О государственных унитарных предприятиях

Согласно ст. 91 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) рабочее время – время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые ТК РФ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ относят к рабочему времени. Также ст. 91 ТК РФ устанавливает нормальную продолжительность рабочего времени – не более 40 часов в неделю. Однако зачастую у работодателя возникает потребность в привлечении работника к работе за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени.

Работодатель имеет право в порядке, установленном ТК РФ, привлекать работника к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором в двух случаях:

• для сверхурочной работы (ст. 99 ТК РФ);

• если работник работает на условиях ненормированного рабочего дня (ст. 101 ТК РФ).

Сверхурочная работа

Сверхурочная работа – это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период (ч. 1 ст. 99 ТК РФ). Исходя из данного определения, сверхурочные работы возможны исключительно по инициативе работодателя (Письмо Минтруда РФ от 04.09.2018 № 14-1/ООГ-7353).

Основанием для привлечения к сверхурочной работе является приказ работодателя. В приказе рекомендуется указать причину привлечения работника к сверхурочной работе, дату начала работы, фамилию, имя, отчество работника, его должность и реквизиты документа, в котором работник выразил согласие на привлечение к такой работе (за исключением случаев, указанных в ч. 3 ст. 99 ТК РФ).

По мнению Роструда, согласие на сверхурочную работу должно быть в письменном виде. Работодатель может оформить согласие работника отдельным документом, собрать подписи на общем листе или попросить работника сделать отметку на приказе о привлечении к сверхурочной работе. Важно, чтобы согласие было оформлено до начала выполнения работ (доклад Роструда за IV квартал 2019 г.).

Если соответствующий приказ не издавался, но установлено, что устное распоряжение кого-либо из руководителей имелось, работу также следует считать сверхурочной. В случае если работник по своей инициативе остается после работы, то такая работа, выполняемая по инициативе самого работника, сверхурочной не признается (Письмо Минтруда РФ от 05.03.2018 № 14-2/В-149).

Также из вышесказанного определения можно сделать вывод, что при суммированном учете рабочего времени подсчет сверхурочных часов производится по окончании учетного периода. Исходя из ст. 104 ТК РФ, в случае когда установлен суммированный учет рабочего времени, работодателю необходимо определить в правилах внутреннего трудового распорядка учетный период (месяц, квартал или другой период до года). Норма рабочего времени за учетный период должна равняться норме, установленной для соответствующей категории работников, но не превышать 40 ч. в неделю.

Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 ч. в течение 2 дней подряд и 120 ч. в год. В соответствии с ч. 7 ст. 99 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, отработанного сверхурочно (в табеле учета рабочего времени по форме № Т-12 или № Т-13, утвержденном Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»).

Напомним, что с 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов. На это обращено внимание в Информации Минфина РФ № ПЗ-10/2012. Учитывая изложенное, чтобы исключить какие-либо нарекания со стороны контролирующих органов, рекомендуем применять унифицированные формы, разработанные Госкомстатом, закрепляя их использование приказом по учетной политике.

В случае нарушения порядка привлечения работника к сверхурочной работе работодатель несет ответственность согласно ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Для недопущения чрезмерного превышения нормальной продолжительности рабочего времени в ст. 99 ТК РФ закреплен порядок привлечения к сверхурочной работе, определена предельная продолжительность сверхурочной работы для каждого работника, установлен круг лиц, привлечение которых к сверхурочной работе запрещено.

Работника можно привлечь к сверхурочной работе с его письменного согласия в следующих случаях (ст. 99 ТК РФ):

• необходимость закончить начатую работу, которая не могла быть закончена в течение рабочего времени работника в связи с непредвиденной задержкой по техническим условиям производства;

• необходимость закончить начатую работу, которая не могла быть закончена в течение рабочего времени работника, если незавершение работы может повлечь порчу или гибель имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;

• необходимость закончить начатую работу, которая не могла быть закончена в течение рабочего времени работника, если незавершение работы может создать угрозу жизни и здоровью людей;

• при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения работы для значительного числа работников; для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва.

Работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником. Работа в течение двух смен подряд запрещена (ст. 103 ТК РФ).

Однако даже добровольное согласие работника не позволит работодателю привлечь его к работе сверхурочно, если работник относится к кругу лиц, для которых сверхурочная работа безусловно запрещена. Так, не допускается привлечение к сверхурочной работе следующих категорий работников:

• беременных женщин (ч. 5 ст. 99 ТК РФ);

• лиц в возрасте до 18 лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, Перечень профессий и должностей которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 № 252) (ст. 268 ТК РФ);

• работников в период действия ученического договора (ч. 3 ст. 203 ТК РФ);

• иных работников (например, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени).

При привлечении к сверхурочной работе определенных категорий работников работодатель должен (ч. 5 ст. 99 ТК РФ):

• получить письменное согласие работника;

• убедиться в отсутствии медицинских противопоказаний;

• ознакомить работников под роспись с правом отказаться от выполнения сверхурочной работы.

К таким работникам относятся (ч. 5 ст. 99, ст. 259, 264 ТК РФ):

• инвалиды;

• женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет;

• матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до 5 лет;

• работники, имеющие детей-инвалидов;

• работники, осуществляющие уход за больными членами семей в соответствии с медицинским заключением;

• опекуны (попечители) несовершеннолетних.

Особенности, условия, порядок привлечения к сверхурочной работе спортсменов и тренеров, в том числе лиц, не достигших 18 лет, могут устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

В части 3 ст. 99 ТК РФ выделено три случая, при которых работодатель вправе привлечь работника к выполнению сверхурочных работ без его согласия:

• при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;

• при выполнении общественно необходимых работ по устранению непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, систем газоснабжения, теплоснабжения, освещения, транспорта, связи;

• при осуществлении работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

Для привлечения к работе по указанным основаниям учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и согласия работников не требуется, поскольку данные обстоятельства являются чрезвычайными, а не нормой.

В других случаях привлечение к сверхурочной работе возможно исключительно при наличии письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

За исключением случаев, указанных в ч. 3 ст. 99 ТК РФ, согласие работника на привлечение к сверхурочной работе должно быть получено в письменном виде. Работник может выразить согласие или отказ от такой работы, например, в уведомлении о привлечении работника к сверхурочной работе, которое составляется работодателем.

В соответствии со ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается в повышенном размере либо (по желанию работника) ему предоставляется дополнительное время отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

При этом первые 2 часа сверхурочной работы оплачиваются не менее чем в полуторном размере, последующие часы – не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты сверхурочной работы могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.

По мнению Верховного суда РФ, при оплате сверхурочной работы нет оснований учитывать другие, кроме оклада, дневной или часовой ставки, выплаты в пользу работника (Решение от 21.06.2007 № ГКПИ07-516).

Работа на условиях ненормированного рабочего дня

Как следует из ст. 101 ТК РФ, ненормированный рабочий день – это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.

Привлекать к работе работника, которому установлен ненормированный рабочий день, можно как до начала рабочего дня, так и после его окончания. При этом получать согласие работника на привлечение его к работе в данном режиме не требуется (Письмо Минтруда РФ от 29.10.2018 № 14-2/ООГ-8616).

При таком режиме работник обязан приходить на работу к началу рабочего дня, как и остальные, а уходить с работы не раньше окончания рабочего дня. Следует помнить, что введение ненормированного рабочего дня для работников не означает, что на них не распространяются правила, определяющие время начала и окончания работы, порядок учета рабочего времени и так далее. Эти работники на общих основаниях освобождаются от работы в дни еженедельного отдыха и праздничные дни (Письмо Минтруда РФ от 29.10.2018 № 14-2/ООГ-8616).

Привлечение к работе сотрудников, которым установлен ненормированный график в их выходные и нерабочие праздничные дни, должно осуществляться с применением положений ст. 113 и 153 ТК РФ.

Также следует учитывать, что привлечение сотрудников к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени не должно носить систематического характера. Это должно происходить время от времени и только в определенных случаях (см. Письмо Роструда от 07.06.2008 № 1316-6-1).

Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников. С соответствующим документом необходимо ознакомить работников под роспись.

Примером оформления внесения сведений об установлении ненормированного рабочего дня и компенсаций за работу в таком режиме в локальный нормативный акт может служить:

Приказ ФСС РФ от 22.06.2009 № 146 «О продолжительности ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков работников Фонда социального страхования Российской Федерации и его исполнительных органов»;

Постановление Правления Пенсионного фонда РФ от 01.11.2007 № 274п «Об утверждении Перечня должностей работников системы ПФР с ненормированным рабочим днем и установлении продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам системы ПФР».

Следует помнить, что к категории работников с ненормированным рабочим днем нельзя отнести лиц, которым в соответствии со ст. 94 ТК РФ установлена предельная норма ежедневной работы (смены). К таким работникам относятся, в частности:

• работники в возрасте от 14 до 18 лет;

• инвалиды;

• работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Также в режиме ненормированного рабочего дня не могут работать те лица, которым на основании ст. 92 ТК РФ установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. К таким работникам относятся, в частности:

• работники в возрасте до 18 лет;

• работники, являющиеся инвалидами I или II группы;

• работники, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени или опасным условиям труда.

Вместе с тем работникам, работающим на условиях неполного рабочего времени, ненормированный рабочий день может устанавливаться, но только если соглашением сторон трудового договора установлена неполная рабочая неделя с полным рабочим днем (сменой). На это указывает ч. 2 ст. 101 ТК РФ. Иначе говоря, привлекать сотрудников с неполным рабочим днем к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени работодателям запрещено. Это возможно лишь при сокращенной рабочей неделе, но в условиях полного рабочего дня.

Установление определенным категориям работников ненормированного рабочего дня, помимо коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта работодателя, регулируется также иными нормами.

Например, водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геолого-разведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день (п. 14 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15).

Утвержденного перечня должностей недостаточно. При заключении трудового договора в соответствии со ст. 57 ТК РФ условие о ненормированном рабочем дне обязательно должно быть в него включено, поскольку режим труда и отдыха при ненормированном рабочем дне отличается от общих правил, установленных в организации.

Например, в трудовой договор включается следующая формулировка: «Работник исполняет трудовые обязанности в условиях ненормированного рабочего дня».

В этом случае в дальнейшем не потребуется получения согласия работника. Если в трудовом договоре такое условие не предусмотрено, то, чтобы установить работнику ненормированный рабочий день, в договор нужно будет внести соответствующие изменения, поскольку введение нового режима работы является изменением существенных условий труда. О введении указанных изменений работник должен быть уведомлен работодателем в письменной форме не позднее чем за 2 месяца до их введения (ч. 2 ст. 74 ТК РФ).

Таким образом, для привлечения работника к работе в режиме ненормированного рабочего дня необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

• должность, на которую принимается работник, должна быть закреплена в перечне должностей работников с ненормированным рабочим днем, утвержденном локальными нормативными актами организации;

• в трудовом договоре должно быть прописано условие об установлении работнику ненормированного рабочего дня;

• в условиях ненормированного рабочего дня работник должен выполнять не дополнительную работу, а свои трудовые функции.

При возникновении необходимости работодатель должен распорядиться (письменно или устно) о привлечении работника к выполнению работы сверх установленной продолжительности.

Если работнику установлен ненормированный рабочий день, то работа сверх установленной продолжительности рабочего времени в табеле учета рабочего времени не отражается.

Но, поскольку ч. 4 ст. 91 ТК РФ устанавливает, что работодатель обязан вести учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником, работодатель может составить (в том числе на основании формы № Т-12 (или № Т-13), утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты») документ для фиксации времени привлечения работника с ненормированным рабочим днем к работе сверх установленной продолжительности рабочего времени.

Пунктом 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухучета. Формы первичных учетных документов для организаций госсектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Несмотря на то что организациям предоставлено право использовать самостоятельно разработанные формы документов, многие продолжают использовать именно унифицированные формы, закрепляя их использование в своих приказах по учетной политике.

Работа в условиях ненормированного рабочего дня компенсируется предоставлением ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее 3 календарных дней (ст. 119 ТК РФ).

Если эти дни отдыха не были использованы, то по письменному заявлению работника возможна выплата денежной компенсации (ст. 126 ТК РФ, Письмо УФНС РФ по г. Москве от 18.01.2007 № 21-11/003925@).

Исключение составляют беременные женщины и работники в возрасте до 18 лет, которым замена в том числе ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков запрещена (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, а также случаев, установленных ТК РФ) (Письмо Минтруда РФ от 27.06.2017 № 14-2/ООГ-5299).

Принят Государственной Думой 13 декабря 2019 года

Одобрен Советом Федерации 23 декабря 2019 года

Статья 1

1) в статье 8:

а) пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:

«Государственные и муниципальные унитарные предприятия создаются в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, с соблюдением требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации.»;

б) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Унитарное предприятие может быть создано в случаях:

1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;

3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;

4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;

7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.»;

в) дополнить пунктом 41 следующего содержания:

«41. При необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Правительство Российской Федерации вправе принять решение о возможности создания унитарного предприятия или сохранения унитарного предприятия для осуществления деятельности, не предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи. Правительство Российской Федерации рассматривает мотивированное представление высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и принимает по нему решение в срок, не превышающий двух месяцев.»;

г) дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6. Унитарное предприятие не может быть создано путем преобразования организаций иных организационно-правовых форм.»;

2) пункт 2 статьи 10 признать утратившим силу;

3) статью 29 дополнить пунктом 9 следующего содержания:

«9. Не допускается реорганизация унитарного предприятия, если в результате реорганизации одно или несколько создаваемых унитарных предприятий не будут соответствовать условиям, предусмотренным пунктами 2 и 4 статьи 8 настоящего Федерального закона.».

Статья 2

1) часть 1 статьи 15 дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11) непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.»;

2) в части 1 статьи 23:

а) пункт 2 дополнить подпунктом «о» следующего содержания:

«о) о прекращении унитарным предприятием деятельности, которая осуществляется с нарушением требований настоящего Федерального закона;»;

б) пункт 3 дополнить подпунктами «д» и «е» следующего содержания:

«д) о ликвидации унитарного предприятия, которое создано или виды деятельности которого изменены с нарушением требований настоящего Федерального закона и которое не осуществляет виды деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 351 настоящего Федерального закона;

е) о принятии мер по прекращению унитарным предприятием деятельности, которая осуществляется с нарушением требований настоящего Федерального закона;»;

в) подпункт «д» пункта 6 после слова «лиц» дополнить словами «, в том числе унитарных предприятий,»;

3) дополнить главой 71 следующего содержания:

«Глава 71. Антимонопольные требования к созданию унитарных предприятий и осуществлению их деятельности

Статья 351. Запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках

1. Не допускается создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением случаев:

1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;

3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;

4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;

7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.

2. Не допускается деятельность унитарных предприятий на товарных рынках Российской Федерации, находящихся в состоянии конкуренции, в случаях, не предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если выручка унитарного предприятия от такой деятельности превышает десять процентов совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год. Ограничения, предусмотренные настоящей частью, не применяются к унитарным предприятиям в случаях, указанных в пунктах 1, 2 и 7 части 1 настоящей статьи.

3. При необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Правительство Российской Федерации вправе принять решение о возможности создания унитарного предприятия или сохранения унитарного предприятия для осуществления деятельности, не предусмотренной частями 1 и 2 настоящей статьи. Правительство Российской Федерации рассматривает мотивированное представление высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и принимает по нему решение в срок, не превышающий двух месяцев.

Статья 352. Направление запроса о выдаче заключения антимонопольного органа о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству

1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные организации, уполномоченные на осуществление действий по созданию унитарных предприятий (далее — заявитель), вправе направить в антимонопольный орган запрос о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству.

2. Форма запроса, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, устанавливается федеральным антимонопольным органом.

Статья 353. Порядок рассмотрения антимонопольным органом запроса о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству

1. В течение тридцати дней с даты получения запроса о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству, предусмотренного статьей 352 настоящего Федерального закона, антимонопольный орган обязан рассмотреть этот запрос и направить в письменной форме заявителю одно из следующих заключений:

1) о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству, если создание унитарного предприятия либо изменение видов его деятельности осуществляется в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 351 настоящего Федерального закона;

2) о несоответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству, если создание унитарного предприятия либо изменение видов его деятельности осуществляется в случаях, не предусмотренных частью 1 статьи 351 настоящего Федерального закона.

2. Заключение о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству действует в течение одного года со дня выдачи его антимонопольным органом.

Статья 354. Последствия нарушения запрета на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках

1. Унитарное предприятие, которое создано или виды деятельности которого изменены с нарушением запрета, предусмотренного частью 1 статьи 351 настоящего Федерального закона, и которое не осуществляет виды деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 351 настоящего Федерального закона, подлежит ликвидации на основании предписания антимонопольного органа, выданного на основании подпункта «д» пункта 3 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, либо в судебном порядке по иску антимонопольного органа о ликвидации унитарного предприятия.

2. В случае принятия судом к рассмотрению иска антимонопольного органа о ликвидации унитарного предприятия до дня вступления в законную силу решения суда совершение любых сделок таким предприятием осуществляется только с согласия его учредителя.»;

4) в статье 391:

а) часть 1 после слов «последствий такого нарушения» дополнить словами «, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона»;

б) пункт 3 части 4 после слов «последствий такого нарушения» дополнить словами «либо ликвидацию или прекращение осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона».

Статья 3

1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые созданы до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и осуществляют деятельность на товарных рынках в Российской Федерации, находящихся в условиях конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя до 1 января 2025 года.

2. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, указанные в части 1 настоящей статьи, в отношении которых учредителем не приняты и (или) не исполнены решения о ликвидации или реорганизации до 1 января 2025 года, подлежат ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

3. В случае перехода товарного рынка в Российской Федерации в состояние конкурентного рынка, в том числе из состояния естественной монополии, антимонопольный орган выдает предписание учредителю унитарного предприятия, которое осуществляет деятельность на таком товарном рынке, о необходимости ликвидации или реорганизации этого унитарного предприятия с указанием срока принятия учредителем решения о ликвидации или реорганизации этого унитарного предприятия и сроков осуществления мероприятий, необходимых для исполнения данного решения. При этом сроки осуществления мероприятий, необходимых для исполнения решения учредителя о ликвидации или реорганизации этого унитарного предприятия, не могут быть менее сроков, необходимых для проведения отдельных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для государственной регистрации ликвидации или реорганизации юридического лица.

4. В случае неисполнения предписания антимонопольного органа, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, унитарное предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Коммерческое предприятие с отсутствующей ответственностью за имущество, которое закреплено за ним, зовется унитарным. Это ограничение связано с тем, что унитарные предприятия могут быть только трех видов: государственные, муниципальные и федеральные (как на праве оперативного ведения, так и хозяйственного). А все средства для производства определенного вида деятельности выделяются государством. И при полной ликвидации такого вида организационно-правового юридического лица все состояние уходит либо в государственный фонд, либо, соответственно, муниципальный.

Унитарное предприятие имеет право на хозяйственное ведение этой собственности, но продавать/обменивать/дробить на части и совершать процедуры чреватые частичным повреждением или разрушением объектов МУПа/ГУПа/ФГПа запрещается. После краткого введения пришло время перейти к более углубленному разбору одной из обязательных частей унитарных предприятий – уставный капитал, который разбит на два подвида и по своей сути является их совокупностью.

Общие сведения об уставном капитале унитарного предприятия

Формальное именование капитала УП

Образование уставного капитала из разных по ценности материальных благ вполне возможное явление, в связи с этим уставный капитал имеет, прописанное в федеральном законе и в последствии в уставе унитарной организации, юридическое название – уставный фонд.

Тут стоит указать одну особенность правовой лингвистики – синонимы «уставной» и «уставный» подразумевают одно и тоже, на то они и синонимы, но именно слово «уставный» закреплено во всей терминологии юридического дела. При заполнении важных уставных документов, в момент подачи оных на регистрацию, необходимо удостоверится в правильности написания всех словосочетании, где задействовано данное слово.

Сравнение УК разных субъектов

Регулирующие нормы

Основной федеральный закон, что регулирует УП, последний раз попадал по редакцию 23.05.2016. В него добавили некоторые поправки и дополнения к уже существующим системам МУПа и ГУПа, а также частично переработали систему ФГПов (до 161-Ф3 – ФГУП). Кроме самого федерального закона в регламентации прав унитарных предприятий участвуют некоторые статьи Гражданского кодекса.

Важные особенности

Любое унитарное предприятие, в отличии от акционерных обществ, плотно связано с государством и чаще всего используется для удовлетворения каких-либо потребностей или создания вещей/услуг, которыми пользуется общество. Все излишки прибыли пускаются, чаще всего, в резервные фонды, если информация о создании таковых была заранее задана в уставе унитарного предприятия.

Если унитарное предприятие каждый финансовый месяц увеличивает свою чистую прибыль, то на этот случай в соответствии с уставом производится пополнение поощрительных или стимулирующих фондов для выдачи премиальных средств работникам предприятия. Объем уставного фонда унитарного предприятия подсчитывается исключительно в российских рублях, но фонд может состоять не только из денежных средств. В этом случае проводится инспекция и оценка вложенных активов.

Построение УК УП

Его образование

Уставный капитал учреждается исходя из основных и оборотных ресурсов государственного/муниципального/федерального унитарного предприятия. Состояние обеих ресурсных резервов прописывается в уставе, при его регистрации, отдельно.

Согласно федеральному закону № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», уставный фонд может быть образован денежными средствами, ценными бумагами, облигациями, правами на имущество.

Минимальный размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее 5000 МРОТ, муниципального – 1000 МРОТ, федерального – 5000 МРОТ (минимальный размер оплаты труда – 7800 рублей с 01.07.2017).

Собственнику унитарного предприятия после регистрации в государственных органах предоставляется срок размером в три полных месяца, на то чтобы закрыть счета денежными средствами или перевести под контроль государства имущество, которое идет на содержание уставного фонда. Если же фонд УП не будет собран в течении 3 месяцев, то собственник обязан подать заявление о самоликвидации унитарного предприятия.

Увеличение и уменьшение

По окончанию формирования уставного фонда унитарного предприятия, у собственников появляется возможность увеличить уставной капитал с помощью излишков оборотных средств, оставшихся после распределения их по внутренним фондам. Для этого от собственника требуется годовая отчетность за истекший год по всем финансовым манипуляциям.

С увеличением уставного фонда собственник должен будет подать документы на изменение устава предприятия (муниципального, государственного) – редактированный экземпляр с изменениями в размерах фонда. Важная деталь – объем изменяемого фонда не может превышать общую сумму, выведенную в чистый актив суммы.

При сокращении оборотных средств и падении их ниже уровня уставного фонда у собственника есть право уменьшить его до необходимого порога. Если этого не произойдет, то собственник, опять же, обязывается в течении 3 месяцев восполнить дефицит недостающих средств. После истекшего срока кредиторы через судебный иск потребуют возместить убытки или закрыть унитарное предприятие полностью.

В завершение, хотелось бы напомнить, что унитарные предприятия практически полностью работают на бюджет государства и каждый финансовый год происходит отчисление некоторой доли прибыли из фондов. Доля эта вычисляется федеральным органом исполнительной власти не позднее 1 мая, сумма может варьироваться в зависимости от рентабельности предприятия и от программы развития на будущий рабочий год.

Про УК и другие важные особенности унитарных предприятий расскажет видео ниже:

Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
2. Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование не несут ответственности по обязательствам государственного (муниципального) предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3. Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
При недостаточности имущества казенного предприятия, на которое может быть обращено взыскание, Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по его обязательствам.
В этом случае удовлетворение требований кредиторов производится за счет средств федерального бюджета, а также за счет иного имущества, составляющего казну Российской Федерации.
4. Собственник имущества казенного предприятия вправе в любой момент рассчитаться по обязательствам казенного предприятия.

Следующая статья «
К тексту закона «