Смолева М. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Для должностных лиц государственных и муниципальных учреждений теперь предусмотрены новые штрафы за нарушения в области бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности. Вместо двух составов правонарушений, на основании которых сейчас наказывают уполномоченных работников учреждений, появится семь. Что важно знать руководителям и главным бухгалтерам об этих видах административной ответственности?
Государственная Дума 16.05.2019 приняла в третьем чтении закон (его проект рассматривался под номером 455237-7), который вносит поправки в КоАП РФ в части ответственности за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и отчетности. После того, как закон будет одобрен Советом Федерации, подписан Президентом РФ и официально опубликован, поправки вступят в силу (об отсрочке начала их действия в законе не говорится).
Иными словами, уже в ближайшее время в отношении должностных лиц организаций госсектора станет действовать более развитая система штрафов. Сравним прежние и новые нормы.
Содержание
- Кто попадает под штрафы?
- Что предписывали прежние нормы?
- Что предусматривают поправки?
- В каких случаях можно избежать ответственности?
- Кто может назначить штраф?
- Тарифы взносов на травматизм сохранили
- Минимальный размер оплаты труда вырастет
- Бизнесу придется отправлять данные о маркированных товарах в специальную информационную систему
- Внутрироссийский роуминг будет отменен с 1 июня
- Освобождение от штрафа для добросовестных НДФЛ-агентов внесут в НК РФ
- Избежать уголовной ответственности за невыплату зарплаты можно будет, возместив ущерб
- Вчетверо увеличится сумма, которую можно взыскать напрямую через работодателя должника
- Предельная сумма микрозайма для бизнеса с 8 января увеличится на 2 млн руб.
- Исполнять госконтракты стало проще
- Экспертов в госзакупках будут привлекать за заведомо ложные заключения по специальным статьям
Кто попадает под штрафы?
Согласно примечанию 1 к ст. 15.15.6 КоАП РФ (в новой редакции) ответственность предусмотрена для должностных лиц всех организаций госсектора: государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления внебюджетных фондов и их территориальных подразделений, а также государственных и муниципальных учреждений.
Как показывает судебная практика, административная ответственность грозит прежде всего главным бухгалтерам (иным работникам, на которых возложена обязанность по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, формированию и представлению бюджетной (бухгалтерской) отчетности). Причем по ст. 15.15.6 КоАП РФ (в прежней редакции) штрафуют бухгалтерских работников казенных учреждений и органов власти (см., например, Постановление Хабаровского краевого суда от 13.11.2018 по делу № 4А-631/2018). А по ст. 15.11 КоАП РФ (в прежней редакции) привлекают работников бюджетных и автономных учреждений (см., например, Постановление Пензенского областного суда от 27.04.2018 по делу № 4а-167/2018, в котором назначение штрафа главному бухгалтеру муниципального автономного общеобразовательного учреждения признано правомерным).
Хотя приходится отвечать и руководителям: например, руководителю территориального подразделения госоргана, привлеченному по ст. 15.15.6 КоАП РФ (в прежней редакции) (Постановление ВС Республики Алтай от 22.08.2018 по делу № 4а-92/2018), директору муниципального автономного общеобразовательного учреждения, привлеченному по ст. 15.11 КоАП РФ (в прежней редакции) (Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 21.03.2018 по делу № 4а-207/2018). Правда, во втором случае производство по делу было прекращено. Хотя нарушение заключалось в искажении показателей бухгалтерской отчетности более чем на 10%, учреждение своевременно устранило допущенное искажение.
Отметим, что виновное должностное лицо обычно определяется с учетом двух обстоятельств: в чьи полномочия входит ведение учета, представление отчетности и кто подписал спорный документ.
Что предписывали прежние нормы?
Как видим, до вступления поправок в силу существовало два состава правонарушений, действующих в отношении разных организаций госсектора. Приведем их в таблице.
Параметр для сравнения |
Статья 15.11 КоАП РФ |
Статья 15.15.6 КоАП РФ |
В чем заключается нарушение? |
Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности |
Непредставление или представление с нарушением сроков бюджетной отчетности. |
Кто несет ответственность? |
В том числе должностные лица бюджетных и автономных учреждений |
Должностные лица органов власти и казенных учреждений |
Какова административная ответственность? |
За совершение проступка впервые – штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб., повторно – штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от года до двух лет |
Штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб. |
Что предусматривают поправки?
Теперь все нормы, адресованные организациям госсектора, объединены в ст. 15.15.6 КоАП РФ (в новой редакции), а ст. 15.11 КоАП РФ (в новой редакции) распространяется на остальные экономические субъекты. Причем поправки предусматривают ответственность за нарушение требований как к бюджетному (бухгалтерскому) учету, так и к бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
В частности, за непредставление отчетности или ее подачу с нарушением установленных сроков грозит штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб., а санкции за нарушение требований к учету, повлекшее искажение показателей отчетности, будут дифференцированы в зависимости от степени допущенного искажения. Чтобы установить ту или иную степень, достаточно наличия одного из признаков, приведенных в примечаниях к ст. 15.15.6 КоАП РФ (в новой редакции). Перечислим те признаки, которые могут быть обнаружены у автономных учреждений, и соотнесем их с предусмотренными санкциями.
Степень искажения показателей отчетности |
Признаки искажения в отчетности |
Ответственность за проступок |
||
Искажение денежного показателя по активам, обязательствам или финансовому результату |
Занижение сумм налогов, взносов и сборов |
Совершенный впервые |
Совершенный повторно |
|
Незначительное |
– не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму до 100 тыс. руб.; |
На сумму до 100 тыс. руб. |
Предупреждение или штраф в размере от 1 000 до 5 000 руб. |
Штраф в размере от 5 000 до 15 000 руб. |
Значительное |
– не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму от 100 тыс. до 1 млн руб.; |
На сумму от 100 тыс. руб. до 1 млн руб. |
Штраф в размере от 5 000 до 15 000 руб. |
Штраф в размере от 15 000 до 30 000 руб. |
Грубое |
– более чем на 10%; |
На сумму свыше 1 млн руб. |
Штраф в размере от 15 000 до 30 000 руб. |
Штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. |
Установлены и дополнительные критерии, на основании которых искажение будет оценено как грубое:
-
включение в отчетность показателей, не подтвержденных регистрами бухгалтерского учета и первичными документами;
-
регистрация в регистрах бухучета мнимого (неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта учета;
-
ведение счетов вне применяемых регистров бухучета;
-
отсутствие первичных документов, регистров бухучета, отчетности в течение установленных сроков хранения.
В каких случаях можно избежать ответственности?
Вместе с новыми составами правонарушений поправки КоАП РФ предусматривают некоторые послабления. Так, согласно примечаниям 5 и 6 к ст. 15.15.6 КоАП РФ (в новой редакции) лиц, на которых возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, не станут привлекать к административной ответственности, если искажение отчетности допущено в результате чужих ошибок – из-за несоответствия первичных документов, составленных другими работниками, свершившимся фактам хозяйственной жизни. Другая причина неприменения ответственности – непередача либо несвоевременная передача первичных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухучета.
Кроме того, должностные лица будут освобождены от штрафов, если своевременно исправят ошибки. Сделать это можно несколькими способами.
Во-первых, надо подать уточненную налоговую декларацию (расчет) и на этом основании перечислить в бюджет сумму налога (сбора, страхового взноса), не уплаченную вследствие нарушения требований к учету, искажения показателей отчетности. При этом должны быть соблюдены условия, предусмотренные ст. 81 НК РФ, в том числе уплачены соответствующие пени.
К сведению: размер штрафа за нарушение требований к учету и отчетности теперь ставится в зависимость от характера и масштаба проступка. Но от штрафа могут освободить, если учреждение исправило допущенные ошибки.
Во-вторых, нужно представить отчетность, содержащую исправленные показатели:
-
до ее принятия финансовым органом, органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности;
-
после ее принятия одним из названных выше органов, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 15.15.6 КоАП РФ, ошибок в отчетности;
-
после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проверки, по результатам которой в отчетности не были обнаружены исправленные ошибки.
Кто может назначить штраф?
В то же время контролеров станет больше. По прежним правилам рассматривать дела об административных нарушениях по ст. 15.15.6 КоАП РФ и назначать штрафы могли:
-
должностные лица Федерального казначейства (руководитель, его заместители, руководители структурных подразделений, а также руководители территориальных органов);
-
представители органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (руководители и их заместители).
Сейчас список должностных лиц расширился. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 23.7 и п. 2 ч. 2 ст. 23.7.1 КоАП РФ (в новой редакции) сюда добавились руководители (заместители руководителей) структурных подразделений территориальных органов Федерального казначейства и соответствующих региональных органов власти. Правда, начальники отделов и их заместители будут вправе рассматривать только проступки, квалифицированные по ч. 1 – 6 ст. 15.15.6 КоАП РФ (в новой редакции). Дела в отношении злостных нарушителей, неоднократно допускающих грубое искажение отчетности (ч. 7 ст. 15.15.6 КоАП РФ в новой редакции), останутся в компетенции прежнего состава контролеров.
* * *
Прежняя редакция ст. 15.15.6 КоАП РФ распространялась только на казенные учреждения и органы власти, в то время как новая – еще и на бюджетные, автономные учреждения (раньше нарушение ими требований к бухучету и отчетности квалифицировалось по ст. 15.11 КоАП РФ). А значит, за несоблюдение требований Инструкции № 33н должностные лица АУ будут привлекаться к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ, в которой размер штрафа теперь ставится в зависимость от характера и масштаба допущенного проступка.
Но есть и хорошая новость: от штрафа могут освободить. Главное – как можно раньше исправить ошибки в отчетности. Хотя сделать это не поздно и после проверки, в ходе которой контролеры выявили искажения.
На заключительном в этом году заседании Совфед утвердил и передал на рассмотрение президенту 99 законов. Все они уже подписаны. Расскажем о наиболее важных изменениях, которые касаются оплаты труда, маркировки товаров, госзакупок и других вопросов.
Тарифы взносов на травматизм сохранили
В 2019 году работодатели должны будут платить взносы на травматизм по тем же тарифам, что и сейчас. Напомним, тариф зависит от класса профессионального риска по основному виду деятельности, а также от назначенных скидок и надбавок.
Федеральный закон от 25.12.2018 N 477-ФЗ
Минимальный размер оплаты труда вырастет
С 1 января МРОТ составит 11 280 руб. Сейчас он равен 11 163 руб.
Федеральный закон от 25.12.2018 N 481-ФЗ
Бизнесу придется отправлять данные о маркированных товарах в специальную информационную систему
Производители, поставщики, продавцы и некоторые другие участники рынка будут представлять оператору информационной системы сведения об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Как именно направлять данные, правительство должно определить до 1 марта 2019 года. С этого дня станет обязательной маркировка табачной продукции.
Федеральный закон от 25.12.2018 N 488-ФЗ
Внутрироссийский роуминг будет отменен с 1 июня
Операторы связи должны будут оказывать услуги телефонной связи каждому абоненту на одинаковых условиях независимо от того, в каком субъекте РФ он находится. Также они не смогут устанавливать плату за входящий звонок из другого субъекта РФ.
Федеральный закон от 27.12.2018 N 527-ФЗ
Освобождение от штрафа для добросовестных НДФЛ-агентов внесут в НК РФ
В Налоговом кодексе закрепят позицию КС РФ: налоговых агентов нельзя штрафовать за непреднамеренную техническую ошибку. Чтобы избежать штрафа, нужно будет выполнить ряд условий.
Поправка вступит в силу в конце января.
Федеральный закон от 27.12.2018 N 546-ФЗ
Избежать уголовной ответственности за невыплату зарплаты можно будет, возместив ущерб
Работодатели смогут избежать наказания по ч. 1 и ч. 2 ст. 145.1 УК РФ, если преступление совершено впервые и задолженность будет погашена в течение двух месяцев со дня возбуждения дела. При этом должны быть соблюдены еще несколько условий.
Изменения вступят в силу 8 января.
Федеральный закон от 27.12.2018 N 533-ФЗ
Вчетверо увеличится сумма, которую можно взыскать напрямую через работодателя должника
100 тыс. руб. составит размер долга, при котором взыскатель может сам направить исполнительный документ для удержания денег в организацию, выплачивающую должнику зарплату, пенсию, стипендию и другие периодические платежи. Сейчас предельная сумма — 25 тыс. руб.
Изменения вступят в силу 8 января.
Федеральный закон от 27.12.2018 N 539-ФЗ
Предельная сумма микрозайма для бизнеса с 8 января увеличится на 2 млн руб.
Максимальный размер основного долга юрлица или ИП перед МФО по договорам микрозайма составит 5 млн руб. Если долгов у заемщика нет, то МФО может сразу выдать 5 млн руб. Если долги есть, можно взять один или несколько микрозаймов в размере, при котором основной долг не превысит данной суммы.
Сейчас предельная сумма микрозайма ограничена 3 млн руб.
Федеральный закон от 27.12.2018 N 537-ФЗ
Исполнять госконтракты стало проще
Отменили обязательную внешнюю экспертизу для контрактов с едпоставщиком по результатам несостоявшихся электронных закупок. Появились подробные правила уменьшения обеспечения при частичном исполнении контракта. Разрешили менять цену контракта в связи с увеличением НДС.
Федеральный закон от 27.12.2018 N 502-ФЗ
Экспертов в госзакупках будут привлекать за заведомо ложные заключения по специальным статьям
Подписание заведомо ложного заключения обернется административным штрафом в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. для самого эксперта, от 100 тыс. до 150 тыс. руб. для юрлица. К уголовной ответственности привлекут, если нарушение привело к ущербу на сумму более 2 млн 250 тыс. руб. или по неосторожности к тяжкому вреду здоровью, смерти человека.
Федеральный закон от 27.12.2018 N 520-ФЗ, Федеральный закон от 27.12.2018 N 510-ФЗ