Нормативно правовые акты по степени юридической силы

Содержание

Общая теория права и государства

1. Какая теория происхождения государства связана с разрастанием семьи?

А)марксистская;

Б) договорная;

В) патриархальная.

Правильный ответ: В

2. Главный признак государства — это:

А) наличие руководящих лиц;

Б) наделение государственно-властными полномочиями;

В) наличие исполнителей.

Правильный ответ: Б

3. Что из указанного не является элементом понятие формы государства?

А) политический режим;

Б) форма правления;

В) политическая партия.

Правильный ответ: В

4. В зависимости от взаимоотношений высших органов государства республики бывают:

А) унитарные;

Б) парламентские;

В) федеративные.

Правильный ответ:Б

5. Формой государственного устройства являет­ся:

А) унитарное;

Б) демократическое;

В) президентская.

Правильный ответ: А

6. Важнейший признак номы права, отличаю­щий ее от норм морали:

А) общий характер;

Б) содержит правила поведения;

В) общеобязательный характер.

Правильный ответ: В

7. Источником российского права является:

А) обычай;

Б) юридический прецедент;

В) нормативный акт.

Правильный ответ:Б

8. Выберите в перечне институт права:

А) гражданское право;

Б) гражданство;

В) административное право.

Правильный ответ:В

9. Совокупность общеобязательных для всех правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством и охраняемых его силой, называется…
А) обычаем
Б) правом
В) законом
Г) моралью

Правильный ответ: б
10.Самым первым источником права является:

А) Коран и Библия
Б) судебные прецеденты
В) нормативно-правовые акты
Г) правовой обычай

Правильный ответ: Г

11. Принципы права – это…
А) отличительные черты права
Б) отношения, возникающие на основе права
В) представления людей о праве
Г) основные исходные положения, на которых строится правовая система государства

Правильный ответ: Г
12. Нормативно правовой акт, принятый компетентным органом в соответствии с законом, называется…
А) распоряжение
Б) подзаконным
В) постановлением
Г) указом

Правильный ответ: Б
13. Юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания людей называются
А) действиями
Б) решениями
В) нормативными правовыми актами
Г) событиями

Правильный ответ: А

14. Президент РФ издает…
А) решения
Б) указы и распоряжения
В) законы
Г) представления

Правильный ответ: Б

15. Психологические начала правового регулирования выделял…
А) К. Маркс
Б) Фома Аквинский
В) Гуго Гроций
Г) Л. Петражицкий

Правильный ответ: Г

16. К признакам нормы права относится…
А) возможность применения в случае нарушений принудительной силы государства
Б) обеспечение принципа справедливости
В) презумпция невиновности
Г) обеспечение равенства всех перед законом и судом

Правильный ответ: А
17. Элементами правоотношения являются…
А) мотив и воля сторон
Б) правоспособность и дееспособность субъекта правоотношения
В) состав правонарушения
Г) цель и мотив сторон

Правильный ответ: Б
18. Правонарушения подразделяются на…
А) преступления и проступки
Б) вменяемые и невменяемые
В) общественно опасные и неопасные
Г) вредные и незначительные

Правильный ответ: А
19. Монархия – это форма…
А) государственного устройств
Б) политического режима
В) права
Г) правления

Правильный ответ: Г

20. Государственная деятельность по разработке и принятию нормативных правовых актов называется…
А) зашитой правовых норм
Б) развитием отношений
В) реализацией правовых норм
Г) правотворчеством

Правильный ответ: Г

О системе нормативных правовых актов в Российской Федерации

Дата написания: 2013-10-01

При первом знакомстве с отечественным правом, как правило, бросается в глаза наличие большого количества нормативных актов. Согласно сведениям, которые приводят ведущие правовые системы (Гарант, Консультант+), сегодня, с учетом актов субъектов РФ, количество нормативной документации составляет несколько миллионов. Если принимать во внимание только акты федерального значения речь идет о сотни тысячах. Только вдумайтесь в эти цифры!!! В таком обилии правовой информации довольно сложно ориентироваться даже опытному юристу. Поэтому хороший специалист в области права специализируется в какой то отдельной отрасли или даже направлении. Никто не в состоянии удержать в голове такое количество нормативных актов. Более того, мало знать закон, не менее важно понимать и практику его правоприменения. Но это своя, отдельная, большая тема, первое же соприкосновение с правом происходит в момент знакомства с нормативными актами. И для правильного их толкования конечно же надо понимать как все устроено.

Нормативные акты в правовой системе Российской Федерации существуют не хаотично. Они образуют некую систему, основы которой заложены в Конституции РФ. Необходимо понять, что любой нормативный акт, должен отвечать строго определенным для данного вида актов требованиям, по крайней мере формальным.

Ключом к пониманию системы нормативных правовых актов лежит понятие «юридической силы» документа. К сожалению, в нашем законодательстве нет легального определения этому термину, тем не менее, наиболее часто «юридическую силу» определяют как свойство официального документа, способного порождать определенные юридические последствия. Это свойство нормативных актов, наделяется действующим законодательством и органом издавшим его, ему пресуще обязательность его применения.

В зависимости от юридической силы нормативного акта в правовой системе выстраивается иерархия, т.е. определенная система соподчиненных правовых (нормативных) актов.

В самой общей классификации различают:

  • Законы
  • Подзаконные акты

Законы обладают наивысшей юридической силой. Это особые документы, принимаемые по очень важным сферам общественных отношений, имеют достаточно сложную процедуру принятия и вступления их в силу. По юридической силе законы в России также имеют свою иерархию.

  1. Конституция
  2. Федеральные конституционные законы
  3. Федеральные законы

Конституция есть основной закон страны, из которого исходят все остальные правовые акты.

Согласно ст. 15 Конституции РФ

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации

Само по себе понимание основных принципов, заложенных в Конституции, дает вам совершенно иной, качественно другой подход к решению любого правового вопроса.

Далее после Конституции РФ по юридической силе следуют федеральные конституционные законы. Их очень небольшое количество. Они принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

Основной же массив законодательной базы составляют федеральные законы. Ежегодно в России принимается сотни федеральных законов. Не все из них, конечно же, являются новыми законами. Большинство из них являются корректирующими, вносящими поправки в уже существующие законы.

Федеральные законы принимаются Государственной думой (законодательная власть), одобряются Советом Федерации, подписываются Президентом РФ, публикуются в официальных изданиях и затем только, спустя определенное время, вступают в силу.

Довольно сложная процедура издания законов продиктовано важностью регулируемых ими общественных отношений, а также их первостепенным (после Конституции) положением в системе нормативных актов России.

Кроме законов (Конституции, Федеральных конституционных законов и Федеральных законов) в систему нормативных правовых актов, как указано было выше, входит другая большая группа актов, так называемые подзаконные акты.

  1. Указы и распоряжения Президента
  2. Постановления и распоряжения Правительства
  3. Акты федеральных органов исполнительной власти

Это акты, которые по процедуре издания гораздо менее сложны чем законы. Оперативность их принятия гораздо выше, но и степень доверия к ним, как к актам исполнительной власти меньше, нежели к законам, как к актам законодательной власти. По большому счету, их основная функциональность — «во исполнение федеральных законов». Они не могут, да и не должны подменять собой законы в тех областях, где общественные отношения должны регулироваться исключительно законом. Исключение составляют Указы Президента, которые временно могут принимать функции законов, до момента их принятия. На практике, к сожалению, бывают ситуации когда законы, регулирующие определенную сферу отношений, вполне могут регулироваться подзаконными актами и наоборот, там где нужен закон порой действуют подзаконные акты. Это не совсем правильно. Нельзя «размывать границу» между законодательной и исполнительной властью. Конечно, закон это инертный правовой регулятор, не всегда способный оперативно среагировать на происходящие реалии, но для этого он и не предназначен, его основная функция регулирование наиболее важных общественных отношений, а не удовлетворение сиюминутных интересов той или иной группы лиц. Но вернемся к существу вопроса.

Указы и распоряжения, издаваемые Президентом Российской Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановления Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Необходимо отметить, что распоряжения Президента и Правительства РФ, обычно носят индивидуальный или организационный характер, не являясь по сути нормативными документами, которые имеют неоднократное применение и адресованы неопределенному кругу лиц.

Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Таким образом, система нормативных актов, с учетом юридической силы выстраивается следующим образом:

Конституция

Федеральные конституционные законы

Федеральные законы

Указы Президента

Постановления Правительства

Акты федеральных органов исполнительной власти

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.

Кроме того, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Также, здесь необходимо отметить, что на вышеуказанную систему нормативных правовых актов влияют, как минимум, еще два не указанных здесь источника права:

  • Международные акты
  • Акты Конституционного суда РФ

Не учитывать их было бы неправильно. Их авторитет, а также влияние на правовую систему переоценить сложно.

Так, согласно ст. 15 Конституции РФ

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора

Кроме того, согласно ст. 125 Конституции РФ

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению

Справедливости ради стоит отметить, что вышеуказанная система нормативных правовых актов приведена без учета правовых актов субъектов Российской Федерации. В то же время Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. И часть общественных отношений находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Более того, вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Об этом стоит всегда помнить при принятии решения, основываясь на том или ином нормативном правовом акте.

11. Нормативно—правовые акты

Нормативно—правовой акт – это официальный документ, изданный в предусмотренном в законодательстве страны порядке соответствующим органом, содержащий нормы права.

Согласно Конституции РФ:

1) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ;

2) по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

3) федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам;

4) вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ, республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов;

5) законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон;

6) в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, действует региональный нормативный правовой акт.

Признаки нормативно—правового акта:

а) письменная форма, порядок опубликования предусмотрен законодательством;

б) соответствующие форма и реквизиты;

в) наличие соответствующей юридической силы, он обязателен для исполнения определенной группой лиц, наличие предмета регулирования;

г) действие в пределах оговоренного срока;

д) действие на конкретной территории;

е) позиция в системе правовых актов, взаимосвязь с иными нормативными актами.

Действие нормативного акта ограничивается:

1) временем – с момента его вступления в силу до прекращения его действия,

2) пространством – в зависимости от органа, принявшего его и от юридической силы нормативно—правового акта, возможно действие закона на территории всей страны, на территории субъекта, принявшего его, на территорию, указанную в законе.

3) кругом лиц – согласно общему правилу в круг лиц входят граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории страны).

Прекращение действия нормативно—правового акта:

• окончание срока его действия, если он принят на определенное в нем время;

• прекращение путем принятия другим актом соответствующей силы;

• отмена нормативного акта органом, принявшим его.

Следующая глава >>

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Унифицированные и дифференцированные нормативно-правовые акты аграрного законодательства

3. Унифицированные и дифференцированные нормативно-правовые акты аграрного законодательства Унифицированные акты аграрного законодательства – юридический источник и форма выражения норм аграрного права, которые имеют в основе интеграцию правового регулирования

Нормативно-правовые основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств

3. Нормативно-правовые основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств Правовые нормы, посвященные вопросам организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, нашли отражение в 23 статьях сгруппированных в 9 глав новой редакции ФЗ «О

Нормативно-правовые акты

Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г.2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1). Принята 30 ноября 1994 г. // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст.

1. Какие нормативно-правовые акты регулируют отношения в области защиты прав потребителей?

1. Какие нормативно-правовые акты регулируют отношения в области защиты прав потребителей? Отношения в области защиты прав потребителей регулируются большим количеством нормативных актов; основными являются следующие:1 Закон РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав

30. Правовые акты МСУ, их классификация

30. Правовые акты МСУ, их классификация Правовой акт МСУ – это официальный письменный акт, имеющий юридические последствия, принятый непосредственно населением МО, органом МСУ или его должностным лицом по предметам ведения и в объеме полномочий, в определенном порядке и

1. Нормативные правовые акты

1. Нормативные правовые акты Конституция — Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993.ГК — Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ; часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ; часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ.ЖК — Жилищный

1. Понятие и нормативно-правовые основы несостоятельности (банкротства)

1. Понятие и нормативно-правовые основы несостоятельности (банкротства) Институт несостоятельности (банкротства) – относительно новый для отечественной системе правового регулирования и практики предпринимательских отношений.Несостоятельность, банкротство,

Ссылки на правовые акты (Перечень ссылок подготовлен специалистами КонсультантПлюс)»КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХРЕСПУБЛИК»(утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССРот 05.12.1936)»КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) РОССИЙСКОЙ

ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ (Перечень ссылок подготовлен специалистами КонсультантПлюс)»КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»(принята всенародным голосованием 12.12.1993)ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.11.2002 N 153-ФЗ»О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПРИВАТИЗАЦИИ

§ 5. Нормативно-правовые акты Российской Федерации

§ 5. Нормативно-правовые акты Российской Федерации В Российском государстве, в сущности, единственным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются. В самом

Где можно найти нормативно–правовые акты?

Где можно найти нормативно–правовые акты? Официальную правовую информацию с учетом всех последних изменений и дополнений можно посмотреть на сайте «Консультант–Плюс». «Консультант–Плюс» сразу показывает, действует ли еще данный Нормативно–Правовой Акт (НПА),

1.3. «Полезные» нормативно-правовые акты

1.3. «Полезные» нормативно-правовые акты При подготовке рекомендаций водителю и при рассмотрении разного рода ситуаций мы неоднократно будем опираться на положения этого регламента и ряда других нормативных актов, таких как:– Кодекс Российской Федерации об

Классификация нормативных актов осуществляется по их содержанию.

Нормативные акты общего характера — имеют значение для организации и функционирования вех правоохранительных органов, они содержат принципы правоохранительной деятельности.

Конституция РФ определяет основные права и свободы личности (гл.2), в ней определены основные принципы организации судебной власти и пр.(гл.7). Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 23 ноября 1991г.; Закон «О безопасности» от 5 марта 1992 г.; Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Нормативные акты специального характера — имеют значение для осуществления определенной правоохранительной функции.

Акты о правосудии и судебной власти — определяют принципы осуществления правосудия, вопросы организации и функционирования судебной власти, принципы и порядок осуществления конституционного контроля, вопросы статуса судей и р.

Федеральные конституционные законы «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г. и «О Конституционном суде РФ» от 21 июня 1994 г.; Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ» от 12 апреля 1995 г.; Закон РФ «О статусе судей» от 26 июня 1992 г.; Закон «О судоустройстве РСФСР» от 8 июля 1981 г.; Федеральный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г.; Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г.; УПК РФ; ГПК РФ; АПК РФ; Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. © 195-ФЗ.

Акты об организационном обеспечении деятельности суда — определяют порядок организации и функционирования органов, осуществляющих данную деятельность.

Федеральные конституционные законы «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996г. и «О Конституционном Суде РФ» от 21 июня 1994 г.; Законы РФ «О судебном департаменте при Верховном суде РФ» от 8 января 1998 г. и «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г.; Положение о Министерстве юстиции РФ от 2 августа 1999 г.

Акты о прокурорском надзоре и органах прокуратуры — определяют организацию, порядок формирования и полномочия органов прокуратуры, устанавливают статус прокурорских работников, определяют принципы и порядок осуществления прокурорского надзора, определяют средства прокурорского реагирования, другие вопросы прокурорского надзора и прокуратуры. Федеральный закон «О прокуратуре РФ» от 17 ноября 1995 года, Положение о прохождении службы в органах и учреждениях прокуратуры РФ, утвержденное постановлением Государственной Думы от 23.06. 97; Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденное Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г.

Акты об организации выявления и расследования преступлений — определяют организацию и деятельность органов дознания и предварительного следствия по выявлению и расследованию преступлений, их полномочия и обязанности по выявлению и расследованию преступлений, устанавливают процедуру расследования. К ним относятся:

— Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001

— Федеральный закон «О прокуратуре РФ» от 17 ноября 1995 г.;

— Закон РФ «О милиции»;

— Федеральный закон «Об органах ФСБ»;

— Таможенный кодекс РФ 2004;

— Налоговый кодекс;

— Закон о государственной границе РФ.

Акты об организации юридической помощи — регулируют вопросы об организации и деятельности органов, оказывающих юридическую помощь, — адвокатуры и нотариата, определяют полномочия, права и обязанности этих органов. К ним относятся:

— ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 26 апреля 2002;

— Основы законодательства РФ о нотариате от 11.02 . 1993;

— ГПК РФ; УПК РФ; АПК РФ и др.

Нормативно-правовой акт – это принятый уполномоченным субъектом правотворчества официальный письменный документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.

Понятия «правовой акт» и «нормативно-правовой акт» не тождественны.

Понятие «правовой акт» шире по содержанию, т.к. включает в себя несколько видов правовых актов (НПА, правоприменительные акты, акты толкования, договоры).

Признаки нормативно-правового акта:

1) Представляет собой официальный письменный документ,

2) Имеет установленную форму и реквизиты,

3) Принимается в ходе творческой

4) Принимается уполномоченным субъектом правотворчества,

5) Принимается на основе норм права

6) Принимается в порядке, предусмотренном нормами права,

7) Устанавливает, изменяет или отменяет нормы права,

8) Имеет государственно-властный характер и обязателен для исполнения,

9) Адресован широкому кругу лиц,

10) Рассчитан на многократную реализацию.

Виды нормативно-правовых актов:

1) По субъекту принятия:

а) законы, принятые народом на референдуме б) законы, принятые законодательным органом.

2) По сроку действия:

а) срочные, б) бессрочные, не имеющие срок действия

3) По территории действия:

а) действующие на всей территории государства, б) действующие на части территории государства.

4) По сфере действия:

а) акты общей сферы действия, б) акты исключительной сферы действия.

5) По сфере отраслевой деятельности:

а) отраслевые, б) межотраслевые.

6) По юридической силе:

а) законодательные, б) подзаконные.

Закон

Закон – это принятый в особом порядке народом на референдуме или органом законодательной власти НПА, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) Представляет собой НПА,

2) Принимается народом на референдуме или органом законодательной власти,

3) Принимается в особом порядке (референдум или через чтения законопроекта)

4) Имеет высшую юридическую силу,

5) Все иные правовые акты должны соответствовать закону, а в случае противоречия должны применяться нормы права,

6) Регулирует наиболее важные общественные отношения.

Принятый в установленном порядке закон не подлежит утверждению никакими органами и должностными лицами, а начинает действовать на всей территории, на которую распространяются властные полномочия органа его принявшего. Принятый и действующий закон может быть изменен или отменен органом его принявшим, а Конституционный суд может признать закон или отдельные его положения неконституционными и прекратить их действие.

Виды законов

1) По субъектам законотворчества:

а) законы, принятые народом на референдуме б) законы, принятые законодательным органом.

2) По принципу федерализма:

а) федеральные законы, б) законы субъектов.

3) По юридической силе:

а) Конституция РФ, б) федеральные конституционные законы, в) федеральные законы, г) законы субъектов.

Отличия федерального конституционного закона и федерального закона:

1) по предмету регулирования: ФКЗ принимается только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ. Все остальные законы являются ФЗ.

2) по порядку принятия: ФЗ принимается абсолютным большинством голосов, а ФКЗ – квалифицированным (не менее 2\3 голосов депутатов Государственной Думы и 3\4 голосов членом Совета Федерации).

3) по праву вето Президента: Вето Президента распространяется только на ФЗ.

4) по юридической силе: ФКЗ обладает большей юридической силой, чем ФЗ.

Подзаконный нормативно-правовой акт

Подзаконный НПА – это принятый на основании и во исполнение закона НПА, обладающий меньшей юридической силой, чем закон.

Виды подзаконных НПА

1) акты палат Федерального собрания (постановления Совета Федерации и Государственной Думы),

2) акты Президента РФ,

3) постановления Правительства РФ,

4) акты федеральных органов исполнительной власти,

5) акты высших должностных лиц субъектов федерации (указы президентов республик, губернаторов),

6) акты гос. органов субъектов федерации (постановления Законодательного собрания или Правительства субъекта),

7) акты органов и должностных лиц местного самоуправления, 8) локальные или внутриорганизационные акты.