Налоги в Крыму с 2018 года

В Крыму расширили перечень предпринимателей, пострадавших в период пандемии, для которых снизят налоги.

Ранее было объявлено об уменьшении налоговой нагрузки для применяющих специальные налоговые режимы субъектов малого и среднего предпринимательства:

— наиболее пострадавших из-за введения ограничительных мер, направленных на противодействие распространению коронавируса;

— осуществляющих деятельность в сферах жизнеобеспечения населения и продолжающих работать в условиях пандемии.

Перечни видов экономической деятельности, подпадающих под это правило, решено расширить (необходимые поправки внесены в республиканские законы «О патентной системе налогообложения на территории Республики Крым» и «Об установлении ставки налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения на территории Республики Крым»). Помимо прочих льготы теперь полагаются, в частности, парикмахерским, занятым ремонтом и техобслуживанием бытовой техники и некоторым другим предпринимателям.

Обращено внимание, что воспользоваться льготами в отношении патентов, выданных на 2020 год, можно лишь в том случае, если срок их действия не истек до дня вступления в силу вносимых поправок.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.

Заплатить налог нужно не позднее 1 декабря 2018 года.Фото: Анастасия КУРДЮКОВА

Жители Крыма начали получать уведомления об оплате транспортного налога. Автомобилистов в Крыму стало больше, раскошелиться придется 313,5 тысячи водителей. Это на 16% больше, чем в прошлом году.

Квитанцию с суммой налога присылают в отделение связи. Уже от туда отправляется почтовая квитанция по месту регистрации (прописки) гражданина. На конвертах с налоговым уведомлением, которое необходимо получить на почте, стоит штамп Волгограда. Это не ошибка — там находится центр обработки данных. Проще обстоят дела у тех, кто завел в налоговой личный кабинет налогоплательщика. Уведомление к таким автовладельцам приходит в электронном виде, там же можно и уплатить налог.

— Рассылка уведомлений началась в июле. За первый месяц владельцы машин, мотоциклов и других видов транспортной техники уже уплатили около 25 миллионов рублей транспортного налога, — сообщили нам в УФНС по РК. — Всего в этом году планируется собрать более 370 миллионов рублей налога, что на четверть больше, чем в 2017 году.

Заплатить налог на своего «железного коня» нужно не позднее 1 декабря 2018 года, после этой даты будет начисляться пеня.

Штемпель Волгограда на конверте — не ошибка. Там находится центр обработки данных.Фото: Анастасия КУРДЮКОВА

Чем владеют крымчане

Основная часть транспорта, за который жители полуострова будут платить налог, — машины. Их зарегистрировано 400 тысяч, среди которых 770 авто стоимостью от 3 до 15 миллионов рублей. Платить за такие шикарные иномарки придется по повышающему коэффициенту. Общая сумма налога за крутые машины — 9,1 миллиона рублей.

Также крымчане являются собственниками более 22 тысяч грузовиков, 4 тысяч автобусов, почти 7 тысяч мотоциклов и мотороллеров, около 2 тысяч катеров, моторных лодок, яхт и другой водной техники, а также 32 воздушных судов.

Как посчитать налог

Сумма транспортного налога рассчитывается по следующей формуле. Мощность двигателя умножается на ставку налога и количество месяцев, за которые оплачивается взнос. Например, владельцам авто 2010 года выпуска мощностью до 100 лошадиных сил нужно будет заплатить 500 рублей, если 80 лошадей, то соответственно 400 рублей, если машина мощнее, к примеру, 110 лошадок, налог составит 770 рублей.

Образец квитанции. Фото: УФНС по РК.

Получаем скидки

— В сравнении с прошлым годом почти наполовину увеличилось количество льготников по уплате транспортного налога, — рассказали в налоговой. — По состоянию на конец июля заявления на получение льготы подали 6,5 тысячи жителей республики.

Напомним, от оплаты налога полностью освобождаются Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы, полные кавалеры ордена Трудовой Славы, инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды, имеющие ограничения способности к трудовой деятельности II и III степеней, инвалиды детства — на одно транспортное средство с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до110,33 кВт) включительно и другие категории граждан.

Упрощенная система налогообложения (УСН)

Возможность и порядок применения упрощенной системы налогообложения для организаций, созданных по законодательству Украины, разъяснены Письмами ФНС о применении упрощенной системы налогообложения в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе (Письмо ФНС России от 25.04.2014 N ГД-4-3/8232@, Письмо ФНС России от 25.04.2014 N ГД-4-3/8231@).

Мы помним, что на территории Крыма и Севастополя российское налоговое законодательство применяется с 1 января 2015г. До этой даты налоговые правоотношения в Крыму регулируются его нормативно-правовыми актами.

СТОИМОСТЬ УСЛУГ БУХГАЛТЕРА ДЛЯ ИП

В переходный период в отношении юрлиц, местом нахождения которых является Крым и Севастополь, и ИП, проживающих на его территории, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, российское налоговое законодательство применяется со дня внесения сведений в реестры.

В силу НК РФ организации и ИП применяют УСН наряду с другими режимами налогообложения. Указанные лица добровольно переходят на УСН или возвращаются к иным налоговым режимам в установленном порядке.

Вновь созданное юрлицо и зарегистрированный ИП вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в инспекции. В этом случае они признаются плательщиками УСН с даты, указанной в свидетельстве о постановке на учет.

Объект налогообложения налогоплательщик выбирает самостоятельно, если это «доходы», то применяется ставка 6%, если «доходы минус расходы» — 15%.

Для налогоплательщиков с объектом «доходы минус расходы» субъекты Федерации вправе устанавливать дифференцированные ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий плательщиков. Они утверждаются законом региона.

В целях установления пониженных ставок для крымских плательщиков УСН ФНС России поручило УФНС России по Крыму довести до Госсовета Крыма информацию о возможности принятия соответствующего закона.

Патентная система налогообложения (ПСН)

Патентная система относится к специальным налоговым режимам, установленным НК РФ (пп. 5 п. 2 ст. 18 НК РФ). Возможность применения ПСН на территории города федерального значения Севастополя разъясняет ФНС России в своем письме от 07.05.2014 N ГД-4-3/8788@. Она применяется ИП наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах. Принципы применения ПСН теже, что и при применении УСН, то есть если ИП в переходный период, зарегистрировался в качестве российского предпринимателя, то вместе с этим статусом, он приобретает право применять ПСН.

Согласно пункту 7 статьи 346.43 НК законами субъектов РФ устанавливаются размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. В целях предоставления севастопольским предпринимателям возможности применения ПСН ФНС России поручает УФНС России по Севастополю довести до Законодательного Собрания Севастополя информацию о возможности принятия закона о введении ПСН в Севастополе.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Независимо от времени фактического нахождения в РФ в течение 12 месяцев, предшествующих 18 марта 2014 года, налоговыми резидентами Российской Федерации на указанную дату и до 1 января 2015 года признаются все физические лица, имевшие постоянное место жительства в Республике Крым и оставшиеся на постоянное жительство в РФ, а также военнослужащие Вооруженных Сил РФ и иных органов, в которых предусмотрена военная служба и которые до 18 марта 2014 года проходили военную службу в Республике Крым, вне зависимости от их гражданства (П. 17 Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 N 2010-6/14). Аналогичные нормы применяются и на территории города Севастополя (ст. 14 Закона города Севастополя от 18.04.2014 N 2-ЗС).

Применение контрольно-кассовой техники (ККТ)

Сразу скажем, что ФЗ от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» начнет действовать на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя с 1 января 2016 года (статья 7.1 Закона № 54-ФЗ). А до этой даты на территории Республики Крым и на территории города Севастополя порядок применения ККТ (регистраторов расчетных операций), а также отношений, возникающих в процессе осуществления контроля за применением ККТ (регистраторов расчетных операций), регулируются нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Данный порядок применяется с 18 марта 2014 года (ФЗ от 05.05.2014 г. N 111-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности»).

В заключение отметим, что при перечислении налогов (сборов), вновь зарегистрированными плательщиками Крыма и Севастополя, осуществляющими деятельность по российскому законодательству, необходимо использовать форму документа, утвержденную ЦБ РФ (Положение от 19.06.2012 г. N 383-П). Платежное поручение необходимо заполнять в соответствии с приказом Минфина России от 12.11.2013 г. N 107н. В реквизите 105 «ОКТМО» нужно указывать 8-разрядное значение кода ОКТМО (Информация ФНС от 06.05.2014 г. «Утвержден порядок заполнения платежных поручений вновь зарегистрированными налогоплательщиками Республики Крым и Севастополя»).

При регистрации юридического лица в Крыму предприниматели могут получить целый ряд налоговых льгот. Рассмотрим некоторые из них.

1.Свободная экономическая зона в Крыму.

Предприятие, осуществляющее деятельность на территории Крымского федерального округа, при условии капиталовложений не менее 3 млн. в течение трех лет может сократить до 60% всех налогов. Данные льготы распространяются как на предприятия на общей системе (ОСНО), так и на упрощенной (УСНО).
С 2017 года фирма может получить без торгов землю для реализации инвестиционных проектов.
Также действуют льготное таможенное оформление и нулевой НДС на импорт оборудования.

Подробную информацию о том, как стать участником СЭЗ в Крыму, можно узнать .

Льготы при открытии ООО на упрощенной системе налогообложения.

В данном случае в сравнении с ООО, открытым в других регионах России, где ставка налога УСНО составляет 6% на доходы и 15% на доходы, уменьшенные на величину расходов, в Крыму это 3% и 7% соответственно.
Как открыть предприятие на УСНО смотрите .

Льготы предпринимателям на патентной системе налогообложения.

Одним из видов упрощенной системы налогообложения является патентная система – индивидуальный предприниматель (ИП) платит фиксированный взнос за год или помесячно и осуществляет деятельность, при этом величина дохода не ограничена.
Ставка налога на патентной системе в Крыму составляет всего 1%.
Как зарегистрировать ИП и использовать патентную систему Вы можете узнать тут.

Перед наступлением каждого календарного года власти любого региона стараются пересмотреть список налоговых льгот, которые установлены по разным налогам: какие‑то из них отменить, какие‑то ввести, а по каким‑то изменить ставки.

А какие новшества ожидают налогоплательщиков Республики Крым и Севастополя с 01.01.2019? Об этом – в данной статье.

Единый сельскохозяйственный налог.

Законом Республики Крым от 01.11.2018 № 532‑ЗРК/2018 внесены изменения в Закон Республики Крым от 29.12.2014 № 60‑ЗРК/2014 «Об установлении ставки единого сельскохозяйственного налога на территории Республики Крым».

Согласно действовавшей по 2018 год включительно редакции п. 2 ст. 346.8 НК РФ законами Республики Крым и города Севастополя налоговая ставка в отношении налоговой базы, определяемой по деятельности на территориях этих регионов, может быть уменьшена для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в отношении периодов 2017 – 2021 годов до 4 %.

Указывалось, что эта налоговая ставка не может быть повышена в течение данного периода.

Напомним, что обычная ставка для плательщиков ЕСХН установлена в размере 6 %.

Федеральным законом от 07.03.2018 № 51‑ФЗ внесены изменения в ст. 346.8 НК РФ, которые применяются с 01.01.2019. Согласно им специальных ставок для плательщиков ЕСХН Республики Крым и Севастополя больше нет.

В соответствии с редакцией этой нормы, действующей
с 01.01.2019, законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 0 до 6 % для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в зависимости:

  • от видов производимой сельскохозяйственной продукции, а также работ и услуг, указанных в ст. 346.2 НК РФ;
  • от размера доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от выполнения работ и оказания услуг, указанных в ст. 346.2;
  • от места ведения предпринимательской деятельности;
  • от средней численности работников.

Этим новым правилом законодатели Республики Крым и Севастополя могут воспользоваться в общем порядке.

В Республике Крым пока ограничились тем, что сохранили ставку в размере 4 % на 2019 год, хотя, как видно, они вправе увеличить ее до 6 %.

В Севастополе никаких изменений по поводу общей ставки для плательщиков ЕСХН в ст. 2 Закона г. Севастополя от 03.02.2015 № 110‑ЗС не внесли. То есть она тоже осталась равной 4 %. Но в этом городе решились на установление пониженной ставки для некоторых видов деятельности на период 2019 – 2021 годов. В указанный закон с этой целью введена ст. 2.1 – по Закону г. Севастополя от 27.11.2018 № 459‑ЗС.

Величина пониженной ставки составляет 1 % и относится к сельскохозяйственным товаропроизводителям, которые производят:

  • клубнеплодные, овощные, бахчевые культуры и продукцию закрытого грунта;
  • кормовые культуры полевого возделывания, продукцию кормопроизводства прочую;
  • продукцию скотоводства;
  • продукцию свиноводства;
  • продукцию овцеводства и козоводства;
  • продукцию птицеводства;
  • продукцию коневодства, ослов и мулов (включая лошаков);
  • продукцию кролиководства;
  • продукцию рыбоводства, пчеловодства, шелководства, искусственного осеменения;
  • продукцию рыбную пищевую товарную.

Эти сельскохозяйственные товаропроизводители могут воспользоваться такой ставкой при условии, что доля их доходов от реализации данной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет за налоговый период не менее 70 %.

Налог на имущество организаций.

В Республике Крым, видимо, учли, что в 2019 году по сравнению с 2018 годом несколько сократятся поступления в местный бюджет по налогу на имущество организаций. Ведь на федеральном уровне отменен порядок, согласно которому этим налогом облагалось движимое имущество.

Вероятно, чтобы восполнить потерю, законодатели Республики Крым решили отказаться от некоторых льгот по этому налогу, для чего приняли Закон от 01.11.2018 № 533‑ЗРК/2018. Согласно ему общая ставка по налогу сохраняется равной 1 %. Напомним, что в соответствии с п. 5 ст. 380 НК РФ ставки по налогу на имущество, установленные законами Республики Крым и города Севастополя, не могут быть повышены в течение пяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, с которого применяется налоговая ставка.

Указанная ставка применяется в этих регионах с 01.01.2015, то есть 2019 год – последний, который попадает в указанный пятилетний срок.

Но с 01.01.2019 утратила силу ч. 2 ст. 4 Закона Республики Крым от 19.11.2014 № 7‑ЗРК/2014 «О налоге на имущество организаций». А согласно этой норме организациям, занимающимся производством сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственным производственным кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам налоговая ставка была установлена в размере 0,5 % при условии, что выручка от реализации произведенной ими продукции (работ, услуг) от основной деятельности составляла не менее 70 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Эти организации, как и другие крымские, будут платить налог по ставке 1 %.

В статье 6 Закона Республики Крым № 7‑ЗРК/2014 перечислены немногочисленные льготы по налогу на имущество, которые предоставляются местным плательщикам этого налога. С 01.01.2019 количество этих льгот сократилось. Так, больше не будут освобождаться от уплаты налога объекты размещения отходов (утратил силу абз. 7 п. 1 ч. 1 названной статьи). И станут платить налог ранее освобожденные от этого крымские организации, предприятия, единственными учредителями которых являются общественные организации инвалидов или уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов (утратил силу п. 4 ч. 1 ст. 6 Закона Республики Крым № 7‑ЗРК/2014).

Транспортный налог.

Похожее уменьшение льгот случилось в Республике Крым и в отношении транспортного налога – утратил силу п. 8 ч. 1 ст. 5 Закона Республики Крым от 19.11.2014 № 8‑ЗРК/2014 «О транспортном налоге».

Правда, это изменение не коснулось организаций, предприятий, единственными учредителями которых являются общественные организации инвалидов или уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. Они по‑прежнему освобождены от уплаты транспортного налога.

Но лишились такого освобождения сами некоммерческие общественные организации инвалидов (Закон Республики Крым от 01.11.2018 № 534‑ЗРК/2018).

Налог на прибыль.

В соответствии с п. 1.7 ст. 284 НК РФ законами Республики Крым и Севастополя могут быть установлены пониженные ставки по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет этих регионов, для участников свободной экономической зоны.

На этом основании в ст. 2 Закона Республики Крым от 29.12.2014 № 61‑ЗРК/2014 с даты его принятия было указано, что ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет Республики Крым, от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором о деятельности в СЭЗ, устанавливается с момента внесения участника в единый реестр участников СЭЗ в следующих размерах:

  • 2 % – в течение 3 лет;
  • 6 % – с 4‑го по 8‑й годы;
  • 13,5 % – с 9‑го года.

В законе не поясняется, с какого момента надо рассчитывать указанные года. Возможны разные трактовки, но от того, какая из них правильная, зависит, когда переходить с одной пониженной ставки на другую (чуть больше) и как заполнить декларацию в периоде перехода.

Принят Закон Республики Крым от 28.11.2018 № 542‑ЗРК/2018, которым внесены существенные поправки в указанную статью. Прежде всего, теперь названные ставки могут применять только те участники СЭЗ, которые получили такой статус до 01.01.2019:

  • 2 % – в течение первых трех последовательных налоговых периодов;
  • 6 % – с 4‑го по 8‑й налоговые периоды; 
  • 13,5 % – с 9‑го налогового периода.

К сведению:

Согласно п. 1 ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.

Фактически и новые формулировки не дают полной ясности, когда заканчивать применять одну пониженную ставку и начать применять другую. Но, по нашему мнению, приняв данное изменение, законодатели имели в виду следующее.

Первый налоговый период для участника СЭЗ в любом случае заканчивается 31 декабря того года, когда он получил статус участника СЭЗ. То есть этот налоговый период оказывается неполным, не включающим весь календарный год.

А вот следующие периоды исчисляются каждый с 1 января
по 31 декабря. Иначе говоря, ставку в размере 2 % получится применять, скорее всего, менее трех календарных лет.

ПРИМЕР.

Налогоплательщик получил статус участника СЭЗ с 01.07.2018.

К прибыли от деятельности в рамках СЭЗ налогоплательщик применит ставку в размере 2 % в 2018 – 2020 годах. К прибыли, полученной налогоплательщиком как участником СЭЗ в 2021 году, он должен применить ставку 6 %.

Законодатели Крыма также учли важные изменения, которые внесены в п. 1.7 ст. 284 НК РФ и применяются с 01.01.2019. Они указали, что эти ставки применяются в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом от 29.11.2014 № 377‑ФЗ.

Кроме того, налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации каждого инвестиционного проекта в СЭЗ, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности.

Что касается налогоплательщиков, которые получат статус участника СЭЗ в 2019 году и позднее, они тоже могут воспользоваться пониженной ставкой налога на прибыль с момента получения этого статуса и в течение всего периода действия договора об условиях деятельности в СЭЗ. И также в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом № 377‑ФЗ.

Но ставка эта в течение всего названного периода равна 6 %. И применяется она не ко всем видам деятельности, даже если они осуществляются в соответствии с указанным инвестиционным проектом, а только к тем, которые перечислены в приложении к Закону Республики Крым № 542‑ЗРК/2014 (хотя, надо признать, этот список достаточно обширен):

Код ОКВЭД

Вид деятельности

Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях (кроме 01.7)

Рыболовство и рыбоводство

Производство пищевых продуктов

Производство одежды

Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

Производство компьютеров, электронных и оптических изделий

Производство электрического оборудования

Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки

Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

Производство прочих транспортных средств и оборудования

Производство мебели

Ремонт и монтаж машин и оборудования

Образование

Деятельность в области здравоохранения

Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания

К остальным видам деятельности, которые данные налогоплательщики осуществляют в СЭЗ, они должны применять ставку 13,5 % (напомним, что речь идет о налоге на прибыль, зачисляемом в региональный бюджет).

Разумеется, раздельный учет доходов и расходов и в этом случае обязателен.

Обратите внимание:

На эти же ставки с 01.01.2022 должны перейти и налогоплательщики, которые были зарегистрированы в качестве субъектов СЭЗ до 01.01.2019. То есть им придется в 2022 году облагать по ставке 6 % доход по видам деятельности, указанным в приведенной таблице, и по ставке 13,5 % – доход по другим видам деятельности, осуществляемым ими в СЭЗ.

А вот в Севастополе законодатели на 2019 год не внесли никаких правок в части налога на прибыль. Поэтому для севастопольских участников СЭЗ по‑прежнему (в том числе в перспективе) применяются такие ставки по этому налогу:

  • 2 % – в течение 3 лет;
  • 6 % – с 4‑го по 8‑й годы;
  • 13,5 % – с 9‑го года.

Но, разумеется, им тоже следует учесть, что с 01.01.2019 внесены изменения в условия применения этих ставок, указанные в п. 1.7 ст. 284 НК РФ.

Бухгалтер Крыма, №1, 2019 год