НК РФ 319

1. Под незавершенным производством (далее — НЗП) в целях настоящей главы понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В НЗП включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К НЗП относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. Материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве, относятся к НЗП при условии, что они уже подверглись обработке.

Оценка остатков НЗП на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям налогоплательщика) и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.

Налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).

Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.

В случае, если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

Сумма остатков незавершенного производства на конец текущего месяца включается в состав прямых расходов следующего месяца. При окончании налогового периода сумма остатков незавершенного производства на конец налогового периода включается в состав прямых расходов следующего налогового периода в порядке и на условиях, предусмотренных настоящей статьей.

2. Оценка остатков готовой продукции на складе на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках готовой продукции на складе (в количественном выражении) и суммы прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам НЗП. Оценка остатков готовой продукции на складе определяется налогоплательщиком как разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящейся на выпуск продукции в текущем месяце (за минусом суммы прямых затрат, приходящейся на остаток НЗП), и суммой прямых затрат, приходящейся на отгруженную в текущем месяце продукцию.

3. Оценка остатков отгруженной, но не реализованной на конец текущего месяца продукции производится налогоплательщиком на основании данных об отгрузке (в количественном выражении) и суммы прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам НЗП и остаткам готовой продукции на складе. Оценка остатков отгруженной, но не реализованной на конец текущего месяца продукции определяется налогоплательщиком как разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки отгруженной, но не реализованной готовой продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящуюся на отгруженную продукцию в текущем месяце (за минусом суммы прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продукции на складе), и суммой прямых затрат, приходящейся на реализованную в текущем месяце продукцию.

4. Исключен. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ.

  • Статья 250 НК РФ Внереализационные доходы 21) в виде стоимости продукции средств массовой информации и книжной продукции, подлежащей замене при возврате либо при списании такой продукции по основаниям, предусмотренным подпунктами 43 и 44 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Оценка стоимости указанной в настоящем пункте продукции производится в соответствии с порядком оценки остатков готовой продукции, установленным статьей 319 НК РФ; Открыть статью
  • Статья 254 НК РФ Материальные расходы 4. В случае, если налогоплательщик в качестве сырья, запасных частей, комплектующих, полуфабрикатов и иных материальных расходов использует продукцию собственного производства, а также в случае, если в состав материальных расходов налогоплательщик включает результаты работ или услуги собственного производства, оценка указанной продукции, результатов работ или услуг собственного производства производится исходя из оценки готовой продукции (работ, услуг) в соответствии со статьей 319 НК РФ. Открыть статью
  • Статья 257 НК РФ Порядок определения стоимости амортизируемого имущества При использовании налогоплательщиком объектов основных средств собственного производства первоначальная стоимость таких объектов определяется как стоимость готовой продукции, исчисленная в соответствии с пунктом 2 статьи 319 НК РФ, увеличенная на сумму соответствующих акцизов для основных средств, являющихся подакцизными товарами. Открыть статью
  • Статья 265 НК РФ Внереализационные расходы 11) затраты на аннулированные производственные заказы, а также затраты на производство, не давшее продукции. Признание расходов по аннулированным заказам, а также затрат на производство, не давшее продукции, осуществляется на основании актов налогоплательщика, утвержденных руководителем или уполномоченным им лицом, в размере прямых затрат, определяемых в соответствии со статьями 318 и 319 НК РФ; Открыть статью
  • Статья 315 НК РФ Порядок составления расчета налоговой базы При этом общая сумма расходов уменьшается на суммы остатков незавершенного производства, остатков продукции на складе и продукции отгруженной, но не реализованной на конец отчетного (налогового) периода, определяемых в соответствии со статьей 319 НК РФ; Открыть статью
  • Статья 318 НК РФ Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 НК РФ. Открыть статью
  • Статья 340 НК РФ Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы При этом прямые расходы, произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода. Остаток незавершенного производства определяется и оценивается с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 1 статьи 319 НК РФ. При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются также косвенные расходы, определяемые в соответствии с главой 25 НК РФ. При этом косвенные расходы, произведенные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов. Общая сумма расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в этом налоговом периоде. Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым, полностью включается в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период. Открыть статью

ПРОБЛЕМЫ ПРАВА

УДК 336.2

О ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ В РОССИИ

© 2011 г. В.Н. Беня

Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»,

ул. Б. Садовая, 69, г. Ростов-на-Дону, 344002,

Rostov State Economic University,

B. Sadovaya St., 69, Rostov-on-Don, 344002,

Рассматриваются аспекты процессуальных налоговых правоотношений в контексте Налогового кодекса РФ и иных нормативно-правовых актов. Исследуется их возникновение, изменение и прекращение, а также характеристика и взаимосвязь с материальными нормами налогового права. С помощью таких правоотношений вся система процессуальных правовых средств оформляется в два блока мер поведения: процессуальные права и обязанности их участников.

Ключевые слова: процессуальные правоотношения, налоговое право, обязанности, нормы, юридические факты, субъекты.

Keywords: procedural legal relationships, tax right, duties, norms, juridical facts, subjects.

Современный период развития налогового права свидетельствует о необходимости глубокого анализа механизма налогового правового регулирования, его процессуальной составляющей.

Механизм правового регулирования налоговых отношений включает в себя в качестве обязательных элементов: нормы права, юридические факты, правоотношения. Юридическое содержание налоговых правоотношений (далее — НП) определяется потенциальными возможностями развития событий и соответствующих действий управомоченного и обязанного субъектов отношений по поводу установления, изменения и уплаты налогов. Фактическое содержание НП представляет собой, с одной стороны, конкретные действия плательщиков, а с другой — государства (либо уполномоченных им органов) по реализации прав и обязанностей сторон при осуществлении предписаний налогово-правовых норм .

Значительная часть норм Налогового кодекса РФ и иных нормативно-правовых актов закрепляет именно процессуальные аспекты налогового права, что обусловлено в первую очередь спецификой НП.

С.С. Алексеев полагает, что «правоотношение — это сложное, многоэлементное общественное отношение», к этим элементам относятся:

а) субъекты — один носитель права (управленческий), другой — носитель обязанностей;

б) содержание правоотношения — сами субъективные права и юридические обязанности;

в) объект правоотношения, т. е. тот предмет окружающего мира, материальное и нематериальное благо, по поводу которого оно сложилось;

г) юридические факты, представляющие важную сторону в существовании и динамике правоотношений .

Место правоотношения в системе правового регулирования определяется двойственным характером связи . Так, налоговые правоотношения формируются на основе реальных общественных отношений, регулирующих поступление налоговых платежей. Однако становятся таковыми они только под воздействием на-логово-правовых норм. Общественные отношения, предполагающие регулирование поступлений налогов и сборов, выступают в качестве НП только при наличии закрепленной нормой права налоговой обязанности.

Определенность места правоотношения в механизме правового регулирования довольно четко представляется при выделении стадий этого процесса.

Исследуя механизм правового регулирования, С.С. Алексеев предложил следующие его три стадии: 1) регламентированность общественных отношений, нуждающихся в правовом опосредовании; 2) действие норм, в результате которых возникают или изменяются правовые отношения; 3) реализация субъективных прав, при которой правовое регулирование достигает своей цели, воплощается в поведении конкретных лиц .

Е.А. Ровинский подчеркивал: «…во всех видах финансовых правоотношений их властно-имущественный характер выступает совершенно отчетливо. Значение имеет лишь степень проявления в них властного характера. Характеристика финансовых правоотношений как властно-имущественных позволяет отграничивать их от гражданского права, регулирующего имущественные отношения, от административного права, где

встречаются также властно-имущественные правоотношения» .

В целях побуждения субъектов налогового права к использованию предоставленных прав и исполнению обязанностей, предусмотренных нормами налогового права, используется несколько способов правового регулирования налоговых отношений: запреты, дозволения, позитивные обязывания, поскольку налоговые отношения практически всегда регулируются посредством установления обязанностей, побуждения субъектов налогового права к активным действиям.

Упорядочивая общественные отношения, законодатель избирает также приемы и способы, с помощью которых осуществляется наиболее эффективное правовое воздействие на их развитие.

В процессе правового регулирования государство моделирует налоговые отношения, определяя таким образом конкретную модель налогообложения. Законодатель заранее, с расчетом на будущее, призван выработать и закрепить в законодательстве о налогах и сборах надлежащие юридические средства (особые формы, комплексы средств, юридические режимы). «Если в правовой норме, — отмечает Р.О. Халфина, -с достаточной полнотой учтены требования, предъявляемые развитием содержания, если выбраны адекватные средства воздействия на содержание и приняты во внимание разнообразные факты, определяющие мотивацию поведения, то поведение будет соответствовать модели поведения, закрепленной в норме, конкретизированной в правах и обязанностях участников данного отношения» . Это, однако, не исключает и отклонения реального поведения участников правоотношения от модели, содержащейся в норме. Оно может определяться индивидуальными особенностями субъектов, конкретной жизненной ситуацией, хотя в основном отражает диалектическое противоречие формы и содержания. В этих условиях возможно возникновение и конфликтной ситуации, когда действие налогоплательщика приобретает противоправный характер и вызывает негативную реакцию со стороны государства, предполагающую воздействие на субъект правонарушения.

Налоговое правоотношение имеет волевой характер. Причем необходимо учитывать несколько аспектов реализации воли. Прежде всего возникновение правоотношения невозможно без воплощения воли государства, без соответствующей налогово-правовой нормы. И, кроме того, осуществление правоотношения предполагает определенные волевые акты его участников, определяющих поведение субъектов НП в ходе реализации налоговой обязанности. Для правоотношения типично взаимодействие социальной воли, выраженной в правовых нормах, с индивидуальной волей субъектов правоотношений. Именно в этом и состоит активное воздействие норм права и правоотношений на общественное отношение .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В юридической литературе обращается внимание и на ряд других признаков правоотношения, например, Н.И. Матузов отмечает, что «можно кратко определить правоотношения как урегулированные правом и нахо-

дящееся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридические права и обязанности» .

Урегулированность организационных отношений в области налогообложения нормами процессуального права приводит к появлению налогово-процессуальных отношений.

Налогово-процессуальные отношения по природе своей являются налогово-правовыми и сохраняют свое назначение — правовое регулирование налогообложения. Однако последнее осуществляется как за счет материального, так и процессуального регулирования.

Рассматривая процессуальные НП в контексте правовой связи субъектов процессуальных отношений в единстве с их фактическим поведением, следует отметить, что для процессуальных НП в большей степени характерны системность, одномоментность и в связи с этим множественность субъектов .

Процессуальные НП являются вторичными по отношению к материальным правоотношениям. Назначение налогово-процессуальных отношений реализуется через урегулированность, налогово-процессуальными нормами деятельности по реализации, применению материальных норм налогового права.

Таким образом, процессуальное правоотношение -это возникающая на основе норм процессуального права связь субъектов процессуального права (связь субъективного права и юридической обязанности).

Основная особенность процессуальных НП — их властный характер. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации (ст. 2 НК РФ).

Процессуальные НП, по мнению О.В. Староверовой, -это отношения, урегулированные нормами процессуального налогового права, содержащие властные предписания, которые определены природой этих отношений.

Государственное управление в налоговой сфере предполагает определенное подчинение управляемого воле управляющего, т. е. органам налогового администрирования, осуществляющим налоговую деятельность . Для возникновения, изменения или прекращения процессуальных НП требуется не только заинтересованность в этом субъектов налогового права, но и определенные жизненные обстоятельства, факты. Влияние на процессуальные НП оказывают лишь те факты, которые обозначены в нормативно-правовых актах и с которыми законодатель связывает возможность осуществления участниками НП их процессуальных прав и обязанностей.

Юридические факты в налоговом праве — это те явления реальной жизни, которые приводят налогово-правовую норму в движение, вызывают ее реализацию в правовых отношениях, превращают субъекты налогового права в субъекты конкретных процессуальных налогово-правовых отношений.

В литературе юридические факты определяются по-разному, но все авторы едины в понимании их значения для правоотношения.

По мнению В.Е. Кузнеченковой, юридические факты как основной элемент процессуального механизма правового регулирования налоговых отношений выполняют свою главную функцию — обеспечивают возникновение, изменение и прекращение налогово-правовых отношений. Они создают переход от общей модели поведения субъектов, установленной налогово-правовой нормой, к конкретному поведению конкретных субъектов, воплощаемому в налогово-правовом отношении .

Юридические факты, вызывающие возникновение, изменение и прекращение процессуальных правоотношений называются процессуальными и имеют следующие особенности:

1) они, как правило, не единичны, а выступают в виде фактического (юридического состава);

2) процессуальный фактический состав характеризуется двойственностью своей правовой природы. Наряду с собственно процессуальными фактами в него включается факт материально-правового характера;

3) так называемые собственно процессуальные факты исчерпывающе определены в нормах процессуального права .

Процессуальные НП, в отличие от материальных возникают на основе юридических фактов-действий. В соответствии с НК РФ налоговые органы в процессе взыскания сумм налога могут направить налогоплательщику следующие юридические акты:

— требования по уплате налога с указанием срока исполнения;

— инкассовое поручение в банк, составленное на основе решения о принудительном взыскании налога;

— постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика;

— исковое заявление в суд и так далее при судебном порядке погашения задолженности.

Властные начала процессуальных правоотношений предполагают наличие властного субъекта, действующего от имени публичной власти.

Субъектом налогового процессуального правоотношения является лицо, занимающее в процессе по конкретному делу определенное процессуальное положение (государственный орган, заинтересованное лицо и т.д.).

Для процессуальных НП характерно многообразие субъектов. Эти отношения возникают в налоговой сфере в процессе реализации публичной власти. Их постоянный участник — специальный и полномочный субъект государственного управления (орган налогового администрирования), наделенный властными полномочиями. Эти субъекты, защищая интересы государства в налоговой

сфере, реализуют свою компетенцию (фактическое наличие предметов ведения в сфере налоговых отношений).

Полагаем, что состав субъектов процессуальных НП, определенный ст. 9 НК РФ не охватывает всех потенциальных и реальных субъектов налогового права.

Процессуальные НП, возникающие относительно учета налогоплательщиков, требуют для их выполнения определенных функций не только должностных лиц налоговых органов (ст. 85 НК РФ). Ведь правоотношения складываются и по поводу расчетного счета, расчетных операций по перечислению налогов и сборов, исполнению инкассовых поручений и решений налоговых органов о взыскании налогов и сборов (ст. 45, 46, 69 НК РФ). Факультативными субъектами признаются: эксперты, специалисты, свидетели, понятые, принимающие участие в налоговой проверке (ст. 90, 95 — 98 НК РФ).

Все изложенное свидетельствует о необходимости расширения перечня участников процессуальных налоговых правоотношений. Таким образом будут прямо и непосредственно выражены воля и интересы государства (ст. 2 НК РФ), т. е. публично-правовой государственный интерес.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Кучерявенко Н.П. Налоговое право. Харьков, 1997.

2. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993.

3. Явич Л.С. Право и общественные отношения. Основные аспекты содержания и формы советского права. М., 1971.

4. Ровинский Е.А. Основные вопросы теории Советского финансового права. М., 1960.

5. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974.

6. Толстой Ю.К. К теории правоотношения. Л., 1959.

7. Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2001.

8. Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права. М., 2003.

9. Староверова О.В., Эриашвили Н.Д. Налоговый процесс / под ред. Н.М. Коршунова. М., 2004.

10. Кузнеченкова В.Е. Процессуальные средства в налоговом праве. М., 2004.

11. Галаган Н.А., Василенко А.В. К проблемам теории правоприменительных отношений // Государство и право. 1998. № 3.