НК статья 25

Срок уплаты налога на прибыль: годовой, квартальный, ежемесячный

Порядок уплаты налога на прибыль регламентирован ст. 287 НК РФ, где в том числе определены сроки перечисления в бюджет налога, исчисленного по итогам года, и авансовых платежей, рассчитываемых внутри него.

Годовой налог на прибыль уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за год, то есть не позднее 28 марта года, следующего за годом, за который исчислен налог (п. 1 ст. 287, п. 4 ст. 289 НК РФ).

Срок уплаты налога на прибыль по итогам отчетных периодов зависит от того, каким способом организация исчисляет авансовые платежи.

Так, если отчетным периодом для организации являются I квартал, полугодие и 9 месяцев и при этом организация не уплачивает ежемесячные авансовые платежи, сроки уплаты квартального аванса будут такими (п. 1 ст. 287, п. 3 ст. 289 НК РФ):

  • 28 апреля;
  • 28 июля;
  • 28 октября.

Если помимо квартального аванса компания платит ежемесячные, они перечисляются не позднее 28-го числа каждого месяца соответствующего отчетного периода.

При этом уплаченные ежемесячные авансы засчитываются в счет квартального аванса, а квартальные авансы — в счет налога за год (п. 1 ст. 287 НК РФ).

Те же организации, которые платят авансы по фактической прибыли, перечисляют их не позднее 28-го числа месяца, следующего за тем, по итогам которого исчислен налог (п. 1 ст. 287 НК РФ).

Во всех случаях 28-е число — срок регламентный. Если эта дата выпадает на выходной или нерабочий праздничный день, то срок уплаты переносится на ближайший следующий рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Подробные разъяснения по заполнению платежек на уплату авансовых платежей по налогу на прибыль, а также их образцы, привели эксперты К+. Получите бесплатно пробный доступ к системе и переходите к подсказкам.

О том, какими будут последствия неуплаты авансовых платежей, читайте в материале «Единственное последствие неуплаты авансов по прибыли — пени».

Как уплачивается налог на прибыль в 2020 году (сроки)

Для 2020 года конкретные сроки уплаты налога на прибыль с учетом вышеизложенных правил таковы:

Срок уплаты

При уплате квартальных авансов

При уплате авансов по фактической прибыли

Первый ежемесячный авансовый платеж в I квартале 2020 года

Второй ежемесячный авансовый платеж в I квартале 2020 года

Авансовый платеж за январь 2020 года

Годовой налог за 2019 год. Третий ежемесячный авансовый платеж в I квартале 2020 года

Годовой налог за 2019 год. Авансовый платеж за февраль 2020 года

Первый ежемесячный авансовый платеж во II квартале 2020 года. Аванс за I квартал 2020 года (в т. ч. для тех, кто платит только квартальные авансы)

Авансовый платеж за март 2020 года

Второй ежемесячный авансовый платеж во II квартале 2020 года

Авансовый платеж за апрель 2020 года

Третий ежемесячный авансовый платеж во II квартале 2020 года

Авансовый платеж за май 2020 года

Первый ежемесячный авансовый платеж в III квартале 2020 года. Аванс за II квартал 2020 года (в т. ч. для тех, кто платит только квартальные авансы)

Авансовый платеж за июнь 2020 года

Второй ежемесячный авансовый платеж в III квартале 2020 года

Авансовый платеж за июль 2020 года

Третий ежемесячный авансовый платеж в III квартале 2020 года

Авансовый платеж за август 2020 года

Первый ежемесячный авансовый платеж в IV квартале 2020 года. Аванс за III квартал 2020 года (в т. ч. для тех, кто платит только квартальные авансы)

Авансовый платеж за сентябрь 2020 года

Второй ежемесячный авансовый платеж в IV квартале 2020 года

Авансовый платеж за октябрь 2020 года

Третий ежемесячный авансовый платеж в IV квартале 2020 года

Авансовый платеж за ноябрь 2020 года

Уплата налога на прибыль (проводки)

В бухучете организаций, не применяющих ПБУ 18/02 (утверждено приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н), начисление налога на прибыль отражается проводкой: Дт 99 Кт 68.

О том, кто может не применять ПБУ 18/02, читайте в статье «ПБУ 18/02 — кто должен применять и кто нет?».

Если организация использует ПБУ 18/02, сумма налога к уплате выводится в виде кредитового сальдо по счету 68 с применением дополнительных проводок, отражающих постоянные и отложенные налоговые активы и обязательства. При этом со счетом 68 оказывается корреспондирующим не только счет 99, но и счета 09 и 77.

Подробнее о применяемых в этом случае проводках читайте в материале «Бухгалтерский учет расчетов по налогу на прибыль».

Итоговый результат начислений к уплате в аналитике на счете 68 разбивается по бюджетам.

Уплата налога на прибыль отразится проводкой Дт 68 Кт 51 также с учетом аналитики по бюджетам.

Итоги

Периодичность уплаты налога на прибыль для организации может быть ежемесячной или ежеквартальной, но в любом случае предельная дата срока платежа устанавливается как 28-е число месяца, наступающего, соответственно, за очередным месяцем или кварталом. Исключение составляет уплата налога по году: ее надо осуществить не позже 28 марта следующего года. Срок уплаты подчиняется правилу переноса на более позднюю дату при совпадении с выходным днем.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В начале июня Президент РФ подписал ряд федеральных законов, которые внесли изменения в Налоговый кодекс. Нововведения предусмотрены для первой части НК РФ, глав 21 «Налог на добавленную стоимость», 23 «Налог на доходы физических лиц» 25 «Налог на прибыль организаций» и 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ. Обо всех поправках — в нашей статье.

Ставка НДС для авиаперевозок

Федеральный закон от 06.06.2019 № 123-ФЗ (далее — Закон № 123-ФЗ) внес изменения в ст. 164 и 165 НК РФ. Так, п. 1 ст. 164 НК РФ дополнен подп. 4.3. В нем сказано, что в отношении услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа применяется нулевая ставка НДС. Но чтобы снизить налоговую нагрузку по НДС, авиаперевозчики должны выполнить условие — пункт отправления, пункт назначения пассажиров и багажа, а также все промежуточные пункты маршрута перевозки в случае их наличия должны быть расположены вне территории Московской области и территории Москвы.

Напомним, что в настоящее время нулевая ставка применяется по авиаперевозкам в Крым, Севастополь и Калининградскую область (подп. 4.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Но воспользоваться льготной ставкой можно только до 1 января 2025 г.

Применение нулевой ставки НДС по авиаперевозкам, минуя Москву и Московскую область, необходимо документально подтвердить. Для этих целей законодатели дополнили ст. 165 НК РФ новым п. 6.4. В этой норме установлено, что при реализации услуг, предусмотренных подп. 4.3 п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0% и налоговых вычетов необходимо представить в налоговые органы реестр перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки. В нем должны быть указаны:

— номера перевозочных документов;

— пункты отправления и назначения;

— все промежуточные пункты маршрута перевозки в случае их наличия;

— даты оказания услуг;

— стоимость услуг по перевозке пассажиров и багажа.

К сведению

Рассматриваемая поправка введена во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В этом документе предусмотрено в целях повышения уровня экономической связанности территории РФ расширение сети межрегиональных регулярных авиационных маршрутов, минуя Москву, до 50% от общего количества внутренних регулярных авиационных маршрутов.

Закон № 123-ФЗ вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС. Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 7 июня 2019 г. Таким образом, изменения начнут действовать с 1 октября 2020 г.

Поправки для НДФЛ

Изменения в главу 23 НК РФ внесены Федеральным законом от 17.06.2019 № 147-ФЗ (далее — Закон № 147-ФЗ). Большинство новаций начнут действовать с 2020 г. Рассмотрим основные нововведения.

Законодатели откорректировали, пожалуй, самое важное положение главы 23 НК РФ — ст. 217 НК РФ. Новая версия данной нормы начнет применяться с 1 января 2020 г.

Итак, со следующего года признается утратившим силу п. 3 ст. 217 НК РФ. Напомним, что он содержит перечень не облагаемых НДФЛ компенсационных выплат, установленных действующим законодательством (в пределах утвержденных норм). Но это не означает, что компенсации будут облагаться НДФЛ. Просто законодатели перенесли их в п. 1 ст. 217 НК РФ.

Обратите внимание: перечень перенесен не дословно. Рассмотрим основные отличия.

В настоящее время в п. 1 ст. 217 НК РФ сказано, что от обложения НДФЛ освобождаются государственные пособия. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам. А вот с пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) налог удерживается. Кроме того, не облагаются НДФЛ иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.

В новом перечне остались только государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком).

Сейчас согласно абз. 3 п. 3 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ компенсационные выплаты, связанные с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения. Закон № 147-ФЗ уточнил, что из-под налогообложения выведено возмещение расходов на оплату коммунальных услуг (включая услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами).

Согласно действующей редакции п. 3 ст. 217 НК РФ выплаты, связанные с увольнение работников, освобождены от обложения НДФЛ. Эта норма предусматривает два исключения:

— компенсации за неиспользованный отпуск;

— суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Законодатели прописали вышеуказанные исключения в двух отдельных положениях. Так, со следующего года выплаты, связанные с увольнением, также не должны облагаться НДФЛ. При этом в этой норме будет предусмотрено только одно исключение — суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

А вот компенсации за неиспользованный отпуск в новой редакции п. 1 ст. 217 НК РФ прописаны отдельно. Законодатели установили, что доходы в виде компенсаций за неиспользованные отпуска, а также за неиспользованные предоставленные дополнительные сутки отдыха не подлежат освобождению от НДФЛ.

Как видите, со следующего года компенсации за неиспользованные отпуска никак не привязаны к увольнению работников. На наш взгляд, это означает, что с указанных выплат придется удерживать НДФЛ вне зависимости от того, выплачиваются ли они в связи увольнением работника или по другой причине.

Закон № 147-ФЗ внес дополнение в порядок освобождения от НДФЛ выплат, связанных с командировками. Законодатели уточнили, что не облагаются НДФЛ документально подтвержденные расходы по получению и регистрации дипломатического паспорта (сейчас речь идет только о служебном паспорте).

С 1 января 2020 г. согласно новой редакции п. 1 ст. 217 НК РФ доходы в виде компенсаций за неиспользованные предоставленные дополнительные сутки отдыха военнослужащим не подлежат освобождению от налогообложения на основании ст. 217 НК РФ. Отметим, что такая компенсация предусмотрена п. 3 ст. 11 Федерального закона от 27.05.98 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

По мнению законодателей, выплата военнослужащему вышеуказанной денежной компенсации связана с прохождением службы за пределами установленного служебного времени, в связи с чем такая компенсационная выплата может быть отнесена к облагаемым НДФЛ выплатам, так как она во многом сходна с предусмотренной ст. 149 и 152 ТК РФ компенсацией сверхурочной работы оплатой труда в повышенном размере.

И последнее нововведение, которое появится в п. 1 ст. 217 НК РФ со следующего года. Из-под налогообложения выведена оплата работодателем своим работникам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, стоимости проезда работника в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно и стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимости проезда неработающих членов его семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работником) и стоимости провоза ими багажа, производимой в соответствии с действующим законодательством.

Отметим, что сейчас в ст. 217 НК РФ не упоминаются вышеназванные компенсационные выплаты. Но, несмотря на это, специалисты Минфина России допускают возможность не удерживать с таких выплат НДФЛ. Данный подход финансисты обосновывают судебными решениями, которые предусматривают освобождение от обложения НДФЛ указанных компенсаций (письма от 13.02.2019 № 03-04-06/8803, от 19.09.2018 № 03-04-05/67100, от 18.06.2013 № 03-04-05/22782).

Помимо изменений, предусмотренных для п. 1 ст. 217 НК РФ, законодатели ввели в ст. 217 НК РФ ряд новых видов доходов, которые не будут облагаться НДФЛ. Это:

— денежная компенсация взамен полагающегося из государственной или муниципальной собственности земельного участка, если такая компенсация установлена законодательством РФ, законодательством субъекта РФ (п. 41.2 ст. 217 НК РФ);

— доходы в виде выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации, полученные в соответствии с Законом РФ от 15.05.91 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Федеральным законом от 26.11.98 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (п. 76 ст. 217 НК РФ);

— доходы в денежной и (или) натуральной формах, полученные налогоплательщиками в соответствии с законодательными актами РФ, актами Президента РФ, актами Правительства РФ, законами и (или) иными актами органов государственной власти субъектов РФ в связи с рождением ребенка (п. 77 ст. 217 НК РФ);

— доходы в денежной и (или) натуральной формах, полученные инвалидами или детьми-инвалидами в соответствии с Федеральным законом от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также суммы оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых в соответствии со ст. 262 ТК РФ лицам (родителям, опекунам, попечителям), осуществляющим уход за детьми-инвалидами (п. 78 ст. 217 НК РФ);

— доходы в денежной и (или) натуральной формах, полученные отдельными категориями граждан в порядке оказания им социальной поддержки (помощи) в соответствии с законодательными актами РФ, актами Президента РФ, актами Правительства РФ, законами и (или) иными актами органов государственной власти субъектов РФ (п. 79 ст. 217 НК РФ);

— доходы в виде ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России», установленной Федеральным законом от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» (п. 80 ст. 217 НК РФ).

Пунктом 5 ст. 2 Закона № 147-ФЗ установлено, что положения п. 41.2, 76—80 ст. 217 применяются в отношении доходов физических лиц, полученных ими начиная с налогового периода 2019 г.

Кроме того, Закон № 147-ФЗ изложил две нормы в новой редакции. Так, в п. 37.2 ст. 217 НК РФ теперь сказано, что не облагаются НДФЛ доходы в виде единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, не превышающие 1 млн руб., финансовое обеспечение которых осуществляется в соответствии с правилами, прилагаемыми к соответствующей государственной программе Российской Федерации, утверждаемой Правительством РФ. Данное положение применяются в отношении доходов в виде единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, право на получение которых возникло с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2022 г. включительно. При этом в отношении доходов в виде единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, право на получение которых предусмотрено ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», применяются положения п. 37.2 ст. 217 НК РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 147-ФЗ.

А согласно п. 69 ст. 217 НК РФ с 2020 г. из-под налогообложения НДФЛ выведены доходы в денежной и (или) натуральной формах, полученные налогоплательщиками в соответствии с:

— Федеральным законом от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах»;

— Законом РФ от 15.01.93 № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»;

— Федеральным законом от 09.01.97 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы».

Положения этого пункта в новой редакции применяются в отношении доходов физических лиц, полученных ими начиная с налогового периода 2019 г. (п. 5 ст. 2 Закона № 147-ФЗ).

Законодатели откорректировали порядок предоставления социального налогового вычета на лечение. Сейчас согласно подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ вычет предоставляется в том числе в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утвержденным Правительством РФ). В новой редакции упоминание о правительственном перечне исключено.

Новая редакция этой нормы применяется в отношении доходов физических лиц, полученных ими начиная с налогового периода 2019 г. (п. 5 ст. 2 Закона № 147-ФЗ).

Налог на прибыль: перечень средств целевого финансирования расширен

В части налога на прибыль изменения в главу 25 НК РФ предусмотрены Федеральным законом от 06.06.2019 № 137-ФЗ. Законодатели внесли поправки в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, которые устранили неясность в вопросах налогообложения процентов, начисленных за пользование денежными средствами фонда капитального ремонта и доходов, полученных от размещения денежных средств фонда.

В чем была проблема

Согласно ст. 169 Жилищного кодекса собственники жилых помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт. Фонд капитального ремонта образуют:

— взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме;

— пени, уплаченные собственниками помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт;

— проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта (п. 1 ст. 170 ЖК РФ).

Права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме (п. 1 ст. 36.1 ЖК РФ). Перечень операций, которые могут совершаться по специальному счету, установлен в п. 1 ст. 177 ЖК РФ. При этом операции по специальному счету, не включенные в этот перечень, не допускаются. Основание — п. 2 ст. 177 ЖК РФ.

Операции по перечислению со специального счета денежных средств могут осуществляться банком по указанию владельца специального счета в адрес лиц, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при представлении протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего соответствующее решение (п. 4 ст. 177 ЖК РФ).

Владелец специального счета на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может размещать временно свободные средства фонда капитального ремонта на специальном депозите в российской кредитной организации (п. 1 ст. 175.1 ЖК РФ). Доходы, полученные от размещения на специальном депозите временно свободных средств фонда капитального ремонта, могут использоваться только в тех же целях, что и средства фонда капитального ремонта (п. 2 ст. 175.1 НК РФ).

По общему правилу, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. Основание — подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. В этой же норме Кодекса сказано, что именно следует относить к средствам целевого финансирования. К ним, в частности, относятся средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступающие на специальные счета.

А как для целей налогообложения прибыли учитывают проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, а также доходы от размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта на специальном депозите?

На основании приведенных норм Жилищного кодекса специалисты Минфина России приходят к следующему выводу. Средства в виде процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, имеют целевое назначение, определенное федеральным законом, исключающим их использование владельцем счета по своему усмотрению. Поэтому указанные средства неправомерно рассматривать в качестве экономической выгоды владельца специального счета и, соответственно, учитывать у владельца специального счета в доходах, формирующих налогооблагаемую прибыль. Такая точка зрения содержится в письмах Минфина России от 26.07.2018 № 03-11-11/52509 и от 26.02.2016 № 03-07-11/10713.

Совсем иначе обстоит дело с налогообложением доходов от размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта на специальном депозите. В письме от 23.05.2017 № 03-03-06/3/31610 специалисты финансового ведомства сообщили следующее.

Подпункт 14 п. 1 ст. 251 НК РФ относит к целевому финансированию имущество в виде средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, а также на счета специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом, на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Согласно положениям Жилищного кодекса доходы в виде процентов, полученных от размещения временно свободных денежных средств собственников помещений в многоквартирных домах, отнесены к средствам собственников при условии нахождения их на специальном счете. При этом доходы в виде процентов, полученных от размещения временно свободных денежных средств собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся на счете регионального оператора, не отнесены к средствам собственников помещений в многоквартирном доме. То есть являются средствами регионального оператора.

Финансисты указали, что подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ относит к средствам целевого финансирования средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступающие на счета (регионального оператора, специальные счета). При этом доходы, полученные от размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на счете регионального оператора в российских кредитных организациях, не подпадают под данный вид средств целевого финансирования. Дело в том, что такие доходы не являются средствами собственников помещений. Поэтому они подлежат налогообложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке.

Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина России от 22.02.2017 № 03-03-06/1/10318, от 08.02.2017 № 03-03-06/3/6643.

Законодатели устранили пробел

Со следующего года согласно новой редакции подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к средствам целевого финансирования будет относиться имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования в виде:

— процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта;

— доходов указанных специализированных некоммерческих организаций, полученных от размещения средств фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Таким образом, спорные суммы процентов и доходов не должны будут учитываться при расчете налога на прибыль.

Налогообложение банковских операций

Следующие изменения содержатся в Федеральном законе от 06.06.2019 № 125-ФЗ (далее — Закон № 125-ФЗ) и касаются организаций банковского сектора. Законодатели урегулировали вопросы налогообложения отдельных сделок по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований). Для этих целей внесены дополнения в ст. 105.3 и 105.14 НК РФ.

Так, согласно новому подп. 11.1 ст. 105.3 НК РФ цена сделки по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований) признается рыночной для целей налогообложения, если такая уступка происходит:

— в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка;

— в соответствии с порядком, определенным ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29.07.2018 № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 263-ФЗ).

А пункт 4 ст. 105.14 НК РФ дополнен подп. 8, согласно которому вышеперечисленные сделки не признаются контролируемыми. При этом не важно, выполняются условия признания сделки контролируемой или нет.

Данные новации распространяются на сделки, доходы и (или) расходы по которым признаются для целей налогообложения в соответствии с главой 25 НК РФ с 1 января 2018 г., вне зависимости от даты заключения соответствующего договора (п. 2 ст. 3 Закона № 125-ФЗ).

Также предусмотрены изменения и для главы 25 НК РФ. Так, в новой редакции п. 1 ст. 279 НК РФ предусмотрено, что положения указанной нормы Кодекса в части ограничения размера убытка не применяются при уступке налогоплательщиком-банком прав (требований) в случае:

— если такая уступка осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка;

— либо если уступка прав (требований), перечень которых определен актом Правительства РФ, принятым на основании ч. 1 ст. 5 Закона № 263-ФЗ.

Буква закона

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона № 263-ФЗ актом Правительства РФ может быть определен перечень прав (требований) к головным исполнителям, исполнителям, которые должны быть переданы от одного уполномоченного банка иному уполномоченному банку, либо перечень денежных обязательств головных исполнителей, исполнителей перед одним уполномоченным банком, исполнение по которым осуществляется за счет кредита (займа), предоставленного иным уполномоченным банком головному исполнителю, исполнителю, с указанием уполномоченных банков, которым передаются соответствующие права (требования) или которые предоставляют соответствующие кредиты (займы) для исполнения обязательств. Кроме того, Правительство РФ должно установить срок, в течение которого эти действия должны быть осуществлены. При этом данный срок не может превышать шесть месяцев после дня издания указанного акта. В этом случае уполномоченный банк получает от другого уполномоченного банка за переход прав (требований) к головным исполнителям, исполнителям сумму, равную объему требований, учтенных в балансе уполномоченным банком, с дисконтом в виде минимального размера резерва, который должен быть создан под риски в соответствии с нормативными актами Банка России. Уполномоченный банк при таком переходе прав (требований) одновременно обеспечивает передачу иному уполномоченному банку источников собственных средств (капитала) в объеме, достаточном для покрытия рисков по приобретаемым активам, в том числе обеспечивающем такому банку возможность сформировать резервы, создаваемые для покрытия рисков, в минимальном размере, предусмотренном нормативным актом Банка России, а также соблюдать нормативы достаточности собственных средств (капитала) с учетом надбавок к нормативам достаточности собственных средств. Передача источников собственных средств (капитала) должна быть осуществлена не позднее шести месяцев после дня перехода прав (требований). Настоящие правила применяются также в случае исполнения денежного обязательства головным исполнителем, исполнителем банку, за счет кредита (займа), предоставленного уполномоченным банком указанному головному исполнителю, исполнителю.

Кроме того, законодатель дополнил перечень не облагаемых налогом на прибыль доходов. В него включены доходы в виде сумм прекращенных обязательств налогоплательщика, которые определены актом Правительства РФ, принятым на основании ч. 3 ст. 5 Закона № 263-ФЗ. Соответствующее положение предусмотрено новым подп. 21.3 п. 1 ст. 251 НК РФ.

При этом суммы прекращенных перед налогоплательщиком — уполномоченным банком денежных обязательств, перечень которых определен вышеназванным актом Правительства РФ, признаются безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию). Основание — новая редакция п. 2 ст. 266 НК РФ

Указанные поправки распространяются на правоотношения по определению налоговой базы по налогу на прибыль за налоговые периоды начиная с 1 января 2018 г. (п. 4 ст. 3 Закона № 125-ФЗ).

Буква закона

Согласно ч. 3 ст. 5 Закона № 263-ФЗ актом Правительства РФ может быть определен перечень денежных обязательств головных исполнителей, исполнителей перед уполномоченными банками, которые прекращаются полностью или частично. В случае определения такого перечня денежных обязательств обязательства прекращаются в части, соответствующей размеру дисконта по отношению к размеру задолженности при переходе прав (требований) иному уполномоченному банку, либо в части суммы, равной минимальному размеру резерва, который должен был быть создан под риски в соответствии с нормативными актами Банка России уполномоченным банком по обязательствам головного исполнителя, исполнителя, исполненным таким головным исполнителем, исполнителем за счет кредита (займа), предоставленного иным уполномоченным банком. В случае прекращения части обязательств головных исполнителей, исполнителей при уступке прав (требований) к ним уполномоченному банку обеспечивающее его обязательство сохраняется.

Страновые отчеты

Закон № 125-ФЗ откорректировал круг лиц, уполномоченных на предоставление предварительного согласия на передачу компетентным органам иностранных государств (территорий) в рамках автоматического обмена страновыми отчетами сведений об участниках международной группы компаний, включенных в соответствии с законодательством РФ в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ.

Ранее такое согласие мог давать только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Теперь в соответствии с изменениями, внесенными в п. 5 ст. 105.16-3 НК РФ, это может делать и государственная корпорация, осуществляющая полномочия собственника в отношении имущества участников международной группы компаний, включенных в соответствии с законодательством РФ в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ. В связи с этим в уведомлении об участии в международной группе компаний участники вышеуказанной международной группы компаний указывают информацию о федеральном органе исполнительной власти либо государственной корпорации, осуществляющих выдачу предварительного согласия. Это предусмотрено новой редакцией подп. 4 п. 5 ст. 105.16-2 НК РФ.

Положения новой редакции п. 5 ст. 105.16-3 НК РФ распространяются на правоотношения, связанные с представлением страновых отчетов международных групп компаний, начиная со страновых отчетов за 2017 г. (п. 3 ст. 3 Закона № 125-ФЗ).

Госпошлина для прав на объект недвижимости в Крыму и Севастополе

Федеральный закон от 06.06.2019 № 128-ФЗ продлил действие подп. 31 п. 3 ст. 333.35 НК РФ до 1 января 2023 г.

Напомним, что в 2015 г. законодатели дополнили п. 3 ст. 333.35 НК РФ подп. 31, согласно которому государственная пошлина не взималась за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, возникших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до дня вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Данное положение применялось с 1 января 2015 г. до 1 января 2019 г. (п. 3 и 4 ст. 3 Федерального закона от 29.06.2015 № 157-ФЗ).

Новая редакция Ст. 25 НК РФ

Статья утратила силу.

Комментарий к Статье 25 НК РФ

В соответствии с п. 14 ст. 1 Закона N 137-ФЗ ст. 25, регулирующая статус сборщика налогов, признана утратившей силу.

Напомним, что ст. 25 НК РФ устанавливала, что прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет могут осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами, должностными лицами и организациями — сборщиками налогов и (или) сборов.

Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются Налоговым кодексом РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах.

Отметим, что данная обязанность сборщика налогов возникает только в случае прямого указания на это Налоговым кодексом РФ. Например, в п. 2 ст. 45 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ), указывается на возможность внесения денежной суммы в счет уплаты налога в кассу органа местного самоуправления.

Сборщики налогов и сборов кроме приема налогов и сборов в кассу в соответствии с п. 5 ст. 9 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ) должны были осуществлять контроль за их уплатой. Однако контрольными полномочиями налоговых органов, определенными гл. 16 НК РФ, сборщики налогов и сборов не обладали.

Следует обратить внимание на положение п. 3 ст. 58 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ), позволяющее уплачивать налоги через кассу сельского и поселкового органа местного самоуправления при отсутствии банка и налоговым агентам, являющимся физическими лицами.

Статья 25 НК РФ фактически не работала из-за недостаточной регламентации правового статуса сборщика налогов.

Другой комментарий к Ст. 25 Налогового кодекса Российской Федерации

Комментируемая статья содержит положения о сборщиках налогов и сборов, которые в соответствии с п. 5 ст. 9 Кодекса также являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (см. комментарий к ст. 9 Кодекса).

Сборщиками налогов и сборов признаются уполномоченные органы и лица, которые в случаях, предусмотренных Кодексом, осуществляют прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет.

В качестве сборщиков налогов и сборов могут выступать следующие органы и лица:

государственные органы исполнительной власти;

исполнительные органы местного самоуправления;

другие органы, должностные лица и организации, уполномоченные государственными органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления.

В пункте 3 ст. 58 Кодекса установлено, что при отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу органа местного самоуправления либо через организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи (см. комментарий к ст. 58 Кодекса).

Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов согласно комментируемой статье определяются следующими нормативными правовыми актами:

Кодексом;

иными федеральными законами;

законодательными актами субъектов Российской Федерации о налогах и (или) сборах, принятыми в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами;

нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах, принятыми в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.

Данная норма основана на положениях п. 4 ст. 58 Кодекса, согласно которому конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с указанной статьей применительно к каждому налогу; порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Кодексом; порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с Кодексом (см. комментарий к ст. 58 Кодекса).

Экономическая сущность налога на прибыль. Элементы налогообложения

Экономическая сущность налога на прибыль

Налог на прибыль является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода. Это прямой налог, т.е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять свое основное функциональное предназначение — обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров, услуг), а также законное наращивание капитала. Фискальная функция налога на прибыль вторична. В налоговой схеме он определен как федеральный налог, распределяемый в пропорции по двум уровням бюджета в соответствии с законодательными актами о формировании бюджета страны на каждый финансовый год. Следовательно, налог на прибыль — регулирующий налог. Уплата налога на прибыль сопровождается необходимостью ведения налогоплательщиками дополнительного налогового учета, поскольку установленный Налоговым кодексом РФ порядок группировки и учета отдельных объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения отличается от порядка, действующего в бухгалтерском учете.

Взимание налога на прибыль осуществляется согласно положениям главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации и разъясняется Методическими рекомендациями Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службой России.

Плательщики налога на прибыль

Плательщиками налога на прибыль организаций являются:

  • 1) российские организации;
  • 2) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

К российским организациям относятся организации, которые созданы по российским законам (ст. 11 НК РФ). Это означает, что налогоплательщиками налога на прибыль признаются как коммерческие, так и некоммерческие организации, в том числе бюджетные учреждения (ст. 50 ГК РФ).

Налогоплательщиками налога на прибыль не являются организации:

  • o применяющие специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД) или являющиеся плательщиками налога на игорный бизнес;
  • o участники проекта «Инновационный центр «Сколково» при соблюдении определенных условий;
  • o иностранные организаторы XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением игр в течение 2008-2016 г.;
  • o иностранные маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением игр в течение 2010-2016 г.

Объект налогообложения

Объектом обложения налогом на прибыль для:

  • o российских организаций служит конечный финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта. Таким результатом является прибыль организации, которая рассчитывается как полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с положениями налогового законодательства Российской Федерации;
  • o иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории России через постоянное представительство является прибыль, рассчитанная также как и для российских организаций;
  • o иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, является доход, указанный в ст. 309 НК РФ;
  • o иностранных организаций осуществляющих деятельность подготовительного и вспомогательного характера в интересах третьих лиц приводящую к образованию постоянного представительства (в случае если в отношении такой деятельности не предусмотрено получение вознаграждения), являются расходы, связанные с такой деятельностью (то есть сумма произведенных расходов умножается на 20%, а затем на установленную ставку налога на прибыль).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ в пункт 2.1 статьи 252 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

2.1. В целях настоящей главы расходами вновь созданных и реорганизованных организаций признается стоимость (остаточная стоимость) имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации. Стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, определяется по данным и документам налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности на указанные имущество, имущественные и неимущественные права.

Расходами вновь созданных и реорганизованных организаций также признаются расходы (а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, убытки), предусмотренные статьями 255, 260 — 268, 275, 275.1, 279, 280, 283, 304, 318 — 320 настоящей главы, осуществленные (понесенные) реорганизуемыми организациями в той части, которая не была учтена ими при формировании налоговой базы. В целях налогообложения указанные расходы учитываются организациями-правопреемниками в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей главой. Состав таких расходов и их оценка определяются по данным и документам налогового учета реорганизуемых организаций на дату завершения реорганизации (дату внесения записи о прекращении деятельности каждого присоединяемого юридического лица — при реорганизации в форме присоединения).

Дополнительные расходы, связанные с передачей (получением) имущества (имущественных и неимущественных прав) при реорганизации организаций, в целях налогообложения учитываются в порядке, установленном настоящей главой.