О государственной тайне закон

Центр «Эксперт» вот уже более 20 лет специализируется на оказании профессиональных услуг в области защиты государственной тайны, и располагает всеми необходимыми лицензиями и разрешениями на оказание перечисленных услуг.

За минувшие десятилетия Центр «Эксперт» сплотил под своими знаменами команду профессионалов, способную решить самые сложные и нетривиальные задачи, затрагивающие вопросы защиты государственной тайны. Нам удалось заслужить репутацию надежного партнера, проводящего работу, значимую не только для отдельных предприятий, но и для всей страны.

Мы всегда готовы к партнерским отношениям с любой заинтересованной организацией. От всей души приглашаем Вас к сотрудничеству.

Мы уверены, что работа по защите государственной тайны с нашей организацией станет Вашим удачным выбором.

Для получения консультации воспользуйтесь контактной информацией.

Справочная информация:

Допуск предприятий, учреждений и организаций (далее именуются – предприятия) к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года № 333, путем получения лицензий на конкретный вид деятельности:

  • на допуск предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • на право проведения работ, связанных с созданием средств защиты информации;
  • на правоосуществление мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны.

Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление на определенных условиях конкретного вида деятельности в течение установленного срока, в зависимости от специфики вида деятельности, но не более чем на 5 лет. Действует на всей территории Российской Федерации.

Лицензии выдаются на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы, по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию, при выполнении следующих условий:

  • соблюдение требований законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;
  • наличие в структуре подразделения по защите государственной тайны и необходимого числа специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;
  • наличие на предприятии средств защиты информации, имеющих сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности.

Для получения лицензии заявитель представляет в Управление ФСБ России по Ростовской области, уполномоченное на ведение лицензионной деятельности:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:

  • наименования и организационно — правовой формы, места нахождения предприятия, адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, номера расчетного счета в банке и наименование банка;
  • вида деятельности, на осуществление которого должна быть выдана лицензия;
  • срока действия лицензии;
  • степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми заявитель предполагает осуществлять работы, подтвержденной органом государственно власти или организацией, наделенными полномочиями по распоряжению указанными сведениями;

б) копии учредительных документов (с предъявлением оригиналов, в случае если копии не заверены нотариусом);

в) копию документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

г) копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание на владение и использование имущества, необходимого для осуществления заявленного вида деятельности на срок действия лицензии;

д) копию свидетельства о постановке на налоговый учет в налоговом органе ( с предъявлением оригинала свидетельства, если копия не заверена нотариусом);

е) документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

ж) сведения о наличии допуска к государственной тайне у руководителя предприятия, а также сведения о наличии в уставном ( складочном) капитале предприятия доли (долей) иностранных физических или юридических лиц – при подаче заявления о предоставления лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

з) копию договора об оказании услуг – в случае использования заявителем услуг структурного подразделения по защите государственной тайны другой организации.

Заявитель несет ответственность за достоверность представляемых им сведений.

Срок действия лицензии, выданной предприятию, не может превышать срока действия лицензии предприятия, структурное подразделение по защите государственной тайны которого оказывает услуги по защите государственной тайны

Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.

В случае изменений условий ведения лицензируемого вида деятельности, изменения степени секретности сведений, с которым осуществляется ( предполагается осуществлять) деятельность, а также в отношении которых лицензиат предполагает проводить мероприятия и (или) оказывать услугу, смены организационно-правовой формы или реорганизации лицензиата, изменения его наименования, мест нахождения, адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности лицензиат или его правопреемник обязаны в 15-дневный срок подать в Управление ФСБ России по Ростовской области, заявление о переоформлении лицензии в связи с изменение условий деятельности с приложением документов, подтверждающих соответствующие изменения. В указанных случаях Управление ФСБ России по Ростовской области, по результатам рассмотрения заявления и проведения проверки соответствия предприятия лицензионным требованиям и условиям принимает решение о необходимости проведения специальной экспертизы и уведомляет о своем решении заявителя. В случае принятия решения о необходимости проведения специальной экспертизы выдача лицензии производится с учетом ее результатов.

В случае утраты лицензии предприятие имеет право на получение дубликата лицензии, который выдается на основании поданного в 3-дневный срок со дня установления утраты заявления в письменном виде.

До переоформления лицензии (получения дубликата) предприятие осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии, но не более 60 дней.

Основные термины и определения:

государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;

носители сведений, составляющих государственную тайну — материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

допуск к государственной тайне — процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ с использованием таких сведений;

доступ к сведениям, составляющим государственную тайну — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;

гриф секретности — реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;

средства защиты информации — технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;

перечень сведений, составляющих государственную тайну — совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

(Закон «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1, ст. 2)

<p>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственной тайне» Принят Государственной Думой 19 сентября 1997 года Одобрен Советом Федерации 24 сентября 1997 года Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации «О государственной тайне» (Российская газета, 1993, 21 сентября) следующие изменения и дополнения: 1. В тексте Закона слова «Министерство безопасности Российской Федерации» заменить словами «Федеральная служба безопасности Российской Федерации» в соответствующих падежах. 2. В преамбуле Закона после слова «их» дополнить словами «засекречиванием или». 3. В статье 1 слово «представительной» заменить словом «законодательной». 4. Статью 2 дополнить абзацем девятым следующего содержания: «Перечень сведений, составляющих государственную тайну, совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.». 5. В статье 4: в пункте 1: в абзаце первом слова «Верховный Совет Российской Федерации» заменить словами «Палаты Федерального Собрания»; в абзаце втором слово «осуществляет» заменить словом «осуществляют», слово «защиты» исключить; в абзаце третьем слово «утверждает» заменить словом «рассматривают», слова «республиканского бюджета Российской Федерации» заменить словами «федерального бюджета»; абзац четвертый исключить; абзац пятый изложить в следующей редакции: «определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания;»; абзац шестой исключить; в пункте 2: в абзаце шестом слово «аппарате» заменить словом «Администрации»; абзац седьмой изложить в следующей редакции: «в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.»; пункт 3 дополнить абзацем одиннадцатым следующего содержания: «в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.»; в пункте 4: в абзаце первом слова «республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга» заменить словами «органы государственной власти субъектов Российской Федерации»; в абзаце шестом слово «высшие» заменить словом «полномочные». 6. Название раздела II изложить в следующей редакции: «Раздел II. Перечень сведений, составляющих государственную тайну». 7. Статью 5 изложить в следующей редакции: «С т а т ь я 5. Перечень сведений, составляющих государственную тайну Государственную тайну составляют: 1) сведения в военной области: о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов; о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники; о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения; о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения; о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов; о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке; 2) сведения в области экономики, науки и техники: о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов; об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства; о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства; об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции; о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства. об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также об объемах других стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации); 3) сведения в области внешней политики и экономики: о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; 4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности: о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность; об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения; о методах и средствах защиты секретной информации; об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны; о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации; о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.». 8. Название раздела III изложить в следующей редакции: «Раздел III. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание». 9. В статье 6: название статьи изложить в следующей редакции: «С т а т ь я 6. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений»; в тексте статьи слова «засекречивание сведений и их носителей», «засекречивание сведений» заменить словами «отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание» в соответствующих падежах. 10. В статье 7: название статьи изложить в следующей редакции: «С т а т ь я 7. Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию»; в абзаце первом части первой слова «Не подлежат засекречиванию сведения» заменить словами «Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения». 11. В статье 9: часть первую дополнить словами «, а также в соответствии с настоящим Законом»; первое предложение части третьей изложить в следующей редакции: «Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, определяемым настоящим Законом, руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации.»; часть четвертую после слова «формирует» дополнить словами «по предложениям органов государственной власти и в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну,»; часть пятую после слова «тайне,» дополнить словами «в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне,». 12. Дополнить Закон статьей 21-1 следующего содержания: «С т а т ь я 21-1. Особый порядок допуска к государственной тайне Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона. Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка. Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц федеральным законом.». 13. В абзаце втором части первой статьи 22 слова «особо опасным» исключить. 14. В статье 26: дополнить новой частью второй следующего содержания: «Соответствующие органы государственной власти и их должностные лица основываются на подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну.»; часть вторую считать частью третьей. 15. Статью 30 изложить в следующей редакции: «С т а т ь я 30. Контроль за обеспечением защиты государственной тайны Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.». 16. Часть третью статьи 31 изложить в следующей редакции: «Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации, в аппаратах палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации организуется их руководителями.». Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Российской Федерации Б.Ельцин Москва, Кремль 6 октября 1997 года N 131-ФЗ </p>

В Российской Федерации на уровне Конституции РФ гарантировано государством право на равный доступ к информации, искать и получать сведения может каждый гражданин. Ст. 29 основного закона РФ гарантирована свобода слова, свобода массовой информации. Во многих кодифицированных актах, федеральных законах устанавливается принцип гласности: судопроизводства, деятельности госорганов и т.д.

Однако определенная информация, согласно российскому законодательству, охраняется государством, и доступ к ней ограничивается. Некоторые стратегически важные сведения отнесены к государственной тайне. Взаимоотношения по поводу наделения сведений статусом «гостайна», распоряжения этими данными, их рассекречивания регулирует закон о государственной тайне РФ 5485-1, который является предметом рассмотрения данной статьи.

Общие сведения

Этот нормативный акт принят еще в 1993 году, почти сразу после объявления образования Российской Федерации, в качестве одного из законов, гарантирующего неприкосновенность и защиту важных стратегических сведений. За период его действия в него неоднократно вносились изменения. Сейчас закон о гостайне с последними изменениями в 2019 году доступен на всех основных ресурсах, содержащих тексты нормативно-правовых актов: официальных сайтах для публикации, порталах Гарант и Консультант плюс.

Сам закон достаточно небольшой, он содержит всего 8 разделов и 32 статей. Реквизиты: номер — 5485-1, дата принятия — 21 июля 1993 года. В настоящий момент используется только актуальная версия, то есть, закон о государственной тайне: последняя редакция в 2019 году.

Определение термина

В СССР никогда не существовало отдельного закона о гостайне, хотя сам термин использовался широко, ведь всегда существовал список данных, доступ к которому был ограничен. И вот списки таких сведений утверждались регулярно, из чего следует, что на уровне властных структур всегда существовало понимание, что такое государственная тайна. Это, согласно действующему законодательству, набор данных, характеризующих такие показатели, распространение которых может нанести значительный ущерб безопасности государства.

На основании ст. 2 закона можно выделить признаки гостайны:

  • определенная степень защиты, то есть, изъятие из свободного доступа;
  • возможность потенциального ущерба безопасности РФ при распространении.

Отрасли деятельности, сведения которых могут быть наделены этим статусом:

  • военная;
  • внешнеполитическая;
  • экономическая;
  • разведывательная;
  • контрразведывательная;
  • оперативно-розыскная.

Это данные о вооруженных силах, об оборонных заказах и планах, научных разработках, составе и использовании военной инфраструктуры, запасах стратегических ресурсов, о способах установления секретности и т.д.

Основное содержание закона

В первом разделе размещен программные и разъяснительные положения, так, большое значение имеет ст. 2, разъясняющая основные термины. В том числе, определен термин носители информации – материальные объекты, содержащие информацию в виде знаков, сигналов, символов и т.д.

Второй раздел состоит из одной статьи, 5, в ней приведен перечень сведений, которые могут быть отнесены к гостайне.

Раздел 3 посвящен порядку засекречивания сведений. Наделение сведений соответствующим статусом производится руководителями госорганов согласно списка должностных лиц, наделенных такими полномочиями. Они несут персональную за принятое решение. Также межведомственной комиссией на основании предложения госорганов составляется Перечень подобных сведений.

В целях обеспечения должного уровня защиты сведениям присваивается гриф секретности. В необходимых случаях, при исключении обстоятельств, приведших к наложению данного статуса, происходит рассекречивание информации, то есть, на основании решения руководителя госоргана снимается гриф секретности. Срок решения о засекречивании – 30 лет, раз в лет должна производиться проверка обоснованности наложения грифа. Передача, обмен сведениями производятся на основании решения госоргана, в чьем распоряжении находятся сведения. Раздел 4 описывает эту процедуру, то есть, использование засекреченной информации.

Защита сведений

Одним из основных направлений закона является защита государственной тайны. Есть как физические, так и правовые средства защиты. К первым относятся технические, криптографические, программные средства, ко вторым – средства контроля за исполнением закона, обеспечение ограничения доступа.

Защитой занимаются:

  • межведомственная комиссия;
  • специальные госорганы исполнительной власти ФСБ, Минобороны и другие.

Допуск к сведениям, наделенным статусом гостайна, производится по решению руководителя госоргана, с предупреждением об ответственности за ее разглашение. В доступе может быть отказано. За разглашение сведений предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Финансирование мероприятий по сохранению гостайны производится как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов РФ. Контроль за обеспечением защиты производится на самом высшем уровне: Президентом, Правительством.

Изменения и поправки

В 2018 году вносились последние изменения в закон о гостайне. В 2019 году поправки также не планируются. В 2018 году ФЗ- 256 был уточнен список оснований для отказа в доступе. Помимо таких оснований, как постоянное проживание лица или его родственников за границей, уклонение от проверочных мероприятий, наличие медицинских противопоказаний, установление действий, направленных против РФ, добавлена недееспособность или ограниченная дееспособность заявителя.