Новатэк транссервис

НОВАТЭК решил помочь ОАО РЖД в строительстве железной дороги до своего Пуровского завода стабильного газового конденсата и сжиженных углеводородных газов. До 2020 года НОВАТЭК вложит 30,5 млрд руб. собственных средств в проект по расширению железной дороги на участке Лимбей—Сургут—Тобольск, профинансировав тем самым 75% от общей стоимости проекта. Взамен РЖД обещает вывозить все грузы НОВАТЭКа, однако окончательные условия этих перевозок стороны пока не раскрывают.

Сегодня президент ОАО РЖД Владимир Якунин и председатель правления НОВАТЭКа Леонид Михельсон подписали соглашение о стратегическом партнерстве компаний до 2020 года. Суть документа заключается в том, что НОВАТЭК начинает принимать участие в финансировании строительства железной дороги до Пуровского ЗПК, а РЖД берет на себя гарантии по вывозу всего объема продукции завода, который к 2015 году должен составить около 12 млн тонн в год.

Объем инвестиций, который НОВАТЭК вложит в развитие железнодорожной инфраструктуры, составляет 30,5 млрд руб. Эти деньги пойдут на увеличение пропускной способности железнодорожного участка Лимбей—Сургут—Тобольск. Общая стоимость проекта — 41,3 млрд руб. Планируется, что оставшуюся часть средств вложит РЖД, хотя президент монополии Владимир Якунин, отвечая на вопросы журналистов, сказал, что компания готова включить и других участников в этот проект на принципах софинансирования.

РЖД со своей стороны планирует до 2020 года вернуть НОВАТЭКу вложенные средства, так как, по сути, газовая компания финансирует создание государственной инфраструктуры. Формально монополия планирует сделать это через «оказание транспортных услуг по перевозке объемов продукции». Однако детали транспортного договора, контрагентом по которому со стороны НОВАТЭКа будет дочерняя «НОВАТЭК-Транссервис», не раскрываются. Источник «Ъ” в РЖД пояснил, что речь идет о предоставлении льгот на перевозку в части локомотивной и инфраструктурной составляющих тарифа. Что касается подвижного состава, то НОВАТЭК намерен привлекать его с рынка, сказал Леонид Михельсон. Специализированные цистерны для перевозки сжиженного газа сейчас в основном принадлежат дочерней компании «Газпрома» «Газпромтранс» и государственной «СГ-Транс», которую государство собирается приватизировать. При этом НОВАТЭК на покупку «СГ-Транса» не претендует. «Мы выступаем в этой сделке лишь как консультанты»,— заявил сегодня господин Михельсон.

«Они настроены на то, чтобы их обслуживал тот, кто умеет и может это делать. Сейчас НОВАТЭК пользуется «СГ-Трансом”, но если вдруг новый собственник компании решит резко задрать цены, то компания смело обратится к любому другому участнику рынка с предложением построить новые цистерны для обслуживания потребностей НОВАТЭКа»,— рассуждает источник «Ъ” на рынке железнодорожных перевозок.

Другой собеседник «Ъ” считает, что РЖД, подписывая подобные соглашения, пытается отрапортовать правительству, что, несмотря на якобы существующее недоинвестирование в инфраструктуру со стороны государства, компания все равно занимается развитием железных дорог, пусть и на чужие деньги. «Это хороший имиджевый шаг для РЖД, особенно с учетом того, что итоговая скидка для НОВАТЭКа в перевозках при его довольно больших объемах может оказаться не такой существенной»,— говорит он.

Александр Панченко