О судебных приставах исполнителях

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Принят

Государственной Думой

14 сентября 2007 года

Одобрен

Советом Федерации

19 сентября 2007 года

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

Статья 2. Задачи исполнительного производства

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве

Статья 4. Принципы исполнительного производства

Статья 5. Органы принудительного исполнения

Статья 6. Обязательность требований судебного пристава-исполнителя

Статья 6.1. Банк данных в исполнительном производстве

Статья 7. Органы, организации и граждане, исполняющие требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц

Статья 8. Исполнение требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, банками и иными кредитными организациями

Статья 8.1. Исполнение требований судебных актов эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг

Статья 9. Исполнение лицами, выплачивающими должнику-гражданину периодические платежи, судебного акта, акта другого органа или должностного лица

Статья 10. Исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных государств и иностранных организаций

Статья 11. Исполнение решений иностранных судов и арбитражей

Глава 2. Исполнительные документы

Статья 12. Виды исполнительных документов

Статья 13. Требования, предъявляемые к исполнительным документам

Статья 14. Постановление судебного пристава

Глава 3. Сроки в исполнительном производстве

Статья 15. Установление и исчисление сроков в исполнительном производстве

Статья 16. Окончание сроков в исполнительном производстве

Статья 17. Последствия пропуска сроков в исполнительном производстве

Статья 18. Восстановление пропущенных сроков в исполнительном производстве

Статья 19. Приостановление сроков в исполнительном производстве

Статья 20. Продление сроков в исполнительном производстве

Статья 21. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению

Статья 22. Перерыв срока предъявления исполнительного документа к исполнению

Статья 23. Восстановление пропущенного срока предъявления исполнительного документа к исполнению

Глава 4. Извещения и вызовы в исполнительном производстве

Статья 24. Извещения и вызовы в исполнительном производстве

Статья 25. Содержание повестки, иного извещения

Статья 26. Доставка повестки, иного извещения

Статья 27. Вручение повестки, иного извещения

Статья 28. Перемена адреса во время ведения исполнительного производства

Статья 29. Последствия отказа от принятия повестки, иного извещения или неявки за их получением

Глава 5. Исполнительное производство

Статья 30. Возбуждение исполнительного производства

Статья 31. Отказ в возбуждении исполнительного производства

Статья 32. Разъяснение исполнительного документа, способа и порядка его исполнения

Статья 33. Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения

Статья 34. Сводное исполнительное производство

Статья 34.1. Ведение исполнительного производства группой принудительного исполнения

Статья 35. Время совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения

Статья 36. Сроки совершения исполнительных действий

Статья 37. Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, изменение способа и порядка их исполнения

Статья 38. Отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения

Статья 39. Приостановление исполнительного производства судом

Статья 40. Приостановление исполнительного производства судебным приставом-исполнителем

Статья 41. Приостановление исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении

Статья 42. Сроки приостановления исполнительного производства

Статья 43. Прекращение исполнительного производства

Статья 44. Последствия прекращения исполнительного производства

Статья 45. Рассмотрение судом и судебным приставом-исполнителем вопросов о приостановлении, возобновлении и прекращении исполнительного производства

Статья 46. Возвращение исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства

Статья 47. Окончание исполнительного производства

Глава 6. Лица, участвующие в исполнительном производстве

Статья 48. Лица, участвующие в исполнительном производстве

Статья 49. Стороны исполнительного производства

Статья 50. Права и обязанности сторон исполнительного производства

Статья 51. Участие в исполнительном производстве несовершеннолетних

Статья 52. Правопреемство в исполнительном производстве

Статья 53. Участие в исполнительном производстве представителей сторон исполнительного производства

Статья 54. Оформление полномочий представителей сторон исполнительного производства

Статья 55. Законные представители граждан, участвующих в исполнительном производстве

Статья 56. Лица, которые не могут быть представителями сторон исполнительного производства

Статья 57. Полномочия представителей сторон исполнительного производства

Статья 58. Участие в исполнительном производстве переводчика

Статья 59. Участие в исполнительном производстве понятых

Статья 60. Обязанности и права понятых

Статья 61. Участие в исполнительном производстве специалиста

Статья 62. Взаимодействие судебных приставов-исполнителей с органами внутренних дел

Статья 63. Отводы в исполнительном производстве

Глава 7. Исполнительные действия. Меры принудительного исполнения

Статья 64. Исполнительные действия

Статья 64.1. Рассмотрение заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве

Статья 65. Исполнительный розыск

Статья 66. Государственная регистрация имущества и имущественных прав

Статья 67. Временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации

Статья 67.1. Временные ограничения на пользование должником специальным правом

Статья 68. Меры принудительного исполнения

Глава 8. Обращение взыскания на имущество должника

Статья 69. Порядок обращения взыскания на имущество должника

Статья 69.1. Особенности обращения взыскания при введении в отношении должника — гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, процедур, применяемых в деле о его несостоятельности (банкротстве)

Статья 70. Обращение взыскания на денежные средства

Статья 71. Порядок обращения взыскания на денежные средства должника в иностранной валюте при исчислении долга в рублях и драгоценные металлы, находящиеся на счетах либо во вкладах в банках и иных кредитных организациях

Статья 72. Порядок обращения взыскания на денежные средства должника при исчислении долга в иностранной валюте

Статья 72.1. Особенности обращения взыскания на денежные средства должника, находящиеся на залоговом банковском счете и на номинальном банковском счете

Статья 72.2. Особенности исполнения решения государственного инспектора труда о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений

Статья 73. Особенности обращения взыскания на денежные средства и ценные бумаги профессионального участника рынка ценных бумаг и его клиентов

Статья 73.1. Особенности обращения взыскания на эмиссионные ценные бумаги должника

Статья 73.2. Особенности обращения взыскания на имущество клиринговых организаций, а также участников клиринга и их клиентов

Статья 73.3. Особенности обращения взыскания на имущество, переданное на депонирование эскроу-агенту, в том числе на денежные средства, находящиеся на счете эскроу

Статья 73.4. Особенности обращения взыскания на денежные средства должника, находящиеся на публичном депозитном счете

Статья 74. Особенности обращения взыскания на имущество некоторых организаций и их членов (участников)

Статья 75. Обращение взыскания на имущественные права

Статья 76. Обращение взыскания на дебиторскую задолженность

Статья 77. Обращение взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц

Статья 78. Обращение взыскания на заложенное имущество

Статья 79. Имущество, на которое не может быть обращено взыскание

Статья 80. Наложение ареста на имущество должника

Статья 81. Наложение ареста на денежные средства и драгоценные металлы, находящиеся в банке или иной кредитной организации

Статья 82. Наложение ареста на ценные бумаги

Статья 83. Наложение ареста на дебиторскую задолженность

Статья 83.1. Особенности наложения ареста на имущество должника, находящееся на торговом и (или) клиринговом счетах

Статья 84. Изъятие имущества должника

Статья 85. Оценка имущества должника

Статья 86. Передача под охрану или на хранение арестованного имущества должника

Статья 87. Реализация имущества должника

Статья 87.1. Самостоятельная реализация имущества должником

Статья 87.2. Оставление взыскателем за собой имущества, не реализованного должником самостоятельно

Статья 88. Передача взыскателю имущества, указанного в исполнительном документе

Статья 88.1. Порядок зачета встречных однородных требований

Глава 9. Реализация имущества должника на торгах

Статья 89. Реализация имущества должника на торгах

Статья 90. Сроки и порядок проведения торгов

Статья 91. Объявление торгов несостоявшимися

Статья 92. Последствия объявления торгов несостоявшимися

Статья 93. Признание торгов недействительными

Глава 10. Особенности обращения взыскания на имущество должника-организации

Статья 94. Порядок обращения взыскания на имущество должника-организации

Статья 95. Меры по обеспечению исполнения исполнительного документа при обращении взыскания на имущество должника-организации

Статья 96. Порядок обращения взыскания при введении в отношении должника-организации процедур банкротства, а также при ликвидации должника-организации

Статья 97. Порядок обращения взыскания при реорганизации должника-организации

Глава 11. Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина

Статья 98. Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина

Статья 99. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления

Статья 100. Обращение взыскания на заработную плату, пенсию или иные доходы должника-гражданина, отбывающего наказание

Статья 101. Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание

Статья 102. Порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам

Глава 12. Взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления. Порядок исполнения исполнительного документа о конфискации имущества и исполнительного документа об уплате судебного штрафа, назначенного в качестве меры уголовно-правового характера

Статья 103. Взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления

Статья 103.1. Исполнение судебного штрафа, назначенного в качестве меры уголовно-правового характера

Статья 104. Порядок исполнения исполнительного документа о конфискации имущества

Глава 12.1. Порядок исполнения судебных актов в отношении иностранного государства и его имущества

Статья 104.1. Порядок исполнения судебных актов в отношении иностранного государства и его имущества

Статья 104.2. Возбуждение исполнительного производства в отношении иностранного государства и его имущества

Статья 104.3. Особенности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения

Статья 104.4. Особенности наложения ареста на имущество должника — иностранного государства

Статья 104.5. Приостановление, прекращение, окончание исполнительного производства в отношении иностранного государства и его имущества

Глава 13. Исполнение требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах

Статья 105. Общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий)

Статья 106. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе и последствия его неисполнения

Статья 107. Особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о выселении должника, об освобождении нежилого помещения, земельного участка, о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций

Статья 108. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования о вселении взыскателя

Статья 109. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования об административном приостановлении деятельности должника

Статья 109.1. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

Статья 109.2. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования об отбывании обязательных работ

Статья 109.3. Исполнение содержащихся в исполнительных документах требований об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком

Статья 109.4. Особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об удалении информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица

Глава 14. Распределение взысканных денежных средств и очередность удовлетворения требований взыскателей

Статья 110. Распределение взысканных денежных средств

Статья 111. Очередность удовлетворения требований взыскателей

Глава 15. Исполнительский сбор. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве

Статья 112. Исполнительский сбор

Статья 113. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве

Статья 114. Порядок привлечения банка или иной кредитной организации к ответственности за неисполнение исполнительного документа

Статья 115. Утратила силу

Глава 16. Расходы по совершению исполнительных действий

Статья 116. Расходы по совершению исполнительных действий

Статья 117. Возмещение расходов по совершению исполнительных действий

Глава 17. Защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий

Статья 118. Защита прав взыскателя при несвоевременном исполнении исполнительного документа

Статья 119. Защита прав других лиц при совершении исполнительных действий

Статья 120. Защита прав организаций при неисполнении содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе

Статья 121. Оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)

Глава 18. Сроки и порядок обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов

Статья 122. Сроки подачи жалобы

Статья 123. Подача жалобы в порядке подчиненности

Статья 124. Форма и содержание жалобы, поданной в порядке подчиненности

Статья 125. Основания для отказа в рассмотрении по существу жалобы, поданной в порядке подчиненности

Статья 126. Срок рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности

Статья 127. Решение по жалобе, поданной в порядке подчиненности

Статья 128. Порядок оспаривания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)

Глава 19. Заключительные положения

Статья 129. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 130. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Судебная практика и законодательство — 229-ФЗ Об исполнительном производстве

<Письмо> ФНС России от 06.03.2017 N ГД-4-8/4026@ «О направлении судебных актов в банки»

Одновременно сообщаем, что статьей 114 Закона предусмотрена административная ответственность в порядке статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) в случае неисполнения банком или иной кредитной организацией исполнительного документа в установленный Законом срок при наличии денежных средств на указанных счетах. Данная мера в отношении банков или иных кредитных организаций применяется судебным приставом-исполнителем на основании сведений территориальных налоговых органов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.1 КоАП.

<Письмо> ФССП России от 07.03.2017 N 00011/17/19938-СВС «Об обзоре судебной практики»

При изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что судебным приставом-исполнителем не допущены нарушения Закона об исполнительном производстве.

Вместе с тем суд указал административному истцу, что он не лишен возможности представить судебному приставу-исполнителю доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, препятствующих установлению в отношении него ограничения на пользование специальным правом, в порядке, установленном частью 6 статьи 67.1 Закона об исполнительном производстве (дело N 2а-170/2016).

Приказ Росстата от 13.02.2017 N 88 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы»

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

«Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2015 год»

После перехода государственных внебюджетных фондов на обслуживание в органы Казначейства России исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов, в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федеральный закон N 229-ФЗ) стало затруднительным, так как судебный пристав-исполнитель не может в полном объеме применить процедуры, предусмотренные Федеральным законом N 229-ФЗ (обращение взыскания на средства должника в кредитной организации и др.).

Постановление Конституционного Суда РФ от 19.01.2017 N 1-П «По делу о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации постановления Европейского Суда по правам человека от 31 июля 2014 года по делу «ОАО «Нефтяная компания «ЮКОС» против России» в связи с запросом Министерства юстиции Российской Федерации»

В связи с принятием Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законоположения, бывшие предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, утратили силу, однако с содержащимися в нем выводами, как отмечается в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2015 года N 654-О, согласуются и ныне действующие положения статьи 112 названного Федерального закона, предусматривающие, в частности, что должник вправе в установленном порядке обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6), а суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи; при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

<Письмо> ФССП России от 03.10.2016 N 00043/16/91825-РС «Об изменениях в Методические рекомендации» (вместе с «Изменениями, которые вносятся в Методические рекомендации по выявлению и расследованию преступлений, предусмотренных статьей 177 Уголовного кодекса Российской Федерации (злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности), от 21.08.2013 N 04-12», утв. ФССП России 27.09.2016)

1. Уведомить должника о возбуждении исполнительного производства в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

2. Получить информацию от взыскателя о неисполнении должником судебного решения, об известных ему источниках и размере доходов должника и об иных обстоятельствах.

Приказ Росреестра от 23.12.2015 N П/666 Об утверждении порядка ведения, порядка и сроков хранения реестровых дел и книг учета документов при государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав на недвижимость

требованиям судебных приставов-исполнителей о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на основании судебного акта или осуществляемых в предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» <1> случаях (статья 15 Закона);

Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

2. Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества страхователя — юридического лица или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) территориального органа страховщика в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

<Письмо> ФССП России от 21.09.2016 N 00011/16/88341-АП «О соблюдении сроков направления представлений о замене наказания в виде штрафа»

По итогам рассмотрения представления Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19.08.2016 N 74/1-14-2016 об устранении нарушений законодательства при возмещении причиненного коррупционными преступлениями ущерба и взыскании штрафов, назначенных виновным в совершении коррупционных преступлений, выявлены факты, когда осужденными лицами при предоставлении судом рассрочки уплаты штрафа внесены денежные средства, достаточные для уплаты более одной части штрафа, и при этом судебными приставами-исполнителями не соблюдаются сроки, установленные уголовно-исполнительным законодательством и Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон) для обращения в суд за заменой наказания.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Последствия принудительного исполнения судебных решений

Сатабаев К.К.

судья СМУС Павлодарской области

Право каждого на справедливое судебное разбирательство включает в себя не только право на обращение в суд, право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, но и право на исполнение решения суда.

Исполнение судебного решения — это самостоятельная стадия судебного процесса, в которой реализуются те властные предписания суда, которые изложены во вступившем в законную силу решении. Без реального исполнения судебного решения теряют смысл все принципы справедливого судебного разбирательства, а полнота и своевременность исполнения судебных решений определяют не только эффективность правосудия, авторитет судебной власти, но и престиж самого государства.

В Республике Казахстан после вступления в законную силу решения судом выписывается исполнительный лист. Для исполнения решения о наложение штрафов, конфискации имущества и др. имущественных взысканий суд передает исполнительные листы судебному исполнителю. В случае, когда взыскателем является физическое лицо, он выдается взыскателю, либо по его письменному заявлению направляется судом в соответствующий орган исполнительного производства по территориальности для исполнения.

Первоочередной задачей исполнительного производства является обязательное и своевременное исполнение судебных решений, определений и постановлений, а также в предусмотренных законом случаях решений и постановлений иных органов. Органы, приводящие в исполнение судебный акт, обязаны немедленно сообщить суду о его исполнение. Государство само заинтересовано в том, чтобы судебные решения исполнялись полно и своевременно.

Закон «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», регулирующий порядок исполнения судебных актов и актов иных органов, был принят 2 апреля 2010 г. С этого времени в Казахстане ситуация с исполнением судебных решений существенно улучшилась. Характерным для судебных исполнителей является то, что они являются процессуально самостоятельным лицом в исполнительном производстве и самостоятельно принимают решения о применении тех или иных предусмотренных законом мер исполнения.

В соответствии со ст. 37 Закона, судебный исполнитель после поступления к нему исполнительного документа, соответствующего установленным законом требованиям, не позднее трех рабочих дней возбуждает исполнительное производство, о чем выносит постановление и одновременно принимает меры по обеспечению исполнительных документов.

Мерами по обеспечению исполнения исполнительных документов являются:

— наложение ареста на имущество должника, включая деньги и ценные бумаги, находящиеся у него либо у иных физических или юридических лиц;

— изъятие движимого имущества должника, находящегося у него либо у иных физических или юридических лиц; изъятие недвижимого имущества должника, находящегося у него либо у иных физических или юридических лиц;

— запрещение должнику совершать определенные действия, в том числе запрещение органам юридического лица принимать решения, а равно приостановление действия принятых решений по отчуждению движимого и недвижимого имущества, имущественных и неимущественных прав, ценных бумаг и долей в уставном капитале и имуществе юридического лица;

— запрещение должнику пользоваться принадлежащим ему на праве собственности имуществом, в том числе деньгами, либо указание пользоваться им в пределах, установленных судебным исполнителем;

— опечатывание имущества должника;

— изъятие правоустанавливающих документов;

— запрещение другим лицам передавать имущество, в том числе деньги, должнику или выполнять по отношению к нему иных действий.

В необходимых случаях может быть применено несколько видов обеспечения исполнения.

При неисполнении исполнительного документа без уважительных причин судебный исполнитель вправе, а по заявлению взыскателя обязан вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из РК, а также вынести временные ограничения в сфере выдачи и действия лицензий, разрешений и специальных прав.

Часто возникают ситуации, когда должник умышленно не исполняет решение суда. Пунктом 1 статьи 125 Закона Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» установлено, что за неисполнение исполнительного документа должник может быть привлечен к административной либо уголовной ответственности. При этом привлечение к ответственности не освобождает должника от обязанности выполнить предусмотренные исполнительным документом действия.

Ст. 669 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях предусмотрено, что неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта и исполнительного документа влечет административную ответственность. А именно, физическому лицу грозит штраф в размере 10 месячных расчетных показателей (МРП) либо административный арест до 5 суток; должностному лицу, частному нотариусу, частному судебному исполнителю, адвокату — штраф в размере 20 МРП либо административный арест до 5 суток; субъекту малого предпринимательства — штраф в размере 30 МРП; субъекту среднего предпринимательства — штраф в размере 40 МРП; субъекту крупного предпринимательства — штраф в размере 50 МРП.

В уголовном кодексе Республики Казахстан ч. 1 ст. 430 звучит как неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта либо исполнительного документа более шести месяцев, а равно воспрепятствование их исполнению. Срок привлечения к уголовной ответственности до трех лет реального лишения свободы, либо ограничением свободы на тот же срок.

Указанные полномочия при своевременном их применении, а также ответственность и добросовестность сторон исполнительного производства позволят в более короткие сроки исполнять судебные акты и акты уполномоченных органов.

Кроме этого, следует напомнить, что после поступления исполнительных документов судебным исполнителям, исполнение считается принудительным. Следовательно, после полного исполнения актов подлежит взысканию 10 % исполнительская санкция государственным судебным исполнителем и оплата деятельности частного судебного исполнителя. Добровольность исполнения судебных актов и актов уполномоченных органов предоставлена лицам в рамках уголовного, гражданского и административного законодательства, где судом и уполномоченным органом предоставляется возможность для уплаты сумм без взыскания каких-либо санкций.

Однако, как показывает практика, количество добровольно исполненных судебных актов явно незначительно. Тогда как очевидно, что исполнение актов в добровольном порядке до направления исполнительных документов на принудительное исполнение более соответствует интересам должников.

Служба судебных приставов становится полноценной силовой структурой. Ее сотрудники получат офицерские звания и соцпакет, как в других правоохранительных органах.

При этом усиливаются и требования к самим судебным приставам. Возможно, гражданскому обществу будет приятно узнать, что теперь фактически вводится персональная финансовая ответственность приставов за ошибки перед людьми. Если по вине судебного исполнителя человек понесет потери, казна возместит по суду убытки, а потом взыщет деньги с виновного офицера.

— Судебные приставы имеют полномочия, схожие с теми, что имеет полиция, — подчеркивает председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. — Однако до сих пор не было точной законодательной ясности, кем именно являются судебные приставы, их нельзя назвать в чистом виде гражданскими служащими, тем не менее они не являются и военнослужащими. Не было у них и того статуса, которым обладают сотрудники правоохранительных структур: прокуратуры, полиции и т.п.

Между тем судебные приставы работают в самых чувствительных для граждан областях: деньги и отношения. Вселить по решению суда нелюбимую невестку к родне бывшего мужа? Судебные приставы придут и проведут принудительно новоселье, как бы кто ни возражал. Заставить ветреного отца отдать деньги, который он собирался прогулять? Вопросом также займутся судебные приставы.

У многих уже вошло в привычку перед отпусками проверять себя по базам должников, чтобы потом не рвать волосы на границе из-за того, что пограничники обнаружили вашу фамилию в списках невыездных. Официальные уведомления не всегда доходят, и лучше самостоятельно держать руку на пульсе.

Работу, которая возложена на приставов, могут делать только дисциплинированные профессионалы. Те, кто знает, умеет и отвечает за свои действия. Поэтому закон, с одной стороны, вводит привлекательный соцпакет, чтобы достойные кадры приходили и оставались подольше.

С другой стороны, предусматриваются серьезные ограничения. Судебным приставам нельзя будет иметь двойное гражданство. Не наденут мундиры на судимых. Регулярно сотрудников ведомства будут проверять на алкоголь и наркотики.

Фактически вводится персональная финансовая ответственность пристава за ущерб, причиненный гражданам из-за его ошибки

Более того, в службе судебных приставов появится свой кодекс этики, обязательный к исполнению. За нарушение будут строго наказывать вплоть до увольнения.

Эксперты не исключают, что будущие этические нормы заставят приставов придерживаться строгих правил и в быту, никаких фривольных фото в Сети.

Поэтому не исключено, что в будущем какой-нибудь лейтенант долговой службы лишится погон из-за пьяного дебоша на людях, а капитан останется без звезд после того, как нецензурно обругает должников. Вежливость офицерам обязательна.

Закон вступает в силу с будущего года. Реформа затронет почти 62 тысячи человек. Зарплата сотрудников ведомства будет увеличена. По расчетам экспертов, средний оклад судебных приставов в 2020 году вырастет с 49,1 тысячи рублей до 58,1 тысячи рублей. На рост окладов в ведомстве казна дополнительно выделит в будущем году более 6,2 миллиарда рублей. Появится льготный возраст выхода на пенсию после 20-25 лет выслуги.

«Принятый закон позволит повысить социальную защищенность сотрудников службы судебных приставов, а значит, укрепит кадровый состав ведомства. Это позволит службе более эффективно решать возложенные на нее задачи, — подчеркивает председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. — Закон детально регламентирует порядок прохождения службы судебными приставами и повышает статус сотрудников ведомства».

Одно из важных нововведений: закон предусматривает возможность регрессных исков к приставам. Такие иски будет вправе предъявить руководство ведомства к тем сотрудникам, по чьей вине из казны была выплачена компенсация гражданину или организации. Допустим, судебный пристав не снял вовремя ограничение на выезд за границу, и у человека сгорела путевка. Он вправе подать иск к службе судебных приставов. Казна возместит убытки. А потом выставит через суд счет уже непосредственно тому офицеру, который допустил оплошность.

Например, за восемь месяцев этого года суды общей юрисдикции удовлетворили 295 исков к службе судебных приставов, когда вред был нанесен из-за действий судебных исполнителей, взыскано 377,5 миллиона рублей.

Как подчеркивает советник Федеральной палаты адвокатов РФ Александр Боломатов, норма о регрессном иске подразумевает ответственность пристава именно перед службой судебных приставов, а по большому счету — перед казной.

«Можно предположить, что суды будут с большей готовностью удовлетворять требования к ФССП при наличии незаконных действий или бездействий приставов, имея в виду, что денежное требование в дальнейшем будет обращено лично к приставу», — подчеркивает Александр Боломатов.

По его словам, ограничений по сумме регрессных исков закон не предусматривает.

Многие эксперты подчеркивают, что хотя служба судебных приставов перестает быть чисто гражданской структурой, она не превращается в копию МВД. Но статус службы в любом случае значительно усиливается.

Закон предусматривает право судебных приставов на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Но это право не абсолютно.

Применять физическую силу и оружие могут только судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Это, если говорить проще, силовые подразделения службы судебных приставов. Силу, в том числе боевые приемы борьбы, можно применять для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, либо задержания лиц в соответствии с судебным актом или преодоления противодействия законным требованиям судебного пристава.

За восемь месяцев этого года суды взыскали в пользу граждан 377,5 миллиона рублей компенсации за ущерб по вине приставов

Специальные средства, те же дубинки, можно пускать в ход, например, для защиты судей, если кто-то из участников процесса решил напасть на человека в мантии. Если надо принудительно доставить человека в суд или к приставу-исполнителю, сотрудники силового блока ведомства также вправе применить специальные средства. Но только в том случае, если гражданин не идет добровольно.

Порядок обеспечения судебных приставов огнестрельным оружием, перечень видов огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и специальных средств, состоящих на вооружении судебных приставов, определяются правительством.

РАЗДЕЛ IV. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

УДК 347, 962 (470)

DOI: 10.18384/2310-6794-2019-2-106-114

ОСОБЕННОСТИ ПОЛНОМОЧИЙ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Арзамасцев Н. И.

Московский государственный областной университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская

Федерация

Аннотация: В статье рассматривается тема особенностей полномочий судебных приставов-исполнителей на современном этапе функционирования данной службы, а также их правового статуса в системе судебных органов и органах исполнительной власти. Автором проанализированы основные положения законодательства, касающиеся службы судебных приставов-исполнителей, произведена оценка внесенных в данное законодательство отдельных положений, повысивших их правовой статус. В результате исследования было подтверждено, что, несмотря на то, что деятельность службы судебных приставов тесно взаимосвязана с исполнением судебной власти, она является относящейся всецело к структурам исполнительной власти. Судебные приставы в равной мере участвуют как в исполнительном производстве, так и в обеспечении деятельности судов судебной системы Российской Федерации. Автором внесены предложения по улучшению деятельности судебных приставов-исполнителей. Статья адресована практическим работникам службы судебных приставов-исполнителей и юристам, занимающимся данной проблематикой.

Ключевые слова: пристав, пристав-исполнитель, служба судебных приставов, судебная власть, судебный орган, исполнительное производство.

© ^ BY Арзамасцев Н. И., 2019.

THE FEATURES OF COURT BAILIFF POWERS

N. Arzamastsev

Moscow Region State University

24, Very Voloshinoi st., Mytishchi, 141014, Moscow Region, Russian Federation

Keywords: bailiff, court bailiff, bailiff service, judicial power, judicial authority, executive power.

Вопросы организации деятельности по исполнению вынесенных судебных решений и приговоров, касающихся наложенных в судебном порядке имущественных взысканий, являются в Российской Федерации самостоятельной сферой правовой охраны. Решением поставленных в этом направлении задач занимается Федеральная служба судебных приставов, входящая в состав Министерства юстиции РФ. В соответствии с российским законодательством данная служба определена как «федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению порядка деятельности судов, исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности»1.

1 Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 (ред. от 15.12.2016 г.) «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» // Собрание

В связи с тем, что деятельность службы судебных приставов тесно взаимосвязана с исполнением судебной власти, может возникнуть ошибочное представление об этой службе как об органе судебной власти, однако это не соответствует реальной действительности.

Поскольку судебные приставы в равной мере участвуют как в исполнительном производстве, так и в обеспечении деятельности судов судебной системы РФ, то и «полномочия и требования, предусмотренные Федеральным законом О судебных приставах в равной мере распространяются по субъектам приставов обеих компетенций» .

Институт судебных приставов-исполнителей был образован «на основе ранее действовавшей системы судебных исполнителей» . По мнению А. А. Рассохиной, именно с созданием этой службы «появилась возможность

законодательства Российской Федерации.

2016. № 51. Ст. 7357.

обеспечить реальное исполнение актов судебных и иных органов» .

Практика показывает, что основная нагрузка деятельности службы судебных приставов направлена на исполнение судебных решений. Тем самым судам предоставляется свобода от осуществления несвойственных им распорядительных функций по выполнению собственных решений. Таким образом, во-первых, функция вынесения судом решения отделяется от функции его исполнения, а во-вторых, исполнение вынесенного судом решения возлагается на конкретную структуру исполнительной власти.

В настоящее время служба судебных приставов является одной из разновидностей государственной правоохранительной службы. При этом внешне она приобрела статус органа исполнительной власти федерального значения с централизованной структурой, вертикальной системой подчинения, процессуальной самостоятельностью, а также необходимым объёмом прав и обязанностей, содержание которых позволяет обеспечить беспрепятственное осуществление правосудия и эффективное исполнение судебных решений и иных отнесённых к её компетенциям правоохранительных функций.

Для решения стоящих перед данной службой задач судебные приставы наделяются имеющими свои особенности функциями и полномочиями, правами и обязанностями, необходимыми для принудительного исполнения решений судов.

Являясь государственным должностным лицом, судебный пристав, по мнению Д. А. Шемерикиной, «выступает конечной инстанцией по восста-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

новлению законных прав и интересов граждан и организаций, т. е. осуществляет правозащитные и правоохранительные функции во исполнение действующего законодательства» . А так как исполнение судебного решения является важной составляющей судебной защиты нарушенных прав, соответственно, качество осуществляемого российскими судами правосудия зависит и от деятельности судебных приставов-исполнителей.

На компетенцию судебных приставов-исполнителей распространяется принцип территориальности, т. к. в соответствии с действующим законодательством «исполнение осуществляется на территории, закрепленной за определенным подразделением судебных приставов» .

Организация деятельности судебных приставов, как правило, состоит из ряда последовательных действий. В первую очередь следует отметить, что конкретное дело может быть передано на исполнение судебным приставам только после соответствующего решения суда. Каждому проигравшему в судебном процессе даётся срок добровольной уплаты задолженности. Если же человек отказывается это делать, к делу подключается пристав. В этот момент открывается исполнительное производство, которое даёт приставам право на решительные действия1.

Как уже отмечалось ранее, права и полномочия судебных приставов имеют свои своеобразные черты. Судебный пристав предпринимает комплекс мер по полному и правильному испол-

V^ioey

нению исполнительных документов. Он дает возможность проходящим по делу сторонам ознакомиться с материалами исполнительного производства, рассматривает заявления и ходатайства сторон по поводу исполнительного производства. Судебные приставы наделены полномочиями для выполнения задач правосудия в части усиления защиты прав и интересов граждан и организаций. Они имеют право самостоятельно определить порядок проведения исполнительного производства, использования необходимых мер принудительного характера.

Судебный пристав должен взять самоотвод, если в ходе исполнительного производства выяснится, что он имеет какой-либо интерес в этом деле, либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его незаинтересованности.

Вместе с тем в федеральный закон «Об исполнительном производстве» внесён ряд новых положений. Ранее судебные приставы могли наложить арест на счета с социальными выплатами (пенсиями по потере кормильца или по причине вреда здоровью, алиментами, материнским капиталом). У многих малоимущих граждан, оказавшихся в долговой кабале, арестовывались последние средства на счетах. В настоящее время социальные выплаты гражданам, получаемые от государства, приставы не могут использовать в качестве погашения долга. С зарплаты и иного дохода может быть взыскано не более 50%. Изменения в законодательстве направлены на защиту социальных средств населения именно на банковских счетах. В свою очередь, кредитно-финансовые организации обяжут проверять источник этих сумм и

не допускать списания средств, которые аресту не подлежат. При перечислении денег, не подлежащих списанию (пособий, материнского капитала), плательщик будет обязан указывать код средств, который маркирует их, обозначает, что они ни при каких обстоятельствах не подлежат списанию.

Судебный пристав вправе прибегать к таким неординарным действиям, как принуждение должников к общественно-полезным работам, двукратному увеличению штрафа, запрет на некоторые услуги, изъятие прав на управление автомобилем. Следует отметить, что в настоящее время изымать водительское удостоверение стало намного проще. Теперь пристав вправе сразу изъять удостоверение, уведомив о такой необходимости владельца автомашины в устной форме. Однако такое возможно лишь в том случае, если задолженность нарушителя составляет более 10 тыс. руб.1.

Судебному приставу-исполнителю предоставлены широкие полномочия в других сферах исполнительного производства. Так, он уполномочен объявлять в розыск должника и его имущество, вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве. На них возлагается обязанность исполнения постановления судьи по обеспечению возмещения вреда, причинённого преступлением, либо по возможной конфискации имущества, принятого по ходатайству потерпевшего, гражданского истца или их представителя, либо прокурора.

1 Федеральный закон от 08.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 03.09.2018) «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства Российской Федерации.

В полномочия судебных приставов вменяется и содействие в розыске тех, кто скрывается от следствия, дознания и суда.

Судебные приставы-исполнители наделены серьёзными правами не только начинать розыск должника и его имущество, но и самостоятельно осуществлять его как по своей инициативе, так и по заявлению взыскателя. Собственную инициативу пристав может проявить в следующих случаях: если дело касается возмещения вреда, причинённого здоровью, или связано со смертью кормильца, если речь об алиментах. Кроме этого, приставы имеют право на розыск детей по исполнительным документам, содержащим требования об их отобрании. Это касается тех случаев, когда разведённые супруги начинают прятать ребёнка друг от друга. Во всех остальных случаях розыск начинается только по заявлению взыскателя. С должниками приставы обязаны разбираться на месте, а ребёнка передать законному представителю, опекуну или попечителю.

Судебным приставам вменена такая серьёзная обязанность, как выдворение за пределы территории России по решению суда иностранных граждан и лиц без гражданства. Суть данной обязанности заключается в осуществлении ряда последовательных действий после того, как суд вынес постановление о депортации, а иностранец не смог осуществить контролируемый выезд в течение 5 дней. Однако судебный пристав вправе прибегать к запрету на пересечение границы государства, если речь идёт о крупной задолженности.

Законодательно урегулированы действия судебных приставов в отно-

шении арестованного имущества. До изменения законодательства действовало следующее правило: собственность, подвергнутая аресту, передавалась на ответственное хранение либо владельцу-должнику, либо специализированной организации. Сейчас же закон разрешает арестованное имущество передавать взыскателю.

Для достижения положительного результата судебные приставы могут использовать в отношении нарушителя методы психологического воздействия. Это может выражаться в различных действиях, например: опрашивание близких и знакомых, общение с работодателями и коллегами. Всё это значительно портит человеку социальную жизнь, может нанести вред семейной жизни и карьере. Однако всё это является следствием нарушения закона со стороны должника, и поэтому подобные действия считаются оправданными.

У судебных приставов имеется ряд полномочий, характерных только для силовых структур. Так, они могут применять физическую силу, специальные средства и даже табельное оружие, если того требует ситуация.

К индивидуальным качествам судебных приставов постоянно повышаются требования. В настоящее время активно лоббируется идея ужесточения требований к образованию кандидатов — только специалисты с высшим юридическим или экономическим образованием. Предполагается, что высокий уровень квалификации сотрудников поможет им лучше исполнять судебные решения. Но возникает вопрос по поводу сотрудников, на сегодняшний день не имеющих высшего образования. А это значительная

y^iioy

часть личного состава. Учитывая этот фактор, а также невысокую заработную плату, не стоит ждать наплыва дипломированных специалистов на эту службу. На наш взгляд, не стоит торопиться с решением этого вопроса, т. к. оставшийся личный состав не справится с увеличенным объемом работы, что, в свою очередь, отрицательно скажется на деятельности всей судебной системы в целом.

Определенный интерес представляет деятельность по совершенствованию законодательства РФ по вопросу выплаты денежного вознаграждения судебному приставу-исполнителю за проделанную работу по своевременному и тщательному исполнению исполнительного документа. Действующее законодательство не предусматривает никаких вознаграждений. Но большинство европейских стран и некоторые страны СНГ данный вопрос решили положительно. Вместе с тем вопрос о возобновлении данного института в российском законодательстве на сегодняшний день является крайне востребованным. В настоящее время в ходе проводимой работы по совершенствованию законодательства об исполнительном производстве рассматривается положение о том, что пристав может претендовать на часть взысканных средств: часть изъятых денег пойдёт в особый фонд, из которого будут выплачиваться премии.

С развитием современных информационных систем возникает задача по использованию их возможностей в деятельности службы. На сегодняшний день в службе судебных приставов функционирует автоматизированная информационная система Федераль-

ной службы судебных приставов России, которая позволяет направлять запросы в электронном виде в различные регистрирующие органы, а также формировать процессуальные документы в электронной форме. Данная система также является базой данных, в которой регистрируются все документы, касающиеся исполнительного производства. Как показывает практика, электронный документооборот не уменьшит объём документов, с которыми приходится работать судебным приставам, но может ускорить доставку документов, облегчить процесс их обработки . Для более эффективной работы судебных приставов «необходимо создание единой информационной структуры, объединяющей в себе систему судов и службы судебных приставов» .

Вопросами возврата долгов, кроме судебных приставов-исполнителей занимаются и частные организации -коллекторские агентства. Имеются случаи, когда в ходе выполнения своей работы по возврату долгов сотрудники этих организаций представляются «приставами». А с учётом того, что имеются факты незаконных и грубых действий с их стороны, в сознании простых граждан формируется отрицательное отношение к данному федеральному органу исполнительной власти. В настоящее время за незаконное использование слов «судебный пристав», «пристав» и образованных на их основе словосочетаний юридические лица и индивидуальные предприниматели привлекаются к ответственности.

От того «насколько эффективно служба судебных приставов будет выполнять свои задачи, зависит реальное восстановление нарушенных прав,

свобод и законных интересов физических и юридических лиц» . В свою очередь, эффективность деятельности службы судебных приставов зависит также и от осуществления тесного взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

В настоящее время заслуживают пристального внимания вопросы взаимодействия службы судебных приставов с правоохранительными органами. Соответственно при исполнении своих служебных обязанностей судебный пристав имеет право обращаться за содействием к сотрудникам органов вну-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тренних дел, ФСБ, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и иных органов. Также он имеет право обращаться за содействием к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии РФ. Вместе с тем не мешало бы на законодательном уровне согласовать вопросы взаимодействия приставов-исполнителей с другими заинтересованными органами.

Сотрудничество в данной сфере представляет собой сложную, непрерывную, взаимосвязанную и согласованную деятельность, которая направлена на выполнение общей задачи -укрепление законности, правопорядка и борьбы с преступностью .

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильева Т. А. Институт службы судебных приставов и использование в информации ресурсов сети «Интернет» в их работе // Молодой ученый. 2016. № 23-1. С. 15-18.

2. Кандибор П. И. Понятие и основные направления совершенствования административно-исполнительной деятельности ФССП России»// Студенческий. 2017. № 18-2. С. 73-75.

3. Карпов О. В., Бережная Т. А. К вопросу о правовом статусе судебных приставов // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 16. С. 152-156.

4. Копытов Ю. А. Административное право: учеб. М.: Юрайт, 2016 649 с.

5. Михин А. В. Взаимодействие Министерства внутренних дел с Федеральной службой судебных приставов: теоретический и исторический аспект // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской Академии МВД России. 2015. № 1. С. 140-142.

6. Корицкая В. В., Рекун А. А. Правовой статус судебных приставов-исполнителей // Ученые заметки ТОГУ. 2014. Т. 5. № 4. С. 848-858.

8. Филиппенко М. А. Проблема взаимодействия Федеральной службы судебных приставов с другими правоохранительными органами при производстве дознания // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки. 2016. № 9 (38). С. 218-223.

9. Шемерикина Д. А. К вопросу о необходимости совершенствования деятельности Федеральной службы судебных приставов // Современная наука: актуальные проблемы теории и права. Серия: Экономика и право. 2016. № 8. С. 79-81.

Vm^

4. Kopytov Y. A. Administrativno epravo: ucheb . Moscow, Yurait Publ., 2016. 649 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Арзамасцев Николай Иосифович — кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного областного университета; e-mail: arzamastsevn@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА

Направление исполнительного листа в службу судебных приставов не всегда означает гарантию быстрого решения вопроса. Зачастую работники данной организации пренебрегают своими обязательствами и в подобном случае необходимы меры воздействия на них. Сегодня мы поговорим о том, на каких основаниях можно жаловаться на приставов, как правильно составить жалобу и куда ее можно направить.

○ Причины жалоб на судебных приставов, куда нужно жаловаться и как сделать это правильно?

Чтобы правильно подать жалобу, она должна быть соответствующим образом составлена и направлена лицу, имеющему полномочия по ее рассмотрению. Если ваш документ не был принят или по нему не осуществлены соответствующие действия, вы можете подать повторную жалобу в вышестоящий орган.

○ Законодательство о деятельности приставов.

Деятельность судебных приставов полностью регламентируется на законодательном уровне. Порядок их работы, а также все особенности исполнительного производства указаны в Федеральном законе «О судебных приставах» от 21.07.1997 №118-ФЗ.

Судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
(ст.2 №118-ФЗ).

Помимо Конституции и данного закона, приставы в процессе изыскания долгов, ориентируются на целый ряд законодательных актов:

  • ГК РФ.
  • ГПК РФ.
  • КоАП РФ.
  • ФЗ №229 «Об исполнительном производстве».
  • ФЗ №135 «Об оценочной деятельности».
  • Положением о Федеральной службе судебных приставов.
  • Нормативно-правовыми актам Министерства юстиции РФ.

○ На что можно жаловаться?

Вы можете подать жалобу на пристава на следующих основаниях:

  • Бездействие.
  • Вынесение постановления о начале исполнительного производства в вашем отношении.
  • Взыскание исполнительного сбора в незаконном порядке.
  • Нарушения законодательных норм при аресте имущества, его оценке и реализации.
  • Наложение неправомерных штрафов.
  • Иные незаконные действия, ущемляющие ваши права и интересы.

○ Жалоба.

Как и любой документ, составление жалобы и ее подача имеют некоторые нюансы.

✔ Особенности составления документа.

Несмотря на то, что документ составляется в свободной форме, есть определенные моменты, которые важно учитывать, при его написании. В жалобе нужно указать:

  • Информацию о получателе документа.
  • Реквизиты заявителя.
  • Суть обращения (описание незаконных действий или бездействия пристава).
  • Ссылку на законодательные нормы, подтверждающие незаконность действий/бездействия сотрудника.
  • Требование о принятии соответствующих мер.
  • Дату и подпись заявителя с расшифровкой.

✔ Образец жалобы.

Жалоба оформляется в простой письменной форме и удостоверяется подписью заявителя. Документ можно направить почтой, через интернет либо представить лично.

Скачать образец «Жалоба старшему приставу” в формате Word(3085 скачивания)

○ Куда направлять жалобу?

Жалобу можно направить вышестоящему должностному лицу. Это значит, что ее получателем может быть начальник территориального отделения судебных приставов либо вышестоящее лицо.

✔ Руководитель приставов.

Начинать разбирательство вопроса о незаконности действий/бездействия пристава-исполнителя следует в соответствии со ст. 123 №229-ФЗ. Согласно порядку подчиненности, первая жалоба подается начальнику, в чьем непосредственно подчинении находится объект жалобы (п.1 ст.123 №229-ФЗ).

✔ Главный пристав по региону (области).

В случае несогласия с постановлением, вынесенным приставом-исполнителем и утвержденным старшим приставом, жалоба направляется вышестоящему должностному лицу. Это главный пристав субъекта РФ, в подчинении которого находятся работники, чьи действия/бездействие нарушают ваши права и интересы (п. 2 ст.123 №229-ФЗ).

✔ Главный судебный пристав страны.

Если не удается добиться решения своего вопроса, жалобу можно направить в адрес главного пристава страны (п.3 ст.123 №229-ФЗ). Данная мера принимается, когда права и интересы гражданина нарушены главным приставом субъекта РФ, в котором рассматривался его вопрос.

В настоящее время главным приставом РФ является Аристов Дмитрий Васильевич. Жалобу на его имя можно направить заказным письмом либо отнести лично в его канцелярию. Относительно недавно стал доступен также вариант подачи жалобы онлайн, через сайт Госуслуги.

○ Сроки для рассмотрения жалоб.

Жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.
(п.1 ст. 126 №229-ФЗ).

Согласно данному закону также следует учитывать, что если вы обратитесь в суд, это приостановит жалобу, поданную руководству судебных приставов в порядке очередности.

Решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления.
(п.1 ст. 127 №229-ФЗ).

Его копия направляется заявителю не позднее, чем через три дня после принятия.

○ Советы юриста:

✔ Гражданин подал жалобу на бездействие пристава, однако в течение двух месяцев ему не поступало никаких ответов. Законно ли это?

Не законно. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 10 дней с момента ее принятия, а ее отправитель получить постановление о решении не позднее, чем через 3 дня после его принятия. Поэтому в данном случае необходимо сделать запрос в ФСПП с требованием разъяснить ситуацию. Также можно сразу подать жалобу вышестоящему должностному лицу, главному приставу субъекта РФ либо главному приставу страны.

✔ Пристав бездействует. Как обратиться к руководству ССП с жалобой?

Данную информацию можно получить посредством личного обращения в СПП либо на сайте судебных приставов. Жалобу можно подать лично, отправить заказным письмом или через интернет, на сайте Госуслуги.