Направления развития налоговой системы РФ

ИНФОРМАЦИЯ

В соответствии с планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2019 года Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации проводят заседание «круглого стола» на тему «Налоговая система Российской Федерации как инструмент развития делового климата».

К участию в заседании «круглого стола» приглашены члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, представители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и других федеральных органов исполнительной власти, представители общественных организаций, а также научных кругов.

С 2012 по 2018 год основные параметры налоговой системы Российской Федерации были зафиксированы, целью налоговой политики было создание стабильных условий для ведения бизнеса и поддержание доходов бюджетной системы Российской Федерации в неблагоприятных внешних политических и экономических условиях. Проводилась работа по повышению собираемости налогов за счет сокращения теневого сектора, внедрению цифровых технологий в налоговое администрирование и налоговый контроль, встраиванию в систему глобального налогообложения и международного обмена налоговой информацией. Изменения, вносимые в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, были направлены на донастройку налоговой системы, которая бы способствовала реализации национальных целей развития, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204.

В 2019 году в налоговой системе Российской Федерации произошли серьезные изменения (повышение базовой ставки налога на добавленную стоимость на 2%, отмена налога на движимое имущество организаций, введение специального налогового режима для самозанятых граждан). Важные задачи были поставлены в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2019 год в части налоговой поддержки семей с детьми, компаний, занимающихся строительством социальных объектов, медицинских и образовательных организаций.

На заседании «круглого стола» предлагается обсудить следующие вопросы:

· основные направления «настройки» налоговой системы Российской Федерации в ближайшие годы;

· изменения в налоговом законодательстве, необходимые для реализации задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2019 год;

· налоговые льготы как налоговые расходы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации;

· отмена института консолидированных групп налогоплательщиков: последствия для бюджетов Российской Федерации;

· инструменты налогового стимулирования инвестиционной активности (ОЭЗ, ТОСЭР, РИП, СПИК) и их роль в социально-экономическом развитии регионов;

· освобождение от налогообложения движимого имущества: проблемы и экономические последствия данного решения;

· подходы к правовому регулированию неналоговых платежей предпринимателей;

· специальный налоговый режим для самозанятых граждан: первые итоги проведения эксперимента, целесообразность его распространения на другие регионы;

· создание привлекательных условий для российского налогового резидентства;

· основные направления интеграции систем налогового, таможенного и валютного контроля;

· цифровизация налогового контроля и администрирования – успехи, проблемы, перспективы развития.

По итогам проведения заседания «круглого стола» планируется принять рекомендации, которые будут направлены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Время проведения заседания «круглого стола» — 14 марта 2019 года с 15.00 до 17.00 (начало регистрации – 14.00).

Место проведения – г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82 (комплекс зданий РАНХиГС при Президенте Российской Федерации), корпус 5, 4 этаж, Белый зал.

Информацию о «круглом столе» можно найти в разделе «Мероприятия» на странице комитета на Интернет-сайте Совета Федерации: http://council.gov.ru.

Заявки на выступление и участие в заседании «круглого стола» принимаются в электронном виде до 10 марта 2019 года — е-mail: AASbezhnev@senat.gov.ru, KVKojuhova@senat.gov.ru.

Контактные телефоны:

8(495) 697–52–36 – Сбежнев Александр Алексеевич,

8(495) 690–09–74 – Кожухова Кира Вячеславовна,

8(495) 629–3043 (факс) – Соколова Марина Львовна.

Рекомендации

В соответствии с планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2019 года Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации провели 14 марта 2019 года заседание «круглого стола» на тему «Налоговая система Российской Федерации как инструмент развития делового климата».

В заседании «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, представители Счетной палаты Российской Федерации, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и других федеральных органов исполнительной власти, представители общественных организаций, а также научных кругов.

Обсудив вопросы дальнейшего развития налоговой системы Российской Федерации, ее роль в формировании благоприятного делового климата и направления ее совершенствования, участники заседания «круглого стола» отмечают следующее.

С 2012 по 2018 год основные параметры налоговой системы Российской Федерации были зафиксированы, целью налоговой политики было создание стабильных условий для ведения бизнеса и поддержание доходов бюджетной системы Российской Федерации в неблагоприятных внешних политических и экономических условиях. Проводилась работа по повышению собираемости налогов за счет сокращения теневого сектора, внедрению цифровых технологий в налоговое администрирование и налоговый контроль, встраиванию в систему глобального налогообложения и международного обмена налоговой информацией. Изменения, вносимые в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, были направлены на «донастройку» налоговой системы страны, которая бы способствовала реализации национальных целей развития, поставленных в «майских» указах Президента Российской Федерации 2012 года и в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В 2019 году в налоговой системе Российской Федерации произошли такие серьезные изменения, как повышение базовой ставки налога на добавленную стоимость на 2%, отмена налога на движимое имущество организаций, введение специального налогового режима для самозанятых граждан. Важные задачи были поставлены в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года в части налоговой поддержки семей с детьми, компаний, занимающихся строительством социальных объектов, медицинских и образовательных организаций.

Решение стоящих перед российской экономикой задач, реализация мер, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, требуют дальнейшей настройки налоговой системы, развития ее стимулирующей функции, создающей условия для инвестиционных вложений в развитие производства. Необходима компенсация выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в случае предоставления соответствующих налоговых льгот на федеральном уровне, выявление дополнительных источников налоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах должны быть направлены на расширение налоговой базы региональных и местных бюджетов, стимулирование развития среднего и малого предпринимательства, улучшение положения налогоплательщика.

Учитывая вышеизложенное, участники заседания «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

рассмотреть вопрос о зачислении в бюджеты субъектов Российской Федерации части доходов от акцизов на табачную продукцию и распределении этих доходов пропорционально объемам розничных продаж табачной продукции на основании данных, отраженных в информационной системе маркировки и мониторинга оборота указанной продукции;

рассмотреть вопрос об освобождении от налога на доходы физических лиц доходов в виде дивидендов, направляемых на инвестиционные цели;

предусмотреть в полном объеме компенсацию выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с введением на федеральном уровне льгот по налогам, полностью или частично зачисляемым в региональные бюджеты, в том числе в связи с исключением движимого имущества из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций, а также в связи с реализацией Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года;

ускорить утверждение методики оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований после согласования ее с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

рассмотреть вопрос о продлении до 31 декабря 2024 года ограничения по переносу убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах, в размере не более 50% налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода;

проанализировать опыт применения института консолидированных групп налогоплательщиков, а также последствия для бюджетов субъектов Российской Федерации отмены данного института с 2023 года;

рассмотреть вопрос об исключении из перечня налогоплательщиков, подлежащих освобождению от уплаты налога на имущество организаций, организации и учреждения уголовно-исполнительной системы, а также организации в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью;

ускорить установление критериев разграничения движимого и недвижимого имущества в целях налогообложения, определив объект налогообложения с использованием понятия «амортизационные группы (подгруппы)» или кодов Общероссийского классификатора основных фондов;

рассмотреть вопрос о переносе срока уплаты налога на имущество физических лиц, транспортного и земельного налогов с 1 декабря на 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом;

рассмотреть вопрос об уплате налога при применении упрощенной системы налогообложения в бюджет муниципального образования по месту осуществления предпринимательской деятельности;

сохранить действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности после 1 января 2021 года;

продолжить работу с привлечением представителей бизнес-сообществ и экспертов по инвентаризации неналоговых платежей и определению их статуса, отмене излишних платежей;

рассмотреть возможность подведения предварительных итогов мониторинга реализации эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в целях принятия решения о распространении этого эксперимента с 1 января 2020 года на другие субъекты Российской Федерации;

ускорить работу по интеграции систем налогового, таможенного и валютного контроля;

подготовить предложения по совершенствованию порядка налогообложения и налогового администрирования трансграничной торговли в Российской Федерации с учетом участия Российской Федерации в Евразийском экономическом союзе.

2. Законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации продолжать работу по выявлению и отмене неэффективных налоговых льгот по региональным и местным налогам.

3. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам:

провести обсуждение результатов применения инструментов налогового стимулирования инвестиционной активности (ОЭЗ, ТОСЭР, РИП, СПИК) и их роли в социально-экономическом развитии регионов;

направить в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу рекомендации «круглого стола».

Налогообложение организаций, занимающихся научно-исследовательской деятельностью

Специалисты АКГ «ИНТЕРЭКСПЕРТИЗА»

1. Документы, необходимые для получения статуса научно-исследовательской организации

Согласно ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее — Закон N 127-ФЗ) научная (научно-исследовательская) деятельность — это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:
фундаментальные научные исследования — это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;
прикладные научные исследования — это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
Научно-техническая деятельность направлена на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (часть III), утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17, виды научно-технической деятельности классифицируются в группе 73 «Деятельность в области исследований и разработок».
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 127-ФЗ научная и (или) научно-техническая деятельность осуществляется в порядке, установленном данным Законом, физическими лицами — гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами, лицами без гражданства в пределах прав, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и юридическими лицами при условии, что научная и (или) научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными документами.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона N 127-ФЗ научно-исследовательская организация представляет собой одну из форм научной организации. Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.
Порядок государственной аккредитации и выдачи свидетельств о государственной аккредитации научных организаций определяется Правительством РФ, в частности Положением о государственной аккредитации научных организаций, утвержденным постановлением от 11.10.1997 N 1291.
Свидетельство о государственной аккредитации выдается научной организации, если:
— научная и (или) научно-техническая деятельность организации является основной;
— объем этой деятельности составляет в среднем не менее 70 % общего объема выполненных работ за последние три года (или за весь период деятельности, если организация существует менее трех лет);
— в уставе организации предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из органов управления.
Согласно п. 4 Положения о государственной аккредитации научных организаций организация, желающая получить государственную аккредитацию, представляет в Минпромнауки России следующие документы:
— заявление на выдачу свидетельства о государственной аккредитации научной организации;
— основные показатели, характеризующие деятельность организации, включая филиалы, за последние три года (или за весь период деятельности, если организация существует менее трех лет);
— копию документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
— копию устава организации.
При рассмотрении вопроса о государственной аккредитации научной организации должны учитываться научная значимость и уровень проводимых исследований и разработок, квалификация работников этой организации, координация проводимых исследований и разработок с другими научными организациями и наличие соответствующей материально-технической базы.
Таким образом, согласно действующему законодательству для признания организации научно-исследовательской необходимо выполнение следующих условий:
— научная и (или) научно-техническая деятельность должна быть предусмотрена учредительными документами;
— организация должна иметь свидетельство о государственной аккредитации.
Согласно п. 2 ст. 5 Закона N 127-ФЗ свидетельство о государственной аккредитации является основанием для предоставления научной организации льгот на уплату налогов, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, и других льгот, установленных для научных организаций законодательством Российской Федерации.
Отказ в выдаче свидетельства о государственной аккредитации научной организации не может являться препятствием к осуществлению научной и (или) научно-технической деятельности, однако отсутствие свидетельства не позволяет организациям пользоваться льготами (в том числе налоговыми), которые предоставлены законодательством для организаций, имеющих статус научных.

2. Налог на прибыль

Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в настоящее время регулируется нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Для организаций, выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), в том числе имеющих статус научной организации, особенностей налогообложения не предусмотрено.
Обращаем внимание читателей журнала на то, что особенности налогового учета расходов на НИОКР, установленные ст. 262 НК РФ для организаций, выполняющих НИОКР в качестве исполнителя (соисполнителя), не распространяются. Вышеуказанные расходы рассматриваются для них как расходы на осуществление обычной деятельности, направленной на получение дохода.

3. Налог на добавленную стоимость

Согласно подпункту 16 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ:
— за счет средств бюджетов;
— за счет средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций;
— учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.
Под учреждением образования, выполняющим освобожденные от налогообложения НИОКР, понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая образовательный процесс на основании лицензии, полученной в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании».
Под учреждением науки, выполняющим освобожденные от налогообложения НИОКР, понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующая в соответствии с учредительными документами научной организации, при наличии в уставе ученого (научного, технического, научно-технического) совета в качестве одного из органов управления.
При этом объем научной и (или) научно-технической деятельности должен составлять не менее 70 % общего объема выполняемых указанной организацией работ. Иные организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие НИОКР на основе хозяйственных договоров, от уплаты НДС не освобождаются (п. 6.14 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447).
Поскольку наличие свидетельства о государственной аккредитации как условие для получения научными организациями льгот по налогам установлено Законом N 127-ФЗ, не являющимся актом о налогах и сборах, а НК РФ непосредственно не связывает право на использование льготы по НДС с наличием такого свидетельства, его отсутствие, по нашему мнению, не является препятствием научным организациям для использования вышеуказанной льготы*1.
_____
*1 См. постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.09.2003 N А56-14657/03.
При выполнении НИОКР учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров от уплаты НДС освобождаются как головные организации, являющиеся учреждениями образования и науки, занятые выполнением указанных работ, так и их соисполнители, если они также являются учреждениями образования и науки.

4. Налог на имущество организаций

В соответствии с п. 15, 16 ст. 381 НК РФ от налогообложения освобождаются имущество государственных научных центров, а также научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств — в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности. При этом п. 16 ст. 381 НК РФ, устанавливающий льготу для научных организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, утрачивает силу с 1 января 2006 года (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 11.11.2003 N 139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов»).
Отметим, что ранее (до 1 января 2004 года) согласно п. «к» ст. 4 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» налогом на имущество не облагалось также имущество научно-исследовательских, конструкторских учреждений (организаций), опытных и опытно-экспериментальных предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме работ которых научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы составляли не менее 70 %. В настоящее время эта льгота отменена. Однако законодательные органы субъектов Российской Федерации наделены правом предоставлять дополнительные налоговые льготы (п. 2 ст. 372 НК РФ).

5. Единый социальный налог

В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 239 НК РФ учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, освобождаются от уплаты данного налога с сумм выплат и иных вознаграждений своим работникам, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника.
Льготы, предусмотренные при исчислении единого социального налога, не распространяются на взносы на обязательное пенсионное страхование, установленные Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

6. Иные налоги

Что касается других налогов, то организации, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью, облагаются ими в общем порядке, кроме земельного налога, от уплаты которого освобождены некоторые категории организаций, приведенных в п. 3, 11 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю».

Налоги — обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Общая характеристика налоговой системы России

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Принципы построения налоговой системы

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией и Налоговым кодексом. В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств.

Налоговый кодекс РФ

На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже.

Принципы налогообложения

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения:

  • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
  • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I Налогового кодекса, третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:

  • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
  • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
  • При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Критерии качества налоговой системы:

  • сбалансированность государственного бюджета. Данный критерий качества налоговой системы подразумевает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;
  • эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;
  • стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен и предотвращения эффекта инфляционного ожидания;
  • эффективность социальной политики, обеспечиваемая при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;
  • полнота и своевременность уплаты налогов может быть обеспечена за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.

Основные тенденции развития налоговой системы:

  • общее снижение налогового бремени для товаропроизводителей, в том числе за счет уменьшения ставок по некоторым видам налогов, повышения роли целевых налоговых льгот;
  • устранение противоречий в действующем законодательстве, регулирующем налоговые отношения, его упрощение;
  • поэтапный перенос налогового бремени с предприятий на ренту от использования природных ресурсов;
  • повышение удельного веса прямых налогов при одновременном уменьшении доли косвенных налогов в общем объеме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
  • развитие налогового федерализма, учет фискальных интересов регионов и муниципальных образований, повышение доли собственных доходов в доходной части их бюджетов;
  • совершенствование и строгое соблюдение организационных принципов построения налоговой системы, а также принципов налогообложения;
  • повышение политической ответственности, которое должно заключаться в проведении такой налоговой политики, которая зависела бы от объективных экономических условий;
  • гибкое реагирование системы налогообложения на изменения экономической конъюнктуры;
  • усиление налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщиков ;
  • выравнивание условий налогообложения за счет сокращения и упорядочивания налоговых льгот;
  • совершенствование системы налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Критерии оценки налоговых систем

Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов. Зачастую эти цели противоречат друг другу.

Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.

Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности. Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.

Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.

Критерии оценки налоговых систем:

1. Равенство обязательств. Данный критерий основывается на принятом в обществе понимании справедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.

  • Вертикальное равенство подразумевает, что к индивидам из различных групп предъявляются различные требования. Например, люди с низкими доходами платят меньший налог.
  • Горизонтальное равенство предполагает, что люди в одинаковом положении выполняют одинаковые обязательства (т.е. нет дискриминации по расе, полу, религии; при одинаковом доходе уплачивается одинаковый налог).

2. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.

Как было показано выше, большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.

3. Организационная (или административная) простота связана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.

Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.

4. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.

Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.

5. Прозрачность — предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.

Принципы налогообложения в РФ

Из-за существующего многообразия налогов в РФ возникла необходимость их классификации. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его суть и содержание. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

Налоги подразделяются на следующие виды:

  • федеральные налоги и сборы;
  • региональные налоги;
  • местные налоги;

Закрытый список региональных и местных налогов служит гарантией налогоплательщику от попыток местных органов власти пополнить доходы соответствующих бюджетов путем введения дополнительных взносов.

Налоговым кодексом устанавливаются также специальные налоговые режимы, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в статьях 13-15 Налогового кодекса.

В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса к специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налоговый федерализм

Классификация налогов по принадлежности к уровням управления и власти в связи с федеративным устройством Российской Федерации подразумевает введение понятия налогового федерализма — законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.

Налоговый федерализм — это разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны, т. е. это совокупность отношений в налоговой сфере между РФ и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации закрепленных в Конституции полномочий.

Основная цель налогового федерализма состоит в обеспечении единства государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти за счет перераспределения части ВВП между звеньями бюджетной системы.

В основу налогового федерализма положены следующие принципы:

  • Зависимость поступлений по налогам от результатов деятельности органов власти и управления. Означает, что на региональные и местные органы власти возлагается функция по осуществлению контроля за поступлением налогов.
  • Степень мобильности облагаемой базы. Высокой степенью мобильности обладают труд и капитал в денежной форме, а более низкой — имущество и природные ресурсы, поэтому налоги на труд и капитал в основном закрепляются за федеральным бюджетом, а налоги на имущество и природные ресурсы — на региональном и местном уровне.
  • Экономическая эффективность отдельных видов объектов обложения. Издержки по взиманию налогов не могут превышать размера собранных налогов.
  • Регулирование процессов на макроэкономическом уровне. Означает, что за федеральным бюджетом закрепляются основные налоги, через которые осуществляется регулирование процесса воспроизводства на уровне всей страны.

Существуют несколько подходов к решению проблемы налогового федерализма:

  • Кумулятивный — соединение в одной ставке налога ставок каждого уровня власти. Региональные и местные органы власти вправе взимать в дополнение к общефедеральным налогам одноименные налоги, размеры которых установлены верхним пределом. При этом федеральная ставка едина на всей территории страны, а региональная и местная — устанавливаются в пределах лимита (например, налог на прибыль: на федеральном уровне — 2%, на региональном — до 18%, но не ниже 13,5%).
  • Нормативный — устанавливаются нормативы, т. е. проценты, в пределах которых происходит распределение дохода от налогов между уровнями бюджетной системы (не ниже установленного процента).
  • Дистрибутивный — концентрация налоговых поступлений первоначально на едином счете, а в дальнейшем их перераспределение между звеньями бюджетной системы.
  • Фиксированный — разграничение и закрепление соответствующих налогов между разными уровнями управления в соответствии с принципами налогового федерализма. Способы разграничения и распределения налогов различны.

Распределение налогов между уровнями бюджетной системы Таблица 3

Вид налога

Определение

Сбор и

управление

Налоговой базы

Налоговой ставки

Налог на прибыль

Ф

Ф

Ф

Мобильная налоговая база, стабилизационный инструмент

Налог на доход физических лиц

Ф

Ф,Р

Ф

Перераспределительный, стабилизационный инструмент, мобильная налоговая база

Многоуровневый налог с продаж (НДС)

Ф

Ф

Ф

Децентрализированное управление трудноосуществимо, если ставки и базы различаются в регионах

Акцизы

Ф,Р,М

Ф,Р,М

Ф,Р,М

Налогообложение по месту производства предотвращает экспорт налогов

Налог на недвижимость

Р

м

М

Иммобильная налоговая база, оплата по принципу получаемых выгод

Распределение налогов между уровнями бюджетной системы в РФ в 2008 году Таблица 4

Вид налога

Введение

Определение

Поступление платежей

Налоговой базы

Налоговой ставки

НДС

Ф

Ф

Ф

Ф

Акцизы

Ф

Ф

Ф

Ф,Р

Налог на прибыль организаций

Ф

Ф

Ф,Р

Ф,Р

Налог на доходы физических лиц

Ф

Ф

Ф

Р,М

Налог на имущество организаций

Р

Ф

Ф,Р

Р

Налог на имущество физических лиц

М

Ф

Ф,М

м

Земельный налог

М

Ф

Ф,М

м

По объекту налогообложения налоги делятся на:

  • налоги на доходы;
  • налоги на имущество;
  • налоги на потребление;
  • налоги на капитал.

По субъекту-налогоплательщику можно выделить следующие виды налогов:

  • налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.);
  • налоги с организаций (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и т. д.).

Следующая классификация налогов — по способу изъятия. В данном случае налоги подразделяются на прямые и косвенные. Это деление осуществляется по трем признакам:

  • по способу уплаты;
  • по способу взимания;
  • по экономическому признаку.

Исходя из первого признака, к прямым налогам относятся налоги, которые вносятся в бюджет действительными плательщиками налогов, а косвенные налоги вносятся в бюджет третьими лицами и ими перелагаются на конечных потребителей товаров, работ, услуг. Исходя из второго признака к прямым налогам относятся налоги, взимаемые по окладным листам, кадастрам; а к косвенным налогам — налоги, взимаемые по тарифам. В соответствии с экономическим признаком к прямым налогам относятся налоги, взимаемые с производства (доходов, имущества), а к косвенным — налоги, взимаемые с потребления (расходов, пользования имуществом). К прямым налогам можно отнести налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, а к косвенным налогам — налог на добавленную стоимость, акцизы.

Налоговый предел — это предельный уровень налогообложения, превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений и при котором достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового внутреннего продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Налоговый предел выражается в принципе соразмерности. Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лаффера. Кривая показывает, что при повышении ставки налога до налогового предела налоговые доходы бюджета возрастают.

Однако при превышении уровня налогового предела уплата налога приводит к тому, что у налогоплательщика чистого дохода практически не остается. Начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер. Происходит искусственное занижение налоговой базы, перемещение валового внутреннего продукта в сферу теневой экономики и, как следствие, сокращение налоговых доходов бюджета.

При определении влияния налогов на экономический рост необходимо учитывать связь между уровнем налогообложения и объемом налоговых поступлений в бюджет. Для характеристики изменений налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов (валового внутреннего продукта, доходов населения, уровня розничных цен и т. д.) в макроэкономике применяется коэффициент эластичности налогов.

Коэффициент эластичности налогов рассчитывается по формуле:

  • Э — коэффициент эластичности;
  • X — начальный уровень налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);
  • X1 — прирост налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);
  • Y — начальный уровень определяющего фактора (например, ВВП и др.);
  • Y1 — прирост анализируемого фактора.

Коэффициент эластичности налогов показывает, насколько процентов изменяются налоговые поступления при изменении определяющего фактора на 1%. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в ВВП остается стабильной. Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВВП, и удельный вес налоговых доходов в ВВП возрастает. При коэффициенте меньше единицы доля налоговых поступлений в ВВП снижается.

Основные термины налогообложения

Согласно ст. 17 Налогового кодекса России, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:

Налогоплательщики — организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.

Права налогоплательщиков (ст. 21 НК РФ). Налогоплательщики имеют право:

  • пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  • предоставлять налоговым органам документы, подтверждающие права на льготы по налогам;
  • знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
  • предоставлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов по актам проверок;
  • в установленном порядке обжаловать решение налоговых органов и действие их должностных лиц;
  • другие права.

Обязанности налогоплательщиков (ст. 23 НК РФ). Обязанности у налогоплательщика возникают при наличии объекта (предмета) налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. Налогоплательщики в соответствии с налоговым законодательством должны:

  • уплачивать законно установленные налоги;
  • вести бухгалтерский учет;
  • составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность в течение трех лет;
  • предоставлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
  • вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;
  • выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
  • известить о прекращении своей деятельности, несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
  • предупредить об изменении своего места нахождения не позднее 10 дней со дня принятия такого решения;
  • выполнять другие обязанности.

Налоговый агент — лицо, на которое в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов (например, налоговый агент по налогу на доходы физических лиц — организация-работодатель.)

Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговый период — календарный год или иной период времени (месяц, квартал) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) или в долях к объекту налогообложения (процентные ставки). Процентные ставки, в свою очередь, подразделяются на пропорциональные, регрессивные и прогрессивные (причем прогрессия может быть как простой — применяется ко всему объекту, так и сложной — повышенная ставка применяется к части объекта налогообложения).

Порядок исчисления налога — в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Порядок и сроки уплаты налогов — уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном законодательством, в наличной или безналичной форме. Конкретный порядок и сроки уплаты налога устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом применительно к каждому налогу. При нарушении срока уплаты налога налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Налоговые льготы в соответствии с Налоговым кодексом льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.