Налог на имущество физических лиц для детей

  1. Дети должны платить налоги (позиция налоговых органов)

  2. Аргументы в пользу того, что дети не должны платить налоги

  3. Выводы

Достаточно часто налоговым консультантам задают вопросы о том, должны ли дети уплачивать налоги в связи с тем, что в силу своего возраста дети являются полностью или частично недееспособными. Чаще всего вопрос касается налога на имущество физических лиц, реже — при уплате НДФЛ с дохода, от продажи имущества и использовании имущественных налоговых вычетов.

В данном вопросе важна точность формулировок, поэтому для начала надо отметить, что согласно пункту 1 статьи 54 Семейного кодекса РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Дети должны платить налоги (позиция налоговых органов)

С одной стороны, согласно статье 19 Налогового кодекса РФ (НК) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Эту обязанность налоговики чудным образом связывают со статьей 27 НК, из которой (по их мнению) следует, что законными представителями несовершеннолетних являются их родители, и поэтому они должны уплачивать за детей налоги и даже ссылаются на нее в разных разъяснениях и письмах (к примеру, в Письме Минфина РФ от 11.08.2011 № 03-05-06-01/62).

Налоговые органы обычно не возражают против уплаты родителями налогов за своих детей, поскольку для них уплата суммы в бюджет предпочтительнее. Полагаю, что в таком случае родителю, уплатившему налог, впоследствии можно обращаться в ФНС с требованием о зачете или возврате излишне уплаченного налога в порядке статьи 78 НК, т.к. оснований для отказа у налогового органа не будет, но такое требование может вызвать у налоговиков ступор.

Аргументы в пользу того, что ребенок не должен платить налоги

С другой стороны:

  1. Положение статьи 8 Cемейного кодекса РФ о том, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, к налогам отношения не имеет, т.к. содержание ребенка в смысле семейного законодательства не означает обязанность уплачивать за него налоги.

  2. В статье 8 НК дано понятие налога, под которым считается «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с … физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности … денежных средств». Следовательно, ребенок обязан платить налог «из своего кошелька», которого у малолетнего ребенка просто нет.

  3. Согласно статье 45 НК налог обязан заплатить сам налогоплательщик (т.е. исполнение налогового обязательства за другого было прямо запрещено до вступления в силу Закона № 401-ФЗ от 30.11.2016), то есть ребенок, а он этого сделать не может в силу своего возраста. Согласно статье 249 Гражданского кодекса РФ, налог обязан уплачивать каждый из сособственников – и при этом, уже по нормам НК, кто-то один не может уплатить за всех.

  4. В своем Письме от 22.04.2015 №03-02-08/22997 Минфин РФ в очередной раз разъяснил, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрена уплата налогов третьими лицами, в том числе близкими родственниками, за налогоплательщиков.

  5. Привлечь к налоговой ответственности (т.е. оштрафовать) малолетнего ребенка нельзя, поскольку согласно пункту 2 статьи 107 НК к налоговой ответственности может быть привлечено лицо, достигшее возраста 16 лет. Но даже вопрос о налоговой ответственности с 16 лет является спорным. Так Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 13 марта 2008 г. № 5-П отметил, что способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста (п. 1 ст. 21 ГК РФ), а Семейным кодексом РФ устанавливается, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия) (пункт 1 статьи 54). Несовершеннолетние же дети, неся бремя уплаты налогов как сособственники, не могут рассматриваться как полностью самостоятельные субъекты налоговых правоотношений, возникающих при применении указанных положений НК РФ, поскольку они в силу закона не могут совершать самостоятельно юридически значимые действия в отношении недвижимости и в связи с этим в полной мере являться самостоятельными плательщиками налога на доходы физических лиц.

  6. Потребовать штраф с рдителей вроде бы можно, им уже больше 16 лет — родители ребенка являются законным представителем своего ребенка (т.е. — налогоплательщика — физического лица) и этим налоговики даже пугают в своих письмах (например, Письмо ФНС России от 23.04.2009 № 3-5-04/495@), но Налоговый кодекс РФ не предусматривает ответственность за действие или бездействие законных представителей физических лиц, что подтверждает и ВАС, который в пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что: «По смыслу главы 4 НК РФ, в том числе пункта 1 статьи 26, субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик (в нашем случае — ребенок), независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя».

  7. Налоговики не могут воспользоваться и статьей 51 НК, в которой для опекунов установлены обязанности по уплате налогов недееспособного физического лица. В этой статье определено, что налог может заплатить опекун, но только за того человека, которого суд признал недееспособным. Следовательно, и эта норма к детям не относится.

  8. Последним аргументом налоговиков может быть статья 80 Семейного кодекса РФ, согласно которой родители обязаны содержать несовершеннолетних детей. В этой статье речь идет об обязанностях родителей по содержанию детей и прямо указано, что порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно, но уплату налога вряд ли можно отнести к обязанности по содержанию детей.

  9. Инспекторам, конечно же такие рассуждения не нравятся, поэтому последнее, чем могут угрожать инспекторы, — это предусмотренными:

    • статьей 75 НК пенями;

    • статьей 122 НК штрафом за неуплату налога.

    При этом надо иметь в виду следующее:

    • как пени, так и штраф уплачивается только в том случае, когда налогоплательщик обязан уплачивать налог;

    • пени расчитываются по формуле: сумма пени = сумма недоимки x количество дней просрочки x (1/300) x ставка рефинансирования (до 31.12.2015) или ключевая ставка (с 01.01.2016), т.е. при ставке рефинансирования ЦБ РФ, равной 8,25 %, пеня достигнет суммы налога примерно через 5 лет (годовые пени составят около 20%).

    • штраф на неуплату налога равен 20% от неуплаченной суммы налога, но при этом налоговому органу необходимо будет доказать вину ребенка, включая то обстоятельство, что ребенок осознавал, что своим бездействием нарушает налоговое законодательство РФ.

Выводы о том, должен ли ребенок платить налоги

Таким образом, налоги, которые обязаны уплачивать несовершеннолетние (как правило, в связи с владением налогооблагаемым имуществом), обычно уплачиваются их родителями, хотя это и не в полной мере соответствует требованиям НК РФ.

В случае спора (если вашему ребенку не исполнилось 16 лет) налоговики не должны вас штрафовать, но, скорее всего, налоговики накажут родителей и штраф придется оспаривать в суде.

При этом надо иметь в виду, что Налоговым кодексом РФ льготы детям по налогу на имущество физических лиц не установлены, но т.к. этот налог является местным, льготы по нему могут быть установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Статья написана и размещена 8 сентября 2013 года. Дополнена — 27.08.2015, 05.10.2016, 06.12.2016, 15.08.2018

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2020

Полезные ссылки по теме «Должны ли дети платить налоги»

  1. Налог на проценты по вкладам

  2. Налоговый контроль счетов

  3. Почему льготы носят заявительный характер

  4. Налоги

  • Общая система налогообложения

  • Упрощенная система налогообложения

  • Патентная система налогообложения

  • Торговый сбор

  • Налог с самозанятых

  • ЕНВД

  • Земельный налог

  • НДФЛ

  • Налог на имущество физических лиц

  • НДС

  • Транспортный налог

  • Налоговые вычеты

    • Имущественные налоговые вычеты

    • Инвестиционные налоговые вычеты

    • Профессиональные налоговые вычеты

    • Социальные налоговые вычеты

    • Стандартные налоговые вычеты

  • Налоговая ответственность за:

    • непредставление документов

    • непредоставление налоговой отчетности;

    • неполной уплаты налогов;

    • неявку по вызову в налоговиков

    Tags: дети, уплата, налоги

    Двое несовершеннолетних (12 и 16 лет) стали собственниками долей ряда земельных участков и квартир в порядке наследования. Им пришло от налоговой инспекции уведомление об уплате налога на имущество. Должны ли они уплатить налог, если они еще учатся в школе и не имеют никакого дохода? Если за них это должен делать их законный представитель (например, мама), то каким законодательным актом это предусмотрено? Какие могут быть последствия, если несовершеннолетние не будут платить налог?

    16 ноября 2017

    По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
    Несовершеннолетние граждане, обладающие правом собственности на имущество, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц и земельного налога.
    Сумма неуплаченных несовершеннолетним лицом налогов может быть взыскана в судебном порядке. Вопрос о правомерности взыскания соответствующей суммы (в том числе с законного представителя несовершеннолетнего) относится к компетенции судебных органов.
    За неуплату или неполную уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ) налогоплательщик может быть привлечен к ответственности только при достижении шестнадцатилетнего возраста. Возможность привлечения к налоговой ответственности законных представителей несовершеннолетних налогоплательщиков налоговым законодательством не предусмотрена (применительно к рассматриваемой ситуации).

    Обоснование позиции:
    Несовершеннолетние граждане могут являться собственниками имущества, в том числе — недвижимого.
    Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ (ст. 400 НК РФ).
    Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются, в частности, физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности.
    В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ под физическими лицами понимаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Налоговое законодательство не ставит факт признания физического лица плательщиком налогов в зависимость от его возраста, имущественного положения и иных критериев.
    Поэтому, по мнению представителей Минфина России и налоговых органов, несовершеннолетние граждане, обладающие правом собственности на имущество, признаются плательщиками указанных налогов (письмо Минфина России от 18.05.2015 N 03-05-06-01/28396, письмо Минфина России от 18.05.2017 N 03-05-06-01/30356, письмо ФНС России от 23.10.2012 N БС-2-11/666@). При этом родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, недееспособных или ограниченных в дееспособности граждан, которые имеют в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов (письма Минфина России от 18.05.2015 N 03-05-06-01/28396, от 05.11.2013 N 03-05-06-01/46944, от 28.08.2013 N 03-05-06-01/35251, от 15.01.2013 N 03-05-06-01/05, от 13.10.2016 N 03-05-06-01/59782).
    Таким образом, положения налогового законодательства, в частности, глав 31 и 32 НК РФ, в равной мере применяются ко всем физическим лицам независимо от их возраста, в том числе — к несовершеннолетним. Однако прямой нормы, обязывающей законных представителей уплачивать налог за представляемых НК РФ не содержит. Положениями п. 1 ст. 26 НК РФ предусмотрено право ( а не обязанность) налогоплательщика участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя. В связи с этим возникает множество споров по вопросу об обязанности законных представителей несовершеннолетних детей уплачивать за них налоги.
    В соответствии с позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 13.03.2008 N 5-П, как участники отношений общей долевой собственности несовершеннолетние дети обязаны в силу Гражданского кодекса РФ нести бремя содержания принадлежащего им имущества (ст. 210), включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества (ст. 249), что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов… Несовершеннолетние же дети, неся бремя уплаты налогов как сособственники, не могут рассматриваться как полностью самостоятельные субъекты налоговых правоотношений, возникающих при применении указанных положений Налогового кодекса РФ, поскольку они в силу закона не могут совершать самостоятельно юридически значимые действия в отношении недвижимости и в связи с этим в полной мере являться самостоятельными плательщиками налога.
    Несмотря на то, что указанное постановление касается вопроса о размере имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц при приобретении имущества в общую долевую собственность, суды, рассматривая споры об уплате налогов несовершеннолетними гражданами, в том числе, налога на имущество физических лиц и земельного налога, признают правомерным предъявление требования об уплате налогов и взыскании суммы неуплаченного налога родителям несовершеннолетних детей, их законным представителям (смотрите, например, решение СК по административным делам Свердловского областного суда от 20.07.2016 по делу N 33а-11161/2016, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012 N 13АП-1017/12, апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 01.09.2016 по делу N 33а-871/2016, апелляционное определение СК по административным делам Ярославского областного суда от 01.12.2015 по делу N 33-7588/2015, апелляционное определение СК по административным делам Московского областного суда от 25.01.2016 по делу N 33-2249/2016, апелляционное определение СК по административным делам Забайкальского краевого суда от 07.12.2016 по делу N 33а-5249/2016).
    В случае достижения совершеннолетия на момент подачи искового заявления (рассмотрения дела) указанные требования предъявляются непосредственно налогоплательщику (смотрите, например, апелляционное определение СК по административным делам Челябинского областного суда от 26.07.2016 по делу N 11а-10719/2016, апелляционное определение СК по гражданским делам Мурманского областного суда от 18.11.2015 по делу N 33а-3277/2015).
    Отметим, что взыскание налоговой задолженности с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляется исключительно в судебном порядке (ст. 48 НК РФ). Однако до обращения в суд налоговый орган обязан предложить должнику добровольно уплатить соответствующую сумму задолженности. С этой целью налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога (сбора, пеней, штрафа, процентов) (п. 2 ст. 69 НК РФ).
    Срок, в течение которого требование об уплате задолженности должно быть исполнено налогоплательщиком, установлен абзацем 4 п. 4 ст. 69 НК РФ. В общем случае на это отведено 8 рабочих дней с даты его получения. При этом в требовании может быть указан и более продолжительный период времени.
    Если и в эти сроки налогоплательщик не исполнит своей обязанности по уплате налога, то в этом случае налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности за счет имущества этого физического лица (в том числе денежных средств на счетах в банке, ЭДС, наличных денежных средств) в пределах сумм, указанных в требовании (п. 1 ст. 48 НК РФ). Обратиться в суд с таким заявлением налоговый орган может, если общая сумма задолженности, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей. Право на взыскание в судебном порядке задолженности менее этой суммы у налогового органа возникает при условии, если с момента выставления самого раннего требования прошло три года (абзац третий п. 2 ст. 48 НК РФ).
    После получения из суда исполнительного листа взыскание задолженности с физического лица осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (п. 4 ст. 48 НК РФ)*(1).
    Отметим, что за совершение налогового правонарушения предусмотрена ответственность, которая заключается в наложении на правонарушителя предусмотренных НК РФ налоговых санкций (штрафов). Налоговая ответственность носит дополнительный характер по отношению к обязанности по уплате (перечислению) налогов (сборов), страховых взносов, в связи с чем привлечение лица к налоговой ответственности не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора), страховых взносов. От мер налоговой ответственности следует отличать пеню, которая представляет собой способ обеспечения обязанности по уплате (перечислению) налогов (сборов), страховых взносов. В связи с тем, что налоговая санкция и пеня имеют самостоятельные цели, привлечение лица к ответственности не освобождает его также от уплаты пени (п. 5 ст. 108 НК РФ).
    Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения с шестнадцатилетнего возраста (п. 2 ст. 107 НК РФ). Поэтому несовершеннолетний налогоплательщик, не достигший указанного возраста, не может быть привлечен к налоговой ответственности (решение СК по административным делам Хабаровского краевого суда от 23.04.2014 по делу N 33-2532/2014).
    Вопрос о налоговой ответственности представителей физических лиц законодательно не урегулирован. Исключением является лишь ст. 51 НК РФ, предусматривающая ответственность опекунов лиц, признанных судом недееспособными. Эта статья устанавливает также ответственность управляющего имуществом лица, признанного судом безвестно отсутствующим. Налоговые органы высказывают точку зрения, в соответствии с которой законные представители несовершеннолетних налогоплательщиков должны выступать от их имени в налоговых правоотношениях и несут ответственность за неисполнение соответствующих обязанностей (смотрите, например, письма УФНС России по г. Москве от 16.04.2012 N 20-14/033206@, от 15.01.2010 N 20-14/4/002290@, от 09.08.2007 N 28-10/076242@).
    Однако на наш взгляд, учитывая положения ст. 107 НК РФ, возможность привлечения к ответственности законного представителя несовершеннолетнего налогоплательщика весьма сомнительна. Судебная практика, подтверждающая либо опровергающая данную позицию, отсутствует.

    Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
    — Энциклопедия решений. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений;
    — Энциклопедия решений. Ответственность за совершение налогового правонарушения;
    — Энциклопедия решений. Плательщики налога на имущество физлиц — несовершеннолетние, недееспособные или ограниченные в дееспособности граждане;
    — Энциклопедия решений. Плательщики земельного налога.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Верхова Надежда

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Золотых Максим

    Ответ: 2. Может, если приобретет обязанность по уплате конкретного налога путем действий своих представителей.

    Ключ: Исходя из ст. 19, п. 2 ст. 11 НК РФ для появления у физического лица статуса налогоплательщика возраст не имеет значения. Обязанность по уплате конкретного налога может быть приобретена младенцем путем действий его представителей (гл. 4 НК РФ). Так, если родители, действуя от имени ребенка, приобретут (приватизируют) на него квартиру или долю в праве собственности в квартире, то у ребенка может возникнуть обязанность по уплате налога на имущество физических лиц.

    67. Основным правом налогоплательщика является:

    Ответ: 1. Право на информацию об условиях налогообложения, правах и обязанностях участников налоговых правоотношений.

    Ключ: Из числа перечисленных прав, очевидно, важнейшим является право на информацию об условиях налогообложения, правах и обязанностях участников налоговых правоотношений (прочие права невозможно реализовать в отсутствие информации). В частности, все акты законодательства о налогах в силу ст. 15 Конституции РФ должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Каждое лицо имеет право точно знать, какие налоговые обязательства у него возникнут и в каком случае. Кроме того, информация по конкретным вопросам может быть затребована у налоговых и финансовых органов (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

    68. Налогоплательщики в соответствии с НК РФ имеют право:

    Ответ: 2. Использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

    Ключ: В силу подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Дополнительные платежи за несвоевременный возврат (зачет) излишне уплаченных (взысканных) налогов именуются «проценты» (ст. ст. 78, 79 НК РФ). В силу подп. 14 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными (не любыми) актами налоговых органов.

    69. Права налогоплательщиков:

    Ответ: 2. Предусмотрены как в первой, так и во второй части НК РФ.

    Ключ: В ст. 21 НК РФ содержится открытый перечень прав налогоплательщиков (п. 2 — налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах). Другие права регламентированы как в первой части НК РФ (п. 4 ст. 58 НК РФ — налогоплательщики могут уплатить налог в наличной или в безналичной форме), так и во второй части НК РФ (гл. 26.2 НК РФ — некоторые налогоплательщики могут перейти на упрощенную систему налогообложения).

    70. Налоговую тайну в соответствии с НК РФ составляют:

    Ответ: 2. Любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, прямо указанных в НК РФ.

    Ключ: В соответствии с п. 1 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, прямо указанных в НК РФ (в т.ч. об ИНН, являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика…).

    71. Налогоплательщик имеет право получить информацию о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов:

    Ответ: 1. Бесплатно, от налогового органа по месту учета.

    Ключ: В силу подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию (в т.ч. в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

    72. Обязанности налогоплательщика:

    Ответ: 1. В общем виде урегулированы в ст. 23 НК РФ, но регламентируются и в иных положениях законодательства о налогах.

    Ключ: В ст. 23 НК РФ содержится открытый перечень обязанностей налогоплательщиков (подп. 9 п. 1 ст. 23 НК РФ: налогоплательщики обязаны нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах). Ряд обязанностей установлен в первой части НК РФ (п. 1 ст. 52 НК РФ — налогоплательщик по общему правилу обязан самостоятельно исчислить сумму налога), а также во второй части НК РФ (в силу п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик НДС выставляет покупателю соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг)).

    73. Основной обязанностью налогоплательщика является:

    Ответ: 2. Уплата законно установленных налогов.

    Ключ: Основной обязанностью налогоплательщика является уплата законно установленных налогов (ст. 57 Конституции РФ). Прочие обязанности так или иначе обеспечивают выполнение основной обязанности.

    74. Налогоплательщики обязаны обеспечивать сохранность документов, подтверждающих уплату налогов:

    Ответ: 2. В течение четырех лет.

    Ключ: Подпункт 8 п. 1 ст. 23 НК РФ: налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, подтверждающих уплату налогов. Следует отметить, что данные документы подлежат сохранению в интересах самого налогоплательщика, поскольку именно ими можно однозначно доказать факт уплаты налога.

    75. Налогоплательщики обязаны обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов:

    Ответ: 2. В течение четырех лет.

    Ключ: Подпункт 8 п. 1 ст. 23 НК РФ: налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.

    76. Отметьте правильное утверждение:

    Ответ: 3. Российская организация, создавшая обособленное подразделение в РФ, обязана в течение одного месяца сообщить об этом в налоговую инспекцию по месту своего нахождения с целью постановки на учет в налоговой инспекции по месту нахождения обособленного подразделения.

    Ключ: Пункт 2 ст. 11 НК РФ: обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Подпункт 3 п. 2 ст. 23 НК РФ: российские организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств) в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. В остальных случаях (из описанных) учет в налоговых инспекциях осуществляется без участия налогоплательщиков (по информации от регистрирующих органов).

    77. Уплата сбора:

    Ответ: 3. Является одним из условий для совершения в отношении плательщика юридически значимых действий.

    Ключ: Пункт 2 ст. 8 НК РФ: уплата сбора — одно из условий (не единственное) совершения в отношении плательщика уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.