Нормы управляемости на предприятии

Норма управляемости (диапазон контроля)- число работников, которыми может эффективно управлять руководитель. На высшем уровне руководства — это 3-5 человек. На среднем- 10-12 человек. На низшем — до 25-30 человек. Норма управляемости определяется содержанием работ и уровнем управления. Она влияет на число нижестоящих подразделений и число дальнейших уровней управления.

Так, узкой специализации работ в организации соответствует низкая норма управляемости. Соответственно организация имеет «высокую” организационную структуру, управленческая иерархия имеет много уровней (руководитель организации — руководитель управления — руководитель отдела — исполнитель).

Важно сознать, что в крупных организациях административный аппарат может состоять из множества людей. В таких ситуациях аппарат представляет собой подразделение с более чем одним уровнем управления. Таким образом, сам штабной аппарат имеет линейную организацию и обычную цепь команд внутри себя. Естественно, менеджеры в аппаратной иерархии обладают линейными полномочиями по отношению к своим подчиненным, независимо от характера полномочий аппарата по отношению к организации в целом.

Имеется два понятия, которые относятся к координации и линейным полномочиям. Этот принцип единоначалия и необходимость ограничения нормы управляемости.

Согласно ПРИНЦИПУ ЕДИНОНАЧАЛИЯ, работник должен получать полномочия только от одного начальника и отвечать только перед этим человеком. Лицо, у которого возникла какая-либо проблема, не может обратиться через голову своего начальника к руководителю высшего ранга по данному вопросу. Также руководитель высшего ранга не может выдать приказ сотруднику низшего уровня, минуя руководителей промежуточных уровней. Конечно, благодаря власти и неформальным отношениям, людям удается иногда обойти цепь команд даже в организациях типа вооруженных сил, где жестко обеспечивается соблюдение этого принципа. При большой длине цепи команд соблюдении е принципа единоначалия может значительно замедлить обмен информацией и принятие решений в некоторых случаях. Однако на протяжении столетий в бесчисленном множестве организаций принцип единоначалия подтвердил свою ценность в качестве координирующего механизма. Поэтому большинство организаций пытаются его применять.

ОГРАНИЧЕНИЕ НОРМЫ УПРАВЛЯЕМОСТИ. Норма управляемости, определяется количеством работников, которые непосредственно подчиняются данному руководителю, устанавливается посредством делегирования линейных полномочий. Неумение удержать норму управляемости на достаточно малом уровне делает координацию почти невозможной.

Теоретики управления значительное внимание уделили определению того, какой должна быть идеальная норма управляемости. Особенно была заинтересована этим вопросом «административная ” школа управления. Предлагается широкий диапазон чисел, причем ряд авторов считал наилучшей норму от 7 до 10 подчиненных. Однако, современные исследования показывают, что величина нормы широко варьируется. Уровень управления, характер выполняемых задач, характеристики подчиненных и относительные способности руководителя- все это играет роль в определении количества людей, непосредственно и эффективно контролируемых руководителем.

Если не удерживать нормы управляемости на достаточно низком уровне, руководство будет не в состоянии не только выполнять обязанности по координированию, но и контролировать деятельность, повышать квалификацию и мотивацию подчиненных.

Сущность команд и длина их цепи должны соответствовать конкретной ситуации. Наилучшим способом обеспечения эффективности управления является единоначалие, когда каждый подчиненный имеет одного начальника, получает от него указания и отвечает только перед ним. Принцип предполагает подачу команд по цепи соподчинения и руководитель низового звена не может решать производственные вопросы с самым высоким начальником, минуя промежуточных. Точно также руководитель высшего звена управления не может отдавать приказы низовым звеньям, минуя какие-нибудь промежуточные. Соблюдение этого принципа жестко обеспечивается и в армии.

Путем делегирования линейных полномочий устанавливается также норма управляемости. Стремясь к наибольшему объему контроля, руководители путаются сохранить за собою наибольшее количество подчиненных. Но многолетний опыт показал, что чем меньше норма управляемости, тем выше уровень координации.

На многих предприятиях стремились установить постоянную норму управляемости. Но исследования показали, что величина нормы в каждом конкретном случае зависит от множества факторов. На нее оказывают влияние уровень управления, характер выполняемых задач, уровень общего развития и профессионализм подчиненных, управленческих качеств руководителя.

Общим является только то, что необходимо стремиться к минимальной норме управляемости, что способствует эффективной координации действий и постоянному контролю за подчиненными.

Объем полномочий, которым наделяется руководитель на определенном уровне управления, определяется в соответствии со следующими принципами:

1. Характером решаемых проблем. Чем больше их важность и разнообразие, тем значительнее полномочия у данного руководителя.

2. Развитостью системы коммуникаций. Предполагает , что чем легче установить связь с руководителем , тем меньше подчинены требуется полномочий.

3. Личными особенностями исполнителей. Данный принцип заключается в том, что чем выше образование, опыт, ответственность, тем больше сотруднику может быть представлено полномочий.

4. Морально- психологическим климатом организации. В соответствии с данным принципом объем полномочий тем больше, чем благоприятнее морально-психологический климат, так как в этом случае меньше вероятность , что сотрудники будут ими злоупотреблять.

Распределение полномочий осуществляется исходя из:

1. Достаточности их для решения возникающих вопросов;

2.Четкой определенности полномочий по взаимодействующим должностям;

3.Обязанности исполнителя самостоятельно принимать соответствующие решения и нести за них ответственность в рамках своих полномочий.

Нормы управляемости, отражая прогрессивные тенденции совершенствования управления производством, позволяют рационально и эффективно организовать работу аппарата управления.

Норма управляемости — это установленная численность работников или структурных подразделений, которые должны быть непосредственно подчинены одному руководителю.

Разработка норм управляемости основывается на изучении влияния различных факторов на трудоемкость управления подчиненными работниками и их фактической численности.

Последовательность разработки норм управляемости для руководителей производственных структурных подразделений организаций можно изобразить в виде схемы.

Рис. Схема разработки норм управляемости

1. В подготовительный период определяют показатели, на основании анализа которых проводится выбор базовых организаций для разработки норм управляемости. Показателями, используемыми для отнесения организаций к числу базовых являются: рентабельность, прибыль, рост объемов производства и производительность труда.

Анализ показателей производится не менее чем за 3 года, что позволяет установить динамику показателей и исключить тем самым возможность случайного отбора организаций в качестве базовых.

2. Параллельно с выбором базовых организаций на основе логического анализа определяют факторы, влияющие на трудоемкость управления подчиненными работниками. При выборе факторов целесообразно в качестве основных принимать те из них, числовые величины которых могут быть точно определены из статистической и бухгалтерской отчетности. Следует отказываться от факторов, требующих проведения специальных расчетов для их определения.

При разработке норм управляемости для мастеров в качестве факторов могут быть приняты:

  • численность рабочих в цехе (участке);

  • объем выполняемых работ в натуральных измерителях;

  • номенклатура выпускаемой продукции;

  • средний разряд работ (рабочих);

  • количество смен работы;

  • количество рабочих мест на участке;

  • тип производства;

  • количество технологических операций;

другие факторы.

Кроме факторов, установленных на основе логического анализа, для расчета норм управляемости используют также следующие исходные данные:

  • общие сведения об организации (наименование, местонахождение, подчиненность, основные виды продукции в абсолютных величинах и т.п.).

  • штатное расписание руководителей, специалистов и других служащих в разрезе функциональных и производственных структурных подразделений.

  • среднесписочную численность работников по категориям.

  • должностные инструкции руководителей производственных структурных подразделений, а при необходимости и функциональных подразделений.

3. Составляется баланс рабочего времени путем сбора, систематизации, анализа и обобщения исходных данных. Исходными материалами для построения рационального баланса служат данные о затратах рабочего времени, полученные методом выборочного наблюдения – фотографии и самофотографии рабочего дня, а также моментных наблюдений.

4. На основе данных о численности рабочих, закрепленных за одним мастером и численных значений факторов путем применения корреляционно – регрессионного анализа выводятся нормативные формулы для определения норм управляемости в виде степенных или линейных уравнений регрессии.

где Н – норма управляемости

х, х……х – численные значения факторов, определяющих норму управляемости;

а ,1 а1

Существуют объективные пределы расширения сферы ответственности руководителя без потери управляемости системы. То есть оптимальная норма управляемости, которая в свою очередь зависит от целого ряда факторов. Сюда относятся:

1.Важность выполняемой работы: чем ответственней работа сотрудника, тем большего внимания заслуживает его деятельность. Поэтому в непосредственном подчинении президента компании находится меньше людей, чем у управляющего нижнего уровня, принимающих менее ответственные решения.

2.Уровень стандартизации трудовых процессов: чем больше организация полагается на стандартизацию трудовых процессов, тем выше может быть норма управляемости. Это связано со снижением потребности в прямом контроле со стороны менеджера. В качестве примера можно взять организационные звенья на предприятиях массового машинного производства, где используется труд низко квалифицированных рабочих и на одного бригадира, таким образом приходится от 50 до 90 рабочих. Отсюда вытекает следующий фактор

3. Уровень профессиональной подготовки работника: чем более обучены работники, тем меньше вниманию они требуют от руководителя и тем больше может быть норма управляемости.

4. Личные способности руководителя и его стремление к власти также влияют на норму управляемости. Например «прирожденный» руководитель может значительно превышать рекомендуемые значения, разработанные для менеджеров со средними способностями.

Производственное объединение в пределах общего фонда заработной платы, ассигнований на содержание аппарата управления и в соответствии с предусмотренным уставом объединения перечнем производственных единиц разрабатывает структуру и штаты объединения применительно к типовым структурам и штатам и нормативам численности инженерно-технических работников и служащих. Структура и штаты объединения утверждаются генеральным директором (директором), который на основе действующего законодательства устанавливает и изменяет должностные оклады инженерно-технических работников и служащих в соответствии со схемой должностных окладов и в пределах фонда заработной платы, исчисленного по средним окладам схемы должностных окладов, а также утверждает смету расходов на содержание аппарата управления объединения в пределах ассигнований, установленных вышестоящим органом на эту цель.  
Типовая структура и нормативы численности, инженерно-технических работников и служащих управления производственного объединения по транспортировке и поставке газа. М., изд. ВНИИЭгазпром, 1975.  
Рост производства, насыщение его техникой, повышение уровня его автоматизации сопровождаются абсолютным и относительным увеличением численности инженерно-технических работников, изменением соотношений между различными специальностями. Так, за период с 1965 по 1979 г. общая численность работающих возросла на 44%, а ИТР более чем в 2 раза.  
Численность инженерно-технических работников и служащих определяют на основе типовых схем и структур заводоуправления и управления цехами. В типовых штатных расписаниях указывают число и перечень должностей работников для выполнения отдельных функций управления. Численность по той или иной функции зависит от мощности предприятия, стоимости основных производственных фондов, числа установок и ряда других параметров, характерных для данной функции. Например, число работников для линейного руководства определяют в зависимости от стоимости основных производственных фондов и численности работающих, число работников для контроля качества продукции — в зависимости от объема выработанной продукции и числа технологических установок.  
Как видно из данных табл. 20, происходит закономерный рост численности инженерно-технических работников при некотором уменьшении других категорий работников.  
В нефтяной промышленности численность инженерно-технических работников выше, чем в среднем по промышленности,— в нефтепереработке она составляет 18—23 %, а в нефтедобыче 17—19 %. Это обусловлено быстрыми темпами технического прогресса в нефтяной промышленности, высоким уровнем автоматизации основных производственных процессов.  
Степень централизации управленческих функций (отношение численности инженерно-технических работников и служащих, занятых в аппарате управления предприятием, к общей численности этих категорий работающих на предприятии).  
Численность инженерно-технических работников и служащих зависит от масштабов производства, производственной структуры предприятия, объема работы в каждом его подразделении и схемы управления производством. Плановою числен ность работников этих категорий принимают согласи утвержденным штатным расписаниям При составлении штатного расписания устанавливают число штатных должностей, необходимых для нормальной производственно-технической работы, управления и обслуживания производства.  
Совершенствование организационной структуры управления нефтеперерабатывающими предприятиями возможно путем укрупнения цехов и участков, централизации и специализации работ, концентрации функций управления вспомогательными службами, оптимизации численности инженерно-технических работников и служащих, широкого применения экономико-математических методов, электронно-вычислительной техники, организационной техники н средств связи. Необходим системны подход к проектированию структур управления.  
В основу планирования численности инженерно-технических работников и служащих должны быть положены схемы управления цехами и заводом. В соответствии с этими схемами составляется штатное расписание, т. е. перечень должностей инженерно-технических работников и служащих. Контрольным показателем правильности расчета числа ИТР и служащих является их удельный вес в общем числе работников завода или процентное отношение к числу рабочих.  
Штаты определяются на основе отраслевых нормативов численности инженерно-технических работников и служащих структурных подразделений, разрабатываемых отраслевыми научно-исследовательскими институтами.  
Численность ИТР и служащих определяется производственной структурой предприятия и схемой управления им. В нефтеперерабатывающей промышленности действуют нормативы численности инженерно-технических работников и служащих нефтеперерабатывающих предприятий и их подразделений. По функциям управления весь персонал разделен на 13 групп. Численность каждой из них рассчитывают в зависимости от определенных факторов.  
Планирование повышения производительности труда связано также с внедрением мероприятий по совершенствованию аппарата управления, предусматривающих, как правило, сокращение численности работников управления. Следует иметь в виду, что увеличение объема производства при правильной его организации обеспечивает относительную экономию численности инженерно-технических работников, а также вспомогательных рабочих вследствие отставания темпов увеличения численности этих категорий работников от темпов увеличения объема производства.  
Численность инженерно-технических работников и служащих зависит от масштабов производства, производственной структуры предприятия, объема работ в каждом его подразделении и  
При планировании численности инженерно-технических работников, служащих и младшего обслуживающего персонала важное значение имеют типовые штаты — это предельно допустимый численный состав работников, установленный для предприятий одного и того же профиля, исходя из наиболее целесообразной организации их работы. В типовых штатах указываются структура предприятия, перечень должностей и численность работников по подразделениям.  
Численность инженерно-технических работников и служащих предприятия планируется на основе типовых схем и структур управления предприятиями и их отдельными подразделениями, а также по нормативам численности, установленным по отдельным должностям служащих.  
В принципе потребность в инженерно-технических кадрах зависит от перспектив развития и технического прогресса в данной отрасли. Рост производства и уровня автоматизации производственных процессов сопровождается абсолютным и относительным ростом численности инженерно-технических работников, изменением соотношений между специальностями. Прирост  
Численность инженерно-технических работников принимают по фактическим данным, скорректированным на задание по сокращению численности ИТР.  
При планировании численности инженерно-технических работников, служащих и младшего обслуживающего персонала важное значение имеют типовые штаты.  
Распределение работников строительных организаций Миннефтегазстроя по категориям в процентах к общей численности в 1975 г. составило рабочих — 78,8%, ИТР — 13,5%, служащих— 4,7%, МОП и охрана — 2,9%. Технический прогресс в строительстве нефтяных и газовых объектов привел к значительному росту численности инженерно-технических работников. Так, численность рабочих в строительных организациях Миннефтегазстроя за период 1970—1975 гг. возросла на 121,8%, а численность ИТР—я а 125,5%. Относительная численность ИТР, считая на 100 рабочих, за этот период возросла с 15,4 до 15,9 человек.  
Сокращение численности инженерно-технических работников и служащих за счет уменьшения численности рабочих на основе снижения трудоемкости строительства, повышения производительности труда, концентрации основного производства на заводах. t  
Численность инженерно-технических работников и служащих определяют на основе типовых схем и структур аппарата управления объединения, завода, цеха. В типовых штатных расписаниях указываются количество и перечень должностей работников для выполнения отдельных функций управления.  
Типовая структура и нормативы численности инженерно-технических работников и служащих всесоюзного промышленного и производственного объединений по добыче газа. М., ВНИИЭгазпром, 1975.  
В нефтяной промышленности в зависимости от характера производства широко применяются нормы времени, нормы выработки, нормативы обслуживания и численности и т. д. Успешно применяются нормируемые задания по обслуживанию скважин. Завершается разработка научно обоснованных нормативов численности инженерно-технических работников и служащих предприятий, которые будут использованы при комплектовании работников аппарата управления.  
Численность инженерно-технических работников и служащих определяют на основе типовых схем и структур заводоуправления и управления цехами. В типовых штатных расписаниях указываются количество и перечень должностей работников для выполнения отдельных функций управления. Размер численности по выполнению отдельных функций зависит от мощности предприятия, стоимости основных производственных фондов, числа объектов и ряда других факторов, характерных для данной функции.  
Штатное расписание прочего персонала производственных подразделений обслуживания составляется на основании Нормативов численности инженерно-технических работников и служащих баз производственного обслуживания и специализированных цехов и подразделений управлений буровых работ .  
VII. 16. Численность инженерно-технических работников, служащих и младшего обслуживающего персонала рассчитывают, исходя из отраслевых нормативов.  
Планирование численности работников газодобывающих предприятий и штатная расстановка их проводятся на основе типовой структуры управления производством и нормативов численности инженерно-технических работников, служащих и рабочих газодобывающих предприятий, утвержденных Министерством газовой промышленности.  
Для подсчета общей плановой численности работников к указанной выше численности рабочих следует прибавить численность инженерно-технических работников, служащих, младшего обслуживающего персонала и охраны, определяемую по штатному расписанию. Кроме того, необходимо учесть численность рабочих, занятых обслуживанием строительных машин и механизмов, а также на внутрипостроечном транспорте и на работах, выполняемых за счет накладных расходов (ремонт механизмов, работы по технике безопасности и т. п.).  
Другим методом определения потребности в основном производственном персонале является его расчет исходя из уровня выработки и объема производственной программы. При расчете численности проводятся сначала ориентировочные расчеты с учетом фонда времени и выполнения норм выработки. Отдельно рассчитывается численность вспомогательных рабочих, подсобных рабочих и других категорий рабочих. Численность инженерно-технических работников, служащих и других категорий управленческого персонала определяется по штатному расписанию.  
Численность инженерно-технических работников, служащих и младшего обслуживающего персонала определяют в соответствии со штатными расписаниями, разработанными на основе типовых схем и структур. В организациях Главнефтеснаба РСФСР для расчета численности ИТР и служащих разработаны следующие нормативные документы.  
Расчет численности инженерно-технических работников и служащих. Потребность в ИТР и служащих рассчитывают на основе отраслевых нормативов по функциям управления с учетом штатного расписания, устанавливаемого в соответствии с типовой структурой и схемой управления предприятием. Так, рекомендуется в зависимости от структуры цехов иметь участки производства, возглавляемые мастером с числом рабочих не менее 25 чел. должность старшего мастера вводить только при подчинении ему не менее грех мастеров должность начальника участка вводить в крупных и сложных цехах при наличии не менее двух старших мастеров. Численность нормировщиков планируется из расчета один нормировщик на 40 рабочих-сдельщиков учетчиков-нарядчиков — один на 75 рабочих-сдельщиков телефонисток — одна на смену на коммутатор на 100 номеров.  
Наряду с этим в отчетном периоде было допущено превышение численности инженерно-технических работников на 9 человек или на 6,4%, что является, возможно, следствием плохой организации труда этой категории работающих.  
СОСТАВ И ЧИСЛЕННОСТЬ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И СЛУЖАЩИХ  
Численность инженерно-технических работников  
Нормы численности инженерно-технических работников на трубопроводном транспорте и, в частности, на предприятиях транспорта и хранения газа устанавливаются по методике НИИтруда путем определения коэффициентов регрессии уравнений типа  
Типовая структура и нормативы численности инженерно-технических работников и служащих. линейных производственных управлений магистральных газопроводов (ЛПУМГ). М., изд. ЦНИСгазпром, 1975.  
Для выполнения непрерывно возрастающих по объему работ создана крупная и разветвленная сеть электромонтажных организаций. Только в Главном управлении по производству и проектированию электромонтажных работ (ГЛавэлектромонтаж) Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР в 1975 г. имблось 19 монтажных трестов, а в их составе 148 электромонтажных управлений численность инженерно-технических работников достигла 8 ,7 тыс. чел., а общее количество работников — свыше 86 тыс. чел.  
Нормативной исследовательской станцией по труду Минтяжмаша разработаны для предприятий отрасли нормы управляемости для мастеров, старших мастеров и начальников участков, типовые структуры и нормативы численности инженерно-технических работников и служащих цехов основного и вспомогательного производства. Они утверждены министерством по согласованию с ЦК профсоюза рабочих машиностроения для обязательного применения на предприятиях отрасли. Нормы разработаны на основе анализа зависимости численности линейных руководителей от ряда факторов. Например, численность заместителей начальника механосборочного цеха определяется с учетом группы цеха по типовой структуре, плановой численности рабочих, типа производства и наличия в цехе сборочных или слесарно-сборочных участков.  

Норма управляемости в отличие от норм обслуживания определяется численностью работников на одного руководителя. Нормы управляемости могут регламентироваться средними или предельными величинами.  

Показатель, который наряду с «Нормой управляемости» позволяет эффективно решать задачи организационного управления коллективом.  
При формировании организационных структур управления предприятием (фирмой) руководствуются следующими правилами, принципами построения рациональных структур принцип цели принцип четкого функционального разграничения принцип соответствия прав и обязанностей принцип единства распорядительства и персональной ответственности принцип эффективности контроля (норма управляемости).  
Н85 Норма управляемости — 203 О 18 Образ корпорации — 210  
ОГРАНИЧЕНИЕ НОРМЫ УПРАВЛЯЕМОСТИ. Норма управляемости, определенная ранее как количество работников, которые непосредственно подчиняются данному руководителю, устанавливается посредством делегирования линейных полномочий. Технически, руководитель высшего звена организации вместо создания цепи команд может принять решение о том, чтобы каждый сотрудник отчитывался непосредственно перед ним. Это то, что делает футбольный тренер в средней школе, когда вызывает со скамейки запасных всех игроков. Несомненно, поскольку высшее руководство, в конечном итоге, отвечает за успешное выполнение всех задач независимо от того, сколько имеется нижестоящих руководителей, у него существует сильный стимул сохранить возможно больший контроль. Однако на практике неумение удержать норму управляемости на достаточно малом уровне делает координацию почти невозможной.  
Тяжелым путем пришло неисчислимое количество руководителей к пониманию того, что слишком большая норма управляемости может вызвать возникновение сложных проблем. Одним из первых научившихся этому был Моисей. Как рассказывается в книге Исход , гл. 18, когда Моисей начал выводить израильтян из Египта, он пытался все управление осуществлять сам. В течение какого-то времени дела шли гладко, насколько можно было ожидать при длительном переходе по пустыне. Но в конце концов, как часто случается, когда новое предприятие превращается в крупную установившуюся организацию, у некоторых людей возникли сомнения относительно ее целей. Кроме того, возникли споры и другое непродуктивное поведение.  
Теоретики управления значительное внимание уделили определению того, какой должна быть идеальная норма управляемости. Особенно была заинтересована этим вопросом административная школа управления. Предлагался широкий диапазон чисел, причем ряд авторов считал наилучшей норму от 7 до 10 подчиненных. Однако, как будет рассмотрено ниже, современные исследования показывают, что величина нормы широко варьируется. Уровень управления, характер выполняемых задач, характеристики подчиненных и относительные способности руководителя — все это играет роль в определении количества людей, непосредственно и эффективно контролируемых руководителем.  
Ясно только, что если не удерживать нормы управляемости на достаточно низком уровне, руководство будет не в состоянии не только выполнять обязанности по координированию, но и контролировать деятельность, повышать квалификацию и мотивацию подчиненных.  

Рис. 11.5. Реорганизованное руководство евреев при исходе из Египта, Моисей и его норма управляемости.

Перед реорганизацией норма управляемости при Моисее составляла тысячи. После она стала равна трем. У Соломона норма также равна трем. Начальник сотен, как видно из схемы, имеет норму управляемости, равную двум, а начальник полусотен — норму, равную пяти.  
Число работников, подчиняющихся непосредственно руководителю, составляет его норму управляемости. Если норма управляемости не будет соответствующим образом ограничена, возникнут путаница и перегрузка руководителя. Потенциальная возможность путаницы в полномочиях может быть уменьшена при помощи принципа единоначалия — работник должен получать непосредственные распоряжения только от одного начальника и отвечать только перед ним.  
Существует ли какое-нибудь соответствие между нормой управляемости и числом уровней управления  
Здесь мы рассмотрим вопрос об относительном объеме полномочий, делегируемых различным элементам организационной структуры. Как мы установили в ходе анализа соотношений полномочий различных уровней управления, руководитель должен делегировать подчиненному по крайней мере такой объем полномочий, который необходим последнему для решения поставленных перед ним задач. Кроме того, если норма управляемости становится слишком высокой, то линейные полномочия должны быть делегированы и введены дополнительные уровни управления, чтобы не допустить потери координации. Эти требования носят, однако, самый общий харак-  
Дополнительные факторы, учитываемые при определении потребности в персонале. Валовая и чистая потребность в персонале. Списочный, среднесписочный и явочный состав кадров. Нормы управляемости и нормы соотношений. Особенности определения потребности в персонале на тактическом и стратегическом уровнях управления.  
Специфическим случаем применения метода норм обслуживания следует рассматривать определение численности руководителей через нормы управляемости. В качестве общих рекомендаций по их установлению можно принять следующие для руководящих должностей в подразделениях со значительным удельным весом работ творческого нестандартного характера, высокой квалификации или частыми отклонениями от заранее намеченной технологии процесса норма управляемости должна лежать в пределах 5—7 человек для руководящих должностей в  
НОРМАТИВНЫЙ МЕТОД — способ, предусматривающий применение системы нормативов, которые определяют состав и содержание функций по управлению персоналом, численность работников по функциям, тип организационной структуры, критерии построения структуры аппарата управления организации в целом и системы управления персоналом (норма управляемости, степень централизации функций, количество ступеней управления, число звеньев, размеры подразделений, порядок подчиненности и взаимосвязи подразделений), разделение и кооперацию труда руководителей и специалистов управления персоналом организации. Однако количества нормативов для совершенствования управления персоналом организации пока недостаточно.  
НОРМЫ УПРАВЛЯЕМОСТИ — максимальное число работников, подчиненных одному линейному руководителю, при условии, что суммарная трудоемкость выполняемых им функций не должна превышать норматива (8 час. в день, 40 час. в неделю и т.д.). Н.у. имеют важное значение при построении организационной структуры аппарата управления, т.к. с их помощью можно рассчитать численность руководителей низшего, среднего и высшего звеньев управления. Н.у. зависит от особенностей управленческого труда, которые связаны с тем, что современному руководителю приходится выполнять как функции менеджера по руководству определенным подразделением организации,  
СИСТЕМА РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА — система, цель которой — упорядочение управленческого труда включает формы, методы, организационный механизм разработки и реализации отдельных регламентов по функциональному разделению управленческого труда, расчету коэффициента централизации функций управления, нормативной численности управленческого персонала, норм управляемости, порядку выполнения управленческих процедур, разработке штатного расписания, положений об отделах, должностных инструкций и т.д.  
В результате внедрения АСУП создаются предпосылки совершенствования организационной структуры управления предприятием. Основными предпосылками являются обоснованность сочетания четкого распределения с централизацией функций управления перераспределение сложившихся границ управления отдельных структурных звеньев из-за ускорения оперативности поступления информационных данных повышение нормы управляемости для управляющего органа за счет его разгрузки от рутинных задач и нагрузки по анализу ситуаций и принятию решений на основе рассчитанных на ЭВМ вариантов.  
Организационная граница кооперации труда имеет нижнее и верхнее значение. Нижним пределом является звено в два человека, верхним — норма управляемости. Экономической границей кооперации труда служит сокращение затрат живого и овеществленного труда на единицу продукции при увеличении масштаба кооперации.  
Норма управляемости (Н>пр) — оптимальное число работников или структурных подразделений, которое может быть закреплено за руководителем.  
Самым крупным подразделением службы подготовки производства является отдел. Его численный состав определяется нормой управляемости. Начальник отдела полностью занят работой по руководству отделом. Ему должно быть подчинено не более 10—15 руководителей нижнего звена — руководителей групп или бюро.  
Организационное нормирование — это система организационных нормативов (размеры партий, величины опережений, нормы заделов), технических (стандарты предприятий, ГОСТы и т. п.), экономических (нормы расхода материалов, амортизации, рентабельности и др.), нормативов управляющей системы (нормы управляемости, сроки представления отчетов и т. п.).  
Допустимое число исполнителей, подчиненных одному руководителю, называется нормой управляемости. Как показывают отечественные и зарубежные исследования, общепринятой нормой управляемости для руководителей верхнего уровня является 6-8 чел, в ряде случаев 10—12. Снижение числа подчиненных достигается за счет укрупнения подразделений без нарушения признака специализации. Нормы управляемости для мастеров, начальников цехов и участков устанавливаются на основе рекомендаций НИИ труда. При определении норм управляемости учитывают состав подчиненных (например, основные рабочие или управленческий персонал), основные связи между руководителем и подчиненными, рабочее время руководителя, уделяемое подчиненным, подчиненных (сложность, самостоятельность, ответственность), форму организации труда подчиненных (специализацию, совместительство и т. д.).  

Одним из важнейших факторов, влияющих на нормы управляемости, является количество связей между подчиненными и руководителем. Различают одиночные прямые, групповые прямые и перекрестные связи. Количество одиночных прямых связей, устанавливающихся непосредственно между руководителем и подчиненными, равняется квадрату численности подчиненных. Групповые прямые — это связи между руководителем и каждым из подчиненных во всевозможных комбинациях, вытекающие из сущности трудового процесса. Перекрестные — возникают при принятии решений, когда подчиненные в процессе производства консультируются друг с другом.  
Экспертные оценки специалистов показывают, что норма управляемости непосредственного руководителя рабочих автоматизированного, комплексно-автоматизированного и непрерывного аппаратурного способов производства должна находиться в пределах 12—18 чел. Это соответствует 1/3 нормы управляемости мастера на участках ручного производства и 1/2 — на участках машинно-ручного и периодически аппаратурного производства.  
При определении границ производственных звеньев, руководители которых по рангу стоят выше мастера (руководители смены и т. п.), необходимо учитывать норму управляемости для линейных руководителей, которая не должна превышать 6 — 10 единиц.  
Для руководящих работников НИИ и КБ рекомендуется координация не более 3 — 6 отделов при непосредственном руководстве не более 20 — 30 чел, выполняющими повторяющиеся работы. При узкой специализации функций исполнителей максимальная норма управляемости — 10—12 чел.  
Рациональная норма управляемости в немалой степени определяется составом подчиненных. Так, на основании опыта, который имеется в нашей промышленности и за рубежом, считают оптимальной первичной научной ячейкой группу следующей численностью (без учета научно-вспомогательного персонала) для фундаментальных исследований — 2 — 3 чел для прикладных исследований — 3 — 5 чел для разработок — 7 — 10 чел.  
Для определения норм управляемости применяются теоретический, исследовательский и аналитико-нормативный методы. В основе последних двух методов заложено использование элементов корреляционного анализа. Например, для определения количества заместителей и помощников Суп директора предприятия рекомендуется формула, разработанная в НИИ труда  
Зная среднюю норму управляемости Яу с, можно определить по каждой функции количество уровней в структуре управления  
Первое направление реализуется путем внедрения новых типовых структур, прогрессивных нормативов численности, норм управляемости и обслуживания, укрупнения структурных подразделений и т.п.  
Зная норму времени, необходимые затраты труда можно выразить через норму выработки, норму численности, норму обслуживания. Последняя применительно к управлению производством выражается нормой управляемости и нормой соотношения.  
Норма управляемости характеризует оптимальную численность работников, находящихся в подчинении у руководителя. Норма соотношения характеризует количество работников одной квалификаций, в определенных организационно-технических условиях производства, приходящиеся на одного работника другой квалификации.  
Для руководящих работников в соответствии с требованиями НОТ устанавливаются нормы управляемости и нормы соотношения.  
При делегировании прав в принятии решений необходимо обосновать, кто и в какой ситуации имеет право решать и действовать. Важно и то, как полномочия распределяются по уровням управления, в какой степени и какие функции централизованы или децентрализованы. Правильное их распределение удовлетворяет следующим требованиям лица, ответственные за выполнение определенных функций, обладают для этого достаточными полномочиями следует установить нормы управляемости, определяющие максимальное количество работников, которыми одновременно может управлять один руководитель количество уровней управления способно поддерживать баланс между их числом и нормой управляемости надо правильно установить степень централизации полномочий. Чем больше прав делегировано руководителям более низкого уровня, тем более открытой и гибкой является организация. Здесь важно помнить, что  
Нормативы численности и нормы управляемости могут разрабатываться для широкого круга руководителей всех рангов. С их помощью определяется общая численность работников по функции управления, а использовав нормы управляемости, можно произвести оптимальную расстановку работников.  
Здесь мы представим два понятия, которые относятся к координации и линейным полномочиям и не требуют для своего понимания знания ситуационной деории управления. Это принцип единоначалия и необходимость ограничения нормы управляемости.  
Поскольку никто, кроме Моисея, не имел полномочий решать проблемы, он невероятно утонул в пустяках Моисей сел судить людей, и люди стояли перед Моисеем с утра до вечера . Это означало длинный рабочий день. И что еще более важно, ничего, кроме вынесения решений, не делалось, а это не слишком эффективно. К счастью для израильтян, Моисей был открыт для восприятия разумного совета. Иофор, тесть Моисея, определил эту проблему как чрезмерно большую норму управляемости и предложил установить дополнительные уровни управления (рис. 11.5.).  
Федерал Экспресс оставляет максимально пять уровней управления между любым неруководящим работником и руководителем высшего звена, таким, как главный управляющий фирмы. Если средняя норма управляемости для всей организации близка к 12 сотрудникам на одного руководителя, то в тех подразделениях, где  
Много или мало иметь пять уровней управления между неруководящим персоналом и членом дирекции Большой или маленькой кажется сегодня норма управляемости в 12 сотрудников  
ФОРМЫ РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА — конкретное представление регламентов управленческого труда в виде совокупности реквизитов документов, схем, графиков, таблиц и т.п. Ф.р.у.т. можно разделить на документированные и недокументированные. К первой группе относятся положения о подразделениях, должностные инструкции, личностные спецификации, устав организации, штатное расписание, схема функциональных взаимосвязей, типовые оргструктуры аппарата управления, свободная карта процедур, оперо-грамма процесса управления, документо-грамма процесса управления и др. Ко второй группе можно отнести коэффициент централизации функций управления, нормативы численности управленческого персонала, нормы управляемости, коэффициент эффективности использования управленческой информации и т.д.  

Организация управления, как и планирование, осуществляется всеми звеньями управляющей подсистемы. Содержание функций управления определяет его организационную структуру — упорядоченную совокупность органов управления, их взамосвязей и соподчинения. Структуру характеризует степень централизации функций управления и нормы управляемости. В зависимости от особенностей связей между элементами структуры можно выделить два основных типа структур управления линейную и функциональную. Все многообразие существующих организационных структур управления представляет различные комбинации этих двух основных типов. Сущность линейной структуры управления заключается в том, что она состоит только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. Функциональная структура представляет собой иерархию органов управления отдельно для выполнения каждой функции на всех уровнях. Основным направлением, по которому в нашей стране шло развитие организационных структур управления, было совершенствование линейно-функциональных структур.  
Кинт — коэффициент интенсивности труда руководителя, зависящий от выполнения нормы управляемости  

Важнейшим фактором, влияющим на выбор типа организационной структуры управления и ее формирования, является норма управляемости (диапазон контроля, сферы управления).

Излишнее увеличение количества подчиненных ведет к росту управленческих обязанностей руководителя, что ослабляет контроль над работой подчиненных, затрудняет обнаружение просчетов в работе и т.д. Чрезмерное сужение нормы управления является причиной увеличения количества управленческих уровней, сверх централизации власти, повышения административных расходов и роста проблем в результате ослабления взаимосвязей между верхним и нижним уровнем пирамиды организационной структуры управления.

Для определения оптимальной нормы управляемости используют в основном два подхода.

  • 1. Опытно-статистический подход, основанный на методе аналогий. Он осуществляется путем сравнения штатной численности персонала анализируемой структуры со штатной численностью аналогичной структуры, осуществляющей соизмеримый объем работ, но имеющей меньший штат. Этот метод достаточно прост, не требует особых затрат труда и получил широкое распространение. С его помощью определяются типовые штаты по аналогии с передовыми структурами. В то же время подобный метод нельзя, строго говоря, отнести к научно обоснованным методам. Поэтому для разработки научно обоснованных, передовых структур применяют расчетно-аналитические методы.
  • 2. Расчетно-аналитические методы базируются на основе таких факторов, как характер работ, затраты рабочего времени, объем информации, количество взаимосвязей в организации.

Выделяют три вида работ в зависимости от ее характера:

  • — творческий (эвристический), заключающийся в выработке и принятии решений;
  • — административно-организационный, состоящий из распорядительных, координационных и контрольно-оценочных операций;
  • — исполнительский (операторный), заключающийся в выполнении работ, предусматриваемых служебными инструкциями.

Заметим, что объем работы, выполняемой персоналом, в силу специфики его труда не всегда возможно выразить в нормо-часах.

Сложность труда отдельных специалистов будет зависеть от того, какой удельный вес в общем объеме их служебной деятельности составляет тот или иной вид работы. Сложность и многогранность труда персонала предопределяет и сложность его количественной оценки. Творческую работу в этом отношении можно определить как наименее поддающуюся количественному измерению, ее нельзя выразить, например, в нормо-часах. Административная работа также подходит под категорию сложного труда, она может содержать отдельные операции, поддающиеся измерению, однако удельный вес этих операций очень незначителен. Исполнительский труд имеет вполне определенное количественное выражение, и затраты его могут быть измерены в нормо-часах.

Нормирование сложного труда можно осуществлять следующим образом:

  • — при нормировании труда, связанного с выработкой суждений, анализом и принятием решений, целесообразно прохронометрировать деятельность соответствующей категории персонала по изучению документации, карточек, переписки, отчетов, альтернативных вариантов, по участию в совещаниях, деловых беседах с учетом опыта, званий, заинтересованности исполнителей;
  • — при оценке труда исполнителей, не носящего рутинного характера, можно нередко, как показывает опыт, использовать проявляющиеся через некоторое время определенные схемы работы, штампы, последовательность в действиях и другие элементы, поддающиеся формализации.

Учитывая психологическое противодействие работников творческого труда возможному регламентированию их работы, полезно проявить к ним деликатный подход и, в частности, постараться подключить их самих к процессу нормирования.

При нормировании затрат рабочего времени используется метод фотохронометражных наблюдений. Особенно он полезен при отсутствии норм и нормативов затрат. Преимущество данного метода в возможности установления нормативной численности персонала с учетом специфических особенностей анализируемой структуры. Вместе с тем:

  • — результаты анализа отражают затраты рабочего времени только в момент наблюдения;
  • — для получения достоверных данных требуются значительные затраты времени и средств;
  • — не исключен субъективный подход. Определение норм управляемости измерением объема

информации осуществляется на базе метода статистических испытаний, или так называемого метода Монте — Карло.

Всю массу документированной информации, поступившей в систему и вышедшей из нее, подшитой в соответствующие дела и пронумерованной полностью, можно представить в виде квадрата, разделенного на части равной площади, что соответствует разделению всей массы информации на отдельные части, относящиеся к той или иной служебной функции. Попадание какого-либо служебного документа в ту или иную часть можно определить случайным выбором адреса хранения данного документа (номера дела и номера листа в этом деле). Зная общее число листов всех документов и число сделанных случайных проб, нетрудно определить и число листов, проходящих в течение года по каждой служебной функции. Зная среднегодовой объем информации, который может перерабатывать один исполнитель по соответствующей служебной функции, можно определить необходимую численность личного состава по этой функции.

Этот способ применим только для определения нормативной численности персонала, связанного с переработкой информации, и требует значительных затрат времени. Его точность зависит от числа произведенных проб.

Французский математик и консультант по управлению литовского происхождения В. Грейкунас утверждал, что фактором, определяющим норму управляемости, является количество контролируемых взаимоотношений, взаимосвязей в организации.

Он отмечал, что существует три вида связей: взаимоотношения руководителя с отдельными работниками, общие взаимоотношения, взаимоотношения между подчиненными. Для определения общего количества таких связей Грейкунас использовал следующее уравнение:

где С — количество связей, N — количество подчиненных.

В соответствии с этим уравнением при двух подчиненных количество связей составит 6 ед., при трех — 18, при четырех — 44, при пяти — ПО, при 10 — 5210, при 18 2 359 602. Этот анализ использовался многими учеными для аргументации того, что количество подчиненных у одного руководителя не должно превышать шести человек. В этом случае количество связей составит 222 ед. Математический анализ потенциальных взаимосвязей при данной норме управляемости, сделанный Грейкунасом, показывает, что, во-первых, при взаимодействии руководителя и подчиненных происходят многочисленные сложные социальные процессы, и во-вторых, обвальный процесс возрастания числа и сложности этих связей на каждого очередного подчиненного. К счастью, па практике этого не происходит, но выводы, сделанные Грейкунасом, являются как бы предостережением от излишнего роста числа подчиненных или говорят о необходимости уменьшения числа коммуникаций прежде всего за счет предоставления большей самостоятельности подчиненным.

В практической деятельности организаций количество подчиненных не является фиксированным. Оно различается в пределах самой организации в зависимости от управленческих уровней и количества руководителей. Количество подчиненных зависит от многих факторов, воздействующих на определение оптимальной нормы управляемости, связанных со специфическими условиями организации.

Американский Совет Национальной промышленной конференции предлагает перечень факторов, которые должны быть приняты к сведению при определении оптимального количества подчиненных. Назовем их.

  • 1. Уровень компетентности руководителя и подчиненного.
  • 2. Интенсивность взаимодействия между группами или отдел ь н ы м и подчиненными.
  • 3. Пределы, в которых руководитель выполняет работы не управленческого характера, и потребность во времени на контакты с другими людьми и организационными единицами.
  • 4. Сходство или различия в деятельности подчиненных.
  • 5. Широта новой проблематики в возглавляемом подразделении.
  • 6. Распространенность стандартизованных процедур в рамках организации.
  • 7. Степень физических различий в деятельности. Определение количества подчиненных, т.е. нормы управляемости, имеет большое значение для формирования организационной структуры управления, так как исходя из этого устанавливается количество управленческих уровней, административных работников, менеджеров.

Из ряда публикаций известно: для того чтобы менеджер высшего уровня не был перегружен и имел возможность вникать в дела подчиненных ему подразделений, а также заниматься перспективными вопросами, среднее значение нормы управляемости должно быть в пределах 3-6 чел. Нормы управляемости с учетом уровня управления и типа производства приведены в табл. 10.1.

Авторы межотраслевых методических рекомендаций по совершенствованию организационных структур рекомендуют следующие значения норм управляемости:

Таблица 10.1. Нормы управляемости линейных руководителей, чел.

Тип

Сложность

Уровень руководства

производства

продукции

Высший

Низший

Массовое и крупносерийное

Сложная и простая

Особо сложная

Серийное

Сложная и простая

Особо сложная

Индивидуальное

Сложная и простая

и мелкосерийное

Особо сложная

Заместители руководителей структурных подразделений вводятся, как правило, при превышении нормы управляемости в 1,5 раза.

Необходимо подчеркнуть еще раз, что определение количественных значений нормы управляемости в каждой конкретной организации должно осуществляться на основе анализа всех влияющих на нее факторов с учетом отраслевой специфики и особенностей данного производства.

К сожалению, в практической деятельности при построении организационных структур рекомендации ученых нередко игнорируют, что приводит к чрезмерной загрузке линейных руководителей.

В заключение заметим, что введение норм управляемости для линейных руководителей:

  • — создает научно обоснованную базу для правильного планирования их численности;
  • — создает равные по напряженности условия их труда; — позволяет выявить резервы их численности;
  • — обеспечивает рациональную управляемость персоналом.