О муниципальных предприятиях

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 98

п. Северомуйск «16» декабря 2013 г.

«О Порядке заключения трудового договора с директором муниципального унитарного предприятия»

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», руководствуясь Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации”, Уставом МО ГП «Северомуйское»,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

  1. Утвердить прилагаемый Порядок заключения трудового договора с директором муниципального унитарного предприятия.
  2. Опубликовать настоящее постановление на официальном сайте администрации МО ГП «Северомуйское» www.severomuysk.ru.
  3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования.
  4. Общие положения
    1. 1.Порядок заключения трудового договора с директором муниципального унитарного предприятия (далее – Порядок) устанавливает в соответствии с действующим законодательством процедуру и особенности оформления, заключения, изменения и расторжения трудовых договоров с руководителями муниципальных унитарных предприятий (далее – МУП).
    2. 2.Для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия:

Глава МО ГП «Северомуйское» – руководитель

администрации МО ГП «Северомуйское» Рудич В.В.

Приложение к постановлению администрации МО ГП «Северомуйское»

от «16» декабря 2013г. № 98

ПОРЯДОК

заключения трудового договора с директором муниципального унитарного предприятия

– трудовой договор – соглашение в письменной форме между собственником имущества МУП с одной стороны, и работником в лице руководителя МУП, с другой стороны, в соответствии с которым собственник имущества МУП обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и данным соглашением, и установить размер заработной платы в соответствии с установленным порядком, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие в МУП;

– собственник имущества МУП – администрация МО ГП «Северомуйское».

  1. 3.Трудовые отношения с директором МУП возникают на основании трудового договора, заключению которого предшествует назначение на должность по согласованию с Советом депутатов МО ГП «Северомуйское».
  2. 4.В постановлении администрации о назначении на должность директора МУП указывается величина тарифной ставки рабочего 1-го разряда основной профессии, действующей на предприятии (либо исходя из минимального оклада (ставки) рабочих и служащих, занятых в основной деятельности предприятия, в случае, если на предприятии не применяются тарифные разряды и для оплаты труда используются месячные оклады или ставки) и коэффициент кратности должностного оклада руководителя к этой величине.
  3. 5.На должность директора МУП назначаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, опыт работы в сфере деятельности предприятия или опыт работы на руководящих должностях свыше 3-х лет.
  4. 6.Собственник имущества МУП осуществляет контроль за ведением кадрового учета личных дел директоров МУП и внесением записей в их трудовые книжки. Личные дела и трудовые книжки руководителей МУП ведутся и хранятся в соответствии с трудовым законодательством в администрации МО ГП «Северомуйское».
  5. Особенности заключения и прекращения трудового договора
    1. 1.Трудовой договор с директором МУП заключается в типовой форме согласно приложению к настоящему Порядку.
    2. 2.С директором МУП в соответствии с Трудовым кодексом РФ по соглашению сторон может заключаться срочный трудовой договор (далее – Договор).
    3. 3.Собственник имущества МУП при заключении Договора с директором МУП вправе включить в него условия об испытании, за исключением:

– заключения Договора с директором МУП на новый срок (продление срока действия договора);

– иных случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

– Срок испытания при приеме на работу директора МУП устанавливается не менее 3 и не более 6 месяцев.

  1. 4.Собственник имущества МУП при заключении трудового договора с директором организации может предусматривать в Договоре следующие основания его расторжения в соответствии с пунктом 3 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации:

а) невыполнение МУП утвержденных в установленном порядке показателей экономической эффективности его деятельности;

б) невыполнение МУП плана финансово-хозяйственной деятельности предприятия по вине директора МУП более 2-х лет подряд;

в) невыполнение директором МУП приказов, распоряжений, постановлений администрации, уполномоченного в соответствии с уставом МУП структурного подразделения администрации, принятых в отношении МУП в соответствии с их компетенцией;

г) совершение сделок с имуществом, находящимся в хозяйственном ведении МУП, с нарушением требований законодательства Российской Федерации и определенной уставом МУП его специальной правоспособности;

д) наличие у МУП по вине его директора более чем 3-месячной задолженности по заработной плате;

е) не обеспечение использования имущества МУП по целевому назначению в соответствии с видами его деятельности, установленными уставом предприятия, а также неиспользование по целевому назначению выделенных ему бюджетных и внебюджетных средств в течение более чем 3 месяцев;

ж) нарушение директором МУП требований законодательства Российской Федерации, а также устава МУП в части сообщения сведений о наличии заинтересованности в совершении сделок, в том числе по кругу аффилированных лиц;

з) нарушение директором МУП установленного законодательством Российской Федерации и трудовым договором запрета на осуществление им отдельных видов деятельности;

и) неисполнение по вине директора МУП установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации или уставом МУП обязанностей, связанных с проведением аудиторской проверки МУП;

к) нарушение сроков предоставления отчетности два и более раза подряд;

л) иные основания прекращения трудового договора в зависимости от видов деятельности МУП, предусмотренные в трудовом договоре.

  1. 5.В случае прекращения Договора в связи с истечением срока его действия, по решению суда или расторжения по инициативе любой из сторон, а также по иным причинам собственник имущества МУП организует прием-передачу имущества и делопроизводства МУП по акту вновь назначенному директору или лицу, назначенному исполняющим обязанности руководителя организации.
  2. Предмет трудового договора
  3. 1.Работодатель передает права директора директору
  4. 2.Директор самостоятельно решает все вопросы, связанные с деятельностью Предприятия, отнесенные к его компетенции действующим законодательством, Уставом Предприятия и настоящим трудовым договором.
  5. 3.Место работы:
  6. 4.Режим работы директора:

Приложение

к Порядку заключения трудового договора с руководителем муниципального унитарного предприятия Типовая форма трудового договора с руководителем муниципального унитарного предприятия МО ГП «Северомуйское»

ТРУДОВОЙ ДОГОВОР №

С ДИРЕКТОРОМ МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

п. Северомуйск от «___» ________ 2013 г.

Администрация муниципального образования городское поселение «Северомуйское» в лице , действующей на основании Устава, именуемый в дальнейшем”Работодатель”, с одной стороны, и гражданин именуемый в дальнейшем «Директор”, с другой стороны, заключили настоящий трудовой договор о нижеследующем:

(полное наименование предприятия)

(далее по тексту именуемое «Предприятие”) и поручает ему осуществлять управление всеми сторонами деятельности Предприятия, включая управление и распоряжение имуществом Предприятия в пределах, установленных действующим законодательством, Уставом Предприятия и настоящим трудовым договором.

– пятидневная с двумя выходными днями рабочая неделя

– начало работы с часов

– окончание работы до часов

– время перерыва для отдыха и питания с ч. до ч.

– директору Предприятия устанавливается нормированный (ненормированный) рабочий день.

  1. 5.Трудовой договор заключается по основному месту работу.
  2. 6.Дата начала работы: с
    1. Права и обязанности
    2. 1.Директор имеет право:

– без доверенности совершать от имени Предприятия действия, отнесенные к его компетенции действующим законодательством, Уставом предприятия и настоящим трудовым договором;

– открывать в банках расчетные и другие счета;

– пользоваться правом распоряжения денежными средствами Предприятия;

– налагать на работников предприятия взыскания в соответствии с законодательством и заключенными с ними трудовыми договорами;

– в пределах своей компетенции издавать документы, приказы, распоряжения и давать указания, обязательные для всех подразделений и работников предприятия;

– получать за осуществление деятельности, составляющей предмет настоящего трудового договора, выплаты и другие вознаграждения, предусмотренные трудовым договором и Положением об оплате труда на предприятии, согласованным с Работодателем;

– осуществляет материально-техническое обеспечение Предприятия, внедрение в производство новой техники и прогрессивной технологии;

– организует сбыт произведенной Предприятием продукции, выполненных работ и услуг;

– осуществляет юридическое, экономическое, бухгалтерское, информационное обеспечение деятельности Предприятия;

– пользоваться социальными гарантиями, предусмотренными трудовым договором и действующим законодательством;

– выносить на рассмотрение органов местного самоуправления и Работодателя вопросы, решение которых необходимо для деятельности предприятия и управления им;

– заключать договоры по отчуждению имущества только по согласованию с Работодателем;

– назначать на должность и освобождать от должности всех работников Предприятия, заключая с ними трудовые договоры на обычных условиях;

– определять систему, формы и размер оплаты труда, в т.ч. материальное поощрение работникам Предприятия;

– заключать, изменять и расторгать настоящий трудовой договор;

– на предоставление ему работы, обусловленной настоящим трудовым договором;

– на рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда;

– на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;

– на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

– защищать свои трудовые права, свободу и законные интересы всеми не запрещенными законом способами;

– решать иные вопросы, отнесенные Уставом и действующим законодательством к компетенции директора.

  1. 2.Директор обязуется:

– действовать в интересах предприятия добросовестно и разумно;

– соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;

– соблюдать трудовую дисциплину;

– выполнять установленные нормы труда;

– организовать финансово – хозяйственную деятельность Предприятия, обеспечить выполнение производственных, экономических, технических и иных программ деятельности Предприятия;

– бережно относиться к имуществу Работодателя и других работников;

– незамедлительно сообщить Работодателю о возникновении чрезвычайной ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества Работодателя;

– ежегодно утверждать структуру Предприятия и его штатное расписание согласно утвержденной нормативной численности по согласованию с Работодателем;

– обеспечивать развитие материально – технической базы, увеличение объема платных работ, услуг;

– обеспечивать соответствие результатов деятельности предприятия утвержденным в установленном порядке основным экономическим показателям (индикаторам). Не допускать принятие решений, которые могут привести к неплатежеспособности (банкротству) предприятия. Организовать прибыльную финансово – хозяйственную деятельность Предприятия;

– обеспечивать исполнение постановлений и распоряжений Администрации МО ГП «Северомуйское» исполнять решения и приказы Работодателя;

– согласовывать с Работодателем назначение главного бухгалтера Предприятия;

– выезжать в командировки и уходить в отпуск с согласия Работодателя;

– обеспечивать соблюдение требований действующего законодательства и Устава предприятия в своей деятельности и деятельности Предприятия;

– совершать действия, необходимые для достижения целей, установленных Уставом предприятия, в том числе получение прибыли;

– представлять на утверждение в установленные Работодателем сроки показатели планов (программ) финансово – хозяйственной деятельности предприятия ;

– представлять на утверждение бухгалтерскую отчетность и отчеты предприятия ;

– представлять на утверждение показатели экономической эффективности деятельности предприятия ;

– обеспечивать своевременное заключение коллективных договоров, если коллективом Предприятия принято такое решение;

– обеспечивать заключение договоров на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для муниципальных нужд в соответствии с утвержденными федеральными, республиканскими, региональными программами и выполнение их условий;

– обеспечивать целевое использование средств, представляемых Предприятию из муниципального бюджета и внебюджетных фондов для реализации утвержденных муниципальных инвестиционных и иных программ;

– обеспечивать подбор, наем и расстановку высококвалифицированных руководителей и специалистов, заключение трудовых договоров с руководителями и специалистами структурных подразделений Предприятия;

– обеспечивать снижение затрат и повышение качества продукции (выполнение работ, оказание услуг);

– создавать безопасные и благоприятные условия для работы на предприятии, в том числе обеспечивать соблюдение трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка Предприятия его работниками;

– обеспечивать выполнение заданий по гражданской обороне и мобилизационной готовности;

– при расторжении настоящего трудового договора осуществить передачу дел вновь назначенному директору в сроки, установленные Работодателем;

– ежеквартально предоставлять отчеты о результатах хозяйственной деятельности предприятия Работодателю, а также органам, предусмотренным действующим законодательством в установленные сроки;

– руководствоваться законом РФ «О муниципальной службе в Российской Федерации»№25-ФЗ от 02.03.2007г.

  1. 3.Основные права и обязанности работодателя:

Работодатель имеет право:

– заключать, изменять и расторгать трудовой договор с директором в порядке и на условиях, которые установлены настоящим трудовым договором и действующим законодательством;

– поощрять директора за добросовестный эффективный труд;

– требовать от директора исполнения им трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации;

– привлекать директора к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом и иными федеральными законами.

Работодатель обязан:

– соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

– предоставлять директору работу, обусловленную трудовым договором;

– обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;

– обеспечивать директора оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей;

– исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим трудовым договором и действующим законодательством.

  1. 4.Директор подлежит аттестации в порядке, установленном Работодателем.
    1. Конфликт интересов
    2. 1.Директор не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности директора, а также принимать участие в забастовках.
    3. 2.В случае, когда директор имеет личный финансовый интерес в сделке, стороной которой является или намеревается быть предприятие, а также в случае иного противоречия интересов в отношении существующей или предполагаемой сделки, он должен сообщить о своей заинтересованности Работодателю.
    4. 3.Действие по совершению от имени предприятия сделки с директором, либо с такими юридическими лицами, в которых директор имеет личный финансовый интерес, признаются правомерными, если сделка была заключена с ведома Работодателя и все факты и обстоятельства, касающиеся заинтересованности директора в сделке, были известны Работодателю в момент ее одобрения.
    5. 4.Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность директора предприятия и которая совершена с нарушением требований, предусмотренных ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”, может быть признана недействительной по иску предприятия или Работодателя.
    6. 5.Уставом Предприятия могут быть предусмотрены дополнительные ограничения и процедуры, применяемые при заключении сделок между Предприятием и его директором, работниками или юридическими лицами, в которых указанные лица имеют личный финансовый интерес.
    7. 6.Директор предприятия должен доводить до сведения Работодателя информацию:

– о юридических лицах, в которых он, его супруга, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, владеют двадцатью и более процентами акций (долей, паев) в совокупности;

– о юридических лицах, в которых он, его супруга, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, занимают должности в органах управления;

– об известных ему совершаемых или предполагаемых сделках, в совершении которых он может быть признан заинтересованным.

  1. Заработная плата, вознаграждения и социальные гарантии директора
  2. 1.Директору устанавливается ежемесячное вознаграждение в виде оклада в размере _________________рублей, с доплатой районного коэффициента – ____%, северной надбавки – __________%, премия – __________%.
  3. 2.Вознаграждения по настоящему трудовому договору выплачиваются директору за вычетом налогов с суммы вознаграждения, предусмотренных действующим законодательством. Обязанность осуществлять расчет по указанным налогам возлагается на Предприятие.
  4. 3.Все виды и формы вознаграждений выплачиваются директору за счет средств Предприятия.
  5. 4.В период действия настоящего трудового договора директор пользуется всеми видами государственного социального и медицинского страхования. Директор имеет также право на другие социальные гарантии и льготы, действующие на Предприятии.
  6. 5.Директору ежегодно предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью _____________ календарных дней, дополнительный _____________________________________________________________ календарных дней, за ненормированный рабочий день – ________________________ дней.
  7. 6.Директору предоставляется право на оплачиваемый проезд к месту использования отпуска в пределах территории РФ и обратно любым видом транспорта один раз в два года за счет средств Предприятия, в т.ч. личным, а также оплата стоимости провоза багажа до 30кг.
  8. 7.Порядок использования отпусков (единовременно или по частям) определяется директору, по согласованию с Работодателем.
  9. 8.Заработная плата и вознаграждения директору выплачиваются одновременно с выплатой заработной платы всем работникам предприятия.
  10. 9.В случае, если производственная деятельность предприятия или его структурного подразделения приостановлена уполномоченным на то государственным органом в связи с нарушением нормативных требований по охране труда, экологических, санитарно – эпидемиологических норм, директор предприятия не вправе получать вознаграждение за результаты финансово – хозяйственной деятельности (с момента приостановления деятельности предприятия до момента устранения выявленных нарушений).
  11. 10.В случае, если директор не обеспечил своевременную выплату работникам предприятия установленных законодательством и / или коллективным договором премий, пособий, доплат, компенсаций, меры поощрения к нему не применяются до момента полного погашения задолженности работникам предприятия по этим видам выплат.
    1. Ответственность сторон
    2. 1.В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей трудового договора директор несет ответственность в соответствии с законодательством, Уставом предприятия и настоящим трудовым договором.
    3. 2.Решение о привлечении директора к ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение им своих обязанностей и причинение ущерба предприятию выносится Работодателем.
    4. 3.Освобождение директора от занимаемой должности осуществляется Работодателем.
    5. 4.Споры между сторонами разрешаются судом.
      1. Изменение и расторжение трудового договора
      2. 1.Условия трудового договора могут быть пересмотрены по соглашению сторон.
      3. 2.При достижении согласия сторон изменения (дополнения), вносимые в трудовой договор, фиксируются в специальном дополнительном соглашении, которое с момента подписания его сторонами приобретает юридическую силу и становится неотъемлемой частью трудового договора.
      4. 3.Не достижение сторонами согласия по поводу пересмотра условий трудового договора не является основанием для его досрочного расторжения.
      5. 4.Настоящий трудовой договор прекращается в случаях, предусмотренных ст. 77, 78, 79, 80, 81, 83, 84 Трудового кодекса РФ.
      6. 5.Кроме оснований, предусмотренных Трудовым кодексом, директор может быть освобожден от должности, а настоящий трудовой договор расторгнут по инициативе Работодателя по следующим основаниям:

– при причинении существенного ущерба предприятию или поселковому бюджету либо создании условий, когда возникла угроза причинения существенного ущерба предприятию;

– не обеспечение соответствия результатов деятельности предприятия утвержденным в установленном порядке основным экономическим показателям (индикаторам);

– невыполнения постановлений, распоряжений Администрации МО ГП «Северомуйское», решений Совета депутатов МО ГП «Северомуйское», решений и приказов Работодателя;

– совершения сделок с имуществом, находящимся в хозяйственном ведении унитарного предприятия, с нарушением требований законодательства и определенной уставом унитарного предприятия специальной правоспособности предприятия;

– наличия по вине директора на предприятии более чем 3-месячной задолженности по заработной плате;

– в других случаях, установленных действующим законодательством.

  1. 6.Директор может по своей инициативе расторгнуть трудовой договор до истечения срока его действия:

– в случае систематического неисполнения Работодателем своих обязанностей по трудовому договору или принятия им решений, ограничивающих или нарушающих компетенцию и права директора.

  1. 7.Стороны имеют право досрочно расторгнуть настоящий трудовой договор, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за один месяц.
  2. 8.Настоящий трудовой договор может быть расторгнуть и по дополнительным основаниям, установленных в ст. 278 ТК РФ.
  3. 9.В случаях, установленных в трудовом законодательстве, Работодатель имеет право отстранить от работы директора.
    1. Срок действия и иные условия трудового договора
    2. 1.Настоящий трудовой договор действует с «_____” _________ 20___г. и вступает в силу со дня его подписания сторонами.
    3. 2.Условия настоящего трудового договора могут быть пересмотрены по письменному соглашению сторон.
    4. 3.Права и обязанности по настоящему трудовому договору не могут передаваться третьим лицам, кроме указанных в трудовом договоре.
    5. 4.Трудовой договор составлен в трех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру: Работодателю, директору и отделу кадров Предприятия.
    6. 5.По вопросам, не урегулированным настоящим трудовым договором, стороны руководствуются трудовым законодательством.
      1. Сведения о Работодателе, Предприятии и директоре
      2. 1.Сведения о Работодателе:
      3. 2.Сведения о Предприятии:
      4. 3.Сведения о Директоре:

Полное наименование:

Расчетный счет: ИНН/КПП

БИК , ОГРН , Банк

Полное наименование:

Адрес:

ОГРН , ИНН , КПП

Расчетный счет:

Домашний адрес:

Домашний телефон

Рабочий телефон

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О государственных и муниципальных унитарных предприятиях

Принят Государственной Думой 11 октября 2002 года

Одобрен Советом Федерации 30 октября 2002 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также — унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

Статья 2. Унитарное предприятие

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» в порядке, установленном Федеральным законом «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е.Жуковского» в соответствии с Федеральным законом «О Национальном исследовательском центре «Институт имени Н.Е.Жуковского». От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» в порядке, установленном Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» в соответствии с Федеральным законом «О национальном исследовательском центре «Курчатовский институт». (В редакции федеральных законов от 01.12.2007 № 318-ФЗ; от 06.11.2011 № 291-ФЗ; от 04.11.2014 № 337-ФЗ; от 13.07.2015 № 216-ФЗ; от 23.11.2015 № 312-ФЗ; от 23.05.2016 № 149-ФЗ)

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также — государственное предприятие), муниципальное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также — казенное предприятие).

3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.

5. Под федеральным унитарным предприятием, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, в целях настоящего Федерального закона понимается:

1) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

2) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

3) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, определенные отдельным решением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

(Пункт введен — Федеральный закон от 29.07.2017 № 267-ФЗ)

Статья 3. Правоспособность унитарного предприятия

1. Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

2. Унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц с особенностями, установленными статьей 10 настоящего Федерального закона.

Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.

Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами с учетом требований, установленных статьей 241 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 267-ФЗ)

Государственное или муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия.

3. Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.

Статья 4. Фирменное наименование унитарного предприятия и его место нахождения

1. Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» или «муниципальное предприятие» и указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное казенное предприятие» и указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Фирменное наименование унитарного предприятия на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму унитарного предприятия. (В редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ)

Иные требования к фирменному наименованию унитарного предприятия устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации. (Абзац введен — Федеральный закон от 18.12.2006 № 231-ФЗ)

2. Место нахождения унитарного предприятия определяется местом его государственной регистрации.

3. Унитарное предприятие должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять об изменении своего почтового адреса орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Статья 5. Филиалы и представительства унитарного предприятия

1. Унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства.

Создание унитарным предприятием филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства унитарного предприятия, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

2. Филиалом унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

3. Представительством унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия, представляющее интересы унитарного предприятия и осуществляющее их защиту.

4. Филиал и представительство унитарного предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных унитарным предприятием положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их унитарным предприятием.

Руководитель филиала или представительства унитарного предприятия назначается унитарным предприятием и действует на основании его доверенности. При прекращении трудового договора с руководителем филиала или представительства доверенность должна быть отменена унитарным предприятием, выдавшим ее.

Филиал и представительство унитарного предприятия осуществляют свою деятельность от имени создавшего их унитарного предприятия. Ответственность за деятельность филиала и представительства унитарного предприятия несет создавшее их унитарное предприятие.

5. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе унитарного предприятия сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Указанные изменения в уставе унитарного предприятия вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

Статья 6. Участие унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях

1. Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц.

Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.

2. Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.

Статья 7. Ответственность унитарного предприятия

1. Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

2. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

Глава II. УЧРЕЖДЕНИЕ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Статья 8. Учреждение унитарного предприятия

1. Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

2. Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 23.05.2016 № 149-ФЗ)

Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия создаются в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, с соблюдением требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации. (Абзац введен — Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ)

(Пункт в редакции Федерального закона от 03.12.2012 № 240-ФЗ)

3. Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства Российской Федерации.

Казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

4. Унитарное предприятие может быть создано в случаях:

1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;

3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;

4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;

7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.

(Пункт в редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ)

41. При необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Правительство Российской Федерации вправе принять решение о возможности создания унитарного предприятия или сохранения унитарного предприятия для осуществления деятельности, не предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи. Правительство Российской Федерации рассматривает мотивированное представление высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и принимает по нему решение в срок, не превышающий двух месяцев. (Пункт введен — Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ)

5. Решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.

Порядок определения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также порядок утверждения устава унитарного предприятия и заключения контракта с его руководителем устанавливается Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, в отношении федеральных государственных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», — Государственной корпорацией по атомной

Муниципальное унитарное предприятие (МУП) — это коммерческая организация, владеющая собственностью, но не имеющая права распорядиться ей на свое усмотрение. Такой запрет относится также к извлеченной им прибыли. Фактически всем обладает государство, выделившее изначальный капитал, а организация только пользуется предоставленным имуществом.

Муниципальные унитарные предприятия могут действовать как на федеральном уровне, так и на уровне региона – однако чаще всего такого рода предприятия создаются именно местным самоуправлением муниципальных образований.

Учредительным документом такого юридического лица является устав. Кроме общей информации, он предоставляет сведения о целях деятельности организации и размере уставного фонда.

На основании чего действует муниципальное унитарное предприятие

Деятельность муниципальных унитарных предприятий регулируется рядом нормативных актов, из которых важнейшими являются следующие:

  • Гражданский кодекс РФ;

  • Закон №161-ФЗ;

  • Закон № 44 ФЗ. Он касается такого вида деятельности МУП, как закупка им товаров или заказ услуг для муниципальных нужд.

  • Закон № 223-ФЗ.

Перечень не полон: к отдельным направлениям деятельности, которую ведут эти организации, применяются специальные нормы закона.

Кроме того, нужно учитывать, что работа МУП может регулироваться и актами, принятыми органами местного самоуправления: администрацией городов, районов и т. д.

Расшифровка аббревиатуры «МУП»

Аббревиатура МУП расшифровывается как «муниципальное унитарное предприятие».

Каждое приведенное слово в термине «МУП» имеет существенное значение:

  • «Муниципальное». Это слово означает, что предприятие создано на уровне местного самоуправления для обеспечения муниципальных потребностей в какой-либо продукции, товаров или, для выполнения определенного вида работ или оказании каких-нибудь услуг. В том случае, если инициатором создания выступает государство, создаются государственные унитарные предприятия.

  • «Унитарное». Это слово указывает на то, что имущество такого предприятия является целостным и не делится на акции, паи или на иные доли. При этом даже работники предприятия не могут владеть частью имущества МУП.

  • «Предприятие». Это слово на указывает то, что организация является обособленным субъектом экономической деятельности, который является юридическим лицом, и выступает в отношениях с органами власти или с контрагентами от своего имени и имеет имущество в управлении.

Имущество муниципальных унитарных предприятий

Отметим, что МУП не является собственником имущества. Это означает, что всё, чем пользуются муниципальные унитарные предприятия, находится в собственности соответствующего муниципального образования, несмотря на то, что муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими организациями.

Муниципальное унитарное предприятие с юридической точки зрения

При создании таких учреждений муниципалитет обеспечивает его имуществом, которое является собственностью государства на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Любое название, которое присваивается этому юридическому лицу, обязательно должно указывать, кому принадлежит имущество. Этот хозяйствующий субъект за свои обязательства отвечает принадлежащем ему имуществом, не будучи ответственным перед обязательствами собственника имущества.

Собственник обладает правом назначения на должность руководителя предприятия.

Муниципальное унитарное предприятие имеет размер уставного фонда не менее 100 тыс. рублей.

Причины создания муниципальных унитарных предприятий

Такие хозяйствующие субъекты создаются по следующим причинам:

  • выполнять деятельность по решению социально значимых задач, выставляя на продажу определенный вид товаров и услуг по самым низким ценам и делая товарную интервенцию по товарам первой необходимости;

  • иметь в пользовании имущество, которое нельзя приватизировать;

  • обеспечивать конкретные виды деятельности, подлежащие дотированию, и осуществлять убыточное производство.

Цель и задачи муниципального унитарного предприятия

Органы местного самоуправления своим решением образуют унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на праве хозяйственного ведения. Их создают с определенной целью – выполнять конкретные работы, оказывать разнообразные услуги и производить определенную продукцию.

Такое унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.

Характерные черты муниципальных унитарных предприятий

Деятельность организации в форме муниципального унитарного предприятия характеризуется следующим образом:

  • образование этого юридического лица происходит в том случае, когда собственник выделяет конкретную долю имущества, а не путем объединения какой-либо собственности нескольких лиц;

  • юридическое лицо обладает имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и делить его нельзя;

  • управление осуществляется единолично. То есть управляются такие учреждения одним человеком – директором. Назначает его на эту должность собственник или имеющий на это соответствующие полномочия специальный орган;

  • членство не предусмотрено.

Способы использования имущества

Местная власть закрепляет за МУПом какие-то материальные активы – но они продолжают принадлежать самому муниципалитету.

Именно поэтому МУПы делятся на два типа в зависимости от того, на основании какого права они пользуются этим имуществом:

  • на праве хозяйственного ведения;

  • на оперативном управлении.

Муниципальные унитарные предприятия при хозяйственном ведении самостоятельно пользуются принадлежащим имуществом, продукцией, которую выпускают и полученными доходами, с некоторыми ограничениями.

В законе это четко прописано.

Если используется оперативный способ распоряжения имуществом, то для распоряжения этим имуществом, продукцией, которая выпускается, и получаемой прибылью, необходимо согласие собственника.

При этом собственник имущества выполняет следующие задачи:

  • решает вопрос о необходимости создания хозяйствующего субъекта;

  • определяет, какой деятельностью оно будет заниматься;

  • занимается вопросами его реорганизации и ликвидации;

  • контролирует сохранность имущества.

Распоряжение имуществом

МУПы не вправе продавать, сдавать в аренду или иным образом распоряжаться имуществом без согласия местных властей. Также муниципальные унитарные предприятия не могут создавать дочерние общества.

Однако муниципальные унитарные предприятия имеют право вкладывать часть денежных средств в капиталы коммерческих товариществ или обществ, если такие действия допускаются Уставом предприятия и разрешены местным законодательством.

Кроме этого, муниципальные унитарные предприятия в определённых случаях могут распоряжаться доходами, которые были получены от собственной хозяйственной деятельности. Например, из таких доходов осуществляется оплата труда руководителей организации и работников предприятия.

Достоинства и недостатки

Эти хозяйствующие субъекты имеют положительные стороны. Их создают для решения актуальных вопросов. В сравнении с прочими коммерческими организациями они являются более устойчивыми, потому что их деятельность осуществляется в таких областях, в которых отсутствует конкуренция из-за отсутствия интереса со стороны частных предпринимателей. Тем более эти субъекты имеют государственную поддержку, что спасает их от разорения.

Такие предприятия своевременно выплачивают заработную плату, что является их главным положительным качеством.

Но существуют и недостатки муниципальных унитарных предприятий. С точки зрения экономики они малоэффективны. Заработная плата годами может оставаться на одном уровне, это способствует снижению производительности и интереса работников осуществлять свою трудовую деятельность. Кроме этого, на этих объектах имущество используют в личных целях для получения своей выгоды, присутствует воровство, высока степень бюрократии.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные унитарные предприятия (ГУП) и муниципальные унитарные предприятия (МУП).

Имущество унитарных предприятий находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит таким предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения в зависимости от собственника имущества создаются в форме федерального государственного предприятия, государственного предприятия субъекта РФ, муниципального предприятия. Унитарные предприятия на праве оперативного управления создаются в форме федерального казенного предприятия, казенного предприятия субъекта РФ, муниципального казенного предприятия.

Существование предприятий, не являющихся собственниками своего имущества, для нормального товарного оборота при рыночной экономике — нонсенс. Неслучайно их не знает законодательство ни одной страны с развитой рыночной экономикой. Там государственные и муниципальные предприятия обычно существуют в форме АО или ООО с участием (полным или иным) государства или муниципального образования — учредителя.

ГУП и МУП отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Они не отвечают по обязательствам собственника (учредителя), собственник не отвечает по обязательствам ГУП, МУП.

Собственник имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, не вправе изъять у ГУП (МУП) имущество. Собственник может только учредить ГУП (МУП) и ликвидировать его, но в последнем случае он в первую очередь должен рассчитаться с кредиторами ГУП (МУП). Оставшееся имущество переходит к собственнику.

Если банкротство ГУП (МУП) вызвано действием (бездействием) собственника имущества (учредителя), то на него в случае недостаточности имущества ГУП (МУП) может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

В отличие от других коммерческих организаций, имеющих общую правоспособность, ГУП и МУП имеют специальную правоспособность, строго соответствующую их уставным целям.

Унитарное предприятия не вправе создавать в качестве ЮЛ другое (дочернее) унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества в качестве вклада в уставный фонд. Унитарное предприятие может создавать обособленные подразделения — филиалы и представительства по согласованию с собственником его имущества.

Учредителем унитарного предприятия может выступать РФ (решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством РФ или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти), субъект РФ (решение об учреждении ГУП принимается губернатором или уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ) или муниципальное образование (решение об учреждении МУП принимается главой или уполномоченным органом местного самоуправления).

ГУП или МУП может быть создано в случае необходимости:

— использования государственного и муниципального имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ;

— осуществления деятельности в целях решения социальных задач, организации проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

— осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для ГУП;

— производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной и некоторые др. (см. п. 4, ст. 8 ФЗ о ГУП и МУП).

Имущество унитарного предприятия формируется за счет:

— имущества, закрепленного за унитарным предприятием собственником этого имущества;

— доходов унитарного предприятия от его деятельности;

— иных законных источников.

Уставный фонд ГУП (не менее 5000 МРОТ) или МУП (не менее 1000 МРОТ) должен быть полностью сформирован в течение трех месяцев с момента их государственной регистрации. Стоимость имущества, передаваемого собственником в качестве вклада в уставный фонд унитарного предприятия, определяется по рыночной стоимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

В унитарном предприятии, у которого имущество находится на праве оперативного управления, — казенном предприятии уставный фонд не формируется

Собственник в лице уполномоченного органа разрабатывает устав унитарного предприятия, назначает его руководителя.

Для усиления контроля собственников за имуществом ГУП и МУП без согласия собственника ГУП и МУП не вправе:

— совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества;

— являясь арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, сдавать такой земельный участок в субаренду, перенаем, отдавать арендные права в залог, вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал других ЮЛ;

— не вправе совершать крупные сделки или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием имущества, стоимость которого составляет более 10 % уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает МРОТ.

Кроме того, собственник вправе предусмотреть в уставе иные виды сделок, требующие его согласия.

По сравнению с государственными и муниципальными предприятиями, имеющими имущество на праве хозяйственного ведения, казенные предприятия, имеющие имущество на праве оперативного управления, намного более ограничены в правах распоряжения таким имуществом. По общему правилу казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему движимым и недвижимым имуществом только с согласия собственника, тогда как унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, вправе самостоятельно распоряжаться движимым имуществом (за исключением перечисленных выше ограничений).

В соответствии с федеральным законом о ГУП и МУП руководители унитарных предприятий не вправе:

— занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах и органах местного самоуправления, в коммерческих и некоммерческих организациях (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности);

— заниматься предпринимательской деятельностью, быть участником ЮЛ;

— принимать участие в забастовках.

Руководитель унитарного предприятия несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия.

Собственник имущества унитарного предприятия, являясь его учредителем, во многом определяет деятельность и осуществляет контроль за деятельностью ГУП и МУП.

Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия:

— принимает решение о создании;

— определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на его участие в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

— утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения;

— формирует уставный фонд ГУП и МУП;

— принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;

— назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор;

— согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

— утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

— дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение других сделок;

— осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

— дает согласие на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;

— определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

— утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

— дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;

— дает согласие на участие унитарного предприятия в других ЮЛ;

— принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;

— имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством РФ.

Собственник имущества казенного предприятия в дополнение к вышеуказанным правомочиям имеет право:

— изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;

— доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

— утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.

Любое унитарное предприятие является коммерческой организацией и не финансируется в какой-либо мере из бюджета РФ, ее субъекта или муниципального образования. Даже если источником финансирования деятельности унитарного предприятия выступают бюджетные средства, статус такого финансирования может быть определен как исполнение государственного (муниципального) заказа в рамках осуществления унитарным предприятием предпринимательской деятельности.

Для государственной регистрации унитарного предприятия в регистрирующий орган предоставляются следующие документы:

— заявление о государственной регистрации унитарного предприятия;

— решение уполномоченного государственного органа РФ, органа субъекта РФ или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия;

— устав унитарного предприятия;

— сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним учредителем на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

— документ об уплате государственной пошлины за регистрацию (если заявитель — руководитель унитарного предприятия).

Если заявителем при государственной регистрации унитарного предприятия является лицо, действующее на основании приказа или иного акта государственной власти или местного самоуправления, государственная пошлина за регистрацию не взимается (ст. 333.35 НК РФ). Если же заявитель является руководителем унитарного предприятия, то государственную пошлину за регистрацию платит это предприятие.