Нормы гуманитарного права

К запрещенным способам (методам) ведения боевых действий относятся:

• убийство или ранение гражданских лиц;

• убийство или ранение лиц, которые, сложив оружие или не имея средств защищаться, сдались в плен;

• убийство парламентера и сопровождающих его лиц;

• нападение на лиц, покидающих на парашюте терпящее бедствие воздушное судно и не совершающих враждебных действий: в течение всего времени спуска на землю до предоставления возможности сдаться в плен (за исключением лиц, совершающих десантирование в составе воздушных десантов и в других случаях использования десантирования с парашютом для выполнения боевой задачи);

• принуждение подданных враждебной стороны принимать участие в боевых действиях, направленных против их государства, даже в том случае, если они были на его службе до начала войны;

• отдача приказа никого не оставлять в живых, угрожать этим или вести боевые действия на этой основе;

• взятие заложников;

• вероломство;

• использование не по назначению международной отличительной эмблемы Красного Креста (Красного Полумесяца), международных отличительных знаков гражданской обороны и культурных ценностей, международного специального знака особо опасных объектов, белого флага парламентера, других международно признанных отличительных знаков и сигналов, использование фирменной одежды противника и отличительной эмблемы Организации Объединенных Наций, кроме как с разрешения этой организации;

• нападение неизбирательного характера, в том числе поражение объектов (целей), которое может повлечь потери среди гражданского населения и ущерб гражданским объектам, несоразмерные преимуществу над противником, которое предполагается получить в результате боевых действий;

• террор в отношении гражданского населения;

• использование голода среди гражданского населения для достижения военных целей; уничтожение, вывоз или приведение в негодность объектов, необходимых для его выживания;

• нападение на медицинские формирования, санитарно-транспортные средства, имеющие надлежащие отличительные эмблемы (знаки) и использующие установленные сигналы;

• огневое поражение населенных пунктов, портов, жилищ, храмов, госпиталей при условии, что они не используются в военных целях;

• уничтожение культурных ценностей, исторических памятников, мест отправления культа и других объектов, составляющих культурное или духовное наследие народов, а также их использование в целях достижения успеха в боевых действиях;

• уничтожение или захват собственности противника, кроме случаев, когда такие действия вызываются военной необходимостью;

• отдача на разграбление города или местности.

Между тем, имеется множество свидетельств о том, что воюющие государства в войнах международного характера и воюющие стороны в войнах немеждународного характера продолжают грубо нарушать нормы международного гуманитарного права. С целью защиты прав и свобод человека от незаконных средств и методов ведения военных действий международное сообщество было вынуждено разработать ипринять Устав Международного трибунала по Югославии 1993 года, Устав Международного трибунала по Руанде 1994 года и Римский Статут Международного уголовного суда 1998 года. Первый опыт реализации норм указанных документов убедительно показал их достаточно высокую эффективность.

  • Сущность, значение и принципы социальной защиты
    • Социальная защита: сущность и значение
    • Социальная защищенность
    • Правовая и государственная защита
    • Содержание социальной защиты
    • Закономерности и принципы социальной защиты
  • Конституционные права сотрудников органов внутренних дел
    • Личные права и свободы
    • Политические права
    • Социально-экономические и культурные права
    • Международно-правовые стандарты прав человека
  • Защита прав сотрудников органов внутренних дел
    • Гарантии и механизм социальной защиты сотрудников органов внутренних дел
    • Обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы сотрудников органов внутренних дел
    • Реализация прав посредством жалоб и заявлений в административные органы
    • Восстановление прав средствами прокурорского надзора
    • Государственное страхование. Возмещение вреда жизни, здоровью, имущественного ущерба и морального вреда
    • Профсоюзы сотрудников органов внутренних дел. Взаимодействие с общественными организациями
    • Гарантии при увольнении со службы
  • Особенности защиты прав отдельных категорий сотрудников органов внутренних дел
    • Защита прав сотрудников — ветеранов боевых действий
    • Защита прав сотрудников органов внутренних дел, ставших инвалидами
      • «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы»
      • индивидуальнэе программы реабилитации инвалида.
    • Защита прав членов семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей
  • Социальное обеспечение сотрудников органов внутренних дел
    • Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел
      • Государственная пенсия по случаю потери кормильца
    • Государственная социальная помощь
      • По Федеральному закону «О ветеранах»:
      • По Закону «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
      • Социальные услуги
      • Обеспечение необходимыми лекарственными средствами
    • Социальное обслуживание
      • Учреждения и предприятия социального обслуживания
    • Гарантии при погребении
      • Оплата изготовления и установки надгробного памятника
  • Защита сотрудников в период вооруженных конфликтов и при проведении контртеррористических операций
    • Понятие и источники международного гуманитарного права
      • Немеждународные вооруженные конфликты
      • Нормы международного права
    • Запрещенные средства и методы ведения боевых действий
      • запрещенные способы ведения боевых действий
    • Международно-правовая защита участников вооруженных конфликтов немеждународного характера
    • Права и обязанности сотрудников органов внутренних дел при проведении контртеррористических операций
  • Основные термины и понятия
  • Библиографический список
    • Нормативные источники
    • Литература
  • Бесплатная юридическая консультация

Государства-участники Женевских конвенций 1949 года обязуются при любых обстоятельствах соблюдать и требовать соблюдения права вооруженных конфликтов (ЖI — ЖIV, ст. 1; ЖПI, ст. 1 и 80.2). Содержащееся в гуманитарном праве напоминание об этом обязательстве соблюдения норм, которое существует в отношении международного договора (ст. 26 Венской конвенции о праве международных договоров), лишь подчеркивает обязательный характер конвенций и протоколов.

международная конвенция

Обязательство обеспечения соблюдения этих договоров существует на двух уровнях. На национальном уровне государства должны включить положения международного гуманитарного права в свое внутреннее законодательство и обеспечить наличие уголовно-правовых санкций в случае нарушения норм МГП каким-либо лицом.На международном уровнев случае нарушения этих конвенций одним из членов международного сообщества меры должны принимать государства. Действительно, соблюдение гуманитарного права имеет большое значение для поддержания международного правопорядка, который должны защищать все государства.

Соблюдение гуманитарного права основано не только на механизме применения санкций, поскольку последствия его нарушения являются непоправимыми. Применение гуманитарного права основано также на установлении различных сфер ответственности для всех участников вооруженных конфликтов, будь то государства, организации или отдельные лица. Это касается, в частности, государств, подписавших Женевские конвенции, сторон, находящихся в конфликте, комбатантов и организаций, участвующих в операциях по оказанию помощи.

ответственность

Кроме того, важно отметить, что все государства или находящиеся в конфликте стороны обязаны соблюдать гуманитарное право, даже в том случае, если какое-либо государство или противная сторона его нарушает. Обязательство соблюдать гуманитарного права не связано с обязательством соблюдать принцип взаимности (ЖI — ЖIV, ст. 1 и 2 общ.). Оно остается применимым даже в тех ситуациях, когда, одна или несколько сторон в конфликте не являются сторонами Конвенций или когда речь идет о негосударственном образовании или власти, не признаваемой противной стороной.

правовой статус сторон в конфликте ▸ международная конвенция

Однако государства несут основную ответственность в деле соблюдения этого права, поскольку они располагают средствами для того, чтобы соблюдать гуманитарное право и обеспечивать его соблюдение другими. Их обязательство соблюдать и требовать соблюдения этого права выражается следующим образом:

  • Стороны, находящиеся в конфликте и государства, подписавшие Женевские конвенции, отдают приказы и распоряжения с целью обеспечения соблюдения Конвенций и Дополнительного протокола I (ЖПI, ст. 80.2).
  • Они берут на себя обязательство ввести положения гуманитарного права в свое внутреннее законодательство, в частности в уголовное право (ЖI, ст. 49; ЖII, ст. 50; ЖIII, ст. 129; ЖIV, ст. 146).
  • Они обязуются распространять нормы гуманитарного права как можно шире с целью ознакомления с ними своих вооруженных сил и всего населения в целом (ЖI, ст. 47; ЖII, ст. 48; ЖIII, ст. 127; ЖIV, ст. 144; ЖПI, ст. 83.1, 87.2; ЖПII, ст. 19).
  • Они обязуются разыскивать и наказывать лиц, виновных в совершении того или иного из упомянутых серьезных нарушений норм гуманитарного права (ЖI, ст. 49, 52.; ЖII, ст. 50, 53; ЖIII, ст. 129, 132; ЖIV, ст. 146, 149; ЖПI, ст. 86.1). В случае серьезных нарушений гуманитарного права каждое государство обязуется разыскивать обвиняемых в этих нарушениях лиц и предавать их своему суду, независимо от гражданства. Оно сможет также, если оно этого пожелает, передать их в соответствии с положениями своего законодательства для проведения суда над ними другой заинтересованной стороне в том случае, если эта сторона имеет доказательства, дающие основания для обвинения этих лиц.
  • В случае серьезных нарушений Женевских конвенций и Дополнительного протокола I государства обязуются применять меры как совместно, так и индивидуально, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций и в соответствии с Уставом Объединенных Наций (ЖПI, ст. 89).
  • Соблюдение этих обязательств должны обеспечивать различные национальные органы власти. Однако возможность судебного преследования в случае неисполнения этих обязательств существует далеко не всегда. В случае серьезных нарушений Женевских конвенций международное гуманитарное право предусматривает уголовно-правовые санкции на основе принципа универсальной юрисдикции и существования Международного уголовного суда.
  • В случае других нарушений конвенций судебное преследование может осуществляться на национальном уровне, но оно уже не предусматриваться конвенциями и зависит от внутригосударственной системы правосудия.
  • В целом всегда имеется возможность сообщить о нарушениях Международному комитету Красного Креста, который выступает в качестве хранителя гуманитарного права и организации, выполняющей роль державы-покровительницы.
  • В случае нарушения норм гуманитарного права во время вооруженного конфликта государства могут также обратиться к Международной комиссии по установлению фактов (ЖПI, ст. 90).
  • Нарушения гуманитарного права зачастую представляют собой нарушения других международно-правовых актов, в частности международных конвенций по правам человека. В любом случае должны учитываться все виды правовой защиты, которые предусматриваются этими документами.

Соблюдение МГП согласно обычному праву

Соблюдение международного гуманитарного права стало нормой обычного права. В Исследовании об обычном международном гуманитарном праве, опубликованном МККК в 2005 году, установлены особые обязательства в плане соблюдения и применения МГП в международных и немеждународных конфликтах:

Норма 139: Каждая сторона в вооруженном конфликте должна соблюдать и обеспечивать соблюдение международного гуманитарного права своими вооруженными силами, а также лицами или группами, действующими фактически по ее распоряжениям или под ее руководством и ее контролем.

Норма 140: Обязательство соблюдать и обеспечивать соблюдение международного гуманитарного права не зависит от принципа взаимности.

Норма 141: Когда это необходимо, каждое государство должно обеспечить наличие юридических советников, которые могли бы давать консультации командирам на соответствующем уровне по вопросу применения международного гуманитарного права.

Норма 142: Государства и стороны в конфликте должны обеспечивать подготовку по международному гуманитарному праву для своих вооруженных сил.

Норма 143: Государства должны поощрять обучение гражданского населения международному гуманитарному праву.

Норма 144: Государства не могут поощрять нарушения международного гуманитарного права сторонами в вооруженном конфликте. Насколько это возможно, они должны использовать свое влияние для того, чтобы пресечь нарушения международного гуманитарного права.

санкции уголовно-правовые в международном гуманитарном праве; ▸ индивидуальные жалобы (средства правовой защиты)

Библиография

ПАЛВАНКАР У. Меры, с помощью которых государства могут выполнить свое обязательство обеспечить соблюдение международного гуманитарного права // Имплементация международного гуманитарного права. М.: МККК, 1998. С. 349—350. (См. также PALWANKAR U., » Mesures auxquelles peuvent recourir les États pour remplir leur obligation de faire respecter le droit international humanitaire «, CICR, Genève, 1994 (tiré à part de la Revue internationale de la Croix-Rouge).

ПФАННЕР Т. Имплементация международного гуманитарного права и предоставление защиты и помощи жертвам войны: различные механизмы и подходы, Международный журнал Красного Креста, №874, 2009,с.85-144. Доступно по ссылке (См. также PFANNER T., » Mécanismes et méthodes visant à mettre en œuvre le droit international humanitaire et apporter protection et assistance aux victimes de la guerre «, Revue internationale de la Croix-Rouge, n° 874, 2009).

Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации должны знать и неукоснительно соблюдать нормы международного гуманитарного права.

Международное гуманитарное право представляет собой применяемую в период вооруженных конфликтов систему правовых принципов и норм, содержащихся в международных договорах (соглашениях, конвенциях, протоколах) или являющихся следствием установившихся обычаев ведения боевых действий.

Нормы международного гуманитарного права применяются с началом вооруженного конфликта.

Применение норм международного гуманитарного права прекращается с общим окончанием боевых действий, а на оккупированной территории – по окончании оккупации. Лица и объекты, окончательное решение участи которых будет принято позднее, остаются под защитой международного гуманитарного права.

Цель международного гуманитарного права – облегчить, насколько возможно, бедствия и лишения, приносимые боевыми действиями. Кроме того, международное гуманитарное право предоставляет гарантии защиты объектам, не имеющим военного значения.

Международное гуманитарное право устанавливает ряд ограничений и запретов на применение воюющими способов (методов) и средств ведения боевых действий; определяет правовое положение (статус) лиц и объектов, находящихся в зоне ведения боевых действий; регламентирует права и обязанности лиц, находящихся под защитой международного гуманитарного права; а также устанавливает ответственность государств и отдельных лиц за нарушение норм международного гуманитарного права.

В случаях, не предусмотренных международными договорами, гражданские лица и комбатанты (воюющие) остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, принципов гуманности и требований общественного сознания.

Запрещенные способы (методы) и средства ведения боевых действии

В целях избежания излишних страданий и неоправданных жертв среди гражданского населения и причинения обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде, сопряженного с боевыми действиями, устанавливаются запреты и ограничения воюющим сторонам в выборе способов (методов) и средств ведения боевых действий.

К запрещенным способам (методам) ведения боевых действий относятся:

  • убийство или ранение гражданских лиц;

  • убийство или ранение лиц, которые, сложив оружие или не имея средств защищаться, сдались в плен;

  • убийство парламентера и сопровождающих его лиц;

  • нападение на лиц, покидающих на парашюте терпящее бедствие воздушное судно и не совершающих враждебных действий в течение всего времени спуска на землю до предоставления возможности сдаться в плен (за исключением лиц, совершающих десантирование в составе воздушных десантов и в других случаях использования десантирования с парашютом для выполнения боевой задачи);

  • принуждение подданных противной стороны принимать участие в боевых действиях, направленных против их государства, даже в том случае, если они были на его службе до начала войны;

  • отдача приказа никого не оставлять в живых, угрожать этим или вести боевые действия на этой основе;

  • взятие заложников;

  • вероломство;

  • использование не по назначению международной отличительной эмблемы Красного Креста (Красного Полумесяца), международных отличительных знаков гражданской обороны и культурных ценностей, международного специального знака особо опасных объектов, белого флага парламентера, других международно-признанных отличительных знаков и сигналов, использование форменной одежды противника и отличительной эмблемы Организации Объединенных Наций, кроме как с разрешения этой Организации;

  • нападение неизбирательного характера, в том числе поражение объектов (целей), которое может повлечь потери среди гражданского населения и ущерб гражданским объектам, несоразмерные преимуществу над противником, которое предполагается получить в результате боевых действий;

  • террор в отношении гражданского населения;

  • использование голода среди гражданского населения для достижения военных целей; уничтожение, вывоз или приведение в негодность объектов, необходимых для его выживания;

  • нападение на медицинские формирования, санитарно-транспортные средства, имеющие надлежащие отличительные эмблемы (знаки) и использующие установленные сигналы;

  • огневое поражение населенных пунктов, портов, жилищ, храмов, госпиталей при условии, что они не используются в военных целях;

  • уничтожение культурных ценностей, исторических памятников, мест отправления культа и других объектов, составляющих культурное или духовное наследие народов, а также их использование в целях достижения успеха в боевых действиях;

  • уничтожение или захват собственности противника, кроме случаев, когда такие действия вызываются военной необходимостью;

  • отдача на разграбление города или местности.

Права покровительствуемых лиц:

а. В договорном международном гуманитарном праве

• Для защиты покровительствуемых лиц и оказания им помощи в период международных или внутренних вооруженных конфликтов Женевские конвенции предусматривают специфические права.

• Неуважение статуса покровительствуемых лиц считается серьезным нарушением гуманитарного права (ЖIV, ст. 29). Представители власти, отвечающие за покровительствуемых лиц, должны обращаться с ними в соответствии с нормами, установленными в Женевских конвенциях и их протоколах. Находящаяся в конфликте сторона, во власти которой находятся такие лица, ответственна за обращение своих представителей с покровительствуемыми лицами, причем это не снимает личной ответственности с этих представителей.

военное преступление – преступление против человечности

• Представители покровительствующих держав и МККК должны иметь доступ во все места, где находятся покровительствуемые лица (ЖIV, ст. 30). Эта возможность предоставлена также всем остальным организациям, занимающимся оказанием помощи.

•  Покровительствуемые лица имеют право обращаться к державам-покровительницам, к Международному комитету Красного Креста, к национальному обществу Красного Креста страны, в которой они находятся, а также к любой организации, которая может оказать им помощь (ЖIV, ст. 30). Местные власти не могут отказать в возможности посещения ими покровительствуемых лиц, в пределах, допускаемых военными требованиями или соображениями безопасности.

держава-покровительница

• Персонал ООН может пользоваться мерами, принятыми в гуманитарном праве.

В этом случае необходимо учесть существующие различия между персоналом гуманитарных организаций, участвующим в операциях оказания помощи и пользующимся статусом гражданских лиц, и военным персоналом, в частности, принимающим участие в операциях по поддержанию мира.

персонал гуманитарных и иных организаций, участвующих в операциях по оказанию помощи

• Статут Международного уголовного суда, принятый в Риме в 1998 году, расширил определение военных преступлений, включив в их список: намеренные нападения на медицинский персонал, на персонал, носящий отличительные знаки Красного Креста, на персонал, участвующий в гуманитарных акциях и в операциях по поддержанию мира (при условии, что он может претендовать на статус гражданских лиц, определение которого дано международно-правовой регламентацией военных конфликтов). Нападения такого рода на эти категории лиц во время международных или внутренних вооруженных конфликтов подпадают под юрисдикцию МУС, получив квалификацию военных преступлений (Статут МУС, ст. 8.2.b. iii, xxiv; ст. 8.2.е. ii, iii).

б. В обычном международном гуманитарном праве

В Исследовании об обычном международном гуманитарном праве, опубликованном МККК в 2005 году, собраны права конкретных категорий покровительствуемых лиц, действующие как в ситуации международного, так и немеждународного конфликта.

(а) Медицинский персонал: в Норме 25 исследования МККК предусмотрено, что «медицинский персонал, предназначенный исключительно для выполнения медицинских обязанностей, должен пользоваться уважением и защитой при любых обстоятельствах. Принадлежащие к нему лица утрачивают право на защиту, если совершают, помимо своих гуманитарных обязанностей, действия, направленные против неприятеля». Норма 26 гласит, что «запрещается подвергать кого-либо наказанию за выполнение медицинских обязанностей, совместимых с медицинской этикой, и принуждать лиц, выполняющих медицинские функции, к совершению действий, противоречащих нормам медицинской этики».

(б) Духовный персонал: в Норме 27 содержится напоминание, что «Духовный персонал, предназначенный исключительно для выполнения духовных функций, должен пользоваться уважением и защитой при любых обстоятельствах. Принадлежащие к нему лица утрачивают право на защиту, если совершают, помимо своих гуманитарных обязанностей, действия, направленные против неприятеля».

(в) Журналисты: Норма 34 гласит, что «Гражданские журналисты, находящиеся в профессиональных командировках в районах вооруженного конфликта, должны пользоваться уважением и защитой до тех пор, пока они не принимают непосредственного участия в военных действиях».

(г) Лица, вышедшие из строя: Норма 47 гласит, что «Запрещается нападать на лиц, признанных вышедшими из строя. Вышедшим из строя является лицо, которое: а) находится во власти противной стороны; b) не способно защищаться, потому что находится без сознания, потерпело кораблекрушение или из-за ранения или болезни; c) ясно выражает намерение сдаться в плен; при условии, что это лицо воздерживается от враждебных действий и не пытается совершить побег.

(д) Женщины: в Норме 134 говорится, что особые потребности женщин, затронутых вооруженным конфликтом, в защите, медицинских услугах и помощи должны приниматься во внимание.

(е) Дети: Норма 135 предусматривает, что дети, затронутые вооруженным конфликтом, имеют право на особые уважение и защиту.

(ж) Престарелые люди и инвалиды: в Норме 138 предусмотрено, что престарелые и немощные лица и инвалиды, затронутые вооруженным конфликтом, имеют право на особые уважение и защиту.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке

с военнослужащими войсковой части

ТЕМА: «Запрещенные способы (методы) и средства ведения боевых действиий».

Воспитательные цели:

— воспитать у военнослужащих готовность к достойному и самоотверженному служению Отечеству;

— формировать у них чувство любви и преданности Родине, гордость за принадлежность к великому российскому народу.

Учебные цели:

— поощрять стремление военнослужащих эффективно выполнять свои служебные обязанности, совершенствовать профессиональные навыки;

— ознакомить военнослужащих запрещенными способами и средствами ведения боевых действий.

Вопросы: 1. Ограничения и запреты, которые необходимо учитывать при организации и ведении боевых действий.

Время: 2 часа.

Место: библиотека части

Рекомендуемая литература: «Ориентир».

Метод проведения: рассказ-беседа

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Международное гуманитарное право (МГП) устанавливает ряд ограничений и запретов на применении е воюющими сторонами способов и средств ведения боевых действий; определяет статус лиц и объектов находящихся в зоне ведения боевых действий, регламентирует права и обязанности лиц, находящихся под защитой МГП, а также устанавливает ответственность государств и отдельных лиц за нарушение норм МГП.

Для избежания излишних страданий и неоправданных жертв среди гражданского населения, причинения ущерба природной среде устанавливаются запреты и ограничения воюющим сторонам в выборе способов и средств ведения боевых действий.

К запрещенным способам ведения боевых действий относятся:

— убийство или ранение гражданских лиц;

— убийство или ранение лиц, которые сложив оружие, сдались в плен;

— нападение на лиц, которые покидают на парашюте терпящее бедствие воздушное судно и не совершают враждебных действий в течение всего времени спуска на землю и по приземлении на территории, контролируемой противником, до предоставления возможности сдаться в плен (за исключением воздушных десантов и в случае использования парашютов для выполнения боевой задачи(;

— принуждение подданных противной стороны принимать участие в боевых действиях, направленных против их государств;

— отдача приказа никого не оставлять в живых, ведение боевых действий на этой основе;

— взятие заложников;

— вероломство;

— использование не по назначению международной отличительной эмблемы Красного Креста, международных отличительных знаков ГО и культурных ценностей, международного знака особо опасных объектов, белого флага парламентера, использование форменной одежды противника и отличительной эмблемы ООН, кроме как с разрешения этой организации;

— нападение неизбирательного характера, в том числе поражение целей, которое может повлечь потери среди гражданского населения и ущерб гражданским объектам;

— террор в отношение гражданского населения;

— использование голода среди гражданского населения для достижения военных целей; приведение в негодность объектов, необходимых для выживания;

— нападение на медицинские формирования, санитарно-транспортные средства, имеющие отличительные эмблемы;

— огневое поражение населенных пунктов противника, портов, жилищ, храмов, госпиталей, если они не используются в военных целях;

— уничтожение культурных ценностей, исторических памятников и др. объектов, если такие действия не вызываются военной необходимостью;

— отдача на разграбление города или местности.

К запрещенным средствам ведения боевых действий относятся:

— пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в теле человека;

— снаряды весом менее 400 г, которые являются разрывными или снаряженные взрывчатым веществом или зажигательным составом;

— любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении поражений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей;

— яды или отравленные боевые средства;

— химическое оружие;

— бактериологическое оружие;

— средства воздействия на природную среду, имеющие обширное или долговременное последствие в качестве способов разрушения;

— мины, мины-ловушки или др. устройства, срабатывающие от излучения миноискателя и ходе поиска мин;

— любые самодеактивирующиеся мины;

— противопехотные мины, не обнаруживающиеся при помощи общедоступных миноискателей;

— мины-ловушки, устанавливаемые вне военных объектов;

— самодельные мины-ловушки, выполненные в форме безвредных предметов;

— дистанционно установленные мины, не соответствующие требованиям международного договора;

— лазерное оружие, предназначенное специально для причинения слепоты органам зрения человека, не использующего оптические приборы;

— зажигательное оружие при любых обстоятельствах против гражданского населения и гражданских объектов, для уничтожения растительного покрова, за исключением случаев, когда такие природные элементы используются противником в военных целях.

Лица, виновные в нарушении норм МГП, в соответствии с уголовным законодательством РФ привлекаются к уголовной ответственности.

К таким нарушениям относятся:

— преднамеренное убийство, пытки, бесчеловечное обращение, умышленно причинение тяжелых страданий или увечья, нанесение вреда здоровью;

— умышленное нападение на человека, если он прекратил принимать участие в боевых действиях;

— взятие заложников;

— умышленное превращение гражданского населения в объект нападения, если оно является причиной смерти, ущерба здоровью;

— незаконный арест;

— умышленное вероломное использование международных и национальных отличительных эмблем, если оно является причиной смерти или серьезных телесных повреждений;

— незаконное перемещение гражданского населения оккупированной территории за ее пределы;

— принуждение лиц противной стороны к службы в своих ВС или участию в боевых действиях;

— незаконное крупномасштабное разрушение и присвоение имущества, не вызванное военной необходимостью;

— умышленное совершение нападения неизбирательного характера, затрагивающего гражданское население или особо опасные объекты;

— умышленное превращение в объект нападения исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа;

— умышленное лишение права лиц, находящихся под защитой МГП, на беспристрастное и нормальное судопроизводство.

За нарушение норм МГП, не влекущих уголовную ответственность, военнослужащие привлекаются в ответственности в соответствии с Дисциплинарным уставом ВС РФ и нормативными правовыми актами, предусматривающими их материальную ответственность.