Навыки самопрезентации

Сегодня мировое сообщество делает акцент на внедрении в разных сферах общественной жизни многообразных современных технологий, объективно требующих продуманного и масштабного вовлечения в инновационную деятельность творческих способностей членов общества. Проблему активизации творческо-трудовой активности сотрудников организации возможно решить именно посредством активного управления человеческим капиталом как частью интеллектуального капитала организации. На глобальном уровне сейчас идет конкурентная борьба за таланты.

Талантливым сотрудником организации следует считать такого, который способен достичь и достигает поставленных перед ним целей, использует весь имеющийся у него научный и творческий потенциал, имеет высокую производительность труда, обладает лидерским потенциалом, заслуженным авторитетом среди коллег, сверхмобилен, выдержан, тонко чувствует особенности организационной культуры, умеет подчинять личные интересы общественным, предан интересам организации, нацелен на личностный и профессиональный рост. Общество вправе ожидать, что личность такого специалиста будет сформирована в процессе профессиональной подготовки в высших ученых заведениях.

При приеме абитуриентов на все факультеты и специальности, связанные с творчеством, помимо обычных экзаменов (ЕГЭ), проводится творческое испытание, соответствующее направленности профессиональной подготовки, например, выполнение рисунка, исполнение танца, музыкального или драматического произведения, стихотворения, басни и т.п. У студентов при таком отборе выявляется уровень развития способностей или даже талант, что неизбежно может и должно выражаться в некоторой специфике организации личности, проявляющейся определенными ее индивидуально-психологическими особенностями. Далее система высшего образования призвана параллельно с профессиональной подготовкой развивать у обучающихся выявленные творческие способности. Творчество — это тот путь, который может эффективно реализовать подготовку учащихся к будущей профессии.

Система знаний плюс система навыков и создают готовность человека к самостоятельному решению поставленных перед ним задач. Цель воспитания людей с творческим складом ума давно превратилась в назревшую социальную необходимость. Ситуацию, сложившуюся в обществе, можно назвать критической: снизился творческий потенциал, оставляет желать лучшего восприимчивость всей социальной структуры к новаторству, нестандартным решениям, всем проявлениям творческой активности личности.

В деятельности специалиста любого профиля в настоящее время, когда каждое предприятие, каждая организация стараются сформировать положительный имидж перед лицом внешней среды, важны навыки самопрезентации. Творческая самопрезентация является и неотъемлемой частью позиционирования личности себя как специалиста. В наибольшей степени эффективность самопрезентационного поведения определяет результаты деятельности специалистов творческих профессий, у которых общение является одним из средств профессиональной деятельности.

Сам термин «самопрезентация» (от англ. presentation) впервые описан в США («own presentation»). В последние годы возросло количество публикаций в зарубежных и отечественных изданиях, посвященных изучению феномена «самопрезентации». Полагаем, это такой интерес связан с усилением гуманистического подхода, рассматривающего личность человека как главную ценность и критерий общественного прогресса. В современном обществе стало больше внимания уделяться способности человека грамотно позиционировать себя, что и дало толчок развитию понятия «самопрезентация». Большая часть исследований в данной области принадлежит зарубежным исследователям: И. Гофману, М. Снайдеру, Р. Чалдини, И. Джонсу и Т. Иттману.

Первые упоминания об анализе проблемы управления впечатлением встречается в работах И. Гоффмана, автора концепции «социальной драматургии» . Суть ее заключается в проведении полной аналогии между реальными жизненными ситуациями и театральным представлением. Автор исходит из того, что человек в процессе взаимодействия способен не только взглянуть на себя глазами оппонента, но и корректировать собственное поведение относительно ожиданий другого с целью создания наиболее благоприятного впечатления о себе и достижения наибольшей выгоды от этого взаимодействия.

Самопрезентация относится к стремлению индивида представить желаемый образ как для внешней аудитории (другие люди), так и для внутренней аудитории (он сам). Осознанно или неосознанно люди извиняют, оправдывают или защищают себя, когда это необходимо, чтобы поддержать свою самооценку и подтвердить свой «Я-образ». В знакомых ситуациях это происходит на бессознательном уровне, в незнакомых ситуациях — намеренно.

С феноменом самопрезентации мы сталкиваемся каждый день, зачастую даже не подозревая, что в своем подсознании у нас сформирован проект собственной презентации — «природной самопрезентации». Существует и заранее спланированная, осознанная тактика позиционирования своей персоны, которую принято называть «искусственная презентация» .

Рассматривая проблему развития навыков самопрезентации у студентов, целесообразно обратиться и к теории когнитивного диссонанса, где самопрезентация трактуется как один из приемов устранения диссонанса. Данная теория Фестигера Леона (основные положения изложены в работах «Теория когнитивного диссонанса» (1957), «Конфликт, решение и диссонанс» (1964)) исходит из того, что различные представления и установки личности, как правило, согласуются друг с другом; человеческое сознание не терпит противоречий между отдельными когнитивными элементами и стремится устранить возникающий диссонанс. Чтобы обеспечить такую согласованность, индивид может применить ряд приемов: к примеру, искажает мнения других о себе, приближая их к собственной самооценке, или ориентируется на людей, отношение которых помогает поддерживать привычный «Я-образ». Осознанно или нет, поведение индивида направлено на получение отклика у окружающих, соответствующего его представлению о себе, и т.д. Эти в большей степени неподконтрольные для самого индивида способы позволяют ему поддерживать определенный уровень самоуважения и сохранять единство «Я-образа» .

Понимание самопрезентации как управления вниманием в общении является еще одной точкой зрения на ее сущность. Управление восприятием оппонента происходит при помощи привлечения внимания к тем особенностям своего внешнего облика, своего поведения или представления о ситуации, которые «запускают» соответствующие механизмы социального восприятия. Например, Д.В. Лякишев рассматривает самопрезентацию как акт самовыражения и поведения, направленного на создание благоприятного впечатления или впечатления, соответствующего чьим-либо идеалам .

На данный момент существует более 15 различных толкований понятия «самопрезентация», каждое из которых акцентирует различные особенности термина. Наиболее универсальным, на наш взгляд, является следующее определение: самопрезентация — это любое представление себя окружающим.

Самопрезентация, или самоподача говорящего, в теории общения определяется как реализованная в процессе межличностного общения способность коммуникантов повлиять на то, какими их увидят партнеры, способность «вмешательства» в процесс формирования своего образа у собеседника на формально-языковом и на содержательном уровнях .

Самопрезентация по своей сути является имиджевой задачей, она тесно связана с другими, не менее имиджевыми задачами, однако остается относительно независимой, легко узнаваемой в текстах, созданных в разных ситуациях и принадлежащих разным дискурсам . На важность речевой тактики самопрезентации не раз обращали внимание лингвисты.

Большая часть существующих определений рассматриваемого явления акцентирует внимание на том, что главной целью самопрезентации является именно положительный эффект, а основные отличия заключаются в предметах самопрезентации (для некоторых это лишь положительные стороны, для кого-то это и недостатки), в средствах самопрезентации (вербальные или невербальные), в адресатах самопрезентации (это могут быть работодатели, голосующие граждане и т.п.), во времени и условиях самопрезентации (собеседование, предвыборная речь и т.п.).

Мы полагаем, что самоопрезентация — это технология построения впечатления о себе посредством использования определенных стратегий и тактик с целью формирования определенного имиджа. Изучению техник и стратегий самопрезентации посвящено значительное количество исследований. Так, по мнению М.Р. Лири и P.M. Ковальски, очень важно инсценировать действие так, чтобы произвести верное впечатление.

И. Гоффман рассматривает следующие техники, используемые индивидами во время самопрезентации: декорации (обстановка и декорации являются средствами, информирующими окружающих о социальном статусе, характере человека и т.д.); команда (И. Гоффман доказывает, что в повседневной жизни человек часто исполняет свою роль в сотрудничестве с другими людьми, теми, кто помогает ему создать его идентификацию, и называет эти группы людей, с которыми индивид исполняет свои роли, «командой»; внешний вид и манеры; поведение, поступки).

По мнению Е. Джонса, в основе самопрезентации лежит стремление человека расширить и поддержать влияние в межличностных отношениях, т.е. стремление к власти. По этому принципу Е. Джонс и Т. Питтман (1982 г.) различают пять стратегий самопрезентации, которые навязывают окружающим определенный способ поведения по отношению к субъекту:

1) инграциация (ingratiation) — стремление выглядеть привлекательным. Такая самопрезентация обязывает окружающих быть любезными, доброжелательными по отношению к субъекту самопрезентации, т.е. этот вид самопрезентации дает «власть обаяния»;

2) самореклама, или самопродвижение (self-promotion) — демонстрация компетентности, которая предоставляет «власть эксперта»;

3) запугивание (intimidation) — демонстрация силы, обязывает окружающих подчиняться, что дает «власть страха»;

4) примерность (exemplification) — демонстрация духовного превосходства, дающая власть «наставника»;

5) мольбы (supplication) — демонстрация слабости (болезней, несчастий), дает «власть сострадания».

Последняя стратегия вызывает большой интерес у исследователей. Тактика, имеющая отношение к мольбе, еще называется также тактикой самозатруднения (self-handicapping). Смысл ее в том, что в ситуациях выигрыша искусственно созданные помехи и затруднения повышают ценность успеха, а в ситуациях проигрыша уменьшают цену поражения. Для того чтобы произвести впечатление на других, субъект самопрезентации может инсценировать наличие трудностей. Человек создает себе помехи по разным причинам: люди с высокой самооценкой могут тем самым увеличивать свои достижения, в то время как люди с низкой самооценкой таким способом ограждают себя от поражений.

Р. Аркин и Дж. Шепперд считают, что в основе стратегии лежат мотив достижения или избегания неудачи.

Анализ исследований, посвященных изучению управления впечатлением о себе, приводит нас к необходимости рассматривать «самопрезентацию» как целостный процесс, который определяется множеством как внешних, так и внутренних взаимодействующих между собой переменных. Поскольку нет четких критериев определе­ния профессиональной самопрезентации и са­моидентификации, их можно попытаться опре­делить так: профессиональная самоидентифи­кация — это отождествление адресанта с опре­деленной группой профессиональных деятелей, т.е. включение себя в круг лиц определенной профессии. Причем это может быть не конкретная профессия, а какая-либо сфе­ра профессиональной деятельности.

Итак, творческая самопрезентация студентов является неотъемлемой составляющей социальной и профессиональной деятельности, частью позиционирования себя как будущего специалиста; представляет собой постоянный процесс предъявления студентом информации о своих знаниях, умениях, навыках, способностях, качествах, необходимых, по его мнению, для успешности будущей профессиональной деятельности, осуществляется в межличностном взаимодействии, протекает независимо от степени осознания субъектами самопрезентации поведенческих действий.

К сожалению, современные выпускники российских университетов пока плохо владеют умением творческой самопрезентации, а значит, процесс формирования навыков самопрезентации в высших учебных заведениях должен стать более эффективным. Для этого требуется разработка как теоретических основ проблемы формирования навыков творческой самопрезентации студентов, так и ее технологических аспектов.

Рецензенты:

Донина О.И., д.п.н., профессор, действительный член АПСН, г. Ульяновск;

Шмелева Н.Б., д.п.н., заведующая кафедрой педагогики профессионального образования и социальной деятельности, доктор педагогических наук, профессор, г. Ульяновск.

В прошлой статье, мы с Вами узнали почему кризис — лучшее время для поиска или смены Вашей работы и научились использовать «7 шагов как информировать деловое сообщество, о том, что Вы ищете новую работу»

Сегодня мы поговорим о искусстве самопрезентации. Самопрезентация это:

  • преподнесение себя
  • умение человека подать себя с лучшей стороны
  • произвести благоприятное впечатление на людей и сохранять его

Что нам предстоит? Нам необходимо будет пройти следующие этапы:

  • оценить себя в состоянии «как есть»
  • выявить и визуализировать свои достоинства
  • оценить как мы коммуницируем во вне
  • отработать навыки эффективной самопрезентации.

При поиске новой работы важно помнить, что очень часто быстрее других находит работу не тот, кто умеет работать, а тот, кто умеет более эффективно использовать приемы само презентации. Такой кандидат сумеет убедить работодателя в том, что именно он подходит лучше других для данной работы.

Человек, обладающий навыками эффективной само презентации, может быть и глупее других, иметь ужасный характер и обладать заурядной внешностью, однако его предпочтут умным, покладистым и красивым.

1. Если вы поставили перед собой цель эффективно заниматься самопрезентацией, Вам необходимо научиться производить на любого собеседника впечатление уверенного в себе человека. Этому способствуют одежда, обувь, аксессуары и прическа. Важно выглядеть опрятным и стильным, а не обязательно дорогим. Аккуратность в одежде очень часто ассоциируется с опрятностью в делах.
2. Вам необходимо — уметь красиво говорить и правильно выражать свои мысли. Для получения хороших результатов, начните делать любые упражнения по ораторскому мастерству. Важно то, что вы говорите и то, о чем вы говорите. Обратите внимание на свои слова. Фразу — «достичь определенных успехов» заменить на «стать лидером». Фразу — «не очень рад» заменить на «разозлился». Исключите из своей речи следующие слова: «как бы», «всего лишь», «немного», «судя по всему». Никогда не говорите самоуничижительные высказывания, такие как: «я не оратор», «я еще малоопытный специалист», «я – человек новый». Для исправления всех перечисленных замечаний, прямо сейчас включите диктофон на своем мобильном телефоне и запишите свою речь, а затем прослушайте запись.
3. Следующим важным элементом является умение, а так же знание как применять методы, позволяющие произвести хорошее впечатление на других. Держитесь с собеседником на равных, будьте уверенны в себе и собственных силах. Энергичные, активные люди всегда привлекают внимание.
4. Обратите внимание на «язык» своих телодвижений. Зачастую наше тело «говорит» наблюдательному человеку больше, чем любые слова и отрепетированная интонация. Станьте меньшинством и научитесь управлять «языком» жестов и своего тела. «Язык тела» — это мимика, жесты и телодвижения (Например: как вы открыли дверь и вошли, как вы сидите, как вы здороваетесь и т.д.). Для того чтобы научиться управлять «языком» своего тела достаточно пары репетиций перед зеркалом (или перед камерой), правильного дыхания и внутреннего спокойствия.

Вам важно научиться само презентации, если Вы приложите усилия и поработаете над собой, все двери будут для Вас открыты, а для этого всего-то нужно:

  • Посмотрите на себя как на товар
  • Упакуйте себя в лучшем виде
  • «Прокачайте» и модернизируйте себя.

Главное оставайтесь искренним!

Продолжение следует …

Екатеринбургский колледж физической культуры

Разработка открытого урока по Дисциплине «Психология общения»

Тема урока «Деловое общение. Самопрезентация в деловом общении»

Дата проведения 20.03.2014

Цели и задачи:

  1. Познакомить студентов понятием «деловое общение» и его видами

  2. Формировать умение студентов участвовать в дискуссиях и спорах

  3. Формировать умение у студентов строить структуру самопрезентации

  4. Отрабатывать навык эффективного участия в решении спорных вопросов

  5. Развивать умение работать в группе.

  6. Воспитывать у студентов терпимость, ответственность, доброжелательность, коммуникативные способности.

Тип урока : комбинированный.

Методы проведения урока: беседа, объяснение, показ презентации, просмотр видео сюжета, групповая работа студентов, самостоятельная работа учащихся, решение ситуационных задач

Оборудование: план-урока, мультимедиа, раздаточный материал для студентов

План урока:

  1. Деловое общение и его виды.

  2. Вербальные и невербальные средства делового общения.

  3. Коммуникативная культура в деловом общении.

  4. Самопрезентация в деловом общении

Ход урока:

Организационный этап (5 – 7 минут)

Здравствуйте уважаемые студенты! Прошу присаживайтесь. Доброе утро, уважаемые коллеги.

Тема занятия «Деловое общение и его виды . Самопрезентация в деловом общении». Наша с Вами совместная цель сегодня – обобщить свои теоретические знания в области делового общения, рассмотреть деловое общение как коммуникационный процесс и практически представить навыки делового общения в своей самопрезентации.

Но прежде – учет посещаемости.

Мотивация учебной деятельности.

В жизни каждый человек большую часть времени проводит в деловой среде: в школе, на производстве, в учреждениях, общественных местах и т. п.

Люди постоянно общаются между собой – с начальниками и подчиненными, с учителями и родственниками, с продавцами, соседями и т.д. Мы постоянно пытаемся кого-то в чем-то убедить или разубедить, уговорить или отговорить.

Например, подсчитано, что ученик средней школы на протяжении своей учёбы вступает в деловые контакты с 25–30 учителями, присутствует на 10 тысячах уроков, каждый из которых — это урок делового общения.

А сколько сборов, собраний, всевозможных заседаний, деловых встреч в жизни каждого из нас!

Надеюсь, что сегодняшний урок даст ответы на эти и другие интересующие вас вопросы по теме «Деловое общение».

Контроль знаний:

Следующий этап нашего урока – контроль знаний. Сейчас мы проверим Ваши знания в сфере общения, которые Вы получили на уроках ранее.

II. Опрос студентовпо пройденному материалу (10 мин.)

Письменно ответить на Вопросы:

  1. Что такое общение?

  2. Вербальная коммуникация — это…

  3. Невербальная коммуникация – это..

  1. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ

Деловое общение – вид общения, при котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Деловое общение отличается от общения в широком смысле тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения.

Функции делового общения:

организация совместной деятельности;

формирование и развитие межличностных отношений;

познание людьми друг друга;

информативная, коммуникативная, воспитательная, нравственно-психолгическая и др.

Первое впечатление: не всегда верно, но всегда устойчиво

Как вы думаете: за какое время один человек составляет свое первое впечатление о другом? В течение первых 60 – 90 секунд в нашем подсознании создается образ человека. Надежность визуального оценочного метода составляет около 80%.

Аксиома публичного выступления гласит: у оратора никогда не будет второго случая произвести первое впечатление. Первое впечатление содержит эмоциональный и оценочный компоненты. Исследования подтверждают, что в 75 % случаев первое впечатление оказывается верным.

Что фиксируется при формировании первого впечатления:

Внешний облик.

Оформление внешности.

Экспрессия, внешняя выразительность.

Выполняемые действия.

Предполагаемые качества личности.

Первое впечатление складывается на основе вербальных (то, что мы говорим), вокальных (то, как мы говорим) и визуальных (то, как мы при этом выглядим) компонентов общения.

О приемах установления контакта:

улыбка, доброжелательный взгляд;

приветствие, включающее рукопожатие и слова;

обращение к партнеру по имени-отчеству, с этой целью – представление, знакомство, обмен визитными карточками;

проявление дружеского расположения, использование для этого шутки, юмора, комплиментов, видимого участия;

подчеркивание значимости партнера, фирмы, которую он представляет, проявление уважения к нему, демонстрируемое словами, мимикой, жестами, позой, организацией пространственной среды;

открытое признание достоинств вашего партнера.

Вербальные компоненты – это смысл первых 10 слов, в число которых входят слова приветствия, представление себя, передача вашего отношения к встрече. Обязательно произносится и имя человека, на которого вы хотите произвести хорошее первое впечатление.

Вокальные компоненты – то, как мы говорим эти слова: скорость, интонация, тембр, громкость, ударение, ритмика. Для каждого слова существует только один способ его написания и более сотни различимых на слух и по смыслу вариантов его произнесения. Вокальная гибкость придает семантическое многообразие одним и тем же словам.

Например, обратите внимание на то, как меняется смысл.

«Я должен получить эту работу». (Я должен получить эту работу, а не вы.)

«Я ДОЛЖЕН получить эту работу». (Я должен получить эту работу, а не сделать что-то другое.)

«Я должен ПОЛУЧИТЬ эту работу». (Я должен получить эту работу, а не отклонять предложение или критиковать его).

«Я должен получить ЭТУ работу». (Именно эту, а не какую другую.)

«Я должен получить эту РАБОТУ». (Хотя она мне и не нравится.)

Задание 1

Произнесите фразу с разными интонациями.

1. Умница! Молодец! (с благодарностью, с восторгом, иронично, огорченно,

гневно)

2. Я этого никогда не забуду (с признательностью, с обидой, с восхищением,

с гневом).

3. Спасибо, как это вы догадались! (искренне, с восхищением, с

осуждением).

4. Ничем не могу вам помочь (искренне, с сочувствием, давая понять

бестактность просьбы).

5. Вы поняли меня? (доброжелательно, учтиво, сухо, официально, с угрозой).

6. До встречи! (тепло, нежно, холодно, сухо, решительно, резко,

безразлично).

7. Это я! (радостно, торжественно, виновато, грозно, задумчиво, небрежно,

таинственно).

8. Я не могу здесь оставаться (с сожалением, значительно, обиженно,

неуверенно, решительно).

9. Здравствуйте! (сухо, официально, радостно, грозно, с упреком,

доброжелательно, равнодушно, гневно, с восторгом).

К визуальным компонентам (то, как мы выглядим в процессе общения), на которые следует обращать внимание, относятся: мимика, взгляд, жесты, осанка, одежда. Многое из того, что вы хотите сказать, вы можете выразить своими жестами, одеждой и манерой поведения.

Внешний вид человека

Одежда, которую вы носите, говорит окружающим людям о многом.

Люди формируют свое мнение о вас в течение первых же секунд, просто бросив взгляд — даже до того, как вы откроете рот.

Устраиваете вы деловую презентацию, произносите речь, отвечаете на вопросы в телевизионном интервью, выступаете перед коллегами по работе — в любом случае очень важно, какое первое впечатление вы производите.

Если ваша внешность привлекательна, то вы можете склонить аудиторию на свою сторону еще до того, как произнесете первое слово. Точно так же можно оттолкнуть от себя людей, если ваш внешний вид, скажем мягко, не совсем уместен.

Задание 2

Важно, что самопрезентация происходит всегда, независимо от того, насколько оратор себе ее представляет и как к ней относится.

Например, два оратора собираются выступить на конференции. Впишите, какие качества демонстрируют выступающие.

Оратор 1

Оратор 2

Надевает лучший дорогой деловой

костюм, белую рубашку, модный

галстук

Демонстрирует

Надевает джинсы и старый свитер

Демонстрирует

Задание 3

Работа в микро группе по 4-6 участников. Группа помогает каждому найти

ответы на следующие вопросы:

1. В чем особенности вашего имиджа? Насколько он приемлем в деловом мире?

2. Подумайте, что нужно сделать, чтобы ваш имидж способствовал успеху в

деловом мире:

а) как улучшить внешнее впечатление;

б) какие деловые качества нужно приобрести, какие усовершенствовать, от

каких недостатков характера необходимо избавиться.

Виды делового общения.

Виды коммуникаций в деловом общении можно разделить на следующие группы.

  1. Вербальные. В качестве таких коммуникаций используется человеческая речь, с помощью которой передается основная часть информации.

  2. Невербальные коммуникации – это обмен информацией с помощью жестов и мимики. Они позволяют поддерживать психологический контакт между собеседниками. С помощью невербальных средств общения обмен информацией приобретает эмоциональную окраску. Такой вид коммуникаций в большинстве случаев не поддается контролю со стороны говорящего и реализуется на подсознательном уровне.

2. ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.

Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.

К монологическим видам относятся:

Приветственная речь;

Торговая речь (реклама);

Информационная речь;

Доклад (на заседании, собрании).

Диалогические виды:

Деловой разговор — кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.

Деловая беседа — продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.

Переговоры — обсуждение с целью заключения соглашения по какому — либо вопросу.

Интервью — разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.

Дискуссия;

Совещание (собрание);

Пресс-конференция.

Контактный деловой разговор — непосредственный, «живой» диалог.

Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.

Письменные виды делового общения — это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

По содержанию деловое общение может быть разделено на:

  • Материальное — обмен предметами и продуктами деятельности;

  • Когнитивное — обмен знаниями;

  • Мотивационное — обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;

  • Деятельностное — обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:

  • Непосредственное — осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;

  • Опосредованное — связанное с использованием специальных средств и орудий;

  • Прямое — предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;

  • Косвенное — осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Жесты и их значение (обобщение материала прошлых тем)

Давайте посмотрим, как эмоциональное состояние человека отражается в его позах и жестах. Напоминаю, что анализировать их следует в совокупности, в контексте и в свете культурных традиций.

Открытые жесты

Открытые жесты — свидетельство психологической открытости, желания общения и продуктивных контактов. Проявляются в нескрещенных и незамкнутых позициях рук и ног.

Руки:

1. Открытые ладони — честность, откровенность;

2. Ладонь, повернутая вверх — просящий жест, с такой позицией легче всего добиться выполнения просьбы, так как она не демонстрирует давления со стороны того, кто просит;

3. Ладонь, повернутая вниз (смотрит в пол), — властность. Со стороны того, кто использует подобную позицию, ощущается психологическое давление;

4. Руки сжаты в кулаки — агрессивное состояние.

Большой палец спрятан вовнутрь — боязнь или страх сделать что-либо такое, что вызовет критическую оценку.

Рукопожатия:

1. Ладонь, повернутая вверх — готовность подчиниться, бессознательный сигнал тому, чье доминирование признается;

2. Ладонь, повернутая вниз — стремление к доминированию, попытка взять под контроль ситуацию;

3. Ладонь ребром вниз — позиция равенства.

Ноги:

1. Носок ноги -показатель заинтересованности — своим направлением указывает на того, в ком человек заинтересован или кого находит привлекательным;

2. Широко расставлены ноги в позиции стоя — агрессия, в том числе и сексуальная;

3. Широко расставлены ноги в позиции сидя — уверенность, внутренняя расслабленность, демонстрация сексуальности.

Закрытые жесты

Закрытые жесты говорят о психологической закрытости, желании изолироваться, уйти от ситуации. Проявляются в виде скрещенных рук и ног.

Руки:

1. Руки, перекрещенные на груди — попытка спрятаться, отгородится от ситуации, негативная реакция;

2. Скрещенные на груди руки со сжатыми в кулаки ладонями — усиленный жест скрещенных рук. Враждебное отношение. Возможность психической атаки. Скрещенные руки с пальцами, плотно обжимающими предплечья — негативно-подавленное отношение к ситуации;

3. Скрещенные руки с позицией больших пальцев, вертикально направленных вверх,- чувство защиты (перекрещенные руки), уверенность (демонстрация больших пальцев);

4. Одна рука перехватывает другую руку, вертикально идущую вдоль тела в области предплечья, локтя или плеча: более легкая форма перекрещенных рук — говорит о контролируемом напряжении;

5. Руки свободно опущены, но одна как бы пожимает другую — попытка сохранить эмоциональное спокойствие;

6. Одной рукой человек делает жест, будто поправляет пуговицу на рукаве другой руки, браслет часов, манжет или прическу — скрытая нервозность;

7. Человек двумя руками держит предмет в руках:

сумочку, карандаш, блокнот, букет цветов, чашечку с чаем или кофе — попытка скрыть внутреннее напряжение, нервозность;

8. Переплетенные пальцы, сцепленные руки — негативное отношение;

9. Пирамида (ладони направлены друг к другу, кончики пальцев смыкаются) — уверенность, уверенное отношение к чему-либо.

Руки за спиной:

1. Одна обхватывает другую в области ладони — самоуверенность, властность, чувство превосходства;

2. Одна рука обхватывает запястье другой — попытка самоконтроля;

3. Одна рука перехватывает верхнюю зону предплечья другой руки — попытка самоконтроля, но выраженная сильнее, чем в предыдущем случае;

4. Выставлен большой палец наружу — демонстрация агрессивности, силы, напора, чувства превосходства;

5. Руки в карманах, большие пальцы снаружи — уверенность, самомнение, атакующий жест. У женщин — агрессия, доминирующий характер;

6. Большие пальцы, торчащие из задних карманов,- доминирующий характер.

Ноги:

1. Перекрещивание ног (нога за ногу) — защита, тенденция к замкнутости. В целом, жест интерпретируется в зависимости от конкретной ситуации. Например, при чтении долгой и нудной лекции студенты устают, и некоторые из них скрещивают ноги;

2. Перекрещенные руки и перекрещенные ноги — неодобрение, неприятие, усиленная защита;

3. Перекрещенные ноги и сплетенные пальцы на коленях — сосредоточение, замкнутость;

4. Перекрещенные лодыжки — зашита, напряжение, негативное отношение, нервозность, страх.

3. Коммуникативная культура в деловом общении:

Коммуникативная культура — это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату.

Высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием у субъекта общения следующих таких личностных качеств, как эмпатия, конкретность, инициативность, открытость и др.

Нравственные требования к общению связаны с признанием ценности каждой личности и включают в себя:

Вежливость — это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Антипод вежливости – грубость, в результате которой работники теряют в производительности труда в среднем около 17%.

Корректность — умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных.

Тактичность — чувство меры, границ в общении, превышение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение.

Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство.

Точность выполнения данных обещаний и взятых обязательств. Неточность нередко граничит с аморальным поведением — обманом, ложью.

Предупредительность — это стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобств и неприятностей.

Особенности личности позволяет говорить об уникальности индивидуальной коммуникативной культуры и способности к ее развитию в процессе социально-психологического обучения.

Задание 4:

Составить социально-психологический и морально-этический портрет современного идеального учителя физической культуры

(какими качествами он должен обладать, чтобы преуспеть в деловом общении с учениками , коллегами, родителями):

(НАПРИМЕР: социально-психологический и морально-этический портрет предпринимателя )

1. Инициативность и способность вести поиск.

2. . Упорство и настойчивость.

3. Готовность к риску.

4. Ориентация на эффективность и качество.

5. Вовлеченность в рабочие контакты.

6. Целеустремленность.

7. Стремление быть информированным.

8. Умение систематически планировать и наблюдать

9. Способность устанавливать связи и убеждать.

10. Уверенность в своих силах и независимость.

  1. САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

Просмотр сюжета «Самопрезентация в деловом общении» и сделать его анализ (при наличии интернета в кабинете )

Название ролика «Наталия Швед. Деловое общение»

Определение

Самопрезентация – это управление впечатлением, которое оратор производит на аудиторию с целью влияния на нее.

Самопрезентация – это вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций.

Виды самопрезентации

1. «Природная самопрезентация» свойственна всем людям, приобретается человеком с рождения. Уже с младенчества человек начинает формировать свой образ. Все это происходит естественно, без обдумываний и прогнозирований. Это природное распределение, естественный процесс определения человека в структуре общественного сознания. Недостаток: человек не может контролировать и корректировать процесс в рамках именно этой презентации, т. е. индивидуум не выбирает, положительной ли будет его природная самопрезентация или же она будет носить негативный характер (бездумная, неконтролируемая личностью презентация самого себя).

2. «Искусственная самопрезентация», главная цель которой – завоевание лояльности со стороны группы людей, значимой для «презентуемого». Иными словами, чтобы завоевать расположение важных для нас людей (и не имеет значение, важны они в данной конкретной ситуации, или же всегда имеют значимость для нас), мы выстраиваем алгоритм коммуникативного процесса с «потенциальной аудиторией».

Внешность оратора

1. Одежда – своеобразная визитная карточка оратора.

Психология одежды рассматривает оформление внешности как многомерную информацию о личности. При формировании первого впечатления об ораторе одежда всегда фиксируется аудиторией как знак привлекательности или непривлекательности. Правильно одеться с позиции психологии восприятия значит грамотно управлять самопрезентацией.

3. Одежда при общении с людьми выполняет три функции: презентационную, регуляторную, информационную.

  1. В одежде наиболее информативно:

Цена. Восприятие цены складывается из трех факторов – качество одежды, дефицитность, модность.

Силуэт. Чем больше силуэт одежды оратора приближен по форме к вытянутому прямоугольнику, тем выше его статус в глазах воспринимающих. Такому силуэту соответствует одежда делового стиля.

Цвет. В российской традиции ахроматические цвета (черный, белый, серый) поднимают статус. Подходят также «цвета экологии» – цвет земли, песка, глины, воды, неярких цветков растений и др.

Деловой этикет оратора

Деловой этикет – инструмент самопрезентации, построения отношений с аудиторией. Хорошие деловые манеры оратора проявляются в следующем:

Обращение со временем: начинать и заканчивать выступление необходимо вовремя.

Четкое определение темы, плана и регламента выступления в начале, а также четкое соблюдение регламента

Специально отведенное время для ответов на вопросы.

Умение отвечать на вопросы, реагировать на замечания, несогласия слушателей – показатель мастерства и общей культуры оратора.

Комплименты аудитории – часть этикетной культуры. Например, вначале выступления можно сказать: «Я рад, что мне представилась возможность выступить перед такими специалистами, как вы», «Выступать перед вами – большая честь для меня» и т. п.

Речь оратора: стилистика речи, подбор выражений, выбор примеров и прочего зависят от особенностей аудитории. С разными целевыми группами необходимо говорить «на разных языках» (каждая из них требует адаптации речи к своей специфике, например, аудитория, состоящая из топ-менеджеров, студентов, пенсионеров). Однако в любой аудитории одобряется правильный литературный язык. Грамотная речь свидетельствует об уровне образованности и общей культуры оратора и буквально выдает происхождение оратора и историю его жизни.

Специфика речи оратора

Продумывайте свою речь, избавьтесь от жаргонизмов, слов- паразитов и сленга, от профессиональных терминов.

Постарайтесь убрать из своей речи отрицательные слова и высказывания. Ваш образ должен содержать только позитив.

Алгоритм самопрезентации

1. Анализ потенциальной аудитории, на которую направлен процесс самопрезентации.

2. Выстраивание, основываясь на первом этапе, стратегии вербального и невербального проявления собственной личности в соответствии с местом самопрезентации и временным промежутком ее реализации.

3. Контроль и корректировка своих действий в соответствии с ситуацией.

4. Реализация «природной самопрезентации» вне контекста «искусственной». Помните, что Вы и есть ваше лицо, «бренд», «имидж», «фирменный стиль» и все понятия, с этим связанные. И в Ваших руках возможность корректировать, изменять Вас же самих, если, конечно, Вы видите смысл в «искусственной самопрезентации».

Самопрезентация на собеседовании

Собеседование – это наилучший способ продемонстрировать работодателю свои лучшие качества. Собеседование – более гибкая форма проверки работника, чем, например, анкетирование или тестирование. Необходимо использовать эту гибкость с пользой для себя.

Один из лучших способов снизить волнение – хорошо подготовиться к собеседованию. Узнайте о компании, в которую собираетесь устраиваться. Проведите пару тренировочных занятий с друзьями. Пусть они сыграют роль злобных и хищных работодателей.

Очень многие кандидаты забывают старую истину, что лучший экспромт – это заранее подготовленный экспромт. Список вопросов, наиболее часто задаваемых на собеседовании, не так велик. Совсем не трудно заранее подготовить ответы на них, чтобы во время интервью чувствовать себя спокойно и уверенно.

Язык тела

При подготовке к интервью психолог Элери Сэмпсон советует проанализировать особенности своего поведения:

Как Вы используете свою улыбку?

Стоите (или сидите) ли Вы прямо?

Есть ли у Вас зрительный контакт с собеседником?

Не выглядите ли Вы нервным?

Как Вы используете свои руки?

Как Вы входите в комнату?

Является ли Ваше рукопожатие сильным и деловым?

Стоите ли Вы слишком близко или слишком далеко к людям, когда говорите с ними?

Дотрагиваетесь ли Вы к человеку, когда говорите с ним?

Положительные сигналы

Сидите (стоите) прямо, немного подавшись вперед, с выражением настоящего интереса.

Во время разговора спокойно и уверенно смотрите на говорящего.

Фиксируете на бумаге ключевые моменты беседы.

Когда Вы слушаете, у Вас «открытая поза»: руки на столе, ладони вытянуты вперед.

Используете «открытые жесты»: руки открыты или подняты вверх, словно Вы растолковываете какую-то мысль своим коллегам.

Улыбаетесь и шутите, чтобы снизить напряжение.

Отрицательные сигналы

Ерзаете на стуле.

Смотрите не на говорящего, а разглядываете потолок или вывески за окном.

Чертите бессмысленные линии.

Отворачиваетесь от собеседника и избегаете встречаться с ним взглядом.

Скрещиваете руки на груди и закладываете ногу за ногу (защитная поза).

Используете закрытые, угрожающие жесты, например, машете указательным пальцем, чтобы отстоять свое мнение.

Сидите с безучастным видом, ворчите или скептически ухмыляетесь.

Домашнее задание «САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ «

Цель: научиться преодолевать страх перед выступлением, самовыражаться, заинтересовать своей неповторимой личностью.

Задание Составьте и произнесите РЕЧЬ «Я».

Тема её – вы сами.

Подсказка .

Ваше выступление – это ваша визитная карточка. Цель её – познакомить с собой, представить себя, заинтриговать собой, по возможности обаять аудиторию. Найдите для такого хорошо знакомого вам предмета разговора, как информация о себе, своём характере, увлечениях, достоинствах и недостатках, неожиданный приём, ассоциацию, чтобы не только сообщить свои анкетные данные, но и наиболее искренне и полно представить свой внутренний мир. Итак, «заговори, чтобы я тебя познал», понял и заинтересовался тобой. (Русская пословица: конь узнается по езде, а человек по разговору).

На подготовку двух-, трёхминутной речи потратьте не более 10 минут. Вы впервые получили задание сочинить свое собственное выступление. И здесь и в дальнейшем, произнося тренировочные речи, руководствуйтесь следующим советом: написанный текст держите перед собой, лишь изредка заглядывая в него. Избегайте механического чтения. Внимание и сосредоточенность помогут вам удержать в памяти и воспроизвести написанное вами близко к тексту. Особенно важно не терять связь со слушателями, публично мыслить и активно выполнять свою действенную задачу.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое самопрезентация?

2. Каковы виды самопрезентации?

3. Какую информацию можно узнать по внешности оратора?

4. Что подразумевает деловой этикет оратора?

5. Что такое невербальная коммуникация в деловом общении?

6. Каковы правила самопрезентации на собеседовании?

Человек осознанно или неосознанно определенным образом предъявляет себя окружающим людям, а тс, в свою очередь, формируют о нем определенное впечатление на основе поступающей информации. Это самопредъявление включает то, что осознанно создает сам человек (самопрезентация), и то, что отражает его подлинное содержание (самовыражение).

Термин самопрезентация используется как синоним управления впечатлением для обозначения многочисленных стратегий и техник, применяемых индивидом при создании и контроле своего внешнего имиджа и впечатления о себе, которое он демонстрирует окружающим.

Кроме термина самопрезентация (калька с англ. self-presentation), для отечественной традиции долгое время более характерными были понятия самоподача и самопредъявление, используемые как синонимы. Этимологически близкое понятие – самораскрытие – имеет более широкое значение.

Формирование и представление окружающим собственного желаемого образа изучают в рамках различных научных направлений. Понимание самопрезентации в них имеет выраженные особенности. Самопрезентация разными авторами рассматривается как:

  • – средство организации взаимодействия с другими людьми для достижения своих целей (И. Гофман);
  • – форма социального поведения (Дж. Тедеши и М. Риес);
  • – средство поддержания самооценки (Б. Шленкер и М. Вейголд, М. Лири и Р. Ковальски; Д. Майерс);
  • – средство формирования образа «Я» и самооценки (Дж. Г. Мид и Ч. Кули);
  • – средство самовыражения (Р. Баумейстер и А. Стейхилбер);
  • – прием устранения когнитивного диссонанса (Ф. Хайдер и Л. Фестингер);
  • – реализация мотивации достижения или же избегания неудач (Р. Аркин и А. Шутц);
  • – создание состояния объективного самосознания в результате восприятия чужих оценок (Р. Викланд);
  • – следствие повышения мотивации в результате фокусировки внимания на себе (Г. Глейтман);
  • – проявление стремления к власти в межличностных отношениях (И. Джонс и Т. Питтман);
  • – личностная черта (А. Фестингер, М. Шериер и А. Басс, М. Снайдер);
  • – представление своих личностных качеств в связи с потребностью в доверительных отношениях (Л. Б. Филонов) или для установления взаимодействия (Р. Парфенов);
  • – воздействие на отношение окружающих (А. А. Бодалев), направление восприятия партнера по определенному пути (Ю. С. Крижанская и В. П. Третьяков, Г. В. Бороздина);
  • – создание определенного впечатления и регуляция собственного поведения (Ю. М. Жуков);
  • – рекламная деятельность (А. Н. Лебедев-Любимов).

Одним из наиболее цитируемых исследователей в области самопрезентации является американский социолог И. Гофман. Его работа «Представление себя другим в повседневной жизни», опубликованная в 1959 г., ряд десятилетий была высокозначимой для многих исследователей феномена самопрезентации, поэтому мы остановимся на ней подробнее.

Теория И. Гофмана посвящена социальному взаимодействию и управлению производимым впечатлением в этом взаимодействии. Введя концепцию «социальной драматургии», И. Гофман описывал межличностное поведение как спектакль, в котором заняты актеры. В этом спектакле мы познаем друг друга в этих ролях; в них мы познаем и самих себя. Представляемая маска-картина, которую мы создаем о себе, исполняемые нами роли тоже являются масками нашей истинной самости – той самости, которую мы желаем иметь. В конце концов, исполнение роли становится нашей второй натурой и интегральной частью личности. Мы выбираем собственную маску не случайно, а предпочитаем ту, которая наилучшим образом изображает, кем мы желаем быть. Гофман впервые поставил вопрос о существовании в рамках одного и того же человека двух «Я»: «Я» – для себя и «Я» – для других, подчиненных целям, преследуемым во взаимодействии. Впоследствии он пришел к заключению о существовании еще и третьего «Я» – «чистого», или «необработанного», проявляющегося в экстремальных ситуациях, например в тюрьме или сумасшедшем доме.

В работе И. Гофмана под названием «Face-work» (1955) речь идет о стратегиях сохранения и поддержания своего «лица». Они включают приемы создания у окружающих благоприятного впечатления о себе и коррекцию неблагоприятного. В социальном взаимодействии эти усилия направлены на кооперацию с окружающими людьми. При этом «лицо» (Jace) лишь отчасти является образом собственного «Я». Оно (face) является еще и тем образом, который, по убеждению индивида, складывается о нем у окружающих.

В переводах произведений Гофмана на русский язык этот «второй образ» обозначают термином «имидж». Образ себя и имидж у окружающих могут противоречить друг другу, поэтому индивид должен стремиться замаскировать то, что противоречит желаемому образу.

В контексте исследования социально-психологических факторов самопрезентации для нас представляет интерес термин «зона», которая определяется И. Гофманом как любая часть пространства, огражденная в какой-то степени барьерами для восприятия. По его мнению, удобно пользоваться термином «зональный фасад», обозначая место, где разворачивается действие.

Таким образом, самопрезентация человека в «зональном фасаде» – попытка создать впечатление того, что его поведение соответствует определенным стандартам. Когда некая деятельность происходит на глазах у окружающих, некоторые аспекты этой деятельности подчеркиваются, тогда как другие нивелируются. Существует также «задний двор», «закулисье» – скрытая зона, где можно не скрывать того, что на сцене неприемлемо. Здесь актер может расслабиться, сбросить маску и выйти из роли. Например, некоторые женщины могут по-настоящему почувствовать себя свободно только в присутствии подруг: перед мужчинами они всегда вынуждены притворяться. Высокопоставленные персоны должны иметь скрытую зону для частной жизни, чтобы сохранять ореол таинственности, которую могут разрушить неформальные проявления на публике. В каждом социальном слое можно заметить тенденцию разделения фасада и скрытой зоны. Фасад обычно, в отличие от заднего двора, хорошо декорируется, поддерживается в чистоте и порядке.

Встречаются зоны, которые могут использоваться и как фасад, и как скрытая зона в зависимости от времени и случая. Например, если в офисе нет посетителей, сотрудники могут снять пиджаки, ослабить галстуки, обмениваться шутками. Иногда для внутреннего пользования в офисах используется дешевая цветная бумага, чтобы подчеркнуть, что это только для собственных нужд.

Можно выделить и третью зону, обозначаемую как дальняя зона. Это не фасад и не задний двор. Фасад и закулисье служат успеху одного представления, а когда упоминается дальняя зона, то речь идет уже о другом представлении. Например, «тиран» офиса может быть мягок с домашними. Суть в том, что индивид разыгрывает представления перед разными аудиториями. И он должен контролировать строгое разделение членов одной и другой аудитории. Гостеприимная хозяйка приветствует каждого гостя в передней и демонстрирует свое особое отношение ни в коем случае не на глазах у других гостей.

Таким образом, И. Гофман выделяет две ограниченные зоны: зону фасада, где происходит или может происходить представление, и скрытую от зрителей зону. Как правило, если случайный наблюдатель врывается в скрытую зону неожиданно, «актеры» чувствуют, что они вынуждены разрываться между двумя реальностями. Результатом этого бывает смущение.

В подходе И. Гофмана фиксируется внимание на важных аспектах межличностного взаимодействия в контексте управления впечатлением – наличие определенной цели предъявления соответствующего образа и осознание человеком собственной неаутентичности в самопредъявлении.

Важным аспектом в самопрезентации, по И. Гофману, является драматизация. Представ перед окружающими, человек, как правило, включает в свою игру некие составляющие, призванные пролить свет и сделать ясными факты, которые до этого не были до конца понятными. Он должен так мобилизовать свою активность, чтобы в процессе представления выразить то, что он хочет донести до публики. В каждый момент времени ему необходимо быть уверенным, что аудитория верит в его искренность.

Появляясь перед другими людьми, в которых человек заинтересован (зрителями), он должен мобилизовать свою активность, чтобы произвести нужное впечатление. Это делается:

  • – чтобы вызвать желаемую реакцию;
  • – чтобы предстать «тем самым лицом»;
  • – потому что подобного аудитория ожидает от представителя данной группы;
  • – потому что этого требует социальная роль;
  • – потому что иначе он рискует быть понятым неправильно, отчего изменится ситуация в целом;
  • – чтобы прийти к «пониманию» и таким образом достигнуть своих целей.

Стоит отметить, что социально-драматургические построения И. Гофмана подвергались критике за гипертрофирование влияния социальных ролей, а также за преувеличение манипулятивной природы интеракций. Несмотря на это, они послужили фундаментом многих работ. Современные исследователи выделяют несколько теоретических направлений в исследовании самопрезентации, самовыражения и других феноменов, связанных с самопредъявлением личности.

Согласно И. Гофману, самопрезентация складывается из трех составляющих:

  • – тот, кто самопрезентуется (осознание целей самопрезентации, адекватность самооценки, уверенность);
  • – гот, кому самопрезентуются (его настрой, настроение);
  • – то, что самопрезентуется.

При этом автор выделяет ошибки самопрезентации: 1) потеря мышечного контроля над своим телом (кашель, чихание и т.д.); 2) демонстрация неискренности, «переигрывание»; 3) неправильное развитие всего процесса самопрезентации (неадекватность ситуации).

В работах А. А. Бодалева, посвященных изучению особенностей восприятия и понимания человека человеком, во время формирования первого впечатления представляющий себя человек выступает в качестве объекта познания для других людей. Как субъекту человеку присуща гностическая способность, когда он проявляет какое-либо отношение (например, интерес) к другим участникам общения, стремление познать партнеров по общению. Но в то же время для своих партнеров по общению человек оказывается и объектом познания. Человек в роли объекта познания вызывает у познающих его людей определенное отношение. Подчеркивая «двойственную», пассивно-активную позицию человека в процессе общения, можно заметить, что своим поведением он воздействует на отношение к нему окружающих, так как он сам способен «творить мир» и активно влиять на ход общения. В свою очередь, имеющиеся у окружающих оценочные эталоны, стереотипы и установки, актуализируясь при взаимодействии с оцениваемым человеком, в большой степени обусловливают своеобразие того впечатления, которое этот человек у них вызывает. Человек, являющийся не только субъектом, но и объектом познания, предстает перед воспринимающими его людьми как индивид, как личность, как индивидуальность.

В свою очередь, Ю. М. Жуков в книге «Эффективность делового общения» рассматривает процесс самопрезентации в контексте делового общения и наряду с правилами коммуникативного этикета и согласования взаимодействия выделяет правила самоподачи. Самоподача – важное коммуникативное умение, проявляющееся в деловых коммуникациях, правилам которого необходимо учиться.

Согласно взглядам Жукова, самопрезентация выполняет как минимум две функции: создание у окружающих определенного впечатления и регуляция собственного поведения в критических ситуациях. Также автор выделил правила самоподачи – техники общения, используемые для достижения желаемых эффектов в процессе социальных коммуникации:

  • – правила составления текста сообщений;
  • – риторические приемы;
  • – правила пространственно-временной организации общения;
  • – приемы использования мимики и пантомимики, невербальных средств в общении и т.д.

В качестве техники самоподачи, но Жукову, можно обозначить выбор в процессе самопрезентации определенного образа в пространстве четырех дихотомий:

Обзор зарубежных и отечественных стратегий, техник, приемов и методов самопрезентации позволяет сделать вывод, что в целом предлагаемые рекомендации по формированию впечатления можно разделить на две группы. Критерием разделения является предлагаемый способ организации поведения коммуникатора.

Согласно рекомендациям первой группы, коммуникатору предлагается выбрать в социальном контексте образ самопрезентации и, используя свой жизненный опыт, постараться его воплотить.

К этой группе относятся стратегии самопрезентации И. Джонса и Т. Питтмана. В данном случае коммуникатору предлагается вначале выбрать типаж человека, который кажется обаятельным, или компетентным, или опасным, или нуждающимся в поддержке. Затем, используя свой жизненный опыт, следует попытаться воссоздать этот образ (сыграть роль) с помощью специальных приемов-техник: лести, хвастовства, угроз, мольбы и т.д. Получается, что образ самопрезентации выбирается в социальном контексте, а источником его воплощения становятся коммуникативные приемы из житейского опыта.

К этой же группе относятся стратегии самозатруднения (Тайс, Джонес и Берглас) и похвала исполнения противника (Шеппард и Аркин), а также техники управления впечатлением Р. Чалдини, так как они предполагают создание нового образа себя или противника, отличного от того, который есть в реальности.

В эту же группу можно отнести дихотомии, разработанные Ю. М. Жуковым. Выбирая точку в четырехмерном коммуникативном пространстве, субъект, по сути, должен выбрать образ самопрезентации, например «доминантный, дистантный, враждебный, активный» или «доминантный, контактный, дружелюбный, активный», и построить свое поведение исходя из требований образа.

Ко второй группе рекомендаций относятся определение характерных черт (признаков) успешной самопрезентации и создание своей презентации как суммы выбранных признаков.

К этой группе относятся техники самоподачи Г. В. Бороздиной, которая делает акцент на целях самопрезентации в общении и взаимодействии. Г. В. Бороздина говорит о самопрезентации как об управлении вниманием реципиента с целью акцентирования его на определенных особенностях внешнего облика, поведения в ситуациях, которые «запускают» механизмы социального восприятия.

Каждая из техник предполагает выделение определенных признаков и привнесение их в свой облик или поведение для того, чтобы привлечь внимание реципиента именно к ним. Признаки (превосходства, привлекательности, отношения, состояния и причин поведения) отрабатываются и привносятся в поведение по отдельности и, суммируясь, создают собственно технику, являющуюся способом управления впечатлением о себе.

Затрагивая вопрос классификации самопрезентаций, стоит упомянуть различные ее виды. Так, Р. Аркин и А. Шутц, рассматривая самопрезентацию как поведенческую реализацию мотивации достижения или избегания неудач, выделяют по этому признаку «приобретающую» и «защитную» самопрезентаций. «Приобретающая» самопрезенгация выражает мотивацию достижения. Для нее характерен выбор адекватных ролей и задач (соответствующих социальному положению, образованию и пр.), выбор социальной среды, соответствующей уровню идентификации субъекта (человек общается с равными себе). «Защитная» самопрезентация – поведенческое проявление мотивации избегания неудач. Она чаще всего не осознается. Человек выбирает неадекватную для решения задач среду: либо с заниженными требованиями, либо с непомерно высокими (авантюристическая самопрезентаций).

Также выделяют устную и письменную (например, резюме) самопрезентаций.

Пример 3.21

Структура резюме’.

  • – социально-демографический блок;
  • – образование;
  • – опыт работы (знания, умения);
  • – владение английским языком и специализированными компьютерными программами.

Резюме должно быть информативным, но кратким, не превращаться в изложение автобиографии. Перечисление личностных качеств лучше опустить.

В своей работе И. Джонс и Т. Питтман предположили, что в основе самопрезентаций лежит стремление расширить и поддержать влияние в межличностных отношениях, т.е. стремление к власти. Они выделяют пять стратегий достижения власти (табл. 3.3).

Первая стратегия самопрезентаций называется старанием понравиться (ingratiating). Старание понравиться – попытка представить себя привлекательным в глазах других. По мнению авторов, тот, кто старается понравиться, должен скрывать реальную цель своей активности, или он достигает обратного эффекта. Выделяются несколько основных способов, которыми человек может пытаться достигнуть цели выглядеть желаемым для других.

Первый путь – просто соглашаться с тем, что думает и утверждает объект. Второй путь – похвалить достоинства и личность объекта. Третий путь – оказывать благосклонность человеку, которому необходимо понравиться.

Но, как отмечают авторы, эти стратегии требуют тонкости. Если их использовать необдуманно, они выдают намерения субъекта. Кроме того, они могут вызвать дополнительные проблемы. Объекта, которому необходимо понравиться, обмануть легче, чем наблюдателей, так как люди, как правило, позитивно относятся к себе и своим суждениям. Люди верят, что их мнения верны, они не очень подозрительны к тем, кто согласен с ними. Но это не относится к сторонним наблюдателям, обладающим своими наборами суждений. Поэтому человек, стремящийся понравиться, повышает свою позицию в глазах объекта и в то же самое время снижает свои позиции в глазах наблюдателей. Примером могут служить следующие ситуации: а) молодой человек хочет понравиться девушке, а ее мама видит ситуацию в черном свете; б) девушка решает во что бы то ни стало получить расположение выбранного ею молодого человека, а его друзья не одобряют такого расклада вещей.

Самопродвижение (self-promotion) является другой стратегией самопрезентации, несколько похожей на предыдущую. По если старание понравиться – это попытка выглядеть привлекательным, то человек, продвигающий себя, пытается выглядеть компетентным. Например, претендент на вакантную позицию может избрать путь демонстрации своей привлекательности, а может показывать свою компетентность. Старание понравиться – это стратегия, цель которой – вызвать симпатию, в то время как самопродвижение имеет своей целью получение уважения со стороны других людей. Наиболее эффективный способ самопродвижения – демонстрация своих знаний и умений.

Третья стратегия получения власти – запугивание (intimidation). Запугивающий должен постараться убедить объект в том, что он потенциально опасен, т.е. может и будет причиной неприятностей, если объект откажется делать то, что от него требуют. Это также опасная стратегия. Во-первых, запугивающий может выглядеть грубым. И, во-вторых, людям не нравятся те, кто их запугивает, и они общаются с ними, имея на то серьезные причины.

Четвертая стратегия достижения межличностного влияния – пояснение примером (exemplification). Избравший эту стратегию должен убедить объект, что он может служить примером, скажем, честности или моральных достоинств. Таким образом, являющийся примером занимается в каком-то смысле самопродвижением. Однако продвигающий себя демонстрирует компетентность, в то время как поясняющий примером демонстрирует значимость своей личности. Эта стратегия также опасна. Служащий примером рискует, что объекту откроется: на самом деле он не представляет из себя то, что пытается продемонстрировать.

Пятая стратегия – мольба (supplication), демонстрация слабости и зависимости. Мольба работает потому, что в западной культуре широко распространена норма – заботиться о нуждающемся человеке. Но мольба также не всегда гарантирует успеха, кроме того, слабость не всегда привлекательна.

Техника, имеющая отношение к мольбе, направленная на привлечение внимания, называется самозатруднением (self- handicapping). Считается, что человек старается избегать помехи и затруднения. Но есть обстоятельства, когда он может искать их. Например, если ему предстоит быть оцененным при решении некого задания и он не уверен, что в состоянии выполнить его хорошо. Самозатруднение имеет два преимущества: 1) если человек провалится, это обеспечит ему оправдание; 2) если человек выиграет, это увеличит его успех. Некоторые люди сами создают себе помехи по разным причинам. Люди с высокой самооценкой могут увеличить свои достижения, а люди с низкой самооценкой могут использовать эту стратегию, чтобы оградить себя от поражений (например, это и есть причина того, что человек часто выпивает).

Таблица 3.3

Стратегии и техники самопрезентации И. Джонса и Т. Питтмана

Стратегия

Техника

Цель

Старание понравиться (ingratiating)

Выражать согласие. Льстить.

Оказывать благосклонность

Казаться привлекательным (власть обаяния)

Самопродвижение, самореклама (self- promotion)

Хвастать.

Демонстрировать знания. Демонстрировать умения

Казаться компетентным (власть эксперта)

Запугивание

(intimidation)

Выдвигать требования. Угрожать неприятностями

Казаться опасным (власть страха)

Пояснение

примером

(exemplification)

Хвастать.

Демонстрировать свои достоинства

Казаться достойным подражания (власть наставника)

Мольба

(supplication)

Умолять.

Демонстрировать слабость и зависимость (самозатруднение – self-handicapping)

Казаться слабым (власть сострадания)

В работе С. Р. Пантелеева и E. М. Зимачевой описаны определенные способы подачи субъектом информации о себе: «самодовольное», «рефлексивное», «самобичующее», «самооправды- вающее неприятие». Выделены соответствующие им формы презентации образа «Я» и самоотношения, различающиеся по психологическому содержанию и степени эффективности «Я»-подачи другим. E. М. Зимачева описывает пять основных форм вербальной самопрезентации: 1) «социальная самореклама», направленная на усиление социальной желательности образа «Я» в глазах других; 2) «нерефлексивное самоодобрение» – усилия субъекта направлены па самовосхваление и дискредитацию других при преобладании оценочного подхода, па содержание информации о себе; 3) «любящее самобичевание» – подчеркивание трудностей, проблем и апелляция к помощи; 4) «самооборона» связана со скрытым недовольством собой при раздражении в адрес других; 5) «согласованность образа Я».

Существуют и другие типологии самопрезентации. Например, В. В. Хороших выделяет следующие парные виды вербальной самопрезентации.

  • 1. По стремлению получить социальное одобрение или избежать значимых потерь в социальном одобрении выделяется естественный – защитный стиль самопрезентации (естественный характеризуется более полным участием в социальных интеракциях, защитный – поведением, направленным на избегание внимания, он связан с действиями, которые ограничивают или уменьшают участие в социальных взаимодействиях)
  • 2. По осознанности действий субъекта: осознаваемая (контролируемая) – неосознаваемая («автоматическая») самопрезентация (в зависимости от значимости представления для субъекта или препятствия желаемой самоидентификации).
  • 3. В зависимости от условий самопредъявления: непосредственная – опосредованная самопрезентация (непосредственная характеризуется субъект-объектным взаимодействием, опосредованная характеризуется субъект-объект-субъектным взаимодействием).
  • 4. По способу предъявления информации: прямая – косвенная самопрезентация (прямая – представление информации о самом себе, косвенная – о субъектах и объектах, с которыми связан опосредованно).

Выделяется также успешная – неуспешная самоподача. Основными факторами успешности самопрезентации определяются характеристики, отражающие особенности социально-психологического взаимодействия человека с миром людей: социальная активность, потребность в идентификации с группой и общительность.

Другие исследователи, выделяя виды самопрезентации, делают акцент на ее целях. Так, в зависимости от цели, по мнению Е. А. Петровой, можно выделить основание самоподачи манипулятивного и неманипулятивного типа. В работе И. Ю. Малисовой среди вербальных стратегий в межличностном общении были описаны три: самораскрытие (диалогичность и рефлексивность высказываний), самопрезентация (раскрытие демонстрируемого «Я» при неполной диалогичности и рефлексии) и непроизвольное самовыражение (отсутствие диалогичности и рефлексивности). Такая классификация кажется нам наиболее общей, охватывающей основные виды самопредъявления.

В последнее десятилетие в отечественной психологии появляется все больше работ, которые так или иначе затрагивают проблему профессиональной презентации человека. Масштабные разработки ведутся также по проблемам формирования индивидуального имиджа политических деятелей. Однако на этих исследованиях мы не станем останавливаться в данной работе, поскольку они не близки к предмету нашего исследования.

Подводя итог теоретическому анализу, отметим, что в целом все процессы самопредъявления личности можно разделить на три разных вида: самораскрытие, осознанная самопрезентация и непроизвольное самовыражение. Воспринимая отраженный образ «Я», личность может на его основе скорректировать имидж или же самоизменяться, стремясь приблизиться к идеалу. Таким образом, предъявляя себя окружающим, личность может проявлять свои подлинные качества, может искренне стремиться соответствовать собственному идеальному образу, может несколько приукрасить свой реальный образ, а может создать образ, скрывающий ее подлинную сущность.