О страховых организациях

Федеральный закон принят Государственной Думой 17 апреля 2019 года и одобрен Советом Федерации 22 апреля 2019 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» вносятся изменения, предусматривающие снятие запрета на перестрахование обязательств страховщика по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Этот вид обязательного страхования является в настоящее время единственным видом имущественного страхования, риски по которому не передаются в перестрахование. Снятие указанного ограничения связано с тем, что за период действия Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» значительно увеличились объёмы собираемых страховщиками страховых премий по данному виду страхования, а также увеличился средний размер страховой выплаты и выросли активы страховщиков.

Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в частности, дополняется положениями, устанавливающими обязанность владельца транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве и въезжающего на территорию Российской Федерации, иметь договор обязательного страхования гражданской ответственности, заключённый на условиях, предусмотренных названным Федеральным законом, или в рамках международных систем страхования. При этом на такое транспортное средство будет распространяться возможность при определённых условиях оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.

С учётом анализа правоприменительной практики в названном Федеральном законе уточняются:

порядок заключения договора обязательного страхования;

перечень транспортных средств, на владельцев которых не распространяется обязанность по страхованию гражданской ответственности;

перечень служб и организаций, которые могут выдавать документы, подтверждающие факт наступления страхового случая (полиция, аварийно-спасательные службы, медицинские организации);

порядок возмещения вреда, причинённого жизни или здоровью потерпевшего, в случае, если ответственными за причинение вреда признаны несколько участников дорожно-транспортного происшествия. В этом случае причинённый вред возмещается страховщиками солидарно, однако общий размер страховой выплаты не может превышать 500 тыс. рублей;

квалификационные требования к экспертам-техникам, проводящим независимую техническую экспертизу транспортных средств (на экспертов возлагается обязанность проходить профессиональную аттестацию, при этом сведения о них будут вноситься в государственный реестр экспертов-техников), а также порядок проведения профессиональной аттестации экспертов-техников;

перечень оснований для предъявления страховщиком, выплатившим страховое возмещение, регрессного требования к лицу, ответственному за причинение вреда. При этом регрессное требование не может быть предъявлено к виновному в дорожно-транспортном происшествии пешеходу в случае причинения вреда его здоровью, а также к родственникам и наследникам в случае смерти пешехода в результате этого дорожно-транспортного происшествия;

перечень документов для заключения договора обязательного страхования;

функции представителя страховщика, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших;

порядок осуществления контроля за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию транспортных средств, в том числе транспортных средств, пересекающих Государственную границу Российской Федерации.

В названный Федеральный закон также вносятся изменения, устанавливающие новые категории граждан, которые наряду с потерпевшими или выгодоприобретателями имеют право предъявить к профессиональному объединению страховщиков требование об осуществлении компенсационной выплаты (в частности, наследники, представители потерпевшего), а также сроки, в течение которых эти граждане вправе предъявить иск об осуществлении компенсационной выплаты (три года). При этом устанавливается, что объединение страховщиков, так же как и страховые компании, будет нести ответственность за несоблюдение сроков осуществления компенсационной выплаты в виде уплаты неустойки (пени).

Кроме того, устанавливается процедура рассмотрения споров по договорам обязательного страхования между гражданами и объединением страховщиков, аналогичная процедуре рассмотрения споров между гражданами и страховыми компаниями. При наличии разногласий между гражданином и объединением страховщиков относительно исполнения последним своих обязательств (в том числе по размеру компенсационной выплаты) гражданин, прежде чем предъявить судебный иск, должен повторно обратиться к объединению страховщиков с обоснованием своих требований, при этом претензия должна быть рассмотрена в течение десяти календарных дней.

С учётом правовой природы компенсационных выплат устанавливается, что к отношениям между объединением страховщиков, страхователями и лицами, которые наряду с потерпевшими или выгодоприобретателями имеют право предъявить к объединению страховщиков требование об осуществлении компенсационной выплаты, не применяются положения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».