О валютном контроле

Паспорт валютной сделки — документ, служащий целям валютного контроля. Паспорт сделки оформляется в случае, если имеют место валютные операции между резидентом и нерезидентом. При этом расчёты и переводы производятся через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а в некоторых случаях – через счета в банке-нерезиденте.

Таким образом, паспорт сделки – это документ, содержащий сведения, которые необходимы для валютного контроля совершаемой внешнеторговой операции и оформляемый при осуществлении сделок резидентов с нерезидентами.

Когда необходим паспорт сделки

Паспорта сделки оформляются при совершении валютных операций резидентов с нерезидентами. Это базовый документ, в котором содержатся сведения о внешнеэкономической сделке.

Оформление паспорта сделки необходимо в том случае, если указанные валютные операции осуществляются как платежи за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключённому между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом – индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом.

Второй случай, когда необходимо оформление паспорта сделки – осуществление валютной операции по кредитному договору или договору займа.

Таким образом, наличие паспорта сделки обязательно:

  • в случае ввоза товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи информации, осуществления интеллектуальной деятельности) на таможенную территорию России по внешнеторговым контрактам, заключаемыми резидентами с нерезидентами;

  • при вывозе товаров (выполнении работ, оказании услуг, передаче информации, осуществлении интеллектуальной деятельности) с территории РФ по валютным договорам;

  • в случае предоставления резидентами займов в инвалюте;

  • при выдаче займов в российских рублях нерезидентам;

  • в случае получения займов (кредитов) в инвалюте;

  • при получении займов (кредитов) в российских рублях от нерезидентов.

Паспорт сделки и законодательство

Порядок оформления паспортов сделки регламентируется следующими нормативными актами:

1. Федеральным законом от 10.12.2003г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

2. Инструкция Банка России от 15.06.2004г. №117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

Формы паспорта сделки:

  • по внешнеторговому контракту,

  • по кредитному договору,

утверждены Приложением №4 к Инструкции Банка России №117-И.

Резиденты и нерезиденты

Резидентами в соответствии с положениями пп.6 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ являются:

1. Физические лица – граждане РФ, за исключением постоянно или временно проживающих в иностранном государстве не менее одного года.

2. Постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

3. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

4. Находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц – резидентов.

5. Дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях.

6. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых законом №173-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Нерезиденты в соответствии с пп.7 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ это:

1. Физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пп.6 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ.

2. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ.

3. Организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ.

4. Аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях.

5. Межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ.

6. Находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения юридических лиц – нерезидентов и организаций-нерезидентов, не являющихся юридическими лицами.

7. Иные лица, не указанные в пп.6 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ

Какая информация должна содержаться в паспорте сделки

Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности и осуществления валютного контроля по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.

При осуществлении внешнеторговой деятельности в паспорте сделки указываются:

1) номер и дата оформления паспорта сделки;

2) сведения о резиденте и его иностранном контрагенте;

3) общие сведения о внешнеторговой сделке (дата договора, номер договора (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке);

4) сведения об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и через счета в котором осуществляются расчеты по сделке;

5) сведения о переоформлении и об основаниях для закрытия паспорта сделки.

Требование оформления паспорта сделки распространяется на контракты (кредитные договоры), сумма обязательств по которым равна или превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США.

Сумма обязательств по контракту (кредитному договору) определяется на дату заключения контракта (кредитного договора) либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такие изменения, по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России, или в случае если официальный курс иностранных валют по отношению к рублю не устанавливается Банком России, по курсу иностранных валют, установленному иным способом, рекомендованным Банком России (далее — курс иностранных валют по отношению к рублю).

Таким образом, информация в Паспорте сделки излагается в стандартизированной форме. Поэтому агенты валютного контроля могут проверить законность и правильность осуществления операций.

Паспорта сделки передаются уполномоченными банками электронным путем органам (агентам) валютного контроля.

Когда паспорт сделки не оформляется

Паспорт сделки не оформляется, если:

  • Со стороны резидента выступает незарегистрированный ИП и ЮЛ. В этом случае сделки не являются торговыми операциями.

  • Сделки заключаются между нерезидентом и кредитными организациями РФ (пример: от банков не требуется оформление паспорта сделки при получении кредитов от иностранных фирм).

  • Между нерезидентом и резидентом, если общая сумма контракта или кредитного договора не превышает в эквиваленте 5 тыс. долларов США.

Порядок оформления паспорта сделки

В целях учета указанных внешнеторговых и кредитных валютных операций резидент представляет в уполномоченный банк, в котором открыт его валютный счет, паспорт сделки и документацию по соответствующей экспортной, импортной или кредитной сделке. С этого момента соответствующий уполномоченный банк начинает выполнять функции агента валютного контроля. Для оформления паспорта сделки резидент представляет в банк следующие документы:

  • Два экземпляра паспорта сделки;

  • Контракт (договор), являющийся основанием для проведения валютных операций по контракту (кредитному договору);

  • Разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору), а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте, в случаях, предусмотренных валютным законодательством РФ;

  • Иные документы.

Уполномоченный банк принимает на обслуживание контракт (кредитный договор) и оформляет по нему паспорт сделки либо отказывает в этом.

В случае принятия положительного решения – уполномоченный банк формирует паспорт сделки в виде электронного документа, присваивает номер паспорту сделки и обеспечивает ведение и хранение паспорта в электронном виде.

Паспорт сделки подписывается от имени клиента – лицом, имеющим право 1ой подписи, и от имени банка – ответственным лицом.

Паспорт сделки считается оформленным после присвоения ему номера и проставления даты оформления и подписи.

Новшества в законодательстве

С 1 марта 2018 года паспортов уже нет.

Но вместо того чтобы оформлять паспорт сделки, банк регистрирует договор.

По каким правилам банки регистрируют договоры

Банки регистрируют только те договоры, сумма которых превышает лимит. Для импортных контрактов и кредитных договоров лимит составляет 3 млн. рублей, для экспортных контактов лимит равен 6 млн. рублей. Если в договоре сумма меньше этих лимитов, то договор регистрировать не надо. Представим вышесказанное в виде Таблицы, из которой можно легко определить, нужно ли предоставлять в банк контракт или нет:

Сумма обязательств по контракту

Вид контракта

Регистрировать договор в банке (Да/Нет)

до 2 999 999 руб. импортный/кредитный Нет
до 5 999 999 руб. экспортный Нет
равна или более 3 000 000 руб. импортный/кредитный Да
равна или более 6 000 000 руб. экспортный Да

Сумма обязательств определяется по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю:

  • на дату заключения контракта,

  • либо в случае изменения суммы обязательств, на дату заключения этих изменений.

Чтобы договор зарегистрировали, в банк нужно предоставить информацию о контракте и реквизиты второй стороны.

Отметим, что для импортных и экспортных контрактов разные списки сведений.

При этом регистрация договоров осуществляется за один день. И поэтому расчеты стали быстрее и проще.

Регулирование внешнеэкономических сделок — обязанность банковских организаций, которые являются агентами валютного контроля. Разбираем, как участникам ВЭД отчитываться в банке, какую документацию и в какие сроки предоставлять.

Сроки подачи подтверждающих документов

Период для предоставления документов по СПД, согласно Инструкции Банка России 181-И — 15 рабочих дней. Дата отсчета срока для каждой операции представлена в таблице.

Декларирование продукции по процедуре условного выпуска

После окончания месяца, который значится в дате выпуска товаров.

Импортные, экспортные сделки, декларируемые в таможне

После месяца, в котором зарегистрирована декларация. Предоставлять ДТ не требуется. Таможенный орган передает информацию в банк.

Внешнеторговые операции без декларирования

После месяца, в котором оформлялись подтверждающие документы.

Договор на оказание услуг

После месяца, в котором исполнены обязательства и подписан акт приема-сдачи.

Сделки по контракту, которому присвоен уникальный номер

После месяца, в котором зарегистрирована таможенная декларация, предоставляется СПД.

Изменения значимых условий контракта, сумм и дат

После месяца, в котором внесены корректировки в договор.

Списание или зачисление денег на счет

В течение 15 рабочих дней после движения средств по счету клиент обязан подтвердить законность операции.

Корректировка СПД

В течение 15 дней после изменения документов.

Предоставление подтверждающих документов при валютном контроле

Участники ВЭД обязаны оформлять единую отчетность — СПД для предоставления в обслуживающий банк.

Форма справки представлена . По правилам заполнения СПД при изменениях в графе 12 «Признак корректировки» вписывается дата первоначальной справки.

Компания предоставляет сопроводительную документацию к справке:

  • распоряжение на перевод валюты;
  • письмо о не превышении лимита 200 000 руб.;
  • сведения о КВО;
  • документы по внешнеторговой операции, подтверждающие факт исполнения и сумму обязательства (инвойсы, спецификации, таможенные декларации).

Единого списка подтверждающих документов нет. Банки вправе запрашивать дополнительную документацию в каждом конкретном случае, чтобы убедиться в корректности данных и законности получения или перевода валюты.

Если участник ВЭД обслуживается в крупном банке (Сбербанк, Тинькофф, «Открытие»), валютный контроль не вызывает трудностей. Персональные менеджеры помогают в оформлении отчетностей, отслеживают сроки и информируют клиентов.

— в Сбербанке

— в Тинькофф Банке

— в банке «Открытие»

Закон вступил в силу со 2 декабря 2019 г. (за исключением положения, касающегося участников бюджетного процесса). Законом внесены существенные изменения, имеющие преимущественно позитивный характер, в первую очередь для физических лиц, являющихся резидентами для целей валютного законодательства (далее – «Резиденты»). В целом Закон продолжает общий тренд на либерализацию валютного регулирования, о котором мы сообщали в нашем предшествующем обзоре1. Далее мы предлагаем обзор нового пакета изменений.

Командировочные расходы и Tax-free

Расходы Резидентов, связанные со служебными командировками за рубеж, юридические лица-резиденты могут возмещать наличной иностранной валютой. Возвращать неизрасходованные суммы авансов в таких случаях Резиденты могут также наличной иностранной валютой.

Кроме того, юридические лица–резиденты получили возможность осуществлять расчеты с физическими лицами-нерезидентами в наличной валюте РФ, без использования банковских счетов в уполномоченных банках в отношении компенсации сумм налога на добавленную стоимость при вывозе товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС.

Освобождение от репатриации для обслуживания займов и кредитов: новая географическая привязка

Закон изменяет условие для освобождения резидентов-юридических лиц от обязанности по репатриации денежных средств в суммах, необходимых для обслуживания займов/кредитов по договорам с нерезидентами исключительно на счета в российских банках. Если ранее такое освобождение применялось, в частности, к займам/кредитам, выданным на срок свыше двух лет по договорам займа/кредита с нерезидентами, являвшимися резидентами стран-членов ОЭСР или ФАТФ, то в новой редакции Закона нерезидент должен быть резидентом:

  • страны-члена Евразийского экономического союза (далее – «ЕАЭС») или
  • страны, осуществляющей обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. (далее – «Многостороннее соглашение»), или
  • страны, имеющей с РФ иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией.

Cписок стран, активировавших автоматический обмен c Россией, ведется на сайте ОЭСР (https://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/international-framework-for-the-crs/exchange-relationships/) и соответствует спискам стран, установленным Приказом ФНС России от 30 мая 2018 г. № ММВ-7-17/360@, действовавшим с 7 июня 2018 г. по 4 января 2019 г., и Приказом ФНС России от 4 декабря 2018 г. № ММВ-7-17/784@, действующим с 5 января 2019 г. по настоящее время (далее – «Списки»). Оба Списка содержат такие популярные юрисдикции как Швейцария и Великобритания; в последний Список были добавлены Азербайджан, Багамы, Маршалловы острова, Монако, ОАЭ, Гонконг и другие государства и территории. Именно эти Списки налоговые органы, скорее всего, будут использовать в ходе проверки соблюдения Резидентами требований валютного законодательства по новым правилам.

А вот, например, США и Канады в Списках нет, поэтому, несмотря на то, что США и Канада являются членами и ОЭСР, и ФАТФ, к обслуживанию займов/кредитов в этих странах вышеуказанная льгота неприменима.

Освобождение для Резидентов от обязанности подавать отчеты о движении средств

Напомним, что с 1 января 2020 г. должны будут вступить в действие изменения в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», предусматривавшие освобождение Резидентов от предоставления отчета о движении средств в отношении счетов (вкладов) Резидентов в банках за пределами РФ (далее – «Зарубежные счета») при одновременном выполнении трех условий:

  • Зарубежный счет находится в банке в стране-члене ОЭСР или ФАТФ, и
  • страна, где находится этот банк, осуществляет обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением или иным международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией, и
  • общая сумма денежных средств, зачисленных на Зарубежный счет за отчетный год, не превышает 600 000 рублей или ее эквивалент в иностранной валюте, либо остаток денежных средств на Зарубежном счете, на который в отчетном году зачисления не производились, не превышает 600 000 рублей или эквивалент в иностранной валюте.

Закон внес следующие поправки в вышеупомянутые изменения (тоже связанные с изменением географической привязки):

  • с 1 января 2020 г. освобождение Резидентов от предоставления отчета обусловлено выполнением двух условий:
    • Зарубежный счет находится в банке в стране-члене ЕАЭС (а не в стране-члене ОЭСР или ФАТФ) или в стране, которая осуществляет обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением или иным международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией, и
    • общая сумма денежных средств не превышает вышеуказанные пороги;
  • освобождение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г.

Зачисления на счета резидентов в банках за пределами РФ: обмен информацией вместо жестких рамок

Со 2 декабря 2019 г. возможность зачисления от нерезидентов денежных средств на Зарубежные счета резидентов РФ (физических и юридических лиц) в определенных случаях (ч. 1 ст. 5.1. Закона о валютном регулировании обусловлена нахождением банка в стране, являющейся членом ЕАЭС, или в стране, осуществляющей обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением, или имеющей с РФ иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией. Ранее условием допустимости зачислений от нерезидентов было нахождение банка в стране, являющейся членом ОЭСР и/или ФАТФ.

Вышеупомянутые случаи зачисления денежных средств включают:

  • получение кредитов и займов на срок более двух лет;
  • получение дохода от сдачи в аренду (субаренду) расположенного за пределами РФ имущества;
  • получение купонного и иных видов доходов по внешним ценным бумагам, предусмотренных Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  • получение денежных средств в результате отчуждения внешних ценных бумаг в установленных случаях;
  • получение денежных средств, выплачиваемых Резиденту в виде дохода, полученного от передачи денежных средств и (или) ценных бумаг в доверительное управление;
  • получение денежных средств от продажи транспортного средства, находившегося в собственности Резидента за пределами РФ.

Действие данного изменения распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г. Следует учесть, что изменение географической привязки не должно затронуть операции Резидентов по получению от нерезидентов средств в случаях, указанных в ч. 5.1. ст. 12 Закона о валютном регулировании2, на счета в банках на территории государств-членов ФАТФ и/или ОЭСР, осуществленных до 2 декабря 2019 г., поскольку акты валютного законодательства РФ, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют3.

Зачисления на Зарубежные счета Резидентов в случаях, ранее не поименованных в Законе о валютном регулировании

С учетом поправок, внесенных Законом и вступивших в силу со 2 декабря 2019 г., с 1 января 2020 г. вступят в действие изменения в Закон о валютном регулировании, предусматривающие снятие ограничений на зачисления от нерезидентов на Зарубежные счета Резидентов по любым основаниям (в дополнение к тем, которые поименованы в ч. 5.1. ст.12 Закона о валютном регулировании) при выполнении одного из условий:

  • Зарубежный счет находится в банке в стране-члене ЕАЭС или
  • Зарубежный счет находится в банке в стране, которая осуществляет обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением или иным международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией.

При этом снятие ограничений при выполнении условия в отношении страны, где находится Зарубежный счет, распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г.

До принятия Закона снятие ограничений предполагалось в отношении валютных операций с нерезидентами через Зарубежные счета в странах-членах ОЭСР или ФАТФ, осуществляющих автоматический обмен информацией. Действующий в настоящее время Список стран, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, и списки стран-членов ОЭСР или ФАТФ, не совпадают. Например, такие страны как Азербайджан, Андорра, Багамы, БВО, Болгария, Кипр, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Монако, ОАЭ не являются членами ни ОЭСР, ни ФАТФ, но включены в действующий в настоящее время Список, что безусловно благоприятно для Резидентов, имеющих Зарубежные счета в банках в этих странах.

Как упомянуто выше, Списки стран, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, содержат такие финансовые центры как Швейцария и Великобритания, но не включают, например, США и Канаду. Поэтому, несмотря на то, что США и Канада являются членами и ОЭСР, и ФАТФ, Резиденты, имеющие счета в банках в этих странах и проживающие в РФ более полугода, со 2 декабря 2019 г. лишены возможности получать на такие счета вышеупомянутые доходы, так как они квалифицируются как незаконные валютные операции.

Исходя из приведенного краткого анализа, можно сделать вывод о том, что внесенные изменения носят благоприятный характер для Резидентов, чьи Зарубежные счета находятся в банках, расположенных в ЕАЭС или странах, включенных в вышеупомянутые Списки (с учетом времени их действия).

Для Резидентов, чьи Зарубежные счета находятся в банках, расположенных в иных странах, например, в США, Канаде, данные изменения серьезно ограничивают перечень разрешенных валютных операций через такие счета. В частности, признававшиеся ранее законными зачисления на счета в банках этих стран доходы (например, кредиты и займы на срок более двух лет, арендные доходы, купонные доходы и т.п.) со 2 декабря 2019 г. квалифицируются как незаконные валютные операции.

Новый специальный субъект ВЭД

Новая редакция Закона о валютном регулировании содержит уточнение, согласно которому к резидентам также относятся юридические лица, являющиеся профессиональными участниками внешнеэкономической деятельности, включенные в специальный перечень (кроме международных компаний).

Ранее в законодательстве понятие «профессиональный участник внешнеэкономической деятельности» не использовалось, однако в будущем статус профессионального участника ВЭД может стать одним из условий для применения более мягких мер административной ответственности.

На данный момент соответствующая нормативная база отсутствует, однако Правительством РФ уже ведется работа в данном направлении, в частности, разработан проект Постановления4.

Из пояснительной записки к проекту Постановления следует, что данные изменения также направлены на либерализацию валютного регулирования в части смягчения административной ответственности за нарушения валютного законодательства в отношении лиц, которые включены в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности.

Дополнены требования о репатриации

Со 2 декабря 2019 г. резиденты обязаны представлять информацию о сроках иного исполнения или прекращения обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) в случаях и способами, которые разрешены законодательством РФ.

Полагаем, что под такими случаями и способами следует рассматривать, прежде всего, предусмотренные ч. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании5 исключения из общего правила о репатриации (например, при проведении зачета встречных требований по определенным видам обязательств).

Практические последствия и рекомендации

Учитывая то, что рассмотренные выше изменения могут иметь негативные последствия с даты их вступления в силу, то есть со 2 декабря 2019 г., мы рекомендуем Резидентам:

  • проверить наличие непогашенных займов, выданных Резидентом резидентам других стран, и при необходимости уточнить свои обязательства в отношении репатриации сумм таких займов в соответствии с новыми правилами;
  • проверить, попадают ли страны, в которых у Резидента открыты счета, в Списки (с учетом времени их действия), а также виды зачислявшихся на них в течение последних двух лет доходов, и при необходимости:
    • перенаправить потоки доходов на счета в других странах, на которые такие зачисления допустимы;
    • в случае выявления незаконных валютных операций рассмотреть возможность подачи до 29 февраля 2020 г. специальной декларации согласно Федеральному закону от 08.06.2015 г. № 140-ФЗ, которая может защитить Резидента от штрафов за эти нарушения (75%-100% от суммы незаконной валютной операции).

Специалисты КПМГ будут рады ответить на интересующие вас вопросы касательно рассмотренных изменений законодательства и их последствий с учетом конкретных обстоятельств.

1. Либерализация валютного законодательства: все больше «можно», все меньше «нельзя»

2. Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

3. ч. 4 ст. 4 Закона о валютном регулировании.

4. Проект Постановления Правительства РФ «О порядке утверждения перечня профессиональных участников внешнеэкономической деятельности» https://regulation.gov.ru/projects#npa=93751

5. Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

Ольга Целуйко, шеф-редактор изданий «Баланс», «Библиотека-Баланс», эксперт по учету и налогообложению Общественной организации «Всеукраинский бухгалтерский клуб».

Валютный контроль в Украине традиционно строг и зарегулирован. Что изменится с введением в действие Закона о валюте?

Нацбанк постановлением Правления от 02.01.19 г. № 7 утвердил новую Инструкцию о порядке валютного надзора банков за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов по операциям экспорта, импорта товаров (далее – Инструкция № 7). Старая Инструкция, утвержденная постановлением Правления НБУ от 24.03.99 г. № 136 (далее – Инструкция № 136), пока не отменена. А новая инструкция начинает действовать с 5 января 2019 года, кроме п. 1–3, которые начнут действовать с 7 февраля 2019 года.

Обратите внимание: в названии новой инструкции слово «контроль» заменено на слово «надзор». Формулировка более мягкая, но изменилась ли суть? Давайте проанализируем, что реально стоит за либеральной вывеской и насколько принципиально новый порядок валютного надзора отличается от ныне действующих мер валютного контроля.

Срок расчетов за экспорт/импорт товаров. Переходящие операции

С 07.02.19 г. предельный срок расчетов по операциям экспорта и импорта товаров составит 365 календарных дней (п. 21 Инструкции № 7). Превысить этот срок разрешается на основании заключения Минэкономразвития (пп. 3 п. 3, п. 4 Инструкции № 7).

Данное ограничение не распространяется на экспорт, импорт товаров (включая незавершенные расчеты по сделке) в незначительном размере, кроме:

дробления операций по экспорту товаров (определение этого «процесса» дано в пп. 5 п. 3 Инструкции № 7);

дробления валютных операций (определение приведено в пп. 2 п. 2 Положения о порядке осуществления уполномоченными банками анализа и проверки документов (информации) о валютных операциях, утвержденного постановлением Правления НБУ от 02.01.19 г. № 8 (далее – Положение № 8).

Под незначительным размером валютной операции (п. 7 разд. I Положения о мерах защиты и определении порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте, утвержденного постановлением Правления НБУ от 02.01.19 г. № 5, далее – Положение № 5), подразумевается размер операции в гривневом эквиваленте по курсу НБУ на дату ее осуществления, меньший размера, установленного для финансовых операций, подпадающих под обязательный финансовый мониторинг согласно законодательству в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения. В общем случае к операции незначительного размера относится операция, сумма которой меньше 150 000 грн. (ч. 1 ст. 15 Закона от 14.10.14 г. № 1702-VII, далее – Закон № 1702).

Важные новшества! НБУ может устанавливать ограничения по срокам рас­четов не на все, а только на отдельные виды товаров и/или отрасли экономики по пред­ставлению Кабмина (такого сейчас нет) и на операции, сумма которых больше не­которой минимальной суммы. Это позволит вывести из-под контроля мелкие операции.

А вот пеня в размере 0,3 % за нарушение сроков расчетов в инвалюте никуда не делась (она есть сейчас и сохраняется в качестве меры воздействия и в новом Законе от 21.06.18 г. № 2473-VIII «О валюте и валютных операциях», далее – Закон № 2473). Пеню взимает ГФС по результатам проверки нарушителя-резидента (п. 1, 8 ст. 13 Закона № 2473). Проект постановления КМУ о применении штрафных санкций за валютные нарушения также не обещает никаких послаблений (в настощее время опубликован для обсуждения).

В какие сроки надо закончить расчеты по операциям, не завершенным до 07.02.19 г.?

Ясно, что по состоянию на 07.02.19 г. у отдельных субъектов ВЭД могут остаться незавершенные операции, подпадающие под валютный контроль. Новые предельные сроки расчетов (365 дней) распространяются на незавершенные операции в сфере ВЭД, по которым до 07.02.19 г. не установлено нарушения 180-дневного срока расчетов. То есть дальше такие операции контролируются на соблюдение нового срока расчетов в 365 дней (п. 2, 3 Инструкции № 7). Конечно, с учетом срока, прошедшего до 7 февраля.

К сведению! До 06.02.19 г. банки должны передать контролирующим органам инфор­мацию о выявленных в отчетном месяце фактах нарушения срока расчетов (180 дней) (п. 4 Инструкции № 7, п. 5.9 Инструкции № 136).

Какие операции подпадают под валютный контроль

Отметим, что Инструкции № 7 не присуща детализация мер валютного контроля по каждой валютной операции: многое здесь описано общими формулировками. Видимо, для упрощения. Назовем основные моменты в части валютного контроля ВЭД-операций.

Экспортная операция подпадает под валютный контроль, если оплата не поступила:

на дату таможенного оформления товаров;

на дату выполнения работ, оказания услуг, экспорта прав интеллектуальной собственности, прочих неимущественных прав, предназначенных для продажи.

В общем случае отсчет срока для расчетов начинается на следующий календарный день после даты оформления таможенной декларации (далее – ТД) типа ЕК-10, ЕК-11, акта или другого документа, подтверждающего поставку.

Важное напоминание! На сегодня контроль за поступлением экспортной выручки распространяется только на экспорт продукции и работ. Не контролируется срок поступления выручки от экспорта услуг (кроме транспортных и страховых), прав интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав (ст. 1 Закона от 23.09.94 г. № 185/94-ВР). Но эта норма теряет силу с 07.02.19 г.

Как видим, подход к валютному надзору (по-старому – контролю) принципиально изменился: если раньше из-под контроля выводились отдельные операции (сумма не имела значения), то теперь все наоборот. Контролироваться будут все экспортные операции, не вписывающиеся в незначительный размер (до 150 тыс. грн.), независимо от их характера.

Импортная операция подпадает под валютный контроль, если на дату оплаты товара нет информации:

о ввозе товара в Украину;

о завершении импортной операции без ввоза товара в Украину.

Напомним! Термин «товар» употребляется в значении, которое приведено в ст. 1 За­ко­на от 16.04.91 г. № 959-XII «О внешнеэкономической деятельности». А именно: под то­ва­ром подразумевается любая продукция, услуги, работы, права интеллектуальной собст­венности и другие неимущественные права, предназначенные для продажи (возмездной передачи).

Условия завершения валютного надзора за ВЭД-операцией

Основные условия завершения банком валютного надзора таковы (разд. III Инструкции № 7):

незавершенная операция по экспорту или импорту не превышает незначительного размера – при условии, что банк не заподозрил клиента в дроблении операции в целях выведения ее из-под контроля. Размер незавершенной операции для целей контроля определяется по курсу НБУ на дату последней операции: платежа или поставки, зачета встречных однородных требований;

Как и сейчас, датой поступления инвалютной выручки для целей валютного контроля является дата зачисления инвалюты на текущий валютный счет резидента.

  • по импортной (товарной) операции банк получил информацию из реестра ТД о поставке, оформленной ТД типов ІМ-40 (в тексте Инструкции сказано ГМ-40, но, скорее всего, это опечатка), ІМ-41, ІМ-51, ІМ-72, ІМ-75, ІМ-76 или другим подтверждающим документом, когда по закону не требуется оформления ТД. При импорте работ, услуг, прав интеллектуальной собственности и других неимущественных прав, предназначенных для продажи, документом, подтверждающим поставку, служит акт, счет (инвойс) или другой документ, определенный в ВЭД-контракте.

Как и раньше, в случае пересмотра цены, возврата товаров, порчи товаров, возврата предоплаты и в других случаях возможно уменьшение валютной суммы, подпадающей под контроль (п. 12 Инструкции № 7).

Зачет встречных однородных требований

Общие условия проведения зачета встречных однородных требований не изменились. Они прописаны в п. 5 п. 10 Инструкции № 7 (ранее – в п. 1.11 Инструкции № 136).

Однако действующий сегодня запрет на зачет встречных однородных требований для экспортных операций остался в силе. Никакой либерализации с принятием новых нормативных документов в этом вопросе не произошло. Почему?

НБУ четко указал, что в случае введения такой защитной меры, как обязательная продажа части инвалютных поступлений, банк не может снять с контроля экспортную операцию на основании документов о зачете встречных однородных требований в инвалюте 1-й группы Классификатора № 34 и российских рублях – вне зависимости от суммы операции, а в других валютах – в случае, если общая сумма зачтенных обязательств в рамках одного договора превышает эквивалент 500 тыс. евро по курсу на дату проведения зачета (пп. 5 п. 10 Инструкции № 7). Видимо, НБУ считает, что в результате зачета в таких условиях нивелируется эффект от введения обязательной продажи инвалюты.

Поэтому зачет встречных однородных требований может быть разрешен только после отмены данной защитной меры.

Как осуществляется валютный контроль в случае, если валюта платежа отличается от валюты контракта?

Как известно, цена товара в ВЭД-контракте может быть выражена в любой валюте (так называемая валюта цены). Расплатиться за товар можно также любой валютой, указанной сторонами в контракте (так называемая валюта платежа). Если валюта контракта (валюта цены) не совпадает с валютой платежа, то стороны фиксируют в контракте условия пересчета валюты цены в валюту платежа (так называемый кросс-курс) (п. 2 раздела «Дополнительные рекомендации к типовым платежным условиям внешнеэкономических договоров (контрактов)» приложения 1 к совместному постановлению КМУ и НБУ от 21.06.95 г. № 444). Причем в этом вопросе стороны вправе исходить из собственных коммерческих интересов.

Анализируя подобные контракты, регулятор уже давно обнаружил, что курсы пересчета валют зачастую существенно отличаются от рыночных.

Например, при импорте курс искусственно завышается и происходит необоснованный отток валюты за рубеж (по всей видимости, она уходит к не чужому для импортера контрагенту).

А при экспорте курс пересчета искусственно занижается, из-за чего валютной выручки поступает меньше (так как экспортер не заинтересован в ее обязательной продаже).

Ранее НБУ высказывал жесткую позицию по данной проблеме: за ухищрения клиентов могло достаться банкам, пропускающим такие операции без должного контроля (см., например, письмо НБУ от 08.02.17 г. № 25-0008/9995).

Теперь данная проблема урегулирована прямо в нормативном документе – Инструкции № 7. Как и раньше, банк по умолчанию будет использовать тот курс пересчета, который прописан в контракте. Но! Если банк посчитает, что такой способ пересчета приведет к недополучению экспортной выручки (или завышению суммы поставки импортных товаров), то данное правило не сработает. Тогда банк сделает пересчет на дату платежа по курсу НБУ к соответствующей инвалюте – без вариантов, ранее предусмотренных п. 1.5 Инструкции № 136 (п. 17 Инструкции № 7).

Резюме

  • Большинство норм валютного контроля и ограничений в сфере валютного регулирования перекочевало из старых нормативно-правовых актов в новые.
  • Отдельные нормы были обобщены, сокращены. Может, что-то важное и упустили – это покажет время.
  • Некоторые улучшения (действительно значимые) все-таки не изменили общей картины зарегулированности данной сферы, как ни старался регулятор. Ограничений много, и они все те же. Надо полагать, что пока в Украине не наступит экономическая и прочая стабильность, нечего ждать и реальной либерализации валютных правил.

Фабула спора

Между сторонами был заключен договор, согласно которому туроператор обязался оказать услуги по формированию туристического продукта. Договор был заключен в валюте (евро), оплата производилась в рублях по курсу ЦБ РФ + 2% на день оплаты.

Заказчик произвел оплату продукта, эквивалентную 87 842 евро, что на дату платежа составило 4 306 582 руб.

В связи с невозможностью исполнения договора вследствие непреодолимой силы (пожар на круизном лайнере), туроператор предложил заказчику альтернативный тур или возврат денежных средств в полном объеме.

Заказчик отказался от договора, согласившись на полный возврат денежных средств.

Туроператор возвратил заказчику уплаченную в рублях сумму в размере 4 212 740 руб.

Однако заказчик не согласился с размером возвращенных денежных средств, по его мнению, туроператор обязан был возместить рублевый эквивалент полной стоимости туристического продукта. С учетом того, что с момента оплаты до расторжения договора курс евро по отношению к рублю вырос, разница составила более 2 млн. рублей.

Заказчик обратился с иском к туроператору с требованием о взыскании невозмещенной стоимости, неустойки, компенсации морального вреда, расходов и издержек.

Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении исковых требований отказали. Как указали суды, стоимость туристского продукта в иностранной валюте отражена в договоре в целях предоставления дополнительной информации, определяющую роль в расчётах сторон играет стоимость договора в рублёвом эквиваленте, поскольку счета на оплату выставлялись и оплачивались в рублях.

Верховный суд с этими выводами не согласился, судебные акты отменил, отправив дело на новое рассмотрение.

Судебная коллегия отметила, что в соответствии с п. 2 ст. 317 ГК РФ в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях (валюта платежа) в сумме, эквивалентной определённой сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (валюта долга). В данном случае в заявках, направленных заказчику, цена услуги была указана исключительно в евро, услуги оплачивались несколькими платежами с учетом роста курса евро за этот период.

Оценка

Переживает ли валютная оговорка расторжение договора лизинга и в какой валюте следует определять неосновательное обогащение по расторгнутому валютному договору лизинга?

Судебная практика по вопросу противоречивая. Так, двух постановлениях от 22.12.2016 по делу №А40-36472/16 и от 22.03.2017 по делу №А40-123872/16 Арбитражный суд Московского округа отменил нижестоящие акты, где сумма неосновательного обогащения по валютному договору лизинга была взыскана в евро, отметив, что в материалах дела не содержится доказательств оплаты лизинговых платежей в иностранной валюте.

В другом деле (постановление от 24.03.2016 по делу №А40-83841/13) Арбитражный суд Московского округа, напротив, отклонил доводы кассационной жалобы о невозможности взыскания неосновательного обогащения в иностранной валюте, указав, что, несмотря на оплату лизинговых платежей в рублях, валютой договора стороны предусмотрели доллар США.

Разъяснения по данному вопросу содержались в проекте Постановления Пленума ВС РФ от 22.11.2016 №54. Там было предусмотрено следующее правило:

28. Если законом или договором не предусмотрено иное, условие договора о валюте долга распространяется на обязанность по возврату уплаченных ранее в соответствии с этим договором денежных сумм, в том числе и в случае его прекращения (статьи 450–453 ГК РФ).

Но в итоге данный пункт был исключен, так как единой позиции выработано не было (подр. ).

Из смысла рассматриваемого определения и проекта постановления усматривается, что по мнению высшей судебной инстанции при конкуренции договорного обязательства и обязательства из неосновательного обогащения при возврате сторон в первоначальное положение, следует применять договорное обязательство, и, как следствие, допустимо сохранение условий договора и после его расторжения.

На наш взгляд, вопрос о том в какой валюте следует взыскивать неосновательное обогащение по валютному договору лизинга в зависимости от обстоятельств может решаться по-разному.

Определение цены договора в иностранной валюте имеет своей целью распределение между сторонами рисков, связанных с изменением курса рубля для нормального исполнения договора: вне зависимости от увеличения (уменьшения) курса иностранной валюты рублю, должник должен будет уплатить больше (меньше) в рублях и это будет соответствовать договору.

Если же договор расторгнут, то такое распределение рисков здесь не подходит, хотя бы потому, что нарушение договора может стать выгодно одной из сторон. Здесь должно действовать правило, закрепленное в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 №7, согласно которому риски изменения цен на сопоставимые товары, работы или услуги возлагаются на сторону, неисполнение или ненадлежащее исполнение договора которой повлекло его досрочное прекращение.

Так, если договор лизинга расторгнут вследствие его нарушения лизингополучателем, то именно он должен нести риски, связанные с изменением курса. Т.е. если курс иностранной валюты к рублю вырос, то неосновательное обогащение следует взыскивать в рублях, а если уменьшился — в иностранной валюте.