Налоговая отчетность бюджетного учреждения

Onypix / .com

В 2018 году вступают в силу изменения законодательства, которые существенно повлияют на работу бухгалтера. Чтобы не было штрафов и разногласий с проверяющими, обратите внимание на главные нововведения и наши советы по переходу на новые нормы.

1. С 1 января 2018 года начинаем применять первые 5 федеральных стандартов.

В последние дни уходящего 2017 года завершите оформление годовой инвентаризации с использованием новых форм. В связи с переходом на стандарты по каждому объекту имущества надо решить, относится ли он к активам или нет, а затем отразить это в инвентаризационных документах. Даже если какие-то документы по годовой инвентаризации вы не успели оформить в декабре, не беда – их можно подписать до сдачи годового отчета в январе. Если вы уже провели инвентаризацию в целях составления отчетности за 2017 год, переделывать ничего не надо. Но для перехода на стандарты придется дополнительно провести анализ по всем объектам имущества на предмет их соответствия понятию «актив». Результаты этого анализа можно оформить с помощью новых форм.

Вторая важная задача первых недель 2018 года – формирование входящих остатков в межотчетный период на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833). Порядок их формирования и проводки даны Минфином России в Методических указаниях, доведенных письмами от 30 ноября 2017 г. № 02-07-07/79257 и от 13 декабря 2017 г. № 02-07-07/83463.

Подробности можно посмотреть в наших материалах:

  • Не забудьте уточнить состав объектов на аналитических счетах ОС на 1 января 2018 года;
  • Счет 101: какие объекты учреждение может отразить в 2018 году по кадастровой стоимости;
  • До 1 января разделите арендованные основные средства на объекты операционной и финансовой аренды;
  • Объединяем «малоценку» в один инвентарный объект по стандарту «Основные средства».

2. Поправки, которые надо учесть при составлении бюджетной и бухгалтерской отчетности за 2017 год.

Минфин России уже подготовил приказы о внесении изменений в Инструкции 191н и 33н, а также поправки в Инструкции 157н, 162н, 174н и 183н. Скорректированные нормы надо учесть при составлении отчетности за 2017 год. Напомним, в 2018 году ожидается существенное изменение КоАП РФ в части ответственности за представление недостоверной отчетности казенными, бюджетными и автономными учреждениями.

Рекомендации по составлению годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности с учетом представлены в следующих новостях:

  • Расширен перечень требований к составлению бюджетной и бухгалтерской отчетности учреждений;
  • Случаи, когда в бухотчетности учреждения допускаются показатели со знаком «минус»;
  • Отражение обязательств в отчетности учреждений за 2017 год;
  • Нововведения, которые нужно учитывать при подготовке пояснительной записки к отчетности учреждения.

3. Меняются требования к оформлению бухгалтерских документов.

В приказ Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н уже внесены изменения в части оформления годовой инвентаризации. Планируется дальнейшее уточнение Методических указаний в связи с внедрением федеральных стандартов. А еще в декабре вступили в силу новые требования по оформлению путевых листов.

Кроме того, с 1 июля 2018 г. в связи с введением Национального стандарта РФ ГОСТ Р 7.0.97-2016 запланировано внедрение новых требований к оформлению организационно-распорядительных документов: приказов, решений, протоколов, договоров, актов, писем, справок и др.

Не забывайте, срок перехода на новые онлайн-кассы для ряда налогоплательщиков перенесен на год. До 1 июля 2019 г. при применение новых кассовых аппаратов не обязательно при оказании услуг населению, а также для некоторых плательщиков ЕНВД и ПСН.

Памятка по проверке приложенных к Авансовым отчетам документов – в «Энциклопедии решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

4. Обновлен порядок применения бюджетной классификации.

В 2018 году надо будет применять Указания 65н с учетом поправок, утвержденных приказом Минфина России от 29 ноября 2017 г. № 210н. В части КВР корректировок совсем немного:

  • КВР 244 будет называться «Прочая закупка товаров, работ и услуг», а в его описание будут внесены технические правки;
  • изменится описание КВР 523, 634, 814;
  • появится новый вид расходов 815 «Субсидии юридическим лицам на осуществление капитальных вложений в объекты недвижимого имущества»;
  • будет прямо установлено, что казенные учреждения не учитывают затраты на приобретение и строительство недвижимости по КВР 406 и 407. В принципе, это правило действовало и до внесения правок (письмо Минфина России от 17 октября 2017 г. № 02-05-11/67578).

В январе 2018 года при составлении платежек по налогам и взносам обязательно проверяйте актуальность КБК согласно обновленной редакции Указаний 65н. Если скопируете старую заявку на кассовый расход с неверным КБК, налоговики могут начислить пени.

С 2019 года ожидаются масштабные изменения в части применения КОСГУ. Некоторые из этих новшеств Минфин России планирует внедрить уже в 2018 году. Речь идет прежде всего о тех кодах КОСГУ, которые необходимы для ведения учета в 2018 году согласно новым федеральным стандартам. Подробнее об этом – в материале Разработаны новые правила применения КОСГУ.

5. Финансовое планирование, расходование бюджетных средств и предоставление субсидий: уже принятые и ожидаемые изменения.

Согласно изменениям в ст. 69.2 Бюджетного кодекса, внесенными Федеральным законом от 18 июля 2017 г. № 178-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» государственное (муниципальное) задание для учреждений на 2018 год должно быть сформировано без использования ведомственных перечней услуг и работ). За невыполнение объемных или качественных показателей задания теперь предусмотрена административная ответственность, установленная ст. 15.15.5-1 КоАП.

Отметим, что теперь будут применяться три вида перечней: базовые, федеральные и региональные (постановление Правительства РФ от 30 августа 2017 г. № 1043, письмо Минфина России от 4 сентября 2017 г. № 09-07-01/56563).

Утверждено Положение о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, которое будет действовать постоянно, начиная с 2018 года. Ранее вопросы исполнения федерального бюджета регулировали постановления Правительства РФ, которые издавали каждый год. Если ваше учреждение создано субъектом РФ или муниципалитетом, обязательно изучите аналогичный правовой акт, принятый в вашем публично-правовом образовании. В него могут быть включены важные новшества!

С 27 ноября 2017 г. бюджетные и автономные учреждения могут перечислять зарплату и страховые взносы даже с заблокированных лицевых счетов. Это позволяют поправки, вносимые Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. № 347-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона «Об автономных учреждениях» и статью 30 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 347-ФЗ).

С 2019 Минфин России планирует существенно изменить порядок составления Плана ФХД. Главное новшество – существенная детализация всех основных показателей по доходам и расходам в дополнительных аналитических таблицах. Кроме того, рассматривается возможность детализации плановых показателей по годам.

В части ведения Бюджетных смет подготовлены поправки, в соответствии с которыми составление, утверждение и ведение бюджетной сметы в системе «Электронный бюджет» осуществляется только федеральными казенными учреждениями (письмо Минфина России от 20 октября 2017 г. № 09-02-09/68973).

6. Заключать и оплачивать контракты надо будет по обновленным правилам.

Для сотрудников казенных учреждений важно, что согласно действующей с 1 января 2018 г. редакции п. 3 ст. 72 Бюджетного кодекса можно без риска быть оштрафованным по ст. 15.15.10 КоАП РФ заключать контракты в период отзыва ЛБО, если сумма этих контрактов не превышает объем учтенных на лицевом счете соответствующих принимаемых бюджетных обязательств.

Для бюджетных и автономных учреждений уже с 27 ноября 2017 г. действуют ограничения по перечислению авансов, предусмотренные для получателей бюджетных средств публично-правовым образованием: РФ, регионом, муниципалитетом. Кроме того, согласно обновленным нормам ч. 15 ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и ч. 3.9 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» при расходовании средств субсидии на выполнение задания или средств ОМС казначейский орган сможет потребовать документы, подтверждающие возникновение обязательства, если такой порядок установлен в соответствующем публично-правовом образовании. Указанные изменения внесены Законом № 347-ФЗ.

Более подробно об изменениях Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, вступающих в силу с 1 января 2018 года, читайте в Обзоре основных изменений в Федеральном законе от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ и Обзоре основных изменений в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Сильвестрова Т., главный редактор журнала

Журнал «Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений» № 10/2018

На страницах нашего журнала неоднократно размещались статьи, посвященные ошибкам и нарушения бюджетная отчетность при составлении отчетных бухгалтерских форм. На сайте Федерального казначейства появилась информация, посвященная результатам принятия бухгалтерской (бюджетной) отчетности по итогам 2017 года, в которой особое место отведено анализу типовых нарушений и ошибок, выявленных работниками Федерального казначейства в ходе камеральной проверки отчетных форм. На наш взгляд, данная информация будет небезынтересна как ревизорам, так и бухгалтерам, поэтому мы посчитали необходимым обсудить ее с вами – нашими читателями.

Из представленной Федеральным казначейством информации следует, что нарушения субъектами отчетности допускались как при соблюдении требований порядка составления годовых отчетных форм, так и при отражении показателей бухгалтерского (бюджетного) учета, сформированных на отчетную дату в годовых отчетных формах. Среди нарушений выделены следующие.

Своевременность представления отчетности.

Пунктом 10 Инструкции № 191н установлено, что получатель бюджетных средств представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств в установленные им сроки. В установленные сроки представляется отчетность и администратором доходов, администратором источников финансирования дефицита бюджета, а также главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств, главным администратором, администратором, выполняющим отдельные полномочия главного администратора и другими участниками бюджетного процесса. Сроки представления годовой отчетности устанавливаются приказами Федерального казначейства. Как отмечается данным органом исполнительной власти, не все главные распорядители бюджетных средств (ГРБС) отчетность представили в установленные сроки. Отдельные ГРБС представили отчетность позже установленного срока.

Обеспечение порядка формирования отчетных форм посредством ПУиО ГИИС «Электронный бюджет».

Отчетные формы, составляемые администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее – главные администраторы (администраторы) средств федерального бюджета), получателями средств федерального бюджета формирование бюджетной отчетности, а также федеральными бюджетными и автономными учреждениями загружаются в интегрированную информационную систему управления общественными финансами «Электронный бюджет». Федеральное казначейство обращает особое внимание субъектов отчетности, осуществляющих такие действия:

  • на наличие действующей электронной подписи (при этом Федеральным казначейством отмечается заблаговременное информирование субъекта отчетности об истечении срока действия электронной подписи, тем не менее имелись случаи задержки предоставления отчетности, вызванные отсутствием электронной подписи);

  • на обеспечение соответствия загружаемых файлов утвержденным требованиям к форматам (системной ошибкой является отсутствие ряда строк у некоторых отчетных форм);

  • на соблюдение способа формирования (загрузки) форм бюджетной и бухгалтерской отчетности в ПУиО ГИИС «Электронный бюджет»;

  • на соблюдение контрольных соотношений показателей форм отчетности. При формировании и представления форм бюджетной и бухгалтерской отчетности средствами ГПУиО ГИИС «Электронный бюджет» выполняется процедура проведения междокументного контроля комплекта отчетности («МДК на комплект»). Результатом такой процедуры является формирование единого протокола междокументного контроля на комплект отчетности. Проведение указанного контроля не влияет на жизненный цикл форм отчетности (не инициирует смену статусов отчетных форм и обновление результатов основных процедур контроля, не исключает необходимости проведения процедур контроля каждой формы в отдельности). Протокол «МДК на комплект» является единым для всего комплекта, и его просмотр доступен в составе всех представляемых форм комплекта отчетности (Письмо Федерального казначейства от 06.06.2018 № 07-04-05/02-11569).

Здесь же отметим, что в Письме Федерального казначейства от 06.03.2018 № 07-04-05/02-3693 представлена информация о способе и порядке формирования форм в ПУиО ГИИС «Электронный бюджет». В нем отмечается, что в соответствии с п. 8 Инструкции № 191н, п. 10 Инструкции № 33н при формировании и (или) представлении отчетности средствами ПУиО ГИИС «Электронный бюджет», все формы отчетности, содержащиеся в справочнике «Комплекты отчетности» на соответствующий отчетный период, не имеющие числовых значений показателей и не содержащие пояснения, формируются и представляются с указанием статуса «показатели отсутствуют». В текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160), пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760) следует указать перечень представленных форм в произвольном виде (например, в составе отчетности представлена справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), иные формы не представляются ввиду отсутствия показателей). В случае отсутствия у главных администраторов (администраторов) средств федерального бюджета (далее – ГРБС) подведомственных бюджетных, автономных учреждений представление комплекта отчетности по Инструкции № 33н со статусом «показатели отсутствуют» не требуется.

По результатам проведенных работниками Федерального казначейства контрольных мероприятий не по всем ГРБС отчетность была принята. В отношении ряда ГРБС были направлены письма о непринятии отчетности в связи с необходимостью уточнения отдельных ее показателей.

Нарушения заполнения отдельных отчетных форм.

Федеральным казначейством названы следующие нарушения бюджетная отчетность, допускаемые субъектом отчетности при заполнении отчетных форм.

Отсутствие сверки взаимосвязанных показателей перед составлением справки (ф. 0503125). Как отмечает Федеральное казначейство, фактически сверка показателей в отношении некоторых субъектов отчетности была завершена после истечения срока составления и представления годовых отчетных форм.

Несоблюдение требования по проведению инвентаризации перед составлением годовой отчетности. Непроведение инвентаризации и отражение ее результатов перед составлением годовых отчетных форм – ошибка многих субъектов отчетности. Это нарушение часто отмечается в актах проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Требование о проведении инвентаризации перед составлением годовых отчетных форм предусмотрено ст. 11 Закона о бухгалтерском учете, п. 9 Инструкции № 33н, п. 7 Инструкции № 191н, п. 82 ФСБУ «Концептуальные основы».

Системные недостатки в части учета объектов недвижимого имущества. Как отмечает Федеральное казначейство, субъект отчетности нередко отражает объекты недвижимости на счете 0 101 00 000, в отношении которых регистрация обязательна, без документов, подтверждающих такую регистрацию. Напомним: положениями п. 36 Инструкции № 157н установлено, что принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.

Одновременно встречается и противоположное нарушение: когда объект, отвечающий всем признакам основного средства и при наличии на него документов, подтверждающих его регистрацию, не отражается субъектом учета на счете 0 101 00 000, а продолжает отражаться на счете 0 106 00 000.

Здесь же в отношении учета объектов основных средств отметим, что в соответствии с п. 23 Инструкции № 157н объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости, которой признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание), с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ). При этом балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений, предусмотренных согласно п. 27 и 28 Инструкции № 157н. Руководствуясь положениями ФСБУ «Основные средства» и Методическими указаниями по применению переходных положений ФСБУ «Основные средства» при первом применении (Письмо Минфина РФ от 30.11.2017 № 02-07-07/79257), укажем, что порядок отражения в бухгалтерском учете материальных ценностей, признаваемых основными средствами, находящихся у субъекта учета во владении (пользовании) на праве оперативного управления и соответствующих критериям активов, применяемый до 2018 года (до перехода на применение ФСБУ «Основные средства»), не изменяется.

Обязательные общие требования к бухгалтерскому учету организациями государственного сектора (автономными учреждениями) объектов недвижимого имущества, признанных в составе основных средств до 01.01.2018, не предусматривают отражения учреждениями в бухгалтерском учете указанных объектов по их актуализированной кадастровой стоимости (Письмо Минфина РФ от 24.04.2018 № 02-07-10/27705).

Отражение земельных участков по неактуальной кадастровой стоимости. Согласно ст. 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами. В силу ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. Напомним, что в соответствии с Инструкцией № 157н бухгалтерский учет земельных участков ведется на счетах:

  • 0 103 11 000 «Земля – недвижимое имущество учреждения» – по их кадастровой стоимости, в случае если земельный участок используется учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенных под объектами недвижимости);

  • 0 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну» – по их кадастровой стоимости, если земельный участок составляет государственную (муниципальную) казну.

Положениями Закона о бухгалтерском учете установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит отражению в бухгалтерском учете. Отсутствие в регистрационных документах информации о стоимости земельного участка не дает субъекту учета право не отражать событие по поступлению указанного нефинансового актива в бухгалтерском учете.

Системные ошибки в части учета дебиторской задолженности. Федеральное казначейство отмечает, что нередко субъекты отчетности лишь частично отражают информацию о наличии у них на отчетную дату дебиторской задолженности, о просроченной задолженности, а также некорректно отражают дебиторскую задолженность на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета. Например, при проведении претензионной работы по взысканию средств в бюджет показатели по счету 0 206 00 000 должны быть перенесены на счет 0 209 30 000, а субъект отчетности этого не делает и продолжает отражать такую дебиторскую задолженность на счете 0 206 00 000. Стоит заметить, что вопросу отражения в отчетных формах показателей дебиторской, кредиторской задолженности уделяется достаточно много внимания. Регулярно выходят письма Минфина и Федерального казначейства, разъясняющие особенности отражения в отчетных формах сумм задолженности, например, Письмо Минфина РФ № 02-06-07/49174, Федерального казначейства № 07-04-05/02-14766 от 13.07.2018. Для правильного отражения в отчетных формах сумм дебиторской и кредиторской задолженности рекомендуем обратиться к письмам Минфина.

Системные недостатки в части отражения показателей на забалансовых счетах. Как установлено п. 332 Инструкции № 157н, на забалансовых счетах учреждением учитываются:

  • находящееся у учреждения имущество, не являющееся балансовыми объектами бухгалтерского учета (в частности, имущество, не соответствующее критериям активов; права пользования имуществом, не являющиеся объектами учета аренды, имущество, находящееся (поступившее) на хранение и (или) переработку;

  • имущество, поступившее (оплаченное) по централизованным закупкам (централизованному снабжению);

  • неисключительные права пользования результатами интеллектуальной деятельности, материальные ценности, учет которых согласно Инструкции № 157н предусмотрен вне балансовых счетов (основные средства стоимостью до 10 000 включительно, введенные (переданные) в эксплуатацию, периодические издания для пользования в составе библиотечного фонда независимо от их стоимости);

  • музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части (негосударственной части – по объектам муниципальной собственности) Музейного фонда РФ;

  • бланки строгой отчетности, имущество, приобретенное в целях награждения (дарения), переходящие награды, призы, кубки, специальное оборудование для выполнения научно-исследовательских работ по государственным (муниципальным) договорам (контрактам), экспериментальные устройства), иные ценности, расчеты;

  • обязательства, ожидающие исполнения, дополнительные аналитические данные об иных объектах учета и проведенных с ними операциях, необходимые для осуществления внутреннего контроля и (или) раскрытия сведений о деятельности учреждения в формируемой им отчетности.

Перечень забалансовых счетов иособенности их применения установлен Инструкцией № 157н. При этом учреждения вправе вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета, а также для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества, выданного в пользование. Показатели по учету имущества и обязательств, отраженных по забалансовым счетам, отражаются в справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах. Федеральным казначейством среди нарушений в части ведения такого учета были отмечены неотражение субъектами учета объектов имущества на забалансовых счетах 01, 20, 25, неотражение лицензий и иных неисключительных прав на забалансовом счете01.

Системные ошибки при заполнении форм и таблиц пояснительных записок (ф. 0503160, 0503760). Федеральным казначейством отмечено, что при приеме годовой отчетности за 2017 год были зафиксированы ошибки в 80% форм. На страницах нашего журнала мы неоднократно отмечали некоторую небрежность, проявляемую субъектами учета при заполнении пояснительной записки (ф. 0503160, 0503760). Очень часто составляемая форма не отвечает требованиям инструкций № 191н, 33н. Таблицы, включаемые в пояснительную записку, либо лишь частично заполнены субъектом учета, либо не заполнены вовсе. Иногда вместо заполнения таблиц информация отражается в текстовой части пояснительной записки, что также не отвечает требованиям инструкций № 191н, 33н.

Среди общих недостатков, выявленных при заполнении таблиц и форм пояснительной записки (ф. 0503160, 0503760) Федеральное казначейство отметило следующие:

  • некорректное формирование показателей форм отчетности;

  • неполное формирование показателей форм отчетности;

  • недостатки формирования текстовой части пояснительных записок;

  • ошибки, связанные с технологией формирования и представления форм отчетности.

Наиболее часто встречаются ошибки в следующих таблицах формы.

  1. Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164). Информация в таблице характеризует результаты анализа исполнения текстовых статей закона (решения) о бюджете, имеющих отношение к деятельности субъекта бюджетной отчетности, в целях раскрытия информации о результатах использования бюджетных ассигнований отчетного финансового года главными распорядителями бюджетных средств (п. 155 Инструкции № 191н). Таблица оформляется главным распорядителем, распорядителем, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора доходов бюджета, финансовым органом. При заполнении этой таблицы указывается прогноз поступлений по доходам, который не соответствовал данным Минфина. Фактически в таблице указывается результат исполнения положений текстовых статей закона (решения о бюджете) (с указанием показателей, характеризующих степень их результативности).

  2. Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169). В этой таблице отражаются обобщенные за отчетный период данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности субъекта формирование бюджетной отчетности в разрезе видов расчетов. При заполнении таблицы встречается расхождение остатков дебиторской (кредиторской) задолженности) на начало текущего года с остатками задолженности на конец года.

  3. Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства (ф. 0503190). В этой таблице раскрывается информация об имеющихся на отчетную дату объектах незавершенного строительства, а также о сформированных на отчетную дату вложениях в объекты недвижимого имущества, источником финансового обеспечения которых являлись средства соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

При формировании сведений (ф. 0503190) субъектами отчетности зачастую ошибочно указываются:

  • наименование объектов строительства;

  • учетные номера объектов (при заполнении формы указывается код объекта при его наличии. Данный код содержится в документе, устанавливающем распределение предусмотренных законом (решением) о бюджете бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества и (или) осуществление на территории РФ иных капитальных вложений. Федеральными учреждениями в графе 4 указывается (при наличии) код объекта капитальных вложений по федеральной адресной инвестиционной программе (далее – ФАИП), присвоенный Минэкономразвития);

  • кадастровые номера объектов (указывается кадастровый номер объекта недвижимого имущества, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости);

  • статус объекта и его целевая функция (код статуса объекта отражается в графе 8 формы. Сами коды и их значения содержатся в п. 173.1 Инструкции № 191н. Субъекту отчетности при заполнении этой формы следует выбрать нужный код и указать его).

Кроме того, Федеральным казначейством отдельно были отмечены недостатки заполнения текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160 и 0503760), среди которых названы:

  1. Неотражение или частичное раскрытие информации в текстовой части пояснительной записки. В частности, нередко не отражается или не полностью отражается информация о проведении инвентаризации, о сведениях о формах отчетности, не имеющих показателей и не подлежащих представлению. Напомним, что согласно п. 10 Инструкции № 33н в случае, если все показатели, предусмотренные формой бухгалтерской отчетности, утвержденной Инструкцией № 33н не имеют числового значения, такая форма отчетности не составляется и в составе бухгалтерской отчетности за отчетный период не представляется, при этом информация об отсутствии в составе бухгалтерской отчетности указанных форм подлежит отражению в текстовой части пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760). В свою очередь, при формировании и (или) представлении бюджетной отчетности средствами программных комплексов автоматизации документы бюджетной отчетности, не имеющие числовых значений показателей и не содержащие пояснения, формируются и представляются с указанием отметки (статуса) «показатели отсутствуют» (п. 8 Инструкции № 191н).

  2. Отсутствие раскрытия информации требующей пояснения, например, отсутствие пояснений:

  • о причинах неполного исполнения утвержденных бюджетных ассигнований по расходам, отраженного в сведениях (ф. 0503164, 0503166);

  • о причинах наличия существенных остатков денежных средств на счетах учреждений, отраженных в сведениях (ф. 0503779, 0503166).

  1. Несоответствие текста пояснительной записки данным, отраженным в таблицах, включенных в нее (в частности, расхождение сведений, указанных в текстовой части самой пояснительной записки и в сведениях (ф. 0503769, 0503169)).

* * *

В рамках статьи были рассмотрены отдельные системные ошибки при составлении форм бухгалтерской (бюджетной) отчетности субъектами учета по итогам 2017 года.

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.