О рабочем времени педагога психолога в школе

Комментарий к приказу Министерства образования и науки
РФ № 945 от 1.03.04 и рекомендации
по распределению рабочего времени педагога-психолога
в общеобразовательной школе

Несовершенство нормативной базы, регламентирующей деятельность педагога-психолога, обусловлено сравнительно недавним введением Минтрудом РФ этой должности в список профессий. Очень медленными темпами, но все же появляются некоторые документы, определяющие рабочие нормативы.
Специалисты уже давно поняли, что работа педагога-психолога с установленным количеством детей — 500 человек на одну ставку — не может быть результативной. Что греха таить, в школах больших городов на одного психолога нередко приходится до тысячи учеников и более. Если директор понимает и принимает эту проблему, то он находит дополнительные ставки. В таких школах давно работают по так называемой кураторской системе сопровождения, при этом на одного специалиста приходится не более 150–170 детей.
Конечно, нельзя все сводить к количеству детей, есть и другие факторы, определяющие результативность работы. Это прежде всего профессиональная компетентность и авторитет специалиста в учреждении. Однако грамотное планирование с учетом временных возможностей несомненно способствует улучшению качества работы, ее достойному анализу и обобщению.

ИЗ ОСНАЩЕНИЯ — СТОЛ И СТУЛ
Совсем недавно министерством были изданы новые, важные для психологов-практиков документы: приказ № 945 от 1.03.04 и Положение о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений (опубликованы в «Школьном психологе», № 20, 2004). Наконец-то именно приказом, а не только инструктивным письмом № 29, 1886-6 от 24.12.01, которое, к сожалению, часто не принималось плановиками и бухгалтерами как руководство к действию, наше рабочее время узаконено!
Пункт 8.1 нового Положения гласит, что «выполнение индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса составляет не менее половины недельной продолжительности рабочего времени (то есть 18 часов. — И.К.). Остальное рабочее время тратится на подготовку к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработку и анализ полученных результатов, заполнение отчетной документации, а также для повышения своей квалификации».
А далее — самые главные слова документа: «выполнение указанной работы (подготовка, анализ и пр. — И.К.) педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами».
Таким образом, психологу официально позволено самому решать, где он будет заниматься подготовительной работой и будет ли он находиться в образовательном учреждении более 18 основных часов. Без всяких оговорок, лукаво разрешавших проводить подготовку, анализ и т.д. вне образовательного учреждения, если кабинет специалиста недостаточно оснащен. Что значит «недостаточно» — об этом умалчивалось.
Кстати, еще одна нормативная неясность: до сих пор не подтверждено, что же представляет собой необходимое и достаточное оснащение кабинета педагога-психолога? Некоторые администраторы считают, что если есть стол и стул, то кабинет уже оснащен и будь добр — обрабатывай результаты на этом столе, находясь в школе все 36 часов в неделю.
С одной стороны, несколько странно, что наше взаимодействие с участниками образовательного процесса составители рассматриваемого документа свели только к консультативной работе. Допустим, что выступления на родительском собрании или педагогическом совете с определенной натяжкой можно отнести к групповой консультативной работе с родителями и учителями, но ведь никто не отменял диагностику и коррекционно-развивающие занятия.
С другой стороны, негативное впечатление о неточности формулировок сглаживает информация о «подготовительной» половине рабочего времени. Она дает аргументы для обсуждения с администрацией графика работы психолога.

ФИФТИ-ФИФТИ
Итак, обратимся к цифрам. Согласно постановлению № 65 Минтруда России от 29.12.92 г., количество общего рабочего времени в течение года при 36-часовой рабочей неделе составляет примерно 1800 часов, или 160 часов в месяц (с учетом отпускного времени). Важно знать количество рабочих часов именно в месяц, а не в неделю, ведь не каждую неделю вы выступаете на педсовете, родительском собрании или участвуете в консилиуме.
В таблице общее рабочее время психолога представлено как основное и подготовительное. Согласно нормативам, эти части равноценны по астрономическим часам. Основное рабочее время составляет не менее половины, то есть примерно 80 часов в месяц. Его предусмотрено использовать на индивидуальную и групповую консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую, просветительскую и экспертную работу с учащимися, родителями и педагогами. В этом перечне намеренно не указана профилактическая работа, так как она по существу пронизывает все перечисленные выше.
Вторая же половина времени (еще 80 часов в месяц) приходится на обработку и анализ полученных результатов, заполнение документации, организационно-методическую работу. Стоит уточнить, что именно может быть отнесено к организационно-методической работе. Это — анализ и планирование деятельности в целом, анализ научной и практической литературы для подбора инструментария и разработки развивающих и коррекционных программ, участие в научно-практических семинарах, конференциях, супервизорство, посещение совещаний и методических объединений, курсов повышения квалификации, а также оформление кабинета. Такая «теневая» работа является необходимой и при этом существенным образом поглощает время специалиста. Не учитывать ее нельзя. При составлении годового или текущего плана нужно всегда находить ей место.

УЧИТЫВАЯ НЮАНСЫ
При составлении таблицы были использованы «Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работ практического психолога образования», принятые на коллегии Министерства образования РФ «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ» (решение № 7/1 от 29.03.95 г.).
Следует отметить, что в документе 1995 года среднее время по видам работы имеет довольно широкие границы. В таблице взяты нижние рекомендуемые границы.
Время, затраченное на исполнение того или иного вида работы, может варьироваться в зависимости от причин обращений к психологу, первичности или повторности обращения, возраста, состояния и других особенностей обращающихся.
Кроме того, в соответствии с запросами образовательного учреждения сочетание вида работы и количества рабочего времени на его выполнение может меняться. Если на что-то не существует запроса в образовательном учреждении, то освободившееся время распределяется, по усмотрению психолога и согласованию с администрацией, на другие, более необходимые виды работ.
Действительно, учитывать нюансы нужно, но ведь таблица ориентировочная и создана преимущественно для педагога-психолога общеобразовательной школы. Если взять время на один прием (мероприятие) не по минимуму (как у нас), а по максимуму, то количество обслуживаемых детей сократится до 50.
Может быть, это и хорошо в определенных условиях. Никто не запрещает вам, уважаемые коллеги, составить собственную «расчасовку». Было бы интересно познакомиться с ней. Особенно важно узнать мнение педагогов-психологов других образовательных учреждений (школ повышенного уровня, коррекционных школ, школ-интернатов, а также детских садов, психологических центров и т.д.). Не поленитесь, попробуйте в течение 2–3 месяцев отмечать время и составьте индивидуальную таблицу.

ЧТО И ТРЕБОВАЛОСЬ ДОКАЗАТЬ
По таблице легко определить количественные показатели деятельности педагога-психолога. В среднем в нашем случае они составляют за 10 месяцев работы (учебный год):
• диагностика индивидуальная: 150–170 обследований;
• диагностика групповая: 20 групп;
• консультирование: 150–170 приемов;
• развивающие и коррекционные занятия индивидуальные: 150–170 занятий;
• развивающие и коррекционные занятия групповые: 200–240 занятий;
• просветительские мероприятия: 20 занятий;
• экспертные мероприятия: 10 мероприятий.
Видно, что данное количество работы эффективно для 150–170 учащихся, в зависимости от наполняемости это могут быть 5–8 классов, что и требовалось доказать.

Ирина КОНОВАЛОВА,
кандидат психологических наук,
руководитель социально-психологической службы Юго-Западного округа, г. Москва

Таблица ориентировочного распределения рабочего времени педагога-психолога в общеобразовательной школе

Виды работ

Основное рабочее время
(в часах)

В соответствии с «Положением о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений», утвержденным приказом Минобразования России от 01.03.2004г. № 945 режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах одной ставки при пятидневной рабочей недели составляет 36 часов в неделю. Таким образом, рабочий день психолога с учетом 30 минутного перерыва на обед составляет 7 часов 42 минуты.

В пункте 8.1 данного Положения прописано, что «выполнение индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса составляет не менее половины недельной продолжительности рабочего времени, т.е. 18 часов. Остальное рабочее время тратится на подготовку к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработку и анализ полученных результатов, заполнение отчетной документации, а также для повышения своей квалификации». И далее «Выполнение указанной работы (подготовка, анализ и пр.) педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами по согласованию с администрацией».

Согласно постановлению № 65 Минтруда России 29.12.92г., количество общего рабочего времени в течение года при 36-часовой рабочей неделе, составляет примерно 1800 часов, или 160 часов в месяц (с учетом отпускного времени). Необходимо знать количество рабочих часов именно в месяц, а не в неделю, так как не каждую неделю психолог выступает на педсовете, родительском собрании или участвует в консилиуме. Рассмотрим, как рабочее время педагога-психолога распределяется в соответствии с видами деятельности.

Ориентировочное распределение рабочего времени педагога-психолога по видам деятельности

Время на один прием (мероприятие)

Общее время в месяц

Время на подготовку или анализ

Общее время в месяц

Индивидуальное психологическое обследование

Групповое психологическое (скрининговое) обследование

Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие

Групповое развивающее и коррекционное занятие

7 часов в неделю

При составлении таблицы были использованы «Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работ практического психолога образования», принятые на коллеги Министерства Образования РФ «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ» (решение № 7/1 от 29.03.95).

В таблице общее рабочее время психолога представлено как основное и подготовительное. Согласно нормативам, эти части равноценным по астрономическим часам. Основное рабочее время составляет не менее половины, т.е. примерно 80 часов в месяц. Его предусмотрено использовать на консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую, профилактическую, просветительскую и экспертную работу с учащимися, родителями и педагогами, как в индивидуальной, так и в групповой формах.

Вторая же половина времени (еще 80 часов в месяц) приходится на обработку и анализ полученных результатов, заполнение документации, организационную и методическую работу.

В связи с тем, что организационно-методическая работа является не менее важным направлением деятельности необходимо уточнить, что именно может быть отнесено к организационно-методической работе:

  • анализ и планирование деятельности в целом;
  • анализ научной и практической литературы для подбора инструментария и разработки развивающих и коррекционных программ;
  • участие в научно-практических семинарах, конференциях, посещение совещаний и методических объединений, курсов повышения квалификации;
  • оформление кабинета.

Такая, незаметная на первый взгляд, работа является необходимой и при этом существенным образом поглощает время специалиста. Не учитывать ее нельзя. При составлении годового или текущего плана, необходимо всегда планировать данную работу.

Время, затраченное на исполнение того или иного вида работы, может варьироваться в зависимости от причин обращений к психологу, первичности или повторности обращения, возраста, состояния и других особенностей обращающегося.

Кроме того, в соответствии с запросами образовательного учреждения, сочетание вида работы и количества рабочего времени на его выполнение может меняться. Если на какой-то вид деятельности запрос не предъявляется, то освободившееся время распределяется по усмотрению психолога и согласованию с администрацией на другие, более необходимые виды работы.

По таблице легко определить количественные показатели деятельности педагога-психолога. В среднем в нашем случае они составляют за 10 месяцев работы (учебный год):

  • Диагностика индивидуальная: 150 – 170 обследований;
  • Диагностика групповая: 20 групп;
  • Консультирование: 150-170 приемов;
  • Развивающие и коррекционные занятия
    индивидуальные: 150 – 170 занятий;
    групповые: 200 – 240 занятий.
  • Просветительские мероприятия: 20 мероприятий;
  • Экспертные мероприятия: 10 мероприятий.

Такова реально осуществимая нагрузка педагога-психолога в образовательном учреждении, дающая эффективные результаты при работе со 150- 170 учащимися, в зависимости от наполняемости это 5-8 классов.

Объем профессиональной нагрузки психолога не всегда может быть измерен в количественном отношении. Однако для организации и регулирования его деятельности, оплаты труда такое измерение необходимо, и в основном оно осуществляется в виде регламентации продолжительности рабочего времени в течение дня и недели. Нормативы рабочего времени для психолога устанавливаются в большинстве случаев наравне с нормативами служащих той организации, в которой он трудится.

В пределах 40 часов рабочего времени в неделю психолог самостоятельно планирует свою работу для выполнения должностных инструкций, утверждаемых руководителем УО на основании квалификационных характеристик педагога-психолога.

Распорядок рабочего дня психолога должен соответствовать распорядку учреждения и утверждаться руководством этого учреждения.

Вследствие сложности психологической деятельности нормативы профессиональной нагрузки психолога могут пересматриваться в зависимости от типа УО, особенностей контингента, с которым работает психолог, и других факторов.

Примерное распределение недельного рабочего времени педагога-психолога

(Рабочая неделя равна 40 часам)

1. Психологическое просвещение — 4—6 часов.

2. Психодиагностическое обследование и обработка материалов — 6—8 часов.

3. Психокоррекционные и тренинговые занятия и подготовка к ним — 4—6 часов.

4. Психологическое консультирование и профконсультирование — 4—6 часов.

5. Консультации в научных, психологических центрах, работа с научно-методической литературой, участие в семинарах и методических объединениях и другие формы профессионального совершенствования — 8 часов.

6. Другие виды работ, предусмотренные тарифно-квалификационной характеристикой, – 4-6 часов.

Должность психолога водится в начальных, базовых и общеобразовательных школах при наличии следующего количества классов-комплектов:

− до 11 – 0,5 ставки (при наличии не менее 50 учащихся),

− 34–44 – 1,5 ставки,

В профессионально-технических учебных заведениях:

− до 400 учащихся – 0,5 ставки,

− свыше 400 – 1 ставка.

В средних специальных учебных заведениях:

− до 500 учащихся – 0,5 ставки,

− свыше 500 – 1 ставка.

В отделы воспитательной работы с молодежью ВУЗов из расчета 1 ставки на каждые 1500 студентов дневной формы обучения, но не менее 1 ставки на вуз.

Во всех типах дошкольных учреждений из расчета 0,5 ставки при наличии 4 – 7 групп детей и 1 ставки – свыше 7 групп.

Комплект документации психолога.

Важным компонентом профессиональной деятельности пси­холога в условиях УО является оформ­ление разного рода документации. Она сопровождает каждое на­правление работы психолога — от коррекционно-диагностическои до просветительской и профилактической деятельности.

Комплект (пакет) документации практического психолога об­разовательного учреждения подразделяется на несколько видов: нормативную, специальную и организационно-методическую.

Нормативная документация представляет собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессио­нальной деятельности психолога в системе образования.

В этот перечень входят:

— Закон РБ «Об образовании»;

— Конвенция ООН о правах ребенка;

— Закон РБ О правах ребенка;

— Приказы и постановления Министерства образования РБ О введении должностей психолога или педагога-психолога в УО;

— Постановление Министерства образования РБ «Об утверждении положения о СППС УО» (от 27.04.2006 № 42);

— Тарифно-квалификационная характеристика педагога-психолога УО;

— Приказ Министерства образования РБ «Об утверждении положения о кабинете психологической службы УО» от 13.08.1998 № 496;

— Приказ Министерства образования РБ «О совершенствовании деятельности педагогов-психологов и психологической службы системы образования» от 13.08.1998 № 497;

— инструктивные письма и приказы Министерства образования РБ.

Это нормативная база профессиональной деятельности психо­лога, она подлежит своевременной замене при обновлении со­держания и норм психологической работы в сфере образования РБ.

При оформлении специалиста на основе договора или контракта психолог и администрация образовательного учреждения оговаривают вопросы должностных обязанностей, временного графика и зара­ботной платы отдельными пунктами. В этом случае договор вклю­чается в перечень нормативной документации.

Специальная документация – особый вид документации, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны профессиональной деятельности.

В комплект специальной документации входят:

—индивидуальные психодиагностические материалы, которые хранятся до выпуска обучающихся из учреждения образования;

—отчеты и аналитические материалы о результатах психодиагностических исследований, реализации программ психологической поддержки и планов оказания помощи конкретным категориям обучающихся, воспитанников, родителям.

Другими словами это (курсивом обозначена закрытая информация)

— протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью и т.д.

— карты (истории) психического развития;

— выписки из психологических заключений и карт развития.

Организационно-методическая документация. Цель ведения данной документации – организация, планирование и методическое обеспечение профессиональной деятельности психолога.

В организационно-методическую документацию входят:

­ график работы психолога, утвержденный руководителем УО;

­ график проведения индивидуальных консультаций для детей, родителей и педагогов;

­ план работы на год, месяц, неделю (ежедневный);

­ аналитический отчет о работе за предыдущий год;

­ отчеты и информации о выполнении других планов работы;

­ журнал учета индивидуальных консультаций для детей, родителей, педагогов;

­ журнал учета работы;

­ паспорт кабинета с перечислением оборудования, игр, диагностических методик, литературы, учебных и наглядных пособий и т.д.

Задания по теме 3.

Задание 1.Проанализировать комплект документации психолога. В рабочих тетрадях зафиксировать форму ведения журналов, основные направления работы психолога (на основе анализа графика работы), структуру отчетов.

Тема 4. Квалификационные требования и критерии оценки деятельности психологов.

Квалификационные требования в деятельности психолога.

Выполнение психологом профессиональных обязанностей требует адекватного уровня компетентности, которая основывается на сформированности профессионально необходимых знаний и умений, опирается на наличие опыта успешного применения этих знаний и умений в различных проблемных ситуациях профессиональной психологической работы.

Профессионально необходимые для психолога знания и умения включают не только широкий круг теоретических концепций и подходов, профессиональных диагностических средств, психологических техник и методов работы с людьми, но и ориентировку психолога в нормах и предписаниях своей профессиональной деятельности, функциональных обязанностях и правах на рабочем месте.

Квалификационные требования в сфере психологических профес­сий разрабатываются на основе научного изучения профессий, системных представлений о профессиональной деятельности человека в целом. Требования к личности психолога отражены в профессиограмме этой профессии. А. К. Маркова определяет профессиограмму как научно обо­снованные нормы и требования профессии к различным видам профес­сиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему соответствовать требованиям профессии, получать не­обходимые для общества результаты и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника. Профессиограмму можно назвать обобщенной эталонной моделью успешного специалиста.

Среди множества фак­торов, определяющих успешность деятельности психолога, одно из главных мест занимает субъективный образ различных этапов и элементов профес­сионального труда, который должен обладать свойствами адекватнос­ти, полноты, определенной степени сформированности. Профессиограмма позволяет не только выделить профессионально важ­ные качества специалиста той или иной сферы, но и выступает как мо­дель психологической структуры деятельности профессионала, обеспе­чивающая исследование уровня сформированности профессионала, его готовности к конкретной деятельности.

Помимо профессиограммы требования к уровню подготовки выпускника-психолога отражены в Образовательном стандарте (см. Образовательный стандарт. Высшее образование. Вторая ступень. Специальность 1-23 01 04. Психология. Квалификация «Психолог. Преподаватель психологии». ОСРБ 1-23 01 04-2008).

2.3. Учебную нагрузку педагогических работников и график работы устанавливает заведующий ДОУ на основании штатного расписания, норм продолжительности рабочей смены на ставку, режима работы ДОУ. Объем учебной нагрузки и работа больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы устанавливается только с согласия работника. Графики работы утверждаются приказом заведующего ДОУ на начало учебного года. 2.4. Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю. 2.5. Педагогическим работникам в зависимости от должности с учетом особенностей их труда устанавливается норма часов педагогической работы в неделю за ставку заработной платы: 36 часов в неделю: старшему воспитателю; 36 часов в неделю: воспитателю; 36 часов в неделю: педагогу-психологу; 30 часов в неделю: инструктору по физической культуре; 24 часа в неделю: музыкальному руководителю; 20 часов в неделю: учителю-логопеду. 2.6. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников ДОУ установлена в астрономических часах. 2.7. В ДОУ устанавливается соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы 3:1, т.е. три части рабочего времени педагогическими работниками затрачивается непосредственно на учебную деятельность, одна часть рабочего времени затрачивается на другую педагогическую работу. 2.8. Учебная (преподавательская) работа включает в себя: организованную образовательную деятельность, воспитательную работу, индивидуальную работу с воспитанниками. 2.9. Другая часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных Уставом ДОУ, Правилами внутреннего трудового распорядка ДОУ, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, регулируется графиками и планами работы, в т.ч. индивидуальными планами работы (циклограммами) педагогического работника, и включает: выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогического, методического советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой; Годовым планом работы ДОУ; организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением; время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию детей, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий; научную, творческую и исследовательскую работу. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются их трудовыми договорами и должностными инструкциями. 2.10. Выполнение педагогической работы регулируется расписанием организованной образовательной деятельности, составляемым с учетом педагогической целесообразности, режима дня каждой возрастной группы с соблюдением санитарно-гигиенических норм и рационального использования времени педагога, которое утверждается заведующим ДОУ.

2.11. Конкретная продолжительность организованной образовательной деятельности, а также перерывов предусматривается с учетом соответствующих санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. 2.12. За педагогическую работу, выполняемую с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере. 2.13. Режим 36-часовой рабочей недели воспитателям обеспечивается путем одновременной ежедневной работы двух воспитателей в течение 7,2 часов в неделю для каждого воспитателя, либо замены каждым воспитателем в течение этого времени отсутствующих воспитателей по болезни и другим причинам, выполнения работы по изготовлению учебно-наглядных пособий, методической и другой работы, регулируемой Правилами внутреннего трудового распорядка ДОУ и иными локальными нормативными актами. 2.14. Режим рабочего времени педагогических работников, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой. 2.15. При составлении графиков работы педагогических работников перерывы в рабочем времени, не связанные с отдыхом и приемом работниками пищи, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением. 2.16. Периоды времени, в течение которых ДОУ осуществляет свою деятельность, свободные для педагогических работников, ведущих педагогическую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник использует для повышения квалификации, самообразования, научно-методической деятельности, подготовки к занятиям т.п. 2.17. Периоды отмены образовательной деятельности для воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педагогических и других работников ДОУ. В такие периоды педагогические работники привлекаются к учебно-воспитательной, методической, организационной работе на основании приказа по ДОУ. 3. Определение учебной нагрузки педагогическим работникам 3.1. Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, определяет правила определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки в зависимости от должности педагогических работников с учетом особенностей их труда. 3.2. При определении учебной нагрузки педагогических работников устанавливается ее объем по выполнению работы во взаимодействии с воспитанниками по видам деятельности, установленным учебным планом (индивидуальным учебным планом). 3.3. Объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную работу, определяется ежегодно на начало учебного года и устанавливается локальным нормативным актом ДОУ. 3.4. Объем учебной нагрузки, установленный педагогическому работнику, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом педагогическим работником с ДОУ. 3.5. Объем учебной нагрузки педагогических работников, установленный на начало учебного года, не может быть изменен в текущем учебном году по инициативе

работодателя в сторону ее снижения, связанного с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества воспитанников или групп. 3.6. Временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме. 3.7. Об изменениях объема учебной нагрузки (увеличение или снижение), а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить педагогических работников в письменной форме не позднее, чем за два месяца до осуществления предполагаемых изменений, за исключением случаев, когда изменение объема учебной нагрузки осуществляется по соглашению сторон трудового договора. 3.8. Тарификация педагогических работников производится 1 раз в год в сентябре текущего учебного года. В апреле текущего учебного года может проводиться предварительная тарификация на следующий учебный год в целях повышения качества расстановки кадров и обеспечения кадровой политики. При невыполнении по независящим от педагогического работника причинам объема установленной учебной нагрузки, уменьшение заработной платы не производится. 4. Особенности определения учебной нагрузки для определенной категории педагогов 4.1. Определение учебной нагрузки педагогов ДОУ, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет осуществляется в соответствии с настоящим Положением и распределяется на указанный период между другими педагогическими работниками. 4.2. Определение учебной нагрузки педагогических работников на определенный срок осуществляется для выполнения учебной нагрузки на период замещения временно отсутствующих педагогических работников, а также на период временного замещения вакантной должности до приема на работу постоянного работника. 4.3. Определение и изменение учебной нагрузки лиц, замещающих должности педагогических работников по совместительству, а также путем замещения таких должностей наряду с работой, определенной трудовым договором осуществляется в соответствии с настоящим Положением. 4.4. Определение учебной нагрузки лицам, замещающим должности педагогических работников наряду с работой, определенной трудовым договором, осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором указывается срок, в течение которого будет выполняться учебная работа, ее содержание, объем учебной нагрузки и размер оплаты. 5. Распределение рабочего времени педагогов 5.1. Рабочее время воспитателя 5.1.1. Воспитатель, исполняющий педагогическую работу в пределах рабочей недели на 1 ставку заработной платы, выполняет должностные функции в первую и вторую половину дня через день. 5.1.2. Нагрузка воспитателя ДОУ, исходя из 36 часов в неделю, распределяется следующим образом: 27 часов в неделю на организованную образовательную, воспитательную (индивидуальную и групповую), диагностическую, консультативную, развивающую, просветительскую работу с родителями (законными представителями) воспитанников, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в ДОУ;

мероприятий согласно режиму дня группы, на участие в заседаниях Педагогического совета; организационных мероприятий согласно годовому плану ДОУ. 9 часов в неделю (остальное время в пределах установленной воспитателю продолжительности рабочего времени) на подготовку к индивидуальной и групповой работе с воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов педагогической диагностики; подготовку к консультационной работе с педагогическими работниками и родителями воспитанников; изготовление атрибутов и дидактического (наглядного и раздаточного материала), оформительскую деятельность, организационнометодическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, участие в методических объединениях, заполнение документации и др.). 5.1.3. Режим работы воспитателей, работающих на 1 ставку заработной платы при режиме 36-часовой рабочей недели, распределяется следующим образом: День Понедельник четверг Пятница недели Режим 1 смена 2 смена 1 смена 2 смена работы Начало работы Окончание работы 06.48 часов 12.48 часов 06.48 часов 11.48 часов 15.00 часов (предпраздничные дни 14.00 часов) 19.00 часов (предпраздничные дни 18.00 часов) 14.00 часов (предпраздничные дни 13.00 часов) 19.00 часов (предпраздничные дни 18.00 часов) 5.1.4. Режим работы воспитателя фиксируется в трудовом договоре, при изменении режима работы в дополнительном соглашении к трудовому договору. 5.2. Распределение рабочего времени педагога-психолога 5.2.1. Педагог-психолог, исполняющий педагогическую работу в пределах рабочей недели на 1 ставку заработной платы, выполняет должностные функции в первую и вторую половину дня. 5.2.2. В течение своего рабочего дня педагог-психолог может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: консультативную, развивающую, коррекционную, диагностико-аналитическую, экспертно-консультационную, учебно-воспитательную, профилактическую, культурно-просветительскую и организационно-методическую. 5.2.3. Нагрузка педагога-психолога, исходя из 36 часов в неделю, распределяется следующим образом: 27 часов в неделю на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с воспитанниками, на экспертную, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в ДОУ; на участие в психолого-педагогическом консилиуме ДОУ; 9 часов в неделю (остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени) на подготовку к индивидуальной и групповой работе с воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками и родителями воспитанников; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.). 5.2.4. Выполнение указанной в 5.2.2. работы педагогом-психологом осуществляется непосредственно в ДОУ (при обеспечении администрацией ДОУ необходимых условий работы, с учетом специфики и требований к профессиональной деятельности педагогапсихолога).

5.2.5. В случаях отсутствия в ДОУ условий для выполнения указанной в п. 5.2.2. работы, ее выполнение может осуществляться за его пределами, что предусматривается распорядительным актом заведующего ДОУ. 5.2.6. Нагрузка педагога-психолога отражается в Индивидуальном плане работы педагога, и распределяется в течение всего рабочего времени педагога-психолога, с учетом режима дня каждой возрастной группы. В период организации и проведения режимных моментов (сон, прием пищи, гигиенические процедуры) педагогическая деятельность (групповая и индивидуальная) с детьми не планируется. 5.2.7. Режим работы педагога-психолога, работающего на 1 ставку заработной платы при режиме 36-часовой рабочей недели, распределяется следующим образом: Режим работы 4 дня в неделю 1 день в неделю Предпраздничные дни Начало работы 08.00 часов 11.48 часов 08.00 часов Окончание работы 15.12 часов 19.00 часов 14.12 часов 5.2.8. Режим работы педагога-психолога фиксируется в трудовом договоре, при изменении режима работы в дополнительном соглашении к трудовому договору. 5.3. Распределение рабочего времени учителя-логопеда 5.3.1. Учитель-логопед, исполняющий педагогическую работу в пределах рабочей недели на 1 ставку заработной платы, выполняет должностные функции в первую и вторую половину дня. 5.3.2. Нагрузка учителя-логопеда, исходя из 20 часов в неделю, распределяется следующим образом: 3 часа рабочего времени учителя-логопеда отводится на: организованную образовательную (групповую и индивидуальную), обследовательскую (диагностическую) и коррекционную работу. Продолжительность индивидуальных занятий зависит от речевого диагноза, возраста ребенка, индивидуальных особенностей развития ребенка, его психофизического статуса. 1 час рабочего времени учителя-логопеда отводится на профилактическую работу в ДОУ по предупреждению нарушений речи у детей, консультационную работу с педагогами и родителями (законными представителями) в форме консультаций, семинаров, практикумов родительских собраний и т.д., участие в работе Педагогического совета ДОУ, заседаниях психолого-педагогическом консилиуме ДОУ. 5.3.3. Нагрузка учителя-логопеда отражается в Индивидуальном плане работы педагога, и распределяется в течение всего рабочего времени учителя-логопеда, с учетом режима дня возрастной группы. В период организации и проведения режимных моментов (сон, прием пищи, гигиенические процедуры) педагогическая деятельность (групповая и индивидуальная) с детьми не планируется. 5.3.4. Режим работы учителя-логопеда, работающего на 1 ставку заработной платы при режиме 36-часовой рабочей недели, распределяется следующим образом: Режим работы 4 дня в неделю 1 день в неделю Начало работы 08.00 часов 15.00 часов Окончание работы 12.00 часов 19.00 часов 5.3.5. Режим работы учителя-логопеда фиксируется в трудовом договоре, при изменении режима работы в дополнительном соглашении к трудовому договору. 5.4. Распределение рабочего времени музыкального руководителя 5.4.1. Музыкальный руководитель, исполняющий педагогическую работу в пределах рабочей недели на 1 ставку заработной платы, выполняет должностные функции в первую и вторую половину дня. 5.4.2. Нагрузка музыкального руководителя, исходя из 24 часов в неделю, распределяется следующим образом:

18 часов в неделю на организованную образовательную (индивидуальную и групповую), диагностическую, консультативную, развивающую, культурнопросветительскую работу с участниками образовательного процесса, на организацию и проведение массовых мероприятий с воспитанниками в рамках образовательной программы, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам музыкального и творческого развития и воспитания детей в ДОУ; на участие в работе Педагогического совета ДОУ; родительских собраний и других мероприятий в рамках образовательной программы ДОУ. 6 часов в неделю (остальное время в пределах установленной музыкальному руководителю продолжительности рабочего времени) на подготовку к индивидуальной и групповой работе с воспитанниками; подготовку к консультационной работе с педагогическими работниками и родителями воспитанников; оформительскую, организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, участие в методических объединениях, заполнение документации и др.). 5.4.3. Нагрузка музыкального руководителя отражается в Индивидуальном плане работы педагога, и распределяется в течение всего рабочего времени музыкального руководителя, с учетом режима дня каждой возрастной группы. В период организации и проведения режимных моментов (сон, прием пищи, гигиенические процедуры) педагогическая деятельность (групповая и индивидуальная) с детьми не планируется. 5.4.4. Режим работы музыкального руководителя, работающего на 1 ставку заработной платы при режиме 36-часовой рабочей недели, распределяется следующим образом: Режим работы 1 смена 2 смена Начало работы 08.00 часов 13.12 часов Окончание работы 12.48 часов 18.00 часов 5.4.5. Режим работы музыкального руководителя фиксируется в трудовом договоре, при изменении режима работы в дополнительном соглашении к трудовому договору. 5.5. Распределение рабочего времени инструктора по физической культуре 5.5.1. Инструктор по физической культуре, исполняющий педагогическую работу в пределах рабочей недели на 1 ставку заработной платы, выполняет должностные функции в первую половину дня. 5.4.2. Нагрузка инструктора по физической культуре, исходя из 30 часов в неделю, распределяется следующим образом: 22,5 часов в неделю на организованную образовательную (индивидуальную и групповую), диагностическую, консультативную, развивающую, просветительскую работу с участниками образовательного процесса, на организацию и проведение массовых спортивных и оздоровительных мероприятий с воспитанниками в рамках образовательной программы, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам физического развития и охраны жизни и здоровья детей в ДОУ; на участие в работе Педагогического совета ДОУ; родительских собраний и других мероприятий в рамках образовательной программы ДОУ. 7,5 часов в неделю (остальное время в пределах установленной продолжительности рабочего времени) на подготовку к индивидуальной и групповой работе с воспитанниками; подготовку к консультационной работе с педагогическими работниками и родителями воспитанников; оформительскую, организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, участие в методических объединениях, заполнение документации и др.). 5.5.3. Нагрузка инструктора по физической культуре отражается в Индивидуальном плане работы педагога, и распределяется в течение всего рабочего времени инструктора по

физической культуре, с учетом режима дня каждой возрастной группы. В период организации и проведения режимных моментов (сон, прием пищи, гигиенические процедуры) педагогическая деятельность (групповая и индивидуальная) с детьми не планируется. 5.5.4. Режим работы инструктора по физической культуре, работающего на 1 ставку заработной платы при режиме 36-часовой рабочей недели, распределяется следующим образом: Режим работы Понедельник пятница Начало работы 08.00 часов Окончание работы 14.00 часов 5.5.5. Режим работы инструктора по физической культуре фиксируется в трудовом договоре, при изменении режима работы в дополнительном соглашении к трудовому договору.

УДК 349.235:37.011.31

Григорьева Анна Германовна

кандидат исторических наук, доцент кафедры гражданского и гражданско-процессуального права Кубанского социально-экономического института

Забугина Наталия Левоновна

воспитатель детского сада № 130, г. Краснодар

К ВОПРОСУ О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА

Grigorieva Anna Germanovna

PhD in History, Assistant Professor, Civil Law and Civil Procedure Law Department,

Kuban Institute for Social and Economic Studies

Zabugina Natalia Levovna

Kindergarten Teacher, Kindergarten № 130, Krasnodar

CONCERNING THE NUMBER OF WORKING HOURS OF KINDERGARTEN TEACHERS

Аннотация:

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования продолжительности рабочего времени воспитателя детского сада. В частности, исследуются вопросы варьирования часовой нагрузки и норм педагогической деятельности в конкретных учреждениях.

Ключевые слова:

воспитатель, детский сад, детское дошкольное образовательное учреждение, рабочее время, ребенок, трудовой договор, трудовое законодательство.

teacher, kindergarten, preschool educational institution, working hours, child, labour contract, labour legislation.

В период реализации основных идей и направлений модернизации российского образования возникает необходимость в качественном обновлении дошкольного воспитания, поскольку именно в детском саду прививаются первоначальные правила поведения в социуме, происходит развитие личности ребенка. Задача воспитателя — не только уберечь ребенка от синяков и ссадин, но и предоставить ему комплекс определенных знаний. Для выполнения возложенных функций специалисту требуются благоприятные условия. Вместе с тем на практике в данной сфере существует ряд проблем, связанных с продолжительностью рабочего времени, превышением плановой наполняемости групп и т. д. В этой статье затронуты вопросы правового регулирования продолжительности рабочего времени воспитателя.

Нормативную базу, регулирующую вопросы продолжительности рабочего времени воспитателя, составляют Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ) , федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) , приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — приказ № 1601) , приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее — приказ № 536) .

В соответствии со ст. 333 Тк для воспитателей детских садов установлена сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 ч в неделю. Однако эта часовая нагрузка руководством конкретного учреждения варьируется достаточно произвольно.

В соответствии с п. 2 приложения № 1 приказа № 1601 в зависимости от занимаемой должности устанавливаются либо фиксированная продолжительность рабочего времени — 36 ч в неделю, либо нормы длительности педагогической работы за ставку заработной платы, которые могут составлять 18, 20, 24, 25, 30, 36 ч. В частности, продолжительность труда в 36 ч определяется старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Норма в 25 ч в неделю за ставку заработной платы предусмотрена для воспитателей, осуществляющих присмотр и уход за воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья; 36 ч — в отношении воспитателей организаций, которые осуществляют деятельность в соответствии с образовательными программами дошкольного образования.

Согласно п. 8.2 приказа № 536 в дошкольных образовательных организациях (группах) с 12-часовым пребыванием воспитанников при 5-дневной рабочей неделе (60 ч), когда на группу воспитанников предусматривается по две должности воспитателя (72 ч), режим их трудового времени устанавливается с учетом выполнения нормы педагогической деятельности в течение 36 ч в неделю.

Подобный распорядок можно обеспечить с помощью одновременной ежедневной работы двух воспитателей в течение 6 ч для каждого либо замены любым воспитателем в течение этого времени отсутствующих по болезни и другим причинам, выполнения иного вида труда. В частности, изготовления учебно-наглядных материалов, осуществления методической или другой работы, которая предусмотрена правилами внутреннего трудового распорядка и локальными нормативными актами.

Указанные нормы являются расчетными величинами для исчисления педагогическим работникам заработной платы. Оплата осуществляется пропорционально отработанному времени либо в зависимости от выполненного объема работ. При неполном отработанном месяце, но при полной выработке нормы труда и рабочего времени зарплата начисляется соответственно отработанному времени. При этом она не должна быть менее установленного законом минимального размера.

В судебной практике достаточно распространенными являются иски о взыскании недополученных сумм по данному основанию. В частности, с таким требованием обратилась в суд С.З.В. В заявлении она указала, что работодатель (муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка — детский сад «Улыбка») за апрель 2016 г. начислял и выплачивал ей заработную плату не в полном объеме — в размере, ниже определенного федеральным законом, то есть менее 6 204 р. Судом исковые требования удовлетворены, поскольку зарплата должна справедливо отражать особенности труда и соответствовать его ценности. Именно в этих целях, учитывая характер работы при особых условиях, законодатель установил базовые гарантии, отраженные в минимальном размере оплаты труда на всей территории Российской Федерации (ст. 333 Трудового кодекса РФ) .

В некоторых случаях возможно превышение плановой наполняемости групп детьми. В соответствии со ст. 32 и 54 Закона об образовании установление доплат, надбавок и их размеров является прерогативой дошкольного учреждения. Поэтому руководство детского сада при наличии финансовой возможности может на свое усмотрение самостоятельно определить любую доплату или надбавку, включая случаи превышения плановой наполняемости.

Выработка нормы нагрузки оказывает влияние на пенсионные права воспитателя, связанные с начислением пенсии, что можно проиллюстрировать следующим примером из судебной практики. Истец С. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному межрайонному учреждению) в г. Ижевске Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав, поскольку решением ответчика ей было отказано в досрочном начислении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Из подсчета был исключен 25-летний стаж работы в должности старшего воспитателя детского сада. По мнению ответчика, в этот период истцом не была выработана норма педагогической нагрузки.

Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу, что периоды трудовой деятельности, в которые, по мнению ответчика, истицей не была выработана норма педагогической нагрузки, подлежат включению в страховой стаж. Свои выводы суд мотивировал пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781: право на досрочное назначение трудовой пенсии предоставляется лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, которым подобные периоды засчитываются в стаж «…начиная с 1 сентября 2000 г. — при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной на ставку заработной платы (должностной оклад)…», в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 федерального закона «О трудовых пенсиях».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помимо этого, суд руководствовался ст. 333 Трудового кодекса РФ: «В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти»; постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы на ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений»: норма для воспитателей дошкольных учреждений составляет 36 ч в неделю; а также постановлением Президиума Государственного совета и правительства Удмуртской Республики от 29.09.1995 г. № 82/258 «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений», где для данной категории сотрудников была снижена учебная нагрузка до 30 ч в неделю. Таким

образом, нормативным правовым актом субъекта РФ воспитателям детских садов установлен более высокий уровень трудовых прав и гарантий по сравнению с обозначенным в федеральном документе за счет бюджетов Удмуртской Республики и ее городов и районов .

Обратимся к проблемам, возникающим на практике. Нормальной является ситуация, при которой первая смена воспитателя длится с 7 до 14 ч, вторая — с 12 до 19. В течение 2 ч у воспитателей есть возможность обсудить текущие вопросы, подготовиться к занятиям, поскольку им приходится разрабатывать методические материалы, организовывать праздники, конкурсы и т. д. Руководители детских садов варьируют продолжительность трудового времени сотрудника на свое усмотрение, например сокращают смены преподавателям, определяя график иным образом. В частности, 4 дня в неделю воспитатель работает по 6 ч в день (2 дня в первую смену с 7 до 13 ч и 2 дня во вторую — с 13 до 19) и лишь единственный день — полный — с 7 до 19 ч. В некоторых случаях «недоработанные часы» (около 20 ч в месяц) приходится отрабатывать на заменах в группах, где болеет воспитатель.

В 2014 г. средства массовой информации всколыхнули сведения о схеме работы детских садов не по 12 ч в сутки, а по 10,5. Возникли слухи, что смены могут стать короче, а ставка 36 ч в неделю останется прежней. Таким образом, одна смена воспитателя должна составлять 5 ч, за трудовую неделю можно успеть отработать только 25 ч, а в оставшееся от 36-часовой ставки время придется осуществлять деятельность во вторые смены. Следовательно, человек должен трудиться в две смены 2 раза в неделю и на каждую группу будет не два постоянных воспитателя, а один, кроме того, один «бегающий»: утром в одной группе, после обеда в другой .

Обратимся к трудовому законодательству. Исходя из ст. 56 ТК РФ, где определено понятие трудового договора, работник обязуется лично осуществлять прописанные в этом соглашении функции, соблюдать правила внутреннего распорядка. Нормы ст. 57 ТК РФ предусматривают обязательные условия, которые должны быть включены в трудовой договор, в том числе связанные с оплатой труда, режимом рабочего времени и периодом отдыха. При этом следует учитывать положения ст. 92 ТК РФ о том, что продолжительность рабочего времени сотрудника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда. В соответствии с п. 4 приложения № 1 приказа № 1601 за работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы за ставку заработной платы, оплата производится пропорционально отработанному времени.

Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что нормальной является ежедневная работа двух воспитателей в течение 6 ч для каждого при продолжительности рабочего времени 36 ч в неделю, а также 5 ч для сотрудников, осуществляющих воспитание, присмотр и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья при продолжительности труда 25 ч в неделю за ставку заработной платы.

Ссылки:

3. О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре : приказ Минобрнауки России от 22 дек. 2014 г. № 1601 : в ред. от 29 июня 2016 г. № 755 // Российская газета. 2015. 11 марта.

4. Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников, осуществляющих образовательную деятельность : приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 // Там же. 2016. 16 июня.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. Регистрационный N 19709

В соответствии со статьей 333 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30, ст. 3616) и пунктом 5.2.78 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), приказываю:

1. Установить педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норму часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1289; 2005, N 7, ст. 560; 2007, N 24, ст. 2928; 2008, N 34, ст. 3926).

Министр А. Фурсенко

Приложение

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается:

1. Продолжительность рабочего времени:

36 часов в неделю:

работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей и домов ребенка;

педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду;

методистам, старшим методистам образовательных учреждений;

тьюторам образовательных учреждений (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования);

руководителям физического воспитания образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования;

преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки;

инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

30 часов в неделю — старшим воспитателям образовательных учреждений, (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей).

2. Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы):

18 часов в неделю:

учителям 1-11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья);

преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год);

преподавателям специальных дисциплин 1-11 (12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;

преподавателям 3-5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5-7 классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1-4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;

педагогам дополнительного образования, старшим педагогам дополнительного образования;

тренерам-преподавателям, старшим тренерам-преподавателям образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;

логопедам учреждений здравоохранения и социального обслуживания;

24 часа в неделю — преподавателям 1-2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1-4 классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения;

720 часов в год — преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования.

3. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы:

20 часов в неделю — учителям-дефектологам, учителям-логопедам, логопедам;

24 часа в неделю — музыкальным руководителям и концертмейстерам;

25 часов в неделю — воспитателям, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками, детьми), имеющими ограниченные возможности здоровья;

30 часов в неделю:

инструкторам по физической культуре;

воспитателям в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня, интернатах при общеобразовательных учреждениях (пришкольных интернатах), специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, дошкольных образовательных учреждениях (группах) для детей с туберкулезной интоксикацией, учреждениях здравоохранения и социального обслуживания;

36 часов в неделю — воспитателям в дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, в общежитиях образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, иных учреждениях и организациях.

Примечания.

1. Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.

2. Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах. Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.

3. За преподавательскую (педагогическую) работу, выполняемую с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.

4. Учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов преподавательской работы за ставку заработной платы в неделю, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

учителям 1-4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

учителям 1-4 классов сельских общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;

учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с родным (нерусским) языком обучения;

учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

5. Учителям, а также преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год), у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается:

заработная плата за фактически оставшееся количество часов преподавательской работы, если оно превышает норму часов преподавательской работы в неделю, установленную за ставку заработной платы;

заработная плата в размере месячной ставки, если объем учебной нагрузки до ее уменьшения соответствовал норме часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

заработная плата, установленная до уменьшения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

Об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой указанные педагогические работники должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца.

6. Преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.