О конституционном суде республики Татарстан

Содержание

О Конституционном суде Республики Татарстан

О Конституционном суде Республики Татарстан Комментарии Республика Татарстан Закон от 22 декабря 1992 года № 1708-XII Принят Государственным Советом Республики Татарстан

  • В редакции
  • № 1840 от 30.10.1998.
  1. Настоящий Закон определяет организацию и компетенцию Конституционного суда Республики Татарстан, статус его судей, принципы конституционного судопроизводства, а также особенности производства по отдельным категориям дел в Конституционном суде Республики Татарстан.
  2. Раздел первый. Организация конституционного суда Республики Татарстан и статус его судей

  3. Глава I. Общие положения

  4. Статья 1.

    Конституционный суд Республики Татарстан — орган судебной власти в Республике Татарстан

  5. Конституционный суд Республики Татарстан — судебный орган конституционного контроля, осуществляющий в форме конституционного судопроизводства судебную власть в целях защиты конституционного строя Республики Татарстан, основных прав и свобод человека и гражданина, поддержания верховенства и непосредственного действия Конституции Республики Татарстан на всей ее территории.
  6. Статья 2.

    Законодательство о Конституционном суде Республики Татарстан

  7. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Республики Татарстан, статус судей Конституционного суда Республики Татарстан определяются Конституцией Республики Татарстан и настоящим Законом.
  8. Статья 3.

    Полномочия Конституционного суда Республики Татарстан

  9. 1. Конституционный суд Республики Татарстан разрешает дела о соответствии Конституции Республики Татарстан:
  10. 1) законов Республики Татарстан и нормативных постановлений Государственного Совета Республики Татарстан;
  11. 2) нормативных правовых актов Президента Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан;
  12. 3) не вступивших в силу международных договоров Республики Татарстан.
  13. 2. Конституционный суд Республики Татарстан рассматривает споры о компетенции между органами государственной власти и управления Республики Татарстан в соответствии с настоящим Законом.
  14. 3. Конституционный суд Республики Татарстан по запросам Государственного Совета Республики Татарстан, его постоянных комиссий и Комитета парламентского контроля Государственного Совета Республики Татарстан дает заключения о соответствии Конституции Республики Татарстан действий и решений Президента Республики Татарстан.
  15. 4. Конституционный суд Республики Татарстан по жалобам граждан и их объединений на нарушение прав и свобод граждан, по запросам судов проверяет конституционность законов Республики Татарстан или отдельных их положений, нормативных постановлений Государственного Совета Республики Татарстан, указов Президента Республики Татарстан и постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан.
  16. 5. Конституционный суд Республики Татарстан в соответствии с Конституцией Республики Татарстан обладает правом законодательной инициативы в Государственном Совете Республики Татарстан.
  17. 6. Конституционный суд Республики Татарстан решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов государственной власти Республики Татарстан.
  18. 7. По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный суд Республики Татарстан принимает Регламент Конституционного суда Республики Татарстан.
  19. Статья 4.

    Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного суда Республики Татарстан

  20. 1. Конституционный суд Республики Татарстан состоит из шести судей, избираемых Государственным Советом Республики Татарстан.
  21. Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда Республики Татарстан утверждаются Государственным Советом Республики Татарстан по предложению судей Конституционного суда Республики Татарстан.
  22. 2. Конституционный суд Республики Татарстан вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее двух третей судей.
  23. 3. Полномочия Конституционного суда Республики Татарстан не ограничены определенным сроком.
  24. Статья 5.

    Основные принципы деятельности Конституционного суда Республики Татарстан

  25. Основными принципами деятельности Конституционного суда Республики Татарстан являются конституционная законность, независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.
  26. Статья 6.

    Обязательность решений Конституционного суда Республики Татарстан

  27. Решения Конституционного суда Республики Татарстан, принятые в пределах его компетенции, обязательны на всей территории Республики Татарстан для всех государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
  28. Статья 7.

    Гарантии деятельности Конституционного суда Республики Татарстан

  29. 1. Конституционный суд Республики Татарстан независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других органов.
  30. 2. Финансирование Конституционного суда Республики Татарстан производится за счет Республиканского бюджета Республики Татарстан и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме.
  31. В Республиканском бюджете Республики Татарстан ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Конституционного суда Республики Татарстан средства, которыми Конституционный суд Республики Татарстан распоряжается самостоятельно.
  32. 3. Конституционный суд Республики Татарстан самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.
  33. 4. Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного суда Республики Татарстан, установленных настоящим Законом, не допускается.

«О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан»

Принят
Государственным Советом
Республики Татарстан
11 сентября 2003 года
Статья 1. Внести в Закон Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан» (Ведомости Верховного Совета Татарстана, 1992, № 11-12; Ведомости Государственного Совета Татарстана, 1998, № 11; 2001, № 7-8) следующие изменения и дополнения:
1. Статью 1 после слова «верховенства» дополнить словами «в правовой системе Республики Татарстан».
2. Статью 3 изложить в следующей редакции:
«Статья 3. Полномочия Конституционного суда Республики Татарстан
1. Конституционный суд Республики Татарстан рассматривает дела о конституционности:
1) законов Республики Татарстан;
2) нормативных правовых актов Президента и Кабинета Министров Республики Татарстан, иных органов государственной власти Республики Татарстан;
3) нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
4) не вступивших в силу соглашений о международных и внешнеэкономических связях Республики Татарстан.
2. Конституционный суд Республики Татарстан дает толкование Конституции Республики Татарстан.
3. Конституционный суд рассматривает споры о компетенции:
1) между органами государственной власти Республики Татарстан;
2) между органами государственной власти Республики Татарстан и органами местного самоуправления;
3) между органами местного самоуправления.
4. Конституционный суд Республики Татарстан дает заключения о соответствии Конституции Республики Татарстан действий и решений Президента Республики Татарстан.
5. Конституционный суд Республики Татарстан по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона Республики Татарстан или его отдельных положений, нормативных правовых актов Президента и Кабинета Министров Республики Татарстан, а также органов местного самоуправления.
6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу со дня опубликования решения Конституционного суда Республики Татарстан.
7. Решение Конституционного суда Республики Татарстан, принятое в пределах его полномочий, является окончательным, не может быть пересмотрено иным судом.
8. В соответствии с Конституцией Республики Татарстан Конституционному суду Республики Татарстан принадлежит право законодательной инициативы в Государственном Совете Республики Татарстан по вопросам своего ведения.
9. Конституционный суд Республики Татарстан решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов государственной власти Республики Татарстан.
10. По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный суд Республики Татарстан принимает Регламент Конституционного суда Республики Татарстан.».
3. В абзаце втором части первой статьи 4 слово «утверждаются» заменить словом «назначаются».
4. В части второй статьи 7 слова «Республиканского» в соответствующих падежах исключить.
5. Статью 8 изложить в следующей редакции:
«Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного суда Республики Татарстан
Судьей Конституционного суда Республики Татарстан может быть избран гражданин в Республике Татарстан, не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.».
6. В части первой статьи 9 слова «в равной численности» заменить словами «в равном количестве».
7. В частях первой и второй статьи 12 слова «семьдесят лет» заменить словами «шестьдесят пять лет».
8. В статье 15 слова «на территории Республики Татарстан в соответствии с законодательством Республики Татарстан» заменить словами «в соответствии с федеральным законом».
9. В статье 19:
в наименовании и тексте статьи после слова «материальные» дополнить словами «и социальные»;
после слова «установленным» дополнить словами «для соответствующей категории судей федеральным законодательством о статусе судей в Российской Федерации, а также»;
дополнить новым предложением следующего содержания: «При этом размер должностного оклада Председателя Конституционного суда Республики Татарстан устанавливается не ниже размера должностного оклада Председателя Верховного суда Республики Татарстан.».
10. Статью 20 изложить в следующей редакции:
«Статья 20. Приостановление полномочий судьи Конституционного суда Республики Татарстан
1. Полномочия судьи приостанавливаются решением Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан при наличии одного из следующих оснований:
1) признание судьи Конституционного суда Республики Татарстан безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи Конституционного суда Республики Татарстан либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
3) участие судьи Конституционного суда Республики Татарстан в предвыборной кампании в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Российской Федерации или Государственного Совета Республики Татарстан;
4) избрание судьи Конституционного суда Республики Татарстан депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатом Государственного Совета Республики Татарстан.
2. Приостановление полномочий судьи Конституционного суда Республики Татарстан, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим, – его семье заработной платы или уменьшение ее размера. Приостановление полномочий судьи Конституционного суда Республики Татарстан, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключение под стражу, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных законодательством.
3. Решение о возобновлении полномочий судьи принимает Квалификационная коллегия судей Республики Татарстан, приостановившая его полномочия.».
11. В статье 21:
части первую и вторую изложить в следующей редакции:
«1. Полномочия судьи Конституционного суда Республики Татарстан прекращаются по следующим основаниям:
1) письменное заявление судьи об отставке;
2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
4) истечение срока полномочий судьи;
5) прекращение гражданства Российской Федерации;
6) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
7) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
8) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
9) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
10) достижение предельного возраста пребывания в должности судьи.
2. Полномочия судьи Конституционного суда Республики Татарстан могут быть прекращены досрочно по основаниям, предусмотренным пунктами 1-3, 5-9 части первой настоящей статьи»;
дополнить новой частью третьей следующего содержания:
«3. В случае отмены решения Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан о прекращении полномочий судьи Конституционного суда Республики Татарстан или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения, указанного в пункте 7 части первой настоящей статьи, судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.»;
части третью, четвертую считать соответственно частями четвертой, пятой.
12. В статье 22:
в части первой слова «пунктами 2, 3 и 9 части первой и частью второй» заменить словами «пунктами 1, 2, 4, 8 и 10 части первой»;
в частях второй и третьей после слов «в соответствии с законодательством» слова «Республики Татарстан» исключить.
13. Статью 29 после слова «верховенства» дополнить словами «в правовой системе Республики Татарстан».
14. В статье 32:
второе предложение исключить;
третье предложение изложить в следующей редакции: «Решения Конституционного суда Республики Татарстан провозглашаются публично.».
15. Часть вторую статьи 34 изложить в следующей редакции:
«2. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.».
16. В пункте 1 части второй статьи 39 слова «не вступивший в силу международный договор» заменить словами «не вступившее в силу соглашение о международных и внешнеэкономических связях».
17. В пункте 4 части второй статьи 40, пункте 3 части первой статьи 54 слова «государственного», «государственные» исключить.
18. В части третьей статьи 41 слово «государственными» исключить.
19. В статье 43:
часть вторую дополнить абзацем следующего содержания:
«Заявитель вправе потребовать принятия Конституционным судом Республики Татарстан решения по этому вопросу.»;
в части четвертой слово «государственные» исключить.
20. В части третьей статьи 45 слова «международного договора» заменить словами «соглашения о международных и внешнеэкономических связях».
21. Статью 50 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«Рассмотрение каждого дела образует предмет особого заседания. Конституционный суд Республики Татарстан может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета.».
22. В части третьей статьи 52 слово «Республиканского» исключить.
23. В части второй статьи 54 слова «народный депутат» заменить словами «депутат Государственного Совета».
24. В статье 55:
часть вторую исключить;
части третью-пятую считать соответственно частями второй-четвертой.
25. Абзац первый части второй статьи 59 после слов «государственных органов,» дополнить словами «органов местного самоуправления,».
26. В статье 63 слово «договором» заменить словом «соглашением».
27. В части третьей статьи 67 слово «договора» заменить словом «соглашения».
28. В статье 68:
дополнить новой частью четвертой следующего содержания:
«4. В случае, если при рассмотрении дела Конституционным судом Республики Татарстан выявлены нормативные правовые акты или их отдельные положения, воспроизводящие нормы, признанные его решением не соответствующими Конституции Республики Татарстан либо противоречащими установленному в его решении конституционно-правовому смыслу рассмотренных норм, Конституционный суд Республики Татарстан вправе определить срок и порядок их приведения в соответствие с Конституцией Республики Татарстан.»;
части четвертую и пятую считать соответственно частями пятой и шестой.
29. В статье 71:
в части первой слова «Высшему арбитражному» заменить словом «Арбитражному»;
часть вторую после слов «государственным органам» дополнить словами «, органам местного самоуправления».
30. Статью 79 исключить.
31. В наименовании главы IX после слов «нормативных правовых актов» слова «Республики Татарстан» исключить.
32. Статью 81 изложить в следующей редакции:
«Статья 81. Право на обращение в Конституционный суд Республики Татарстан
Правом на обращение в Конституционный суд Республики Татарстан с запросом о проверке конституционности законов Республики Татарстан и иных нормативных правовых актов, указанных в пунктах 1, 2 и 3 части первой статьи 3 настоящего Закона, обладают Президент Республики Татарстан, Государственный Совет Республики Татарстан, его Президиум и комитеты, одна пятая от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан и органы местного самоуправления.».
33. Статью 82 после слов «власти Республики Татарстан» дополнить словами «, органов местного самоуправления».
34. В статье 83:
в частях первой и второй после слова «актов» слова «Республики Татарстан» исключить; после слова «законов» дополнить словами «Республики Татарстан»;
в пункте 5 части первой слова «и управления Республики Татарстан» заменить словами «Республики Татарстан, органами местного самоуправления».
35. По всему тексту статьи 84 после слов «акта», «актов» слова «Республики Татарстан» исключить; после слов «закона», «законов» дополнить словами «Республики Татарстан».
36. В наименовании главы X, статьях 87, 88 слова «международный договор» заменить словами «соглашение о международных и внешнеэкономических связях» в соответствующих числах и падежах; пунктах 2 и 3 статьи 87 слова «договора», «договоров» заменить словами «соглашения», «соглашений» соответственно.
37. Статью 85 изложить в следующей редакции:
«Статья 85. Право на обращение в Конституционный суд Республики Татарстан
Правом на обращение в Конституционный суд Республики Татарстан с запросом о проверке конституционности не вступивших в силу соглашений о международных и внешнеэкономических связях обладают Президент Республики Татарстан, Государственный Совет Республики Татарстан, его Президиум и комитеты, одна пятая от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан и органы местного самоуправления.».
38. Статью 86 изложить в следующей редакции:
«Статья 86. Допустимость запроса
Запрос по проверке конституционности не вступившего в силу соглашения о международных и внешнеэкономических связях Республики Татарстан допустим, если заявитель считает его не подлежащим введению в действие и применению в Республике Татарстан из-за его несоответствия Конституции Республики Татарстан».
39. В статье 89 слова «государственной власти, указанных в части второй статьи 140» заменить словами «, указанных в части третьей статьи 109».
40. В статье 90:
в пункте 1 слова «договорами Республики Татарстан,» исключить;
в пункте 4 слова «государственными органами» заменить словами «органами, указанными в части третьей статьи 109 Конституции Республики Татарстан».
41. В статье 91:
в части первой статьи 91 слова «государственной власти в Республике Татарстан» заменить словами «государственной власти Республики Татарстан; между органами государственной власти Республики Татарстан и органами местного самоуправления; между органами местного самоуправления»;
в части второй слова «законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан» заменить словами «законов Республики Татарстан и иных нормативных правовых актов».
42. По всему тексту статьи 92 слова «государственной власти» исключить.
43. В статье 93:
слова «постоянные комиссии, одна пятая народных депутатов Республики Татарстан» заменить словами «комитеты, одна пятая от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан»; слова «Комитет парламентского контроля Государственного Совета Республики Татарстан,» и «и Верховный суд Республики Татарстан» исключить.
44. В статье 95 слова «постоянные комиссии и Комитет парламентского контроля» заменить словом «комитеты».
45. В статье 96:
слова «, а равно рассмотрение этого вопроса Конституционным судом Республики Татарстан по собственной инициативе» исключить;
слово «допустимы» заменить словом «допустим»;
слова «части четвертой статьи 115» заменить словами «пункта 2 части первой и абзаца второго и третьего части второй статьи 97».
46. В части второй статьи 99 слова «об освобождении Президента Республики Татарстан от должности за нарушение Конституции Республики Татарстан» заменить словами «о недоверии Президенту Республики Татарстан».
47. В наименованиях глав XIV и XV, а также в части второй статьи 100, абзаце первом статьи 101, статьях 102 — 106 и 108 после слов «законов», «законом», «закон» в соответствующих падежах и числах дополнить словами «Республики Татарстан», после слов «актов», «актом», «акт», «акта» в их соответствующих падежах и числах слова «Республики Татарстан» исключить.
48. Часть первую статьи 100 изложить в следующей редакции:
«1. Правом на обращение в Конституционный суд Республики Татарстан с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, права и свободы которых нарушены законом Республики Татарстан, нормативными правовыми актами Президента Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан, органов местного самоуправления, и их объединения.».
49. В статье 109:
в части четвертой после слова «труде» дополнить словами «и нормативными актами о правовом положении работников аппаратов судов»;
в части пятой после слова «законодательством» слова «Республики Татарстан» исключить.
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Народные депутаты Республики Татарстан и постоянные комиссии Государственного Совета Республики Татарстан осуществляют полномочия, закрепленные настоящим Законом за депутатами Государственного Совета Республики Татарстан и комитетами Государственного Совета Республики Татарстан, до истечения срока своих полномочий.
Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев
Казань, Кремль
21 октября 2003 года
№ 44-ЗРТ

Конституционное правосудие в Республике Татарстан

Конституцией Республики Татарстан закреплено, что в Татарстане судебная власть осуществляется Конституционным судом республики, федеральными судами общей юрисдикции, Арбитражным судом республики и мировыми судьями Конституция Республики Татарстан Bведена в действие Законом РТ от 30 ноября 1992 г. № 1665-XII..

Среди судебных органов Татарстана правом осуществления конституционного контроля обладает лишь Конституционный суд, чьи полномочия и порядок образования определены непосредственно Конституцией Республики Татарстан. В нашей республике Конституционный суд создан 29 июня 2000 года. Это стало возможным благодаря проявлению политической воли Президента Республики Татарстан Минтимера Шариповича Шаймиева и Государственного Совета Республики Татарстан. Судьи Конституционного суда избираются Государственным Советом Республики Татарстан по предложению Президента Республики Татарстан и Председателя Государственного Совета Республики Татарстан в равном количестве. Такой сбалансированный подход при формировании Конституционного суда республики имеет решающее значение для его независимости и самостоятельности при осуществлении конституционного контроля.

Конституционный Суд Татарстана призван защищать основы конституционного строя республики, основные права и свободы граждан, обеспечивать бесконфликтное развитие государственно-правовых отношений между органами законодательной и исполнительной власти, подтверждая тем самым верховенство республиканской Конституции в правовой системе Татарстана. В своей деятельности он решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов государственной власти Республики Татарстан. Решения Конституционного суда республики, принятые в пределах его полномочий, являются окончательными и не могут быть пересмотрены другими судами, они обязательны на всей территории Татарстана для всех государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу со дня официального опубликования решения Конституционного суда республики.

В целях выполнения возложенных задач Конституционный Суд республики рассматривает дела о конституционности законов Республики Татарстан, нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, не вступивших в силу соглашений о международных и внешнеэкономических связях Республики Татарстан, дает толкование Конституции Республики Татарстан, рассматривает споры о компетенции между органами государственной власти, между органами государственной власти и органами местного самоуправления, между органами местного самоуправления республики, а по жалобам граждан и запросам судов — проверяет конституционность законов Республики Татарстан, нормативных правовых актов Президента и Кабинета Министров Республики Татарстан, а также органов местного самоуправления.

В практической деятельности все полномочия Конституционного Суда республики, предоставленные ему Конституцией, оказались востребованными: рассмотрены дела о толковании Конституции Республики Татарстан (6 постановлений), о разрешении спора о компетенции (1 постановление), о конституционности законов республики и иных нормативных правовых актов по запросу суда (1 постановление) и по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и их объединений (13 постановлений и 19 определений). За семь лет Конституционным судом республики принято 40 итоговых решений, в том числе 21 постановление и 19 определений.

Так, Конституционным Судом республики дано толкование важнейших положений части первой статьи 1 Конституции Республики Татарстан, относящихся к государственному суверенитету Татарстана. В другом деле дано толкование части первой статьи 5 Конституции Республики Татарстан, объявляющей территорию Республики Татарстан единой и неприкосновенной. В своем решении Конституционный Суд подчеркнул, что данное конституционное положение означает невозможность одностороннего выделения из Республики Татарстан, без ее собственного согласия, какой-либо административно-территориальной единицы или отдельной части ее территории, а также одностороннего изменения границ Республики Татарстан. В двух других постановлениях о толковании Конституции Татарстана были тщательно проанализированы положения о полномочиях Государственного Совета республики по регулированию отношений бюджетно-финансовой системы и ценообразования, а также о компетенции Кабинета Министров республики по укреплению банковской и кредитной систем, осуществлению государственной политики ценообразования.

Правовые позиции Конституционного Суда республики, выраженные в решениях о толковании Конституции Республики Татарстан, имеют важное политическое и юридическое значение. Именно в них судебное толкование позволило дать развернутое определение действительного содержания и смысла соответствующих конституционных норм, раскрыть в полном объеме их взаимосвязи с иными положениями Конституции, нормами других правовых актов, в том числе международных, и подтвердить их позитивное юридическое содержание. Правовая аргументация, приведенная в указанных постановлениях Конституционного суда республики, в максимально возможной степени учитывала и отражала те изменения в содержании толкуемых конституционных норм, которые обусловлены динамикой развития общества и государства, а также определенным «обновлением» федеративных начал в отношениях Татарстана и федерального Центра.

Решения Конституционного Суда республики показывают, что, как правило, он не ограничивается изложением выбранной правовой аргументации, а формулирует обобщающие суждения о правовых ситуациях или дает собственное видение смысла и содержания правовых норм, связанных с предметом конституционного судопроизводства по рассматриваемому делу. Обосновывая свои правовые позиции, Конституционный Суд республики ссылается также на нормы международного права, используя решения Комитета по правам человека и Европейского Суда по правам человека, внимательно изучает и применяет правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

Итоговые решения Конституционного Суда республики по сути являются источниками права Республики Татарстан. Они оказывают влияние на развитие принципа разделения властей, на закрепление и охрану институтов государственной власти и местного самоуправления, защиту прав и свобод граждан, дополняют правовую основу организации и деятельности органов власти. Путем обоснования правовой позиции Конституционного Суда республики не только ссылками на Конституцию Татарстана, но и обращением к соответствующим федеральным законам, косвенно обеспечивается соответствие республиканского законодательства федеральному.

Конституцией Республики Татарстан провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — это обязанность республики. В целях воплощения в жизнь данных положений, Конституция Татарстана предоставила гражданину право на обращение с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод в Конституционный суд республики Конституция Республики Татарстан Bведена в действие Законом РТ от 30 ноября 1992 г. № 1665-XII..

В этой связи работа с обращениями граждан является важнейшим направлением деятельности Конституционного Суда Республики Татарстан. За семь лет в Конституционный Суд республики поступило около 500 обращений от республиканских органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений по различным вопросам. Наибольшее количество обращений (около 96 процентов) поступило именно от граждан. Например, в 2000 году из 18 обращений 17 поступили от граждан, соответственно в 2001 году из 52 обращений — 46, в 2002 году из 68 обращений — 65, в 2003 году из 86 обращений — 83, в 2004 году из 100 обращений — 99, в 2005 году из 102 обращений — 99. Эти цифры демонстрируют возрастающую активность граждан, их желание отстаивать свои законные интересы, и вместе с тем характеризуют Конституционный Суд Республики Татарстан как суд для людей, для защиты их основных прав и свобод.

Больше всего решений Конституционным Судом республики, естественно, вынесено также по обращениям граждан и их объединений — более 80 процентов от общего числа. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что нарушение прав конкретного человека и поданная им жалоба являются лишь поводом для рассмотрения дела в Конституционном суде республики. Предметом же рассмотрения является проверка конституционности республиканского закона или иного нормативного правового акта. Признавая его не соответствующим Конституции или определяя ошибочность сложившейся практики применения закона или иного нормативного правового акта, Конституционный Суд республики восстанавливает конституционную законность и справедливость в отношении не только отдельного гражданина, обратившегося в суд, но и всех иных граждан, на которых распространялась оспариваемая норма. Тем самым суд обеспечивает верховенство права и формирует единую правоприменительную практику.

Правозащитная функция Конституционного Суда Татарстана наглядно проявилась в деле по жалобе гражданки Г.А. Федуловой. В своем постановлении Конституционный суд республики отметил, что требование обязательного согласия на приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах всех иных нанимателей и совместно проживающих с ними совершеннолетних членов семей, занимающих другие помещения в данной коммунальной квартире, ограничивает право граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье и, по существу, препятствует осуществлению определенной категорией граждан принадлежащих им прав на жилище, частную собственность, на свободное передвижение, выбор места жительства и местопребывания. Таким образом, Конституционный Суд республики восстановил жилищные права граждан и унифицировал сложившуюся в Татарстане правоприменительную практику по этому вопросу.

При рассмотрении дела по жалобе гражданина Н.И. Седойкина правозащитная функция конституционного правосудия успешно соединилась с взаимодействием Конституционного Суда Республики Татарстан и Конституционного Суда Российской Федерации. В частности, Конституционный Суд республики обратился с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации, так как рассматриваемый вопрос касался конституционности нормативных правовых актов федерального уровня. Конституционный Суд Российской Федерации по данному запросу принял Определение, и в результате нарушенные социальные права инвалидов Великой Отечественной войны и бывших несовершеннолетних узников фашизма были эффективно восстановлены и защищены не только в Республике Татарстан, но и в целом в Российской Федерации.

В решениях Конституционного Суда республики нередко содержатся ориентиры для дальнейшей деятельности нормотворческих и правоприменительных органов Татарстана. В частности, в постановлении по делу в связи с жалобой гражданина Л.Н. Баимова Конституционный суд постановил, что, исходя из выявленного судом конституционно-правового смысла оспоренной заявителем нормы, регулирование платы за капитальный ремонт, осуществляемое органами местного самоуправления в пределах своей компетенции, и договоры управления многоквартирными домами должны предусматривать в том числе обязанность управляющей организации по строго целевому использованию поступивших от граждан-собственников жилых помещений финансовых средств, предназначенных для оплаты расходов на капитальный ремонт, а также соответствующую ответственность данной организации за их нецелевое использование.

В одном из своих последних рассмотренных дел, по жалобе гражданина Д.Х. Ахмадеева, Конституционный суд Республики Татарстан признал не соответствующими Конституции правовые положения постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, устанавливающие дифференциацию предельных объемов потребления услуг газоснабжения, применяемых при расчете субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в зависимости от количественного состава семьи, поскольку они допускали снижение объемов использования газа потребителем в составе семьи и влекли уменьшение размера субсидии, предоставляемой гражданам на основании Закона «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан».

Учитывая актуальность и важность вопросов, рассматриваемых Конституционным Судом республики, к обращениям граждан предъявляется ряд требований, предусмотренных статьями 40 — 42 Закона Республики Татарстан «О Конституционном Суде Республики Татарстан» Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан.. В частности, обращение должно быть изложено в письменной форме, должно содержать точные данные о законе или нормативном правовом акте, нарушающем, по мнению заявителя, его конституционные права и свободы, и иметь ссылку на конкретные нормы Конституции Республики Татарстан, закрепляющие эти права и свободы.

Чаще всего в своих обращениях граждане просят проверить конституционность отдельных положений законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти, затрагивающих их права на труд, жилище, пенсионное и социальное обеспечение, получение льгот, разъяснить федеральное и республиканское законодательство.

Более 20 процентов обращений граждан составляют жалобы на приговоры судов общей юрисдикции и решения правоохранительных органов. Количество их из года в год растет: если в 2004 году было 11 обращений, то в 2005 году их стало уже 24. Эти показатели дают основание утверждать, что многие граждане ошибочно считают Конституционный Суд республики судом кассационной и надзорной инстанции, уполномоченным пересматривать и отменять приговоры и решения судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей.

В Конституционном Суде республики предварительное рассмотрение обращений первоначально осуществляется аппаратом, который регистрирует все поступающие обращения, а также проверяет подведомственность обращения Конституционному Суду республики, соответствие его предъявляемым требованиям по форме, исходит ли оно от надлежащего органа или лица, наделенного правом обращения в Конституционный Суд республики, приложены ли необходимые документы и уплачена ли государственная пошлина. В случае несоответствия обращения предъявляемым Законом требованиям аппарат уведомляет об этом заявителя. Вместе с тем получение уведомления аппарата о несоответствии обращения требованиям Закона не лишает гражданина права на повторное обращение по тому же вопросу. Заявители вправе, в случае устранения недостатков, вновь обратиться с жалобой по тому же вопросу в Конституционный суд Республики Татарстан.

Так, обращение гражданина А.А. Беленького не соответствовало требованиям Закона, и ему аппаратом было разъяснено право повторного обращения после устранения выявленных недостатков. Гражданин А.А. Беленький воспользовался указанным правом, и Конституционный Суд республики, рассмотрев его повторное обращение о соответствии Конституции Республики Татарстан Правил пользования трамваем, троллейбусом и автобусом в г. Казани, утвержденных постановлением Главы администрации г. Казани от 28 ноября 1997 года, признал эти Правила не соответствующими Конституции Республики Татарстан, так как они не были официально опубликованы для всеобщего сведения (постановление от 7 марта 2006 года № 19-П).

Конституционный суд не ограничивается простой регистрацией жалобы, а при необходимости оказывает консультационную помощь в составлении и подаче обращения. С этой целью в Конституционном Суде организован личный прием граждан судьями и работниками аппарата, составлены письменные рекомендации по порядку обращения и имеются конкретные образцы бланков для написания жалобы. Нередко после получения такой практической помощи непосредственно в суде граждане дополняют и уточняют свои первоначальные требования, что существенно повышает эффективность конституционного судопроизводства.

В случаях неподведомственности поступившего обращения аппарат в порядке оказания помощи гражданам на основании части четвертой статьи 43 Закона «О Конституционном Суде Республики Татарстан» направляет обращения в органы или организации, компетентные решать поставленные вопросы. Так, в республиканские органы государственной власти и организации направлено около 100 обращений, которые взяты на контроль аппаратом суда. В частности, в прокуратуру Республики Татарстан направлено около 30 обращений граждан, в различные республиканские министерства и ведомства — более 40.

Следует отметить, что государственные органы и организации, в которые Конституционный суд республики направляет обращения граждан, рассматривают их по существу, принимают соответствующие меры и своевременно информируют об этом заявителя и Конституционный суд.

Опыт Конституционного Суда Республики Татарстан свидетельствует, что наличие конституционного правосудия в республике позволяет цивилизованным путем защищать конституционные права и свободы граждан, восстанавливать верховенство права и справедливость, укреплять единое правовое пространство на всей территории Российской Федерации.