Нормативное регулирование учета

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ — это многоуровневая модель, включающая множество нормативно-правовых актов.

Правильно организованный бухгалтерский учет важен не только для каждой конкретной организации, но и для государственной финансовой системы в целом. Нормативное регулирование бухгалтерского учета 2020 в РФ на законодательном уровне имеет четкую структуру и иерархию. Во главе всего стоит, правда, не кодекс, как во многих других сферах, а Федеральный закон от 06.12.2011 № 402 «О бухгалтерском учете». В соответствии с его требованиями, должны действовать абсолютно все хозяйствующие субъекты в России. Но на его основе разработано большое количество подзаконных актов, которые должны применять все организации при ведении бухучета.

Иерархия бухгалтерских нормативно-правовых актов в России

Если образно представить, какими документами регламентируется бухгалтерский учет в России, получится своеобразная пирамида из пяти уровней, во главе которой находится Федеральный закон от 06.12.2011 № 402. Рассмотрим, как выглядят на схеме уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета 2020, а потом рассмотрим каждый из уровней в отдельности.

Все нормативные документы по бухгалтерскому учету 2020 поместились в одну пятиуровневую систему. На каждом из уровней достигается отдельная цель. В частности, федеральный закон регламентирует только общие нормы и требования, а вот положение по ведению бухучета и отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н, которое находится ниже по важности, регулирует частности. В нем руководители и бухгалтеры найдут ответы о практическом применении требований ФЗ № 402 и других нормативно-правовых актов. С этими двумя документами все более-менее понятно, но дальше идут нормативные документы бухгалтерского учета, с которыми бухгалтерам приходится иметь дело практически ежедневно:

  • план счетов;
  • многочисленные ПБУ;
  • положение о документообороте.

Чтобы понять, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, рассмотрим нижние уровни подробнее.

Базовые НПА

План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению утверждены приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Этот документ содержит перечень используемых бухгалтерских проводок и их расшифровку. Этот план предназначен для коммерческих организаций, бюджетные применяют особый план счетов, для банков действует отдельный НПА. Все проводки бухгалтеры осуществляют на основе рекомендаций и требований, перечисленных в положениях по бухучету (ПБУ), которых действует довольно большое количество. Представим действующие ПБУ в виде таблицы:

Номер ПБУ

Наименование ПБУ

Реквизиты приказа Минфина России, утвердившего ПБУ

«Учетная политика организации»

От 06.10.2008 № 106н

«Учет договоров строительного подряда»

От 24.10.2008 № 116н

«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»

От 27.11.2006 № 154н

«Бухгалтерская отчетность организации»

От 06.07.1999 № 43н

«Учет материально-производственных запасов»

От 09.06.2001 № 44н

«Учет основных средств»

От 30.03.2001 № 26н

«События после отчетной даты»

От 25.11.1998 № 56н

«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»

От 13.12.2010 № 167н

«Доходы организации»

От 06.05.1999 № 32н

«Расходы организации»

От 06.05.1999 № 33н

«Информация о связанных сторонах»

От 29.04.2008 № 48н

«Информация по сегментам»

От 08.11.2010 № 143н

«Государственная помощь»

От 16.10.2000 № 92н

«Нематериальные активы»

От 27.12.2007 № 153н

«Расходы по займам и кредитам»

От 06.10.2008 № 107н

«Информация по прекращаемой деятельности»

От 02.07.2002 № 66н

«Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»

От 19.11.2002 № 115н

«Расчеты по налогу на прибыль организаций»

От 19.11.2002 № 114н

«Финансовые вложения»

От 10.12.2002 № 126н

«Информация об участии в совместной деятельности»

От 24.11.2003 № 105н

«Изменения оценочных значений»

От 06.10.2008 № 106н

«Исправление ошибок в бухучете и отчетности»

От 28.06.2010 № 63н

«Отчет о движении денежных средств»

От 02.02.2011 № 11н

«Затраты на освоение природных ресурсов»

От 06.10.2011 № 125н

То, что регламентирует каждое из ПБУ, можно понять из его названия. Все действующие ПБУ признаны федеральными стандартами бухучета до вступления в силу соответствующего закона о национальных стандартах. Это прописано в части 1.1 статьи 30 закона № 402-ФЗ. Нормативная база бухгалтерского учета предполагает использование МСФО, они введены в действие на территории России приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н. При оформлении документов бухгалтеры должны учитывать требования положения о документах и документообороте в бухучете, утвержденного еще приказом Минфина СССР от 29.07.1983 № 105.

Методички и внутренние нормативные акты

Рассмотрение вопроса, какими нормативными документами регламентируется ведение бухучета, будет неполным без упоминания о методических указаниях и рекомендациях, которые регулярно выпускает Минфин. В их числе отдельную нишу занимают письма Минфина, в которых чиновники отвечают на вопросы и высказывают позицию по различным ситуациям, прямо не урегулированным законодательством. Хотя такие письма Минфина и не являются НПА (п. 2 правил, утвержденных постановлением правительства от 13.08.1997 № 1009), они реально помогают бухгалтерам в разрешении спорных ситуаций и иногда даже помогают отстоять свою позицию перед контролирующими органами.

Ну и, наконец, в самом низу пирамиды НПА находятся внутренние документы организации:

  • учетная политика;
  • инструкции;
  • приказы.

Все они составляются с соблюдением требований вышестоящих ФЗ и НПА. Их целью является определение порядка ведения бухучета в конкретной организации: действующее законодательство предполагает вариативность в этом вопросе.

Бюджетное учреждение — организация, созданная органами государственной власти для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется за счет средств соответствующего бюджета или государственных внебюджетных фондов на основании сметы доходов и расходов.

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых, нефинансовых активов и обязательств бюджетного учреждения.

Задачи бюджетного учета:

  • Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном и финансовом положении
  • Контроль за наличием и сохранностью материальных ценностей
  • Контроль за целевым и экономным использованием бюджетных средств

Объекты бюджетного учета:

  • Финансовые активы
  • Нефинансовые активы
  • Обязательства
  • Хозяйственные операции

Основные нормативные документы, регулирующие бюджетный учет:

  • Бюджетный кодекс РФ
  • Федеральный Закон «О Бухгалтерском Учете»
  • Бюджетная классификация РФ
  • Инструкция по бюджетному учету № 148н
  • Инструкция о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности № 72н

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 15 сентября 2020 г.

Бухгалтерский учет в нашей стране ведется в соответствии с определенными правилами и принципами, а также на основе ряда требований, предусмотренных законодательством. О системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ 2020 расскажем в нашем материале.

Уровни бухгалтерского учета с позиции регулирования

Чтобы ответить на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, необходимо учесть уровни нормативно-правовых актов с точки зрения их значимости. Во-первых, это федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального собрания. Во-вторых, акты Президента РФ. В-третьих, акты Правительства и т.д.

Применительно к бухгалтерскому учету нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета обычно представляется как система, состоящая из 4 уровней.

Основные нормативные документы по бухгалтерскому учету 2020: уровень 1

В основе этого уровня лежит Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Цель данного закона — установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Сюда же можно отнести Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» и иные федеральные законы, прямо или косвенно регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Нормативные акты по бухгалтерскому учету: уровень 2

Ко 2-ому уровню системы нормативного регулирования бухучета относятся Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина от 29.07.1998 № 34н), План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), МСФО (Приказ Минфина от 28.12.2015 № 217н), Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 № 105), иные приказы Минфина, указы Президента, постановления Правительства и др.

Нормативная база бухгалтерского учета: уровень 3

К нормативным документам по бухгалтерскому учету 3-го уровня относятся методические указания и рекомендации, иные документы инструктивного или рекомендательного характера, отвечающие на практические вопросы бухгалтерского учета и не вошедшие в предыдущий уровень.

Сюда можно отнести Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (Приказ Минфина от 28.12.2001 № 119н), Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств сельскохозяйственных организаций (Приказ Минсельхоза от 19.06.2002 № 559) и т.д.

На этом же уровне можно упомянуть письма Минфина, хотя они и не являются нормативными правовыми актами (п.2 Правил, утв. Постановлением Правительства от 13.08.1997 № 1009) и применяются организациями добровольно, могут помочь бухгалтеру в решении того или иного практического учетного вопроса.

Бухгалтерские нормативные документы: уровень 4

На этом уровне главный нормативный документ по бухучету – учетная политика организации. Цель этого уровня регулирования бухучета – определить для организации порядок ведения бухгалтерского учета операций, по которым действующими актами не предусмотрен конкретный порядок или существует вариативность.

Главная — Новости

С 1 января 2013 г. вступает в силу новый Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в котором много внимания уделяется организации регулирования бухгалтерского учета, определению места каждого участника, в том числе и саморегулируемых организаций (СРО), в этом процессе.
Вопросы регулирования бухгалтерского учета (отчетности) и аудиторской деятельности нашли отражение и в Федеральном законе от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Проанализируем положения этих Законов.
Сегодня функции регулятора бухгалтерского учета и аудита выполняет Минфин. Регулирование бухгалтерского учета могут осуществлять также Банк России и саморегулируемые организации, а аудиторской деятельности — СРО аудиторов.

К ведению органов государственной власти отнесены следующие функции:

  • выработка государственной политики в области бухучета, отчетности и аудиторской деятельности;
  • совершенствование правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
  • установление процедуры одобрения МСФО и введение международных стандартов на территории РФ;
  • организация разработки и утверждение российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухучета, отчетности и аудиторской деятельности;
  • государственный контроль соблюдения законодательства в области бухучета, отчетности и аудиторской деятельности;
  • мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухучета и отчетности;
  • взаимодействие с межгосударственными и межправительственными организациями в области бухучета, отчетности и аудиторской деятельности.

К ведению профессионального сообщества Минфин относит следующие функции:

  • представление и защиту интересов профессионального сообщества;
  • подготовку предложений по совершенствованию правовых основ бухучета, отчетности и аудиторской деятельности;
  • участие в разработке проектов российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности, а также подготовку разъяснений к ним;
  • проведение профессиональной общественной экспертизы МСФО;
  • разработку и распространение методических рекомендаций и информационных материалов (в том числе отраслевого характера) в области бухучета, отчетности и аудиторской деятельности;
  • обобщение и распространение передового опыта ведения бухучета и подготовки бухгалтерской отчетности;
  • мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухучета и отчетности;
  • взаимодействие с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.

На СРО аудиторов возложены функции по ведению реестра аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, повышению квалификации аудиторов и контролю за соблюдением аудиторами требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, контролю за качеством работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, соблюдением норм законодательства РФ, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов.

К функциям государственного регулирования аудиторской деятельности отнесены выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности, нормативно-правовое регулирование, ведение государственного реестра СРО аудиторов, анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ.

Функции субъектов регулирования бухгалтерского учета (отчетности) и аудиторской деятельности

Закон «О бухгалтерском
учете»

Закон «Об аудиторской
деятельности»

Функции
уполномоченного
федерального
органа

1. Утверждение программы
разработки федеральных
стандартов.
2. Утверждение
федеральных стандартов и
в пределах компетенции
данного органа —
отраслевых стандартов.
3. Организация экспертизы
проектов стандартов
бухучета.
4. Утверждение требований
к оформлению проектов
стандартов бухучета.
5. Участие в установленном
порядке в разработке
международных стандартов.
6. Представление РФ в
международных
организациях,
осуществляющих
деятельность в области
бухучета и бухгалтерской
(финансовой) отчетности.
7. Иные функции

1. Выработка
государственной политики в
сфере аудиторской
деятельности.
2. Нормативно-правовое
регулирование в сфере
аудиторской деятельности,
в том числе утверждение
федеральных стандартов
аудиторской деятельности,
принятие иных нормативных
правовых актов,
регулирующих аудиторскую
деятельность и (или)
предусмотренных данным
Законом.
3. Ведение государственного
реестра СРО аудиторов, а
также контрольного
экземпляра реестра
аудиторов и аудиторских
организаций.
4. Анализ состояния рынка
аудиторских услуг в РФ.
5. Иные функции

Функции субъектов
негосударственного
регулирования

1. Разработка проектов
федеральных стандартов,
проведение публичного
обсуждения и представление
их в уполномоченный
федеральный орган.
2. Участие в подготовке
программы разработки
федеральных стандартов.
3. Участие в экспертизе
проектов стандартов
бухучета.
4. Обеспечение
соответствия проекта
федерального стандарта
международному стандарту.
5. Разработка рекомендаций
в области бухучета.
6. Разработка предложений
по совершенствованию
стандартов бухучета.
7. Участие в разработке
международных стандартов

К функциям СРО аудиторов
наряду с функциями,
установленными Федеральным
законом «О саморегулируемых
организациях», относятся:
1. Разработка и утверждение
стандартов аудиторской
деятельности СРО аудиторов.
2. Разработка правил
независимости аудиторов и
аудиторских организаций,
Кодекса профессиональной
этики аудиторов.
3. Разработка проектов
федеральных стандартов
аудиторской деятельности.
4. Участие в разработке
проектов стандартов в
области бухучета и
бухгалтерской (финансовой)
отчетности.
5. Организация обучения
аудиторов по программам
повышения квалификации

Модель саморегулирования, реализованная в аудите скорее всего будет спроецирована и на бухгалтерскую деятельность.

Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:

  • план счетов бухучета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухучета для кредитных организаций и порядка его применения;
  • упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и т.д.

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности (п. 5 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).

Рекомендации в области бухучета применяются на добровольной основе и не должны препятствовать осуществлению организацией ее деятельности.

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения бухучета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются организацией самостоятельно.

Для признания стандартов необходимо включение в процесс их принятия профессионального сообщества, которое разрабатывает проекты национальных стандартов и (или) проводит их профессиональную общественную экспертизу.

Органы государственной власти организуют разработку национальных стандартов, и утверждают (одобряют) их, обеспечивают юридическое оформление, регистрацию и ведение реестра таких стандартов.

Документы в области регулирования бухгалтерского учета (отчетности) и аудиторской деятельности

Закон «О бухгалтерском
учете»

Закон «Об аудиторской
деятельности»

Документы в
области
регулирования

1. Федеральные стандарты.
2. Отраслевые стандарты.
3. Рекомендации в области
бухгалтерского учета.
4. Стандарты
экономического субъекта

1. Федеральные стандарты
аудиторской деятельности.
2. Стандарты аудиторской
деятельности СРО аудиторов.
3. Кодекс профессиональной
этики аудиторов.
4. Правила независимости
аудиторов

Разработка и
утверждение
федеральных
стандартов

1. Разработчиком может
быть любой субъект
негосударственного
регулирования бухучета.
2. Уполномоченный
федеральный орган —
в случае, если ни один
субъект негосударственного
регулирования бухучета не
принимает на себя
обязательства по
разработке стандарта

1. Рабочий орган Совета по
аудиторской деятельности.
2. СРО аудиторов

В последние годы наблюдается резкое повышение престижности профессии бухгалтера. Это прямое следствие изменения содержания работы бухгалтерской службы и роли бухгалтера на предприятиях, в учреждениях и организациях.

В новом Законе «О бухгалтерском учете» прописаны критерии, которым должен соответствовать главный бухгалтер.

Активное участие бухгалтера в процессе обоснования и выбора управленческих решений переводит его из ряда служащих в состав управленческого персонала, превращает в менеджера, который не просто фиксирует результаты работы, а проводит их оценку и осмысливание, что обеспечивает финансовое и экономическое благополучие предприятия.

В связи с этим первоочередной задачей Ассоциации профессиональных бухгалтеров «Содружество» является подготовка высококвалифицированных бухгалтеров для различных субъектов хозяйствования.

Требования к специалистам, занятым составлением и аудитом бухгалтерской отчетности

Закон «О бухгалтерском
учете»

Закон «Об аудиторской
деятельности»

Требования к
специалисту

Требования к главному
бухгалтеру в ОАО,
страховых организациях и
т.д.:
1) иметь высшее
профессиональное
образование;
2) иметь стаж работы,
связанной с ведением
бухучета, составлением
бухгалтерской (финансовой)
отчетности либо с
аудиторской деятельностью,
не менее трех лет из
последних пяти календарных
лет, а при отсутствии
высшего профессионального
образования по
специальностям бухучета и
аудита — не менее пяти лет
из последних семи
календарных лет;
3) не иметь неснятой или
непогашенной судимости за
преступления в сфере
экономики

Требования к аудитору:
1) иметь высшее
образование;
2) иметь стаж работы,
связанной с осуществлением
аудиторской деятельности
либо ведением бухучета и
оставлением бухгалтерской
(финансовой) отчетности, не
менее трех лет;
3) безупречная деловая
(профессиональная)
репутация;
4) уплата взносов в СРО
аудиторов;
5) уплата взносов в
компенсационный фонд
(компенсационные фонды) СРО
аудиторов;
6) иметь справку об
отсутствии неснятой или
непогашенной судимости за
преступления в сфере
экономики, а также за
преступления средней
тяжести, тяжкие и особо
тяжкие преступления

Приказом Минфина России от 30.11.2011 N 440 утвержден План по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности на 2012 — 2015 годы.

В частности, Планом предусмотрена разработка предложений:

  • по развитию саморегулирования в сфере оказания бухгалтерских услуг (2012 — 2013 гг.);
  • по подготовке и повышению квалификации специалистов, занятых составлением, аудитом, использованием, контролем бухгалтерской (финансовой) отчетности по МСФО (2013 — 2014 гг.);
  • по внесению изменений в единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (в части должностей, связанных с бухучетом и аудитом), направленных на отражение требований в отношении применения МСФО (2013 г.);
  • по развитию системы профессиональной аттестации бухгалтеров на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров (2014 г.);
  • по введению системы ежегодного повышения квалификации специалистов в области бухучета на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров (2014 г.).

Исходя из изложенного, организации до 1 января 2013 г. должны успеть пересмотреть некоторые положения своей учетной политики, принять решения относительно применяемых форм первичной учетной документации, построения регистров бухгалтерского учета, использования электронных технологий, построения системы внутреннего контроля, представления обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности, а также полномочий отдельных должностных лиц. Большую помощь в этом могут оказать профессиональные ассоциации бухгалтеров.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России представляет собой совокупность нормативных правовых актов, которые регламентируют организацию и ведение бухгалтерского учета в организациях и определяют компетенцию государственных органов, действующих в данной сфере. Эта система состоит из актов нескольких уровней юридической силы.

Первый уровень — законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете. В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции РФ, вопросы бухгалтерского учета находятся в ведении Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (ст. 76 Конституции РФ).

Основной составляющей законодательства РФ о бухгалтерском учете является Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»1 (далее — Закон о бухгалтерском учете). Он устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Сферой действия названного Закона являются все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в ином, установленном налоговым законодательством порядке.

Основными целями законодательства о бухгалтерском учете являются:

  • обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
  • составление и предоставление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Второй уровень системы представляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н2, определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями бухгалтерской информации. Данный акт является комплексным, регулирующим в целом вопросы бухгалтерского учета и отчетности.

В соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета, Минфином РФ утверждаются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), регулирующие отдельные вопросы, направления ведения бухгалтерского учета и отчетности (учет отдельных видов имущества и операций, отдельные этапы бухгалтерского учета и т. п.). В настоящее время приняты и действуют следующие ПБУ:

  1. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н1, с изменениями от 30 декабря 1999 г.;
  2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 20 декабря 1994 г. № 1672;
  3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 10 января 2000 г. № 2н3;
  4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 6 июля 1999 г. № 43н4;
  5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 9 июня 2001 г. № 44н5;
  6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 30 марта 2001 г. № 26н6 с изм. от 18 мая 2002 г.;
  7. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 25 ноября 1998 г. № 65н7;
  8. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 28 ноября 2001 г. № 96н8;
  9. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от б мая 1999 г. № 32н1, с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.;
  10. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. № ЗЗн2, с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.;
  11. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11 /2000, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 13 января 2000 г. № 5н3, с изменениями от 30 марта 2001 г.;
  12. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 27 января 2000 г. № 11н4;
  13. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 16 октября 2000 г. № 92н5;
  14. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 16 октября 2000 г. № 91н6;
  15. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 2 августа 2001 г. № 60н7;
  16. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 2 июля 2002 г. № 66н8;
  17. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02, утвержденное Приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 115н9;
  18. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыть» ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 19 ноября 2002 г. № 114н10;
  19. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 10 декабря 2002 г. № 126н1.
  20. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03, утвержденное Приказом Минфина РФ от 24 ноября 2003 г. № 105н.2

Необходимость существования Положений заключается в детализации ими правил ведения бухгалтерского учета, изложении основных понятий, относящихся к отдельным участкам учета. Кроме того, в Положениях (стандартах) говорится о тех или иных возможных бухгалтерских приемах без раскрытия конкретного механизма применительно к определенному виду деятельности или организационно-правовой форме.

Такое раскрытие осуществляется в документах третьего уровня системы — методических указаниях, методических рекомендациях, инструкциях. В качестве примера можно назвать Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 28 июня 1995 г. № 49. Методические указания зачастую принимаются в развитие ПБУ. К примеру, на основе ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н утверждены Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов.

Методическими указаниями и рекомендациями устанавливаются особенности ведения бухгалтерского учета для отдельных видов организаций. Так, льготы в сфере бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства предусмотрены Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными Приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998г. № 64н.4

Один из важнейших документов этого уровня — План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 9н5.

К данному уровню относятся многочисленные оперативные указания Министерства финансов РФпо вопросам, впервые возникающим в хозяйственной деятельности организаций. Так, Письмом Минфина России от 25 октября 1996 г. № 92 разрешены вопросы, возникающие при ведении бухгалтерского учета и отчетности садоводческими товариществами.

Четвертый уровень в системе составляют локальные нормативные акты, принимаемые организацией и формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 5 Закона о бухгалтерском учете общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, является Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России). Положение о Министерстве финансов Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 3291.

В Законе о бухгалтерском учете отмечено, что нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ. Право регулирования бухгалтерского учета предоставлено, в частности, Центральному банку Российской Федерации. В качестве примера такого регулирования можно назвать Положение ЦБР от 5 декабря 2002 г. № 205-П О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ.

Необходимо также руководствоваться актами по бухгалтерскому учету, принятыми еще органами исполнительной власти СССР. Эти акты действуют, если не были отменены официально и если не противоречат стандартам бухгалтерского учета.