Наценки на лекарства

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Гладунова Е.П. 1 1 ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России Показана актуальность внутриаптечного изготовления лекарственных форм. Проведен анализ основных видов затрат, возникающих у аптечных организаций при изготовлении лекарственных препаратов для населения и медицинских организаций. Изучена динамика изменения затратных статей при изготовлении различных лекарственных форм. Обоснована методика ценообразования, формирования затратных статей, учитываемых при оценке себестоимости. Предложен порядок определения основных затрат и их расчета при формировании розничных цен. Проведен анализ различных методик формирования цен на лекарственные препараты внутриаптечного изготовления, сравнительный анализ рекомендуемых и фактически установленных коэффициентов трудоемкости. Предложено формирование стоимости лекарственных форм на основе затрат на субстанции, аптечной посуды, косвенных затрат, нормального размера прибыли и компенсации величины налоговых и социальных отчислений. Для оценки стоимости лекарственной формы при внутриаптечном изготовлении обоснована методика оценки стоимости на основе издержек, исчисляемых на площадь рецептурно-производственного отдела. 344 KB внутриаптечное изготовление лекарственных средств ценообразование себестоимость прямые и косвенные затраты нормативы времени коэффициенты трудоемкости 1. Гулиева С.Р. Цена лекарственного средства в аптеке // Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2009. – № 3. 2. Егорова С.Н. РПО будут актуальны всегда // Московские аптеки. – 2007. – № 5. 3. Леонтьева Ф.Р. Повышение эффективности аптечного изготовления лекарств / Ф.Р. Леонтьева, Р.С. Сафиуллин, Р.И. Ягудина // 2001–2009 ООО «Издательский дом «Русский врач», Статьи из журналов. – 2004. 4. Нормативы времени на работы, выполняемые в аптеках (фармацевтических организациях), обслуживающих население (пособие для аптечных работников) (утверждены Минздравом РФ 09.10.1997). 5. Радионов Р.А. Различие в методологических подходах к управлению запасами при применении нормативного и логистического методов // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. – № 9–11.

Актуальным вопросом современной фармации является аптечное изготовление лекарственных форм (ЛФ). Анализ статистических данных показал, что за последнее десятилетие удельный вес производственных аптек в общем количестве аптек существенно сократился, в то же время доля больничных аптек, осуществляющих изготовление ЛФ, увеличилась. Аптечная служба переключилась в основном на розничные продажи, превратившись в торговые предприятия, основной целью которых является решение экономических проблем – получение необходимого размера прибыли и обеспечение рентабельности. Однако потребность в лекарственных препаратах (ЛП) внутриаптечного изготовления по-прежнему остается высокой.

Как показывает практика работы аптек, структура цен на экстемпоральные ЛФ аналогична структуре цен на любой произведённый товар и включает в себя себестоимость продукции, состоящую из прямых и косвенных затрат, прибыль (рентабельность), налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы) .

Цель исследования. Изучение особенностей формирования цен на лекарственные препараты внутриаптечного изготовления.

Особенностью ценообразования на экстемпоральные ЛФ можно назвать включение в розничную цену тарифа за изготовление (Taxa Laborum), характеризующего прежде всего трудовые затраты.

По нашему мнению, из применяемых в настоящее время видов оценки себестоимости, при формировании цен используется полная себестоимость, которая представляет собой сумму производственной себестоимости и внепроизводственных расходов, исчисляемых на производственную площадь. Из используемых способов калькулирования затрат наиболее удобен котловой, при котором учитываются затраты на всё производство. Себестоимость определяется как частное от деления всей суммы затрат на производственную площадь и на объём произведённой продукции (количество единиц продукции).

При изготовлении ЛФ и формировании цен на них в аптечных организациях (АО) к прямым затратам относятся затраты, непосредственно связанные с изготовлением продукции. Косвенные затраты определяются по данным бухгалтерской отчётности за определённый период и представляют собой издержки обращения или затраты по основной деятельности организации. Перечень основных затратных статей аналогично прямым расходам закрепляется учётной политикой АО. В связи с этим нами были проанализированы основные затратные статьи в нескольких АО различной организационно-правовой формы и формы собственности г. Самары и Самарской области.

Как показали результаты анализа, затратные статьи в аптеках отличаются по формулировкам ввиду индивидуальной для каждого юридического лица учётной политики, но имеют сходство по сути.

В ходе исследований было установлено, что заработная плата и начисления на неё составляют в разных аптеках от 42 до 78 % в общей сумме затрат, арендные платежи – от 5 %.

В государственном учреждении это основные статьи затрат, помимо которых в частных аптеках существенная доля приходится на коммунальные платежи – от 7 % до 10 %.

Таким образом, основные статьи от общей суммы затрат в каждой аптеке составляют 81–96 %.

В ходе дальнейших исследований было признано целесообразным рассмотреть динамику общей суммы и отдельных статей затрат по годам (2009–2011 гг.) на примере аптек, обслуживающих население, и ЛПУ различного профиля, осуществляющих изготовление ЛФ по рецептам и требованиям. В качестве объекта исследования было выбрано ГУЗ «Аптека» с долей рецептуры в товарообороте 24 %.

Как показали результаты исследований, динамика затратных статей в 2009–2011 гг. совпадает, основные затратные статьи аналогичны указанным ранее (заработная плата, начисления на неё и аренда) (рисунок).

Динамика затратных статей производственной аптеки в 2009–2011 гг.

Сумма затрат по отношению к предыдущему периоду в 2010 году возросла в 1,2 раза, в 2011 – в 1,4 раза. Это объясняется как ростом затрат, в первую очередь основных, так и уровнем инфляции.

Несмотря на увеличение издержек и рецептуры, стоимость единицы продукции не изменялась. Так, в 2009 году рецептура составляла 126 240 рецептов, а средняя стоимость единицы ЛФ 11,08 руб. В 2010 и 2011 гг. рецептура составила 141 656 и 205 070 рецептов соответственно, а средняя стоимость осталась на прежнем уровне (11,08 руб.)

Основной причиной этого явилось сохранение конкурентных цен ввиду участия ГУЗ «Аптека» в тендерах на поставку экстемпоральных ЛС в ЛПУ с 2009 года. По нашему мнению, проведённый анализ динамики затрат позволяет считать ежегодный пересмотр тарифов оптимальным, принимая во внимание фактические временные затраты.

Как показывает практика работы аптек, наиболее приемлемыми являются методы, ориентированные на издержки, которые основаны на калькулировании затрат при изготовлении экстемпоральных ЛФ с последующим прибавлением к ним максимально возможной суммы прибыли.

В ходе работы нами был проанализирован метод оценки стоимости экстемпоральных ЛФ на основе издержек, исчисляемых на площадь рецептурно-производственного отдела.

Согласно данному методу структура цены экстемпоральных ЛФ включает основные ценовые элементы: себестоимость продукции (прямые и косвенные затраты), прибыль (рентабельность), налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы).

Косвенные затраты непосредственно не связаны с изготовлением ЛФ (например, арендная плата, коммунальные платежи, расходы на оплату труда управленческого персонала и т.д.). При расчёте их доля добавляется в ЛФ:

∑ИОкосв./кв.м = ∑ИО/S,

где S – площадь аптеки. Далее из общей суммы затрат выделяются затраты рецептурно-производственного отдела, которые можно рассчитать по формуле:

∑ИО РПО = ∑ИО/кв.м·SРПО,

где SРПО – площадь рецептурно-производственного отдела.

Сумма затрат рецептурно-производственного отдела на единицу изготовленной продукции рассчитывается по формуле:

∑ИО РПО / количество единиц ЛФ.

Количество единиц продукции включает изготовленные ЛФ по рецептам и требованиям; внутриаптечную заготовку и фасовку за период времени, соответствующий издержкам обращения.

Тарифы за изготовление ЛФ, внутриаптечной заготовки и фасовки определяются расчётным путём с использованием коэффициентов трудоёмкости и затрат рецептурно-производственного отдела на ЛФ.

Рекомендуемые нормативы времени и соответствующие коэффициенты трудоёмкости в зависимости от вида работ представлены в пособии для аптечных работников, утвержденном МЗ РФ 09.10.1997 «Нормативы времени на работы, выполняемые в аптеках (фармацевтических организациях), обслуживающих население» . Со времени издания в 1997 году Пособия по определению тарифов произошли значительные изменения на фармацевтическом рынке. По данным анализа рецептуры в аптеках Самарской области упрощён состав прописей до одно- и двухкомпонентных. Поэтому возникла необходимость пересмотра рекомендуемого перечня работ и временных затрат.

На основе проведенного анализа деятельности аптек рекомендуемый перечень работ был сокращен на 42 %; фактические затраты времени уменьшились по сравнению с рекомендуемыми по 28 % работам, увеличились – по 32 %, не изменились – по 40 %. Сравнительный анализ рекомендуемых и фактических коэффициентов трудоёмкости по отдельным видам работ приведён в таблице.

Сравнительный анализ рекомендуемых и фактических установленных коэффициентов трудоемкости

Вид работы

Ктр* по пособию

Фактический Ктр*

1. Затраты времени на работы по изготовлению ЛФ по индивидуальным прописям:

Изготовление стерильной ЛФ с числом ингредиентов до 3

1,50

1,25

Изготовление жидких ЛФ для внутреннего употребления и наружного применения с числом ингредиентов до 3

0,50

0,75

Изготовление массы порошков, с числом ингредиентов до 3 (без расфасовки)

0,75

1,00

Изготовление мазей с числом ингредиентов до 3

1,00

2,50

Добавление каждого последующего ингредиента свыше 3 при изготовлении всех видов ЛФ

0,10

0,25

2. Затраты времени на работы по изготовлению полуфабрикатов и внутриаптечных заготовок:

Изготовление водно-спиртовых растворов

1,75

1,25

Изготовление внутриаптечных заготовок, полуфабрикатов, концентратов объёмом больше 1 литра

1,5

1,00

Добавление каждого последующего ингредиента после 3

0,10

0,25

Примечание. Ктр* – коэффициент трудоемкости.

Выводы

Предложенная методика предусматривает включение в состав розничной цены на экстемпоральные ЛФ: стоимости субстанций, аптечной посуды и вспомогательного и укупорочного материала (прямые затраты); произведения сумм косвенных затрат на единицу продукции и тарифа по изготовлению и отпуску, а также фасовке; нормального размера прибыли (рентабельности), рассчитанного от стоимости ЛФ; установленного размера налоговой ставки по налогу.

Аптечные организации должны разрабатывать новые экономические подходы к ценообразованию на экстемпоральные ЛФ. Учитывая нестабильную экономическую обстановку, аптека обоснованно может применять метод оценки стоимости экстемпоральных ЛФ на основе издержек, исчисляемых на площадь рецептурно-производственного отдела.

Рецензенты:

Первушкин С.В., д.фарм.н., профессор, зав. кафедрой фармацевтической технологии, ГБОУ ВПО СамГМУ Минздрава России, г. Самара;

Ежков В.Н., д.фарм.н., доцент кафедры управления и экономики фармации, ГБОУ ВПО СамГМУ Минздрава России, г. Самара.

Работа поступила в редакцию 01.04.2014.

Библиографическая ссылка

Гладунова Е.П. АНАЛИЗ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ ВНУТРИАПТЕЧНОГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 5-6. – С. 1270-1273;
URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34081 (дата обращения: 27.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

ФАС России уведомила региональные органы исполнительной власти субъектов РФ, а также представителей организаций оптовой и розничной торговли о начале разработки новой методики установления предельных размеров оптовых и розничных надбавок к ценам фармпроизводителей на ЖНЛВП. Соответствующее уведомление размещено1 на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Общественное обсуждение по данному вопросу продлится до 21 августа. Ввести в действие новую методику планируется уже в октябре текущего года.

Разработка проекта приказа обусловлена принятием Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 475-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств». В ФАС России отметили2, что новая методика расчета предельных размеров оптовых и розничных надбавок позволит привести все нормативные правовые акты в сфере установления надбавок к единообразию и избежать разночтений и противоречий.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Напомним, в настоящее время предельные размеры оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на ЖНВЛП устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с методикой, утв. приказом ФСТ России от 11 декабря 2009 г. № 442-а.

В июле ФАС России опубликовала информацию о действующих предельных размерах оптовых и розничных надбавок к ценам на ЖНВЛП, установленных в субъектах РФ, о чем портал ГАРАНТ.РУ сообщал ранее.

1 С материалами к проекту приказа ФАС России «Об утверждении Методики установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/08/07-20/00106647).
2 С информацией ФАС России можно ознакомиться на официальном сайте ведомства (ID: https://fas.gov.ru/news/30235).

По итогам 2019 года средний размер наценки на лекарства в российских аптеках вырос до 24,6%. Увеличение произошло впервые с 2016 года. Об этом свидетельствуют данные компании DSM Group, с которыми ознакомились «Известия». Рост наценок может быть связан с падением спроса на лекарства, предполагают эксперты. Однако в этом году аптеки вряд ли смогут увеличить маржу даже на фоне коронавируса: после скандала с завышением цен на маски за ними пристально наблюдает ФАС.

Цифры как в аптеке

В 2016 году аптечные наценки на лекарства в среднем составляли 25,8% от конечной стоимости, следует из информации DSM Group. Этот показатель планомерно снижался до 25,1% в 2017-м и 23,9% в 2018-м. В прошлом же году он впервые вырос до 24,6%. Самый значительный — 34,6% — размер наценки оказался на препараты, которые аналитики не отнесли ни к одной из групп. Также высокие показатели у средств для кожи (29,7%), противопаразитарных (28,1%) и лекарств от простуды (27%).

В 2019-м наценки выросли на фоне снижения спроса на медикаменты. Как писали «Известия», в прошлом году россияне купили 5,1 млрд упаковок лекарств. Это на 1,8% меньше, чем годом ранее. Падение рынка в натуральном выражении произошло впервые с 2015-го — до этого он рос в пределах 2,9–4% ежегодно. Хоть россияне и стали реже ходить в аптеки, теперь они предпочитают более дорогие препараты. Средняя взвешенная цена за пачку приобретаемого лекарства в декабре составила 220 рублей, на 10,8% превысив аналогичный показатель 2018 года. Поэтому в денежном выражении продажи препаратов в 2019-м выросли на 3%, впервые превысив 1 трлн рублей.

Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь

В следующем году ожидать роста наценок на лекарства не стоит — они останутся на уровне 24%, полагают аналитики DSM Group.

Стоит отметить, что в аптеках гораздо выше маржа на сопутствующие товары, а не на медикаменты. Тем не менее они в последние годы падают. Например, наценки на БАДы снизились с 40,7% в 2016 году до 33,1% в 2019-м, на средства по уходу за полостью рта — с 42,7 до 37,8% за тот же период, на косметику — с 41,4 до 39,5%. Почти не изменилась маржа с продажи диагностических приборов (с 33,3 до 33,7%) и барьерных контрацептивов (с 40,8 до 40,6%).

Наценки на минималках

Изменение наценок на лекарства продиктовано конкуренцией продавцов между собой и их отношениями с производителями, пояснила «Известиям» исполнительный директор союза «Национальная фармацевтическая палата» Елена Неволина.

— Основной вид конкуренции для аптек — ценовая. Соответственно, несколько лет все старались работать на минимальных наценках. Это компенсировалось бонусами от производителей за большие объемы продаж. В 2019-м, когда спрос начал падать, эти бонусы уменьшились и были компенсированы увеличением наценок, — объяснила специалист.

Начиная с 2010-го наценки в аптеках многие годы снижались благодаря государственному регулированию цен на жизненно необходимые и важные лекарственные препараты (ЖНВЛП), добавила Елена Неволина.

Фото: ТАСС/Артем ГеодакянСправка «Известий»

Под госрегулирование цен на ЖНВЛП подпадает больше 650 непатентованных наименований медикаментов из этого списка, которым соответствуют порядка 30 тыс. брендов лекарств. Перечень ежегодно пересматривается. В списке жизненно необходимых и важных лекарств на 2020 год появилось 24 новых препарата, один был исключен.

Государство ограничивает цены производителей, наценки оптовых посредников и аптек. Предельную отпускную стоимость препаратов от завода регулирует Минздрав по согласованию с ФАС. Предельный размер оптовых и розничных надбавок в каждом регионе разный — показатель утверждают власти субъектов. Показатели также могут отличаться в зависимости от цены лекарства. Как правило, их делят на категории дешевле 50 рублей, стоимостью 50–500 рублей и свыше 500 рублей. Обычно допустимая наценка выше на недорогие препараты.

В целом наценки на лекарства в России — одни из самых низких, если сравнивать их с другими товарами массового потребления, отметил член совета Гильдии маркетологов Николас Коро. Например, одежда или в парфюмерия в рознице может продаваться по цене в разы больше закупочной.

— Население наиболее болезненно реагирует на повышение цен именно на фармрынке. Наш социум стареет, и среднестатистический гражданин ходит в аптеку всё чаще, а доходы его с выходом на пенсию снижаются. Конечно, на это реагирует исполнительная власть. Ни один рынок в нашей стране так явно не зависит от окриков госрегулирования, как фарма, — утверждает эксперт.

На фоне последних скандалов с завышением цен на маски во время вспышки нового коронавируса аптеки вряд ли смогут увеличить наценки в этом году, полагает Николас Коро.

Продажа лекарственных препаратов в одной из аптек Фото: РИА Новости/Сергей Пивоваров

В начале февраля после сообщений о кратном росте цен на медицинские маски президент Владимир Путин заявил, что аптеки, которые «решили нажиться», нужно лишать лицензии. По словам главы государства, если «два-три таких заведения закрыть», негативных последствий для граждан с точки зрения снабжения лекарствами не будет.

Позже ФАС выяснила, что цены завышали не сами аптеки, а их поставщики. В службе предупредили, что если выявят признаки сговора между крупными производителями и оптовиками, участники картеля будут строго наказаны.

На сайте антимонопольного ведомства размещено письмо от 14.02.2020 № АД/10927/20 «Разъяснение по заполнению формы протокола согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2019 № 1683».

В документе ФАС России обращает внимание на то, что графы 1–8 протокола согласования цен организация оптовой торговли лекарственными средствами заполняет с учетом информации, содержащейся в сопроводительной документации производителя на лекарственный препарат. При этом дате реализации препарата иностранным производителем на территории РФ соответствует дата выпуска товаров, указанная в декларации на товары.

Ведомство подчеркивает, что включение в протокол согласования цен информации о дате реализации лекарства производителем на территории РФ обеспечивает реализацию нормы ч. 4 Постановления Правительства РФ от 16.12.2019 № 1683, которая предоставляет возможность дореализации лекарств с учетом текущих зарегистрированных предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, то есть реализованных их производителями на территории РФ до дня вступления в силу приказа Минздрава России об обязательной перерегистрации в 2019–2020 гг. предельной отпускной цены производителя.

Утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2017 № 208 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Положение устанавливает порядок осуществления государственного регулирования цен на продукцию ГОЗ и полномочия федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» по осуществлению государственного регулирования цен.

Вместе с тем, постановление устанавливает перечень утративших силу актов Правительства Российской Федерации, в который входит Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. № 1119 «Об утверждении Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу».

Скачать постановление о госрегулировании цен от 17.02.2017 № 208

Более подробно о предстоящих революционных изменениях в сфере ценообразования продукции ГОЗ от наших экспертов и приглашенных специалистов (в том числе разработчиков единого нормативного акта) Вы сможете узнать на нашем семинаре в г. Санкт-Петербурге 21-22 июня 2017 г. на тему: «Цены. Затраты. Финансы. Ценообразование в сфере ГОЗ. Порядок учета и калькулирования затрат. Обоснование себестоимости и прибыли. Оплата при поставках продукции по государственному оборонному заказу. Специальные (лицевые или отдельные) счета при расчетах между участниками кооперации»Скачать заявку на участие в семинаре