Налог на прибыль РБ 2017

Рассмотрим в материале ключевые изменения в налоговом законодательстве в 2020 г. в части применения налоговых льгот, сроков перечисления подоходного налога в бюджет, налогообложения ТЭР, отнесения в затраты взносов на добровольное страхование, а также в том, какие сведения не будут признаваться в текущем году налоговой тайной.

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

Указом № 503* предусмотрено продление в 2020 г. ряда налоговых льгот.

1. На неопределенный период продлена льгота по подоходному налогу в отношении доходов, полученных по заключенным с субъектами рынка беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов соглашениям о совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (абз. 4 подп. 4.1 п. 4 Указа № 503).

В соответствии с п.

2. Продлена льгота по налогу на недвижимость в отношении капитальных строений научных организаций и научно-технологических парков, а также капитальных строений, переданных в аренду (иное пользование) таким организациям и паркам (подп. 7.1 п. 7 Указа № 503).

В 2019 г. данная льгота была установлена подп. 1.17 и 1.20 п. 1 ст. 228 НК. Она действовала до 1 января 2020 г.

Справочно: научная организация ‒ это организация, прошедшая аккредитацию научной организации, основным видом деятельности которой являются научные исследования и разработки. Основной вид деятельности определяется в порядке, установленном законодательством для целей сбора и представления статистических данных.

3. Также продлено действие льгот по земельному налогу за земельные участки научных организаций и научно-технологических парков, а также за земельные участки, на которых расположены капитальные строения, переданные в аренду таким организациям и паркам, установленных подп. 1.22 и 1.31 п. 1 ст. 239 НК (подп. 7.2 п. 7 Указа № 503).

С 2020 г. изменены льготы для организаций, использующих труд инвалидов. Теперь освобождаются:

  • от НДС ‒ обороты по реализации товаров (работ, услуг), если численность инвалидов в организации в среднем за период составляет не менее 30 % численности работников в среднем за этот же период (в 2019 г. ‒ не менее 50 % численности работников (подп. 1.16 п. 1 ст. 118 НК));
  • от налога на прибыль ‒ валовая прибыль (кроме прибыли, полученной от торгово-закупочной и посреднической деятельности, а также доходов от сдачи имущества в аренду (передачи в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование) организаций, если численность инвалидов в них в среднем за период составляет не менее 30 % численности работников в среднем за этот же период (в 2019 г. ‒ не менее 50 % численности работников (п. 4 ст. 181 НК));
  • от налога на недвижимость ‒ капитальные строения организаций общественного объединения «Белорусское общество инвалидов», общественного объединения «Белорусское общество глухих» и общественного объединения «Белорусское товарищество инвалидов по зрению», а также обособленных подразделений этих организаций при условии, если численность инвалидов в указанных организациях или их обособленных подразделениях составляет не менее 30 % списочной численности в среднем за период (в 2019 г. ‒ не менее 50 % численности работников (подп. 1.5 п. 1 ст. 228 НК)) (п. 5 Указа № 503).

Внесены изменения в перечень доходов, не облагаемых подоходным налогом. В частности, в 2020 г. он не уплачивается со следующих видов доходов:

  • денежной компенсации расходов по найму жилых помещений работникам органов принудительного исполнения, направленным в порядке перевода в другую местность, а также молодым специалистам, направленным на работу не по месту жительства;
  • единовременной выплаты на оздоровление, осуществляемой работникам бюджетных организаций, не являющимся государственными служащими и военнослужащими, сотрудниками (работниками) военизированных организаций, имеющими специальные звания (абз. 2 и 3 подп. 4.1 п. 4 Указа № 503).

Пунктом 4 Указа № 27*** установлено, что работникам бюджетных организаций ежегодно осуществляется единовременная выплата на оздоровление. Такая выплата с 2020 г. освобождается от подоходного налога.

Положения Указа № 27 не распространяются на государственных служащих и военнослужащих, сотрудников (работников) военизированных организаций, имеющих специальные звания. Вместе с тем выплаты на оздоровление указанным лицам с 2020 г. также освобождаются от обложения подоходным налогом.

Справочно: ранее от подоходного налога освобождались только единовременные пособия на оздоровление, выплачиваемые государственным служащим 1 раз в календарном году, как правило, при уходе в трудовой отпуск (п. 1 ст. 208 НК).

В 2020 г. освобождается от акцизов дизельное топливо, реализуемое (передаваемое) организациям, входящим в состав ГПО «Белоруснефть», в количестве, не превышающем 505 тыс. т в год, для дальнейшей поставки сельскохозяйственным организациям и льнозаводам (подп. 9.5 п. 9 Указа № 503).

Важно! Данная льгота предусмотрена при поставках дизельного топлива сельскохозяйственным организациям и льнозаводам по перечням, формируемым областными исполнительными комитетами и согласованным с Минсельхозпродом Республики Беларусь и Белорусским государственным концерном по нефти и химии.

ИНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

1. Установлен срок перечисления в бюджет подоходного налога с доходов, полученных иностранной организацией за весь период с начала осуществления ею на территории Республики Беларусь деятельности через постоянное представительство (подп. 4.3 п. 4 Указа № 503).

Так, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, обязаны в 2020 г. перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного подоходного налога:

  • не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекает период, указанный в пп. 3 и 4 ст. 180 НК;
  • не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек определенный международным договором период, ‒ если более длительный период определен соответствующим международным договором Республики Беларусь по вопросам налогообложения.

При этом исчисление, удержание и перечисление в бюджет подоходного налога осуществляются в отношении доходов плательщика, полученных с даты начала деятельности, определенной в пп. 3 и 4 ст. 180 НК, и до дня истечения периода.

По окончании периода суммы исчисленного и удержанного подоходного налога иностранные организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, перечисляют в бюджет в сроки, установленные в абз. 2–4 п. 6 ст. 216 НК.

Справочно: абз. 2–4 п. 6 ст. 216 НК установлены следующие сроки, в которые налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного подоходного налога:

  • не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату плательщику доходов или дня перечисления таких доходов со счетов налоговых агентов в банках на счета плательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках (иностранных банках);
  • не позднее дня, следующего за днем фактической выплаты дохода плательщику из кассы налогового агента;
  • не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленных сумм подоходного налога, ‒ для доходов, полученных плательщиком в натуральной форме.

2. С 2020 г. в целях защиты прав и законных интересов физических лиц подп. 4.4 п. 4 Указа № 503 установлено, что в том случае, если общей суммы подоходного налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджет в счет предстоящих платежей, недостаточно для осуществления возврата плательщику излишне удержанных сумм подоходного налога в течение 3 месяцев со дня обнаружения факта излишнего удержания налога, такой возврат производится налоговым органом по месту постановки на учет налогового агента на основании заявления плательщика в порядке, установленном в частях 8–11 п. 1 ст. 223 НК.

Например, в 2020 г. выявлено, что организация излишне удержала у физического лица подоходный налог в сумме 6 500 руб. В соответствии с положениями ст. 223 НК налоговый агент вправе произвести возврат физическому лицу излишне удержанной суммы подоходного налога за счет:

  • общей суммы подоходного налога, подлежащей перечислению в бюджет в счет предстоящих платежей;
  • собственных средств.

Возврат излишне удержанного подоходного налога будет производиться организацией за счет общей суммы подоходного налога, подлежащей перечислению в бюджет в счет предстоящих платежей. При этом сумма таких ежемесячных платежей составляет 560 руб. Таким образом, возврат налога будет осуществляться организацией на протяжении длительного периода времени.

Плательщик в течение 3 месяцев со дня обнаружения факта излишнего удержания налога вправе обратиться в налоговый орган с заявлением и вернуть излишне удержанный подоходный налог.

Важно! Излишне удержанный подоходный налог может быть возвращен плательщику не позднее 5 лет со дня его уплаты в бюджет (части 8–11 п. 1 ст. 223 НК).

В этих целях налоговый орган не позднее 3 рабочих дней со дня подачи плательщиком заявления истребует у налогового агента документы, подтверждающие факт излишнего удержания и перечисления в бюджет подоходного налога с доходов плательщика.

В свою очередь, налоговый агент в 7-дневный срок со дня получения данного обращения налогового органа представляет ему указанные документы. При этом возврат плательщику излишне удержанного налога налоговый орган производит не позднее 15 рабочих дней со дня подачи заявления плательщиком.

Если по результатам рассмотрения заявления плательщика факт излишнего удержания подоходного налога не подтвержден либо налоговый агент не представил необходимые документы, руководитель (его заместитель) налогового органа не позднее 15 рабочих дней со дня подачи заявления плательщиком принимает решение об отказе в проведении такого возврата.

3. Для целей налогообложения не признается реализацией безвозмездная передача имущества, работ, услуг Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам в лице государственных органов и иных юридических лиц, переданных (принятых) в соответствии с законодательством о распоряжении государственным имуществом (п. 12 Указа № 503).

В подп. 2.7.3 п. 2 ст. 31 НК содержится похожая норма. Однако в ней перечислены не все предусмотренные законодательством основания для таких передачи или принятия.

4. Ставка налога на прибыль при налогообложении прибыли, полученной форекс-компанией, Национальным форекс-центром от деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, установлена в размере 25 % (подп. 4.2 п. 4 Указа № 503).

Справочно: в 2019 г. данная категория плательщиков исчисляла налог на прибыль по деятельности на внебиржевом рынке «Форекс» по общеустановленной ставке, равной 18 % (п. 1 ст. 184 НК).

5. С 2019 г. затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством, для целей налогообложения прибыли включаются в нормируемые затраты в порядке, установленном в подп. 1.2 п. 1 ст. 171 НК.

При отсутствии таких норм для механических транспортных средств затраты принимались в пределах норм расхода топлива, установленных их заводом-изготовителем, а при отсутствии таковых ‒ в пределах норм, установленных руководителем организации. Нормы, установленные руководителем организации, действовали до момента утверждения нормативным правовым актом в установленном порядке норм для соответствующего механического транспортного средства, если иное не установлено законодательством. При отсутствии установленных норм расхода топливно-энергетических ресурсов затраты на оплату их стоимости признавались сверхнормативными.

В 2020 г. в состав нормируемых затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, включаются затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, израсходованного в пределах норм, установленных руководителем организации:

  • самостоятельно;
  • путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию (п. 6 Указа № 503).

6. Внесено изменение в подп. 1.2 п. 1 Указа № 280****, в котором определено, по каким видам добровольного страхования организации-страхователи вправе включить страховые взносы в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении.

С 1 января 2019 г. возможность уменьшить налогооблагаемую прибыль на суммы страховых взносов по добровольному страхованию предоставлена также организациям, которые застраховали:

7. В 2019 г. согласно п. 90 приложения 22 к НК за предоставление информации из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее ‒ ЕГР) взималась государственная пошлина в размере 1 базовой величины (далее ‒ БВ) по каждому субъекту и за каждый экземпляр выписки.

С 2020 г. за предоставление выписки из ЕГР в электронном виде посредством веб-портала ставка государственной пошлины снижена на 50 % и составит 0,5 БВ (п. 11 Указа № 503).

Справочно: постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.12.2019 № 861 определено, что с 1 января 2020 г. размер БВ в Беларуси составляет 27 руб.

8. С 11 апреля 2020 г. не будут признаваться налоговой тайной сведения:

  • предоставляемые плательщику в отношении его самого;
  • указанные в подп. 1.1–1.13 п. 1 ст. 29 НК;
  • предоставляемые посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной системы в отношении организаций и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей:
    • об уплачиваемых видах налогов, сборов (пошлин) и применяемых особых режимах налогообложения;
    • о среднесписочной численности работников;
    • содержащиеся в годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности.

Важно! Сведения, представляемые посредством единого портала электронных услуг, составляют налоговую тайну в отношении плательщиков (категорий плательщиков) по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь.

* Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 № 503 (далее ‒ Указ № 503).

** Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее ‒ НК).

*** Указ Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (далее ‒ Указ № 27).

**** Указ Президента Республики Беларусь от 19.05.2008 № 280 «О включении страховых взносов по видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг)» (далее ‒ Указ № 280).

Вместе с этим читают:

  • Подоходный налог-2020: особенности определения налоговой базы по доходам в натуральной форме
  • Нормы расхода топлива и налог на прибыль: 2019 и 2020 годы во всех подробностях
  • Подоходный налог: изучаем новации 2020 года
  • Памятка по сдаче отчетов по экологическому налогу в 2020 году
  • Ставки налогов, льготы и налоговые вычеты. Что еще изменилось в 2020 году?

Елена Горошко, налоговый консультант, аудитор

В целях реализации положений Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» в НК включены системные меры, направленные на повышение инвестиционной привлекательности Республики Беларусь и стимулирование реинвестирования прибыли. Это:

  • расширение возможности применения инвестиционного вычета за счет увеличения его размера в 1,5 раза: по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам — с 10 % до 15 %, по машинам, оборудованию и транспортным средствам — с 20 % до 30 %;
  • снижение ставки налога на прибыль в отношении дивидендов при условии не распределения на потребление полученной прибыли в течение 3 лет — до 6 %, в течение 5 лет — до 0 %.

В НК введено понятие нормируемых затрат, все виды которых в целях упрощения администрирования включены в отдельную статью.

При этом в отношении отдельных видов таких затрат плательщикам предоставлено право их учитывать по нормативу, установленному в размере 1 % от выручки с учетом НДС (для банков — от суммы доходов, определяемой в соответствии со статьей, устанавливающей особенности определения валовой прибыли банками, за вычетом доходов, относящихся к внереализационным).

Для налогового учета расходов на автомобильное топливо возможно использовать данные технической документации завода-изготовителя, а при их отсутствии — самостоятельно устанавливать нормы его расхода до утверждения этих норм в установленном порядке.

Кроме того, плательщикам предоставлено право самостоятельного утверждения норм потерь от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей (норм естественной убыли) в случае отсутствия таких норм, установленных законодательством.

Одновременно сняты ограничения по включению в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) технологических (неизбежных) потерь при производстве и (или) транспортировке товарно-материальных ценностей. Теперь в отношении таких затрат не предусмотрено каких-либо ограничений для их налогового учета.

В соответствии с законодательством коэффициент соотношения средней заработной платы руководителей организаций независимо от формы собственности и средней заработной платы по организации в целом не может превышать 8.

С учетом этого НК предусмотрено ограничение по отнесению на затраты, учитываемые при налогообложении, стоимости управленческих услуг, оказываемых индивидуальными предпринимателями, а также организациями, применяющими особые режимы налогообложения.

В бухгалтерском учете предусмотрено проведение переоценки и обесценения не только в отношении основных средств, но и нематериальных активов. В связи с этим по аналогии с основными средствами суммы дооценки и восстановления обесценения нематериальных активов не будут включаться в состав внереализационных доходов, а суммы обесценения нематериальных активов относятся к затратам, не учитываемым при налогообложении прибыли.

Для решения проблемных вопросов, связанных с исчислением налога на прибыль, предусмотрено предоставление права плательщикам включать во внереализационные доходы некоторые виды платежей (суммы неустоек (штрафов, пеней), суммы, причитающиеся к получению при применении иных мер ответственности, в том числе в результате возмещения убытков, за нарушение договорных обязательств) по факту их получения, если соответствующий порядок определен учетной политикой плательщика.

Также плательщику предоставлено право определения даты отражения в составе внереализационных расходов сумм неустоек (штрафов, пеней) за нарушение обязательств, — либо в момент признания их в бухгалтерском учете, либо по факту их перечисления контрагенту.

Кроме этого, плательщик вправе при определении размера налогового обязательства по налогу на прибыль включать в состав внереализационных расходов резервы по сомнительным долгам. Так, если задолженность не погашена более 45 дней, уменьшить налоговую базу возможно на 50 % от суммы задолженности. Если же задолженность не погашена более 90 дней, в состав внереализационных расходов можно включить всю сумму долга.

В целях налогового стимулирования секьюритизации — нового вида привлечения финансирования, предусмотренного Указом Президента Республики Беларусь от 11 мая 2017 г. № 154 «О финансировании коммерческих организаций под уступку прав (требований)» и направленного на развитие финансового рынка, а также иных сфер экономики, испытывающих потребность в заемных ресурсах, расширения источников финансирования коммерческих организаций, ускорения оборота денежных средств, для компенсации потерь субъектов хозяйствования при проведении операций по уступке требований проблемной задолженности в рамках секьюритизации специальной финансовой организации (далее — СФО) отрицательная разница между балансовой стоимостью активов, передаваемых СФО в рамках операции секьюритизации, и суммой средств, поступающих от СФО по договорам уступки прав (требований), включается в состав внереализационных расходов.

На основании подпункта 2.4 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. № 357 «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов» внебюджетные централизованные инвестиционные фонды вправе формировать республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, Белорусский республиканский союз потребительских обществ, Федерация профсоюзов Беларуси, облисполкомы и Минский горисполком, в то время как в редакции НК, действовавшей в 2018 г., поименованы только инвестиционные фонды, сформированные республиканскими органами государственного управления.

Для единообразного отражения в налоговом учете денежных средств, поступающих из инвестиционных фондов, сформированных в соответствии с законодательством, соответствующие дополнения учтены в новой редакции НК.

Новые подходы реализованы в статье 176 «Особенности определения валовой прибыли банками» НК.

При этом такие подходы не изменили принципы налогообложения, не повлияли на размер налоговой базы, а позволили упростить налоговый учет банков, сблизив его с бухгалтерским.

В статье 176 НК учтены специфика банковской деятельности по отношению к другим видам коммерческой деятельности, существенные различия планов счетов бухгалтерского учета банков и иных организаций, а также использование характерных для банков показателей для определения прибыли.

В частности, у организаций основными показателями деятельности, используемыми для определения прибыли на основании данных бухгалтерского учета, являются выручка от реализации и затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг). В банковском бухгалтерском учете эти показатели не применяются и соответственно отсутствуют, а в качестве показателей, участвующих в определении прибыли и учитываемых при налогообложении, используются показатели доходов и соответствующих им расходов.

Также большая часть внереализационных доходов и расходов, определенных в НК для целей налогообложения, и которым соответствуют эти же показатели, отражаемые в бухгалтерском учете организаций, в бухгалтерском учете банков числятся как операционные доходы и расходы.

Такое несоответствие усложняет налоговый учет банков, в связи с чем принято решение о корректировке норм НК, регулирующих особенности определения валовой прибыли данной категорией плательщиков.

Предусматривается установление ставки налога на прибыль в размере 25 % в отношении прибыли микрофинансовых организаций. Такое компромиссное решение выработано с Национальным банком Республики Беларусь при реализации его предложения по освобождению от НДС микрофинансовых организаций.

Редакцией НК, действовавшей в 2018 г. (подп. 1.2 п. 1 ст. 140), предусмотрена льгота по налогу на прибыль в части прибыли организаций (в размере не более 10 % валовой прибыли), передаваемой в виде спонсорской помощи для строительства и (или) реконструкции объектов физкультурно-спортивного назначения или использованной на оплату счетов за приобретенные и переданные товары (выполненные работы, оказанные услуги), имущественные права ряду бюджетных и общественных организаций.

НК с 1 января 2019 г. расширен перечень получателей такой спонсорской помощи за счет включения в него Белорусского Общества Красного Креста, общественного объединения «Белорусская ассоциация многодетных родителей» и Международного общественного объединения «Взаимопонимание».

Льгота по налогу на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации произведенных продуктов детского питания, согласно новой редакции НК применяется в отношении прибыли от реализации произведенных продуктов питания для детей раннего возраста, т.е. до 3 лет (как и было ранее), а также дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) (п. 5 ст. 181 «Льготы по налогу на прибыль» НК).

Также срок действия налоговой льготы по операциям с корпоративными облигациями установлен на бессрочный период.

Указом Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2014 г. № 165 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам страховой деятельности» внесены изменения в Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530.

Так, в соответствии с подпунктом 56.2 пункта 56 вышеуказанного Положения для обеспечения выполнения принятых на себя страховых обязательств страховая организация из прибыли, полученной от осуществления инвестиций посредством вложения средств математических резервов по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, и их размещения, образует резерв дополнительных выплат.

В свою очередь, согласно редакции НК, действовавшей в 2018 г., суммы изменения страховых резервов (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах) в сторону увеличения включаются в затраты страховых организаций по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

Таким образом, прибыль, полученная от инвестирования и размещения средств страховых резервов по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, и направляемая на увеличение резерва дополнительных выплат, относится к затратам страховой организации и уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Учитывая изложенное, исключена налоговая льгота в отношении прибыли, полученной страховыми организациями в результате осуществления инвестиций посредством вложения средств страховых резервов (математических резервов и резервов дополнительных выплат) и их размещения по договорам добровольного страхования, относящегося к страхованию жизни, направляемой на увеличение накоплений застрахованных лиц.

Статья 180. Постоянное представительство иностранной организации. Особенности определения валовой прибыли иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство

В отношении постоянных представительств иностранных организаций:

  • пунктом 3 статьи 180 НК увеличен до ста восьмидесяти дней срок выполнения работ, оказания услуг иностранными организациями без возникновения постоянного представительства — аналогично, как в пункте 4 статьи 180 для строительной площадки, монтажного или сборочного объекта;
  • пунктом 10 статьи 180 НК закреплено право поквартального представления заключения аудиторской организации (аудитора) иностранного государства для подтверждения зарубежных затрат, учитываемых при налогообложении прибыли иностранной организации, осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
  • частью третьей пункта 12 статьи 180 НК установлено право пересчета управленческих и общеадминистративных зарубежных затрат в белорусские рубли по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком Республики Беларусь на последний день квартала, в котором они были приняты к учету в иностранном государстве (при отсутствии в таком заключении информации о датах их принятия к учету).

Опубликовано в журнале «Налоги Беларуси» №3 за 2019 год

Инвестиционный договор с Республикой Беларусь

Наиболее крупные инвестиционные проекты могут реализовываться по инвестиционным договорам, заключенным инвестором (инвесторами) с Республикой Беларусь.

Данный механизм при реализации инвестпроекта предусматривает освобождение от:

  • земельного налога или арендной платы за земельные участки, на период проектирования и строительства инвестиционных объектов;
  • НДС и налога на прибыль, возникающих в связи с безвозмездной передачей для целей реализации инвестиционного проекта объектов основных средств в собственность инвестора;
  • ввозных таможенных пошлин и НДС, взимаемых таможенными органами, при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования;
  • государственной пошлины за выдачу разрешений на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь.

Кроме того, инвестор имеет право на возврат из бюджета сумм НДС уплаченных в связи со строительством инвестиционных объектов.

Также данный механизм позволяет получить дополнительные (исключительно для деятельности конкретного инвестора) льготы и преференций, учитывающих специфику проекта.

Свободные экономические зоны

В Беларуси функционирует шесть свободных экономических зон (далее — СЭЗ).

Особенности налогообложения в СЭЗ распространяются на реализацию резидентами СЭ3:

  • за пределы Республики Беларусь товаров (работ, услуг) собственного производства;
  • на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые являются импортозамещающими;
  • товаров (работ, услуг) собственного производства другим резидентам СЭЗ.

В отношении указанной реализации резиденты СЭЗ освобождаются от:

  • налога на прибыль от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в течение пяти лет с даты объявления ими прибыли. По истечении данного периода, в размере 50 процентов от общеустановленной ставки;

Резиденты СЭЗ освобождаются:

  • от налога на недвижимость по всем капитальным строениям, расположенным на территории СЭЗ, если они осуществляют реализацию, на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ;
  • от земельного налога за земельные участки в границах СЭЗ на период проектирования и строительства объектов, но не более пяти лет с даты регистрации.

Парк высоких технологий

Резидентами парка регистрируются организации, осуществляющие деятельность исключительно в сфере создания программного обеспечения информационных систем, а также в области естественных и технических наук (научно-исследовательские, опытно- технологические работы).

Компании, деятельность которых не полностью соответствует названным направлениям, могут зарегистрировать в парке бизнес-проект и пользоваться аналогичными льготами в отношении бизнес-проектов.

Резиденты ПВТ освобождаются от:

  • налога на прибыль;
  • налога на добавленную стоимость (в отношении экспорта товаров — ставка НДС 0% в общем порядке);
  • оффшорного сбора с дивидендов;
  • налога на недвижимость по зданиям, расположенным на территории ПВТ;
  • земельного налога на период строительства, но не более чем на три года;
  • таможенных платежей.

Доходы физических лиц, получаемые от резидентов ПВТ, облагаются подоходным налогом по ставке 9 процентов.

Китайско-Белорусский индустриальный парк «Индустриальный парк «Великий камень» (КБИП)

В качестве резидентов КБИП могут быть зарегистрированы организации, реализующие (планирующие реализовать) на территории парка инвестиционные проекты по основным направлениям деятельности парка — создание и развитие производств в сферах электроники, тонкой химии, биотехнологий, машиностроения и новых материалов.

Резиденты КБИП в течение 10 календарных лет, с даты регистрации в качестве резидента парка освобождаются от:

  • налога на прибыль в части прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;
  • налога на недвижимость по зданиям и сооружениям, расположенным на территории парка, независимо от направления их использования;
  • земельного налога за земельные участки в границах парка;

В последующие 10 календарных лет резиденты КБИП уплачивают налог на прибыль, земельный налог, налог на недвижимость по ставкам, уменьшенным на 50%.

Они имеют право на вычет в полном объеме сумм НДС уплаченных при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), имущественных прав, использованных для проектирования, строительства и оснащения зданий и сооружений, расположенных на территории парка.

Ставка налога на прибыль (доходы) по дивидендам и приравненным к ним доходам начисленным резидентами КБИП их учредителям (участникам) составляет 0 процентов в течение пяти лет с даты объявления первой прибыли.

Ставка налога на доходы, начисленные резидентами КБИП иностранным юридическим лицам по роялти, составляет 5 процентов до 1 января 2027 года.

Доходы физических лиц по трудовым договорам с резидентами КБИП облагаются подоходным налогом по ставке 9 процентов.

Деятельность на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.

Коммерческие организации, находящиеся на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и осуществляющие на данных территориях деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), в течение 7-ми календарных лет со дня их государственной регистрации вправе не исчислять и не уплачивать:

  • налог на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;
  • налог на недвижимость со стоимости капитальных строений (зданий, сооружений).

Аналогичные налоговые льготы по налогу на прибыль и налогу на недвижимость предусмотрены для обособленных подразделений (филиалов), расположенных на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.

Налог — обязательный индивидуально безвозмездный платеж с организаций и физлиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Сбор (пошлина) — обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, за совершение действий госорганами.

Не являются налогами, сборами (пошлинами) платежи, осуществляемые в рамках отношений, не регулируемых НК и иными актами налогового законодательства, а также платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства.

Косвенные налоги — НДС и акцизы.

Налог считается установленным в случае, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка (ставки);
  • порядок исчисления;
  • порядок и сроки уплаты.

Объект налогообложения — обстоятельства, с наличием которых у плательщика Налоговый Кодекс РБ, таможенное законодательство Таможенного союза, Закон Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» и (или) акты Президента Республики Беларусь либо решения местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) связывают возникновение налогового обязательства (ст 28 НК). Каждый налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельный объект налогообложения.

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (ст.41 НК).
Налоговая база устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

Налоговый период — календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины). Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов.

Отчетный период — период времени, по результатам которого плательщики (иные обязанные лица) обязаны представить в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) и (или) другие документы и сведения, необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин).

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине). Налоговые ставки устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Налоговая база и налоговые ставки по республиканским налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются НК РБ или иными законодательными актами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь или актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Налоговая база и налоговые ставки по местным налогам и сборам устанавливаются местными Советами депутатов в соответствии с настоящим Кодексом.

Порядок исчисления — кто исчисляет (плательщик, налоговый агент, иное лицо) исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст.44 НК)

Сроки уплаты налога, сбора (пошлины) могут быть определены календарной датой, истечением периода времени, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, или на действие, которое должно быть совершено. Сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) устанавливаются НК РБ, Законом Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», таможенным законодательством Таможенного союза и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

Порядок уплаты — уплата налогов, сборов (пошлин), пеней производится разовой уплатой всей причитающейся суммы налога, сбора (пошлины), пени либо в ином порядке. Уплата налогов, сборов (пошлин), пеней производится в наличном или безналичном порядке в белорусских рублях. Днем уплаты считается день направления банку платежных инструкций; день исполнения банком платежных инструкций — если ранее они были не исполнены по причине отсутствия денег на расчетном счете; день списания с карточки; день внесения денежных средств через кассу банк, отделения белпочты; день расчета по ЕРИП; день зачета по заявлению плательщика.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные НК либо Президентом РБ и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с НК РБ и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:

  1. НДС;
  2. акцизы;
  3. налог на прибыль;
  4. налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
  5. подоходный налог с физических лиц;
  6. налог на недвижимость;
  7. земельный налог;
  8. экологический налог;
  9. налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  10. сбор за проезд автотранспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
  11. оффшорный сбор;
  12. гербовый сбор;
  13. консульский сбор;
  14. таможенные пошлины;
  15. таможенные сборы;
  16. утилизационный сбор;
  17. сбор на финансирование государственных расходов;
  18. государственная пошлина;
  19. патентные пошлины

ИТОГО 9 налогов, 7 сборов, 3 пошлины

К местным налогам и сборам относятся:
налог за владение собаками;
курортный сбор;
сбор с заготовителей.

Особый режим налогообложения применяется для плательщиков (ст. 11 НК РБ):

  1. налога при упрощенной системе налогообложения;
  2. единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
  3. единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;
  4. налога на игорный бизнес;
  5. налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности;
  6. налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр;
  7. сбора за осуществление ремесленной деятельности;
  8. сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
  9. единого налога на вмененный доход.