Налоги Татарстан

Налоговые и неналоговые доходы бюджета Татарстана по итогам первого полугодия снизились на 26% или на 30 млрд рублей. Задолженность по налогам на 1 июля составила 9,5 млрд Читать в полной версии

Сегодня в кабмине РТ прошло совещание финансовых, казначейских и налоговых органов, посвященное итогам исполнения консолидированного бюджета республики за 1 полугодие 2020 года. Участие принял президент Рустам Минниханов, сообщает пресс-служба казанского Кремля.

По словам главы минфина РТ Радика Гайзатуллина, снижение поступлений налога на прибыль стало основным фактором сокращения налоговых и неналоговых поступлений в бюджет.

За 6 месяцев он поступил в объеме 24,7 млрд рублей, что меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 25,2 млрд: более чем в два раза. Выплаты крупных предприятий РТ сократились на 21,5 млрд рублей до 10 млрд.

В результате, в первом полугодии 2020 года доходы консолидированного бюджета РТ сократились на 23% или 31,6 млрд руб. – до 105,2 млрд. Для республиканского бюджета отрицательная динамика составила 26% или 30 млрд – до 84,7 млрд рублей.

Акцизы в консолидированный бюджет поступили в сумме 16,9 млрд рублей, в бюджет РТ – 16,5 млрд. Налог на доходы физлиц составил 34,9 млрд руб., в том числе в бюджет республики поступило 24 млрд рублей, в местные бюджеты – 10,9 млрд.

Задолженность по налогам на 1 июля составила 9,5 млрд рублей.

Президент РТ Рустам Минниханов высказал мнение, что главам муниципалитетов совместно с налоговыми органами и министерством финансов нужно обратить внимание на земельный налог. По его словам, в 26 районах республики допущено снижение платежей, во всех из них есть недоимка. По данным минфина РТ, в бюджет поступило 3,5 млрд руб. земельного налога, что на 7% или 276 млн руб. меньше аналогичного периоду прошлого года.

«Необходимо проанализировать ситуацию, принять все меры для внесения налогов в бюджет. Также по 22 муниципалитетам произошел рост задолженности по арендным платежам за муниципальные земли и имущество. Прошу районы обеспечить эффективное использование имущества и земель», – сказал Минниханов.

При этом объем трансфертов в муниципальные бюджеты сохранился на докризисном уровне в 31,5 млрд рублей. В результате расходы консолидированного бюджета на 1 июля составили 164 млрд рублей с исполнением плана на 44%, бюджета республики — 145,5 млрд.

По словам Минниханова, по итогам полугодия объем ВРП составил 98,7% к аналогичному периоду прошлого года, индекс промышленного производства — 98,9%, объем строительных работ – 99,7%; оборот розничной торговли – 91,6%.

По данным Татарстанстата, за 5 месяцев свыше 30% предприятий получили убыток. Президент РТ заявил, что необходимо продолжать деятельность отраслевых балансовых комиссий при министерствах, анализировать финансовые результаты, разрабатывая направления для их улучшения.

1. Ставки земельного налога.
Для исчисления земельного налога федеральным законодательством определены две предельные величины налоговых ставок в размере:
* 0,3 процента от налоговой базы в отношении земельных участков:
– отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
– занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
– предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
* 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Однако конкретные налоговые ставки по каждому муниципальному образованию устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. С ними можно ознакомиться в финансовых, налоговых органах. А также в администрациях СМС.
2. Кто имеет льготы по земельному налогу?
Федеральным законодательством не предусматривается освобождение граждан от уплаты всей суммы налога, этот вопрос передан на усмотрение Советов местного самоуправления. Предусмотрено частичное освобождение ряда категорий физических лиц. Таким образом, в случае, если муниципальным образованием не принято решение по льготированию жителей своей территории по земельному налогу, то минимальный размер льготы гарантирован Налоговым кодексом.
Льготы, в виде уменьшения налоговой базы на 10 тысяч рублей предусмотрены:
* Героям Советского союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордера Славы;
* ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам и инвалидам боевых действий;
* физическим лицам, имеющим право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
* инвалидам, имеющим вторую и третью степени ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют первую и вторую группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
* инвалидам с детства;
* физических лиц, принимавших участие в составе подразделений особого риска участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
* физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок.
Таким образом, в соответствии с п. 4 ст. 4 Закона N 2003-1 органы местного самоуправления имеют право устанавливать дополнительные налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками, а также уменьшать размеры ставок по налогу.
3. Что делать, если не получено налоговое уведомление и квитанция на уплату земельного налога?
В случае неполучения физическим лицом налогового уведомления об уплате земельного налога, либо ошибочно полученных налоговых уведомлений, гражданам следует обращаться в налоговые инспекции по своему месту жительства.
4. Что делать, если из налоговой инспекции пришло уведомление об уплате земельного налога, а земельный участок продан?
Написать соответствующее заявление в налоговую инспекцию и приложить документы о продаже.
5. Должен ли инвалид – член садового товарищества платить земельный налог?
Если решением органа местного самоуправления соответствующим решением установлены льготы для всех категорий инвалидов, то следует руководствоваться этим решением. Если дополнительных льгот не установлено, то следует руководствоваться федеральным законодательством (см. выше).
Например, Решением Казанской городской думы от 26.09.2007 года № 4-21 «О внесении изменений в решение Представительного органа муниципального образования г. Казани от 29.11.2005 г № 2-3 «О земельном налоге» с 2007 года от уплаты земельного налога освобождены физические лица – члены садоводческих и дачных объединений граждан, относящихся к льготным категориям налогоплательщиков, в частности и инвалиды, имеющих II и III степени ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности.
Кроме того, предоставлена льгота садоводческим товариществам на сумму налога, приходящуюся на инвалидов – члены садоводческих и дачных объединений, не имеющих правоустанавливающих документов на садовые участки. Таким образом, на эту сумму уменьшаются их членские взносы.
6. Сроки уплаты земельного налога?
Физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Граждане получают налоговые уведомления на уплату авансовых платежей в течение календарного года, а по его окончании на уплату оставшейся части годовой суммы земельного налога.
Сроки уплаты налога устанавливаются в каждом муниципальном образовании. В основном в Республике Татарстан установлены сроки уплаты авансовых платежей не позднее 15 сентября и 15 ноября. Однако, например, в г. Бугульме установлен только один срок уплаты авансового платежа – 15 ноября, в г. Мензелинске утверждены сроки уплаты авансового платеже – не позднее 15 сентября и не позднее 20 ноября.
По итогам года после 1 января уплачивается оставшаяся часть годовой суммы земельного налога. В основном срок уплаты налога по году либо 15 января (Аксубаевский, Черемшанский, Алькеевский, Нурлатский и т.д.), либо 15 февраля (г. Казань, Лаишевский, Атнинский, Арский, Верхнеуслонский, Елабужский, Менделеевский, Мамадышский, Агрызский, и др.), в некоторых муниципальных образованиях установлены и иные сроки – не позднее 1 февраля (Высокогорский, Пестречинский, Апастовский, Кайбицкий и др.).
Сроки уплаты налога указаны в налоговых уведомлениях и квитанциях, кроме того, для уточнения сроков уплаты можно обратиться в налоговые, финансовые органы по месту жительства.
7. Как исчисляется земельный налог?
Налог исчисляется как произведение кадастровой стоимости на ставку налога, утвержденную в муниципальном образовании. Кадастровая стоимость определяется специализированным государственным органом – Роснедвижимостью, которая имеет в каждом муниципальном районе свои территориальные подразделения. По вопросу правильности определения кадастровой стоимости следует обращаться в территориальные органы Роснедвижимости.
8. Почему пенсионеры должны платить земельный налог?
В статье 395 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) определены категории налогоплательщиков, имеющие льготы по уплате земельного налога. Такая категория налогоплательщиков, как пенсионеры, в данной статье не предусмотрена.
Однако положения главы 31 НК РФ не исключают возможности предоставления пенсионерам льгот по уплате земельного налога.
Положениями пункта 2 статьи 387 НК РФ определено, что при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы (в том числе пенсионерам), основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
9. Какие документы необходимы для подтверждения права на льготу по уплате земельного налога?
Льготы по налогу предоставляются гражданам на основании заявлений и копий документов, подтверждающих право на предоставление льготы.
Так, например, право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов боевых действий подтверждаются следующими документами:
* удостоверением ветерана Великой Отечественной войны;
* удостоверением участника войны;
* удостоверением инвалида войны;
* удостоверением прав на льготы;
* свидетельством ветерана боевых действий о праве на льготы.
Лицам, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, льготы предоставляются на основании соответствующих удостоверений и справки учреждения медико-социальной экспертизы (ВТЭК) по инвалидности.
Документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы, представляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка в срок, установленный в каждом муниципальном образовании. При непредставлении вышеназванных документов льгота налоговыми органами предоставлена быть не может.
10. В какой орган государственной власти необходимо обратиться физическому лицу для установления льгот по земельному налогу?
Если плательщик считает, что какой – то категории граждан следует предоставить льготу по налогу, ему следует обращаться в представительный орган муниципального образования по месту нахождения земельного участка с предложением о внесении изменений в Решение СМС по земельному налогу.
11. Уплачивается ли земельный налог за земли, занятые многоквартирными домами?
Да, подлежит. Если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении его проведен государственный кадастровый учет, а также имеется соответствующий документ на право собственности, то собственники помещений в этом доме признаются плательщиками земельного налога в доле, пропорциональной общей площади помещений в этом доме, принадлежащих им на праве собственности.
Следует отметить, что если часть помещений (нежилых) принадлежат организации или предпринимателю, то расчет суммы земельного налога и уплата его в бюджет является обязанностью данной организации или предпринимателя. Сумма налога рассчитывается пропорционально доле занимаемой общей площади в общей площади дома (по данным органов технической инвентаризации.

Порядок и сроки уплаты транспортного налога на автомобиль

Ставки транспортного налога в Республике Татарстан в 2020 г.

Льготы по транспортному налогу в Республике Татарстан

Порядок, ставки и сроки уплаты транспортного налога в Республике Татарстан на 2019-2020 год установлены Законом РТ от 29.11.2002 № 24-ЗРТ «О транспортном налоге» (с изменениями, действующими в 2020 году). Он распространяется на все города республики. Административный центр – город Казань. Крупные города и населенные пункты республики: Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Зеленодольск, Бугульма, Елабуга, Лениногорск, Чистополь, Заинск, Азнакаево, Нурлат, Менделеевск, Бавлы, Буинск, Агрыз, Арск, Кукмор, Васильево, Мензелинск, Камские Поляны, Мамадыш, Джалиль, Алексеевское, Тетюши, Уруссу, Нижняя Мактама.

Порядок и сроки уплаты транспортного налога в Республике Татарстан

Налогоплательщики-организации в течение налогового периода уплачивают авансовые платежи по налогу, рассчитанных по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. За транспортные средства налог уплачивается вне зависимости от того, эксплуатируются они или нет. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Организации уплачивают и исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Отчетными периодами по налогу для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал. По итогам отчетного периода авансовые платежи уплачиваются в срок не позднее 10 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода организациями, уплачивается не позднее 10 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом сумма налога определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

Новое. Начиная с уплаты налога за налоговый период 2020 года налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Более подробно о порядке уплаты налога юридическими лицами читайте в статье по ссылке.

Срок уплаты транспортного налога для юридических лиц в Республике Татарстан в 2020 году

  • за 1 квартал 2020 года — до 10 мая 2020 года;
  • за 2 квартал 2020 года (6 месяцев) — до 10 августа 2020 года;
  • за 3 квартал 2020 года (9 месяцев) — до 10 ноября 2020 года;
  • за весь 2020 год — до 01 марта 2020 года;

Справочно. Транспортный налог за 2019 год организациями уплачивается до 10 февраля 2020 года.

Важно. В 2021 году существенно изменяется порядок отчетности по транспортному налогу для организаций. С 01.01.2021 налоговые декларации по транспортному налогу в налоговые органы не представляются за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды.

Граждане уплачивают транспортный налог на автомобиль на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Сумма налога определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Срок уплаты транспортного налога физическими лицами

С 2016 года изменился срок уплаты налога на автомобили для физических лиц — теперь налог необходимо оплатить до 01 декабря (ранее срок уплаты устанавливался до 01 октября).

Физическими лицами транспортный налог должен быть уплачен в общем порядке в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть налог на автомобиль за 2019 г. необходимо оплатить до 1 декабря 2020 г., за 2020 г. – до 1 декабря 2021 г., а за 2021 год — до 1 декабря 2022 года. Если 01 декабря является нерабочим днем, срок уплаты переносится на ближайший рабочий день.

Срок уплаты транспортного налога на автомобиль в Республике Татарстан в 2020 году — до 01 декабря 2020 г. (налог уплачивается за 2019 г.)

Неуплата налога в установленные сроки влечет за собой начисление пени в соответствии с действующим законодательством.

Ставки транспортного налога в Республике Татарстан

Налоговые ставки по транспортному налогу на 2019-2020 год в Республике Татарстан установлены в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:

Ставки транспортного налога

Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка (в рублях) на 2015-2018, 2019 годы

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно, зарегистрированные на организации

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно, зарегистрированные на физических лиц

свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт)

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 20 л. с. (до 14,7 кВт) включительно

свыше 20 л. с. до 38 л. с. (свыше 14,7 кВт до 27,95 кВт) включительно

свыше 38 л. с. (свыше 27,95 кВт)

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт)

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт)

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 50 л. с. (до 36,77 кВт) включительно

свыше 50 л. с. (свыше 36,77 кВт)

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны или единицы валовой вместимости, в случае если валовая вместимость определена без указания размерности)

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

Рассчитать транспортный налог в Татарстане самостоятельно очень просто. Для этого необходимо мощность Вашего автомобиля (в л.с.) умножить на ставку налога (второй столбик таблицы).

Обратите внимание, при взимании налога на автомобиль применяются повышенные коэффициенты транспортного налога на дорогостоящие автомобили стоимостью более трех миллионов рублей.

Внимание: в связи с тем, что окончательная сумма налога зависит от категории и марки автомобиля, его мощности, мы не рекомендуем пользоваться онлайн-калькуляторами. Наиболее верный расчет достигается простым умножением мощности автомобиля на ставку налога (с учетом повышающих коэффициентов на дорогостоящие автомобили).

Льготы по транспортному налогу в Республике Татарстан

Законодательством республики установлены льготные категории граждан и организаций, которые освобождены от уплаты налога либо имеют скидки и платят его в меньшем размере. Разберемся, кто не платит транспортный налог в Казане и Республике Татарстан.

Освобождаются от уплаты транспортного налога следующие категории граждан и организаций:

  1. чернобыльцы, а также приравненные к ним категории граждан;
  2. Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, и граждане, награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней;
  3. участники, инвалиды Великой Отечественной войны и бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, имеющих в собственности автомобили с мощностью двигателя до 110 лошадиных сил (до 80,91 кВт);
  4. инвалиды I и II групп, имеющих в собственности автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт).

Также освобождаются от налогообложения водно-воздушные транспортные средства, зарегистрированные на категории граждан, подвергшихся воздействию радиации, в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».

Кроме того, освобождаются от налогообложения:

  • налогоплательщики, реализующие инвестиционные проекты по договорам, заключенным до 1 января 2005 года, в соответствии с Законом Республики Татарстан «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан»;
  • организации-резиденты особой экономической зоны промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан, и особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Иннополис», созданной на территориях Верхнеуслонского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан в течение 10 лет с момента постановки транспортного средства на учет.

Законодательством РТ установлены скидки по уплате транспортного налога.

Уплачивают транспортный налог в размере 50 процентов от налоговых ставок, в отношении:

  • грузовых автомобилей, автобусов, произведенных в Российской Федерации и оснащенных двигателями, соответствующими экологическим нормам не менее ЕВРО-2, находящихся на балансе лизингодателя и переданных в лизинг на срок не менее 1 года, с мощностью двигателя свыше 150 лошадиных сил — льгота не применяется с 2019 года;
  • автобусов, зачисленных в состав автомобильной колонны войскового типа, находящихся в собственности организаций, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа и имеющих мобилизационные задания на формирование и содержание автомобильных колонн войскового типа. Льгота предоставляется на период нахождения автобусов в составе автомобильной колонны войскового типа.

Многодетные семьи, пенсионеры по старости, ветераны боевых действий льготы по уплате транспортного налога на территории Республике Татарстан не имеют.

Льготникам, имеющим одновременно право на получение налоговой льготы по нескольким основаниям налоговая льгота предоставляется по одному из них (по выбору налогоплательщика). Для физических лиц, на которых зарегистрированы два и более транспортных средств, льгота предоставляется по выбору на одно транспортное средство.

Для получения льгот физическим лицам необходимо представить в налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения (транспортного средства) заявление на предоставление льгот и документы, подтверждающие право на налоговые льготы. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.

Подготовлено «Персональные права.ру»

Дополнительная информация по теме: