченным органом.

Решение об изменении срока исполнения налогового обязательства по уплате налогов и (или) плат вводится в действие со дня его подписания.

6. Решение об отказе в изменении срока исполнения налогового обязательства по уплате налогов и (или) плат должно быть мотивированным.

Статьей 51 Налогового кодекса предусмотрено получение отсрочки или рассрочки по задолженности при чрезвычайном положении:

  • отсрочка предусматривает единовременную уплату сумм налогов или плат и предоставляется на срок, не превышающий 6 месяцев;
  • рассрочка предусматривает ежемесячную или ежеквартальную уплату сумм налогов или плат равными долями и предоставляется на срок, не превышающий 3-х лет.

Однако для получения отсрочки необходимо наличие залогов или банковской гарантии. «В связи с этим решено не начислять пени по просрочкам налогов на один квартал» — сказал Министр национальной экономики Руслан Даленов. «Первое, если заработная плата не начисляется, то подоходный налог с заработной платы не удерживается. Это действующая норма. Второе, если заработная плата начисляется, но ввиду кассового разрыва нет возможности исполнить налоговые обязательства, предлагается ввести неначисление пени на налоговую задолженность. Это временная норма.», — сказал Руслан Даленов на брифинге в Правительстве Республики Казахстан.

На сегодняшний день, в связи с нестабильной экономической ситуацией, государство практически каждый день принимает какие-либо меры для поддержания различных субъектов бизнеса и граждан Республики Казахстан, поэтому возможно будут рассматриваться еще какие-либо меры льготного характера для юридических лиц.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.