Не принимаемые расходы

Высчитывая налог на прибыль, каждый налогоплательщик занимается определением налоговой базы, которая как раз и является объектом начисления налога. Просчет этой базы требует учета всех доходов компании, а также ее расходов, которые могут существенно повлиять на размер оплачиваемого дохода. Причем стоит с особым вниманием рассмотреть те расходы, которые в вычислении базы не участвуют и, соответственно, не влияют на сумму налога на прибыль.

Такие расходы перечислены в статье 270 НК РФ и имеют четкую конкретику. Предпринимателям, которые платят налог, а также лицам, занимающимся его расчетом, обязательно стоит ознакомиться с данным перечнем.

Итак, к таким расходам имеют отношение следующие затраты:

  • Перечисленные налогоплательщиком дивиденды, а также другие суммы по прибыли, пришедшие после осуществления процесса налогообложения.
  • Оплачиваемые в счет государства штрафы и пени, наложенные на законном основании.
  • Взносы предприятия в адрес уставного капитала или товарищеского сообщества.
  • Платежи и насчитанные на них налоги за выброс вредных веществ и загрязнение окружающей среды.
  • Расходы религиозных объектов на организацию религиозных обрядов и их осуществление.
  • Затраты по докупке амортизационного имущества и достройке или усовершенствованию уже имеющихся основных средств.
  • Проценты, которые начисляет кредитор заемщику в случае, если он является налогоплательщиком.
  • Затраты в счет добровольного страхования.
  • Суммы, которые появились в результате потери ценными бумагами своей ценности.
  • Суммы добровольных взносов в членские объединения, организации и т.д.
  • Отчисления в гарантийные фонды, которые требует законодательство.
  • Стоимость переданного на безвозмездной основе имущества.
  • Премии, выплачиваемые сотрудникам.
  • Материальная помощь работникам.
  • Суммы налогов, которые предъявляет налогоплательщик тем, кто приобретает его товар.
  • Надбавки к пенсиям, одиночные выплаты в помощь и в награду сотрудникам.
  • Суммы разницы в цене в случае льготной реализации товара.
  • Имущество или права, переданные как залог.
  • Компенсирование использования личных средств передвижения в рабочих целях.
  • Оплаты услуг нотариуса, который предоставляет их сверх нормы.
  • Оплата дополнительно предоставляемых отпусков сотрудникам.
  • Другие расходы.

Перечень этот, как видите, довольно обширный и изложен не полностью, но все-таки стоит остановиться на некоторых его пунктах отдельно.

Примеры расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли

Например, когда налогоплательщик желает осуществить капитальный ремонт принадлежащих ему основных средств и делает это за счет чистой прибыли после осуществления процедуры налогообложения, то такие расходы не будут зачтены для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль.

Когда природопользовательская организация, загрязняя окружающую среду, платит налог, предусмотренный в законном порядке, то отнести его в свои расходы по прибыли она не имеет права. Стоит подчеркнуть, что в случае аренды субъекта хозяйствования арендодатель такой налог оплачивать не обязан и не может. Его уплату осуществляет только арендатор, который напрямую использует природный ресурс.

Затраты на приобретение амортизируемого имущества не могут подлежать учитываемым в расчете прибыли расходам, так как погашаются напрямую от процесса амортизации.

Расходы на предоставление авансовой оплаты не могут признаваться такими, которые имеют отношение к налогу на прибыль, так как ожидаемая покупка будет отгружена в другое время и, возможно, не в этот налоговый период.

Сумма НДС, которую предприятие оплачивает поставщикам, также не учитывается в графе расходов, так как оплата и вычет этих сумм идут в другом, обусловленном законом порядке.

Расходы, которые представлены в вышеуказанном списке, не будут иметь отношения к формированию налоговой базы и расчета налога на прибыль. Стоит это учитывать в ведении бухгалтерского, а также налогового учета.

Чаще всего такие расходы оплачиваются за счет чистой прибыли предпринимателя и не возмещаются ему никоим образом. Именно поэтому при ведении учета и формировании политики в интересах субъекта предпринимательской деятельности максимально уменьшить количество и разновидности расходов.

При этом можно также использовать налоговую политику, которая подразумевает равномерное распределение расходов в налоговом периоде и, соответственно, менее болезненную оплату рассчитанного налога на прибыль.

Итак, расходы, не учитываемые в целях налогообложения прибыли, составляют конкретный список, который прошел максимальную корректировку налоговыми инспекциями и отображен в статье 270 Налогового Кодекса Российской Федерации. Указанные разновидности расходов подлежат обычному бухгалтерскому учету, но не подлежат учету налоговому, а потому отображать их в списках налоговых регистров нет необходимости, так как при проведении контролирующей проверки эти суммы никак не смогут оказать влияние на расчет налоговой базы для исчисления налога на прибыль и его размеры соответственно. Но знание списка таких расходов поможет бухгалтеру грамотно вести учет.

Гришина О. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Безусловно, далеко не все операторы связи вправе применять УСНО из-за несоответствия критериям, установленным гл. 26.2 НК РФ (в части доходов, численности работников, остаточной стоимости основных средств, структуры компании и участия в их уставном капитале других юридических лиц). Между тем фискальная привлекательность данного спецрежима (если речь идет об объекте налогообложения «доходы минус расходы») отчасти нивелируется закрытым перечнем расходов, признаваемых в налоговой базе. Кроме того, некоторые налоговые правила сформулированы нечетко. К примеру, первоначальная стоимость создаваемого силами оператора связи, применяющего УСНО, характерного для него объекта НМА – программного обеспечения формируется исходя из фактических затрат на его создание (изготовление). Эти затраты включают в себя в том числе расходы на оплату труда (с учетом страховых взносов). Но под понятие «расходы на оплату труда» согласно действующему законодательству подпадают в равной степени как выплаты, производимые оператором связи работникам непосредственно за выполнение трудовой функции, в том числе связанной с созданием объекта НМА (программного обеспечения), так и выплаты, напрямую не связанные с трудовой деятельностью, но рассчитываемые исходя из среднего заработка, например отпускные. Следовательно, отпускные (и страховые взносы, начисленные на них) можно отнести к группе рискованных для «упрощенцев» расходов. Как поступить с такими затратами: включить в первоначальную стоимость НМА или учесть в качестве самостоятельного расхода? Исходя из разъяснений официальных органов и судебной практики, постараемся ответить на данный вопрос.

Порядок признания затрат на создание объекта НМА при УСНО

Напомним, при УСНО к расходам относятся только те виды затрат, которые содержатся в закрытом перечне п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Если какие-то виды затрат в нем не поименованы (а таких довольно много) и в отношении них нет никаких отсылок к положениям гл. 25 НК РФ, то включить их в налоговую базу «упрощенец» не вправе.

Расходы на создание объектов НМА упоминаются в гл. 26.2 НК РФ, но налоговых правил, определяющих порядок их признания «упрощенцем» в налоговой базе, не так уж и много.

Например, в пп. 2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ «упрощенцам» с объектом налогообложения «доходы минус расходы» разрешается учесть в налоговой базе расходы на создание объекта НМА. Подпунктом 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ определено, что эти расходы учитываются в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ (то есть с момента принятия на бухгалтерский учет). В течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды (на последнее число квартала) равными долями.

Согласно последней из названных норм в случае применения налогоплательщиком УСНО с момента постановки на учет в налоговых органах стоимость НМА принимается по первоначальной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете. Полагаем, такое же правило используется в случае, если до УСНО налогоплательщик применял другой режим налогообложения, но расходы на создание НМА понес во время применения «упрощенки».

А в пункте 4 ст. 346.16 НК РФ сказано, что в состав НМА включаются те из объектов, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ. Критерии признания активов амортизируемым имуществом перечислены в п. 1 ст. 256 НК РФ. К ним относятся, в частности, срок полезного использования (не менее 12 месяцев) и первоначальная стоимость (более 100 000 руб.).

Следует упомянуть и о п. 3 ст. 346.16 НК РФ, где говорится, что сроки полезного использования НМА также определяются по правилам гл. 25 НК РФ, а именно на основании п. 2 ст. 258 НК РФ. (Однако данное правило понадобится «упрощенцам» лишь в случае вынужденной утраты права на применение УСНО и при переходе на общий режим налогообложения.)

При этом само понятие объекта НМА в гл. 26.2 НК РФ не определено. Зато оно раскрывается в п. 3 ст. 257 НК РФ: такими объектами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

Итак, чтобы признать актив объектом НМА для целей налогового учета, необходимы:

  • способность актива приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход);

  • надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого НМА и (или) наличие исключительных прав у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).

Для признания актива нематериальным «упрощенец» прежде всего должен сформировать его первоначальную стоимость.

Порядок формирования первоначальной стоимости объекта НМА

Первоначальная стоимость объекта НМА, создаваемого в период применения УСНО, определяется по правилам, установленным ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов».

Согласно п. 7 названного стандарта фактической (первоначальной) стоимостью нематериального актива является сумма, исчисленная в денежном выражении, равная величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, уплаченная или начисленная организацией при приобретении, создании актива и обеспечении условий для использования актива в запланированных целях.

Перечень затрат, относимых к расходам на создание НМА, приведен в п. 8 и 9 ПБУ 14/2007, в их числе:

  • таможенные пошлины и таможенные сборы;

  • невозмещаемые суммы налогов, государственные, патентные и иные пошлины, уплачиваемые в связи с созданием объекта НМА;

  • суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с созданием НМА;

  • суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг сторонним организациям по заказам, договорам подряда, договорам авторского заказа либо договорам о выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ;

  • оплата труда работников, непосредственно занятых при создании НМА или при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по трудовому договору;

  • отчисления на социальные нужды (в том числе страховые взносы);

  • расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества, амортизацию основных средств и НМА, использованных непосредственно при создании НМА;

  • иные расходы, непосредственно связанные с созданием НМА и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.

К сведению: перечень расходов, не включаемых в первоначальную стоимость НМА, установлен п. 10 ПБУ 14/2007. В нем, в частности, указаны:

  • возмещаемые суммы налогов, за исключением случаев, преду­смотренных законодательством РФ (НДС, уплаченный при создании НМА, для «упрощенцев» является невозмещаемым налогом, поэтому включается в стоимость актива на основании п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ);

  • общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с созданием (приобретением) активов;

  • расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам в предшествовавших отчетных периодах, которые были признаны прочими доходами и расходами.

Затраты по полученным займам и кредитам в общем случае также не являются расходами на создание (приобретение) объектов НМА, за исключением ситуаций, когда актив, фактическая (первоначальная) стоимость которого формируется, относится к инвестиционным активам.

Добавим, в п. 3 ст. 257 НК РФ приведен, по сути, аналогичный перечень затрат (хотя и без их детализации), формирующих первоначальную стоимость объектов НМА. В немтакже определено, что стоимость нематериальных активов, созданных самим налогоплательщиком, рассчитывается исходя из суммы фактических расходов на их создание, изготовление. Под такими расходами подразу­меваются материальные расходы, затраты на оплату труда, на услуги сторонних организаций, стоимость патентных пошлин и др. Исключение составляют налоги, учитываемые в составе расходов в соответствии с НК РФ.

Таким образом, первоначальная стоимость амортизируемых НМА в налоговом учете определяется как сумма расходов на их создание (приобретение) и доведение их до состояния, пригодного к использованию.

Существенный момент: изменения в результате модернизации первоначальной стоимости объектов НМА (в связи с затратами на пополнение или обновление программного обеспечения), в отличие от основных средств, Налоговым кодексом не предусмотрено. На это обстоятельство чиновники Минфина обратили внимание в Письме от 17.05.2018 № 03-03-06/1/33132.

К сведению: налоговым кодексом не определен порядок учета затрат на создание (приобретение) объектов НМА, размер которых не превышает 100 000 руб. В связи с этим «упрощенцы» могут учесть подобные затраты единовременно как материальные расходы на основании пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Ведь в п. 2 данной статьи четко сказано, что материальные расходы принимаются к учету в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций (ст. 254 НК РФ). Тут возможны варианты:

  • на основании пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты на приобретение работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика;

  • согласно пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ расходы на приобретение имущества, не являющегося амортизируемым, учитываются при налогообложении в полном объеме при вводе его в эксплуатацию.

«Зарплатные» расходы: неоднозначные формулировки

Как упоминалось выше, расходы налогоплательщика на оплату труда формируют первоначальную стоимость объекта НМА. В соответствии со ст. 255 НК РФ (положениями которой обязаны руководствоваться и «упрощенцы» при исчислении налоговой базы) таковыми считаются в том числе суммы среднего заработка, сохраняемого сотрудникам на время отпуска (пп. 7). Следует также напомнить, что выплаты в виде среднего заработка, сохраняемого работникам на время отпуска, в силу ст. 420 НК РФ и 421 НК РФ включаются в базу для исчисления страховых взносов.

В пункте 9 ПБУ 14/2007 в качестве одной из составляющей первоначальной стоимости объекта НМА в числе прочих затрат также поименованы суммы оплаты труда работников (и, разу­меется, страховые платежи, исчисленные с указанных выплат). Однако в данном пункте уточняется (!), что это касается оплаты труда работников, которые непосредственно заняты при создании НМАили при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работпо трудовому договору.

С учетом этого уточнения (о непосредственной занятости работников при создании НМА) «упрощенцы», казалось бы, вправе не включать в первоначальную стоимость нематериальных активов затраты в виде сумм отпускных и, соответственно, страховых взносов, исчисленных с них. (Несомненно, данный вариант выгоден прежде всего плательщикам налога на прибыль, поскольку позволяет учесть обозначенные расходы единовременно, а не по частям в течение срока полезного использования НМА. «Упрощенцы» в любом случае полностью признают стоимость актива в расходах в течение года принятия его к учету.) Ведь отпускные формально являются не вознаграждением за выполнение работниками трудовых функций, в том числе связанных с созданием НМА, а компенсационной выплатой. Подобные выплаты согласно ст. 114 ТК РФ осуществляются за периоды отдыха работников, то есть за время, когда они фактически не принимают непосредственное участие в создании объекта НМА. Косвенным подтверждением тому является Письмо Минфина РФ от 04.07.2014 № 03-04-06/32423, в котором сказано, что отпуск в силу ст. 106 и 107 ТК РФ представляет собой время отдыха, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей.

Получается, средний заработок, выплачиваемый за период отпуска в соответствии со ст. 114 ТК РФ, не относится к доходам от осуществления трудовой деятельности. Кстати, в Письме от 26.11.2018 № 03-03-06/1/85271 (адресованном в первую очередь плательщикам налога на прибыль, но актуальном и для «упрощенцев») чиновники Минфина прямо указали, что первоначальную стоимость НМА формируют в том числе расходы на оплату труда работников, которые непосредственно участвуют в создании нематериальных активов, а также расходы в виде страховых взносов. Получается, что тем самым финансисты позволяют налогоплательщикам формировать первоначальную стоимость НМА без учета расходов на отпускные (и отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков, что актуально при ОСНО).

Но правомерен ли такой подход к формированию первоначальной стоимости нематериальных активов? Давайте разбираться.

Несмотря на то, что в вопросе налогоплательщика, приведенном в Письме № 03-03-06/1/85271, четко обозначены два вида затрат (отпускные и отчисления в резерв по отпускам), финансисты тем не менее прямо ни один из них не упоминают. Их ответ – обтекаемая и неоднозначная фраза со ссылкой на нормы гл. 25 НК РФ, в которых, в отличие от п. 9 ПБУ 14/2007, нет уточнения о непосредственном участии работников в создании НМА.

Также важно, что п. 10 ПБУ 14/2007 не предусматривает изъятие отпускных из первоначальной стоимости и в нем не содержится оговорка о возможности исключения иных расходов. А в силу пп. 7 ст. 255 НК РФ затраты в виде среднего заработка, сохраняемого работникам на время отпуска, для целей налогового учета признаются расходами на оплату труда.

Кроме того, следует напомнить о правовой позиции Президиума ВАС, изложенной еще в Постановлении от 07.02.2012 № 11709/11 по делу № А68-14429/2009, согласно которой оплата отпуска по своей природе аналогична заработной плате. Данная позиция обусловлена положениями ст. 136 ТК РФ, определяющей порядок, место и сроки выдачи (перечисления) зарплаты, в том числе срок оплаты отпуска, а также положениями ст. 139 ТК РФ, устанавливающей порядок исчисления среднего дневного заработка для оплаты отпусков. А раз так, то оспорить в арбитраже позицию высших арбитров относительно квалификации сумм отпускных едва ли получится.

Таким образом, несмотря на соблазн (обусловленный в том числе недавними разъяснениями Минфина, приведенными в Письме № 03-03-06/1/85271) не включать затраты в виде отпускных и соответствующих им сумм страховых взносов в первоначальную стоимость создаваемого «упрощенцем» объекта НМА, делать этого на практике все же не стоит ни в налоговом, ни в бухгалтерском учете.

Опубликовано21 апреля 2019 в 17:19

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо о применении упрощенной системы налогообложения и, исходя из содержащегося в письме вопроса, сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на сумму арендных (в том числе лизинговых) платежей за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество.

Согласно пункту 2 статьи 346.16 Кодекса расходы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Статьей 288 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) установлено, что собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан.

Гражданин — собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.

Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора.

Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение предназначено для проживания граждан.

Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Таким образом, гражданское и жилищное законодательство не допускает использование жилого помещения для целей, не связанных с проживанием граждан.

В связи с этим расходы индивидуального предпринимателя по аренде жилого дома для размещения частного детского садика при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитываться не должны.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель

директора Департамента

Р.А.Саакян

Организация применяет УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Она занимается торговлей. Транспортные расходы, связанные с приобретением товара, не включаются в первоначальную стоимость товара.
В какой момент нужно списывать транспортные расходы? Нужно ли распределять транспортные расходы между стоимостью реализованных товаров и остатком товаров на конец отчетного периода?

30 августа 2016

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В налоговом учете при УСН транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, следует списывать как отдельный вид расходов в момент погашения задолженности перед поставщиком путем списания денежных средств с расчетного счета Организации, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения.
Распределять транспортные расходы между стоимостью реализованных товаров и остатком товаров на конец отчетного периода нет необходимости.

Обоснование вывода:
В случае, если объектом налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (далее — Налог), являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 2 ст. 346.18 НК РФ). Перечень расходов, которые могут быть учтены при формировании налоговой базы по Налогу, приведен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. При этом указанные расходы должны соответствовать критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации расходы на транспортировку товаров, приобретенных Организацией для дальнейшей реализации, могут быть учтены в составе расходов двумя способами:
1) на основании пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ;
2) или на основании пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
При этом необходимо иметь в виду, что, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ).
1. В силу пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в целях налогообложения учитываются материальные расходы, определяемые в соответствии с порядком, предусмотренным для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ. Согласно пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся, в частности, расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика. К работам (услугам) производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации, в частности перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов).
Таким образом, при исчислении налоговой базы по Налогу транспортные расходы, связанные с доставкой товара с таможенного склада на склад покупателю, учитываются в составе материальных расходов. При этом согласно п. 2 ст. 346.17 НК РФ материальные расходы принимаются к учету после их фактической оплаты (смотрите также письмо Минфина России от 15.04.2010 N 03-11-06/2/59).
2. Для торговых организаций в целях налогообложения учитываются расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, а также расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров (пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
При этом в силу прямого указания пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходы, непосредственно связанные с реализацией товаров (в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке), учитываются в составе расходов после их фактической оплаты.
Таким образом, независимо от того, как будут квалифицированы Организацией транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, в налоговом учете при УСН стоимость доставки приобретенных товаров следует списывать как отдельный вид расходов по мере возникновения и оплаты таких затрат. Дожидаться списания на реализацию приобретенных товаров не нужно.

Рекомендуем ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Общий порядок определения расходов при УСН.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РКА Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав