НКО на УСН

Бухгалтерский учет НКО — Допустимость применения НКО Упрощенной системы налогообложения. И зачем это делать?

УСН в НКО.

Упрощенная система налогообложения в НКО. Складывается впечатление, что у всех разное мнение на этот счет. Начнем с того, что для начала надо разделить его на несколько главных вопросов, и каждый имеет свой ответ.

Законно ли применение УСН в НКО.

Ответ — да, законно. Любая форма НКО имеет право применять Упрощенную систему налогообложения (УСН). Как УСН 6% (доходы), так и УСН 15% (доходы, за вычетом расходов). НКО является юридическим лицом, подчиняется налоговому кодексу и применяет стандартные правила при ведении учета на УСН. Есть, конечно, и исключения: Инвестиционным фондам и Адвокатским образованиям ( Адвокатский кабинет, Коллегия адвокатов, Адвокатское бюро) напрямую запрещено применение УСН, согласно Налоговому кодексу статья 346.12. Только вот в чем загвоздка, 90% «обычных» бухгалтеров не знают эти правила, т.к. в коммерческих организациях они почти никогда не возникают. Вот именно из-за этого НКО на УСН, сталкиваются с проблемами применяя УСН, и знать их надо. Вот теперь перейдем к главному вопросу.

Мифы и заблуждения связанные с УСН в НКО.

Начнем с развенчания мифов, которые приписывают УСН вообще, и УСН в НКО в частности. И потом подробно разберем каждый из ответов.

  • Перейдя на УСН, Вы все равно будете сдавать отчетность ежеквартально, а если есть сотрудники, то ежемесячно!

  • Если в некоммерческой организации нет выручки, декларация УСН сдается нулевая!

  • В НКО, в большинстве случаев, УСН увеличивает налоги подлежащие к уплате, а не наоборот!

Преимущества применения УСН в Некоммерческой организации. Нужна ли она мне вообще?

Реальные преимущества для НКО от УСН:

  • Количество предоставляемых отчетов в течение года уменьшается с 41 до 34.

  • Возможно сдать все отчеты без применения ЭЦП. Но с целыми тремя оговорками.

  • Заработные платы более 50т.р. в месяц, при выполнении условий статьи НК ст. 427 НК РФ п.1 пп 7,8

  • Существуют частные случаи, когда УСН очень выгодно НКО. Подробно разберем почти все эти случаи ниже.

!Важно. Многие переходят на УСН, т.к. панически боятся НДС. Сразу замечу, что некоммерческие взносы и пожертвования не облагаются НДС и НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ. Разделы расчета налога в этих декларациях будут пустыми. И главное — есть альтернатива. Согласно 145 статье НК РФ, если ваша выручка была менее 2 млн. рублей за последние три месяца, Вы имеете право добровольно отказаться от обязанностей плательщика НДС. Т.е. фактически будете сдавать только декларацию по налогу на прибыль, а ваша выручка, так же как и на УСН, не облагается НДС. Также считаете доходы, за вычетом расходов, и никакого минимального налога от выручки в размере 1%. А так как цель НКО — не получение прибыли, можете всегда работать в убыток, без уплаты налогов в бюджет вообще. Практический совет: чтобы не раздражать автоматические выборки ИФНС, старайтесь начислить несколько рублей налога на прибыль к уплате, и все-таки не показывать убытки.

Какой форме НКО УСН действительно необходима. Когда УСН действительно выгодна.

Перечислю ситуации, когда УСН есть смысл применять.

  • Если НКО абсолютно нулевая, и будет нулевой более года, а отсутствие денежных средств не позволяет платить по 5000 р. ежегодно за ЭЦП. Тогда можно уйти в «заморозку», понимая, что когда придет время, будет необходимо провести двухмесячную процедуру реанимации НКО и сверки с ИФНС и фондами, по вопросам все ли отчеты, отправленные почтой, дошли. Даже если сдавать отчеты вживую, это не гарантия их принятия. В окне ставят штамп получено, если в отчете была допущена ошибка, его позже проверят и не примут. Вы об этом скорее всего узнаете в виде штрафа.
  • НКО, которые формируют свои поступления за счет деятельности, приносящей доход, с выручкой более 2 млн в месяц. При этом прибыль от этой деятельности высокая. Выгодно использовать УСН 6%, и, уплатив от выручки 6%, чистую прибыль перевести на финансирование своих некоммерческих программ, как целевое поступление.
  • Если зарплаты занимают более 30% расходов или более 50т.р. Некоммерческая организация, применяя УСН 15%, в определенных видах деятельности получает льготу по страховым взносам за сотрудников.Основные направления — это деятельность в области науки, образования, здравоохранения, культуры, искусства, спорта, соц.обслуживания, благотворительной деятельности. Даже если возникает деятельность, приносящая доход, экономия по страховым взносам превышает минимальный налог 1% при УСН 15%. Важно сказать, что 70% НКО работаю без зарплат. Основаные для этого причины — это отдельная статья «Зарплаты в НКО».

Переход на УСН для НКО.

Действующие НКО могут подать заявление в ИФНС на применение УСН с октября по декабрь. И на следующий год будут применять УСН. С новыми НКО есть особенность. Обычно заявление на применение УСН подаётся в составе пакета документов на регистрацию организации. Но Минюст это заявление почти всегда не принимает. Необходимо подать отдельно в свою ФНС заявление на применение УСН, в течение 30 дней с даты регистрации в ФНС. Важно, не с даты получения документов в Минюсте, а именно с даты регистрации в ФНС. Т.к. получить в Минюсте документы может получиться только на 20-30 день. В итоге замешкаться и не успеть. Фактически, необходимо следить за ЕГРЮЛ. Как только там появились сведения, изготавливайте печать и подавайте заявление на УСН, еще до получения оригиналов уставных документов в Минюсте.

Переход на ОСНО с УСН в любое время.

Бывае так, что НКО применяет УСН 6% и не ведет деятельности, приносящей доход. Но в течение года по незнанию, неожиданно или случайно, в организацию поступает выручка, и надо заплатить с нее 6%, о которых не думали. Опишу классическую ошибку. Некоммерческую организацию просят выполнить социальный проект. Руководство не вникает в суть и заполняет все необходимые документы для получения денег, формируя смету на целевое финансирование, т.е. без налогов. Но после получения денег, увидев основание платежа или после выполнения проекта, когда плательщик требует акт оказанных услуг, понимает. НКО оказало платную социальную услугу, и с нее надо еще заплатить 6%, но в смете этих денег не было, изменить смету у гос.заказчика невозможно, не отчитаться и провалить проект нельзя. Получается, что проект выполнен без прибыли, а налоги 6% надо заплатить сверху, из собственных средств, кошмар. Но шанс изменить ситуацию есть. Можно нарушить условие применения УСН и «сбросить» НКО на ОСНО в текущем квартале. Самый простой способ, открыть филиал.

  1. Вносятся изменения в устав, по которому закрепляется филиал
  2. Он отражается в ЕГРЮЛ
  3. С этого квартала у Вас ОСНО
  4. Налоги считаются с учетом расходов, при отсутствии прибыли они стремятся к нулю.
  5. Можно применить 145 статью НК и отказаться от НДС

Условий применения УСН несколько, можете посмотреть их все в налоговом кодексе п. 3 ст.346.12 НК. При нарушении любого из них, Вы теряете право на УСН в текущем квартале. Думаю, принцип понятен.

Налогообложение некоммерческой организации на УСН

ИА ГАРАНТ
Вновь созданный благотворительный фонд применяет УСН с объектом налогообложения «доходы». В штате имеются два человека. На расчетный счёт поступают средства по договорам пожертвования, в которых не указано, на какие именно цели перечисляются средства. В уставе указано, что фонд имеет право расходовать на своё содержание до 20% от средств, расходуемых на благотворительную деятельность за год. Как вести раздельный учёт? С каких сумм нужно платить УСН?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Суммы, полученные благотворительным фондом в виде добровольных пожертвований, не включаются в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание некоммерческой организации.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 118 ГК РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) фондом для целей этих нормативных правовых актов признается не имеющая членства некоммерческая организация (далее — НКО), учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда.
На фонд как одну из правовых форм, в которой создаются НКО, распространяется и положение п. 3 ст. 213 ГК РФ, согласно которому коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
Так как фонд, будучи юридическим лицом, является участником гражданских правоотношений, порядок осуществления им права собственности определяется согласно нормам ГК РФ и иных принятых в соответствии с ним федеральных законов (п.п. 1, 2 ст. 1, п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 3 ГК РФ).
Напомним, что согласно ст. 128 ГК РФ, определяющей виды объектов гражданских прав, под имуществом в гражданском законодательстве понимаются в том числе и деньги.
В силу п.п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе распоряжаться им любым образом.
Пунктом 1 ст. 26 Закона № 7-ФЗ установлено, что источниками формирования имущества НКО в денежной и иных формах являются:

  • регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности НКО;
  • другие не запрещенные законом поступления.

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы по налогу учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст.ст. 249 и 250 НК РФ.
Согласно пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
Пунктом 2 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
К целевым поступлениям на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности относятся в том числе осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о НКО взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также доходы в виде безвозмездно полученных НКО работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ).
Таким образом, у общественных организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, суммы членских взносов, а также суммы, полученные в виде добровольных пожертвований, не включаются в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание НКО и (или) ведение ею уставной деятельности (письмо Минфина России от 28.03.2014 № 03-11-06/2/13904).
Подобный вывод содержат также письма Минфина России от 02.03.2012 № 03-03-04/16, от 07.12.2010 № 03-03-06/4/119, от 01.11.2010 № 03-03-06/4/105, от 14.11.2008 № 03-03-06/4/79, от 30.06.2008 № 03-03-06/4/44, УФНС России по г. Москве от 16.02.2010 № 16-12/016014@, от 15.01.2009 № 19-12/001802.
Согласно п. 2 ст. 7 Закона № 7-ФЗ фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан.
По мнению специалистов Минфина России, изложенному в письме от 11.04.2008 № 03-03-06/4/26, предусмотренные п. 2 ст. 251 НК РФ целевые поступления на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности не имеют ограничений по срокам, формам и условиям использования, если иное прямо не предусмотрено лицом — источником таких целевых поступлений. Если лицо, являющееся источником целевого финансирования или целевых поступлений, не установило конкретных сроков и условий их использования, критерием соблюдения целевого назначения этих средств является их конечное использование на содержание НКО и ведение ею уставной деятельности.
По нашему мнению, к расходам фонда на ведение уставной деятельности следует относить расходы, направленные на осуществление деятельности, обозначенной в уставе фонда в качестве цели и предмета ее деятельности.
Заметим, согласно п. 3 ст. 7 Закона № 7-ФЗ попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.
В рассматриваемом случае фонд на основании устава имеет право расходовать на своё содержание до 20% от средств, расходуемых на благотворительную деятельность за год. То есть именно это ограничение следует учитывать при направлении средств на содержание фонда (в том числе выплату зарплаты штатным сотрудникам).
Обращаем внимание, что НКО должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету (п. 1 ст. 3 Закона № 7-ФЗ).
Несмотря на свободу выбора: либо баланс, либо смета, для выполнения целевых программ, на наш взгляд, фонду целесообразно составлять смету доходов и расходов, рассчитанную на определенный период времени (финансовый план).
Требования к составлению финансового плана (сметы доходов и расходов) законодательством не установлены. В связи с этим НКО (фонд) может самостоятельно определить статьи доходов и расходов, планировать их размер исходя из имеющихся источников средств, учитывая цели и направления своей деятельности.
В соответствии с п. 3 ст. 29 Закона № 7-ФЗ утверждение финансового плана (сметы) НКО и внесение в него изменений относится к компетенции высшего органа управления НКО. А порядок управления фондом определяется его уставом.
Таким образом, высший орган управления фонда может оценить экономическую обоснованность и целесообразность расходов на содержание НКО и утвердить их в смете (финансовом плане). Смету следует согласовать с членами, участниками, учредителями фонда либо с попечительским советом.
На основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная организация ведет бухгалтерский учет и отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок ведения раздельного учета НКО нормативными документами по бухгалтерскому учету и НК РФ не определен. Поэтому фонду необходимо самостоятельно разработать регистры учета расходования средств и порядок, в соответствии с которым ведение учета доходов и расходов целевых поступлений, а также сумм доходов и расходов от иной деятельности в организации будет производиться раздельно. Указанный порядок должен быть утвержден руководящим органом фонда.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее — Инструкция), счет 86 «Целевое финансирование» предназначен для обобщения информации в том числе о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, и т.п.
Пожертвования, полученные в качестве источника финансирования уставной деятельности фонда, отражаются проводками:
Дебет 51 Кредит 76
— поступили денежные средства на расчетный счет НКО в качестве пожертвования;
Дебет 76 Кредит 86
— полученные денежные средства учтены у НКО в качестве целевого финансирования.
Инструкция предусматривает, что использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86. Так, в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» отражаются расходы на содержание некоммерческой организации, осуществленные за счет средств целевого финансирования.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

Особенностью некоммерческих организаций (НКО) является возможность совмещения ими некоммерческой деятельности с предпринимательской. При этом должен быть организован раздельный учет поступлений и расходов в разрезе разных направлений работы. Такие организации не распределяют доходы между участниками. Правовая регламентация функционирования НКО осуществляется законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Может ли НКО применять УСН

НКО может работать на общем налоговом режиме — ОСНО. В этом случае предприятие является плательщиком налога на прибыль (ст. 246 НК РФ). Поступления, предназначенные для ведения уставной деятельности НКО, не учитываются в налоговой базе, они не формируют прибыль компании. Особый механизм учета предусмотрен и для целевого финансирования.

Несмотря на специфику деятельности НКО, им не запрещено применять упрощенный налоговый спецрежим. НКО вправе заявить о желании перейти на УСН, если организация соответствует критериям, соблюдение которых необходимо для перехода, согласно ст. 346.12 НК РФ.

При подсчете совокупного дохода НКО для определения его соответствия законодательному лимиту на «упрощенке» не учитываются доходы, полученные в рамках целевого финансирования.

УСН для НКО в 2019 г. доступна в двух вариантах:

  • с начислением налога УСН по ставке 15% (НКО на УСН «доходы минус расходы») — базой налогообложения является разница между доходами и расходами;

  • с уплатой единого налога по базовой ставке 6% (НКО на УСН «доходы») — в этом случае основу для налогообложения будет составлять вся сумма дохода, без учета произведенных затрат).

Налоговый и бухгалтерский учет НКО на УСН

НКО организовывают ведение бухгалтерского и налогового учета по принципам, зафиксированным в учетной политике. В этом локальном документе, составляемом на основе положений закона о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011, НК РФ, различных ПБУ и иных нормативных актов, должны быть учтены, в т.ч., следующие моменты:

  • специфика деятельности;

  • перечень учитываемых в работе законодательных актов;

  • список лиц, на которых возлагается ответственность за правильность ведения учета;

  • методика учета и оценки доходно-расходных операций;

  • учетная политика НКО на УСН должна содержать информацию об избранной методике оценки активов, обязательств, рабочий план счетов, используемые формы первичной документации и регистров, формы внутренней отчетности, внешних отчетов, график документооборота;

  • сроки хранения разных видов документов;

  • порядок и периодичность инвентаризационных мероприятий.

Бухучет НКО на УСН ведется с привязкой к направленности деятельности компании. Если некоммерческая структура специализируется на общественной деятельности и не ведет предпринимательскую деятельность, все доходно-расходные операции будут проводиться через счет 86 «Целевое финансирование»:

  • при поступлении целевых средств сумма отражается в кредите счета 86;

  • расходование денег фиксируется дебетовым оборотом по счету 86.

В план счетов для НКО на УСН, не ведущей предпринимательской деятельности, счет 90 «Продажи» не включается.

Если НКО реализует также и коммерческую деятельность, по затратным счетам открываются отдельные субсчета для отражения операций по общественной (основной) и предпринимательской деятельности. Это позволит соблюсти принцип раздельного учета коммерческого и некоммерческого секторов хоздеятельности, поскольку НКО должны вести раздельный учет по «неприбыльным» видам деятельности и коммерческим проектам.

Для целей налогового учета при УСН обязательно заполняется книга учета доходов и расходов (КУДиР). НКО при подсчете налогооблагаемого дохода не учитывают средства, полученные в рамках целевого финансирования на ведение уставной деятельности и содержание компании (п. 1.1. ст. 346.15; пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Исключаются и поступления членских взносов, добровольных пожертвований, если они направлены на ведение уставной деятельности общественной организации (Письмо Минфина от 28.03.2014 г. № 03-11-06/2/13904).

Обязательные страховые взносы НКО на УСН платят по пониженным тарифам в соответствии со ст. 427 НК РФ. Норма актуальна для некоммерческих структур, не относящихся к госсектору, осуществляющих социальное обслуживание населения или занимающихся научными разработками, предоставлением образовательных или медицинских услуг, а также для НКО, занятых в сфере массового спорта (кроме профессионального) культуры, искусства — театров, музеев, библиотек, архивов (пп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ). Пониженный размер страховых отчислений действует в период с 2019 по 2024 годы, что стало возможным благодаря поправкам, внесенным законом от 03.08.2018 г. № 303-ФЗ. Величина взносов для НКО-«упрощенцев» следующая:

  • по пенсионному страхованию ставка отчислений составляет 20%;

  • по страхованию на случай временной нетрудоспособности и ОМС действует нулевой тариф.

НКО на УСН вправе рассчитывать на пониженные ставки по страховым взносам при условии, что как минимум 70% их доходов формируется за счет поступлений в виде целевого финансирования на ведение уставной деятельности, грантов.

НКО на УСН – какую отчетность сдавать

Факт применения НКО упрощенного налогового спецрежима не освобождает организацию от составления и сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности. Особенности формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности НКО подробно описаны в Информации Минфина РФ ПЗ-1/2015.

Годовая бухгалтерская отчетность НКО на УСН регламентирована п. 2 ст. 14 закона о бухучете от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ, и включает:

  • баланс;

  • отчет о целевом использовании средств;

  • приложения к балансу и отчету.

Отчет по финансовым результатам может оформляться НКО в случаях, когда компания занимается предпринимательской деятельностью.

Бухучет НКО на УСН вправе вести в упрощенной форме в соответствии со ст. 6 закона № 402-ФЗ, также возможны и упрощенные формы отчетности – применять их или нет, НКО решает самостоятельно.

В налоговую отчетность НКО на УСН в 2019 году входит:

  • налоговая декларация по УСН (сдается по окончании отчетного года до 31 марта);

  • от уплаты НДС, налога на прибыль и на имущество «упрощенцы» освобождены, но при наличии у НКО обязанностей налогового агента ими представляются декларации по НДС, налогу на прибыль, а при наличии на балансе имущества, облагаемого по кадастровой стоимости, необходимо платить налог на имущество и отчитываться по нему;

  • при наличии объектов налогообложения нужно отчитываться по налогу на землю, транспортному налогу;

  • отчетность по доходам наемных работников (справки 2-НДФЛ, отчет 6-НДФЛ), Расчет по страховым взносам, форма 4-ФСС, подаваемая в Фонд соцстраха, данные персонифицированного учета СЗВ-СТАЖ, представляемые в ПФР, сведения о среднесписочной численности.

Вагнер С.А.,
советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса, финансовый директор компании «БухгалтерияПлюс», член Палаты налоговых консультантов России

Раздельный учет целевых средств в НКО на УСН

Для многих бухгалтеров, в том числе работающих в НКО, является проблемой не только определение «налоговых» расходов, но и правильное распределение доходов по видам. Особенно это актуально, когда необходимо грамотно уменьшить налог, подлежащий уплате в бюджет.

Под некоммерческими организациями, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ), понимаются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Несмотря на то что цели деятельности некоммерческих организаций направлены на достижение общественно полезных благ, законодательно они не ограничены в возможности осуществлять предпринимательскую деятельность. На это прямо указано в п. 2 ст. 24 Закона № 7-ФЗ: «Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика».

ПЕРВОИСТОЧНИК

НКО может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
Пункт 1 ст. 24 Закона № 7-ФЗ.

Однако федеральными законами в отношении отдельных форм некоммерческих и общественных организаций могут быть предусмотрены самостоятельные требования, в том числе к видам предпринимательской деятельности, которую НКО вправе осуществлять.

Так, все получаемые доходы должны быть использованы на цели деятельности некоммерческой организации, иначе регистрирующий (он же контролирующий) орган вправе будет приостановить деятельность этой организации. Так что ошибочно полагать, что если доходы от предпринимательской деятельности будут направлены на уставные цели некоммерческой организации, такая деятельность не станет считаться предпринимательской, а значит, соответствующие операции – не подлежащими налогообложению.

Доходы и расходы НКО на УСН

Согласно ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со
ст. 249 НК РФ, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ, и не учитывают доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.

Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, является закрытым. Указанными статьями для некоммерческих организаций никаких специальных положений не предусмотрено, поэтому налог на прибыль и, следовательно, единый налог, уплачиваемый при применении УСН, они исчисляют и уплачивают, как все остальные.

Некоммерческие организации, если они не осуществляют предпринимательской деятельности, как правило, имеют дело со следующими видами доходов, не учитываемых при исчислении налога:

  • доходы, полученные в рамках целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ).

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное организацией и использованное ею по назначению, определяемому источником такого финансирования. К целевому финансированию относятся, в частности, различного рода гранты.

К целевым поступлениям относятся поступления из бюджета и поступления на содержание некоммерческих организаций, а также ведение ими уставной деятельности, средства, поступившие безвозмездно от других организаций и физических лиц и использованные получателями по назначению.

Основные признаки целевых поступлений:

  • безвозмездный характер, т. е. у организации отсутствует встречное обязательство по выполнению какой-либо работы, оказанию услуги, передаче товаров;
  • использование средств на содержание организации и на цели деятельности, определенные в Уставе;
  • использование средств в соответствии с их назначением, определенным источником таких средств.

ПОЗИЦИЯ МИНФИНА

НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, эти средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
— Письмо от 03.03.2010 № 03-11-06/2/25.

Все поступающие денежные средства с целью их классификации в качестве средств целевого финансирования и(или) целевых поступлений должны обладать признаком безвозмездности. Условия предоставления денежных средств, порядок их использования, отчеты об их использовании с целью минимизации и исключения налоговых рисков, а также переквалификации их в денежные средства, полученные в качест-ве вознаграждения за оказываемые услуги, должны быть закреплены в договоре.

Раздельный учет

Пункт 2 ст. 251 НК РФ обязывает вести учет доходов и расходов отдельно по операциям, облагаемым налогом на прибыль, и отдельно – по необлагаемым, то есть учитываемым при исчислении единого налога или не учитываемым. Расходы, которые можно учесть при расчете единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН (при объекте налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»), перечислены в ст. 346.16 НК РФ. Пункт 2 этой статьи определяет, что расходы учитываются при условии их соответствия критериям
ст. 252 НК РФ, то есть связывает возможность признания расходов в целях налогообложения исходя из их ориентирован-
ности на осуществление компанией деятельности, направленной на получение дохода.

Порядок ведения раздельного учета должен быть закреплен во внутренних нормативных документах. В учетной политике может быть предусмотрена ссылка на иные документы, в которых более подробно и конкретно будут изложены метод, принципы и порядок ведения такого раздельного учета в целях налогообложения.

Одновременно следует учитывать, что отсутствие закрепленного порядка ведения раздельного учета в нормативных документах при фактическом его ведении в принципе не может свидетельствовать об отсутствии раздельного учета в организации. В этом случае контролирующими органами может ставиться только вопрос о правильности его ведения.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Положения гл. 26.2 НК РФ не предусматривают особых форм ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Раздельный учет должен быть организован таким образом, чтобы обеспечивать четкое разграничение всех осуществляемых расходов на расходы:

  • осуществляемые в целях извлечения доходов от оказания услуг, выполнения работ, реализации товаров;
  • осуществляемые за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений;
  • относимые в той или иной степени ко всем направлениям деятельности организации, а поэтому подлежащие распределению между ними.

ПОЗИЦИЯ МИНФИНА

«Упрощенцы», имеющие поступления различных форм целевых средств, по окончании налогового периода должны представить в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств.
Письмо от 04.07.2013 № 03-11-06/2/25803.

Зачастую некоммерческие организации осуществляют приносящую доход деятельность для покрытия расходов, на которые не хватает средств, поступающих в виде целевых поступлений. И, как ранее было отмечено, ошибочно бытует мнение, что такие дополнительные доходы относят также к целевым средствам.

Для некоммерческой организации важно понимать, что расходы, осуществляемые в целях необлагаемой (некоммерческой) деятельности, равно как и фактический убыток, складывающийся из-за превышения расходов над поступлениями в виде целевого финансирования и иных целевых поступлений, может быть покрыт за счет средств и прибыли, полученной от оказания услуг, выполнения работ (коммерческой деятельности), но это не означает, что такие расходы и убыток непосредственно относятся к коммерческой деятельности.

Принципы и метод раздельного учета в целях правильного формирования налоговой отчетности должны обеспечивать такой порядок ведения раздельного учета, который бы позволял объективно и нейтрально распределить расходы между видами деятельности организации и источниками поступления денежных средств. Естественным при этом будет желание таким образом закрепить раздельный учет, чтобы как можно большая часть текущих затрат относилась на уменьшение облагаемых налогом доходов.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Ведение раздельного учета поступивших средств и наличие грамотно оформленной внутренней первичной документации способствуют в подобных ситуациях минимизации и бухгалтерских, и налоговых рисков организаций, в т. ч. и применяющих УСН.

Что касается прямых затрат, то есть непосредственно относящихся к приносящей доход деятельности или осуществляемых исключительно в уставных целях, то тут вопросов не возникает: они либо учитываются, либо, соответственно, не учитываются при расчете налога в полном объеме.

Распределению в общем случае подлежат общехозяйственные расходы (аренда, зарплата административного персонала, связь, канцелярские товары и т. д.). Однако могут распределяться и некоторые прямые расходы, если для этого будут иметься разумные причины. Перечень расходов, которые будут подлежать распределению или, наоборот, не будут распределяться, можно закрепить в учетной политике. Налоговым законодательством конкретный порядок ведения такого учета и распределения расходов не установлен, поэтому организации определяют его самостоятельно.

Для того чтобы наилучшим образом распределить расходы, необходимо правильно выбрать основу для такого распределения. Наиболее распространенным и самым простым является способ распределения пропорционально выручке от приносящей доход деятельности.

Пример 1.

Некоммерческое партнерство «Союз» получило за отчетный период 800 тыс. руб. поступлений в виде членских и иных целевых взносов, выручка от оказания консультационных услуг составила 700 тыс. руб. Общехозяйственные расходы составили 300 тыс. руб.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Субсидии, предоставленные некоммерческой организации безвозмездно на осуществление уставной деятельности, при ведении раздельного учета не учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

При этом за основу для расчета пропорции можно взять и другие показатели. Например, площадь помещений, которую занимают сотрудники, задействованные в предпринимательской или некоммерческой деятельности.

Если на балансе имеется здание, которое частично занимает сама организация, частично предоставляет его в аренду, отталкиваться можно от доли сдаваемых в аренду помещений. Если целью деятельности организации является оказание помощи инвалидам и на автомобилях из собственного автопарка им безвозмездно оказываются услуги перевозки, а за вознаграждение – услуги другим пассажирам, в качестве основы для расчета пропорции можно закрепить количество задействованных автомобилей для перевозки иных пассажиров или пройденный соответствующими автомобилями километраж.

Таким образом, определить показатель для расчета пропорции должна сама организация исходя из специфики своей деятельности. Главное, чтобы при этом не ставилось единственной целью получение налоговой выгоды. Так что, определяя, какие расходы будут подлежать распределению и какой показатель будет взят за основу для расчета пропорции, важно грамотно обосновать такой выбор. Тогда налоговые органы не смогут найти аргументов неправомерных действий организации.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям: гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утв. Правительством России, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан.

На это, в частности, указывают судьи Высшего арбитражного суда в постановлении пленума от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»: «Установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Судам необходимо учитывать, что налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели».

В целом же наиболее универсальным, выгодным для налоговой и целесообразным будет ведение раздельного учета с точки зрения фактических затрат рабочего времени сотрудниками организации. Распределение рабочего времени закрепляется в должностных инструкциях каждого сотрудника. В случае необходимости изменения соотношения в распределении расходов достаточно будет изменить должностные инструкции конкретных сотрудников без необходимости изменения самой учетной политики в части ведения раздельного учета. Это, в свою очередь, позволит с минимальными трудовыми затратами учесть необходимый финансовый результат в любой отчетный период.

Пример 2.

Целью деятельности АНО «Спорт – детям» является пропаганда здорового образа жизни путем организации и проведения детских спортивных соревнований. Источник средств – пожертвования, целевые поступления, членские взносы, а также спонсорские взносы за рекламу спонсоров во время проведения спортивных мероприятий.

Положение о ведении раздельного учета АНО «Спорт – детям».

1. Настоящее Положение разработано в соответствии со ст.ст. 346.15, 346.16, 251, 249, 250, 251, 252 НК РФ в целях формирования достоверной налоговой и бухгалтерской отчетности.

2. Ведение раздельного учета обеспечивается путем открытия дополнительных субсчетов к счетам учета прямых затрат и общехозяйственных расходов. Номера и наименования соответствующих субсчетов закрепляются в учетной политике.

3. Прямые затраты, относящиеся к некоммерческой деятельности, осуществляемой за счет целевых поступлений и целевого финансирования, не учитываются при расчете единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН. Прямые расходы, осуществляемые в связи с ведением деятельности, приносящей доход, полностью учитываются при расчете единого налога.

4. Расходы, в равной степени относящиеся как к деятельности, осуществляемой за счет целевых поступлений и целевого финансирования, так и к деятельности, направленной на получение дохода, а также общехозяйственные расходы учитываются при расчете единого налога в той пропорции, в какой сотрудники АНО «Спорт – детям» участвуют в осуществлении деятельности, приносящей доход, исходя из затраченного рабочего времени. Рабочее время, которое затрачивают сотрудники на выполнение определенных функций, определяется в должностной инструкции каждого работника применительно к каждой такой функции (такими функциями могут быть: поиск спонсоров мероприятий, проведение с ними переговоров, поиск и проведение переговоров с поставщиками рекламной продукции, производителями спортивной одежды, баннеров и т. д.).

5. Учитывая специфику деятельности АНО «Спорт – детям», деятельностью, направленной на получение дохода, является оказание рекламных услуг спонсорам организуемых и проводимых АНО «Спорт – детям» спортивных мероприятий, в том числе путем размещения баннеров на спортивных площадках, распространение во время мероприятий листовок, нанесение символики спонсоров на одежду участников, объявление спонсоров, изготовление призов и сувениров и т. д. В связи с этим распределению подлежат следующие виды прямых расходов:

  • на аренду спортивных площадок, залов, стадионов;
  • на аренду звуковой и специальной аппаратуры;
  • на изготовление призов и сувениров победителям соревнований;
  • на изготовление спортивной одежды.

(Далее могут быть перечислены конкретные виды общехозяйственных расходов, которые подлежат распределению; или могут быть указаны прямые и общехозяйственные расходы, которые не подлежат распределению, а либо учитываются, либо не учитываются при расчете единого налога. При этом желательно указать причину такого разделения расходов, если она неочевидна).