Налоги в сфере культуры

Нулевая ставка по налогу на прибыль для учреждений культуры

Ларцева Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Воспользоваться нулевой ставкой по налогу на прибыль можно будет с 1 января 2020 года. Сделать это смогут только региональные и местные учреждения культуры. Рассмотрим особенности применения льготной ставки.

Возможность применения нулевой ставки учреждениями культуры вводится Федеральным законом от 26.07.2019 № 210-ФЗ. В силу его положений ст. 284 «Налоговые ставки» НК РФ с 1 января 2020 года будет дополнена новым п. 1.13: музеи, театры, библиотеки, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, при исчислении налога на прибыль будут вправе применять ставку 0 %.

Нулевая ставка применяется ко всей налоговой базе для исчисления налога на прибыль, за исключением налоговой базы по доходам в виде дивидендов и по операциям с отдельными видами долговых обязательств.

Особенности ее применения региональными (местными) музеями, театрами и библиотеками устанавливаются новой ст. 284.8 НК РФ. Рассмотрим их.

1. Вид культурной деятельности должен быть включен в установленный перечень.

Право воспользоваться льготной ставкой имеют региональные (местные) музеи, театры, библиотеки, деятельность которых включена в перечень видов культурной деятельности, установленный Правительством РФ (п. 1 ст. 284.8 НК РФ).

2. Доходы от культурной деятельности должны составлять основную часть всех доходов учреждения.

Нулевая ставка применяется к налоговой базе в случае, если доходы от культурной деятельности учреждения составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ (п. 2 ст. 284.8 НК РФ).

3. Право на льготу необходимо будет подтвердить.

В силу п. 3 ст. 284.8 НК РФ для применения налоговой ставки 0 % учреждения культуры в сроки, предусмотренные гл. 25 НК РФ для представления декларации за налоговый период (то есть до 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом), должны будут представить в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о доле доходов от культурной деятельности.

Форма представления сведений утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС).

Таким образом, с учетом особенностей применения льготной ставки к 2020 году Правительству РФ следует утвердить перечень видов культурной деятельности, на которые будет распространяться нулевая ставка, а ФНС – разработать форму представления сведений о доле доходов. Право на применение льготы учреждения культуры должны будут подтверждать ежегодно.

Нулевая ставка для учреждений культуры устанавливается в целях реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 20.02.2019. Введение льготной ставки позволит учреждениям ежегодно экономить значительную часть денежных средств и направлять их на собственное развитие, а также на повышение зарплат сотрудникам. Кроме того, такая мера станет стимулом для частных инвестиций в культурные объекты на местах.

Раздел 6. Налоги в сфере культуры

Тема 6.1. Реформирование налогообложения в социально-культурной сфере

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и социальную в других, исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, некоммерческих организаций независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы юридического лица. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, некоммерческих организаций всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль учреждений культуры.

Современная налоговая система характеризуется необычайной сложностью форм и методов обложения и исключительным многообразием применяемых налогов (в отдельных странах существует около ста и более различных видов налогов). Для всех развитых и большинства развивающихся стран основные ее принципы и характеристики едины, хотя в их понимании и применении в налоговой политике имеются существенные различия.

В развитых странах некоммерческие организации культуры играют значительную роль в экономике. При их налогообложении действует особый механизм, учитывающий неприбыльный характер и социальную значимость некоммерческих организаций. В России налоговая реформа последних лет улучшила положение, как физических лиц, так и некоторых организаций, однако в отношении некоммерческого сектора она свою задачу не выполнила.

Современная налоговая система проработана не достаточно четко по отношению к автономным некоммерческим организациям культуры. Сегодня в любом из вариантов финансирования некоммерческих организаций культуры и при любых источниках формирования их имущества возникают проблемы, связанные с налогообложением. Эти проблемы касаются не только некоммерческих организаций культуры, но также их партнеров, граждан, либо организаций, оказывающих им поддержку. Такая ситуация приводит к существенным потерям не только для некоммерческого сектора, но и для экономики страны в целом, тяжело сказывается на состоянии социально-культурной сферы.

Принятый в России новый пакет законов о налогах, воплотивший в себе весь мировой опыт, отвечает в основном требованиям переходного к рыночным отношениям периода, имеет определенную социальную направленность. Бесспорно, он не лишен серьезных недостатков и просчетов, подвергается серьезной и нередко обоснованной критике со стороны налогоплательщиков и специалистов.

Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» утратившим силу с 1 января 2005 года, было предусмотрено введение трехуровневой системы налогообложения. С 1 января 2005 года со вступлением нового налогового кодекса эта система налогообложения отражена в главах 13-15 НК РФ.

Это позволяет обеспечить возможность самостоятельного формирования бюджетов всем уровням управления при распределении некоторых налогов между ними. Налоговое регулирование осуществляется Министерством финансов, а его инструментом выступают федеральные налоги или некоторые из них.

Нестабильность налогов в Российской Федерации, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот, несомненно, играет отрицательную роль для организаций сферы культуры, также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным, затрудняет взаимодействие со спонсорами, финансовые, материальные и информационные средства которых являются одной из важнейших составляющих экономической деятельности организаций культуры.

Налоги — это обязательные платежи в пользу государства с юридических и физических лиц.

Принципы налогообложения:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, то есть уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

1. Налогообложение доходов должно носить однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо.

2. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

7. Схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

Общественное назначение налогов проявляются в их функциях. По нашему мнению, можно выделить 4 основные функции: экономическая, стимулирующая, перераспределительная, фискальная.

Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (предоставление налоговых льгот), ограничительную (повышение налоговых ставок) и контролирующую роль.

Другая функция налогов — стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, кончено, очень существенная.

Следующая функция налогов — распределительная (перераспределительная). Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение национальных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и других.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер.

Основная задача фискальной функции налогов заключается в изъятии части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие организации культуры — библиотеки, архивы и другие), либо их доходы недостаточны для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения).

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя руководитель некоммерческой организации культуры: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, оценить возможную прибыль возникающей при оказании платных культурных услуг.

Следует выделить налоги двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль предприятий; на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения — к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Прямые налоги в свою очередь делятся на личные и реальные. Личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли). Так, учреждения культуры и искусства уплачивают налог с суммы прибыли от коммерческой деятельности, подсчитанной на основе полученной выручки и произведенных расходов. Эти налоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика. Реальными налогами облагается не действительный, а предполагаемый средний доход налогоплательщика, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (недвижимой собственности, денежного капитала и т.п.). Реальными налогами облагается, прежде всего, имущество, отсюда и их название (real (англ.) — имущество). Во многих случаях невозможно определить доход, который получен от имущества либо вида деятельности, или проконтролировать правильность объявленного плательщиком дохода. Другой причиной взимания реальных налогов является стремление уравнять лиц, использующих имущество производительно и непроизводительно.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).

Учреждения культуры и искусства, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с полученной от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами. В соответствии со статьей 50 пункт 2 ГК РФ предпринимательской считается деятельность, осуществляемая на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Учреждения культуры и искусства могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

В составе доходов и расходов некоммерческих организаций не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание учреждений культуры и искусства, поступившие от других организаций и физических лиц, членские и вступительные взносы, и расходы, производимые за счет этих средств. Ведение учета доходов и расходов указанных средств, а также сумм доходов и расходов от предпринимательской деятельности производится раздельно.

Таким образом, целевые поступления на содержание учреждений культуры и искусства не облагаются налогом на прибыль и в рамках уставной непредпринимательской деятельности учреждений культуры и искусства, объекта для исчисления налога на прибыль не возникает.

Статьей 26 Закона «О некоммерческих организациях» определены следующие источники формирования имущества некоммерческой организации:

» регулярные и поступления от учредителей (участников, членов);

» добровольные имущественные взносы и пожертвования;

» выручка от реализации товаров, работ, услуг;

» дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

» доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

» другие, не запрещенные законом поступления. В том же Законе сказано, что «законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов».

Законом «Об общественных объединениях» и Законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» этот перечень существенно расширен и дополнен.

В случае осуществления коммерческой (предпринимательской) деятельности учреждениями культуры и искусства, они уплачивают налог на прибыль с полученной от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами. В соответствии с Гражданским Кодексом РФ ст. 48 «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Предпринимательскую деятельность в учреждениях можно разбить на следующие 3 направления:

1. Получение внереализационных доходов, в том числе:

— размещения средств на депозитных счетах в банках,

— приобретения векселей, депозитных сертификатов и т.д.

— сдача имущества в аренду.

2. Осуществление предпринимательской деятельности в виде реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг.

3. Осуществление предпринимательской деятельности в виде регистрации дочерних и зависимых организаций (хозяйственных обществ и товариществ) и получения доходов от них.

Рассмотрим каждое из направлений получения дохода в учреждениях культуры и искусства с точки зрения налогообложения прибыли.

1) внереализационные доходы.

Прибыль, полученная в учреждениях культуры и искусства от внереализационных операций, облагается налогом на прибыль в общеустановленном порядке.

Доходы, полученные от внереализационных операций, уменьшаются на сумму расходов, связанных с получением этого дохода.

2) прибыль от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Как уже отмечалось, прибыль от реализации представляет собой разницу между выручкой от реализации (без налога на добавленную стоимость) и себестоимостью реализованной продукции (товаров, работ, услуг). Состав расходов, включаемых в себестоимость, предельно ограничен положением «о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли».

Все источники формирования имущества учреждений культуры и искусства можно разделить на 2 группы:

1. Целевые поступления в денежной и натуральной форме.

2. Доходы от предпринимательской деятельности.

К целевым поступлениям относятся:

— взносы учредителей учреждений культуры и искусства;

— членские взносы (для организаций, основанных на членстве);

— благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;

— труд добровольцев;

— поступления из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов.

К доходам от предпринимательской деятельности относятся:

— доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг;

— доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;

— доходы от деятельности хозяйственных обществ, организованных учреждениями культуры и искусства;

— другие, не запрещенные законом поступления.

В соответствии с налоговым законодательством учреждения культуры и искусства обязаны вести раздельный учет целевых поступлений и доходов от предпринимательской деятельности.

Поступления, относимые к целевым, никакими налогами не облагаются. Но это не означает, что учреждения культуры и искусства освобождены от всех видов налогов:

Во-первых, учреждения культуры могут иметь оплачиваемых сотрудников. В этом случае возникает объект налогообложения — фонд оплаты труда, а учреждение культуры и искусства становится плательщиком транспортного налога, некоторых местных налогов, а также взносов в государственные внебюджетные социальные фонды. Кроме того, учреждения культуры и искусства выступит в качестве сборщика подоходного налога с физических лиц.

Во-вторых, учреждения культуры могут иметь в собственности имущество, которое также является объектом налогообложения. В зависимости от правового статуса и вида деятельности учреждения культуры и искусства могут иметь или не иметь льгот по этому налогу.

В-третьих, учреждения культуры могут приобретать для уставных целей автотранспортные средства. В этом случае учреждения культуры и искусства будут являться плательщиками налога на приобретение автотранспортных средств и налога с владельцев транспортных средств.

Наконец, в различных обстоятельствах учреждения культуры могут являться плательщиками государственной пошлины, таможенной пошлины, земельного налога, сбора за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний и других налогов и сборов.

Согласно статье 10 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», льготы по всем налогам применяются только в соответствии с действующим законодательством; запрещается предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Последнее не имеет отношения к некоммерческим организациям, так как статья 31 Федерального закона «О некоммерческих организациях» однозначно запрещает предоставлять налоговые льготы в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим организациям материальную поддержку. Названный закон содержит конкретную характеристику принципов, на основе которых следует предоставлять льготы некоммерческим организациям. В соответствии с этими принципами во внимание должны приниматься цели, ради достижения которых созданы организации и их организационно-правовые формы. Например, специфическими налоговыми льготами могут поощряться организации, преследующие благотворительные, образовательные, культурные или иные общественно значимые цели. Вместе с тем несколько разная политика льгот может проводиться, например, по отношению к фондам, с одной стороны, и некоммерческим партнерствам, с другой.

Получение прибыли некоммерческой организацией — лишь средство, условие, предпосылка достижения ее основных целей, которые в свою очередь не включают получение прибыли. Закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях» достаточно надежно гарантирует целевое, некоммерческое по своей природе использование тех сумм, на которые доходы организации могут превысить ее текущие расходы. Прибыль некоммерческих организаций по своей функциональной роли принципиально отличается от прибыли предприятий, которая составляет основную цель деятельности последних. Имея в виду принципиальную важность стимулирования развития некоммерческих организаций в целом, следует предоставлять льготы по налогу на прибыль всем организациям этого сектора. Условием получения льготы должно быть неукоснительное выполнение всех требований, предъявляемых к некоммерческим организациям в соответствии с законодательством.

Рассмотрим налогообложение автономных некоммерческих организаций культуры. Несмотря на то, что АНОК является некоммерческой организацией, она также может выступать в качестве субъекта хозяйственной деятельности. Статус некоммерческой организации можно эффективно использовать при осуществлении налогового планирования.

АНО признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в различных областях.

Уставные цели АНОК можно сформулировать таким образом, что коммерческая деятельность становится основным направлением ее деятельности. Форма АНОК подходит для осуществления функций управляющей компании, в данном случае Комитета по культуре администрации Тюменской области, поэтому целесообразно создавать насколько организаций, одной из которых может являться АНОК. В экономических схемах АНОК используется для управления финансовыми потоками бизнеса. Так, на базе АНОК может содержаться штат высокооплачиваемых сотрудников, которые оказывают услуги управленческого характера, проектные исследования и так далее, что и реализуется сейчас в Тюменской области. Учредитель осуществляет финансирование АНОК за счет прямых вложений, что устраняет необходимость заключения внутрифирменных контрактов на оплату услуг специалистов и позволяет избежать при этом уплаты НДС.

Инвесторы, вкладывающие капитал в АНОК, также осуществляют прямые вложения, а прибыль получают в виде заработной платы. Однако форма АНОК имеет свои «подводные камни»: если инвесторы вложили финансовые средства в АНОК, они не смогут претендовать на возврат своей доли при выходе.

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

Органы управления. Форма автономной некоммерческой организации позволяет создать любую удобную организационно-управленческую структуру, единственным требованием законодательства является возможность надзора за деятельностью АНОК со стороны ее учредителей. Для АНОК необходимо четко разработать Устав, подробно описав все цели и задачи деятельности, возможности их изменения, разработать наиболее удобную и эффективную структуру управления (законодательство предоставляет самые широкие возможности для этого).

Несмотря на то, что АНОК является некоммерческой организацией и создается для осуществления определенной деятельности, она также может осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения своих уставных целей.

Так как АНОК является некоммерческой организацией, доходы, полученные от уставной деятельности и доходы от коммерческой деятельности АНОК будут облагаться налогом по-разному. Доходы от уставной деятельности используются на цели организации и не являются ее прибылью, поэтому с такой деятельности не взимается налог на прибыль. Иная, в том числе коммерческая деятельность АНОК, подлежит налогообложению наряду с другими коммерческими организациями.

Из специальных налоговых режимов, предусмотренных главой 26 НК РФ, в практике некоммерческой деятельности организации чаще всего применяют упрощенную систему налогообложения.

Рассмотрим упрощенную систему налогообложения (далее УСН) и ее использование некоммерческими организациями в 2004 году. Федеральным законом от 7 июля 2003 года № 117-ФЗ внесены изменения и дополнения в глава 26.2. Это значит, что с 2004 года УСН применяется с учетом произошедших изменений.

Первоначально УСН предназначалась для коммерческих организаций малого бизнеса, но с 1 января 2003 года это ограничение было снято. Поэтому некоммерческие организации культуры имеют право применять эту систему, если сочтут налогообложение при ее использовании менее обременительным. Причем, даже тем некоммерческим организациям, которые не ведут деятельность, приносящую доход, переход на УСН может быть выгоден.

Организации, применяющие УСН, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения. Например, уплачивается при наличии объектов налогообложения транспортный налог, государственная пошлина, земельный налог.

При желании налогоплательщики, применяющие УСН, могут производить уплату страховых взносов на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2002 года № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан»

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных настоящим Кодексом.

Тема19. Налогообложение в социально – культурной сфере.

⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 34

Как говорилось выше бюджет страны пополняется так же и за счет налогов (НДС; налог на имущество; налог на прибыль; и ряд других). Государство в свою очередь дает ряд послаблений учреждениям культуры. Так согласно статье № 350 главы №27 НК (налогового кодекса) освобождаются от налогообложения (налога с продаж) услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых организациями культуры и искусства при проведении ими театрально-зрелищных, культурно-просветительных мероприятий. Эта статья распространяется и на музеи, поскольку с Общероссийским классификатором услуг населению (ОК 002 – 93) утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.93 №163 к услугам учреждений культуры «относятся услуги выставочного характера и художественного оформления, услуги музеев, услуги парков (садов) культуры и отдыха.

Действующим налоговым законодательством предусмотрен ряд преимуществ для учреждений культуры и искусства при осуществлении ими уставной деятельности и по налогам на добавленную стоимость (НДС).

Услуги в сфере культуры и искусства оказываемые ими:

1. Предоставление на прокат;

2. Звукозапись мероприятий;

3. Доставка печатной продукции из фондов библиотек;

4. Предоставление в аренду сценических и концертных площадок;

5. Распространение билетов.

Причем индивидуальные предприниматели от НДС не освобождаются.

С 1 января 2002г. отменены льготы по налогу на прибыль для всех некоммерческих организаций культуры. Объектом налогообложения по налогу на прибыль являются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Ставка налога на прибыль организаций на сегодняшний день составляет 24%. Из них 6,5% зачисляется в федеральный бюджет, 17,5% — в бюджеты субъектов РФ.

Также с 1 января 2007 года введен налог с основных средств (налог на имущество) и для учреждений культуры.

Так как к основным средствам относятся и фонды библиотек (книги) поэтому библиотекам приходиться платить этот налог. Хотя музеи избежали этого.

Принцип экономической обоснованности и оправданности расходов является основополагающим при определении возможности отнесения затрат к расходам, учитываемых в целях налогообложения.

При определении налоговой базы не учитываются целевые поступления из бюджета бюджетополучателям, а также целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц.

Вне зависимости от условий заключенных коллективных или трудовых договоров не уменьшают налоговую базу расходы в виде сумм материальной помощи работникам, на премии, на оплату отпусков, на надбавки к пенсиям, на оплату путевок и экскурсий, посещение культурно-зрелищных мероприятий и т. д.

При определении налоговой базы не учитываются расходы на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества, а также расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и технического перевооружения объектов основных средств.

Тема 20. Предпринимательская деятельность в сфере культуры.

Одним из актуальных вопросов в сфере культуры, в силу ряда обстоятельств и законодательных актов, встал вопрос о предпринимательской деятельности. В связи с законом № 131-ФЗ и отменой ряда льгот для учреждений культуры в налоговой политике государства, многим работникам культуры придется вплотную заняться предпринимательской деятельностью в сфере культуры.

Предпринимательство – свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей, общества в товарах (работах, услугах), для получения прибыли (дохода), необходимой для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами – кредиторами.

Предпринимательство – это принципиально новый тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты, и, как правило, это рисковое дело, но тот кто не рискует, не может в конце концов добиться успеха. Предприниматель, прежде чем решиться на создание собственного дела, должен произвести тщательные расчеты и обладать определенной интуицией, хорошо знать предполагаемый рынок сбыта и конкурентов.

Основная функция предпринимательства в России должна состоять в том, чтобы производить, «доводить» до конкретных потребителей товары, услуги, работы и получать за это материальное и моральное вознаграждение.

Предпринимательство как явление отражает всю совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, личностных и др.) связанных с созданием предпринимателями своего дела, с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и получением желаемого результата в виде прибыли (дохода). Оно сказывается на всей системе отношений ( финансовых, экономических, социальных), которые объективно возникают у предпринимателей при взаимоотношении друг с другом, с потребителями, поставщиками всех факторов производства (сырья, материалов, оборудования, топлива, энергии и т.п.), с банками и другими субъектами рынка, с наемными работниками (сотрудниками) и наконец с государством в лице соответствующих органов исполнительной власти, власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Оно отражает товарный характер отношений предпринимателей с другими хозяйствующими субъектами на основе действия экономических законов рыночной экономики ( спроса, и предложения, конкуренции, стоимости и др.)

В социально — культурной сфере предпринимательская деятельность в основном развита в шоу-бизнесе и в игровом бизнесе. Хотя в последнее время появились предприимчивые люди которые предлагают свои услуги по обслуживанию предприятий (корпоративные вечеринки), населения (свадьбы, юбилеи и др.)

Предприниматели имеют свои гражданские права и обязанности.

Права:

— заниматься любым видом деятельности, разрешенным законами;

— создавать собственное дело в любой организационно-правовой форме;

— иметь в собственности (хозяйственном ведении) любое имущество необходимое для осуществления предпринимательской деятельности;

— самостоятельно планировать свою деятельность, разрабатывать бизнес-план и другие формы и виды планирования;

— самостоятельно выбирать потребителей продукции

— самостоятельно устанавливать формы и системы оплаты труда наемных работников различные дополнительные формы материального поощрения, но эти права должны быть установлены в учредительных документах и не противоречить трудовому законодательству;

— самостоятельно привлекать к трудовой деятельности работников заключая с ними договоры гражданско-правового характера в соответствии ТК РФ

— открывать счета в любых банках;

— пользоваться финансово-кредитной, имущественно-материальной поддержкой и другими формами государственной поддержки.

— Получать государственный заказ на изготовление продукции выполнение работ и оказание услуг; на пенсионное, медицинское и социальное страхование; и др.

Предприниматели как налогоплательщики имеют ряд прав в соответствии со ст. 21 части первой Налогового кодекса.

Обязанности предпринимателей:

— в установленные сроки встать на учет (переучет) в налоговом органе;

— самостоятельно исполнять обязанности по уплате налогов и сборов и других платежей;

— своевременно представлять в налоговый орган декларацию о доходах, другие документы и сведения;

— вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности;

— не наносить своей деятельностью вреда окружающей среде, жизни и здоровью населения и потребителям;

— создавать необходимые санитарно-гигиенические и безопасные условия труда для наемных работников;

— в установленном порядке заключать коллективные договоры (соглашения);

— в установленном порядке вести учет доходов и расходов, затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг);

— совершать сделки, заключать и исполнять предпринимательские договоры;

— не допускать ненадлежащей рекламы;

— в установленные сроки и в полном объеме представлять в государственные органы статистическую отчетность о результатах хозяйственно-финансовой деятельности.

Практически любой предприниматель, задумав создание собственного дела, осуществляет следующие этапы этого непростого решения:

· возникновение и обоснование идеи о занятии определенным видом предпринимательской деятельности;

· постановка ближайших и перспективных целей для осуществления своей предпринимательской идеи;

· формирование конкретного решения об открытии своего дела в определенной организационно-правовой форме;

· подбор квалифицированных и надежных соучредителей нового дела;

· определение финансовых источников, необходимых для ведения предпринимательской деятельности на первом этапе функционирования организации;

· разработка необходимых (в зависимости от организационно-правовой формы) учредительных документов;

· проведения комплекса организационно-правовых мероприятий по созданию собственного дела: проведение первого собрания учредителей, выбор фирменного наименования, подбор квалифицированных сотрудников, изготовление печати,.. штампов, выбор товарного знака и др.;

· разработка обоснованного бизнес-плана;

· государственная регистрация фирмы в установленном порядке;

· постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения фирмы (месту жительства индивидуального предпринимателя);

· открытие в установленном порядке в любом банке расчетных (текущих) и других счетов;

· заключение договоров (контрактов) на поставку сырья, материалов, комплектующих изделий и других факторов производства, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности;

· получение в соответствии с законодательством разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности. В частности, игорный бизнес;

· проведение глубоких маркетинговых исследований рынка, выбор способов продвижения товаров на рынок, определение путей сбыта продукции потребителям, определение методов формирования цен на продукцию или услуг;

· заключение договоров поставки, купли-продажи товаров (услуг) потребителям;

· проведение необходимой рекламной кампании товаров (услуг);

· организация учета доходов и расходов в соответствии с нормативными документами Мин. финансов РФ и др.