О хозяйственных партнерствах

3 декабря 2011 года был принят Федеральный закон от 03.12.2011 № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» (далее – Федеральный закон № 380-ФЗ), который вступает в силу 1 июля 2012 года. Документ предлагает внедрение в российское законодательство такой разновидности коммерческого юридического лица, как хозяйственное партнерство, занимающее промежуточное положение между хозяйственным товариществом и обществом и в максимальной степени удовлетворяющее важнейшим требованиям, которые российские и иностранные венчурные инвесторы и предприниматели предъявляют к организационно-правовым формам, используемым для реализации венчурных и в целом инновационных бизнес-проектов.

Рассмотрим основные положения и особенности создания хозяйственных партнерств.

Особенности подготовки, реализации и прекращения инновационного бизнес-проекта определяются специфическими требованиями, которые предъявляются к организационно-правовой форме юридического лица, используемого в качестве проектной компании участниками инновационной (в том числе венчурной) предпринимательской деятельности. Данные требования сформировались преимущественно на основе выработанных деловой практикой и международно признанных условий осуществления проектов в инновационной сфере, а также под влиянием опыта правоприменительной деятельности российской венчурной индустрии. Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, до принятия нового закона в российском законодательстве отсутствовали соответствующие специфическим требованиям участников инновационной (в том числе венчурной) деятельности организационно-правовые формы юридического лица, в достаточной мере учитывающие особенности реализации венчурных (особо рисковых) бизнес-проектов, а также сложившиеся международные стандарты их осуществления. Для восполнения этого пробела и был принят новый закон.

📌 Реклама

Основные положения о хозяйственных партнерствах

Хозяйственным партнерством (далее – партнерство) признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой в соответствии с законом принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством. При этом участники партнерства не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Партнерство может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определено ограниченным уставом партнерства и соглашением об управлении партнерством.

📌 Реклама

Партнерство считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Федеральный закон №380-ФЗ устанавливает для партнерств ряд ограничений, а именно:

– партнерство не может быть учредителем (участником) других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций;

– партнерство не вправе осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

– партнерство не вправе размещать рекламу своей деятельности.

Кроме этого, Правительство РФ может устанавливать нормативы достаточности собственных средств партнерств, осуществляющих определенные виды деятельности. И для всех видов деятельности фирменное наименование партнерства, помимо собственно наиме-

📌 Реклама

нования, должно содержать слова «хозяйственное партнерство».

К сведению:

Федеральным законом от 06.12.2011 №393-ФЗ «О внесении изменения в статью 50 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О хозяйственных партнерствах», вступающим в силу 1 июля 2012 года, вносятся изменения в ст. 50 ГК РФ. Согласно новшествам юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться также в форме хозяйственных партнерств.

Ответственность партнерства

Партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам своих участников.

Важной особенностью партнерства является то, что договоры партнерства с кредиторами – субъектами предпринимательской деятельности могут содержать условия о полном или частичном прекращении обязательств партнерства перед такими кредиторами при наступлении условий, указанных в договоре, из которого возникли соответствующие обязательства. Например, в законодательстве об ООО такое положение не предусмотрено.

📌 Реклама

Еще одной важной особенностью является то, что, если в случае отсутствия или недостаточности у партнерства имущества для удовлетворения обязательств партнерства потребуется обращение взыскания на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, данные обязательства могут быть полностью или частично исполнены от имени партнерства одним, несколькими или всеми его участниками.

Для исполнения указанных обязательств партнерства перед его кредиторами одним или несколькими из его участников требуется согласие всех участников, а в случаях, предусмотренных соглашением об управлении партнерством, также согласие иных лиц. В этом случае участники партнерства уведомляют в письменной форме кредитора партнерства о своем намерении исполнить от имени партнерства его обязательства перед таким кредитором не позднее трех дней до даты наступления срока исполнения соответствующего обязательства. Кредитор партнерства не вправе отказаться от исполнения его участником или участниками обязательств партнерства. Порядок и условия исполнения участниками обязательств партнерства определяются по соглашению между кредитором и осуществляющим исполнение этих обязательств от имени партнерства его участником. Любая из сторон вправе передать возникшие при недостижении такого соглашения разногласия на рассмотрение суда. В этом случае порядок и условия исполнения участниками партнерства его обязательств определяются в соответствии с решением суда.

📌 Реклама

Обратите внимание:

До вступления в законную силу решения суда об определении порядка и условий исполнения участниками партнерства обязательств партнерства взыскание на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности не обращается.

В случае просрочки или уклонения кредитора от принятия установленного по соглашению или решению суда исполнения, если оно выражается в уплате денежной суммы или передаче ценных бумаг, участники партнерства, осуществляющие исполнение, вправе исполнить обязательство внесением долга в депозит. Участники партнерства, исполнившие указанные обязательства, имеют право регрессного требования к партнерству в размере удовлетворенного требования. При ликвидации партнерства, в том числе в случае банкротства, лицо или лица, осуществившие от имени партнерства исполнение обязательств, имеют преимущественное перед иными участниками право на получение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности за счет имущества партнерства, оставшегося после удовлетворения требований его кредиторов.

📌 Реклама

Участники партнерства

Участниками партнерства могут быть граждане и (или) юридические лица. Федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан или юридических лиц в партнерствах.

Обратите внимание:

Партнерство не может быть учреждено одним лицом. Партнерство не может стать впоследствии партнерством с одним участником. Если число участников партнерства уменьшится до одного участника, оно подлежит реорганизации в соответствии с Федеральным законом №380-ФЗ или ликвидации в судебном порядке по требованию заинтересованных лиц, органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.

Законодатель ограничил максимальное количество участников: число участников партнерства не должно быть более пятидесяти. В случае, если число участников превысит установленный предел, партнерство в течение года должно преобразоваться в акционерное общество. Если в течение указанного срока партнерство не будет преобразовано и число его участников не уменьшится до установленного предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию заинтересованных лиц, органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.

📌 Реклама

Права участников партнерства. Участники партнерства имеют право:

– участвовать в управлении деятельностью партнерства. Участники осуществляют управление деятельностью партнерства пропорционально принадлежащим им долям в его складочном капитале, если иное не предусмотрено Федеральным законом №380-ФЗ и (или) соглашением об управлении партнерством. Устранение всех участников от участия в управлении деятельностью партнерства не допускается;

– получать информацию о деятельности партнерства и знакомиться с его бухгалтерской отчетностью и иной документацией. Отказ от права знакомиться с документацией партнерства или его ограничение, в том числе по соглашению об управлении партнерством, ничтожны;

– продавать или осуществлять отчуждение иным образом своей доли в складочном капитале партнерства (если иное не установлено соглашением об управлении партнерством) партнерству, одному или нескольким его участникам либо другому лицу;

📌 Реклама

– получать в случае ликвидации партнерства часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость;

– выйти из партнерства, заявив об отказе от участия в партнерстве, если такая возможность предусмотрена соглашением об управлении партнерством, или потребовать приобретения партнерством, его участниками или иными лицами принадлежащей им доли в складочном капитале в случаях, предусмотренных соглашением об управлении партнерством.

Обязанности участников партнерства. Участники партнерства обязаны:

– вносить вклады в складочный капитал партнерства в порядке, в размерах и в сроки, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством;

– не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности партнерства.

Соглашение об управлении партнерством

📌 Реклама

Помимо прав и обязанностей, предусмотренных Федеральным законом №380-ФЗ, иные права и обязанности участников партнерства, а также права и обязанности лиц, не являющихся участниками партнерства, порядок и сроки осуществления прав и исполнения обязанностей регулируются соглашением об управлении партнерством, которое заключается при учреждении партнерства. Соглашение об управлении партнерством может содержать любые не противоречащие законодательным актам РФ условия по вопросам управления партнерством, его деятельности, реорганизации и ликвидации, за исключением случаев, если в соответствии с Федеральным законом №380-ФЗ такие положения должны содержаться в уставе партнерства.

Партнерство может быть участником соглашения об управлении партнерством в случае, если это предусмотрено уставом партнерства.

📌 Реклама

Соглашение об управлении партнерством должно содержать:

– сведения о предмете деятельности партнерства;

– условия о размере, составе, сроках и порядке внесения участниками партнерства вкладов в складочный капитал, порядке изменения долей его участников в складочном капитале;

– условия ответственности участников партнерства за нарушение обязанностей по внесению вкладов в складочный капитал партнерства;

– условия обеспечения конфиденциальности информации об условиях участия участников партнерства и иных лиц в партнерстве, о содержании его деятельности, а также ответственность за нарушение конфиденциальности;

– порядок разрешения возможных споров между участниками соглашения об управлении партнерством.

Кроме того, соглашение об управлении партнерством в том числе может предусматривать:

📌 Реклама

– права участников партнерства на не пропорциональное размеру принадлежащих им в складочном капитале долей участие в управлении партнерством, включая право вето по определенным вопросам, а также права на непропорциональное участие в распределении прибыли, покрытии расходов и различных затрат, связанных с деятельностью партнерства;

– ограничения прав на свободное отчуждение доли в складочном капитале, в том числе случаи однократного или неоднократного применения либо неприменения права преимущественной покупки;

– условия о порядке выхода из партнерства или вступления в него новых участников, а также положения об особых правах участников при выходе из партнерства в зависимости от наступления или ненаступления определенных условий;

– порядок, сроки и условия вовлечения в деятельность партнерства других юридических и физических лиц;

📌 Реклама

– обязательства, ограничивающие в течение определенного соглашением об управлении партнерством срока права участников партнерства или иных лиц на финансовое, личное трудовое или иное участие в деятельности иных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, соответствующую предмету деятельности партнерства, а также меры ответственности за нарушение таких обязательств;

– случаи, порядок и условия приобретения партнерством принадлежащих его участникам долей в складочном капитале партнерства;

– порядок и условия осуществления участниками партнерства своих прав и исполнения своих обязанностей, в том числе связанных с участием в управлении партнерством, распоряжением долями участия в нем, включая права участников требовать продажи другими участниками своей доли в партнерстве заранее определенным его участникам или третьим лицам;

📌 Реклама

– случаи, порядок и условия выкупа (в том числе принудительного) принадлежащей участнику партнерства доли в складочном капитале партнерства другими участниками;

– сроки и условия, при которых происходит реорганизация или ликвидация партнерства в порядке, установленном законом, а также условия распределения складочного капитала партнерства между его участниками при прекращении партнерства после удовлетворения требований кредиторов;

– порядок образования органов управления партнерства, создание которых не является обязательным в соответствии с Федеральным законом №380-ФЗ (совета директоров партнерства, наблюдательного совета партнерства, правления партнерства, дирекции партнерства, комитета партнерства, президиума партнерства и др.), компетенцию, порядок осуществления и прекращения деятельности таких органов управления, включая порядок возникновения, порядок реализации и порядок прекращения полномочий их членов, порядок подготовки, созыва и проведения очередных и (или) внеочередных собраний таких органов управления, порядок принятия ими решений, в том числе путем проведения заочного голосования (опросным путем), порядок обжалования решений таких органов;

📌 Реклама

– размер вознаграждений и (или) размер компенсации расходов членов органов управления партнерства в период исполнения ими своих обязанностей;

– образование ревизионной комиссии или избрание ревизора партнерства;

– случаи и порядок отчуждения партнерством принадлежащей ему доли в складочном капитале;

– случаи и порядок приобретения партнерством доли участника партнерства по его требованию.

Сторонами соглашения об управлении партнерством должны быть все участники партнерства, а также могут быть лица, не являющиеся участниками партнерства. Соглашение об управлении партнерством заключается в письменной форме. Соглашение об управлении партнерством и любые вносимые в него изменения подлежат обязательному нотариальному удостоверению и хранению у нотариуса по месту нахождения партнерства и вступают в силу для участников соглашения об управлении партнерством и третьих лиц с момента такого удостоверения. Соглашение об управлении партнерством и любые вносимые в него изменения не подлежат государственной регистрации, и сведения о нем и содержащихся в нем положениях не вносятся в ЕГРЮЛ. Изменение условий соглашения об управлении партнерством, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом №380-ФЗ, допускается по общему согласию сторон соглашения, а в случае, если такое согласие не достигнуто, – по решению суда.

📌 Реклама

Обратите внимание:

По вопросам, связанным с изменением условий соглашения об управлении партнерством, в том числе при изменении условий соглашения об управлении партнерством в связи с приемом в него новых участников, каждый участник соглашения имеет один голос вне зависимости от размера принадлежащей ему доли в складочном капитале партнерства и условий соглашения об управлении партнерством, определяющих права участника на участие в управлении партнерством. Отчуждение прав участника партнерства, связанных с изменением условий соглашения об управлении партнерством, не допускается.

Права и обязанности, приобретенные определенным участником партнерства в соответствии с соглашением об управлении партнерством, в случае перехода его доли в складочном капитале партнерства переходят к приобретателю доли в порядке и в объеме, которые установлены соответствующим соглашением участников партнерства и приобретателя доли, являющимся неотъемлемой частью соглашения об управлении партнерством. В отношениях с третьими лицами партнерство, участники партнерства и другие участники соглашения об управлении партнерством не вправе ссылаться на положения соглашения об управлении партнерством, за исключением случаев, если они докажут, что третье лицо в момент совершения сделки знало или должно было знать о содержании этого соглашения. Единоличный исполнительный орган партнерства в установленном порядке предоставляет кредиторам и иным лицам, которые вступают в гражданско-правовые отношения с партнерством, сведения о содержании соглашения об управлении партнерством, в том числе о характере и объеме вытекающих из такого соглашения собственных полномочий и полномочий иных органов управления партнерства на совершение и (или) одобрение тех или иных действий либо сделок.

📌 Реклама

Соглашение об управлении партнерством может предусматривать способы обеспечения исполнения обязательств, вытекающих из такого соглашения, и меры гражданско-правовой ответственности, в том числе возмещение причиненных нарушением такого соглашения убытков, взыскание неустойки (штрафа, пеней), выплату компенсации (твердой денежной суммы или суммы, подлежащей определению в порядке, указанном в соглашении об управлении партнерством) или применение иных мер ответственности в связи с нарушением такого соглашения.

Вне зависимости от применения мер гражданско-правовой ответственности нарушение условий соглашения об управлении партнерством:

– не исключает права стороны требовать понуждения к исполнению соглашения об управлении партнерством нарушившей стороной в судебном или в ином порядке, предусмотренном соглашением об управлении партнерством;

📌 Реклама

– может являться основанием для признания в судебном порядке недействительными решений органов управления партнерства в случаях, предусмотренных соглашением об управлении партнерством;

– может являться основанием для признания судом по иску заинтересованной стороны соглашения об управлении партнерством недействительными сделок, совершенных партнерством или стороной соглашения об управлении партнерством в нарушение такого соглашения, только в случаях, если будет доказано, что другая сторона по договору знала или должна была знать об ограничениях, предусмотренных соглашением об управлении партнерством.

Учреждение партнерства

Учреждение партнерства осуществляется по решению его учредителей.

Обратите внимание:

Создание партнерства путем реорганизации существующего юридического лица не допускается.

📌 Реклама

Решение об учреждении партнерства принимается собранием его учредителей. В решении об учреждении партнерства должны быть отражены результаты:

– голосования учредителей партнерства и принятые ими решения по вопросам учреждения партнерства;

– заключения соглашения об управлении партнерством;

– избрания органов управления партнерства, если их образование предусмотрено соглашением об управлении партнерством или является обязательным в соответствии с Федеральным законом №380-ФЗ.

При учреждении партнерства учредители утверждают его аудитора. Аудитором партнерства выступает аудиторская организация или индивидуальный аудитор в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Обратите внимание:

📌 Реклама

Избрание органов управления партнерства и утверждение его аудитора осуществляются по единогласному решению всех учредителей партнерства.

Что касается устава партнерства, он является учредительным документом партнерства. Устав партнерства подписывается всеми учредителями партнерства. Устав партнерства должен содержать:

– полное фирменное наименование партнерства;

– сведения о целях и видах деятельности партнерства;

– сведения о месте нахождения партнерства;

– сведения об общем размере и составе складочного капитала партнерства;

– сведения о порядке хранения документов партнерства, номер лицензии и место нахождения нотариуса по месту нахождения партнерства, у которого удостоверяется и подлежит хранению соглашение об управлении партнерством;

– сведения о наличии или отсутствии в партнерстве соглашения об управлении партнерством и участии или неучастии в соглашении об управлении самого партнерства;

📌 Реклама

– порядок и срок избрания единоличного исполнительного органа партнерства, порядок его деятельности и принятия им решений.

По требованию участника партнерства, аудитора или любого заинтересованного лица партнерство обязано предоставить им в разум-

ные сроки возможность ознакомиться с уставом партнерства, в том числе с его изменениями. Партнерство по требованию его участника обязано предоставить ему копию действующего устава партнерства и соглашения об управлении партнерством. Плата, взимаемая партнерством за предоставление копий, не может превышать затраты на их изготовление.

Обратите внимание:

Изменения вносятся в устав партнерства по единогласному решению участников партнерства и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Изменения, внесенные в устав партнерства, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации.

📌 Реклама

Исключение участника из партнерства

В случае, если участник партнерства нарушает свои обязанности, возложенные на него Федеральным законом №380-ФЗ или соглашением об управлении партнерством, либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность партнерства или существенно ее затрудняет, участники партнерства вправе требовать исключения такого участника из партнерства в судебном порядке.

Обратите внимание:

Исключение кого-либо из участников из партнерства во внесудебном порядке допускается по единогласному решению остальных участников только в случае, если участник не исполняет в установленный срок обязанности по первоначальному или последующему внесению в складочный капитал вклада (части вклада). Решение об исключении из партнерства может быть обжаловано исключенным участником в суде.

📌 Реклама

Исключение участника из партнерства по основаниям, не предусмотренным Федеральным законом №380-ФЗ, не допускается.

Содержание

Статья 25. Особенности ликвидации партнерства

1. Партнерство может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона и соглашения об управлении партнерством.

2. Партнерство может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

3. Партнерство должно быть ликвидировано или преобразовано в акционерное общество в случае, если в партнерстве остается единственный участник. Такой участник партнерства в течение десяти дней с момента, когда он стал единственным участником партнерства, обязан преобразовать это партнерство в акционерное общество или принять решение о ликвидации партнерства. Соглашением об управлении партнерством должен предусматриваться порядок преобразования или ликвидации партнерства в соответствии с настоящим Федеральным законом в случае, если в партнерстве остается единственный участник. Если в течение указанного срока партнерство не будет преобразовано или не будет принято решение о ликвидации партнерства, оно подлежит ликвидации в судебном порядке на основании сведений, предоставляемых нотариусом по месту нахождения партнерства по требованию заинтересованных лиц, органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.

4. Добровольная ликвидация партнерства и назначение ликвидационной комиссии осуществляются в случаях, предусмотренных соглашением об управлении партнерством, и по решению участников партнерства или органа партнерства, которые уполномочены на это соглашением об управлении партнерством. Такое решение принимается в порядке, установленном соглашением об управлении партнерством. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами партнерства. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого партнерства выступает в суде.

5. Требования кредиторов ликвидируемого партнерства, с которыми в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона достигнуто соглашение о полном или частичном прекращении обязательств партнерства при наступлении условий, указанных в договоре, из которого возникли данные обязательства, удовлетворяются в пределах согласованного сторонами размера.

6. Имущество партнерства, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается ликвидационной комиссией участникам партнерства в соответствии с частью 12 настоящей статьи.

7. В случае, если на момент принятия решения о ликвидации партнерства партнерство не имеет обязательств перед кредиторами, его имущество распределяется между участниками партнерства по истечении установленного срока для предъявления требований кредиторами и составления промежуточного ликвидационного баланса в соответствии с частью 12 настоящей статьи.

8. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается участниками партнерства или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

9. Если имеющихся у ликвидируемого партнерства денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов (за исключением кредиторов, с которыми в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона достигнуто соглашение о полном или частичном прекращении обязательств партнерства при наступлении условий, указанных в договоре, из которого возникли данные обязательства), ликвидационная комиссия осуществляет продажу иного имущества партнерства, в том числе входящего в складочный капитал партнерства, с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

10. Выплаты кредиторам ликвидируемого партнерства денежных сумм производятся ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом.

11. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается участниками партнерства или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

12. Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество, иные объекты гражданских прав ликвидируемого партнерства распределяются ликвидационной комиссией между всеми участниками партнерства пропорционально их долям в складочном капитале партнерства, если иной порядок и (или) очередность участников партнерства не предусмотрены соглашением об управлении партнерством или настоящим Федеральным законом.

См. также Приказ Минэкономразвития России от 01.08.2018 N 411 «Об утверждении типовых уставов, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью» Зарегистрировано в Минюсте России 21.09.2018 N 52201.

Ст. 52 ГК РФ устанавливает перечень учредительных документов юридических лиц.

Юридическое лицо действует на основании:

  1. устава (утверждается его учредителями (участниками);
  2. типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом;
  3. учредительного договора (заключается его учредителями (участниками) — хозяйственное товарищество;
  4. федерального закона о государственной корпорации — госкорпорация.

Примечания:

  • К учредительному договору применяются правила ГК РФ об уставе юридического лица.
  • Сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, указываются в едином государственном реестре юридических лиц.
  • Типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом, не содержит сведений о наименовании, фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юридического лица. Такие сведения указываются в едином государственном реестре юридических лиц.
  • В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.

Коммерческие организации

Хозяйственное товарищество (п. 3 ст. 66 ГК РФ) Хозяйственное общество (п. 3 ст. 66 ГК РФ) Крестьянское (фермерское) хозяйство Хозяйственное партнерство Производственный кооператив (артель) Государственное и муниципальное унитарное предприятие

Формы

  • полное товарищество;
  • товарищество на вере (коммандитное товарищество).
  • АО;
  • ООО.

Участники

индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации

граждане и юридические лица

граждане, состоящие и не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства

граждане и (или) юридические лица

граждане РФ, достигшие возраста шестнадцати лет; иностранные граждане; лица без гражданства

Учредительный документ

учредительный договор

устав

соглашение о создании фермерского хозяйства (ст. 4 ФЗ от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве») устав (ст. 9 ФЗ от 03.12.2011 N 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах») устав (ст. 5 ФЗ от 08.05.1996 N 41-ФЗ «О производственных кооперативах») устав (ст. 9 ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»)

Учредительный договор хозяйственного товарищества

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

Учредительные документы полного товарищества

Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора. Учредительный договор подписывается всеми его участниками (ст. 70 ГК РФ).

Учредительный договор полного товарищества должен содержать помимо сведений, указанных в ст. 52 ГК РФ, условия:

  1. о размере и составе складочного капитала товарищества;
  2. о размере и порядке изменения долей каждого из участников в складочном капитале;
  3. о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов;
  4. об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов.

Учредительные документы товарищества на вере

Товарищество на вере создается и действует на основании учредительного договора. Учредительный договор подписывается всеми полными товарищами (ст. 70 ГК РФ).

Учредительный договор товарищества на вере должен содержать помимо сведений, указанных в ст. 52 ГК РФ, условия:

  1. о размере и составе складочного капитала товарищества;
  2. о размере и порядке изменения долей каждого из полных товарищей в складочном капитале;
  3. о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, их ответственности за нарушение обязанностей по внесению вкладов;
  4. о совокупном размере вкладов, вносимых вкладчиками.

Учредительные документы хозяйственного партнерства

Глава 2 Федерального закона от 3 декабря 2011 г. №380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» определяет, что учреждение партнерства осуществляется по решению его учредителей. Создание партнерства путем реорганизации существующего юридического лица не допускается. Решение об учреждении партнерства принимается собранием учредителей партнерства.

Ст. 9 данного закона устанавливает, что учредительным документом партнерства является устав партнерства, который подписывается всеми учредителями партнерства.

Устав партнерства должен содержать:

  1. полное фирменное наименование партнерства;
  2. сведения о целях и видах деятельности партнерства;
  3. сведения о месте нахождения партнерства;
  4. сведения об общем размере и о составе складочного капитала партнерства;
  5. сведения о порядке хранения документов партнерства, номер лицензии и место нахождения нотариуса по месту нахождения партнерства, у которого удостоверяется и подлежит хранению соглашение об управлении партнерством;
  6. сведения о наличии или об отсутствии в партнерстве соглашения об управлении партнерством и об участии или о неучастии в соглашении об управлении самого партнерства;
  7. порядок и срок избрания единоличного исполнительного органа партнерства, порядок его деятельности и принятия им решений.

Изменения вносятся в устав партнерства по единогласному решению участников партнерства. Изменения, внесенные в устав партнерства, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Изменения, внесенные в устав партнерства, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.

Учредительные документы акционерного общества

П. 3 ст. 98 ГК РФ устанавливает, что учредительным документом акционерного общества является его устав, утвержденный учредителями.

Устав акционерного общества должен содержать следующие сведения и условия:

  • о фирменном наименовании общества и месте его нахождения;
  • о категориях выпускаемых обществом акций, об их номинальной стоимости и количестве;
  • о размере уставного капитала общества;
  • о правах акционеров, составе и компетенции органов общества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
  • иные сведения, предусмотренные законом.

Учредительные документы ООО

П. 3 ст. 89 ГК РФ устанавливает, что учредительным документом общества с ограниченной ответственностью является его устав.

Устав общества с ограниченной ответственностью должен содержать сведения:

  1. о фирменном наименовании общества и месте его нахождения;
  2. о размере его уставного капитала (за исключением типового устава);
  3. о составе и компетенции его органов, порядке принятия ими решений (в том числе решений по вопросам, принимаемым единогласно или квалифицированным большинством голосов);
  4. иные сведения, предусмотренные законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Итак, устав как учредительный документ более полно регламентирует не только порядок создания юридического лица, но и дальнейшую его деятельность.

Хозяйственное партнерство: примеры, плюсы и минусы, собственники капитала, правовое положение

2012 год в России предоставил новые возможности для ведения инновационной, а также венчурной деятельности.

Федеральный закон, в июле того же года вступивший в силу, регламентирует внедрение инновационной формы юридического лица.

Целью закона было восполнение пробела в законодательных актах относительно координирования венчурного сегмента экономики и приближение к современным зарубежным требованиям ведения деятельности в инновационной сфере.

И сегодня мы погорим про правовое положение (статус), преимущества и недостатки, виды хозяйственных партнерств, дадим общую характеристика таких обществ с примерами организаций в России.

Краткое понятие о хозяйственном партнерстве

Хозяйственное партнерство — предприятие, создаваемое как минимум двумя физическими лицами или юридическими лицами. Согласно законодательному акту «О хозяйственных партнерствах” предприятие имеет полную правоспособность, которая ограничивается лишь парой запретов.

Целью создания ХП, как и другого любого коммерческого предприятия, служит извлечение максимальной прибыли. Отличительная особенность в том, что внедренная организационно-правовая форма максимально удобна в сфере реализации особо рискованных бизнес-проектов, зачастую связанных с предметами либо интеллектуальной деятельности, либо научной.

На данный момент существует не много организаций в России, имеющих статус хозяйственных партнерств. Одновременно существует весомый размах в их деятельности:

  • ХП «РОСС” — стоянки для транспортных средств;
  • ХП «ВАПСО-ГРУПП» — консультирование относительно управления и коммерческой деятельности;
  • ХП «УРАЛ” и ХП «ПОБЕДА”- производство сельскохозяйственной продукции;
  • ХП «РОДИНА” и ХП «БАЙКАЛОВСКОЕ” — разведение молочного крупного рогатого скота;
  • ХП «СПК «ВОСТОК» — управление финансово-промышленными группами.

Пусть правовая форма вроде хозяйственного партнерства ориентирована на инновационную экономику, многие лица используют ее для традиционных видов деятельности.

Про виды деятельности, которую ведет хозяйственное партнерство согласно ГК РФ, расскажет данное видео:

Виды деятельности

Ст. 2 ФЗ указывает, что хозяйственные партнерства имеют право на любой вид деятельности, что не запрещен законодательством РФ, кроме эмиссии облигаций, иных ценных бумаг. Какой бы вид деятельности ни был избран, запрещается его всяческая реклама. Сам закон принимался с целью облегчения деятельности в венчурной, инновационной сферах и ориентировался на такие виды деятельности:

  • реализация и инвестирование рисковых бизнес-проектов;
  • производство объектов интеллектуального труда;
  • консалтинговые услуги;
  • услуги в сфере искусства;
  • медиа услуги.

Хозяйственное партнерство служит неким промежуточным звеном между товариществами, которые не имеют собственной правоспособности, и хозяйственными обществами, деятельность которых строго регулируется законодательством.

Про плюсы и минусы хозяйственного партнерства читайте ниже.

Особенности организации

Хозяйственные партнерства могут создаваться физическими лицами и юридическими лицами. Наименьшее количество участников — два, максимальное — пятьдесят. Если в предприятии остается единый участник, то партнерство следует ликвидировать, а если количество превышает 50 — преобразовать в АО.

Юридическим лицом партнерство становится после регистрации. Учредительный документ — это устав. Он обязательно содержит:

  • фирменное название (обязательно включающее слова «Хозяйственное партнерство”);
  • разновидности и цель деятельности;
  • местонахождение;
  • размер, состав складочного капитала;
  • сведения об исполнительном органе;
  • наличие соглашения об управлении и сведения о нем.

Интересно, что каждый участник партнерства должен внести свою долю в денежной или иной материальной форме, в виде имущественных прав, но минимальный размер капитала законом не устанавливается. Суммами внесенных вкладов ограничивается ответственность участников относительно долгов и обязательств созданного партнерства.

Отличия от других предприятий

Организационно-правовая форма по вопросам ответственности вкладчиков очень схожа с акционерным обществом. Однако хозяйственные партнерства имеют свои особенности, что отличают их от других предприятий:

  • если кредиторы партнерства — субъекты предпринимательской деятельности, то договоры с ними могут содержать отдельные пункты, предполагающие условия о прекращении обязательств предприятия перед кредиторами;
  • если организации недостает имущества для расчета по обязательствам, они удовлетворяются исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, что принадлежат партнерству. Во избежание этого участники могут добровольно удовлетворить обязательства перед кредиторами собственным имуществом;
  • партнерство не может выступать, как учредитель или входить в состав иных юридических лиц, исключая ассоциации и союзы;
  • при создании организации в обязательном порядке следует назначить индивидуального аудитора или аудиторскую организацию;
  • обязательный орган управления — исполнительный орган в виде ген директора или президента — избирается среди участников-физических лиц единогласно;
  • все внутрикорпоративные отношения прописываются внутри соглашения об управлении партнерством, заверенным у нотариуса. Данный документ не оглашается.

Минусы и плюсы

Из особенностей хозяйственного партнерства вытекает его главное преимущество, а именно — максимальная гибкость и свобода в управлении предприятием. Среди недостатков правовой формы можно выделить такие:

  • приватность соглашения об управлении партнерством служит фактором, ограничивающим доверие инвесторов. Партнерство может потерять ряд важных кредиторов, которые не будут достаточно уверены в надежности предприятия при дефиците информации о нем;
  • запрет на рекламу, с одной стороны, защищает денежные средства населения и юридических лиц, учитывая ограниченность ответственности участников партнерства, но, с иной стороны, препятствует привлечению дополнительной выгоды самим партнерством путем рекламирования предоставляемых ими услуг;
  • хозяйственное партнерство не получает никаких налоговых льгот. Раздельное налогообложение для отдельных участников партнерства также не предусмотрено;
  • деятельность партнерства ограничивается запретами на выпуск облигаций и продажу эмиссионных ценных бумаг, учреждение юридических лиц.

Про управление предприятием (хозяйственные партнерства) и ответственность его участников читайте ниже.

Управление и участники

Участниками партнерства являются только те лица, которые внесли какую-либо долю в складочный капитал. Однако это не значит, что участники предприятия будут ним управлять. Это могут делать даже третьи лица, не прописанные в реестре участников. Поэтому соглашение об управлении партнерством имеет огромное значение, ведь может регулировать:

  • право на управление партнерством, непропорциональное вкладу участника;
  • непропорциональное вкладам распределение прибыли или расходов;
  • ограничение прав на свободное отчуждение доли в складочном капитале;
  • наличие права вето;
  • степень ответственности участников при нарушении ими обязательств перед партнерством.

То есть, соглашение об управлении партнерством вмещает в себя выбор способа управления, структурирует отношения между участниками, степень их влияния на предприятие, устанавливает порядок прав и обязанностей, зачастую различный для разных участников.

Одновременно данный документ может обозначать права и обязанности тех лиц, которые не есть участниками организации. Они невидимы для посторонних лиц, однако участвуют в управлении организацией, возможно даже в процессе распределения прибылей, убытков и расходов.

Помимо способов и органов управления, обозначенных соглашением об управлении, законодательство требует создание только одного исполнительного органа в лице президента или ген директора. Занимать эту должность может только физическое лицо.

Также это физическое лицо обязательно должно быть участником организации, то есть числиться в реестре. Лишь единоличный исполнительный орган наделен властью принимать решения от лица организации в отношениях с посторонними лицами.

Кто есть собственники капитала в хозяйственных партнерствах, а также порядок распределения прибыли и убытков — все это расписано ниже.

Порядок распределения прибыли и убытков

Как уже упоминалось, хозяйственное партнерство отличается тем, что предполагает большую свободу и гибкость во внутрикорпоративных отношениях. Соглашение об управлении партнерством предусматривает разработку произвольного механизма передачи участникам прибыли независимо от вклада.

  • Также в соглашении возможно указание отдельных обязательств для некоторых участников и степень их ответственности относительно обязательств самого партнерства, а также убытков, вызванных его деятельностью.
  • Однако есть и ограничения: не допускается полное отстранение от участия в прибыли, убытках какого-либо участника партнерства.
  • Если порядок раздачи доходов и убытков не прописан в соглашении, то, согласно законодательству, средства и обязательства распределяются пропорционально вкладу единожды за год между всеми участниками.

По решению участников прибыль может не распределяться. Она направляется на увеличение капитала организации, развитие партнерства.

О налогах и экономических проблемах в рассматриваемой сфере расскажет директор одного из хозяйственных партнерств в видео ниже:

Хозяйственное или коммерческое партнерство в РФ

Предусмотрена ли действующим в России законодательством такая форма юридического лица, как хозяйственное партнерство

Основные положения о хозяйственных партнерствах

Участники хозяйственных партнерств

Предусмотрена ли действующим в России законодательством такая форма юридического лица, как хозяйственное партнерство

Для оформления коммерческого партнерства в отечественном правовом регулировании имеются соответствующие возможности, а именно: хозяйственное партнерство (далее — хозпартнерство) как форма коммерческого партнерства установлена действующим в России законодательством.

Юрлица в соответствии с п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) могут быть коммерческими, которые образуются для получения доходов, и некоммерческими, которые такой непосредственной цели для своей деятельности не ставят.

Коммерческие, в свою очередь, согласно п. 2 ст. 50 ГК РФ могут создаваться в различных формах, среди которых предусмотрена, в частности, такая, как хозпартнерство.

Предусматривая другую классификацию юрлиц, установленную ГК РФ, а именно подразделение их на корпорации (где учредители становятся участниками на правах членства) и унитарные юрлица (где учредители участниками не становятся), ст. 65.1 ГК РФ относит хозпартнерства к корпорациям.

Подробнее о создании и госрегистрации юрлиц читайте в наших статьях по ссылкам:

Правовое регулирование вопросов создания и функционирования хозпартнерств, включая особенности статуса их участников и порядок формирования складочного капитала, осуществляется специализированным актом — законом «О хозяйственных партнерствах» от 03.12.2011 № 380-ФЗ (далее — закон № 380-ФЗ).

Основные положения о хозяйственных партнерствах

В соответствии со ст. 2 закона № 380-ФЗ:

  • количество участников хозпартнерства — 2 и более;
  • деятельность хозпартнерства коммерческая;
  • участники принимают участие в управлении хозпартнерством, другие лица также принимают участие в управлении;
  • порядок управления хозпартнерством определен специальным документом — соглашением об управлении партнерством (СоУП);
  • хозпартнерство осуществляет разнообразные права и обязанности, предусмотренные для юрлиц законодательством, за исключением запрещенных законом, уставом или СоУП;
  • участники хозпартнерства не несут ответственности по его обязательствам, а их риск ограничены внесенными вкладами;
  • выпуск облигаций и других ценных бумаг хозпартнерствам запрещен;
  • реклама деятельности хозпартнерств также запрещена;
  • права юрлица приобретаются хозпартнерством с момента госрегистрации;
  • другие юрлица хозпартнерство учреждать не может, исключения сделаны для случаев участия хозпартнерств в создании союзов и ассоциаций;
  • официальное наименование хозпартнерств должно содержать указание на эту организационно-правовую форму;
  • для хозпартнерств, создаваемых в определенных сферах деятельности, могут быть закреплены нормативы достаточности собственных средств.

В отношении ответственности хозпартнерств ст. 3 закона № 380-ФЗ установлены 2 важных общих принципа:

  1. Хозпартнерство отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.
  2. Хозпартнерство не отвечает по долгам его участников.

Участники хозяйственных партнерств

Основным в определении статуса участников хозпартнерств в соответствии со ст. 4 закона № 380-ФЗ является то, что:

  • участниками могут быть не только юрлица, но и граждане;
  • число участников не может быть менее 2 (как при создании, так и впоследствии), в противном случае необходима реорганизация или ликвидация;
  • установлен верхний предел численности участников — 50, при превышении которого дается год на реорганизацию хозпартнерства в акционерное общество, в противном случае осуществляется ликвидация.

Подробнее о реорганизации юрлиц читайте в нашей статье по ссылке: «Реорганизация юридического лица – это…».

Законодательство предусматривает возможность исключения участников из хозпартнерства (ст. 7 закона № 380-ФЗ) при соблюдении следующих особенностей:

  • основание для исключения — нарушение требований законодательства или СоУП, а также деятельность участника, делающая хозпартнерство невозможным;
  • основное правило для процедуры исключения — судебное рассмотрение данного вопроса по инициативе участников;
  • внесудебная процедура также возможна, но является исключением из общего правила и осуществляется, только если все остальные участники с этим согласны, а исключаемый участник не вносит вклад, при этом за ним сохраняется право на судебное оспаривание исключения.

***

Итак, российским законодательством допускается создание коммерческого партнерства или, как оно точно называется в соответствии с положениями ГК РФ и закона № 380-ФЗ, хозяйственного партнерства.

Такое партнерство может быть образовано как гражданами, так и организациями и состоять из не менее чем 2 и не более чем из 50 участников, взаимодействие которых по вопросам управления хозпартнерством определяется особым соглашением.

Как зарегистрировать хозяйственное партнерство

Хозяйственные партнерства – это сравнительно новая форма юридических лиц, которую ввели с июля 2012 года. Лучше всего ее использовать для предприятий, которые связанны с крупными финансовыми рисками.

Деятельность регламентируется и контролируется Федеральным законом «О хозяйственных партнерствах», уставом и соглашением об управлении. Также в законе указан перечень разрешенных видов деятельности.

Эта форма образования юридического лица создается на общем собрании учредителей. После этого, его в обязательном порядке необходимо зарегистрировать в государственных органах. Все этапы регистрации можно пройти самостоятельно, собрав необходимые бумаги, или же доверить профессионалам, которые сами займутся всеми вопросами.

При создании каждый участник должен в общий капитал организации внести свою долю, ее размер обговаривается в соглашении об управлении. Это могут быть не только деньги, но и любые, имеющие денежную оценку вещи.

Создание и регулирование

Хозяйственное партнерство может создаваться двумя и более лицами (числом до пятидесяти). Деятельность контролируется дольщиками организации или иными лицами, которые предусмотрены в соглашении о регулировании партнерства.

Документ заключается при учреждении организации и может обговаривать любые критерии, которые не противоречат законам Российской Федерации. Он обязательно должен быть заверен нотариусом, но не подлежит государственной регистрации. Его отличительная черта в том, что этот документ регулирует очень широкий круг вопросов.

Также члены объединения и третьи лица могут управлять организацией в зависимости от своей доли в общем капитале, если иное не предусмотрено документом о регулировании деятельности.

В ЕГРЮС заносят все сведения об участниках, кроме их доли в складочном капитале. Для этого данным юридическим лицом создается реестр дольщика, в который вносятся все данные. Стоит обратить внимание, что в ЕГРЮЛ вносятся только члены объединения, хотя управлять могут и лица, которые не являются участниками, но указанны в соглашении об управлении.

При учреждении хозяйственного партнерства учредителям необходимо назначить аудитора. Это может быть как организация, так и индивидуальный аудитор, который имеет право заниматься своей деятельностью на территории РФ.

Дольщики не несут ответственности по обязательствам объединения и рискуют только в пределах сумм, которые были внесены ими в складочный капитал. Организация несет ответственность только за свои обязательства, и не может отвечать за обязательства участников.

Дольщики могут продавать или передавать свои доли в складочном капитале между собой или третьим лицам. Эту сделку обязательно нужно регистрировать у нотариуса. Несмотря на то, что доли можно продавать любым лицам, преимущественное право продажи (передачи) имеют члены объединения.

В уставе прописывается порядок выбора генерального директора, который является единым исполнительным органом, и на какой срок его выбирают. Это обязательный пункт.

Если не указан срок, то по умолчанию исполнительный орган выбирается на весь срок существования объединения. Генеральным директором может быть избрано только физическое лицо из числа участников.

Также указывается наличие или отсутствие соглашения по управлению.

Ликвидация юр. лица происходит в случаях, когда это решение было принято на общем собрании участников, либо по приговору суда. В случае если в объединении остается одно физ. или юр. лицо, то его нужно либо реорганизовать в акционерное общество, либо ликвидировать. Поэтому нелишним будет обратиться за советом к специалисту налоговой консультации.

Особенности хоз. партнерств

Практически вся деятельность регулируется соглашением об управлении, в нем могут указываться любые условия сотрудничества – это самое главное отличие от других форм юридических лиц.

Этот вид юридического лица во многом похож на другие организационно-правовые формы, в частности на ООО, но имеет ряд отличий:

  • Организация не вправе образовывать юридические лица, однако может образовывать союзы и ассоциации.
  • В фирменном названии должно присутствовать словосочетание «хозяйственное партнерство».
  • Запрещено рекламировать свою деятельность.
  • Нельзя учредить путем реорганизации иного юр. лица, но можно реорганизовать в акционерное общество.
  • Соглашение об управлении не разглашается третьим лицам.
  • Размер общего капитала законодательно не ограничен.
  • Нет жестких требований к управлению объединения.
  • Управлять, распределять прибыль, покрывать расходы можно непропорционально долям вклада.
  • Участник обязательно должен внести свою долю в общий капитал и в установленные сроки. Освобождение от этой обязанности недопустимо. Если часть не внесена, к дольщику применяются штрафные санкции, вплоть до исключения.
  • Вклад в общий капитал не может быть внесен в виде ценных бумаг.

Закрепление в законодательстве об образовании комментируемой нормы обусловлено рядом тенденций, характеризующих современный этап развития национального образования, экономики и общества в целом. Переход Российской Федерации на инновационный путь развития требует решения ряда задач, основной из которых является интеграция интеллектуальной базы системы высшего образования, частного капитала и предпринимательской инициативы граждан. Включение в производственный процесс указанных составляющих позволит достичь синергетического эффекта на стыке подготовки кадров высшей квалификации и производства.

В настоящее время система высшего образования в целом и ведущие образовательные организации высшего образования обладают огромным научным и техническим потенциалом. Сложившиеся научные школы, уникальное оборудование и финансовая поддержка со стороны государства по различным приоритетным направлениям позволяют успешно проводить исследования в фундаментальных и прикладных областях знаний. Однако основной проблемой российского общества остается ориентированность ученых-инноваторов исключительно на достижение научно-технического результата, игнорирование с их стороны вопросов получение дохода от использования достигнутых результатов интеллектуальной деятельности <978>.

Коммерциализация научных разработок — это важная и непростая задача. Правовая регламентация ее решения осуществляется посредством различных нормативных правовых актов. Так, 1 октября 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», усовершенствовавший правовой механизм охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности. Отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и местного самоуправления, потребителями научной и научно-технической продукции регулируются Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

На подзаконном уровне необходимо указать на Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 года N 327 «О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения», в соответствии с которым обязательной регистрации подлежат: 1) сведения о начале научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета; 2) сведения о результатах исполняемых работ: отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, защищенные диссертации на соискание ученых степеней, алгоритмы и программы; 3) сведения о созданных результатах интеллектуальной деятельности, состоянии правовой их охраны и использовании. Указанная система должна стать своего рода связующим информационным звеном между государством, системой высшего образования и представителями реального сектора экономики.

Однако специфика образовательных организаций, образуемых, как правило, в форме учреждений, обусловила необходимость в комментируемой статье. Статья 103, определяя условия создания образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, расширяет пределы правоспособности таких образовательных организаций, образованных в форме бюджетных и автономных учреждений, по сравнению с иными аналогичными учреждениями.

Субъектами, деятельность которых регламентируется комментируемой статьей, выступают образовательные организации высшего образования, образованные в форме бюджетных и автономных учреждений.

В соответствии со ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение). По общему правилу учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных законом, несет собственник соответствующего имущества.

Согласно ст. 123.22 ГК РФ государственные или муниципальные учреждения могут быть казенными, бюджетными или автономными. Они не отвечают по обязательствам собственников своего имущества. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества. По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения. Автономное учреждение ежегодно обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества. Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.

При раскрытии правоспособности государственных и муниципальных учреждений необходимо учитывать положения ст. 298 ГК РФ. Так, автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения. Бюджетное учреждение также без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В части возникновения, осуществления и охраны интеллектуальных прав для учреждений особенностей не установлено.

Ограничивая действие комментируемой статьи только государственными и муниципальными образовательными организациями высшего образования, образованными в форме бюджетных и автономных учреждений, законодатель исходил из того, что: 1) только образовательные организации высшего образования обладают необходимым и достаточным научным и научно-техническим потенциалом, нуждающимся в коммерческом применении; 2) образовательные организации высшего образования, образованные в форме, отличной от учреждения, являются собственниками принадлежащего им имущества, в силу чего обладают достаточной правоспособностью для распоряжения им, а, следовательно, не нуждаются в преференциях, установленных комментируемой статьей. Только в отношении учреждений, то есть некоммерческих организаций, не являющихся собственниками принадлежащего им имущества, требуется дополнительная регламентация в части практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности; 3) деятельность частных образовательных учреждений высшего образования по практическому применению (внедрению) результатов интеллектуальной деятельности должна регламентироваться собственником-учредителем; 4) для государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования, образованных в форме казенных учреждений, никаких изменений в правоспособности в части практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности не предусмотрено.

В целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности в соответствии с комментируемой статьей государственным и муниципальным образовательным организациям высшего образования, образованным в форме бюджетных и автономных учреждений предоставлено право учреждать хозяйственные общества и партнерства. При применении данной нормы необходимо учитывать, что законодатель употребил термин учредитель, а не участник. Таким образом, буквальное толкование данного положения комментируемой статьи предполагает, что образовательная организация высшего образования должна выступить учредителем хозяйственного общества или хозяйственного партнерства при его создании, а не войти в состав его участников в дальнейшем. Однако судебно-арбитражная практика по этому вопросу в настоящее время еще не сложилась.

При применении данного положения также необходимо учитывать положения ст. 50 ГК РФ, которая устанавливает закрытый перечень организационно-правовых форм, в которых могут образовываться юридические лица. Так, п. 2 указанной статьи предусматривает, что коммерческие организации могут создаваться в том числе в форме хозяйственных товариществ и хозяйственных партнерств, которые согласно ст. 65.1 являются коммерческими корпоративными организациями. Следует отметить, что применительно к указанным организационно-правовым формам законодатель применил различные модели правовой регламентации. Если положения о хозяйственных обществах закреплены как в самом ГК РФ (разд. 1, 4, 6 § 2 гл. 4), так и в специальных законах (Федеральном законе от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральном законе от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), то хозяйственные партнерства только упомянуты в ст. ст. 50 и 65.1 ГК РФ, что позволяет признать их коммерческими корпоративными организациями, их же правовая природа раскрыта только в специальном законе — Федеральном законе от 3 декабря 2011 года N 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах».

Между хозяйственными обществами и хозяйственными партнерствами существует принципиальное отличие, состоящее в том, что если первые, в случаях предусмотренных законом, могут иметь только одного участника (учредителя) (п. 2 ст. 66 ГК РФ), то вторые должны быть образованы не менее чем двумя лицами (гражданами или юридическими лицами) (ст. ст. 2 и 4 Федерального закона от 3 декабря 2011 года N 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах»). В этой связи особое значение приобретает пункт 4 комментируемой статьи, в соответствии с которым выше упомянутые образовательные организации высшего образования вправе привлекать других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственного общества или участников хозяйственного партнерства.

При создании хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств в целях практического применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности образовательные организации высшего образования в качестве вклада в уставный капитал таких обществ или складочный капитал таких товариществ вправе вносить:

1) принадлежащее им (в том числе совместно с другими лицами) право использования результатов интеллектуальной деятельности (п. п. 1, 2 комментируемой статьи);

2) денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в их оперативном управлении (п. 3 комментируемой статьи).

При этом необходимо указать на то, что внесение образовательной организацией высшего образования исключительных прав в уставный или складочный капитал является обязательным условием образования хозяйственных товариществ и хозяйственных партнерств, предусмотренных комментируемой статьей, в то время как денежные средства, оборудование и иное имущество могут вноситься дополнительно.

В соответствии с комментируемой статьей в уставный капитал хозяйственных обществ или складочный капитал хозяйственных партнерств может быть внесено право использования следующих результатов интеллектуальной деятельности:

1) программы для электронных вычислительных машин (ст. ст. 1261, 1262 ГК РФ);

2) базы данных (ст. 1262 ГК РФ);

3) изобретения (ст. 1350 ГК РФ);

4) полезные модели (ст. 1351 ГК РФ);

5) промышленные образцы (ст. 1352 ГК РФ);

6) селекционные достижения (ст. 1412 ГК РФ);

7) топологии интегральных микросхем (ст. 1448 ГК РФ);

8) секреты производства (ноу-хау) (ст. 1465 ГК РФ).

По общему правилу в соответствии со ст. 1229 ГК РФ лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности, вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым способом, не противоречащим закону. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности, если гражданским законодательством не предусмотрено иное. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных гражданским законодательством. Использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную гражданским законодательством, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается гражданским законодательством.

В основе исключительного права лежит право на использование результатов интеллектуальной деятельности, которое предполагает воспроизведение соответствующего результата интеллектуальной деятельности, его распространение, публичную демонстрацию, импорт в целях распространения, прокат оригинала или экземпляра, публичное исполнение, сообщение в эфир, сообщение по кабелю, ретрансляцию, перевод или другую переработку, практическую реализацию проекта, доведение до всеобщего сведения и т.д. Именно данное право и выступает вкладом в уставный капитал хозяйственного общества или складочный капитал хозяйственного партнерства и удостоверяется лицензионным договором. По такому договору одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата в предусмотренных договором пределах. Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.

С одной стороны, действующие в совокупности п. 1 и п. 2 комментируемой статьи не ограничивают исключительные права образовательных организаций высшего образования, предусматривая, что они имеют право без согласия собственника их имущества быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами), внося в качестве вклада в уставные капиталы таких хозяйственных обществ и складочные капиталы таких хозяйственных партнерств право использования результатов интеллектуальной деятельности.

С другой стороны, п. 1 комментируемой статьи предполагает уведомление федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, о создании указанных хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств. В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года N 466, в настоящее время таким органом является Министерство образования и науки Российской Федерации. Указанные уведомления должны быть направлены образовательными организациями высшего образования в течение семи дней со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества или хозяйственного партнерства, осуществленной в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Следует подчеркнуть, что, определяя порядок внесения права использования результатов интеллектуальной деятельности в уставный капитал хозяйственного общества или хозяйственного партнерства, ч. 2 комментируемой статьи дублирует общее положение законодательства о хозяйственных обществах и хозяйственных партнерствах, согласно которому денежная оценка права, вносимого в качестве вклада в уставный или складочный капитал, утверждается решением единственного учредителя (общего собрания учредителей) хозяйственного общества или участников хозяйственного партнерства, принимаемым всеми учредителями хозяйственного общества или участниками хозяйственного партнерства единогласно. Вместе с тем она содержит уточнение этого правила в части общественных отношений, регулируемых комментируемой статьей. Так, если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли либо акций участника хозяйственного общества в уставном капитале хозяйственного общества или доли либо акций, оплачиваемых вкладом в складочный капитал хозяйственного партнерства, составляет более чем пятьсот тысяч рублей, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Применительно ко вкладам в уставный капитал хозяйственного общества или хозяйственного партнерства, вносимым денежными средствами, оборудованием или иным имуществом, находящимся в оперативном управлении образовательных организаций высшего образования, установлено, что они вносятся в общем порядке, установленном гражданским законодательством.

В п. 5 комментируемой статьи устанавливаются особенности распоряжения и управления долями (акциями) в уставном (складочном) капитале рассматриваемых хозяйственных обществ и хозяйственных товариществ образовательные организации высшего образования, образованными в форме бюджетных учреждений. Они вправе распоряжаться долями или акциями в уставных капиталах хозяйственных обществ и вкладами в складочных капиталах хозяйственных партнерств, владельцами которых они являются, только с предварительного согласия соответствующих собственников, а управлять ими в общем порядке, установленном гражданским законодательством. Права участников хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств от имени указанных образовательных организаций высшего образования осуществляют их руководители.

Доходы от распоряжения долями или акциями в уставных капиталах хозяйственных обществ и вкладами в складочных капиталах хозяйственных партнерств, учредителями (участниками) которых являются рассматриваемые образовательные организации высшего образования, поступают в их самостоятельное распоряжение.