Налогообложение субъектов малого предпринимательства

Критерии малого бизнеса на 2020 год изменены. Путин подписал закон, который устанавливает новые лимиты для малого предприятия. Наша таблица по всем критериям учитывает изменения. Критерии малого бизнеса — 2020Скачать Критерии малого предприятия относятся к коммерческим фирмам. Термин «субъекты малого предпринимательства» распространяется и на предпринимателей. Для НКО информация по критериям малого бизнеса в 2020 году приведена в конце статьи. Новые критерии малого предпринимательства в 2020 году: изменения, последние новости Два изменения в критериях. Первое. Раньше нужно было считать объем выручки от продажи товаров (работ, услуг). А теперь — доход от предпринимательской деятельности. Причем этот доход считается по правилам НК РФ. И его определят налоговики на основе декларации по УСН, ЕНВД, налогу на прибыль. Это значит, что статус малого предпринимательства больше не нужно подтверждать какими-либо документами. Он присваивается автоматически. Второе. Владимир Путин подписал Федеральный закон от 03.08.2018 № 313-ФЗ, которым установил новые критерии малого бизнеса в России. Закон вступил в силу с момента опубликования. Федеральным законом снимаются ограничения максимальной доли в размере 49% в отношении предельной доли участия иностранных юридических лиц в уставном (складочном) капитале малых и средних предприятий. Ограничения снимаются для случаев, когда иностранное юрлицо само относятся к малым или средним компаниям. Также к субъектам мало бизнеса могут относиться хозяйственные товарищества. Основные критерии малого бизнеса — таблица на 2020 год Обратите внимание, что ИП также должны соответствовать этим критериям. Для кого Предельные значения выручки Средняя численность работников Для микропредприятий 120 млн руб. 15 человек Для малых предприятий 800 млн руб. 16–100 человек Для средних предприятий 2000 млн руб. 101–250 человек Подтверждение субъекта малого предпринимательства в 2020 году Действующее законодательство не предусматривает какой-либо отдельный учет либо регистрацию субъектов малого бизнеса. Какими-либо документами статус «малыша» также не подтверждается. Достаточно того, что фирма или коммерсант подпадает под установленные критерии. Выручку подтвердят налоговые регистры. При УСН это Книга учета. Она утверждена приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н. Также понадобится расчет средней численности работников фирмы. Заметим, что на УСН эти показатели нужно отслеживать постоянно, чтобы не «слететь» со спецрежима. А не только для того, чтобы проверить, относитесь ли вы к малому бизнесу. Состав учредителей поможет определить решение об учреждении ООО или выписка из Единого госреестра юрлиц (ст. 11 Федерального закона от 08.02.98 № 14ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Соответствующая информация у вас может присутствовать и на счетах бухучета. Согласно Инструкции к Плану счетов бухучета аналитический учет по счету 80 «Уставный капитал» организуется таким образом, чтобы, в частности, обеспечивать формирование информации по учредителям организации и стадиям формирования капитала. Однако проще всего подвердить, малай бизнес вы или нет, с помощью реестра малого бизнеса. Сделать это можно за одну минуту прямо через интернет с помощью статьи «Реестр малого и среднего бизнеса». Также вы можете сделать это через сервис «Российский налоговый курьер Контрагенты». Мы изучили информацию по 2 494 544 компаний и опубликовала ее в сервисе с удобным поиском. Теперь вы можете увидеть себя и поставщика в том свете, в котором на вас смотрят налоговики. Проверка контрагентов на надежность Обезопасьте себя от мошенничества и неприятностей с налоговой. Автоматическая проверка по налоговым, арбитражным и другим базам. Какие НКО относятся к малому бизнесу К субъектам малого бизнеса относятся коммерческие фирмы (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), потребительские кооперативы, а также предприниматели, удовлетворяющие установленным критериям (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209ФЗ). Некоммерческие организации не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением потребительских кооперативов. В статье 123.2. ГК РФ «Основные положения о потребительском кооперативе» говорится, что потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив». Поэтому, например, гаражные строительные кооперативы при соблюдении остальных критериев относится к малому бизнесу (эти критерии приведены в статье). Соответственно НКО, которые не отвечают этому требованию, не являются малым бизнесом. Например, ТСЖ к малому бизнесу не относятся.Источник: https://www.26-2.ru/art/352239-kriterii-malogo-biznesa?utm_referrer=https://zen.yandex.com%D0%9D%D0%B0

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Н.С. Соколов, магистр

Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10722

Аннотация. В работе рассматриваются вопросы налогообложения малого бизнеса, анализ его состояния и проблемы, которые необходимо решать законодательной и исполнительной власти России, как на федеральном так и на региональном уровне. Результатом нашего исследования являются некоторые предложения по совершенствованию налоговой политики

Ключевые слова: малый бизнес, налоги, экономика.

В наше время состояние малого предпринимательства — весомый показатель развития, происходящего в стране. Страна по настоящее время переживает экономический и финансовый кризис, что негативно сказывается на малом бизнесе. В последнее время инновационный процесс стал втягиваться в развитие малого предпринимательства, так как малый бизнес способствует формированию среднего класса, который составляет значительную долю в мировой хозяйствующей системы экономически активного населения.

В России в настоящее время доля малого бизнеса составляет 22%, в США доля достигает 50%, в Китае этот показатель составил 60%. Следовательно, в этих государствах развитие и поддержка малого бизнеса имеет приоритет. В Российской Федерации многие жители опасаются открывать или начинать свое дело, так как не могут быть уверены в завтрашнем дне. По экономической свободе наша страна соседствует с Таджикистаном и Гаити, занимая на 2017 год 153 место.

По сравнению с прошлыми годами в 2017 большинство организаций могут относить себя к малым предприятиям и пользоваться привилегиями (льготами), которые были сформированы новыми постановлениями в налогообложении. Но не смотря на данные попытки поддержки малого предпринимательства с помощью возможным методов: налоговых каникул, субсидий, снижение налоговой нагрузки и других способов в первом полугодии 2017 году было закрыто 650 тысяч наименований организаций малого предпринимательства.

По статистике налогообложения в Российской Федерации малое предпринимательство относится в основном к микробизнесу, это 95,5% общего их числа.

Предлагаю рассмотреть критерии отнесения хозяйствующих субъектов к различным категориям малого и среднего бизнеса в России, который представлен в таблице 1.

Категория Занятость на предприятии Оборот предприятия «Критерий независимости происхождения»

Микро предприятие до 15 человек до 120 млн рублей Доля участия в уставном (складочном) капитале не должна превышать 25% для хозяйствующих субъектов, не являющихся малыми и средними предприятиями, иностранных юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, а также общественных и религиозных организаций

Малое предприятие от 16 до 100 человек до 600 млн рублей

Среднее предприятие от 101 до 250 человек до 2 млрд рублей

Таблица 1. Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к различным категориям малого и среднего бизнеса

Большей государственной поддержкой пользуется именно малый бизнес, а не средний. Поправки, внесенные в закон № 209-ФЗ, позволили с 2017 года изменили, следующее:

— лимит годовой выручки от реализации товаров и услуг для малых предприятий увеличился с 400 до 800 млн рублей, а для микропредприятий — с 60 до 120 млн рублей;

— возросла разрешенная доля участия других коммерческих организаций (не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства) в уставном капитале малого предприятия — с 25% до 49%;

— среднее число работников осталось прежним — не более 15 человек для микробизнеса и не более 100 человек для малого предприятия;

— увеличен период, в течение которого бизнесмен относится к этой категории, даже если он превысил лимит по выручке или численности работников — с двух до трех лет. Так, если лимит был превышен в 2016 году, то компания утратит право считаться малой только в 2019 году.

Как и любой вид предпринимательской деятельности, малый бизнес облагается налогами. Для субъектов малого бизнеса предусмотрены следующие формы налогообложения (табл. 2).

Таблица 2. Формы налогообложения для субъектов малого бизнеса

Показатель ЕСХН УСН ЕНВД ПСН

Глава НК РФ, регулирующая применение 26.1 26.2 26.3 26.5

Кто применяет Oрганизации и ИП ИП

Для какой деятельности возможно применение Сельское хозяйство и рыболовство Все, за исключением приведенной в п. 3 ст. 346.12 НК РФ Только для указанной в п. 3 ст. 346.29 НК РФ Только для указанной в п. 2 ст. 346.43 НК РФ

Необходимость специального разрешения Патент

Размер выручки, млн руб. До 150 с корректировкой на коэффициент-дефлятор для соответствующего года (применение коэффициента приостановлено на период 2017-2019 годов) До 60 (а для расчета стоимости патента — до 1 с корректировкой на коэффициент-дефлятор для соответствующего года)

Численность работников, чел. До 300 — для рыболовецких хозяйств До 1OO До 15

Остаточная стоимость ОС, млн руб. — До 1OO — —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Участие других юр-лиц в УК организаций, % До 25

В каждой перечисленной системе налогообложения есть свои достоинства и недостатки.

Налог ОСНО (общая система налогообложения) — единственная система налогообложения по которой платится налог НДС, именно это чаще всего становится причиной почему его выбирают.

ОСНО называют ТИТАНОМ всех видов налогообложения. Все остальные системы

налогообложения являются налоговыми специальными режимами, которые направлены на снижение налоговой нагрузки для малых предприятий. Любой вновь зарегистрированный бизнес изначально находится именно на налоге ОСНО и лишь потом переходит на более удобный для себя спец-режим.

По ОСНО платят: налог на имущество, налог НДС (0%-20%), налог на прибыль

(13% для ИП и 20% для организаций), отчетность ежеквартальная, нужно вести бухгалтерский баланс.

Налог УСН чаще всего используется организациями с формой собственности ООО. Все небольшие сферы производства, транспорта, а также почти 80% оптовой торговли + 30% розничной торговли имеют УСН. Упрощенная система налогообложения бывает двух видов: УСН Доходы (налог 6% от всего оборота), УСН Доходы минус расходы (15% от чистой прибыли). Отчетность по налогу УСН сдается в виде налоговой декларации 1 раз в год, для предпринимателей до 30 апреля, а для организаций до 31 марта. Налог выплачивается авансовыми платежами ежеквартально Налог УСН можно применять к большинству видов деятельности. С 2015 года на УСН введен налог на имущество.

Налог ЕНВД. В большинстве случаев налогом ЕНВД пользуются ИП, второй формой собственности к которой чаще всего применяют налог ЕНВД является ООО.

Данное налогообложение имеет ряд преимуществ перед остальными:

— фиксированный платеж, размер которого не такой уж и большой;

— минимальная налоговая отчетность;

— для торговли не нужен кассовый аппарат;

— налог ЕНВД особенно выгоден для сферы услуг и очень часто его можно просто обнулить с помощью уменьшения на взносы, которые ИП платит за себя;

— расчет налога происходит по формуле и ежегодно корректируется с помощью специальных коэффициентов.

Налогообложение обладает и целым рядом ограничений по показателям, так, например, в случае если Ваша торговая площадь превышает 150 кв.м., то применять данный налог нельзя.

Налог ЕНВД применяется не ко всем видам деятельности, а есть специальный список видов деятельности, которые попадают под данное налогообложение. С 2015 года на ЕНВД введен налог на имущество.

Налог ПСН применяется только индивидуальными предпринимателями. Перечень видов деятельности, к которым мож-

но применять ПСН ограничен и определяется на местном муниципальном уровне. Налог — своеобразный патент, который приобретает ИП для определенного вида деятельности. Применять патент можно только в регионе, в котором он приобретен. Патент приобретается на срок от 1 до 12 месяцев.

Налог ЕСХН — один из самых низких и идеальных налоговых режимов, но применять его имеют право только предприниматели, фермеры и организации деятельность которых связана с сельским хозяйством. Налог ЕСХН на порядок лучше налога УСН.

Это сразу становится видно по формуле налога: ЕСХН = Налоговая база*6% (где налоговая база — это доходы минус расходы, а 6% — размер налоговой ставки, подлежащей к уплате).

Налоговый период у ЕСХН так же, как и у УСН — год, а отчетным периодом является полугодие. Оплата налога ЕСХН производится двумя платежами, первый в виде авансового платежа до 25 июля. Второй платеж производится в зависимости от формы собственности Вашего бизнеса: до 31 марта для предприятий и до 30 апреля для предпринимателя.

Перейти на систему налогообложения «ЕСХН» можно только двумя способами:

— для только что открытых организаций, можно встать на ЕСХН в течение 30 дней с момента регистрации;

— для остальных перейти на ЕСХН можно только с начала нового календарного года.

Для того чтобы перейти на единый сельскохозяйственный налог организации или предпринимателю нужно заполнить и сдать в налоговую уведомление о переходе на ЕСХН. Данное уведомление имеет форму №26-1.1.

Предприятия малого бизнеса могут находится на общей системе налогообложения, но государством для льготирования налогоплательщиков разработаны специальные налоговые режимы, которые и являются особенностью налогообложения малого бизнеса.

Специальным налоговым режимом считается особый порядок исчисления и упла-

ты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке установленными законодательством о налогах и сборах (Ст.18 НК РФ).

К специальным налоговым режимам, которые могут быть применены предприятиями малого бизнеса, относятся:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— упрощенная система налогообложения;

— система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;

— Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Согласно гл. 26.3. НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ и вводится в действие законами субъектов РФ.

Таким образом, предприятия малого бизнеса, осуществляющие предпринимательскую деятельность в вышеперечисленных видах деятельности, могут использовать льготную систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Обобщая все вышесказанное, следует отметить, что в настоящее время особенно необходима разработка действенного механизма управления малых бизнесом в России, учитывающая опыт зарубежных стран и развитой системой регулирования малого предпринимательства. По различным оценкам экономистов в России должны действовать не менее 9-12 миллионов малых предприятий.

Наибольший вклад в доходную часть бюджета страны вносят малые предприятия и ИП, применяющие УСНО в среднем 3,4%, доля же налоговых доходов от ЕСХН составляет менее 1%. В связи с этим основными недостатками существующей системы налогообложения субъектов малого бизнеса являются следующие.

Во-первых, система налогообложения РФ сложна и запутанна. Фактически не соблюдается норма п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ, предусматривающая формулировку актов законодательства о налогах и сборах таким образом, чтобы «каждый

точно знал, какие налоги и сборы и в каком порядке он должен платить». Сегодня уплата налогов требует от предпринимателя профессиональных знаний по учету и налогообложению либо найма высокооплачиваемых специалистов по бухучету и налогам.

Во-вторых, чрезмерное высокое налоговое бремя. Очевиден приоритет фискальных интересов государства над всеми остальными. Сегодня в стране ставки налогов устанавливаются без достаточного экономического анализа их воздействия на производство, на стимулирование инвестиций и т.д.

В-третьих, нестабильность законодательства. Недостаточная четкость и ясность нормативных документов, и слишком частые изменения налогового законодательства затрудняют работу самих налоговых служб, делают бесправным налогоплательщика. Все изменения в налоговом законодательстве должны осуществляться одновременно с внесением соответствующих уточнений в бюджеты исключительно путем внесения изменений в законодательные и нормативные акты по налогам.

Наибольшее количество малых предприятий на протяжении последних десяти лет открывается и активно действует в оптово-розничной торговле (35- 49%) вследствие простоты методов сокрытия выручки и увеличения прибыльности фирм. Именно поэтому существует острая необходимость реформирования процесса и комплекса элементов налогообложения малого предпринимательства, которое состоит в следующем:

— реформирование налогового законодательства, увеличение его прозрачности, снижение налогового бремени и налоговых ставок;

— упрощение порядка уплаты налогов;

— ужесточение налогового контроля;

— применение новых способов уплаты налогов, в том числе модернизация автоматизированных аппаратов, электронных личных кабинетов в сети интернет;

— проведение бесплатных информационных семинаров для начинающих предпринимателей в области налогообложения.

Таким образом, даже на основании при- лый бизнес, будучи более мобильным, веденного общего перечня нововведений улучшает и ускоряет динамику развития можно констатировать, что льготы для ма- государства.

лого и среднего бизнеса в 2018 году име- Так же хотелось добавить, что без ре-

ют усеченный характер. Некоторые налоги формирования всех составляющих налого-на малый бизнес на 2018 год даже увели- обложения малого предпринимательства чены, тогда как правительством вовсе не невозможно представить эффективно раз-был осуществлен пересмотр базы, ставок и вивающуюся сферу бизнеса в стране, по-объектов по уже существующим налого- тому что простота, прозрачность и удобст-вым сборам. Введение специальных нало- во уплаты налогов является основным говых режимов является стимулирующим элементом не только в выполнении госу-фактором для изменения количества субъ- дарством в полном объеме своей фискаль-ектов рынка занятых малым бизнесом в ной функции, но и в повышении мотива-сторону увеличения их количества. Тем ции к развитию у малого бизнеса, без ко-самым, увеличивается количество населе- торого невозможно повышение конкурен-ния страны привлеченного к системе тоспособности страны в целом. предпринимательства. Таким образом, ма-

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12. 1993 г.) // Российская газета. — 25.12.1993 г. — № 237.

3. Васильева А.С. Особенности развития малого предпринимательства в Архангельской области в современных условиях. — М.: ИНФРА, 2016. — 356 с.

4. ВинницкийД.В. Российское налоговое право. — СПб.: Прима, 2016. — 322 с.

5. Исмаилова Е. Условия перехода на УСН. — М.: Изд-во Юрайт, 2013. — 257 с.

6. Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики. — М.: ИНФРА, 2016. — 412 с.

7. Медведев А. Использование специальный налоговых режимов в налоговых схемах. -М.: Дашкович и К, 2013. — 312 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FEATURES OF TAXATION OF SMALL SUBJECTS ENTREPRENEURSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION AT THE MODERN STAGE

N.S. Sokolov, master

Bauman Moscow state technical university (Russia, Moscow)

РРО

Одним из важных вопросов этого года для ФОПов является вопрос: нужно будет покупать РРО или нет? Для начала хочу определить, что такое это загадочное для многих РРО.

РРО (регистратор расчетных операций) — это программно-технический комплекс или устройство, которое запоминает в своей фискальной памяти все расчетные операции с покупателем: что было продано, на какую сумму, когда, выдает чек покупателю и сообщает эти сводные данные на сервер фискальной службы.

Подпишитесь на канал DELO.UA

РРО стал уже привычным устройством на кассах супермаркетов и в большом ритейле.

На непонимающий для многих вопрос: «Зачем РРО ФОПам и зачем государство хочет контролировать ФОПы»? — можно дать простой ответ: «Мы двигаемся в Европу, а там все с кассовыми аппаратами, даже маленькие кофейни».

Однако, такой ответ выглядит для нашего предпринимателя не очень убедительным. Более серьезная причина такого нововведения таится в следующем: крупный бизнес оптимизируется через сеть ФОПов, а это плохо. Это искажает экономические условия и правила игры.

Пример первый. Есть, скажем, сеть магазинов часов. Это торговая сеть. Тем не менее, при покупке часов в отдельном магазине сети покупателю выдается не фискальный чек, а товарный от имени какого-то ФОПа. Таким образом через сеть ФОПов крупный бизнес оптимизируется и платит приятные для себя 5% с каждого маленького ФОПчика вместо не очень приятного налога на прибыль плательщика НДС за всю сеть. Так крупному бизнесу «жить» спокойнее и проще.

Пример второй. Ресторан. При оплате заказа посетителям часто приносят расчет двумя чеками — один чек от ФОПа на кухню, второй — фискальный чек — на алкоголь. Таким образом, вся кухня идет через ФОПа второй группы, где ставка в месяц на едином налоге до 20%. Офшор лучше не бывает. С алкоголем так не получается, потому что это акцизный товар. Без кассового аппарата продать ну никак — это совсем уж нарваться на большие неприятности.

Есть примеры, когда отель с именем, но каждый этаж отеля — это отдельный ФОП. Сегодня государство нам говорит: малый бизнес должен оставаться малым бизнесом, а крупный бизнес — крупным бизнесом.

Именно для того, чтобы крупный бизнес не мог оптимизироваться через ФОПы, 20 сентября прошлого года были приняты Закон № 128-IX и Закон № 129-IX, которые вносят изменения в Налоговый кодекс в части ФОПов и Закон № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг».

Согласно этим изменениям, предприниматели на едином налоге с 1 октября 2020 года должны будут применять регистраторы учетных операций независимо от того, какой у них доход по таким видам деятельности:

➡️ реализация товаров (предоставления услуг) через сеть интернет;

➡️ реализация технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;

➡️ реализация лекарственных средств, изделий медицинского назначения и предоставления платных услуг в сфере здравоохранения;

➡️ реализация ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней;

➡️ розничная торговля бывшими в употреблении товарами в магазинах (группа 47.79 КВЭД);

➡️ рестораны, кафе, рестораны быстрого обслуживания, кроме продажи воды, молока, кваса, масла и живой рыбы из автоцистерн, цистерн, бочек и бидонов; блюд и безалкогольных напитков в столовых и буфетах общеобразовательных учебных заведений и профессионально-технических учебных заведений во время учебного процесса;

➡️ турагенства и туроператоры;

➡️ гостиницы и подобные места временного размещения (группа 55.10 КВЭД);

➡️ реализация текстиля (кроме реализации за наличные средства на рынках), деталей и принадлежностей для автотранспортных средств в соответствии с перечнем, утверждаемым Кабинетом Министров Украины.

С 1 января 2021 года РРО будут применять все плательщики единого налога 2-4 группы независимо от оборота.

Тем, кто предоставляет услуги по безналу полностью — со счета на счет — РРО не нужен. Согласно логике законодателя, там нечего учитывать — все проходит по банку.

Вопрос неподъемной стоимости РРО для предпринимателей, которые реально ведут малый бизнес, сможет в перспективе решить запущенный пока что в тестовом режиме сервер «пРРОсто» на сайте Кабмина. Приложение «пРРОсто» можно загрузить на смартфон или планшет с операционными системами Android и iOS и оно превратит гаджет предпринимателя на РРО. Там можно будет программировать номенклатуру предоставляемых товаров или услуг. Чеки — в виде QR-кодов. Ожидаемо, с 19 апреля этим приложением можно будет уже пользоваться на законных основаниях.

Наемные работники

Для предпринимателей, которые не справляются сами с ведением своего бизнеса и в своих планах масштабирования решили взять на работу наемных работников, также важно знать нюансы такого трудоустройства:

1) нужно заключить трудовой договор с физлицом — готовый шаблонный договор утвержден приказом №260 Министерства труда и социальной политики;

2) нужно уведомить государственную налоговую службу о приеме работника.

Отмечу, штраф за первого неоформленного сотрудника — 10 минимальных зарплат (47 тысяч грн). В случае, если предприниматель попался во второй раз на том, что не оформил сотрудника — штраф в три раза больше.

Если, чего доброго, не впустить инспектора по труду, который пришел проверять: оформлены ли сотрудники — штраф 16 минимальных зарплат.

Штрафы очень болезненные. Так что законодательство здесь лучше не нарушать. Перед моими глазами прошла масса судебных дел, где налоговики в суде показывали судьям анонимки: обиженный на работодателя работник пришел в налоговую и написал «кляузу» о неоформленных работниках. Хорошо, если у предпринимателя есть адвокат, который докажет, что анонимка — не основание для штрафа. Тем не менее — риски есть.

3) нужно завести трудовую книжку на каждого своего сотрудника и заполнить ее надлежащим образом;

4) вести элементарную кадровую документацию: приказ о приеме на работу, учет рабочего времени, ведомости начисления зарплаты;

5) удерживать и уплачивать зарплатные налоги — налог на доходы физлиц 18% (удерживается из начисленной зарплаты), военный сбор 1,5% (удерживается из начисленной зарплаты) и 22% сверху на его зарплату ЕСВ.

Сегодня государство борется за то, чтобы труд, зарплаты и налоги были оформлены надлежащим образом.

Лимиты по доходам

16 января парламент проголосовал за законопроект №1210, который вносит огромное количество изменений, но главное, что нужно знать ФОПам, можно отнести к позитивам — для плательщиков единого налога поднимутся лимиты по доходам.

І-я группа — сюда, в основном входят те, кто торгует на рынках — сумма разрешенных доходов увеличивается с 300 тысяч до 1 млн грн;

ІІ-я группа — это уже те, кто может и услуги оказывать, и ресторанное хозяйство вести, а не только на рынке торговать — сумма разрешенных доходов увеличивается с 1,5 млн до 5 млн грн;

ІІІ-я группа — можно делать уже фактически все, кроме того, чтобы торговать бензином или ювелиркой — сумма разрешенных доходов увеличивается с 5 млн до 7 млн грн.

Из негативов — для «единщиков» ІІІ-й группы, которые являются плательщиками НДС — на ІІІ-й группе есть две ставки: 5% без НДС (большинство работает на ней) и 3% с НДС — отменят квартальный период, и они будут должны ежемесячно отчитываться по НДС и платить НДС. Это больно. НДС — это, вообще, очень болезненный налог с точки зрения администрирования.

Пока законопроект №1210 находится на подписании президента Украины.

Колонка записана на основе выступления Юрия Цыганка на GET Business Festival 28 февраля 2020 года.

Опросы предпринимателей свидетельствуют о первостепенной значимости для малого предпринимательства проблемы налогообложения.
Согласно обследованию 568 малых предприятий, проведенному ИКЦ «Бизнес-Тезаурус» в 2001 году в 6 регионах России (Москва, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Курск, Новосибирск, Екатеринбург) по заказу Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, наиболее важным для развития своего собственного бизнеса предприниматели считали предоставление налоговых льгот (на это указало 72,7% опрошенных). При ответе на прямой вопрос, какими должны быть приоритетные направления государственной поддержки на федеральном уровне, 78,2% опрошенных представителей малых предприятий ответили «Льготное налогообложение» — эта позиция заняла первое место среди желаемых мер государственной поддержки. Значимым был и такой вид государственной поддержки, как упрощение и стабильность системы налогообложения (49,8% опрошенных).
При опросе 999 предприятий в пяти регионах РФ (Москва, Владимир, Нижний Новгород, Великий Новгород, Томск), проведенном ИКЦ «Бизнес-Тезаурус» в 2001 году по заказу фонда «Евразия», среди основных трех проблем, отмеченных малыми предприятиями в отношении их собственного бизнеса на этапе возникновения, первой также была названа проблема «высоких налогов» (49,1% опрошенных).
В настоящее время в России действуют три системы налогообложения, применяемые в отношении субъектов малого предпринимательства: общепринятая и два особых режима — 1) упрощенная система налогообложения, учета и отчетности; 2) система налогообложения вмененного дохода. Применение общепринятой и упрощенной системы налогообложения ограничивается действием «единого налога» на вмененный доход, переход на который является обязательным для значительного перечня видов деятельности в случае принятия на территории региона соответствующего закона. На сегодняшний день региональные законы приняты в подавляющем большинстве субъектов РФ.
Большинство субъектов малого предпринимательства облагаются налогами по общепринятой системе, то есть уплачивают все виды действующих налогов (с некоторыми льготами, различающимися от региона к региону). По последним оценкам, численность малых предприятий, работающих по этой системе, составляла порядка 500 тыс., численность индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица — около 2,5 млн. человек.
Отсутствие адекватных официальных статистических данных о налоговых поступлениях от разных категорий налогоплательщиков — малых, средних и крупных, не позволяет оценить эффективность общепринятой системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства. Аргумент же в пользу применения единого налога на вмененный доход, базирующийся на видимом увеличении поступлений данного налога не может считаться состоятельным. Известно, что рост этого параметра обусловлен преимущественно двумя факторами — введением единого налога на вмененный доход во все большем количестве регионов и соответствующим расширением количества плательщиков этого налога; постоянным увеличением рассчитываемых налоговой администрацией показателей базовой доходности. При отсутствии данных о налоговых поступлениях от субъектов малого предпринимательства, облагающихся по общепринятой системе, нет и возможности достоверно сравнить эффективность различных систем налогообложения.
Несмотря на то, что правом на добровольный переход на упрощенную систему налогообложения до 1998 года, то есть до принятия Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» и введения данного налога на территориях субъектов РФ, обладала довольно многочисленная группа субъектов малого предпринимательства (мелкий бизнес с занятостью менее 15 человек и оборотом до 100 тыс. ММРОТ, за исключением некоторых специальных категорий предприятий), предприниматели не спешили ее использовать. В результате, по последним данным, по упрощенной системе работает только 50 тыс. малых предприятий (или около 6% от числа всех зарегистрированных МП), и 110 тыс. индивидуальных предпринимателей (или всего 3% их общего числа).
При всех положительных чертах система упрощенного налогообложения, учета и отчетности обладает и существенными ограничениями по применению. Основными причинами слабого распространения системы являются:
Во-первых, для субъектов малого предпринимательства, переходящих на «упрощенку», отменен налог на добавленную стоимость, что значительно осложняет их деятельность с поставщиками и потребителями, применяющими общепринятую систему налогообложения (не был разработан механизм зачета НДС при работе с контрагентами).
Во-вторых, переход на упрощенную систему, по которой приходится уплачивать 10% с выручки (а именно ее в качестве объекта налогообложения выбрало подавляющее большинство регионов), не всегда предоставляет видимые экономические преимущества для малого предпринимательства. Так, выбор объектом налогообложения валовой выручки не учитывает различия в структуре затрат субъектов хозяйствования даже в рамках одной сферы деятельности, что нарушает принцип справедливости налогообложения.
В-третьих, значимым минусом для предприятия, в том случае, если объектом налогообложения устанавливался совокупный доход, является отсутствие возможности отнесения на затраты капитальных вложений (включая износ основного капитала) и нематериальных активов. Это существенно ограничивает инвестиционные возможности предприятия (это верно и для случая, когда объектом налогообложения является валовая выручка).
В-четвертых, при переходе на упрощенную систему в тех регионах, где льготы по данному налогу не предоставлялись, исключалась возможность использования субъектам малого предпринимательства льгот общепринятой системы (например, пониженных ставок по налогу на прибыль в региональной части, налогу на имущество и другим налогам; механизмов ускоренной амортизации и др.).
Наконец, введение в действие единого налога на вмененный доход ликвидировало возможность применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для широкого круга субъектов малого предпринимательства. На сегодняшний день единый налог на вмененный доход действует в более чем 80 субъектах РФ.
Применяемый в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ единый налог на вмененный доход является обязательным: самостоятельный переход налогоплательщика, осуществляющего определенный вид деятельности, на другую систему не допускается.
Наряду с этим размер единого налога является неоспоримым. Налогоплательщик, не согласный с размерами вменяемого дохода и единого налога, не имеет возможности отказаться от его уплаты, доказав, что фактические размеры его дохода и налогов, подсчитанные по общепринятой системе, меньше, чем рассчитанные по вмененному методу. Одновременно с этим единый налог на вмененный доход является и исключительным — налоговые обязательства применяются только на основе вменения, даже если обычные правила расчета налоговых обязательств могут привести к более высокому результату.
Система налогообложения вмененного дохода в ее нынешнем виде служит преимущественно фискальным целям и упрощению налогового администрирования со стороны налоговых органов, а не целям снижения налоговой нагрузки, упрощения налогового и бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
Переход на уплату единого налога не освобождает налогоплательщиков от обязанностей по представлению в налоговые и иные государственные органы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. Реальным упрощением можно назвать только замену расчета нескольких налогов одним. Вместе с тем цель упрощения налогообложения, учета и отчетности не достигается в тех случаях, когда налогоплательщик осуществляет несколько видов деятельности, одни из которых облагаются единым налогом на вмененный доход, другие — по общепринятой системе.
Применение в обязательном порядке единого налога на вмененный доход для плательщиков, значительно различающихся по своим размерам (размерам своей деятельности) легко приводит к нарушению принципов справедливости налогообложения. Вменяемый доход, рассчитанный по простым формулам на основе каких-либо выбранных натуральных показателей, может сильно отличаться от дохода, реально получаемого хозяйствующими субъектами различных размеров. Так, относительно большие предприятия, реализующие экономию от масштабов производства, в такой ситуации имеют низкие эффективные ставки обложения, а действительно малые предприятия испытывают непомерный налоговый гнет.
Единый «вмененный» налог, как и единый «упрощенный», в случае, если объектом обложения налогом установлена валовая выручка, не учитывает структуры затрат различных субъектов хозяйствования и различий в реальной доходности бизнеса в рамках одного вида деятельности. Здесь также можно говорить о нарушении принципа справедливости налогообложения, равно как и о его дестимулирующей роли в отношении инвестиционной активности. Применение «вмененки» ведет к дискриминации как начинающих предпринимателей, так и уже сформировавшегося, приносящего доходы бизнеса.
Стимулирующая роль налога часто обосновывается тем, что он представляет собой фиксированные (по крайней мере в течении года) платежи, не зависящие от объема произведенной продукции. Однако, поскольку основная часть натуральных показателей (единица площади, численность работающих, единица производственной мощности и другие), используемых регионами для расчета вмененного дохода, относится к факторам производства, стимулирующая роль вмененного налога возможна только в краткосрочной перспективе и при условии, что такой налог не является чрезмерно высоким (по крайней мере не выше того размера налога, который уплачивался по общепринятой системе). В долгосрочной перспективе, напротив, налог на факторы производства, особенно завышенный, дестимулирует развитие бизнеса, ведет к свертыванию инвестиционной активности субъектов предпринимательства.
Только отдельные регионы (например, Новгородская область) предоставляют субъектам предпринимательства, переведенным на систему вменения, льготы инвестиционного характера.
Наконец, о «новшествах», введенных с 1 января 2002 года. Речь идет об исключении из единого налога на вмененный доход единого социального налога при одновременном уменьшении ставки единого налога до 15%. Эти изменения привели к очередной волне ухода субъектов предпринимательства в тень вследствие увеличения налогового бремени на предприятия, в отношении которых применяется система вменения. Региональные власти увеличивают размеры базовой доходности, чтобы довести поступления от единого налога до уровня, характерного периоду до 1 января 2002 года.
Резюмируя, можно сделать вывод о том, что действующая система налогообложения малого бизнеса не создает благоприятных условий для его развития, а декларируемые цели снижения налогового бремени, упрощения отчетности и учета для субъектов малого предпринимательства не реализуются. Вместе с тем, введенные специальные системы создают предпосылки для использования их преимуществ хозяйствующими субъектами, по своей сути не являющихся малыми.
Совершенствование действующих систем налогообложения малого бизнеса
Основными направлениями государственной политики, направленной на стимулирование развития малого бизнеса, в части налогообложения субъектов малого предпринимательства должны стать: снижение налоговой нагрузки, упрощение порядка налогообложения, ведения учета и отчетности.
В ближайшей перспективе необходимо:
— С целью создания конкурентности различных систем, ввести добровольность перехода малых предприятий с одной налоговой системы на другую (что сразу выявит наиболее «обременительный режим»). Это решение уже перезрело;
— Не торопиться с принятием Государственной Думой РФ в полном объеме «Дополнений и изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (дополнения и изменения устанавливают особый режим налогообложения субъектов малого предпринимательства), по крайней мере, до осени 2002 года, чтобы иметь возможность спокойно их изучить и обсудить. Четыре-пять дополнительных месяцев ничего не решат. Вспомним, какие колоссальные проблемы испытывало в регионах малое предпринимательство в течение 2-3 лет после начала практического введения в практику «вмененного налога» (это «введение» реализовывалось методом проб и ошибок, пока, наконец, ни были найдены «точки компромисса», появился положительный опыт). Об этом свидетельствует недавний опыт Московской области по внедрению вмененного налога на рынках (забастовки, пикеты, демонстрации). Два раза введение областного закона в действие приостанавливалось, решение уточнялось.
В качестве иллюстрации. Весной этого года ИКЦ «Бизнес-Тезаурус» реализовал проект, связанный с изучением влияния различных систем налогообложения на хозяйственную деятельность малых предприятий, применяющих три различные системы налогообложения. На первом этапе предстояло на основе опроса 100 московских экспертов, являющихся специалистами в сфере налогообложения и/или малого предпринимательства, выявить регионы с наиболее удачным и наиболее неудачным опытом применения различных налоговых систем (режимов). Парадокс: основная часть экспертов из федеральных органов власти, научно-исследовательских институтов, общественных организаций предпринимателей и т.д. (среди которых, возможно, были и те, кто готовил данный законопроект) затруднились с ответом на данный вопрос, что свидетельствует об отсутствии знаний о реальной хозяйственной и налоговой практике малого бизнеса в регионах. На втором этапе в 10 регионах предусматривался опрос 1000 малых предприятий. Финальные результаты этого проекта еще не получены, но они могут стать «полевой» базой для обоснования введения той или иной нормы или отказа от нее.
Предварительно в целях совершенствования действующих систем налогообложения субъектов малого предпринимательства можно предложить следующее:
— Внести в Налоговый Кодекса Российской Федерации целый ряд изменений и дополнений, а именно:
— отменить для субъектов малого предпринимательства авансовые платежи по всем видам налогов;
— предусмотреть возможность применения особого порядка налогообложения субъектов малого предпринимательства налогом на добавленную стоимость;
— предоставить право субъектам малого предпринимательства использовать в целях налогообложения коэффициент ускоренной амортизации основных средств, но не выше 3.
— Дополнить часть вторую отдельной главой «Единый налог на вмененный доход для субъектов малого предпринимательства», в которой предусмотреть:
— добровольное право перехода на уплату единого налога и порядок такого перехода;
— замену обязанности субъектов малого предпринимательства по уплате большинства налогов (налога на добавленную стоимость, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог с продаж) обязанностью по уплате единого налога, в том числе включение в единый налог отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды (единого социального налога, включая его «пенсионную» часть);
— ограничить сферу применения единого налога только субъектами малого предпринимательства, ввести соответствующие критерии для субъекта, имеющего право перехода на данную систему налогообложения;
— предусмотреть возможность установления в качестве налоговой базы для исчисления единого налога величину вмененного дохода, рассчитываемую как произведение базовой доходности налогоплательщика и значений корректирующих коэффициентов. Причем, субъекты малого предпринимательства должны иметь право выбора наиболее приемлемой для них методики расчета базовой доходности;
— отменить необходимость применения контрольно-кассовых машин при переходе субъектов малого предпринимательства на уплату единого налога;
— предоставить субъектам малого предпринимательства, перешедшим на уплату единого налога, право применять упрощенный порядок учета и отчетности, аналогичный порядку, действующему в настоящее время для предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения.