О материальной помощи

Работники государственных органов разного уровня, а также органов местного самоуправления (далее – ОМС) имеют право на получение материальной и денежной помощи. Рассмотрим, чем следует руководствоваться в случае осуществления таких выплат разным категориям работников.

Госслужащие

В соответствии со ст. 57 Закона от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889) госслужащим гарантируется выплата денежной помощи в размере среднемесячной заработной платы во время предоставления ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 30 календарных дней (далее – к. д.).

Определенные ст. 57 Закона № 889 принципы выплаты денежной помощи касаются также госслужащих, которые проходят службу, в частности, в органах прокуратуры, судебных органах и т. п.

Отдельного правительственного решения, предусматривающего условия и порядок выплаты упомянутой денежной помощи, нет. Поэтому в каждом государственном (или другом, конституционно определенном) органе такой документ должен разрабатываться и приниматься самостоятельно.

Материальная помощь на оздоровление

Остановимся на некоторых важных моментах, которые должны учитываться руководителями госслужбы в случае выплаты такой помощи.

Поскольку эта выплата гарантирована государством, в смете госоргана на бюджетный год (с 1 января до 31 декабря каждого года) должна предусматриваться одна помощь для каждого госслужащего один раз в год во время предоставления ежегодного отпуска соответствующего рабочего года.

Нужно знать, что по ст. 59 Закона № 889 ежегодные отпуска предоставляются госслужащим в порядке и на условиях, определенных законодательством о труде. В соответствии со ст. 12 Закона от 15.11.96 г. № 504/96-ВР «Об отпусках» (далее – Закон № 504) ежегодный основной отпуск может быть разделен на части любой продолжительности при условии, что основная, непрерывная ее часть будет составлять не менее 14 к. д. Эта часть отпуска не обязательно должна быть первой.

Поэтому госслужащий также может пожелать разделить свой ежегодный отпуск на части, если руководитель госслужбы не будет возражать против предложенного алгоритма деления. Например, это могут быть две равные части (каждая продолжительностью по 15 к. д.) или три-четыре разные части.

Если имеется согласованное с непосредственным руководителем госслужащего решение относительно деления ежегодного отпуска на части, то денежную помощь в размере среднемесячного заработка госслужащего советуем выплачивать по заявлению работника, в котором указывается, к какой именно его части он желает получить денежную помощь. Возможно и такое, что госслужащий попросит в заявлении, чтобы эта помощь ему была выплачена, например, во время предоставления части отпуска продолжительностью 1 к. д. Это не противоречит законодательству, то есть оснований для отказа госслужащему нет, конечно, если такая выплата осуществляется только один раз в год.

Может случиться, что госслужащий переведен из другого госоргана и во время окончательного расчета по предыдущему месту работы компенсация за неиспользованный отпуск перечислена в тот орган, где он будет работать.

Из ст. 24 Закона № 504 вытекает, что в случае перевода работника на работу на другое предприятие по его желанию на счет другого предприятия, на которое перешел работник, должна перечисляться денежная компенсация за неиспользованные им дни ежегодных отпусков.

Кроме того, согласно ст. 9 Закона № 504, если переведенный на другое предприятие работник полностью или частично не использовал ежегодные основной и дополнительные отпуска и не получил за них денежную компенсацию, в стаж работы, который дает право на ежегодные основной и дополнительные отпуска, засчитывается время, за которое он не использовал эти отпуска по предыдущему месту работы.

В таком случае в соответствии со ст. 59 Закона № 889 такой переведенный в другой госорган госслужащий имеет право получить денежную помощь, предусмотренную ст. 57 Закона № 889, оформляя свой ежегодный отпуск за соответствующий рабочий год. Кстати, на это обращает внимание Минсоцполитики в письме от 23.12.16 г. № 1791/0/101-16/281.

Обращаем внимание: подобные и другие нюансы относительно правомерности получения «оздоровительной» денежной помощи следует зафиксировать в положении об оплате труда работников соответствующего госоргана. Однако событием, которое непосредственно связывается с выплатой этой помощи, должно быть решение о предоставлении ежегодного отпуска (или части такого отпуска). Если, например, госслужащий оформляет другой вид отпуска (для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, в связи с обучением и т. п.), претендовать на получение указанной денежной помощи он не может.

Кстати заметим, что согласно ст. 60 Закона № 889 госслужащего, независимо от отнесения его должности к категории госслужбы («А», «Б», «В»), для выполнения безотлагательных задач могут отозвать из ежегодного основного или дополнительного отпуска. Согласие госслужащего на такие действия работодателя законодательством не предусмотрено.

В таком случае неиспользованная часть отпуска (конечно, по согласованию с руководителем госслужбы органа, в котором работает госслужащий) предоставляется госслужащему в любое время соответствующего года или присоединяется к отпуску в следующем году с возмещением непредвиденных расходов из-за отозвания должностного лица из отпуска. Такое возмещение осуществляется по правилам, установленным постановлением КМУ от 25.03.16 г. № 231 (далее – Постановление № 231). Данный документ конкретизировал расходы, подлежащие возмещению госслужащему, в частности расходы на приобретение неиспользованных проездных документов, бронирование этих документов и места проживания, оформление визы, страховки и т. п.

Даже если работнику стало известно о его отозвании из отпуска в первый же его день и он фактически выходит на работу на второй день своего отпуска, возвращать полученную денежную помощь на оздоровление он не должен.

Материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов

В отличие от «оздоровительной», материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов не гарантируется госслужащему, поскольку ст. 54 Закона № 889 предусматривает только возможность ее получения.

Согласно Порядку, утвержденному постановлением КМУ от 08.08.16 г. № 500 (далее – Порядок № 500), помощь может предоставляться один раз в год в размере среднемесячного заработка госслужащего по его личному заявлению. Если за материальной помощью обращается руководящий работник или его заместитель, то это решение должно быть согласовано с соответствующим органом вышестоящего уровня (в случае наличия такого органа).

Отсюда вытекает, что при недостаточности средств фонда оплаты труда, предусмотренных сметой госоргана, материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов может вообще не выплачиваться. Поэтому, принимая положение об оплате труда работников соответствующего госоргана, следует учитывать наличие финансовых ресурсов, чтобы в дальнейшем не возникало недоразумений. Если не найдены возможности осуществления этой выплаты госслужащим в течение года, об этом желательно сообщить им еще в начале года.

Также обращаем внимание: поскольку Порядком № 500 предусмотрена выплата именно в размере среднемесячного заработка госслужащего, нельзя ее выплачивать в большем или в меньшем размерах (см. письмо Минсоцполитики от 07.10.16 г. № 1383/13/84-16).

Напомним: решение о выплате различных видов материальной помощи госслужащим принимает руководитель госслужбы в пределах утвержденного фонда оплаты труда. Что касается руководителей аппарата местной госадминистрации и их заместителей, то решение о выплате им материальной помощи руководитель аппарата соответствующей госадминистрации должен принимать по согласованию с председателем этой местной госадминистрации.

Госслужащим, переведенным из одного госоргана в другой, указанная помощь может выплачиваться только в случае, если по предыдущему месту работы в году, в котором осуществлен перевод, они ее не получали.

«Обслуживающие» работники

С принятием Закона № 889 в штаты госорганов вводятся должности работников, которые выполняют функции по обслуживанию. Оплата труда этих лиц должна осуществляться согласно Условиям, утвержденным постановлением КМУ от 18.01.17 г. № 15 (далее – Постановление № 15, Условия № 15).

Согласно п. 3 Условий № 15 руководители госслужбы в госоргане в пределах утвержденного фонда оплаты труда оказывают «обслуживающим» работникам материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов в размерах, не превышающих их среднемесячную заработную плату.

В п. 4 Условий № 15 предусмотрена также выплата указанным работникам во время предоставления ежегодного отпуска материальной помощи для оздоровления, предельный размер которой равняется среднемесячному заработку работника.

Напомним: работники, которые выполняют функции по обслуживанию, не являются госслужащими и на них не распространяются нормы Закона № 889. Поэтому, например, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется им на общих принципах, установленных трудовым законодательством, то есть продолжительностью 24 к. д.

Как и другие работники, они могут обратиться к руководителю госслужбы с просьбой деления этого отпуска на части в порядке, предусмотренном ст. 12 Закона № 504. Поэтому помощь для оздоровления им будет выплачиваться по их заявлению к той ее части, которую они предложат.

Патронатная служба

Оплата труда работников патронатной службы (среди них, в частности, советники, пресс-секретари, помощники, референты) осуществляется по Условиям оплаты труда работников патронатных служб в государственных органах, утвержденным Постановлением № 15.

Социально-бытовая материальная помощь и помощь для оздоровления выплачивается им по тем же правилам и в тех же размерах, что и работникам, на которых возложены функции по обслуживанию.

Отличием является то, что решение о выплате принимает лицо, на которое возложены функции руководителя аппарата (в частности, руководитель аппарата Верховной Рады, руководитель офиса Президента, госсекретарь КМУ, министерства, руковдитель госоргана или его заместитель). Предложение относительно выплаты должно подаваться должностным лицом, при котором создана патронатная служба, а выплата должна осуществляться в пределах утвержденного фонда оплаты труда соответствующего госоргана.

Рабочие

Любой госорган при необходимости вводит в штат должности рабочих. Оплата их труда осуществляется согласно приказу Минтруда от 02.10.96 г. № 77 «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» (далее – Приказ № 77).

В отличие от вышеуказанных категорий работников госорганов, рабочим в течение года причитается к выплате одна материальная помощь в размере среднемесячного заработка. Такая помощь может выплачиваться к ежегодному отпуску работника или (по его заявлению) к определенным жизненным или личным обстоятельствам (бракосочетание, въезд в новую квартиру или же для лечения, при затруднительном материальном положении и т. п.).

Заметим: условия осуществления этой выплаты должны конкретизироваться во внутреннем документе органа власти, в частности в положении об оплате труда.

В положении об оплате труда советуем отдельно определить для каждой категории работников соответствующего госоргана (госслужащие, работники патронатной службы, работники, на которых возложены функции по обслуживанию, рабочие) порядок осуществления выплаты всех составляющих заработка. Можно принять и отдельный документ, который будет определять условия, порядок и размеры материальной помощи, которая будет выплачиваться работникам.

Работники советов

Функционирование ОМС, а также другие вопросы относительно лиц, которые работают в этих органах, регулируется Законом от 07.06.01 г. № 2493-ІІІ «О службе в органах местного самоуправления» (далее – Закон № 2493).

По определению ст. 2 Закона № 2493 должностным лицом местного самоуправления является лицо, которое работает в ОМС, имеет соответствующие полномочия относительно осуществления организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций и получает зарплату за счет местного бюджета.

Также в штате ОМС могут быть следующие должности (ст. 3 Закона № 2493):

  • выборные, на которые лица избираются на местных выборах;
  • выборные, на котороые лица избираются или утверждаются соответствующим советом;
  • должности, на которые лица назначаются сельским, поселковым, городским главой, председателем районного, районного в городе, областного совета на конкурсной основе или по другой процедуре, предусмотренной законодательством.

Обращаем на это внимание из-за того, что для каждой из указанных категорий лиц установлены особенности оплаты труда.

Так, по ст. 21 Закона № 2493 должностным лицам местного самоуправления выплачивается помощь на оздоровление в размере должностного оклада во время предоставления им ежегодного отпуска продолжительностью 30 к. д.

Как предусмотрено ст. 8 Закона от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда», регулирование оплаты труда работников учреждений и организаций, которые финансируются из бюджета, осуществляется государством, то есть условия и размер оплаты их труда определяются Кабмином.

Поэтому оплата труда работников ОМС осуществляется согласно постановлению КМУ от 09.03.06 г. № 268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» (далее – Постановление № 268).

Таким образом, руководствуясь п. 2 Постановления № 268, руководитель ОМС имеет право предоставлять работникам в пределах утвержденного фонда оплаты труда материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов и помощь для оздоровления во время предоставления ежегодного отпуска в размере, не превышающем среднемесячную зарплату работника.

Как видим, Постановление № 268 позволяет выплачивать работникам ОМС два вида помощи да еще и в размерах, предусмотренных данным документом.

При случае напомним, что до принятия Закона № 889 условия оплаты труда госслужащих и должностных лиц ОМС определялись на аналогичных принципах согласно Постановлению № 268. Поэтому разъяснительные письма Минсоцполитики того времени для работников советов и их исполнительных органов до сих пор актуальны.

Так, в письме Минсоцполитики от 19.01.15 г. № 39/13/84-15 указано, в частности, что решение о предоставлении работнику помощи для оздоровления в размере среднемесячной зарплаты принимается руководителем соответствующего органа только в случае предоставления ежегодного отпуска.

Кроме того, у руководителя есть право относительно предоставления социально-бытовой помощи также в размере среднемесячного заработка работника. Условия выплаты материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов, то есть перечень должностей работников, которым она причитается, обстоятельства, являющиеся основанием для такой выплаты, и т. п. должны быть определены положением об оплате труда работников ОМС или же отдельным документом ОМС.

Как и для бюджетников (образование, культура, здравоохранение и т. п.), работник ОМС указывает в своем заявлении об обстоятельствах, а руководитель ОМС, с учетом изложенного и наличия средств на эту цель, принимает решение о выплате социально-бытовой помощи. Если средств недостаточно, то такая помощь может вообще не выплачиваться.

Заметим: все сказанное касается не только должностных лиц ОМС (т. е. лиц, которым присваивается ранг должностного лица местного самоуправления), но и служащих аппарата (секретариата) ОМС. То есть по должностям, указанным в приложении 55 к Постановлению № 55 (например, заведующий хозяйством, кассир, инспектор, комендант, машинистка и т. п.), также предусматривается выплата двух видов помощи – к ежегодному отпуску и социально-бытовой, каждая в размере среднемесячного заработка работника.

Предостережения для ОМС следующие: помощь на оздоровление в размере должностного оклада, предусмотренная ст. 21 Закона № 2493, является обязательной выплатой, которая причитается каждому должностному лицу ОМС. В размере среднемесячного заработка эта помощь может выплачиваться только при наличии финансовых ресурсов. Вопрос, выплачивать или нет материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов, прямо зависит от имеющихся средств.

Поэтому советуем председателям советов, работникам экономических служб ОМС, с учетом реальных финансовых возможностей соответствующего года, предусматривать в сметах соответствующих советов и их исполнительных органов именно те объемы помощи, которые гарантированно смогут получить работники этих органов.

Что касается рабочих ОМС, то им материальная помощь в размере среднемесячного заработка должна выплачиваться на условиях, установленных Приказом № 77.

Достаточно часто руководителей ОМС (председателей советов) отзывают из ежегодного отпуска. Поэтому возникает вопрос: возможно ли это и чем следует руководствоваться? Объяснение находим в законодательстве.

Отозвание из отпуска согласно ч. 3 ст. 12 Закона № 504 может иметь место только для предотвращения стихийного бедствия, производственной аварии или немедленного устранения их последствий, для предотвращения несчастных случаев, простоя, гибели или порчи имущества предприятия с соблюдением требований части первой данной статьи и в других предусмотренных законодательством случаях. Такие действия допускаются с согласия работника.

Что касается работников ОМС, то для отозвания их из отпуска Минсоцполитики считает целесообразным руководствоваться ст. 60 Закона № 889 и Постановлением № 231. Основанием для таких выводов является п. 2 Заключительных и переходных положений Закона № 2493, согласно которому действие Закона № 889 распространяется на органы и должностных лиц местного самоуправления в части, не противоречащей Закону от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине», данному Закону и другим законам, регулирующим деятельность местного самоуправления.

Как и госслужащим, должностным лицам советов при их отозвании из отпуска не нужно возвращать выплаченную помощь для оздоровления.

Некоторые особенности выплаты помощи в госорганах и ОМС

В первую очередь напомним, что согласно п. 6 Постановления № 268 руководители ОМС получают стимулирующие выплаты и материальную помощь в порядке и размерах, установленных данным постановлением, однако есть отдельный порядок принятия решения относительно этих выплат.

Так, основанием для получения материальной помощи председателем областного, районного и районного в городе совета, его заместителем, а также сельским, поселковым, городским головой служит решение соответствующего совета.

А вот секретарям сельских, поселковых, городских советов, заместителям сельских, поселковых, городских голов, управляющим делами (секретарям) исполкомов, старостам помощь должна предоставляться по решению сельского, поселкового, городского головы.

Связано это с тем, что ОМС не имеют органов вышестоящего уровня, то есть фактически эти органы работают в условиях определенной автономности и много важных решений принимают самостоятельно.

Может случиться, что работник вовремя не использовал свое право на ежегодный отпуск, то есть обратился за ее получением, скажем, проработав почти два года без отпуска.

Напомним: в соответствии со ст. 11 Закона № 504 запрещено непредоставление ежегодных отпусков полной продолжительности в течение двух лет подряд.

И если, например, работник планирует использовать свое право на отпуск в текущем году за предыдущий год, выплата помощи для оздоровления за отработанный период должна осуществляться за счет экономии фонда оплаты труда (конечно, это нужно делать так, чтобы другие работники не были ущемлены). В противном случае имеется высокая вероятность того, что помощь, причитавшаяся работнику во время отпуска за предыдущий год, ему вообще не будет выплачена.

Еще один момент. В письме Минсоцполитики от 07.10.16 г. № 1382/13/84-16 обращается внимание, что работнику ОМС, который получил помощь на оздоровление, однако по факту не использовал ежегодный основной отпуск из-за временной нетрудоспособности и последующего увольнения (хотя ее предоставление надлежащим образом оформлено приказом руководителя), возвращать сумму выплаченной помощи не нужно, поскольку законодательство этого не предусматривает.

Также обращаем внимание: работника ОМС нельзя лишать помощи на оздоровление, если к нему применено дисциплинарное взыскание. Объясняется это просто: по ст. 151 КЗоТ в течение действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к работнику не применяются. Однако помощь, которая предоставляется согласно п. 2 Постановления № 268, не относится к поощрительным выплатам, поэтому лишать работника возможности ее получить в период дисциплинарного взыскания нет оснований.

Чтобы у работника ОМС не возникало искушения получить «оздоровительную помощь» дважды в год, предостерегаем: никаких оснований для этого нет. Такие «прихоти» могут возникать, в частности, в случае деления ежегодного основного отпуска. Однако в таком случае выплата помощи должна осуществляться только по заявлению работника один раз в год во время предоставления любой из частей этого отпуска. Поэтому если помощь выплачена должностному лицу во время предоставления ему части ежегодного отпуска, например в мае, оснований для выплаты помощи ко второй части отпуска нет независимо от времени его предоставления. Подробнее об этом – в «Дважды в год оздоровительная помощь не выплачивается».

Источник: «Баланс-Бюджет» № 30, который вышел из печати 29.07.19 г.

⤷ СКАЧАТЬ СТАТЬЮ ⤶

Фонд «Украинская биржа благотворительности» (УББ)

Кому помогают — различным проектам: от адресных сборов до масштабных социальных инициатив

«Украинская биржа благотворительности» собирает деньги на благотворительные проекты. Каждый из них – это история конкретных людей, которым нужна помощь, и за каждым проектом стоит чья-то проблема, чья-то история, чья-то боль и надежда. Задача УББ – объединить неравнодушных с теми, кому нужна помощь.

Реквизиты:
Получатель: МБФ «Украинская биржа благотворительности»
ПАТ «ПриватБанк»
ЕГРПОУ: 38005762
Код банка (МФО): 300711
Р/р: 26006052720940
Назначение: благотворительная помощь на проект «__название проекта__».

Фонд «Клуб добродіїв»

Кому помогают – детям-сиротам

«Клуб добродіїв» пропагандирует идею против жалости, ведь сиротам нужны знания, навыки и возможности, а не сочувствие. Отдельным направлением деятельности является осуществление заветных желаний детей, оставшихся без родителей. Фонд основал первую в Украине «Школу волонтеров». Главные ценности – ответственность, работа на результат, новаторство и позитивный подход к волонтерству.

Реквизиты:
Получатель: БО БФ «Клуб добродіїв»
Код ЕГРПОУ: 40709504
Р/с: № 26000053177737 (грн.) в ПАО КБ «ПриватБанк»
Код банка (МФО): 321842
Назначение платежа: благотворительный взнос

Фонд «Помогаем»

Кому помогают — тяжелобольным детям и детям-сиротам

Фонд был создан в 2009 году и объединил две группы неравнодушных людей: волонтеров, которые работают в детских больницах и отделениях, помогая тяжелобольным детям, и приемных родителей, принявших в свои семьи детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Миссия фонда — объединение неравнодушных и внедрение качественных инновационных проектов силами профессиональной команды.

Реквизиты:
Получатель: БО БФ «Помогаем»
Код ЕГРПОУ: 36532282
Р/с: 26008050238195 в ПАТ «ПриватБанк»
Код банка (МФО): 305299
Назначение платежа: благотворительный взнос

Фонд «Запорука»

Кому помогают – онкобольным детям

Фонд «Запорука» с 2008 года ежедневно поддерживает семьи онкобольных детей, которые лечатся в Национальном институте рака, отделе детской нейрохирургии Института нейрохирургии им. акад. Ромоданова и отделении гематологии и интенсивной химиотерапии Западноукраинского детского специализированного медицинского центра во Львове.

Реквизиты:
Получатель: БФ «Запорука»
ПАТ «ПриватБанк»
Р/с: 26004052624251
Код ЕГРПОУ: 35911054
Код банка (МФО): 320649
Банк получатель: ПАТ «ПриватБанк»
Назначение платежа: благотворительный взнос

Фонд «Сердца будущего»

Кому помогают — детям с врожденным пороком сердца

«Сердца будущего» — первый благотворительный фонд, созданный врачами двух ведущих государственных кардиохирургических центров Украины. Цель организации не только профессиональная, но и благотворительная — помощь детям с врожденными пороками сердца.

Реквизиты:
Получатель: БО БФ «Сердца будущего»
Код ЕГРПОУ: 38419942
Р/с: 26003052613144
в ПАТ КБ «ПриватБанк», расчетный центр, г. Киев
Код банка (МФО): 320649

Фонд «Город счастливых детей»

Кому помогают — обездоленным детям

С 2007 года фонд помогает детям с тяжелой судьбой, давая им безопасный приют.

Вы можете помочь фонду, несколькими способами.

1. Перечислить средства с помощью вашей карты Visa или MasterCard, не выходя из дома и указав сумму перевода.

3. Через «Украинскую биржу благотворительности» — внести пожертвования на нужды детей.

4. При помощи «Cундучка желаний». Вы можете заглянуть сюда и, возможно, осуществить маленькую мечту.

Фонд «Свичадо»

Кому помогают — НДСБ «ОХМАТДЕТ»; детским больницам; детям, нуждающимсяся в срочной операции

Фонд занимается закупкой оборудования для неонатологического центра, отделения гнойной хирургии и других отделений НДСБ «ОХМАТДЕТ», детских больниц и неонатальных центров Украины. Также организация оказывает адресную помощь детям, нуждающимся в срочном хирургическом вмешательстве и постоперационной реабилитации, в том числе адресной помощи по реабилитации детей с ДЦП.

Реквизиты:
Получатель: БО БФ «СВИЧАДО»
Р/с: 260 080 608 157 28
В ПАТ «ПриватБанк» в г. Харькове
Код банка (МФО): 351533
Код ЕГРПОУ: 37657273

Фонд «Каритас Украины»

Кому помогают — нуждающимся детям; людям с особыми потребностями

Основные направления работы фонда:

• помощь кризисным детям, молодежи и семьям;

• охрана здоровья;

• помощь людям с особыми потребностями;

• социальные проблемы миграции;

• помощь в чрезвычайных ситуациях.

Реквизиты:
Получатель: МБФ «Каритас Украины»
ОКПО: 21695710
Р/с: 2600801913626 в центральном филиале ОАО «Кредобанка»
Код банка (МФО): 325365

Фонд «Жизнелюб»

Кому помогают — пенсионерам

Благотворительный фонд «Жизнелюб» организовывает досуг людей почтенного возраста и предоставляет им адресную помощь. Также организация открывает точки бесплатного горячего питания для малоимущих, помогаем домам престарелых и оказывает адресную помощь нуждающимся пенсионерам.

Реквизиты:
Получатель: БФ «Жизнелюб»
Код ЕГРПОУ: 38000000
Р/с: 26007000000000
Код банка (МФО): 320000
в АТ «ПроКредитБанк», г. Киев, неприбыльная организация

Фонд «Кожен може»

Кому помогают — пенсионерам; людям с инвалидностью; семьям погибших военных

Помощь основывается на принципах гуманизма, нейтральности, объективности и самостоятельности и предоставляется независимо от национальности, религии, гендерной принадлежности, этнических или политических предпочтений. Сотрудничает с больницами и госпиталями в обеспечении оборудованием и расходными материалами.

Реквизиты:
Получатель: БО МБФ «Кожен може»
«ПриватБанк»
ЕГРПОУ: 39358226
Код банка (МФО): 300711
Р/с: 26006052735797 (грн.)
Назначение платежа: благотворительный взнос

Фонд «Территория добра»

Кому помогают — людям, нуждающимся в помощи

Организация призвана заботиться о людях, нуждающихся в помощи, и оказывать попечительство детям, пожилым людям, людям с ограниченными возможностями, малообеспеченным семьям, участникам боевых действий в зоне АТО.

Реквизиты:
Получатель: БО БФ «Территория добра»
Название банка: ПАТ «ПриватБанк»
Код ЕГРПОУ: 39585080
Р/с: 26003052735682
Код банка (МФО): 300711

Фонд Happy Paw

Кому помогают — бездомным животным

Благотворительный фонд, который заботится о судьбе бездомных кошек и собак. Помочь фонду можно как финансово, так и став волонтером в одном из приютов для животных, прихватив с собой всю любовь и ласку.

Реквизиты:
Получатель: Благодійна організація «Благодійний Фонд «Щаслива Лапа»
ЄДРПОУ: 38266276
Р/с: 26001053119028 – загальний рахунок фонду,
р/р 26009053123599 – на лікування важкохворих тварин
в ПАТ «ПРИВАТБАНК», м. Київ МФО 321842

Фонд «Сириус»

Кому помогают — бездомным животным
Приют благотворительного фонда «Сириус» создан в 2000 году и существует на средства основателей фонда и любителей животных со всей Украины. Фондом проводится бесплатная вакцинация, стерилизация и помощь в содержании питомцев в малообеспеченных семьях. За годы существования приюта было устроено более 4 000 животных. Помочь можно финансово или усыновив собаку или кота из приюта, а также став волонтером.

Реквизиты:
Получатель: БФ «Сириус»
Код ЕГРПОУ: 21684066
Р/с: 26006000315750
банк ПАТ «Универсал Банк», г. Киев, Украина
Код банка (МФО): 322001
Назначение платежа: благотворительная помощь

Фонд «Сердце воина»

Кому помогают — людям, пережившим войну, боевые действия

Основная задача фонда – предоставление помощи и обучение современной психологической и физической реабилитации людей, которые пережили войну или боевые действия в Украине.

Реквизиты:
Получатель: БУ «Сердце воина»
Р/с: 2600201843976 (грн./$)
Код ЕГРПОУ: 41007814
ПАО «Кредобанк»
Код банка (МФО): 325365
Назначение платежа: благотворительная помощь на психосоциальную адаптацию

Как узнать, что мои деньги помогли?

Если вы хотите убедиться, что ваше пожертвование на самом деле пошло на благое дело, а не в чужой карман, сделайте ряд простейших операций:

1. Сначала нужно убедиться в том, что фонд работает легально.

Можно зайти на сайт информационно-ресурсного центра, ввести название фонда, и вы поймете, зарегистрирован ли он официально.
2. Проверьте отчетность!

Добропорядочный фонд всегда публикует на сайте не только просьбы о помощи, но и детальные отчеты о поступлениях на проекты и о произведенных оплатах за препараты и обследования, чеки из аптек, счета из клиник.

3. Если и с отчетностью все отлично, но вашего платежа все еще не видно?

Абсолютно нормальным будет написать или позвонить в фонд и сообщить об этом – все должны исправить. Как правило, банковские процедуры могут быть достаточно медленными и не стоит паниковать сразу, подождите день.

4. Если все пункты пройдены, то, чтобы убедиться окончательно, переходим к четвертому.

Можно и нужно просить фонд, чтобы он прислал вам свой ежегодный отчет о том, куда пошли пожертвования и на какую сумму, или же прочитайте соответствующий отчет на сайте организации.

Действующее законодательство не содержит определения материальной помощи. Однако встречаются разные ее виды, каждый из которых имеет свои особенности. Ввиду этого важно их хорошо знать, чтобы правильно отражать в учете, облагать НДФЛ и начислять ЕСВ. И сейчас речь пойдет о матпомощи, которую может выплатить работодатель своим работникам

Определяемся с терминами

Материальная помощь, выплачиваемая предприятием своим работникам, может носить:

  • систематический характер — предоставляется всем или большинству работников;
  • разовый характер — предоставляется отдельным работникам в связи с определенными обстоятельствами.

Такие виды материальной помощи условно можно квалифицировать как «зарплатная» и «не зарплатная».

Особенности документирования, учета и налогообложения для этих двух видов помощи существенно отличаются, поэтому предлагаем ознакомиться с ними по отдельности. Вместе с тем особое внимание обратим на матпомощь, предоставляемую в денежной форме.

Зарплатная, или систематическая матпомощь

Основания и документирование

Ее выплата предусматривается законодательными актами или коллективным договором предприятия (либо другим аналогичным документом), и предоставляется она всем или большинству работников. То есть данная матпомощь носит систематический характер.

В соответствии с пп. 2.3.3 Инструкции № 5, материальная помощь, которая носит систематический характер, предоставленная всем работникам или большинству (на оздоровление, в связи с экологическим состоянием, кроме сумм, указанных в п. 3.31 данной Инструкции), относится к фонду оплаты труда в составе прочих поощрительных и компенсационных выплат.

Сюда относятся прежде всего виды матпомощи, определенные условиями коллективного или трудового договора, в частности: на оздоровление к ежегодному отпуску, к юбилею, при рождении ребенка или семьям с детьми, при выходе на пенсию и т.д. Безусловно, в случае выплаты матпомощи на оздоровление к ежегодному отпуску отдельного заявления от работника не требуют. Однако если матпомощь выплачивают при рождении ребенка, то от работника все же могут потребовать заявление с копией свидетельства о рождении ребенка.

Матпомощь предоставляется на основании приказа руководителя предприятия, в котором указывают событие, связанное с ее предоставлением, ссылаются на норму коллективного договора (или иного документа) и предоставляют предписание бухгалтерии начислить матпомощь определенным работникам в конкретных размерах.

После этого приказ передается в бухгалтерию, и на его основании начисляют матпомощь работникам.

НДФЛ и военный сбор

Прежде всего стоит подчеркнуть: хотя НКУ не содержит норм, которые бы разграничивали матпомощь на систематическую и разовую, налоговики отмечают, что материальная помощь, носящая систематический характер и предоставляемая всем или большинству работников, с целью налогообложения приравнивается к заработной плате и включается в общий месячный налогооблагаемый доход налогоплательщика (см. ИНК ГФС от 26.09.2017 г. № 2052/6/99-99-13-02-03-15/ІПК, от 26.09.2017 г. № 2052/6/99-99-13-02-03-15/ІПК, разъяснение из категории 103.15 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.sfs.gov.ua)).

В этом случае матпомощь, предоставленную в соответствии с условиями коллективного или трудового договора (положением об оплате труда или отраслевым соглашением) всем или большинству работников, в Налоговом расчете сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу физических лиц, и сумм удержанного с них налога (форма № 1ДФ), утвержденном приказом Минфина от 13.01.2015 г. № 4 (далее — форма № 1ДФ), отражают, как и любую другую зарплатную выплату, с признаком дохода «101».

Учитывая то что данный вид матпомощи включается в налогооблагаемый доход, с него удерживается также военный сбор (пп. 1.2 п. 161 подраздела 10 р. ХХ НКУ).

ЕСВ

Базой начисления ЕСВ для предприятий, учреждений и организаций, использующих труд физлиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством, согласно п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона № 2464 является сумма начисленной заработной платы по видам выплат, которые включают основную и дополнительную зарплату, прочие поощрительные и компенсационные выплаты, в т.ч. в натуральной форме, определяемые в соответствии с Законом об оплате труда.

Руководствуясь пп. 5 п. 3 р. IV Инструкции № 449, определение видов выплат, относящихся к основной, дополнительной заработной плате и прочим поощрительным и компенсационным выплатам, при начислении ЕСВ предусмотрено Инструкцией № 5.

В форме № Д4 систематическая матпомощь работникам будет отражаться в составе зарплаты, начисленной в отчетном месяце.

Налог на прибыль

С 01.01.2015 объектом обложения налогом является прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, определяемая путем корректировки (увеличения или уменьшения) финрезультата до налогообложения (прибыли или убытка), определенного в финотчетности предприятия в соответствии с НП(С)БУ или МСФО, на разницы, возникающие согласно положениям НКУ (п. 134.1 НКУ). К тому же ГФС разъясняла, что финрезультат до налогообложения не корректируют на суммы выплат, связанных с оплатой труда (в частности, выплаты на рождение ребенка, единовременное пособие работникам, выходящим на пенсию в соответствии с действующим законодательством и колдоговором), — см. ИНК от 17.01.2019 г. № 195/6/99-99-15-02-02-15/ІПК.

Бухучет

Как уже отмечалось, материальная помощь, носящая систематический характер, относится к фонду оплаты труда. Поэтому начисляют данную матпомощь по Дт счетов 92, 93, 23 и Кт субсчета 661 «Расчеты по заработной плате».

Помощь незарплатная, или разовая

Основания и документирование

Данная помощь предоставляется работнику при возникновении у него определенных жизненных обстоятельств (например, лечение, оздоровление и т.п.). Такая выплата для предприятия является незапланированной и непредсказуемой, т.е. внезапной, разовой.

Работникам ее предоставляют по приказу руководителя, изданного на основании заявления работника, указывая обстоятельства, являющиеся причиной для ее предоставления, а также размер матпомощи.

Согласно п. 3.31 Инструкции № 5, материальная помощь разового характера, предоставляемая предприятием отдельным работникам в связи с семейными обстоятельствами, на оплату лечения, оздоровление детей и т.д., не относится к фонду оплаты труда.

НДФЛ и военный сбор

Руководствуясь пп. 170.7.3 НКУ, такую матпомощь можно квалифицировать как нецелевую благотворительную помощь, сумма которой не включается в налогооблагаемый доход в размере, не превышающем (в течение отчетного налогового года совокупно) предельный размер дохода, определенный согласно абз. 1 пп. 169.4.1 НКУ (в 2019 году — 2690 грн).

С необлагаемого размера такой матпомощи не удерживается также военный сбор (п.п. 1.7 п. 161 подраздела 10 р. ХХ НКУ). Из части превышения над необлагаемым размером данной матпомощи необходимо удержать военный сбор (см. разъяснение из категории 132.02 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.sfs.gov.ua)).

В форме № 1ДФ сумму нецелевой благотворительной помощи, в т.ч. превышающей необлагаемые размеры, отражают по признаку дохода «169» (см. разъяснение из категории 132.02 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.sfs.gov.ua)).

Обратите внимание!

Если общая сумма полученной нецелевой благотворительной помощи в течение отчетного налогового года превышает необлагаемый ее размер, то физлицо обязано представить годовую налоговую декларацию с указанием ее суммы (абз. 4 пп. 170.7.3 НКУ).

ЕСВ

Учитывая п. 14 Перечня № 1170, материальная помощь разового характера, предоставляемая отдельным работникам в связи с семейными обстоятельствами: на оплату лечения, оздоровление детей, погребение, когда необходимость ее получения возникла внезапно (при условии подачи заявления), не является базой для начисления ЕСВ. Эту же норму цитирует и ГФС в ИНК от 19.02.2019 г. № 600/6/99-99-13-02-03-15/ІПК.

Если же она не является объектом обложения НДС, то и в форме № Д4 ее не показывают.

Налог на прибыль

Здесь снова процитируем норму с п. 134.1 НКУ, согласно которой объектом обложения налогом является прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, определяемая путем корректировки (увеличения или уменьшения) финрезультата до налогообложения (прибыли или убытка), определенного в финотчетности предприятия в соответствии с НП(С)БУ или МСФО, на разницы, возникающие согласно положениям НКУ (п. 134.1 НКУ). Никаких корректировок для выплаты нецелевой матпомощи работникам НКУ не предусматривает, а действуют только бухучетные правила ее начисления.

Бухучет

Выплата указанной помощи не связана ни с производственной, ни с административной или сбытовой деятельностью. Ввиду этого при ее начислении используется субсчет 949 «Прочие расходы операционной деятельности».

Редакция газеты

«Интерактивная бухгалтерия»

Понятие материальной помощи, ее общая характеристика и порядок оформления

Матпомощь представляет собой денежную выплату работнику организации, которая производится на основании решения, принятого руководством фирмы ввиду наступления события, с которым связывается необходимость выплаты. Исчерпывающего перечня таких событий ни ТК РФ, ни иные нормативные акты, регулирующие трудовые отношения, не содержат. Формально матпомощь может выплачиваться при наступлении у сотрудника любой ситуации, которую руководство организации связывает с необходимостью выплаты.

Как правило, положения о порядке и основаниях выплаты матпомощи закрепляются либо в локальных актах предприятия, либо в коллективном договоре. Однако это не означает, что при отсутствии локального регулирования работодатель не имеет права выплачивать матпомощь, поскольку произведение такого рода выплат — его прерогатива. В то же время обязанности выплачивать денежные суммы работникам, если регулирование порядка осуществления выплат в организации отсутствует, у работодателя нет.

Как оформить материальную помощь?

Порядок оформления и выплаты матпомощи трудящимся не закрепляется на законодательном уровне, однако, исходя из общих положений ТК РФ и иных актов в сфере регулирования трудовых правоотношений, можно прийти к выводу о том, что:

  • выплата может быть осуществлена на основании заявления работника, служебной записки непосредственного начальства служащего либо без таких документов, на основании волеизъявления руководства организации;
  • решение о произведении выплат принимает работодатель, т. е. необходим распорядительный акт, который выражает такую волю (приказ, распоряжение);
  • четкий порядок выплат может быть закреплен в локальной документации или коллективном договоре.

Внимание! Образец от «КонсультантПлюс»
Смотрите образец Положения о выплате материальной помощи работникам организации.

В каких случаях матпомощь может выплачиваться?

Выделяют следующие виды материальной помощи:

  • единовременная (разовая) или периодическая;
  • выраженная в денежной форме (рублях) либо в натуральной форме, в частности лекарствами, вещами и т. д.
  • связанная с определенными событиями в текущей деятельности служащего (например, выход в очередной оплачиваемый отпуск), с негативно характеризующимися событиями (например, болезнь родственника трудящегося) либо с позитивно характеризующимися обстоятельствами (например, рождением у сотрудника ребенка).

К основаниям для выплат можно отнести:

  • уход трудящегося на пенсию по возрасту;
  • рождение детей;
  • свадьбу работника;
  • заболевание сотрудника;
  • заболевание членов его семьи;
  • смерть родственника;
  • очередной оплачиваемый отпуск.

Поскольку порядок выплат может отличаться в различных организациях, а в каких-то фирмах и вовсе не закрепляется, далее рассмотрим наиболее типичные способы оформления матпомощи.

Как выплачивается матпомощь? Закрепление порядка выплаты в локальных актах организации

Ч. 2 ст. 5 ТК РФ закрепляет, что трудовые отношения могут быть урегулированы различными способами, в частности, посредством принятия коллективных договоров, соглашений либо локальных актов. Относительно порядка выплаты материальной помощи возможны следующие варианты:

  • принимается коллективный договор, регулирующий порядок выплат матпомощи;
  • утверждается локальный акт, в котором прописаны порядок и основания для выплат;
  • данный вопрос вообще игнорируется (что также не противоречит законодательству).

Порядок принятия локальных актов закреплен в ст. 8 ТК РФ. Право на их принятие работодателем установлено ч. 1 ст. 22 ТК РФ. В них могут закрепляться в том числе права и обязанности работодателя и трудящихся, что следует из положений ст. 20 ТК РФ.

Не исключается, что такие права и обязанности могут закрепляться и относительно необходимости выплаты работодателем и возможности получения работниками сумм матпомощи. При этом соблюдение принятого на предприятии локального акта обязательно для обеих сторон трудовых отношений.

Локальный акт — это распорядительный документ, оформляемый работодателем, поэтому при его принятии руководство фирмы, как правило, делает акцент на своих правах, но не обязанностях. Это и понятно, поскольку загонять себя в рамки, прописывая обязательства по выплате сумм матпомощи работодателям невыгодно. Гораздо выгоднее с точки зрения управленца оставить этот вопрос размытым, не закрепляя конкретных обязательств, но тем не менее оставляя возможность выплат на свое усмотрение.

В этом плане работники, желающие закрепить порядок выплаты матпомощи, добьются более эффективных результатов, если инициируют процедуру переговоров с целью принятия коллективного договора.

Закрепление порядка выплаты материальной помощи в коллективном договоре

В силу ст. 40 ТК РФ коллективный договор — это правовой акт, который регулирует различные отношения внутри фирмы. Он заключается между работниками и работодателем, через представителей, путем проведения коллективных переговоров (гл. 6 ТК РФ).

Ч. 1 ст. 41 ТК РФ, определяющая содержание и структуру коллективного договора, не исключает, что в таком документе могут закрепляться и обязанности работодателя по выплате матпомощи, порядок таких выплат.

Если, принимая локальный акт, работодатель действует самостоятельно (в некоторых случаях учитывается мнение профсоюза, в силу ч. 2 ст. 8 ТК РФ), то коллективный договор принимается путем активного обсуждения его содержания представителями обеих сторон трудовых отношений, что подразумевает, что в таком документе права работников на получение матпомощи будут отражены более детально. Кроме того, сотрудники могут самостоятельно инициировать процедуру проведения коллективных переговоров, а работодатель не вправе отказаться от участия в них.

В договоре целесообразно отразить детальный порядок и случаи выплаты матпомощи, что позволит урегулировать данные правоотношения.

Перечень документов, которые могут быть необходимы для оформления матпомощи работнику

Поскольку вопрос о выплате матпомощи не урегулирован на законодательном уровне, не закрепляется и обязательного пакета документов, которые требуется представить работнику с целью получения выплаты. В то же время коллективные договоры и локальные акты могут устанавливать такой перечень.

Поскольку матпомощь выплачивается ввиду наступления в жизни сотрудника различных событий, документы должны подтверждать факт их наступления. Основным документом является заявление либо служебная записка. На их основании инициируется процедура выдачи матпомощи.

Какие документы требуется предоставить дополнительно, зависит от ситуации:

  • Если сотрудник претендует на матпомощь в связи с рождением ребенка, следует представить свидетельство о рождении.
  • Если сотрудник заболел и ему необходимы деньги на лечение, потребуется заключение врача и/или врачебной комиссии, а также иные документы, подтверждающие факт наличия заболевания.
  • Если сотрудник уходит в отпуск и в связи с этим хочет получить матпомощь, доказательствами ухода в отпуск могут послужить график отпусков, приказ работодателя. Данные документы уже имеются у руководства, поэтому в такой ситуации целесообразно представить только заявление на выплату.
  • В случае если член семьи сотрудника умер, необходимо представить работодателю свидетельство о смерти либо судебное решение о признании члена семьи умершим.

Заявление о предоставлении матпомощи и его образец, служебная записка (служебка)

Для того чтобы работодатель узнал о том, что в жизни служащего произошло событие, которое может послужить основанием для выплаты матпомощи, сотруднику нужно уведомить его об этом. Уведомление производится на основании заявления.

Форма заявления законом не закреплена, однако может быть приведена в локальном акте или коллективном договоре. Требований к заявлению законодательство также не содержит.

Образец такого документа может выглядеть следующим образом:

Директору ООО «Ирис»

Петрову Т. Н.

От старшего менеджера

Карпова Т. Г.

Заявление

Прошу предоставить мне материальную помощь в размере 5000 руб. в связи с необходимостью покупки лекарств для лечения обнаруженного заболевания почек.

Приложение: копия заключения врачебной комиссии БУЗ «Московская городская поликлиника» от 12.07.2020 № 127-ЗК, копия рецепта от 12.07.2020 № 129571, выданного врачом Анисимовой Р. В.

12.07.2020 Карпов Т. Г. /Карпов/

Заявление подается в 2 экземплярах. На одной копии ставится отметка о дате вручения и подпись лица, которому заявление передано, а вторая копия передается работодателю.

Второй способ уведомления работодателя о наступлении определенного события, связанного с необходимостью выплаты матпомощи, — служебная записка, составленная, например, непосредственным начальником сотрудника.

Образец служебной записки может выглядеть следующим образом:

Директору ООО «Ирис»

Петрову Т. Н.

От начальника отдела продаж

Игнатьева Т. В.

Служебная записка

Довожу до Вашего сведения, что у старшего менеджера Карпова Т. Г. 12.07.2020 родился ребенок — дочь, Карпова В. Т. Прошу рассмотреть возможность о выдаче Карпову Т. Г. материальной помощи в размере 5000 руб.

Игнатьев Т.В. /Игнатьев/ 12.07.2020

Возможно ли получение матпомощи без документов?

Получение матпомощи без документов возможно только в том случае, если решение принимается работодателем по его собственной инициативе. Если же инициатором прошения о перечислении сумм матпомощи является служащий, обязательным документом является заявление. В случае когда о выплате матпомощи сотруднику просит его непосредственный начальник, обязательным документом является служебная записка.

Решение о выдаче матпомощи может быть принято работодателем и без документов, доказывающих факт наступления того или иного события в жизни сотрудника. Их наличие по общему правилу необязательно (если иное не закреплено в локальном акте либо коллективном договоре). В то же время работодатель может отказать в выплате ввиду недоказанности наступления в жизни служащего события, которое приводится в качестве основания для выплаты матпомощи.

Образец приказа о предоставлении матпомощи

Выплата матпомощи производится на основании приказа работодателя. Его форма законодательно не закреплена. В то же время она может быть определена положениями локального акта или коллективного договора.

Приказ может быть оформлен по следующему образцу:

ООО «Ирис»

Москва

ПРИКАЗ

О выплате материальной помощи

12.07.2020 № 124-лс

В связи с заболеванием главного менеджера операционного отдела ООО «Ирис» Иракова Р. В., подтвержденным представленными им документами (копия заключения врачебной комиссии БУЗ «Московская городская поликлиника» от 12.07.2020 № 127-ЗК, копия рецепта от 12.07.2020 № 129571),

ПРИКАЗЫВАЮ:

Выплатить Иракову Р. В. материальную помощь в размере 5 000 руб.

Выплату матпомощи произвести вместе с выплатой очередной заработной платы за август 2020 года.

Основание: заявление Иракова Р. В. от 12.07.2020, копия заключения врачебной комиссии БУЗ «Московская городская поликлиника» от 12.07.2020 № 127-ЗК, копия рецепта от 12.07.2020 № 129571

Директор ООО «Ирис» Васильев О. В. /Васильев/

Назначение платежа при выплате матпомощи

При перечислении сумм материальной помощи необходимо указать в платежном поручении назначение платежа. Кроме того, следует сослаться на сведения о приказе, на основании которого сумма выплачивается.

Например, графа «Назначение платежа» может быть заполнена следующим образом: материальная помощь Иванову А. А. в связи с рождением ребенка, выплаченная на основании приказа директора ООО «Ирис» от 12.07.2020 № 1.

Необходимость указания правильного назначения платежа связана в том числе с налогообложением. Некоторые виды матпомощи, в силу ст. 217 НК РФ, не облагаются налогом. Назначение платежа будет служить доказательством, что деньги потрачены именно на выплату матпомощи.

Важно! Подсказка от «КонсультантПлюс»
Виды материальной помощи, которые частично (в сумме вычета) или полностью освобождены от обложения НДФЛ, и основания такого освобождения приведены в ст. 217 НК РФ.
Полный перечень таких выплат, а также случаи и порядок уплаты НДФЛ с матпомощи см. в К+.

Итоги

Таким образом, ответ на вопрос, как оформить материальную помощь сотрудникам, может быть различным. Это связано с тем, что в зависимости от локальной документации, принятой в организации, порядок оформления выплат может варьироваться. В то же время во всех случаях выплата производится на основании приказа работодателя.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.