Нормативное регулирование учета оплаты труда

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 331.28

Меркулова В.И.

магистрант группы М-ЭУ11, направление подготовки «Экономика» магистерская программа «Учет, анализ и аудит» Государственный аграрный университет Северного Зауралья

г. Тюмень, Российская Федерация Научный руководитель — Айдарбекова А.Т., к.э.н., доцент Государственный аграрный университет Северного Зауралья

г. Тюмень, Российская Федерация

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА

Аннотация

В статье рассмотрены основные нормативные акты, призванные урегулировать бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате труда. Основное внимание уделено представлению нормативных правовых актов в иерархическом порядке, способствующем решению проблем, связанных с организацией бухгалтерского учета на предприятиях.

Ключевые слова

Бухгалтерский учет, оплата труда, нормативные акты, нормативно-правовое регулирование.

Бухгалтерский учет труда и заработной платы занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии. Нормативное регулирование деятельности предприятий и организаций призвано обеспечить правильное и единообразное ведение бухгалтерского учета. При этом в нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учет, происходят регулярные изменения, преимущественно направленные на приведение бухгалтерского учета в соответствии с другим законодательством. В данной статье будет рассмотрена актуальная нормативно-правовая база, регулирующая бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате труда.

Среди федеральных законов в сфере труда основополагающее место отводится Трудовому кодексу Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. Он регулирует вопросы трудового права в отношении прав и обязанностей во взаимоотношениях работника и работодателя, закрепляет правила по оплате труда, нормированию и охраны труда, трудоустройству, профподготовке и переподготовке, обязательному социальному страхованию, а также в части разрешения трудовых споров.

Существенное значение в регулировании бухгалтерского учета имеет Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В нем определены правовые основы бухгалтерской деятельности и составления отчетности, а применительно к оплате труда — регулирование правил отражения операций по оплате труда в бухгалтерском учете предприятий.

Еще одним законодательным актом, касающимся оплаты труда, является Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ. На данный документ опираются при списании затрат на оплату труда для целей налогообложения.

На территории России для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности применяется минимальный размер оплаты труда. Согласно Федеральному закону «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ с 1 июля 2016 года минимальный размер оплаты труда составит 7 500 рублей в месяц .

Регулирует правовые отношения, связанные с уплатой и исчислением страхователем (работодателем) взносов в государственные внебюджетные фонды Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В соответствии с данным актом Правительством РФ ежегодно устанавливается предельная величина базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования РФ и в Пенсионный фонд РФ. Так, с 1 января 2016 г. предельная база по взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, перечисляемым в ФСС,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

составляет 718 000 рублей, предельная база для начисления пенсионных взносов — 796 000 рублей .

Так же к нормативным актам, имеющим отношение к расчетам с персоналом по оплате труда относится Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

К нормативно-правовому регулированию трудового законодательства относится Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, а также стандарты по бухгалтерскому учету таких объектов бухгалтерского учета, как расходы организации и прибыль.

При организации учета расчетов по оплате труда, учитывают правила, закрепленные в Учетной политике предприятия, которая определяется в соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденным Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н.

Поскольку затраты организации на оплату труда относятся к расходам по обычным видам деятельности, то также используют ПБУ 10/99 «Расходы организации», утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 33н.

При организации бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда руководствуются также различными методическими указаниями по ведению бухгалтерского учета, инструкциями и рекомендациями, разработанными Минфином РФ и федеральными органами исполнительной власти.

Сюда относится План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н. В соответствии с этим документом учет расчетов с персоналом по оплате труда ведется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Аналитический учет по данному счету ведется по каждому работнику организации.

На предприятиях для целей бухгалтерского учета разрабатываются учетная политика, распоряжения и приказы руководства, рабочие инструкции и конкретные указания по осуществлению бухгалтерского учета.

Таким образом, порядок учета выплат по заработной плате регулируется множеством федеральных законов и законодательных актов. Каждый бухгалтер и руководитель предприятия должны самостоятельно следить за выходом новых нормативных документов о труде, за изменениями в учете заработной платы, изменениями в налоговом законодательстве и выплатах за счет средств социального страхования. Список использованной литературы:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

3. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

4. Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 N 82-ФЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

6. Консультант Плюс, 1992-2016 : http://www.consultant.ru/

Учет расчетов с персоналом по оплате труда является ответственным и самым распространенным видом расчетов с физическими лицами, занимающим значительную часть рабочего времени бухгалтерии любой организации.

Основные требования к учету заработной платы работников в российской системе бухгалтерского учета регулируются следующими нормативными документами:

  • Налоговый кодекс РФ;
  • Трудовой кодекс РФ;
  • ПБУ 10/99 «Расходы организации»;
  • ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;
  • действующее российское законодательство по бухгалтерскому учету охватывает отношения организации и непосредственно работника, основанные на трудовом договоре и внутренних нормативных документах (Коллективный договор, Положение по оплате труда, Учетная политика организации), регламентирующих выплату прочих вознаграждений.

В сферу регулирования входят также отношения, вытекающие из норм законодательства, например размер и порядок выплат различных пособий.

Таким образом, специально разработанного ПБУ либо другого нормативного документа, который бы целиком регулировал порядок учета и раскрытий в финансовой отчетности вознаграждений работникам, включая пенсионные начисления, в российском законодательстве нет.

В отличие от российской системы бухгалтерского учета, в МСФО все аспекты учета вознаграждений работников объединены в двух стандартах МСФО 19 «Вознаграждения работникам» и МСФО 26 «Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения» . В обоих случаях активно используются оценочные значения, в частности, при расчете средней продолжительности жизни работников с применением актуарных методов. В МСФО 19 выделяются пять видов вознаграждений работникам :

  1. Краткосрочные вознаграждения, такие как заработная плата, оплачиваемый отпуск по болезни, ежегодный оплачиваемый отпуск и прочие вознаграждения;
  2. Вознаграждения по окончании трудовой деятельности, такие как пенсии;
  3. Долгосрочные вознаграждения, такие как долгосрочные пособия по нетрудоспособности и отложенные компенсации;
  4. Выходные пособия;
  5. Компенсационные выплаты долевыми инструментами.

В МСФО 19 проводится важное разграничение между пенсионными планами с установленными взносами и пенсионными планами с установленными выплатами. МСФО (IAS) 19 допускает и раскрывает особенности учета пенсионных планов группы работодателей, т.е. пенсионного плана учрежденного группой разных работодателей. МСФО 26 дополняет МСФО 19 в части порядка учета пенсионных планов с установленными взносами и пенсионных планов с установленными выплатами.

Планы с установленными взносами – это пенсионные планы, в соответствии с которыми величина пенсионных выплат зависит от взносов в фонд и начисленного на них инвестиционного дохода.

План классифицируется в качестве плана с установленными взносами, если предприятие осуществляет фиксированные взносы в отдельный (независимый) фонд и у него не возникнет никаких дополнительных обязательств (юридически обусловленных или вытекающих из деловой практики) по дальнейшей выплате дополнительных сумм . Таким образом, риски по недостаточности сумм для выплат лежат на сотрудниках, а не на работодателе.
Для учета отчислений в пенсионные планы с установленными взносами предприятия применяют метод начисления. В результате авансовых платежей или причитающихся платежей по взносам в пенсионный фонд может признаваться, соответственно, актив (предоплаченные будущие расходы) или обязательство по выплате таких взносов.

Обязательство признается в отношении будущих выплат в связи с пенсионным обеспечением работников организации. Признание обязательства связано с тем, что на организации – работодателе, по сути, лежит актуарный и инвестиционный риск выплаты пенсионного обеспечения в определенном размере. Согласно МСФО (IAS) 19 :

  1. Обязательства уменьшаются на сумму активов пенсионного плана;
  2. Обязательства в отношении будущих выплат дисконтируются для того, чтобы учесть фактор времени в отношении момента погашения обязательств;
  3. Для расчета активов и обязательств пенсионного плана используются актуарные допущения, связанные с неопределенностью факторов, влияющих на размер обязательств компании.

Для оценки величины обязательств осуществляется расчет суммы выплат, причитающихся работникам за оказанные ими услуги в текущем и предшествующем периодах. Такой расчет предполагает:

  1. Определение размеров выплат, причитающихся за текущий и предшествующий периоды;
  2. Осуществление оценки (определение актуарных допущений) следующих показателей, которые будут оказывать влияние на величину затрат на выплату пенсий:
  • демографические допущения относительно будущих хaрактеристик занятых в настоящее время и бывших работников (и их иждивенцев), имеющих право на вознаграждения:

— смертность во время периода занятости работников и по окончании трудовой деятельности;
— уровень текучести кадров, инвалидности и досрочного увольнения;
— доля участников плана с иждивенцами, имеющими права на вознаграждения;
— нормы использования планов медицинского обеспечения;

  • финансовые допущения:

— ставка дисконта;
— уровень будущей заработной платы и вознаграждения;
— в отношении пособий на медицинское обслуживание — будущие затраты на медицинское обеспечение, включая, при условии их существенности, затраты на обработку заявок и выплату пособий; и
— ожидаемая ставка дохода на активы плана.

МСФО (IAS) 19 предполагает, что эксперты (актуарии) могут быть источником достаточно надежной прогностической информации; затраты на получение (и регулярную актуализацию) экспертных оценок и отражение в учете информации об актуализации этих оценок оправданы тем повышением качества отчетности, которое обусловлено отражением оценочных обязанностей;

  • Определение «методом прогнозируемой условной единицы» дисконтированной стоимости обязательств по пенсионному плану с установленными выплатами, а также стоимость текущих услуг. Метод «прогнозируемой условной единицы» рассматривает каждый период службы как основание для дополнительного права на пенсию и оценивает каждую условную единицу пенсии отдельно с целью формирования обязательств на конец периода.
  • МСФО (IAS) 19 предусматривает, что при определении величины обязательств, следует использовать механизм дисконтирования будущих потоков. Обязательства и расходы, связанные с затратами организации по причитающимся работникам дополнительным будущим выплатам за уже отработанные периоды времени, признаются немедленно, если необходимый минимум для получения права на эти будущие выплаты уже достигнут. В свою очередь, обязательства и расходы связанные с затратами в отношении дополнительных будущих выплат за уже отработанные периоды времени, признаются на протяжении срока, оставшегося до достижения необходимого минимума для получения права на эти будущие выплаты.

    Величина обязательств, отражаемая в балансе, в соответствие с МСФО (IAS) 19, рассчитывается как сумма дисконтированной стоимости обязательств на отчетную дату и любых непризнанных актуарных прибылей (за вычетом любых непризнанных актуарных убытков), уменьшенная на не признанную, на текущий момент, стоимость прошлых услуг и справедливую стоимость активов пенсионного плана на отчетную дату :

    ДОотчет+НАП – НАУ – НСПУтек-ССАППотчет (1.1)

    где ДОотчет — дисконтированная стоимость обязательств на отчетную дату;
    НАП — непризнанные актуарные прибыли;
    НАУ — непризнанные актуарные убытки;
    НСПУтек — не признанная, на текущий момент, стоимость прошлых услуг;
    ССАППотчет — справедливая стоимость активов пенсионного плана на отчетную дату.

    Если полученная в результате величина является отрицательной (то есть представляет собой актив), организация оценивает его по наименьшей из двух величин:

    • суммы, являющейся результатом указанного расчета;
    • любых накопленных непризнанных актуарных убытков и стоимости прошлых услуг и дисконтированной стоимости любых экономических выгод, полученных в форме возврата средств из плана или сокращения будущих взносов в план.

    В рамках плана с установленными выплатами размер пенсий, как правило, рассчитывается исходя из доходов сотрудников и/или числа лет, проработанных в компании. Для определения размера пенсий в рамках плана с установленными выплатами применяются различные актуарные методы расчетов.

    Актуарные прибыли или убытки могут возникать в результате увеличения или уменьшения дисконтированной стоимости обязательств по плану с установленными выплатами или справедливой стоимости соответствующих активов. Актуарные прибыли и убытки возникают вследствие разницы между фактическим и ожидаемым результатом при оценке величины обязательств и активов и включают корректировки на основе опыта (результат различий между первоначальными актуарными допущениями в отношении будущих событий и тем, что в действительности произошло) и результаты изменений в актуарных допущениях.

    МСФО (IAS) 19 допускает два возможных способа учета актуарных прибылей и убытков:

    • немедленное признание актуарных прибылей и убытков в периоде их возникновения;
    • отложенное признание актуарных прибылей убытков, выходящих за пределы установленного коридора.

    При отложенном признании соответствующей доли актуарных прибылей и убытков в качестве доходов или расходов производится в случае, если чистые накопленные непризнанные актуарные прибыли и убытки на конец предыдущего отчетного периода превышают большее из значений:

    • 10 % от дисконтированной стоимости обязательств по плану с установленными выплатами на эту дату (до вычета активов плана);
    • 10 % справедливой стоимости активов плана на эту дату.

    МСФО (IAS) 19 определяет и порядок оценки активов по плану с установленными выплатами. Активы плана подлежат оценке по справедливой стоимости. В случае если в отношении активов плана отсутствуют данные о рыночной стоимости, справедливая стоимость активов плана определяется на основании расчетных методов, например, путем дисконтирования будущих денежных потоков.
    Отражение расходов в отношении планов с установленными выплатами в Отчете о прибылях и убытках имеет следующие принципиальные особенности. Общие затраты по плану за период представляют собой полную сумму изменения величины обязательств по этому плану за вычетом активов плана (за исключением некоторых изменений, не признаваемых в полном объеме).

    В общую сумму затрат включаются следующие статьи:

    • стоимость трудозатрат текущего периода (увеличение дисконтированной величины обязательств плана, в связи с выполнением работниками своих обязанностей);
    • затраты по процентам (изменение дисконтированной величины обязательств за счет сокращения периода дисконтирования);
    • ожидаемая прибыль на активы плана (как доходы от размещения активов плана, так и нереализованная прибыль от изменения их рыночной стоимости), а также на любые права, на получение возмещения;
    • определенные актуарные прибыли и убытки (разница между фактическим и ожидаемым результатом актуарной оценки обязательств и активов плана), стандартом регламентируется и порядок признания актуарных прибылей и убытков;
    • определенные затраты по пенсионным планам, относящиеся ко времени работы в прошлые периоды (изменения приведенных обязательств плана, относящиеся к прошлой трудовой деятельности работников, например, уменьшение возраста выхода на пенсию приведет к пересчету затрат связанных с трудовой деятельностью работников, осуществленной в прошлых периодах);
    • результат любых уменьшений величины обязательств по плану или их погашения.

    Регламентируется порядок учета операций, как в отчете о прибылях и убытках, так и на балансе, возникающих в результате сокращения обязательств плана.
    В отношении пенсионного плана с установленными выплатами организация, руководствуясь МСФО (IAS) 19, должна раскрывать:

    • учетную политику по признанию актуарных прибылей и убытков;
    • общее описание типа плана;
    • сверку сальдо дисконтированной стоимости обязательств по плану с установленными выплатами на начало и конец периода;
    • разбивку обязательства по плану с установленными выплатами на суммы, возникающие из целиком нефондированных планов, и суммы, возникающие из целиком или частично фондированных планов;
    • сверку сальдо справедливой стоимости активов плана на начало и конец периода (а также сальдо любого права на получение возмещения на начало и конец периода, признанного в качестве актива);
    • сверку дисконтированной стоимости обязательства по плану с установленными выплатами и справедливой стоимости активов плана в с активами и обязательствами, признанными в балансе;
    • суммарные расходы, признанные в отчете о прибылях и убытках в разрезе статей;
    • общую сумму, отраженную в отчете о признанных доходах и расходах в отношении актуарных прибылей и убытков и последствий ограничения «потолка активов», а также кумулятивную сумму актуарных прибылей и убытков, признанных в отчете о признанных доходах и расходах;
    • процентную долю или величину справедливой стоимости суммарных активов плана, приходящуюся на каждую категорию активов плана;
    • величины, включенные в справедливую стоимость активов плана, для каждой категории собственных финансовых инструментов компании и любых объектов недвижимости, занимаемых или используемых компанией;
    • подробное описание основы, которая использовалась для определения общей ожидаемой ставки дохода на активы, включая влияние основных категорий активов плана;
    • фактический доход на активы плана, а также фактический доход от любого права на возмещение, признанного в качестве актива;
    • использованные основные актуарные допущения;
    • последствия влияния однопроцентного повышения и последствия однопроцентного снижения затрат;
    • наилучшую оценку величины взносов, перечисляемых в план в течение следующего года после отчетной даты;
    • дисконтированную стоимость обязательств по плану с установленными выплатами, справедливую стоимость активов плана и профицит или дефицит в плане;
    • корректировки на основе опыта, возникающие по обязательствам плана и по активам планам;
    • информацию в отношении операций со связанными сторонами по пенсионным планам;
    • информацию в отношении резервов и условных обязательств по пенсионным планам.

    В состав прочих долгосрочных вознаграждений в соответствие с МСФО (IAS) 19, включаются:

    • долгосрочные оплачиваемые отпуска, такие как отпуск за выслугу лет или творческий отпуск;
    • вознаграждения за выслугу лет;
    • долгосрочные пособия по нетрудоспособности;
    • участие в прибыли и премии, подлежащие выплате по истечении двенадцати месяцев (или позже) после окончания периода, в котором работники оказали соответствующие услуги;
    • отсроченные вознаграждения, выплачиваемые через двенадцать месяцев (или позже) после окончания периода, в котором они были заработаны.

    Сумма обязательства по предоставлению прочих долгосрочных вознаграждений работникам определяется как разность между дисконтированной стоимостью обязательств по программе долгосрочных вознаграждений минус справедливая стоимость активов программы, которые непосредственно предназначены для исполнения обязательств :

    Долгосрочные вознаграждения прочие = ОДВдисконт-ССАП (1.2)

    где ОДВдисконт — дисконтированная стоимость обязательств по программе долгосрочных вознаграждений;
    ССАП — справедливая стоимость активов программы долгосрочных вознаграждений.

    В МСФО (IAS) 19 выходные пособия выделены в отдельную категорию вознаграждений, поскольку их возникновение связано не с оказанием услуг работниками, а с фактом прекращения трудовой деятельности работника. Вследствие этого расходы на выходные пособия не связаны с получением будущих экономических выгод и должны признаваться немедленно.
    Затраты, связанные с выплатой выходных пособий, признаются при условии, что компания имеет формальные обязательства в отношении увольнения работников до достижения ими пенсионного возраста или в отношении выплаты выходного пособия при принятии работником предложения о добровольном увольнении.
    В рамках реформирования системы бухгалтерского учета, российская практика учета в части вознаграждения работникам нуждается в принципиальном пересмотре в соответствие с МСФО 19 и МСФО 26.

    К началу главы
    nike air max 2019 sale

    

    Проблемы организации системы расчетов с персоналом по оплате труда в настоящее время является наиболее актуальными в экономической деятельности любого экономического субъекта. Успешным решением этих проблем занимаются многие ученые — экономисты, что свидетельствует о дискуссионном характере предмета исследования. Существенный вклад в решение таких проблем внесли: Л. Коршунова показала важность применения сдельной оплаты труда в растениеводстве; Ф. Арутюнян и Л. Головина отразили концептуальные основы организации заработной платы в сельском хозяйстве; совершенствование системы планирования на основе нормативных калькуляций показал в своей работе Г. Русин; А. Колинько –затрагивает вопрос о работе в праздничные дни, как они нормируются и оплачиваются; Вопрос является ли стоимость питания сотрудников, оплаченная организацией, объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды рассмотрел А. Г. Снегирев; К. Либерман рассмотрел общие вопросы расчетов с персоналом по оплате труда; как проводиться бухгалтерский учет начисления и выплаты заработной платы рассказывает В. Говоров; Е. Егорова на основе практики налоговых споров рассматривает вопрос о расходах на персонал; нюансы, при выплате сотрудникам заработной платы в натуральной форме рассматривают: Р. Лахман и Р. Юропов.

    На вопросы оплаты труда механизаторов с/х предприятий растениеводческой специализации обратила внимание Л. Коршунова. По ее мнению при использовании сдельной оплаты труда необходимо соблюдать ряд требований, основным из которых является хорошо поставленный учет количественных результатов труда. Большое значение автор придает процессу нормирования оплаты труда и в завершение указывает: «Несмотря на то, что у работы механизатора имеется количественный результат труда выражаемый в гектарах обработанной площади, установить…норму выработки…не представляется возможным». Поэтому нельзя не согласиться с мнением автора о том, что установить действительно обоснованную норму выработки в отрасли растениеводстве — далеко не простая задача .

    Ф. Арутюнян и Л. Головина рассмотрели в своей статье вопросы, связанные с тарификацией, нормированием и непосредственно системой оплаты труда в сельскохозяйственных предприятиях. По их мнению, целесообразно для каждой группы специалистов и служащих, устанавливать не конкретный оклад, а диапазон с разницей на 10–15 % между низшей и верхней границей, это может способствовать укреплению дисциплины, повышению квалификации и активности специалистов. Авторы уделяют особое внимание системе оплаты труда, по их мнению, она является важнейшим звеном расчета предприятия, она состоит из четырех этапов, один из которых: начисление и выплата текущей заработной платы в течение года всем работникам .

    Практическое применение мер стимулирования труда наемных работников в современных условиях определяется хозяйствующими субъектами самостоятельно, исходя из финансовых возможностей и других факторов, считает Г. Русин. Он говорит, что с учетом принятой системы стимулирования труда определяются нормативы расходов на оплату труда. Автор показал в своей работе тарифные разряды и коэффициенты, рекомендуемые для оплаты труда рабочих, а так же показатели и нормативы стимулирования труда на примере трактористов — машинистов и разнорабочих .

    А. Колинько — юрист, затрагивает вопрос о работе в праздничные дни, как они нормируются и оплачиваются. Автор приводит перечень официальных праздничных дней, согласно ч.1 ст.112 ТК РФ. Размер заработной платы за работу в предпраздничный день зависит от вида оплаты труда. Например, работникам, получающим оклад, работа в сокращенный предпраздничный день оплачивается в полном объеме, так как уменьшение количества рабочих часов в предпраздничный день, предусмотренное ТК РФ, — это норма рабочего времени. Так же автор уделяет внимание учету табеля рабочего времени, в табеле учета рабочего времени работу в предпраздничный день следует отметить буквенным кодом «Я» или цифровым кодом «01» и указать фактически отработанное количество часов .

    Вопрос является ли стоимость питания сотрудников, оплаченная организацией, объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды рассмотрел А. Г. Снегирев — эксперт журнала «Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение». В статье автор использует информацию из федеральных законов и постановлений. А. Г. Снегирев исходит из судебной практики, когда арбитры пришли к выводу, что оплата питания сотрудников не является оплатой труда, поэтому страховые взносы с них начислять не нужно. Нельзя не согласиться с мнением автора, что оплата работодателем питания сотрудников не связана с оплатой труда, поэтому данные выплаты не нужно облагать страховыми взносами .

    К. Либерман рассмотрел общие вопросы расчетов с персоналом по оплате труда. В статье он указывает формы и системы оплаты труда, с расчетами. Для расчетов с персоналом по оплате труда применяются первичные документы, которым автор отводит особое внимание. К. Либерман так же затрагивает вопрос оплаты отклонений от нормальных условий труда ссылаясь на статью 149 ТК РФ в которой установлено общее правило, в соответствии с которым при выполнении работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных работнику производятся соответствующие доплаты, предусмотренные коллективным договором, трудовым договором .

    О том, как проводиться бухгалтерский учет начисления и выплаты заработной платы рассказывает В. Говоров. Для учета расчетов с работниками организации предусмотрено открытие и ведение счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», на котором учитываются расчеты по всем видам выплат, в том числе по оплате труда. Автор показывает на примерах, с какими счетами корреспондируется счет 70 и отмечает, что аналитический учет по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» ведется по каждому работнику. Автор указывает особенности расчетов по оплате труда в натуральной форме и особенности удержаний из заработной платы .

    На основе практики налоговых споров рассматривает вопрос о расходах на персонал Е. Егорова. Автор утверждает, что организация вправе учесть для целей налога на прибыль расходы на оплату труда, понесенные с момента приема сотрудника на работу вплоть до его увольнения. При определении прибыли могут учитываться расходы на оплату труда, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, трудовыми или коллективными договорами и производятся за исполнение сотрудником компании своих должностных обязанностей. Виды выплат, которые рассматривает автор в своей статье, — это премии, социальные гарантии и компенсации, выплаты при увольнении .

    Последствием экономического кризиса нередко является нехватка денежных средств или свободных средств на расчетном счете, это побуждает компании выдавать сотрудникам в счет заработной платы товары собственного производства. Нюансы, которые важно учитывать при выплате сотрудникам заработной платы в натуральной форме рассматривают: Р. Лахман — эксперт журнала «Российский налоговый курьер» и Р. Юропов — советник государственной гражданской службы РФ. Первым нюансом служит то, что не каждый товар можно передать сотруднику в счет зарплаты, так, например, в счет заработной платы алкогольную продукцию выдавать нельзя. Далее авторы отмечают, что для выплаты заработной платы в натуральной форме необходимо согласие работника и приводят образец письменного соглашения работника. Последующими нюансами, о которых сообщают авторы, являются: в налоговых расходах учитывается только 20 % «натуральной» зарплаты, а также способ оплаты труда не влияет на необходимость начисления страховых взносов .

    Таким образом, исследование проблем организации учета и контроля расчетов по оплате труда показало следующие результаты:

    – процесс организации расчетной дисциплины с работниками предприятия является дискуссионным и широко освещается в научной литературе;

    – в сельскохозяйственном производстве, наряду с основной и дополнительной, широкое распространение нашла натуральная оплата труда;

    – ввиду того, что оплата труда является объектом исчисления НДФЛ и страховых взносов во внебюджетные фонды, то предметом исследований многих ученых является комментарий к налоговому законодательству.

    Литература:

    Аудит расчетов с персоналом по оплате труда: понятие, задачи, методика, этапы

    Аудит расчетов с персоналом по оплате труда представляет собой независимую оценку и проверку достоверности бухгалтерской отчетности в части расчетов с персоналом, соблюдения правил ведения бухгалтерского учета, полноты и достоверности документального оформления в бухгалтерском учете операций по оплате труда, проведения различных видов начислений и удержаний, а также правильность начисления выплат социального характера, налогов и иных выплат из фонда оплаты труда.

    Задачи аудита расчетов с персоналом по оплате труда

    В рамках проведения аудиторской проверки аудитором должны быть решены следующие задачи:

    – удостовериться в соответствии локальных нормативных актов требования действующего законодательства в части оплаты труда работников организации;

    – проверить обоснованность произведенных операций по начислению и выплате заработной платы, в том числе и в рамках заключенных договоров;

    – проверить достоверность отражения операций по учету расчетов по оплате труда в бухгалтерском учете;

    – проверить соответствие аналитического и синтетического учета;

    – проверить достоверность обязательств по оплате труда, отраженных в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    Источники информации для аудита заработной платы

    Данные о величине фонда начисленной заработной платы и численности работников содержит статистическая форма № П–4 «Сведения о численности и заработной плате работников». По данным этой формы производится расчет среднемесячной заработной платы работников организаций, среднемесячной заработной платы работников списочного состава, внешних совместителей, а также работников, выполнявших работы по договорам гражданско–правового характера.

    При обобщении данных формы № П–4 рассчитывается среднемесячная заработная плата по группам организаций в зависимости от среднесписочной численности работников; среднемесячной заработной плате работников на одно замещенное рабочее место, часовой заработной плате работников списочного состава и внешних совместителей, часовой заработной плате работников списочного состава, часовой заработной плате внешних совместителей. Показатели формы № П–4 включают отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы к общероссийскому уровню, среднемесячную номинальную начисленную заработную плату работников в экономике региона, реальную среднемесячную начисленную заработную плату работников в сравнении с предыдущим периодом.

    В целях мониторинга уровня оплаты труда отдельных категорий работников на основе формы № П–4 определяется отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников различных учреждений к среднемесячной заработной плате работников, занятых в экономики региона. Форма № П–4 содержит также информацию о выплатах социального характера.

    Форма № П–4 формируется крупными и средними предприятиями. Досчет фонда начисленной заработной платы работников субъектов малого предпринимательства осуществляется с помощью коэффициента корректировки.

    В период экономического кризиса работодатели стремятся все больше привлекать рабочую силу без оформления договора, чтобы сэкономить на налогах и социальном пакете. Для оценки суммы денежных средств, получаемых работниками в организациях без оформления договоров.. Средства на оплату труда лиц, работающих у индивидуальных предпринимателей оценивают с помощью баланса затрат труда наемных работников у индивидуальных предпринимателей и физических лиц, в фермерских хозяйствах на основной и дополнительной работе.

    Приступая к аудиторской проверке, необходимо определить перечень документов, используемых на всех этапах проверки (рис. 1).

    Источники информации при проведении аудиторской проверки

    Методы и приемы аудита учета расчетов с персоналом по оплате труда

    В процессе проведения аудиторской проверки используются такие методы и приемы, как:

    – проверка арифметических расчетов клиента (пересчет);

    – проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций;

    – устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны;

    – проверка первичных документов.

    Аудиторская проверка представляет собой сложную систему проверочных мероприятий. Так, в рамках планирования аудиторской проверки проводится значительное количество мероприятий, являющихся необходимым условием составления главного аудиторского документа – программы аудита. К одному из таких мероприятий относится оценка системы внутреннего контроля, которая позволяет выявить и оценить риски существенных искажений как на уровне бухгалтерской отчетности, так и при проведении аудиторской проверки по существу. В рамках оценки системы внутреннего контроля исследуется рабочий план счетов и учетная политика в части наличия разделов, имеющих отношение к начислению и выплате заработной платы, изучаются организация оперативного учета и документы по движению личного состава организации, организация оплаты труда, видовой состав удержаний, проверяются правильность аналитического учета, а также порядок документооборота и инвентаризации расчетов с персоналом по оплате труда.

    Направления аудита учета расчетов с персоналом по оплате труда

    Программа аудиторской проверки должна содержать перечень процедур, сгруппированных по нескольким направлениям:

    – проверка соблюдения требований действующего трудового, гражданского и налогового законодательства;

    – проверка документального оформления расчетов с персоналом;

    – проверка правильности отражения операций в бухгалтерском учете в соответствии с начислениями и удержаниями из заработной платы;

    – проверка достоверности формирования отчетных данных.

    Этапы аудита учета расчетов с персоналом по оплате труда

    Аудиторская проверка расчетов с персоналом охватывает ряд последовательных этапов.

    Этап 1. Проверка правомерности и законности существующих трудовых отношений. В рамках данного этапа проводится проверка соблюдения прав работников организации, на основании аудиторский доказательств, полученных при проверке правильности оформления внутренних нормативных актов, приказов о приеме и увольнении работников, трудовых и гражданско–правовых договоров. Так, при проверке трудовых и иных договоров проводится оценка на их соответствие нормам трудового законодательства.

    Этап 2. Проверка первичной документации по начислению и выплате заработной платы предусматривает оценку правильности оформления бухгалтерской документации по учету рабочего времени, платежных и расчетных документов, в том числе и документов по неполученной в срок заработной платы. Аудитору необходимо проверить, используются ли в организации унифицированные формы первичной документации в части учета рабочего времени каждого работника. Работодатели обязаны вести табели учета рабочего времени, а аудитор, в свою очередь, проверят правильность их заполнения. В первую очередь это касается привлечения работников на дополнительные работы в выходные и праздничные дни и предоставление отпусков. Так, при привлечении работников к работе в выходные и праздничные дни аудитор должен проверить наличие письменного согласия работника на работы в указанные периоды. При проверке порядка предоставления отпусков аудитор проверяет наличие графика отпусков, правомерность предоставления дополнительных отпусков, а также порядок их расчета.

    Этап 3. Проверка правильности и обоснованности начисления заработной платы. В рамках данного этапа проводится проверка обоснований для проведения начислений, их полнота точность измерения и стоимостная оценка. С этой целью проверяются такие документы, как табели учета рабочего времени, платежные ведомости, лицевые счета и др. Следует иметь в виду, что перечень первичной документации зависит от применяемой в организации системы оплаты труда, которая устанавливается внутренними нормативными актами и трудовым договором. Так, если в организации используется повременная система оплаты труда, то проверяются табеля учета рабочего времени и правильность применения тарифных окладов (ставок). Если применяется сдельная форма оплаты, то проверке подлежат наряды, а так же утвержденные в организации нормы выработки и сдельные расценки. В случае применения договоров гражданско – правового характера проверке подлежат договоры, сметы и акты приемки выполненных работ.

    В ходе проверки проводится подтверждение правильности начисления основной и дополнительной заработной платы. Также проводится проверка обоснованности начисления различных доплат и компенсационных выплат.

    При проверке оплаты за неотработанное время необходимо проверить правильность исчисления среднего заработка, который используется для расчета пособий по временной нетрудоспособности, основных и дополнительных отпусков, оплату компенсаций за неиспользованный отпуск, выплату пособий при увольнении и др.

    Тщательно проверяются предусмотренные трудовым договором стимулирующие выплаты, к которым относятся премии и иные поощрения. Поскольку законодательно порядок и условия начисления стимулирующих выплат не регулируется, то аудитору необходимо установить соответствие периода их начисления с внутренними нормативными документами.

    Также проверяется соблюдение требования ст. 136 ГК РФ в части порядка выплаты заработной платы, а именно: выплата отпускных осуществляется не позднее чем за 3 дня до его начала, а заработная плата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца, в сроки, установленные внутренними нормативными актами.

    Этап 4. Проверка обоснованности, правомерности и полноты удержаний из заработной платы. Все виды удержаний, производимых из заработной платы, можно разделить на 3 группы:

    – обязательные;

    – по инициативе работника;

    – по инициативе организации.

    При проверке удержаний необходимо иметь в виду, что их совокупный размер не может быть более значений, допустимых ст. 138 Трудового кодекса РФ, а именно: не более 20 % на общих основаниях, и не более 50 % в случаях, предусмотренных законодательством.

    Основным видом являются обязательные удержания, включающие налог на доходы физических лиц и удержания по исполнительным листам. При проверке удержаний по НДФЛ аудитор проверяет:

    – правильность определения налогового статуса организации;

    – правильность применения налоговых ставок;

    – правильность формирования налогооблагаемой базы и обоснованность предоставления налоговых вычетов;

    – своевременность удержания и перечисления НДФЛ в бюджет.

    Помимо НДФЛ в обязательном порядке производятся удержания на основе исполнительных листов. В этом случае аудитор должен проверить порядок соблюдения удержаний по исполнительным листам, полноту и своевременность проведения удержаний, а также перечисление взыскателю.

    Этап 5. Проверка соответствия показателей бухгалтерских счетов данным бухгалтерской отчетности. В рамках данного этапа проводится проверка соответствия данных аналитического и синтетического учета с данными бухгалтерской финансовой отчетности, а также соответствия данных в бухгалтерских регистрах по начисленным и уплаченным суммам налоговых платежей, указанных в налоговых декларациях .

    По итогам проведенной проверки аудитор выдает аудиторское заключение, в котором выражает свое мнение о достоверности отражения в бухгалтерской отчетности оплаты труда о том, что документация по расчетам с персоналом не содержит существенных искажений, а также дает рекомендации, позволяющие избежать возникновения различных нарушений в будущем.

    Рекомендации по результат аудиторской проверки, собственники предприятия и иные пользователи бухгалтерской отчетности могут использовать также в целях, выходящих за рамки систему бухгалтерского учета. Данные аудиторского заключения и документы работы аудитора могут служить источником информации для повышения эффективности организации работы персонала, совершенствования форм и систем оплаты труда и даже, повышения уровня производительности труда работников. Поэтому значение аудита расчетов с персоналом по оплате труда выходит за рамки совершенствования лишь самой системы бухгалтерского учета.

    Некоторые предприятия, особенно крупные, имеют службу внутреннего аудита. Данная служба осуществляет проверку, в том числе и организации бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда. Преимуществами формирования службы внутреннего аудита, стоит отметить, возможность текущего контроля расчетных операций, операций по начислению и удержанию из заработной платы. Своевременность расчётов с ИФНС и органами социального страхования. Однако, субъекты малого и среднего предпринимательства, в виду высокого уровня затрат и небольшого штата сотрудников, службу внутреннего аудита не формируют. Контроль за организацией расчетов с персоналом по оплате труда на таких предприятиях, либо вообще не осуществляется, т.к. ведется единолично главным бухгалтером, либо осуществляется на уровне руководства и главного бухгалтера, если ведется отдельным бухгалтером, например, бухгалтером по учету заработной платы.

    Соблюдение установленных норм расчетов с персоналом по оплате труда на предприятии должно основываться не только на нормы, регулирующие бухгалтерский учет, но также на нормы трудового, гражданского и налогового законодательства. С началом осуществления своей деятельности и формированием штата сотрудников, руководство и бухгалтер предприятия, должны уделить особое внимание трудовым соглашениям, Положению по оплате труда, Положению о премировании и другим локальным нормативным актам. При необходимости разработать свои формы первичных учетных документов, что разрешено законодательством.

    Сегодня, необходимо отметить существенную проблему, с которой столкнулись как предприятия, так и сами работники. Эта проблема называется «банковское рабство», ее суть заключается в том, что открыв расчетный счет в определенном банке, предприятие должно через этот же банк осуществлять перечисление работникам заработную плату, а следовательно, работники должны использовать зарплатные карты только этого банка. Нормативно такое условие нигде не закреплено, однако, при перечислении работнику заработной платы на карту в другом банке, как правило взымается комиссия.

    Таким образом, на основании выше представленного материала, можно сделать следующие выводы:

    – понятие оплата труда и заработная плата, являются синонимами, однако рассмотрев некоторые подходы авторов к определению данных понятий, нам удалось определить, что все-таки между ними имеются отличия. В частности оплату труда в отличии от заработной платы, можно рассматривать, и как процесс, и как экономическую категорию;

    – синтетический и аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда, является важнейшим участком бухгалтерского учета. В первую очередь это обусловлено с самим фактом взаимодействия с персоналом, как основным фактором производства. Человеческие ресурсы являются основой функционирования любого предприятия;

    – аудит расчетов с персоналом по оплате труда является достаточно важным, поскольку данный раздел учета является трудоемким и требующим особого внимания со стороны бухгалтерской службы организации. Необходимость проведения аудита расчетов по оплате труда обусловлена осуществлением контроля за соблюдением, как работниками, так и работодателями действующего законодательства.